Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Паремии Сретения (Исх 12:51-13:3,10-12,14-16; 22:29b; Лев 12:2-4,6,8; Числ 8:16-17; Ис 6:1-12; 19:1,3-5,12,16,19-21) / 14.II.11 пн


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 14 февраля 2011 года, понедельник.

Сегодня мы прочитаем паремии (ветхозаветные богослужебные чтения) праздника Сретения, который православные христиане, пользующиеся юлианским календарем ("старым стилем") празднуют 15 февраля "по новому стилю".

Текст

a) в Синодальном переводе (источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
б) в переводе с греческого иером. Амвросия (Тимрота) (источник: azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr02.shtml).

Примечания – из "Брюссельского" издания Библии.

51 В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. 13.1 И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они.

И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного...

Сказал Господь Моисею в тот день, когда вывел Он сынов Израилевых из земли Египетской, говоря: освяти Мне всё первородное, перворожденное, разверзающего всякую материнскую утробу между сынами Израилевыми, от человека до скота. И сказал Моисей народу: помните этот день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттуда.

Исход, 12:51 – 13:3, 10–12, 14–16.

 

 

10 Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.

11 И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, – 12 отделяй Господу всё (мужеского пола) разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, (посвящай) Господу...

И соблюдайте Закон сей. И будет, когда введет тебя Господь Бог твой в землю Хананеев, как Он поклялся тебе и отцам твоим, и даст тебе её – и отделишь всё, разверзающее материнскую утробу мужского пола Господу.

14 Праздничная формула, напоминающая об освобождении из рабства.

15 "Выкупаю" – первенец принадлежит Богу. Отец как бы отдает за него залог в знак того, что он принадлежит ему условно, ибо подлинный Отец и Владыка первенца – Бог (ср Быт 22).

14 И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; 15 ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; 16 и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.

Если же спросит тебя после того сын твой, говоря: "Что это?", то ты скажешь ему, что рукою крепкою вывел нас Господь из земли Египетской, из дома рабства. Когда же фараон ожесточился, не желая отпустить нас, умертвил Господь всё первородное в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота, – потому я приношу в жертву Господу всё, разверзающее материнскую утробу, мужского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и будет это знаком на руке твоей и – непоколебимо пред очами твоими,
Отдавай Мне первенца из сынов твоих... ибо так сказал Господь Вседержитель: первородное из сынов твоих будешь отдавать Мне.
Исход, 22:29b.
скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. И будет: всякий, кто родит младенца мужского пола, в день восьмой обрежет у него крайнюю плоть его; и жена его тридцать три дня не будет приходить во святилище Божие к священнику, пока не исполнятся дни очищения.
Левит, 12:24,6,8.
По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику... И после того принесет он агнца однолетнего, непорочного во всесожжение и молодого голубя или горлицу за грех, к вратам скинии свидетельства к священнику,  
Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста. или вместо них принесет двух молодых голубей или двух горлиц, и совершит умилостивление о нём священник,  
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе; 17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе... ибо как воздаяние отданы они Мне из всех сынов Израилевых: и Я взял их и освятил их Себе вместо первенцев Египетских в день, когда Я поразил всё первородное в земле Египетской от человека до скота – сказал Господь Всевышний, Святой Израилев.
Числа, 8:16–17a.

 

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили:

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
вся земля полна славы Его!

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

И сказал Он:

пойди и скажи этому народу:
слухом услышите – и не уразумеете,
и очами смотреть будете – и не увидите.
10 Ибо огрубело сердце народа сего,
и ушами с трудом слышат,
и очи свои сомкнули,
да не узрят очами,
и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем,
и не обратятся,
чтобы Я исцелил их.

11 И сказал я:

надолго ли, Господи?

Он сказал:

доколе не опустеют города,
и останутся без жителей,
и домы без людей,
и доколе земля эта совсем не опустеет.
12 И удалит Господь людей,
и великое запустение будет на этой земле.

Было в тот год, когда умер Озия царь: увидел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и полон был дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него: шесть крыл у одного и шесть крыл у другого; и двумя закрывали они лица свои, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они один к другому и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полна вся земля славы Его!" И поднялась перекладина дверей от гласа их восклицаний, и дом наполнился дымом. И сказал я: "О я, несчастный, ибо я сокрушен! Потому что я – человек, и нечистые уста имею; и среди народа, имеющего нечистые уста, живу, – и Царя, Господа Саваофа увидели глаза мои!" И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих и сказал: "Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззаконие твоё, и грехи твои очистит". И услышал я голос Господа, говорящего: "Кого Мне послать? И кто пойдет к народу сему?" И я сказал: "Вот я, пошли меня!" И сказал Он: "Пойди и скажи народу сему: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их". И сказал я: "Доколе, Господи?" Он сказал: "Доколе не опустеют города, так что будут необитаемы, и дома, так что не будет людей, и земля захваченная будет пуста. И после того удалит Бог людей, и умножатся оставшиеся на земле".
Исайя, 6:1–12.

1-13 Первое видение Исайи – призвание пророка; его датируют обычно 740 г. Этот текст положено читать как паримию на праздник Сретения Господня, ибо Церковь видит здесь предсказание о воплощении Сына Божия и принесении Его во Храм. Сидящий на престоле – Господь, единственный истинный Царь Израиля и мира (ср Откр 4 3-11). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. "Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух... ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою-то неизреченной силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов" (св. Василий Великий, толкование на пророка Исайю, VI).

2 "Серафимы", т. е. "пламенеющие" – небесные существа с человеческим лицом и шестью крыльями; они напоминают таинственные существа, несущие колесницу Ягве (Иез 1); в Иез 10 они названы "херувимами" (ср Исх 25 18).

3 "Свят, свят, свят" – этот текст стал литургическим песнопением. "Святость Божия" составляет одну из центральных тем проповеди Исайи (1 4; 5 19,24; 10 17,20; 41 14,16,20 и т. д.). Святость Божия властно призывает человека к святости, т. е. к отделению от язычников (Лев 20 24) и к очищению от греха (стт 5-7). Так человек становится причастным святости Божией.

4 "Курения", (или облако) – знак присутствия Бога на Синае (Исх 19 16), в Скинии (Исх 40 34-35), и в храме иерусалимском.

6 "Горящий уголь" причастен святости, сообщаемой жертвеннику. Огонь обычно сопровождает теофании на Синае (Исх 19 18; Втор 4 11-12,15,33,36). Этот огонь очистителен (ср Ис 1 25; Иер 6 29; Мф 3 11).

7 Пророк – вестник Слова Божия, он – Его "уста" (ср Исх 4 16). Поэтому Бог влагает слова Свои "в его уста" (Иер 1 9), и Иезекииль ест свиток (Иез 3 1-3), на котором начертано Слово Божие.

8 Готовность пророка на служение. Здесь можно видеть характерную черту библ. откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его сознание остается ясным.

10 Проповедь пророка наталкивается на непонимание слушателей. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, оно открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд (ср ожесточение фараона Исх 4 21; 3 7; и т. д.). Эти слова Исайи многократно приводятся в НЗ (Мф 13 14-15 п; Ин 12 40; Деян 28 26-27) и применяются Христом к Его слушателям (Мф 13 13).

11 "Надолго ли, Господи?" – пророку трудно примириться с окончательным осуждением своего народа. В Своем ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание.

 

Пророчество о Египте. –

Вот, Господь восседит на облаке легком
и грядет в Египет.
И потрясутся от лица Его идолы Египетские,
и сердце Египта растает в нём.

Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет. И потрясутся рукотворные идолы Египетские от лица Его, и сердце их изнеможет в них.
Исайя, 19:1, 3–5, 12, 16, 19–21.

И дух Египта изнеможет в нём,
и разрушу совет его,
и прибегнут они к идолам и к чародеям,
и к вызывающим мертвых и к гадателям.
И предам Египтян в руки властителя жестокого,
и свирепый царь будет господствовать над ними,
говорит Господь, Господь Саваоф.

И истощатся воды в море
и река иссякнет и высохнет...

И смутится дух их в них, и совет их разрушу, и предам Египет в руки властителей жестоких: так говорит Господь Саваоф. И будут пить Египтяне воду, что при море, а река иссякнет и высохнет.  
12 Где они? где твои мудрецы?
пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают,
что Господь Саваоф определил о Египте.
Так говорит Господь: Где ныне твои мудрецы? И пусть они возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте.  
16 В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. В тот день будут Египтяне как женщины, в страхе и трепете от действия руки Господа Саваофа, которую Он наложит на них.  
19 В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее. 20 И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. 21 И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. И будет жертвенник Господу в земле Египтян, и памятник у пределов её – Господу. И будет он знамением навек о Господе в земле Египетской, потому что они воззовут ко Господу, и Он пошлет им Человека, Который спасет их. И известен будет Господь Египтянам; и познают Египтяне Господа в день тот, и принесут жертву и дар, и дадут обеты Господу, и исполнят.  

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Евангелие от Луки, 2:22-40.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное