← Октябрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
12
|
|||
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
||
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.sedmica.mrezha.net
Открыта:
18-09-2007
Статистика
0 за неделю
ЗАГОЛОВКИ 357-го СПЕЦВЫПУСКА:
+ |
В этом выпуске рассылки предлагаем вам некоторые статьи газеты "Одигитрия" за этот год.
Газета была основана в 2000 году по благословению митрополита Винницкого и Могилев-Подольского Макария, а сегодня издается по благословению правящего архиерея Винницкой епархии архиепископа Симеона. Публикуемые в 8-полосном издании материалы рассчитаны на широкий круг читателей, хотя в подборе статей редакция ориентируется прежде всего на людей церковных.
Подписаться на "ОДИГИТРИЮ" можно в любом почтовом отделении связи Украины с любого месяца в течение года. Газета выходит 1 раз в месяц. Подписной индекс - 99732. Подписка на 1 месяц - 0,84 грн., на 3 месяца - 2,52 грн., на полгода - 5,04 грн., на год - 10,08 грн.
В ЗЕРКАЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ
↑ к началу к следующей новости →
В позапрошлом столетии князем Петром Вяземским были написаны следующие строки:
"Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно,
И тайно, про себя, и явно, всенародно,
Сняв шляпу и крестом трикратно осенясь,
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Оказывал и я почтение святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины..."Сколь многое бы с тех пор не переменилось, но сегодня они близки и понятны читателю едва ли не в большей мере, чем тогда. И недаром: ведь поэт это наследник древнего пророческого дара, всегда обращенного в будущее. Что мешало русскому князю, что стесняло его свободу оказать почтение родной православной святыне? Сегодня, отвечая ему, мы открываем для себя реальность православной миссии.
...Что такое миссия? Прежде всего, разумеется, посмотрим на первую страницу принятой в прошлом году Концепции миссионерской деятельности: "Миссия проповедь для пробуждения веры". В то же самое время многое можно почерпнуть из этимологии самого слова "миссия" и его военных значений боевой задачи, рейда, похода.
Если вдуматься, эти определения хорошо дополняют друг друга. Миссия выводит нас из дома, из дружественной, защищенной обстановки. Там, где существует полноценная православная вера, где она не нуждается в пробуждении, то есть, в православной среде там нет миссионерских задач. Однако ясно ли очерчена эта среда? Всегда ли можно указать ее границу? Часто ли мы пересекаем ее, сами того не замечая, и, более того, не пребываем ли мы с вами вне ее пределов, если не полностью, то хотя бы отчасти?
Это знакомо каждому священнику. Завершается Литургия. Я стою лицом к востоку: передо мной Престол, на нем Евангелие, антиминс с зашитою частицей св. мощей и подписью архиерея, напрестольный крест, дарохранительница под стеклом, флакон со св. миром. У жертвенника дьякон перед Чашей со Святыми Дарами. В свежем утреннем свете блекнут огоньки свечей и лампад. Я у себя дома.
"Удержи язык свой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти;
Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и..."Поворачиваюсь к западу, делаю шаг вперед: "Благословение Господне на вас...". Полумрак храма смотрит на меня десятками, сотнями глаз. Что за ними? Какие помыслы, какие чувства, какие судьбы, какие скорби? Кто из них примет благословение? Кто удержит язык от зла, кто сотворит благо, кто взыщет мира, кто найдет его, и где?... Кого-то я хорошо знаю благодаря регулярной исповеди, но со многими незнаком: неведомый мир. Через несколько секунд, выйдя с крестом, я скажу им слово, и оно должно отозваться на их ожидание, на их надежду. Отзовется ли? Один шаг через Царские врата, и начинается миссия.
"Заповедь взаимной любви, заповедь быть всем слугою и повеление апостолов "плачьте с плачущими" призывают христианина и тем более пастыря быть в тесном единении с соотечественниками и служить им всем тем богатством и силою, которыми обладает Святая Церковь", говорит Святейший Патриарх Алексий в Обращении на последнем Епархиальном собрании. Такое единение и служение неминуемо становится зеркалом: отражение моей миссии к соотечественникам это миссия к моему собственному сердцу...
А дальше я выхожу из монастырских ворот в город. Те же глаза, только многочисленнее и внимательнее, смотрят на человека в рясе и с крестом на груди. Те же ожидания, те же надежды. Те же недоумения, те же ошибки, те же грехи, те же катастрофы, и я сам не внешний наблюдатель, а участник этой реальности. На улице, в магазине, в автобусе, в университетской аудитории, на страницах газет и Интернета миссия продолжается.
+ + + Итак, "зону миссии" не ограничить внешней, нецерковной средой. По мере удаления от Церкви (или церкви), от нашего дома, от защищенной крепости, меняются лишь условия миссии, меняется язык нашей "проповеди для пробуждения веры", меняется боевая обстановка но сам факт боевой задачи остается прежним.
И здесь самое время вспомнить знакомые слова Апостола: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной". Театр военных действий захватывает сердце каждого, и едва ли не в последнюю очередь мое собственное сердце. Победа на широком фронте определяется моим успехом на данном конкретном участке: выйдя из дома с миссией, донесу ли я до ближнего ту святыню, которая вручена мне Спасителем? Один шаг через Царские врата и не погаснет ли у меня в сердце огонь святого Тела и Крови?
Князь Вяземский стоял перед церковью, не в силах снять шляпу и перекреститься. Стыдился прохожих? Да, но и не только. "И тайно, про себя" не мог он осенить себя крестом, стыдясь своего неверия, незнания, несвободы точно так же, как сегодня стыдятся, сами не зная чего, наши бесчисленные соотечественники. Изнуренные и рассеянные, по точному слову Спасителя, как овцы без пастыря, они ждут не дождутся делателей на жатве Господней. А делатели, род строптив, иже не исправи сердца своего и не увери с Богом (ниже со священноначалием) духа своего, служат делу православной миссии, мягко выражаясь, невпопад.
Вот характерный диалог:
Батюшка, можно спросить вас? Мне сказали, что нельзя... (далее идет характерная порция душепагубного вздора) это правда?
Кто же вам это сказал?
Одна женщина... Она во время службы за подсвечниками смотрит.
На ваш взгляд, вахта у подсвечника достаточное основание для авторитетного мнения? Вы ведь учитесь в институте, не так ли?
Да... но я ничего не знаю!
Это не беда. Следуя Сократу, вы на верном пути.
Где мне об этом прочитать?
Почитайте о. Андрея Кураева, "Женщина в Церкви" или "Ответы молодым", многое прояснится по данной теме, да и по другим тоже.
Наш батюшка не благословляет читать Кураева.
Почему??
Говорит, что он обновленец...
Тогда возьмите Основы социальной концепции РПЦ, 10-й раздел.
А где их взять?
В Интернете, где же еще? (В самом деле, где же еще? Не в церковной же лавке: там посмертные вещания отрока Славика, 150 самых пикантных грехов, акафист старцу Григорию, чудеса, знамения и тому подобные откровения).
Наш батюшка не благословляет Интернет...
Это, впрочем, еще цветочки: бабушки у подсвечников, подобно лоботрясам на Интернет-форумах, имеют право на свое персональное (хоть и не богословское) мнение, и пастырские советы отдельным лицам тоже могут быть весьма разнообразны... А если желаете "ягодки", то вот вам духовное вразумление от одной не старой еще монахини:
Что это ты все время Патриарха цитируешь? Впал в прелесть, не иначе. Надо иметь простую веру: слушай Батюшку и не умничай.
+ + + Мы сетуем на недостатки, слабости и неудачи, сопряженные с миссионерством, и редко-редко признаемся себе в том, что все они в той или иной мере суть отражения наших собственных, внутренних, домашних недостатков, слабостей и неудач. Вышеописанный диалог служит тому иллюстрацией, однако можно развернуть и гораздо более детальную, содержательную картину. Каждый может это сделать в любой близкой и существенной для него области; здесь упомянем еще лишь несколько примеров.
В предпоследнем выпуске журнала "Благодатный огонь" был напечатан любопытный материал о проблемах одной московской православной общины миссионерской ориентации. Выяснилось, что среди верующих там распространен тот же самый неправославный взгляд на жизнь: "Слушай Батюшку, и всё". В этом видят упрек миссии но на деле эта зараза сектантства по своей природе к миссии отношения имеет не больше, чем другие язвы нашей церковной жизни: стяжательство, невежество и пр. Так что нам надо бы спросить с самих себя: Почему антисектантское Определение Св. Синода от 29 декабря 1998 года, вопреки содержащемуся в нём самом требованию (п. 13) до сих пор, по прошествии девяти лет, не доведено "до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви"?
Далее, на бескрайних просторах Интернета, то там, то здесь, возникают дискуссии двух-трех десятков досужих "аналитиков", которые, за счет своей необузданной фантазии и ограниченных знаний принимают на себя роль надзирателей над священноначалием. О них бы ввек никто не узнал и не побеспокоился, но поисковые системы послушно находят их опусы по набору популярных ключевых слов. И это также ставят в вину миссии: почему, дескать, мы им не возражаем, оставляем без ответа обман, клевету против Церкви и т.п.? А подумаем-ка, нужно ли им отвечать? Не больше ли от этого вреда, чем пользы, если посмотреть на всю эту деятельность христианским, евангельским взглядом? Не лучше ли нашим миссионерам, вместо "состязаний и словопрений" на привычную тему "мы хорошие, а они плохие" заняться наведением порядка в православном Интернете, что требует, конечно, немалых усилий, но чему уже сегодня есть обнадеживающие примеры и планы действий?
И последнее, вероятно, самое важное. Мы недовольны качеством миссионерских программ и катехизаторских материалов, усматриваем в них, обоснованно или нет, неправославные элементы. Но что же, все остальные наши церковные публикации книги, газеты, журналы, проповеди, беседы, видеофильмы, каноны и акафисты безупречны?? Думаю, можно не продолжать. Не стоит спорить, "что хуже".
Борьба за качество публикаций, называемых церковными это действительно борьба "против духов злобы поднебесной", в которой мы проявляем непростительную медлительность. Надо немедленно приступить к синодальной программе рекомендаций для печатной, аудио и видеопродукции (что не имеет ничего общего с предварительной цензурой). Мало того, судя по последним событиям, ее следует дополнить "анти-рекомендациями", то есть прямыми запретами на продажу тех или иных публикаций в церковной розничной сети.
"Нам придется действовать так, чтобы каждый услышал и понял голос Православия и чтобы с этим голосом Православия каждый живущий в России соотносил бы свое слово и дело. Это та высота общественного служения, которую всем нам предстоит взять огромным интеллектуальным и духовным усилием. Это будет воистину жертвенным служением Церкви ради спасения всех тех, кто об этом взывает, и тех, кто растерянно оглядывается вокруг в поисках духовных ориентиров". Хорошо бы, чтобы эти слова Святейшего Патриарха постоянно напоминали всем верующим почаще смотреть в зеркало миссии.
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш). Свято-Введенский монастырь, г. Иваново (Россия).
Газета "Одигитрия", №6 (74)
ОБ ИНОМАРКАХ, БАТЮШКАХ И О СВОИХ ГРЕХАХ...
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Эту тему можно отнести к больной для всех и верующих в бытие Божие, и отвергающих Его. Для многих она камень преткновения и соблазна, у многих острой иголкой засела в сердце и периодически вызывает ощутимое беспокойство. Проблема эта называется "батюшки на иномарках"...
О сребролюбии священства во все времена ходили легенды. Народная молва приписывала им несметные потаённые сокровища. Наверное, одна из таких легенд заставила разбойников напасть на преподобного Серафима Саровского и покалечить его в поисках огромных денег, которые, по их мнению, наверняка должны были быть у старца, к которому шла вся Россия. Денег они, как известно, не нашли, потому что единственным сокровищем пустынника была его святая душа.
Вера в эти россказни побуждает и сегодня убивать священников в надежде обрести несметные богатства, спрятанные под половицей или за алтарной иконой. О подобных злодеяниях в последнее время всё чаще сообщают как церковные, так и светские СМИ.
И всё же, как говорят, дыма без огня не бывает. Ни раньше, в дореволюционные времена, ни теперь, в эпоху возрождения Церкви, от зорких людских глаз не ускользали факты довольно безбедной жизни некоторых представителей духовенства. Дома, машины не из дешёвых, одежда "от кутюр", отдых в жарких странах этот джентльменский набор земного "счастья" иногда бывает доступен батюшкам даже провинциальных приходов. Об источниках же такого благополучия "захожанам" и прихожанам остаётся только догадываться. Естественно, что многим такое положение дел не даёт не только спокойно спать, но и жить.
Разобраться в этой проблеме периодически пытаются журналисты, богословы, миссионеры и все те, кто так или иначе соотносит себя с православием. К сожалению, в большинстве своём их ответ на волнующий общественность вопрос сводится к тому, что такие явления редкость, на которую не стоит обращать внимание. Как говорится, слухи сильно преувеличены. Но людей такой ответ не устраивает. И вновь, и вновь они продолжают "перемывать косточки" знакомым и не очень священникам, которые будто бы наживаются на копейках бабушек.
Что же можно сказать этим людям, которые не со зла, наверное, а из радения о справедливости и чистоте церковных рядов давят (или не давят) в себе возмущение подобными фактами?
А сказать можно следующее. Все мы люди грешные. Крещёные, ежедневно молящиеся, соблюдающие посты и правила, мы не перестаём грешить ни на минуту. И если у кого-нибудь из нас появится хоть какая-то возможность немного пополнить свой бюджет, при этом не особо тревожа совесть (ну, польстить кому-то, толкнуть слегка конкурента локоточком) мы, не задумываясь, воспользуемся этим корысти ради. И ни одному из нас при этом не придет в голову попрекать себя в нечистоплотности, в отступлении от Божиих заповедей и прочих нелицеприятных вещах.
Так почему же с такой лёгкостью мы требуем святости от батюшек? Разве не вышли они из народа, разве не тревожат их те же, что и нас, земные проблемы: как накормить семью, за что купить зимнее пальто или где взять деньги, чтобы отдохнуть неделю на море вместе с женой и детьми, которые практически весь год из-за множества забот лишены отцовского внимания? Конечно, в этой бесконечной суете, при сотнях чад и большом приходском хозяйстве, требующем непрестанного попечения, при плотном графике богослужений, треб и прочих дел, ежедневно занимающих сегодняшнего батюшку, не удивительно предположить, что в какой-то момент нет-нет, но и поступит он неправильно, сделает грех, по нашим меркам, тяжелый.
По нашим... А что будет, если Господь осудит нас по вот этим самым меркам. Впору вспомнить: "Какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет".
Мы возмущаемся: "Как такие люди могут быть рядом с Богом, быть Его служителями?". А как мы, после Причастия (куда уж ближе к Богу!) можем тут же, ещё не выйдя из храма, грешить завистью, злобой, гордостью и всеми теми грехами, которые мерзость перед Всевышним? За что же мы судим других? Хотим справедливости и рассматриваем её по отношению к кому угодно, но только не к себе. У нас-то всегда найдётся причина, оправдывающая наш грех. Но ведь если к себе мы столь милостивы, где же наша милость к другим? Где память о том добре, которое вот этот поругаемый нами батюшка явил нам не раз и не два? Вот этому он помог деньгами, этого утешил в горе, этого поддержал в трудную минуту мудрым советом. Не говоря уже о том, что сам факт падения ещё должен быть доказан, иначе это просто клевета.
К тому же, многие "богатства" либо плод нашего воображения, либо подарены одним из весьма состоятельных почитателей батюшки в благодарность за его самоотверженное служение и духовную помощь.
В любом случае главным рецептом от скорби по "павшим" батюшкам, нередко замешанной на глубоко скрываемой даже от себя самого зависти, является трезвый взгляд на себя и свою жизнь, честный и принципиальный. Милуешь себя? Милуй и других. Прощаешь себе, оправдываешь грехи обстоятельствами? Подумай, что у священника они тоже могут быть. В этом и заключается справедливость.
А дальше, согласно святым отцам, надо идти гораздо глубже, и уже не оправдывать себя ничем, чтобы дойти до состояния, когда читая молитву перед причастием: "Верую Господи и исповедую, яко ты воистину Христос, сын Божий, пришедый спасти грешных, от них же первый есмь аз (есть я)" ты будешь ощущать, что так и есть, что ты грешнее всех. И вот тогда проблема осуждения других отпадёт сама собой, и ни один священник на чёрном "Мерседесе" или серебристом "Вольво" не смутит твоего сердца, оплакивающего свои грехи, бесчисленные, как морской песок ...
Екатерина ГРОМОВАЯ (г. Макеевка, Донецкая обл.).
Газета "Одигитрия", №7 (75)
ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ, ЗА ЧТО ПОКРИТИКОВАТЬ СВЯЩЕННИКА
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Недавно прочитал письмо одной женщины. Основное его содержание возмущение духовенством со множеством обвинений, мыслимых и немыслимых. Это письмо заставило попытаться рассмотреть вопрос о нравственности духовенства всесторонне, не избегая остроты проблем, которые иногда действительно возникают в жизни. Сделать это нужно для того, чтобы выработать правильное отношение к тем негативным явлениям, с которыми могут встретиться наши читатели.
Представим, что Господь действительно свел вас с человеком, который, будучи призванным быть образцом, "верным словом, делом и житьем", оказался не только далеким от своего призвания, но и служит для окружающих соблазном, вобрав в себя всевозможные пороки и живя в рабстве страстей. Означает ли это, что "все они такие" и нужно уходить куда-нибудь в секту?
А теперь представим себе такую ситуацию: вы серьёзно заболели и нужно срочно делать операцию. Но в поликлинике обнаружилось, что врач, к которому вы хотели обратиться, сидит пьяный, курит марихуану и целуется с санитаркой. К тому же, он никудышний специалист и большой взяточник. Стоит ли после этого послать куда подальше все эти лечебные учреждения, вместе с их Министерством здравоохранения, и идти лечить аппендицит к знакомым бабкам, выливая на воск? Вряд ли это будет разумным решением проблемы. Логичнее было бы оставить этого врача на суд заведующего, а самому поискать достойного специалиста. И уж тем более не нужно считать, что недостоинство его как медика может бросить хоть малейшую тень на огромные успехи медицины.
Церковь это тоже больница, только не тела, а души. И если опыт вашей встречи со священнослужителем оказался неудачным, не стоит отчаиваться. Это скорее исключение, чем правило. И существует такой священник в Церкви только благодаря тому, что правящий архиерей еще не узнал о его безобразиях. Вам же я советую судить о духовенстве не по падениям, а по вершинам. Ведь если бы мы рассуждали о музыке только по выступлению некоторых рок-музыкантов, использующих на концертах свои гитары в качестве битки для мух, и по поведению их поклонниц, бьющихся головой об асфальт в такт с барабаном, то, наверное, не дали бы и права музыке на жизнь. Но ведь музыка у нас еще ассоциируется и с произведениями Вивальди, Баха, Моцарта... И вообще есть много музыкальных произведений, вдохновляющих и просвещающих душу.
Также и о живописи мы судим не по непристойным каракулям в лифте и общественном туалете, а вспоминаем полотна Васнецова, Айвазовского, Сурикова...
О священстве также стоит судить не по карикатурам, а по классическим образцам, которые дала нам и древняя, и современная история Церкви. Сейчас, как и в прошлые времена, есть очень много достойных пастырей, которые "душу свою полагают за овцы". И имеет смысл помолиться и попросить, чтобы Бог привел именно к такому врачу, которому можно было бы доверить свою душу. К тому же выбирать нужно его не по тому, какой длины его борода и достаточна ли в ней концентрация седин, а по тому, какой он духовник.
Часто люди выбирают духовника, руководствуясь своими симпатиями или антипатиями, а это в корне неправильно. Лучше посмотреть, как он молится, насколько смиренен, с какой любовью общается с людьми, насколько в своих наставлениях руководствуется поучениями Святых Отцов.
Ни у кого не должно возникать иллюзий, что священник это ангел во плоти. Это человек со всем набором человеческих качеств, включающих как достоинства, так и недостатки. И нет ни одного (!), даже из величайших святых, кто не падал бы в своей жизни. Только Христос без греха. А святые именно потому и стали святыми, что они вставали каждый раз после того, как падали, и так обучились праведности. Становление святости происходит так же, как и обучение ребенка ходьбе. Сначала он падает, набивает много шишек и синяков. И только через эти падения учится ходить. Редко кто из нас научился не то что духовно ходить, а хотя бы твердо стоять на ногах. И, наверное, главное не то, сколько раз ты упал, а сколько раз ты смог после этого подняться. Если уж вам и выпало несчастье увидеть священника в минуту его слабости, то это ни в коем случае не должно служить соблазном, но лишь напоминанием о том, что и он человек, и нужно лишний раз о нем помолиться.
Конечно, есть еще и другие причины появляющихся слухов о различных недостатках нашего духовенства. Виной тому элементарные человеческие сплетни и зависть мира демонического. Я помню, как на страницах журнала "Русский Дом" прочитал рассказ одного батюшки из Сибири о том, за что его осуждали местные старушки. Сначала за то, что он богатый. Когда оказалось, что это не так, то стали осуждать за то, что бедный значит, плохо молится. Потом за то, что бабник в каждом селе "жона". Когда оказалось, что и это не так, за то, что строгий, особенно с женским полом, мог быть и поласковей. Осуждали за то, что зовут не Алексий. Старушки точно знали, что всех хороших батюшек зовут Алексиями взять хотя бы Патриарха. Одним словом, поводов было, как мы видим, предостаточно, и батюшке "есть в чем исправляться".
В своей священнической практике я неоднократно встречался с тем, как перекручивается, искажается смысл слов священника, и это тоже служит поводом к осуждению. Например, рассказывает владыка Василий о вышедшей в нашей епархии книге "Православие, еретики и черная магия". Старушки, поняв название книги по-своему, начали шептаться о том, что Владыка на проповеди сказал: "Православные еретики, а нужно читать "черную магию". И таких примеров можно приводить множество.
Удивляли меня и такие случаи, когда обвиняют духовенство во всевозможных грехах, а когда я начинал спрашивать о том, был ли кто-нибудь из вас свидетелем хоть одного греха, о которых вы только что говорили... Оказывалось, что нет. "Почему же вы тогда это говорите?", спрашиваю. "Да так люди рассказывают". Кто же стоит за этими людьми? Бесы... Мне приходилось видеть лица, буквально перекошенные от злобы и ненависти к священникам, притом беспочвенной и ничем не оправданной. Такие люди напоминали одержимых бесами, они ненавидели священников, по сути, по одной причине: потому что они священники. Но искали оправдания своей ненависти в своих же фантазиях, принимая их за действительность. К сожалению, эти бедные люди даже не понимали, кто стоит за их спиной, кто внушает им все эти мысли.
Осуждение всегда воспринималось Церковью как большой грех. Об осуждении говорится и в молитве Господней "Отче наш", произнесённой Самим Спасителем. Но осуждение священников Божиих грех в сотни раз больший и опаснейший, и бесы это знают. Поэтому много сил и стараний они прикладывают для того, чтобы ввести человека через этот грех в погибель.
Нужно всегда помнить, что священники служат Богу, и перед своим Богом встают и падают, поэтому и судить их может только Бог. А кто пытается их судить вместо Бога, уподобляется антихристу, так как берет на себя то, на что имеет право только Господь. Я же из своего горького опыта, впрочем, подтвержденного святоотеческим учением, могу сказать совершенно точно: в те грехи, за которые мы осуждаем других, рано или поздно упадем мы сами. Бог попустит нам это за то, что посмели судить. Поэтому избегать осуждения нужно хотя бы для соблюдения техники своей духовной безопасности.
В конце статьи, для назидания, хочу привести рассказ из жизни одного выдающегося современного богослова. Этот богослов довольно плотный, скажем прямо толстый. Как-то он рассказывал о том, что, будучи еще совсем юным студентом МГУ, приехал в Сергиев Посад. День выдался солнечным, ласковым, и он шел не спеша в Троице-Сергиеву Лавру. Навстречу, также не спеша, двигался какой-то монах. Подойдя ближе, наш студент увидел, что монах внушительных размеров. Будучи человеком воспитанным и культурным, вслух юный паломник, конечно же, ничего не произнес, но в душе подумал: "Ничего себе аскет, вон какое пузо отъел". Монах, проходя мимо, почему-то резко развернулся и, подойдя вплотную к студенту, упершись своим животом в его грудь, грозно произнес: "А знаешь, почему я такой толстый?!... Это потому, что в твоем возрасте толстого монаха осудил". И неспешно пошел дальше...
Еще долго, долго смотрел вслед удаляющейся фигуре толстого монаха будущий богослов...
Протоиерей Игорь РЯБКО (г. Запорожье)
Газета "Одигитрия", №5 (73)
О ПРОБЛЕМАТИКЕ СВИНСТВА В ЭПОСЕ ГОМЕРА
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Я захожу в аудиторию одного из коммерческих вузов. Здесь учатся дети, явно не обремененные житейскими проблемами, да и учёба в общем-то заключается в том, что нужно вовремя проплачивать необходимую сумму денег "диплом в рассрочку". И вот к таким деткам, явно изнеженным излишней родительской лаской, вдруг прислали священника: подучить их маленько "чему-нибудь духовному".
Первая реакция деток на священника та же, что и в зоопарке, когда им показали какое-нибудь чудо заморское. "По улице попа водили, как будто на показ", перефразировался у меня в голове стишок классика. Детки явно не настроены были слушать о "чём-нибудь духовном", поэтому разговор с ними я начал со сказок и на понятном для них языке.
Жил да был один мужик. Звали его Одиссей. Плыл он по морю широкому. Долго плыл. Но вдруг буря на море разыгралась, страшный шторм начал бросать корабль по волнам, пока не выбросил его с командой на безлюдный остров. Жила на том острове ведьма, звали ее Цирцеей. Матросы изголодались и пошли по острову в поисках чего-нибудь съедобного. Тут ведьма их околдовала и превратила в свиней. А капитан их, Одиссей, был мужик крученый, его так просто не возьмешь. К тому же у него была хорошая "крыша" Афиной звали. Она его в случае чего прикрывала. Так вот, Одиссей наказал Цирцею и говорит: "Давай моих мужиков обратно". Она привела его к свиньям, в которых превратила команду. Хрюшки лежат сытые, розовенькие, довольные. Перед ними полные корыта фруктов. Спят на солнышке. Цирцея и говорит тихим голосом: "Смотри, какие они счастливые. У них всё есть. Вы, люди, стремитесь к тому, чтобы жить в достатке и роскоши. Вот, пожалуйста, я все это им уже обеспечила. Неужели ты такой жестокий, что захочешь их снова сделать людьми с этими постоянными человеческими блужданиями, борениями, неудовлетворённостями, поисками чего-то? Подумай, они ведь сейчас счастливы! У них всё есть".
Так вот, ответьте мне на такой вопрос, нужно ли возвращать матросам команды Одиссея человеческий облик или нет?
Вопрос лёгкий, и студенты сразу решили: "Давай обратно свиней в мужиков превращай, и всё тут". Но меня интересовал другой вопрос: "Зачем?". Зачем люди живут на земле? Чем отличаются жизненные устремления свиньи и человека? Эти вопросы оказались сложнее. Начали мы постепенно разбираться, зачем же человек живет на этом свете. На это ушло около получаса времени. Но вот беда. Как студенты не крутили вопрос о смысле жизни, у них всё свинство получалось.
Сейчас мы живем, чтобы учиться.
Хорошо, а потом? спрашиваю.
Потом нужно делать карьеру.
Зачем? Я батюшка забитый, тёмный, не понимаю, зачем карьеру делать.
Как зачем?! Чтобы зарабатывать много денег!
А зачем много денег? цепляюсь к ним дальше (студенты решили, что я, наверное, совсем серый).
Чтобы жить в достатке.
Вот! обрадовался я. Так у тех свиней, которые раньше были матросами у Одиссея, все это уже есть! Если сравнить с нашим уровнем, так их состояние можно сопоставить с положением дармоеда, у которого белоснежный двухэтажный коттедж на Канарских островах, катер, "Мерседес" и дармовое питание до конца жизни.
Поскольку дальше свинского удовлетворения своей плоти мы никак не могли продвинуться, я попытался выяснить у них, а чем же все-таки люди отличаются от животных.
Разговор затянулся еще на полчаса. Здесь мнения группы разделились на две прямо противоположные версии. Одни доказывали, что человек, по сути, та же свинья, только прямоходящая. Другие пытались отстоять своё человеческое достоинство и доказать, что между ними и свиньями всё же есть немало различий, хотя, может быть, сразу в глаза они и не бросаются. Сторонники же первой точки зрения говорили, что сходства они видят значительно чаще и нагляднее. Взять хотя бы последнее празднование 8-го Марта... В конце концов разговор пришел к тому, что сторонники тождества свиньи и человека стали активно атаковать, а их противники защищаться и всеми силами доказывать, что они не свиньи. Хотя не скрою, что нападающие довольно убедительно доказывали прямо противоположное. Поскольку обстановка уже накалилась докрасна, я испугался, что они скоро начнут отождествлять себя с какими-то хищниками и решил повернуть разговор в другом направлении.
Скажите, а животные могут каяться? (слово для студентов явно незнакомое). Ну, сожалеть о содеянном?
Одна девушка высказала мнение, что могут. Когда её собака нагадит в доме, у неё становится виноватый вид.
А как Вы думаете, почему?
Не знаю.
А что вы после этого с ней делаете?
Луплю газетой по морде...
Ну вот, поэтому и вид у неё такой. Потому, что знает последствия своих действий.
Я служил в армии в пограничных войсках. И однажды меня с сержантом-собаководом послали на тренировку его собаки. Я должен был пробежать километров 5-7 лесом, а через полчаса за мной по следу должен отправиться сержант с собакой. Собака берёт след, находит меня, хватает за рукав специального дресс-костюма, удовлетворяя таким образом свой собачий инстинкт, и мы идем обратно на заставу. Такова задача. Но на практике получилось иначе. Я не спеша прошёлся полтора километра и, найдя приличное дерево, залез туда, чтобы меня эта тварь с клыками не достала. А сержант, чтобы не бежать за собакой, отпустил её с поводка по следу, а сам вразвалку пошел к тому дереву, где мы условились встретиться. Ну, с нами то понятно: дембеля уже были. Но собака... оказалась под стать нам. Вместо моего следа она предпочла заячий и, обрадовавшись самоволке, убежала в лес резвиться в своё удовольствие. Так что нам пришлось её ждать три часа под тем самым деревом.
Но вот собака явилась. Нужно было видеть, как она подходила к сержанту. Не передом, а как-то боком, кругами, вся съежившись. В глазах одна только фраза, которую, как мне показалось, она даже пыталась несколько раз выговорить: "Товарищ сержант, я виновата, больше этого не повторится. Только не бейте сапогами по рёбрам". Впрочем, даже если бы ей и удалось это выговорить, вряд ли её просьба была бы удовлетворена. Но это не угрызения совести, а только инстинкт самосохранения и страх наказания. Каяться может только человек.
Еще один вопрос. Если у соседа загорелся сарай, то способна ли свинья броситься в него для того, чтобы попытаться спасти своих собратьев, даже ценой своей жизни? Вряд ли. Она будет рыться в земле, нимало не обращая внимания на визг соседей. А человек? Может броситься в огонь, чтобы спасти незнакомца? Конечно. Вот еще одно отличие человек способен на жертвенную любовь.
Оказывается, человек может увидеть смысл жизни в том, чтобы даже умереть, спасая чью-то жизнь. Значит, не обязательно сводить всего человека только к поискам удовольствий. Есть у него и другие цели. Многие люди отдавали свои жизни за какие-то идеи, убеждения. Часто шли за них на смерть, терпели пытки, изгнания, но не отрекались. Погибали на войне за Родину, отдавали свои жизни, спасая других людей. И они не думали в это время о карьере и о том, как заработать много денег. У них была другая, Высшая цель.
Однажды в Чечне ехала машина с молодыми, совсем еще не обстрелянными ребятами. Внезапно показался грузовик с матёрыми боевиками, которые, по всей видимости, тоже не ожидали увидеть наших солдат. Поэтому они немного замешкались. Расправиться с нашими ребятами им ничего не стоило. Среди наших ехал бывалый священник, который, воспользовавшись короткой паузой, спрыгнул с машины и пошел навстречу чеченцам. Поздравил их с праздником, был в тот день какой-то мусульманский праздник. Начал говорить, что в машине еще совсем дети... Этот разговор продолжался пару минут, но этого короткого замешательства среди боевиков хватило, чтобы показался за углом наш БТР. И бандиты быстро уехали. БТРа вообще-то никто не ждал. И священник, сходя с машины, шёл умирать в надежде спасти других. Кстати, боевики тоже оценили мужество священника и прислали в часть барана.
Наверное, вопрос о том, чем мы отличаемся от животных, каждый для себя решает сам.
Если вся жизнь человека сводится только к проблемам удовлетворения животных инстинктов, то ничем такой человек от животного не отличается. Если мы живём только поисками удовольствий и комфорта, разогревая в себе всевозможные похоти и страсти, мы становимся значительно хуже животных. Человек в таких случаях внутренне опустошается и деградирует как личность.
А вот если человек с помощью Божией сможет победить в себе страсти, то он становится равный ангелам.
Вопрос в данном случае не в условиях природного существования, а в направлении воли и решительности.
Человек смысл своей жизни может ставить значительно выше самой жизни. Животные так не могут.
Вот так люди в этой жизни и живут. Кто-то для своего гедонизма и эгоизма. Кто-то заботится о спасении, т.е. излечении, исцелении своей души. И, если присмотреться повнимательнее, это отражается даже на лицах.
Так что в случае с Одиссеем можно так рассудить: кто хочет быть человеком, пускай им становится. Кто всю оставшуюся жизнь хочет посвятить только тому, чтобы устроиться помягче и комфортнее, то пускай, наверное, и остается свиньей. Какая разница, в каком она будет образе: человеческом или свинском? Свинья везде свинья.
Протоиерей Игорь РЯБКО (г. Запорожье)
Газета "Одигитрия", №6 (74)
ТАЙНА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ
← к предыдущей новости ↑ к началу к следующей новости →Как изменчива любовь. Наверное, нет в человеческом лексиконе другого такого слова, которое вмещало бы в себя столь огромное количество оттенков, значений. Вершиной они уходят в самую глубину Божественной сущности, днищем касаются самого адского дна. Поэтому слово "любовь" всегда понимается только в контексте. Когда человек говорит: "Я люблю животных", то возникает вопрос: "В каком виде? Сырыми, т.е. резвящимися на лоне природы, или жареными?". К сожалению, в наши дни, когда юноша говорит: "Я люблю девушку", тоже возникает вопрос...
К ректору Запорожского муниципального института пришел высокого полета гость. Увидев при входе в институт изречение из Священного Писания: "Любите друг друга", он с недоумением спросил: "У вас что здесь, публичный дом?". Как видим, каждый вкладывает в слово "любовь" свое понимание.
Со студентами я неоднократно пытался говорить о том, что они понимают под супружеской любовью. И выяснилось, что будущая семейная жизнь понимается большинством из них исключительно как средство для максимального удовлетворения своей самости. Соответственно вторая половина должна быть такой, чтобы максимально ей угождать.
И так, в мире любовь понимается как то, что приятно съесть моему огромному Я. Удовольствия могут быть самыми разнообразными: плотские, чувственные, эстетические, интеллектуальные, духовные неважно. Важно другое чтобы мне от этого было приятно. Любовь становится служанкой эгоизма. И "заниматься любовью" означает "поиметь" всё то, что мне хочется. Как всё это "поиметь", научит читателей школа, институт, телевизор, пресса и реклама. Мы же поговорим о том, что они не расскажут. Как понимает любовь Церковь.
Господь наш Иисус Христос показал нам, что такое Божественная любовь. Гефсиманские борения, пытки палачей, Крест, Голгофа... Это понимание любви Он оставил и нам в наследство. Любовь это всегда жертва. Она неизменно несет крестный оттенок. И супружеская любовь тоже. Когда юноша говорит: "Я люблю", то это означает: "Я готов жизнь свою отдать за нее. Я хочу, чтобы ее страдания стали моими, ее боль моей болью, ее смерть моей смертью". И это, конечно же, не потому, что у нее ноги начинаются прямо от шеи и бюст 5-го размера.
Митрополит Антоний Сурожский пишет: "Брак чудо на Земле... Два человека вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга, до конца... оказываются единством". Он говорит о любви "как о созерцательном состоянии, при котором человек, глядя на другого, видит в нем, за пределами его внешних черт... какую-то глубину, которая является для него иконой, которая для него является красотой".
Супружеская жертвенная любовь, а, более всего, смиренная любовь ко врагам являются отражением красоты и непостижимой глубины Божественной Любви.
Святые, пытавшиеся выразить эту Любовь словами, захлебывались от их ограниченности. Она за пределами человеческого понимания и превыше словесного описания. Познать ее можно лишь отчасти, рассматривая действия Бога по отношению к миру. "Среди действий Его нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало и конец Его отношения к нам", пишет Исаак Сирин.
Даже то, что субъективно воспринимается нами как зло болезни, страдания, смерть, прижигающие средства Любви Божией. "Даже мученики в гиене не лишаются Божьей любви, они уязвляются бичом любви, потому что не научились в жизни любить", пишет тот же святой. Исаак Сирин сумел показать в своих книгах насколько глубоко может войти в человека эта Любовь. Наше отношение к миру людей, животных, как правило, корыстно-потребительское или, в лучшем случае, сентиментально-чувственное. Но то, что пишет Исаак Сирин, поражает своим величием. Его Слово о "Сердце милующем", на мой взгляд, можно поставить рядом с гимном любви Апостола Павла (1 Кор. 13:1-8). Вчитайтесь в них: "И что есть сердце милующее?.. Возгорание сердца у человека обо всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого страдания умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу".
Состояние же человека, пришедшего в особенно сильное чувство любви к Богу, к радости и духовному восторгу у многих восточных Святых Отцов описывается как мистическое опьянение. Упоение и опьянение Любовью Божией, которое свойственно состоянию исступления, сравнивается с безумием это любовь к Богу и ближнему, которая не имеет никаких границ и потому выходит далеко за пределы разумного. "Безумие" этой любви таково, что святые готовы поменяться своим телом с раковым больным, быть сожженными paди ближнего и сделать это не один, а тысячи раз. Но и этим они бы не удовлетворили свою любовь к Богу и людям. Для нас это вершина, глядя на которую, даже смотря снизу вверх, может закружиться голова.
Конечно, можно мечтать о нереальном, недостижимом. Но что толку? Нам важно другое.
Во-первых, знать о себе правду. Не то, что я мню о себе, а то, что я есть на самом деле. И если мы внимательно всмотримся в себя, то увидим эту горькую правду. Ко мне только прикоснись, и сразу изо всех дыр полезет и раздражительность, и гнев, и злость и т.д. Малейшую, как перышко, скорбь на меня положи и сразу же начнется малодушие, уныние, маловерие. И так, куда ни тронь. Нет живого места сплошной гнойник. Знать эту правду, помнить о ней очень важно для спасения.
Во-вторых, хоть у нас и духовный паралич, но, все же, вставив в рот карандаш и поддерживая его скрюченными пальцами, нам нужно учиться писать, по крайней мере, пытаться это делать. Даже если и не получится, Господь нам вменит намерение в делание. Карандаш будет выпадать, снова нужно будет его поднимать и пытаться выводить каракули. А там, глядишь, и мышечный тонус расслабится. "Нет в сердце любви делай дела любви, и Бог даст в сердце любовь", писал преподобный Амвросий Оптинский. Через силу заставлять себя молиться о врагах, делать добро тем, к кому ты равнодушен, благодарить Бога за скорби, даже не имея в сердце благодарности; сколько бы раз не падал в грех подниматься.
И, в-третьих, не отчаиваться. Да, мы похожи на святых, как горилла на "мисс Мира". Но и для нас есть надежда. "У Бога одна забота, миловать и миловать. И даже на Страшном Суде Своем Господь будет изыскивать не то, за что бы нас осудить, а то, за что бы нас спасти", пишет Феофан Затворник.
В-четвертых, однажды выйдя на улицу, посмотрев на яркое звездное небо, цветы и деревья, вдохнув свежий воздух, нужно понять, что наш мир, планета, Вселенная управляется и движется не по законам физики, химии или математики, а по закону Божественной Любви. Даже грязь и зло этого мира тоже живет благодаря Любви, ожидающей их обращения и спасения. Всё созданное и существующее питается и дышит Любовью. И жизнь будущего века это жизнь, представленная Любовью.
"Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус, говорит Исаак Сирин. Любовь есть царство. Любви достаточно, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино, которое веселит сердце человека. Блажен, кто испил этого вина! Испили его невоздержанные и устыдились, испили грешники и оставили пути преткновения; испили пьяницы и стали постниками, испили богатые и возжелали нищеты, испили убогие и обогатились надеждой; испили больные и стали здоровыми; испили невежды и умудрились".
Протоиерей Игорь РЯБКО (г. Запорожье)
Газета "Одигитрия", №7 (75)
Если ваши друзья и родные не имеют возможности читать новости в Интернете, они могут подписаться на нашу газету "Седмица"
Еженедельник "Седмица" включает разделы "Новости Православия", "Актуальное интервью", "Новости религий и не только". Кроме этого в каждом выпуске помещаются православный календарь и воскресная проповедь на следующую неделю, публикуются анонсы предстоящих событий и объявления. Подписаться на "Седмицу" можно в любом почтовом отделении Украины. Подписной индекс - 96204. Цена подписки на месяц - 3 грн. 18 коп.
РАЗМЕСТИТЕ НАШУ ССЫЛКУ/БАННЕР В ИНТЕРНЕТЕ!
Вот как выглядит текстовая ссылка: Дайджест "СЕДМИЦА" Православные новости за неделю"
Вот как выглядит анимированный баннер 31х88:
При создании письма не удаляйте и не меняйте тему письма. Из-за большого количества спама письма, присланные с незнакомых адресов, авторы удаляют, не читая.
Приглашаем посетить сайт рассылки http://www.sedmica.orthodoxy.ru.
(это электронная версия еженедельного приложения «Новости Православного
Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви))
и официальный сайт Винницкой и Могилев-Подольской епархии УПЦ www.orthodox.vinnica.ua!
Пресс-служба УПЦ,
Украинская Православная Церковь,
Православие в Украине,
Седмица.Ru,
Патриархия.Ru,
Православие.Ru >>>,
Служба коммуникации ОВЦС МП,
Ортосми.Ru,
Радонеж,
Русская линия,
"Стояние за истину",
"Родительский комитет",
Православный медицинский сервер,
Пресс-служба "Единое Отечество",
"Украина сектантская",
Мир религий,
Религия и СМИ,
Корреспондент.net.
Информационная поддержка: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ http://pravbeseda.org/list
Еженедельный дайджест религиозных новостей, новости православного
интернета, душеполезное чтение, ответы священника на вопросы читателей
Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.
В избранное | ||