Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Жизнь католических монахинь в Ливии (третья часть)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 335/2021-06-07

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи о жизни католических монахинь в мусульманской стране Ливии (повествование ведется от лица монахини).

Миссия духовного сопровождения смешанных браков

Смешанные браки особенно нуждаются в помощи, которую я описала выше. В Ливии я встретила много польских женщин, которые были замужем за ливийцами. Сопровождать их было моей особой миссией, потому что я знала, насколько важны смешанные семьи для диалога и межрелигиозного примирения. Мы, сестры, хотя и жили рядом с ливийцами, всегда были чужими. Христианские женщины, когда они начинают принимать и любить этот чуждый им мир, оказывают огромное влияние на климат своих семей и воспитание своих детей.

В повседневной жизни религиозные различия становятся наиболее очевидными, но также становятся очевидными и общие ценности, которые являются платформой для более глубоких отношений. Вскоре после приезда в Триполи, во время посещения одной из мусульманских семей в моем районе, мне сказали, что по соседству с моим домом живет польская женщина. Большой сенсацией стало то, что она приняла ислам после приезда в Ливию. Я очень хотела ее увидеть, но мои сестры Мария и Мэри посоветовали мне этого не делать, потому что в семье, куда приехала моя землячка, несколько человек были фундаменталистами. Контакт с ней был опасен для нас обеих. Но я не могла избежать встречи с ней. В конце концов, я принадлежу к той же национальности, и должна находить выход в таких случаях. Я пошла к своей ближайшей соседке Айше, которая была вдовой. Она могла выходить куда угодно (в обычной ситуации именно муж решает, может ли женщина выходить из дома или нет). Кроме того, она была очень изобретательна. Она вела домашнее хозяйство и одна воспитывала восьмерых детей. Айша не увидела никаких проблем в том, чтобы пригласить меня и мою соотечественницу к себе домой в одно и то же время.

Когда наступил день встречи, с бьющимся сердцем я отправилась к Айше. Ей уже удалось пригласить на встречу некоторых соседей, и они могли свободно выходить из дома. Когда Ева, одетая в длинное мусульманское платье и в платке на голове, вошла в дом, Айша начала ее представлять. Когда та сказала, что ее гостья является мусульманкой, Ева выразила решительный протест. Она твердо заявила, что ее заставили повторять мусульманский символ веры. Она повторяла непонятные ей слова и не чувствовала, что предала христианскую веру. Затем она твердо заявила, что была, есть и будет христианкой. По моему позвоночнику пробежала дрожь. Когда ее семья узнает, что она отказалась от ислама, ее убьют.

После встречи с моей соотечественницей я испытала панический страх за ее жизнь. Ночью я не могла уснуть и прислушивалась к траурным крикам. В моем округе, где проживало несколько тысяч человек, мы узнавали о чьей-то смерти в течение трех минут. Женщины в доме, где кто-то умер, выходили на террасу и громко причитали. К ним присоединялись их соседи. Через несколько минут все знали о смерти. Мужчины сразу же отправлялись на похороны (только они принимают участие в мусульманских похоронах), потому что тело хоронят как можно быстрее.

На следующий день я не смогла найти себе место на работе. Когда я вернулась оттуда, я спросила сестер, не было ли траурных возгласов во время моего отсутствия. Когда сестры заверили меня, что ничего подобного не произошло, я услышала звонок в дверь. Это была Ева, одетая в европейскую одежду. Ее фундаменталистская семья решила, что раз она так сильно исповедует христианство, то должна продолжать исповедовать его. Так что она была свободна. Она могла приходить к нам, когда хотела, и я без страха посещала ее мусульманскую фундаменталистскую семью. Вскоре после этого муж Евы купил квартиру, в которой вся семья жила отдельно. После недолгого пребывания в нашей часовне, Ева провела церковное венчание, которую проводят для смешанных браков. Она была одной из немногих женщин из смешанных браков, которая могла посещать католическую церковь и открыто исповедовать свою религию.

Не менее интересную ситуацию я обнаружила сразу после прибытия в Тунис. Мои сестры взяли меня на похороны испанки, которая жила в смешанном браке. Похороны состоялись в церкви Святой Жанны д’Арк. Эта женщина “обратилась” в ислам, как и Ева, и не практиковала христианскую веру. По обычаю она должна была быть похоронена на мусульманском кладбище. Однако семья ее мужа попросила, чтобы церемония погребения прошла в церкви, поскольку считалось, что эта женщина жила как христианка. Мужчины из ее мусульманской семьи пришли в церковь. У ее гроба читали и пели Коран, чередуя его с Писанием. Это была самая красивая межрелигиозная молитва, в которой я когда-либо участвовала. А затем, по просьбе мусульман, ее похоронили на христианском кладбище. Мы, женщины, смогли присутствовать на похоронах и выразить соболезнования семье. Вскоре после похорон дети этой женщины пришли к нашему капеллану, чтобы заказать мессу за умершего. Они присутствовали вместе со своим отцом и другими членами семьи. Таким образом они выполнили все возможные религиозные обязательства из уважения к тому, кем была их мать и жена.

Дети от смешанных браков – интересное явление. Они наиболее глубоко переживают страдания, которые приносит постоянное столкновение с культурными и религиозными различиями. У них также есть проблемы с установлением своей религиозной идентичности. Часто, чтобы не обидеть ни папу, ни маму, они создают своего рода религиозный синкретизм и любят Иисуса так же сильно, как и Мухаммеда. Большинство из них остаются открытыми, любознательными и чрезвычайно терпимыми.

В районе, где я жила, наши соседи-мусульмане проявляли особую заботу о нас. Некоторое время я работала одна, Мария и Мэри были на пенсии, но как иностранцы они не имели права на пенсию. Две другие сестры из Филиппин и Индии находились в самом разгаре долгого процесса оформления документов, чтобы им могли заплатить за их работу. Поэтому денег, которые я зарабатывала, должно было хватать на всех. Они покрывали только основные расходы на содержание дома. К счастью, нам не пришлось платить за жилье. В Польше мы бы не выжили в таких условиях. Но в Триполи это стало возможным благодаря нашим соседям-мусульманам. Каждый день мы получали больше еды и других вещей, чем нам было нужно. Те, кто поддерживал нас больше всего, не были богачами этого мира. Каждый день я переживала чудеса соседской солидарности.

Больше всего мне запомнился сосед, который жил напротив. Его звали Иосиф, и он был правоверным мусульманином. Он часто ходил в мечеть и, насколько это от него зависело, никогда не пропускал молитву. Он выглядел как мудрый человек. У него была жена и семеро детей, старше и младше меня. Чтобы содержать семью, он работал на почте. Хотя он был ортодоксальным последователем ислама, он предоставил своим дочерям полную свободу в выборе учебы, работы, образа жизни и одежды. Только старшая дочь не училась и вышла замуж. Остальные трое, выбрав учебу, работу и европейский стиль одежды, имели мало шансов выйти замуж, что в исламе считается отсутствием Божьего благословения и постыдным делом (по сей день мужчины выбирают необразованных женщин, которые позволят запереть себя дома). Ведь вершина жизненной реализации каждой мусульманской женщины – это материнство. Однако любовь к дочерям заставила его принять на себя страдания, которые стали результатом отказа от глубочайших религиозных убеждений. Он очень любил свою жену. Он также был очень добр к нам.

Когда я получила водительские права в свой первый отпуск в стране, по возвращении в Ливию ни у кого не хватило смелости познакомить меня с особенностями вождения в Триполи, где на дорогах действовал закон “локтей и кулаков». Иосиф, услышав, что у меня с этим проблемы, принял вызов. Почти месяц он ездил со мной каждый день после обеда, пока не убедился, что я могу справиться сама. Конечно, нас всегда должна была сопровождать сестра Мария, поскольку было недопустимо, чтобы мужчина находился один в машине с женщиной, которая не является членом его ближайшей семьи. Наказанием за это было пожизненное заключение.

Ни Иосиф, ни его сыновья не приходили в наш дом. Они соблюдали традицию, согласно которой туда, где были только женщины, не должны были входить мужчины, не принадлежащие к семье. С другой стороны, мы всегда были желанными и ожидаемыми гостями в его доме. Единственный раз он отступил от этого правила, когда я попала в аварию и велось расследование. Когда он не мог дождаться моего прихода, чтобы узнать отчет о деле, он приходил к нам с одним из своих сыновей. Он очень хотел избавить меня от проблем.

Как только я освоила езду по городу, у меня возникли проблемы с въездом в гараж. Песчаная улица круто спускалась вниз, и к гаражу нужно было подъезжать по крутому склону. Вначале, когда я возвращалась домой с работы, всегда Иосиф или один из его сыновей “вырастал из-под земли”, готовый завезти машину в гараж. Они перестали делать это, как только я овладела этим навыком.

Однажды жарким днем произошло беспрецедентное событие. Иосиф заметил, как я провожала вышеупомянутую Еву, польскую женщину от смешанного брака. Она пришла ко мне со своими проблемами, и я не могла оставить ее, чтобы пойти в церковь с сестрами. Иосиф видел, как сестры уходили, и испугался, что я осталась одна дома. Все дома в нашем районе были соединены открытыми террасами, и было немыслимо, чтобы женщина осталась одна в таком доме. Это было опасно. Иосиф, пренебрегая обычаем не разговаривать с женщиной на улице, предложил мне провести вторую половину дня у него дома. Когда я отказалась из-за занятости, он предложил прислать ко мне одну из своих дочерей. А когда я отказалась и от этого предложения, Иосиф провел весь день на солнце, сидя возле моего дома и следя за тем, чтобы со мной ничего не случилось.

Вторая община моих сестер жила в многоквартирном доме на четвертом этаже. Соседями были обычные ливийцы. Все жители одного подъезда были солидарной семьей. Там не было проблемы, когда сестра оставалась одна – она была среди своего народа. Часто во время каникул кому-то из них приходилось оставаться дома одной. Когда она возвращалась с работы, кто-то из соседей приносил ей ужин. Соседи интересовались ее самочувствием, не случилось ли с ней что-то. Они приглашали ее в гости. Здесь было возможно то, что совершенно невозможно в мусульманских странах – женщина жила одна.

Продолжение (окончание) статьи следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Фейсбук Телеграм Вконтакте
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное