Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

1 Коринфянам, 15:12-58: Весть о воскресении / 6.V.14 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Христос воскрес!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 6 мая 2014 года, вторник.

Продолжаем читать Первое Послание апостола Павла коринфянам. Стихи 15:12-58.

A. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").[A]

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии и отдельными примечаниями из этого издания.

B. Перевод с примечаниями игумена Иннокентия (Павлова).
(Оп. в приложении к книге о. Иннокентия "Что такое христианство?".)

Комментарии
введение:
   
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии Лопухина" "Женевская Библия" "Пояснения" Ф. Грюнцвайга из комм. В.Н. Кузнецовой: Дэвид Приор (серия "Библия говорит сегодня") Крейг Кинер ("Культурно-исторический комментарий")
             
15
20-34
             

ХРИСТИАНАМ КОРИНФА

ПИСЬМО ПЕРВОЕ*

12 Итак, если Христос был воскрешен, как мы проповедуем, то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых? (13) Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. (14) А если Христос не воскрес, нам нечего проповедовать и* не во что верить. (15) Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, потому что мертвые не воскресают. (16) Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос. (17) И если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. (18) Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли. (19) И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете.

20 Но Христос действительно встал из мертвых  —  первым из умерших. (21) Потому что как смерть пришла через человека, так и воскресение мертвых  —  через человека. (22) И как все, сопричастные Адаму, умирают, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни. (23) Но каждый в свою очередь: сначала Христос; потом, когда Он вернется, все Христовы; (24) потом будет конец, Христос одолеет всех духов  —  Начала, Власти и Силы  —  и передаст Царство Отцу, Богу. (25) Потому что Ему предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не "повергнет всех врагов Ему под ноги". (26) И последний падет враг  —  смерть. (27) Потому что Бог "всё поверг Ему под ноги". Но хотя и сказано, что всё повергнуто, ясно, что за исключением Того, кто всё Ему поверг. (28) Когда Он всё отдаст Ему под начало, тогда и сам Сын отдаст себя под начало Тому, кто отдал Ему всё под начало  —  чтобы Бог был всё во всём.

29 Если бы это было не так, зачем бы люди стали принимать крещение за мертвых?+ Если мертвые вообще не встают, зачем тогда креститься за них? (30) Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности? (31) А я, братья, каждый день смотрю смерти в глаза, готов поклясться в этом гордостью, которую испытываю за вас перед Господом нашим Христом Иисусом! (32) И будь мои мотивы* чисто человеческие, с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфесе? Какая мне от этого польза? Если мертвые не воскресают,

"будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!"

33 Не обманывайтесь!

"Портит дурная компания самые лучшие нравы".

34 Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить! А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге. Как вам не стыдно!*

35 Но кто-нибудь спросит: "А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?" (36) Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет. (37) И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко, пшеничное, скажем*, или какое иное. (38) А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный. (39) Тело не у всех одинаково, скажем, тело человека отличается от тела животного, птицы  —  от рыбы. (40) А есть и небесные тела, и тела земные. У небесных тел своя красота, а у земных  —  своя. (41) Один блеск у солнца, другой  —  у луны и звезд. Звёзды тоже отличаются блеском друг от друга.

42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное  —  встает нетленное; (43) кладется уродливое  —  встаёт прекрасное; кладется слабое  —  встаёт могущественное; (44) кладется материальное+  —  встаёт духовное. Если есть материальное+, есть и духовное.

45 В Писании так и сказано: "Стал первый человек Адам живым существом". А последний Адам стал животворящим духом. (46) Не духовное предшествует материальному, а сначала материальное и лишь потом духовное. (47) Первый человек  —  земной, из "праха земного", а второй человек  —  с небес. (48) Каков земной, таковы и земные. Каков небесный, таковы и небесные. (49) И как мы несли на себе образ земного, так будем носить и образ небесного.

50 Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога, и смертное не сопричастно бессмертному. (51) Я открою вам тайну, братья: не все мы умрем, но все изменимся  —  (52) в один миг, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Она прозвучит  —  и мертвые встанут нетленными, и мы изменимся. (53) То, что тленно, должно облечься в нетление, и смертное облечься в бессмертие. (54) И когда тленное облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания:

"Истреблена смерть! Победа!
   
55 Где твоя, смерть, победа?
   Где твое, смерть, жало?"

56 А жало смерти  —  грех. Силу же грех получил от Закона. (57) Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.

58 Так вот, братья мои любимые, будьте стойкими*, будьте неколебимыми*. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.

 


15.14 В некоторых рукописях следует: "и грехи ваши по-прежнему на вас".

15.29 ...крещение за мертвых? — Вероятно, среди коринфян существовала практика некоего заместительного крещения за умерших родственников (прим. в СРП).

15.44 ...материальное... — Буквально: "душевное", т.е. природное, земное, относящееся к этому миру (прим. в СРП).

15.47 второй человек — в некоторых рукописях следует: "Господь".

15.51 не все мы умрем... — в некоторых рукописях другое чтение: "мы все умрем, но не все изменимся".

15.54-55 В некоторых рукописях есть разночтения: "Где, твое, смерть, жало, где твоя, ад, победа?", а также "где, твое, ад, жало?"

15.25 Пс 110(109).1    15.27 Пс 8.7
15.32 Ис 22.13; 2Кор 1.8
15.33 Менандр, Таис (218)    15.38 Быт 1.11
15.45 Быт 2.7    15.51-52 1Фес 4.15-17    15.54 Ис 25.8
15.55 
Ос 13.14    15.56 Рим 7.13; 6.14

 

*Заглавие В СРП: "Первое письмо христианам в Коринфе" (это и следующие примечания сделаны редактором рассылки).
*15:14 В СРП: "то и нам нечего проповедовать, и вам".
*15:32 В СРП: "побуждения".
*15:34 В СРП: "Я говорю это, чтобы вас пристыдить!"
*15:37 В СРП: "например".
*15:58 В СРП: "стойки", "неколебимы".

 

Воскресение мёртвых

12 А если о Христе возвещается, что Он воскрешён из мёртвых, то как среди вас некоторые говорят, что нет воскресения мёртвых? 13 Ведь если нет воскресения мёртвых, то и Христос не был воскрешён. 14 А если Христос не был воскрешён, то, стало быть, напрасны и наша проповедь, и ваша вера. 15 К тому же мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, поскольку засвидетельствовали против Него, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, раз, стало быть, мёртвые не воскрешаются. 16 А раз мёртвые не воскрешаются, то и Христос не был воскрешён. 17 А коли Христос не был воскрешён, то напрасна ваша вера: вы всё ещё в своих грехах, 18 и, стало быть, умершие во Христе погибли. 19 Так что если мы только в этой жизни возложили надежду на Христа, то мы несчастнее всех людей.

20 Но Христос воскрешён из мёртвых, будучи начатком из умерших9. 21 Ведь поскольку через человека смерть, то и через Человека воскресение мёртвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все будут оживотворены10. 23 Причём каждый в своём порядке: начаток – Христос, потом Христовы в Его пришествие, 24 затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу11, и упразднит всякое начало, всякую власть и силу12. 25 Поскольку Ему надлежит царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов Себе под ноги13. 26 Как последний враг будет повержена смерть. 27 Ведь Бог всё положил Ему под ноги14. А когда Он скажет, что всё подчинено (понятно, что за исключением Того, Кто всё Ему подчинил); 28 когда Ему будет подчинено всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы Бог был всем во всех15.

29 А как же те, кто принимает крещение за умерших16? Если мёртвые, вообще, не воскрешаются, то зачем тогда за них принимают крещение? 30 Ради чего, в свою очередь, мы ежечасно подвергаемся опасностям? 31 Я каждый день умираю, клянусь, братья, похвальбой вами, которая есть у меня во Христе Иисусе, Господе нашем. 32 Если я в Эфесе боролся со зверями17 из человеческих побуждений, то какая мне с того польза? Раз мёртвые не воскрешаются, то

Станем есть и пить,
ведь завтра умрём18.

33 Не обманывайтесь:

 

Дурные сообщества портят добрые нравы19.

 

34 Как следует отрезвитесь20 и не грешите. Ведь некоторые невежественны в том, что касается Бога! Говорю это к вашему стыду.

Воскресение тела

35 Но кто-то скажет: А как будут воскрешены мёртвые, и в каком теле придут? 36 Неразумный, то, что ты сеешь, не будет оживотворено, если не умрёт. 37 И когда ты это сеешь, то сеешь не будущее тело, а голое зерно, какое придётся пшеничное или какое другое. 38 Но Бог даёт ему тело, то, какое захотел, и у каждого из семян своё собственное тело. 39 Не всякая плоть одна и та же плоть, но одна плоть у людей, другая у скотов, иная у птиц, иная у рыб. 40 Есть тела небесные, а есть земные. И одна слава у небесных, а другая у земных. 41 Иная слава у солнца, иная у луны, иная у звёзд; да и звезда от звезды различаются славой21.

42 Так же и воскресение мёртвых: сеется в тлении, воскрешается в нетлении; 43 сеется в бесчестии, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе; 44 сеется тело душевное, воскрешается тело духовное. Раз есть тело душевное, то есть и духовное. 45 Так и написано22: Стал первый человек Адам живой душой23, а последний Адам животворящим духом24. 46 Но не духовное сначала, а душевное, потом духовное. 47 Первый человек от земли из пыли25, второй Человек – с неба26. 48 Каков тот, кто из пыли, таковы и те, кто из пыли, а каков Тот, Кто с неба, таковы и те, кто с неба. 49 И как мы носили образ того, кто из пыли, так будем носить и образ Того, Кто с неба.

50 Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь27 не могут наследовать Царства Божьего, равно как тленье не наследует нетленья. 51 Скажу вам тайну28: не все мы умрём, но все изменимся. 52 Вдруг, во мгновенье ока, при последней трубе29: она затрубит и мёртвые будут воскрешены нетленными, а мы изменимся. 53 Ведь этому тленному телу надлежит одеться в нетление, и этому смертному телу надлежит одеться в бессмертие. 54 А когда это тленное тело оденется в нетление, и это смертное тело оденется в бессмертие, тогда сбудется написанное слово30:

 

Поглощена смерь победой.
55Где твоя, смерть, победа?
Где твоё, смерть, жало31?

56 Жало же смерти в грехе, а сила греха в законе32. 57 Но благодаренье Богу, дающему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа. 58 Итак, любимые мои братья, будьте твёрдыми и непоколебимыми, всегда усердствующими в деле, угодном Господу, зная что ваш труд ради Него не напрасен.

 


9начаток из умерших – по аналогии с первыми плодами, посвящаемыми Богу, Христос назван «начатком», т. е. первым из умерших, кто был воскрешён. По логике Павла первый плод подразумевает наличие и последующих плодов.

10В стт. 22-23 Павел обращается к своему учению о Христе как о Новом Адаме, развёрнуто изложенном им в Рим 5:12-21.

11передаст Царству Богу и Отцу – из этих слов и последующего пассажа видно, что концу, когда Бог будет «всем во всех», предшествует Царство Христа, в бытность которого Христу надлежит победить всех своих врагов, последним из которых названа смерть.

12упразднит всякое начало, всякую власть и силу – речь идёт о неких духовных творениях (чинах), противостоящих Богу, власть которых в мире будет окончательно упразднена Христом с Его вторым пришествием.

13Данный пассаж является аллюзией (отсылкой) к Пс 110 (109):1.

14Пс 8:6 (7).

15Другой возможный перевод: всем во всём.

16Видимо, Павел имеет здесь в виду суеверный обычай, имевший распространение в Коринфе, когда некоторые принимали крещение не только за себя, но и за своих умерших родственников или друзей.

17я в Эфесе боролся со зверями – очевидно, это фигуральное выражение, возможно, подразумевающее под «зверями» противников проповеди Павла – легалистов (они жеиудействующие), требовавших от вступающих в церковь Христа язычников полного соблюдения Моисеева закона, что,прежде всего, должно было выражаться в обрезании.Во всяком случае, в 1Кор 16:9 Павел признаёт, что в Эфесе у него есть противники.

18Ис 22:13. Данное высказывание у пророка Исайи призвано показать нечестие древних иерусалимлян, утративших послушание Богу.

19Данная цитата взята из древнегреч. комедиографа Менандра (342/341-293/290 до н.э.).

20отрезвитесь – данный призыв является фигуральным выражением и означает: опомнитесь.

21Смысл этой сентенции: солнце, луна и каждая из звёзд различаются друг от друга силой своего сиянья.

22Так написано – традиционная формула евр. учителей закона, вводящая цитату из Священного Писания.

23Быт 2:7. Этой цитатой Павел указывает на принадлежность человека к животному миру (ср. Быт 1:20,24), подчинённому закону смертности (Пс 104(103): 29-30; Еккл 3:19).

24Здесь и далее Павел вновь возвращается к своему учению о Христе как о Новом Адаме (ср. стт. 22-23). При этом он также возвращается к оппозиции душевное – духовное, которая переходит здесь в новое противостояние тленное – нетленное.

25Аллюзия (отсылка) к Быт 2:7.

26Согласно другим рукописям: …второй Человек – Господь с неба.

27плоть и кровь – традиционное библ. выражение, обычно обозначающее человека, однако в данном случае в качестве существа, принадлежащего к животному миру, для которого с кровью связано понятие души, т. е. жизни в биологическом значении (Лев 17:11). В данном случае выражение плоть и кровь выступает синонимом тления, т. е. того, что подвержено смерти.

28имеется в виду тайна Божьего домостроительства.

29последняя труба – непременный атрибут библ. эсхатологии (учении о конце этого века и начале Божьего суда над миром), ею возвещается о наступлении мессианской эры.

30написанное слово – ещё одна формула, открывающая цитату из Священного Писания.

31 Составная цитата-парафраз из Ис 25:8 и Ос 13:14. Согласно другим рукописям ст. 55 читается так: Смерть, где твоё жало? / Ад, где твоя победа?

32Эту мысль Павел развивает в Рим 5:12-21 в связи со своим учением о Христе как о Новом Адаме. Речь здесь идёт о том, что законом обнаруживается грех, в любом случае, согласно библ. учению, делающий человека достойным смерти. При этом имеется в виду, что Закон Моисея с его множеством предписаний и запретов обозначил многие случаи нарушением людьми воли Божьей, тогда как Адам нарушил всего лишь единственную заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла (см. Быт 2:16-17).

[A] 1Кор в переводе В.Н. Кузнецовой. // О переводе.


Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого (формат 130x200 см)

[

 Данный перевод лег в основу издания Нового Завета, выпущенного Российским Библейским Обществом (РБО)
  под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика).

     

 1 июня 2011 года РБО выпустило в свет "Современный русский перевод" Библии, частью которого стала и "Радостная Весть" (в редакции 2010 г.).

[ Здесь можно посмотреть цены в некоторых интернет-магазинах и сделать заказ . ]

Также в 2011 г. вышло в свет печатное издание "Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод", также содержащее соответствующие части Библии в редакции 2010 г. На сайте messia.ru можно сравнить цены на это издание в различных интернет-магазинах и заказать книгу.

 

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: 1-е письмо коринфянам, 16.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное