Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Деяния 6-7: первомученник Стефан.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 01 июня (19 мая) 2007 года

Продолжаем чтение книги Деяния Апостолов. Главы 6 и 7.

Перевод В.Н.Кузнецовой*. (Об этом переводе)

  к книге: Комментарии из 'Брюссельской' Библии
+ А.Мень (БС) + А.Мень (лекция) + Феофилакта Болгарского + Д.Гатри + список комм. на blagovestnik.org + У.МакДональд + Баркли
Ср. этот же текст на церковнославянском Комментарии
к гл. 6
из 'Брюссельской' Библии + блж. Феофилакта
Комментарии
к гл. 7
из 'Брюссельской' Библии + блж. Феофилакта

6 1 В то время, когда число учеников всё множилось, появились раздоры между грекоязычными и остальными евреями. Первые говорили, что при ежедневных раздачах их вдовы обделялись. (2)Поэтому двенадцать апостолов, созвав всех учеников, сказали:

? Не пристало нам, забросив проповедь Божьей Вести, прислуживать у столов. (3)Братья, присмотрите себе из вашего же числа семь человек: людей с доброй славой, разумных и исполненных Духа. И мы поручим это дело им, (4)а себя посвятим молитве и проповеди Слова.

5 Вся община одобрила это предложение и избрала Стефана, человека, исполненного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, антиохийца из обращенных язычников. (6)Их представили апостолам, и те помолились и возложили на них руки.

7 Божья Весть распространялась всё шире, и число учеников в Иерусалиме росло. Покорились вере и многие из священников.

8 Стефан, щедро одаренный Богом и исполненный силы, совершал в народе чудеса и великие знамения. (9)Но нашлись люди из так называемой Синагоги Вольноотпущенников (ее посещали киренцы, александрийцы и выходцы из Киликии и провинции Азия), которые стали спорить со Стефаном, но Дух дал ему такую мудрость, что они не могли ему противостоять. (11)И тогда они подговорили несколько человек заявить: "Мы слышали, как он вел кощунственные речи против Моисея и Бога". (12)Этим они возбудили против него весь народ, старейшин и учителей Закона. Потом они схватили Стефана и привели его в Совет. (13)Они выставили лжесвидетелей, давших такие показания:

? Этот человек всё время выступает против нашего святого Храма и Закона. (14)Мы сами слышали, как он говорил, что этот самый Иисус, Назарянин, разрушит наш Храм и переменит все обычаи, которые передал нам Моисей.

15 Члены Совета внимательно посмотрели на Стефана, и им показалось, что у него лицо ангела.

7 1 – Это действительно так? – спросил первосвященник.

2  – Братья и отцы! – заговорил Стефан. – Когда наш отец Авраам жил в Месопотамии, еще до переселения в Харан, ему явился Бог в сиянии славы (3) и сказал: "Покинь эту землю и род свой и ступай в землю, которую Я тебе укажу". (4) И тогда он ушел из халдейской страны и поселился в Харане. А оттуда, после смерти отца, Бог переселил его в землю, в которой теперь обитаете вы. (5) Он не дал ему владеть ей, не дал в ней ни пяди земли, но обещал отдать ее во владение ему и его потомству после него, хотя у него в то время не было детей. (6) Так говорил Бог: "Потомки твои будут пришельцами в чужой земле, и обратят их в рабство и будут угнетать четыреста лет. (7) Но и над тем народом, который их поработит, Я совершу Мой суд". Бог сказал: "И потом они уйдут оттуда и будут поклоняться Мне здесь, на этом месте". (8) И в знак союза с ним Он дал ему обряд обрезания. Авраам, став отцом Исаака, обрезал его на восьмой день, Исаак обрезал Иакова, а Иаков  – двенадцать наших праотцев.

9 Отцы же, позавидовав Иосифу, продали его в Египет, но Бог не оставил его (10) и избавил от всех бед. Он даровал ему великий разум и расположение фараона, египетского царя, и поставил его правителем над Египтом и над всем царским домом. (11) Но вот во всем Египте и Ханаане настали голод и великая нужда. Не осталось никаких припасов и у наших отцов. (12) Иаков, прослышав, что в Египте есть хлеб, послал туда наших отцов в первый раз. (13) А во второй раз Иосиф открылся братьям, и фараону стал известен род Иосифа. (14) Иосиф же послал за отцом своим Иаковом и просил его со всей родней из семидесяти пяти человек перебраться к нему. (15) Иаков переселился в Египет. Там скончался и он, и наши отцы. (16) Их перевезли в Сихем и похоронили в гробнице, место для которой купил за серебро еще Авраам у рода Хамора в Сихеме.

17 Приближалось время, когда должно было исполниться обещание, данное Богом Аврааму. Народ наш в Египте всё рос и умножался, (18) пока там к власти не пришел новый царь, не знавший Иосифа. (19) Этот царь жестоко притеснял наш народ и коварно обрекал наших отцов на гибель, принуждая их выбрасывать своих младенцев.

20 И в это время родился Моисей; это был очень красивый ребенок. Три месяца его вскармливали в родительском доме, (21) а когда вынесли из дома и оставили, его подобрала дочь фараона и воспитала как собственного сына. (22) Моисей был обучен всей египетской мудрости, он был искусен и в слове, и в деле.

23 Когда ему исполнилось сорок лет, у него возникло желание  навестить братьев по крови, сынов Израиля. (24) Однажды он увидел, как одного из них жестоко избивали, и он вступился и отомстил, убив египтянина-обидчика. (25) Он думал, что его братья поймут, что Бог через него посылает им спасение, но они не поняли. (26) На следующий день он увидел, что они дерутся между собой, и, желая помирить их, сказал: "Послушайте, ведь вы же братья! Зачем вам обижать друг друга?" (27) Но человек, избивавший своего соплеменника, оттолкнул Моисея со словами: "Кто тебя поставил над нами начальником и судьей? (28) Может, ты хочешь убить и меня, как вчера убил египтянина?" (29) Моисей, услышав это, бежал из страны и поселился в мидийской земле; там у него родилось два сына.

30 Прошло сорок лет, и в пустыне у горы Синай явился ему ангел в пламени горящего терна. (31) Моисей, увидев такое диво, изумился. Когда он подошел, чтобы рассмотреть его поближе, раздался голос Господа: (32) "Я Бог твоих предков, Бог Авраама, Исаака и Иакова". Моисей задрожал и не решался поднять глаза. (33) "Сними сандалии с ног твоих, – сказал ему Господь, – потому что место, на котором ты стоишь, святая земля. (34) Я увидел, как бедствует Мой народ в Египте, услышал их стоны и сошел на землю, чтобы избавить их. А теперь ступай, Я пошлю тебя в Египет".

35 Это его, того самого Моисея, которого они отвергли, сказав: "Кто тебя поставил начальником и судьей?" – это его рукой ангела, явившегося ему в пламени горящего терна, послал Бог вождем и освободителем. (36) Это он вывел их, совершая чудеса и дивные знаки в египетской земле, и на Красном море, и в течение сорока лет в пустыне. (37) Это он, Моисей, сказал израильтянам: "Бог пошлет вам Пророка из собратьев ваших, как послал меня". (38) Это он, в пустыне, в собрании народа, вместе с ангелом, который говорил с ним на горе Синай, и с нашими отцами, принял живоносные слова, чтобы передать их нам, – (39) тот, которого не захотели послушаться наши отцы, а отвергли и стали мечтать о возвращении в Египет. (40) "Сделай нам богов и пусть они ведут нас, – сказали они Аарону. – Ведь этот Моисей, который вывел нас из египетской земли... Мы не знаем, что с ним случилось". (41) И сделали они в те дни изваяние быка, принесли этому идолу жертву и устроили праздник перед творением своих рук. (42) И тогда Бог от них отвернулся и попустил, чтобы они поклонялись звездному воинству, как написано в книге пророков:

"Дом Израиля!
   Разве Мне приносили дары вы и жертвы
все сорок лет, пока были в пустыне?
  43 Шатер Молоха и звезду вашего бога Рефана
вы носили с собой,
   вы сотворили их изваянья, чтобы им поклоняться.
И Я вас выселю
за Вавилон".

44 Был у наших отцов в пустыне Шатер Свидетельства, его повелел Моисею сделать Бог по образцу, который Он ему показал. (45) Следующее поколение наших отцов принесло его с собой в землю, куда они, под предводительством Иешуа, вошли, когда Бог изгнал оттуда народы, жившие там до наших отцов. Шатер этот был у нас до дней царя Давида, (46) любимца Бога. Давид выпросил позволение построить жилище для Бога Иакова, (47) а Соломон построил Ему дом.

48 Но не живет Всевышний в рукотворных домах! Вот как об этом говорит пророк:

49 "Небо – престол Мой,
   а земля – опора для ног.
Какой дом вы построите Мне, вопрошает Господь,
   и какие покои для отдыха?
50 Не Моя ли рука сотворила всё это?"

51 Строптивые люди, с сердцем, не знающим Бога, и с ушами глухими для истины! Вы всегда противились Святому Духу – и отцы ваши, и вы! (52) Кого из пророков не гнали ваши отцы? Они убили тех, кто возвестил о приходе Праведника, а теперь вы стали Его предателями и убийцами! (53) Вы получили Закон, врученный вам Божьими ангелами, и не соблюли его!

54 Услышав это, все заскрежетали зубами от ярости. (55) А Стефан, исполненный Святого Духа, устремил к небу глаза и увидел сияние Божьей Славы, а по правую руку Бога – Иисуса.

56  – Вот я вижу: открылось небо и Сын человеческий стоит по правую руку Бога! – воскликнул он.

57 Все подняли крик, заткнули уши, дружно бросились на него (58) и, вытащив за город, стали побивать камнями. Свидетели обвинения сложили свои плащи у ног юноши по имени Саул. (59) Когда его побивали камнями, Стефан взывал:

    – Господь Иисус, прими мой дух!

60 Встав на колени, он громким голосом воскликнул:

    – Господь! Не вменяй им это в вину! – И с этими словами умер.

 


2.9-11 Азией называется не материк, а римская провинция на западе Малой Азии, а также область вокруг греческих городов эгейского побережья. Обращенные язычники — этим словосочетанием переводится греческое слово "прозелиты", означающее язычников, которые уверовали в единого Бога и стали соблюдать Закон Моисея.

 

6.1 грекоязычные евреи — дословно: "эллинисты", т.е. говорившие не на арамейском или еврейском, а на греческом языке. Они были выходцами из диаспоры, т.е.рассеяния, переселившимися в Иерусалим.

6.2 прислуживать у столов — это может значить: заниматься раздачей пищи или ведать деньгами, предназначенными для раздачи, так как греческое слово "тр`апедза" имеет два значения: "стол" и "банк".

6.5 Обращенные язычники — см. прим. к 2.11.

6.6 возложили на них руки — возложение рук означало, что апостолы утвердили в должности семерых, избранных церковью, и наделили их своим авторитетом и властью. Возложение рук было широко распространено как во времена ВЗ, так и позже (рукополагали учителей Закона, членов Совета и т.д.).

6.9 Вольноотпущенники — возможно, имеются в виду евреи (и их потомки), которые были взяты в плен войсками Помпея, а затем отпущены на свободу. Вероятно, их синагогу посещал будущий апостол Павел. Азия — см. прим. к 2.9.

7.1 первосвященник — Кайафа.

7.2 Месопотамия (греч. "междуречье") — страна между Тигром и Евфратом, совр. Ирак. Харан — долина в верховьях Евфрата, к северо-западу от Месопотамии.

7.4 Халдейская страна — Месопотамия.

7.8 Праотцы — сыновья Иакова.

7.14 из семидесяти пяти человек — так в LXX, греческом переводе Библии, а в еврейском тексте — "семьдесят".

7.16 То, что они похоронены не в Египте, а в обещанной ("обетованной") земле, свидетельствует об их вере в то, что Бог исполнит обещание, данное Аврааму. Сихем находился в Самарии.

7.18 новый царь — один из царей XIX династии, возможно, Рамсес II.

7.20 очень красивый ребенок — возможен иной перевод: "он был угоден Богу".

7.29 Мидианская земля — область в Аравии.

7.43 М`ол`ох — ханаанское божество неба и солнца; Реф`ан (в рукописях много разночтений: Ремфан, Ромфан, Рамфан, Райфан, Ремфа и т.д.) — египетское божество.

7.44 Шатер Свидетельства, или "Скиния Завета" — палатка, служившая переносным святилищем во время странствий израильтян по пустыне и являвшая собой символ Договора (или Завета) народа Израиля с Богом. Ее устройство подробно описано в Исх 26.

7.45 Иеш`уа — Иешуа Бен-Нун, ставший после смерти Моисея предводителем израильтян (его имя по-русски традиционно передается как Иисус Навин).

7.46 для Бога Иакова — во многих рукописях: "для дома Иакова", т.е. для народа Израиля.

7.53 врученный вам Божьими ангелами — в Исходе ничего не говорится об участии ангелов в даровании Закона, но о существовании такой традиции свидетельствует этот стих, а также Деян 7.38, Гал 3.19 и Евр 2.2.

7.57 заткнули уши — чтобы не слышать того, что они считали кощунством. Так как ничего не говорится о вынесении формального приговора, вероятно, последовал самосуд, на который Пилат закрыл глаза.

7.58 сложили свои плащи — по Закону (Втор 17.7), свидетели обвинения должны были первыми бросить камни в приговоренного. Они сняли с себя длинную верхнюю одежду, чтобы было удобнее это делать. Саул (точнее Шауль, в греческой транскрипции Савл) — еврейское имя апостола Павла. Он был из племени Вениамина и, возможно, был назван в честь первого царя, который тоже был родом из этого племени.

 

 

6.14 Мк 14.58; 15.29; Ин 2.19   7.2-3 Быт 12.1   7.4 Быт 11.31; 12.4   7.5 Быт 12.7; 13.15; 15.18; 17.8  
7.6-7
Быт 15.13-14   7.7 Исх 3.12   7.8 Быт 17.10-14; 21.2-4; 25.26; 29.31-35.18   7.9 Быт 37.11,28; 39.2,21   7.10 Быт 41.39-41   7.11 Быт 42.1-2   7.13 Быт 45.1,16   7.14 Быт 45.9-10, 17-18; 46.27 (LXX)  
7.15
Быт 46.1-7; 49.33   7.16 Быт 23.3-16; 33.19; 50.7-13; Ис Нав 24.32   7.17-18 Исх 1.7-8   7.19 Исх 1.10-11.22   7.20 Исх 2.2   7.21 Исх 2.3-10   7.23-29 Исх 2.11-15   7.29 Исх 18.3-4   7.30-34 Исх 3.1-10   7.35 Исх 2.14   7.36 Исх 7.3; 14.21; Числ 14.33   7.37 Втор 18.15,18   7.38 Исх 19.1-20.17; Втор 5.1-33   7.40 Исх 32.1   7.41 Исх 32.2-6   7.42-43 Ам 5.25-27 (LXX)   7.44 Исх 25.9,40   7.45 ИсНав 3.14-17  
7.46
2Цар 7.1-16; 1Пар 17.1-14   7.47 3Цар 6.1-38; 2Пар 3.1-17   7.49-50 Ис 66.1-2   7.51 Ис 63.10

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

С праздником!
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное