Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 294/2019-07-12

Заключительная часть статьи: Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла

Послание Галатам 3:26-28

В Послании апостола Павла Галатам содержится текст, который является важнейшим в учении христианского эгалитаризма, а упоминание мужского и женского пола этого текста некоторые авторы называют «великой хартией христианского феминизма»[30]: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28). Некоторые исследования происхождения этого текста связывают его с допавловым исповеданием крещения, восходящим к раннехристианской общине[30].

Значение этого текста в современных переводах может быть передано, например, таким образом: «Все вы – дети Божьи благодаря вере своей в Христа Иисуса, ибо все вы, кто крещён был во Христе, облачились во Христа. Нет разницы между иудеем и язычником, между рабом и свободным человеком, между мужчиной и женщиной, потому что все вы едины во Христе Иисусе» (перевод World Bible Translation Center, в редакции Easy Read Version добавлено: «облачились во Христа, как будто бы вы надели новую одежду»). Другой вариант: «…все вы, крестившись во Христа, приняли облик Христа. Вы уже не делитесь на иудеев и эллинов, рабов и свободных, мужчин и женщин – вы все едины во Христе» (перевод А. Десницкого).

Хотя традиционные интерпретации этого текста не предполагают стирание физических различий между людьми и не подразумевают немедленное уничтожение социального неравенства, в современном христианстве достаточно распространена точка зрения о значительном историческом влиянии воззрения, запечатленного в этих строках.  Апостол Павел не был «революционером», призывающим к изменению социального строя. Однако, этот текст утвердил равенство всех людей перед Богом, вне зависимости от социального статуса, национальных или половых различий, и в этом отношении был «революционным». Многие комментаторы отмечают, что эти строки послания апостола Павла написаны в противоположность тому представлению, которое тогда было принято в античном мире и в иудаизме. Так, в Древней Греции мудрецы могли высказывать торжественное благодарение богам за то, что созданы мужчинами, а не женщинами, еллинами, а не варварами[6]. Иудей каждый день благодарил Бога за то, что не сотворен язычником, рабом или женщиной[5][6][10][11] (такая молитва существует в ортодоксальном иудаизме по сей день[12]). Христианство упразднило все эти различия, разрушив любые преграды между людьми, в том числе неравенство между полами.

Несмотря на то, что социальные возможности женщин в древнем мире были значительно ограничены в сравнении с современным миром, по мнению комментаторов, положение женщины в раннем христианстве было лучше, чем в античном мире или иудаизме того времени[5]. Христианское богословие ранних учителей и отцов церкви, однако, было сосредоточено на вопросах морали и духовной активности. Женщина в христианской церкви обрела свою ценность прежде всего потому, что получила возможность быть равной мужчине как религиозный человек, имеющий духовные способности и добродетели. Иоанн Златоуст, комментируя 16-ю главу Послания к Римлянам, где апостол перечислил целый ряд женщин, известных своими трудами для церкви, писал: «Видишь ли ты, что и немощь естества не воспрепятствовала благородным женщинам идти стезей добродетели? И вполне естественно, потому что «во Христе Иисусе нет мужского пола, ни женского» (Гал. 3:28). … Сосуд избрания не стыдится назвать женщину своей сотрудницей, даже хвалится этим, потому что не смотрит на природу, а венчает добрую волю»[26].

Множество женщин было канонизировано в качестве святых, достойных почитания. В общественной жизни, однако, равенство полов стало обретать воплощение значительно позже.  По мнению консервативных протестантских богословов, текст апостола Павла не утверждает, что в христианстве упраздняются традиционные роли, в соответствии которыми мужчинам принадлежит первенство[11], хотя многие современные консервативные христиане распространяют это положение главным образом на семейную и церковную жизнь[11][13]. По мнению богословов-эгалитаристов, равенство всех людей, которое утвердил Иисус и провозгласил апостол Павел в тексте послания Галатам, является всесторонним и распространяется на преодоление дискриминации по отношению к национальным или расовым меньшинствам, рабам и женщинам.

С точки зрения христианского эгалитаризма, мужчины и женщины одинаково созданы по образу и подобию Божию, в равной мере ответственны за грех, в равной мере искуплены Христом, в равной мере одарены дарами Святого Духа для служения и ответственны за использование Божьих даров[31]. Эти положения, согласно богословской позиции христианского эгалитаризма, означают полное равенство в семейной жизни и возможностях церковного служения. Консервативные богословы, которые сейчас преимущественно утверждают идею взаимодополняемости (комплементарности) полов, возражают на это утверждением, что разные роли не означают неравенство, а лишь отражают существование природных различий[32].

Католическое богословие, хотя и поддерживает принцип взаимодополняемости полов, не разделяет тезис консервативного протестантизма о подчиненной роли женщины. Согласно трактовке папы Иоанна Павла II, значение слов «во Христе Иисусе нет больше мужчины и женщины» и «нет больше раба и свободного» представляет собой инновацию христианства, для реализации которой потребовалось много поколений, когда, наконец, рабство было отменено, и аналогично понимается равенство в браке[33]. Хотя католическое учение не применяет этот принцип в отношении священнического служения (полагая, что священник во время богослужения сакраментально выступает в роли Иисуса Христа, который мужчина), католичество занимает промежуточное положение между консервативным и либеральным протестантизмом, признавая, что евангельское учение утверждает равенство, которое должно воплощаться в социальной и семейной жизни, но что христиане в исторической перспективе осознают это и осуществляют не сразу, а постепенно.

Христианский эгалитаризм ставит своей целью равенство не только в обществе и семье, но и внутри церквей, что обусловлено особенностями развития протестантизма, в том числе протестантским учением о священстве. Сторонники эгалитаризма присутствуют не только в традиционных протестантских церквях, таких как лютеранство или англиканство, но и в евангелизме, которому в целом в гораздо большей степени свойственен консерватизм. Так, например, в США действует организация «Христиане за библейское равенство» (Christians for Biblical Equality), большинство членов которой относятся к евангелизму[34].

Между богословами, являющимися сторонниками эгалитаризма и комплементаризма, проходят дискуссии, предметом которых являются интерпретации нескольких текстов апостола Павла о женщинах, которые часто воспринимаются как более консервативные и по поводу применения которых в современном христианстве не существует консенсуса. Данные тексты будут рассмотрены в отдельных статьях. 

(На иллюстрации: Встреча квакеров в Лондоне: женщина проповедует, гравюра Бернарда Пикарда, ок. 1723) 

Список литературы

[1] Прискилла упомянута первой в Деян. 18:, 18, 19, 26: Новый Русский перевод International Bible Society, Современный перевод World Bible Translation Center, Современный перевод Международной Библейской Лиги Easy Read Version, Современный перевод под ред. Кулаковых, Современный перевод «Слово Жизни» International Bible Society.

[2] Прискилла упомянута первой в Деян. 18:18, 26: Современный перевод Российского Библейского Общества, Перевод еп. Кассиана, Открытый перевод, Еврейский Новый Завет (мессианский перевод Давида Стерна).

[3] Учебная Библия МакАртура (MacArthur Study Bible, 1997). Джон МакАртур (John Fullerton MacArthur Jr., род. 1939) — американский евангелистской пастор баптист.

[4] Комментарии Новой Женевской учебной Библии (New Geneva Study Bible, изд. 1995; Reformation Study Bible, изд. 1998)

[5] Комментарии Нового Завета Уильяма Баркли (Daily Study Bible, шотл. изд. 1952-1958, русс. изд. 1985). Уильям Баркли (William Barclay, 1907-1978) — священник Церкви Шотландии, профессор богословия и библейской критики Университета Глазко.

[6] Толковая Библия Лопухина — дореволюционные комментарии Библии (изд. 1904-1913), начатые под редакцией А. П. Лопухина, а после его смерти (1907) продолженные преемниками.

[7] Achtenmeier, P.J. (1996). HarperCollins Bible Dictionary (revised ed.). HarperCollins. p. 882

[8] Александр Ткаченко. Женщины в ранней церкви (Цикл лекций «Новый завет на пути от автора к читателю»). Александр Ткаченко — историк, выпускник МГУ, лектор по библеистике и исторической литургике (преимущественно в православных учебных заведениях).

[9] T. Hammer, ‘Wealthy Widows and Female Apostles: The Economic and Social Status of Women in Early Roman Christianity,’ in G.D. Dunn, D. Luckensmeyer & L. Cross (ed.), Prayer and Spirituality in the Early Church: Poverty and Riches, 5 (Strathfield: Paulist Press, 2009), 65–74

[10] Уильям МакДональд. Библейские комментарии верующих (William MacDonald. Believers Bible Commentary, изд. 1989). Уильям МакДональд (1917-2007) — евангелистский богослов консервативного движения Плимутские братья

[11] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John  F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)

[12] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету Давида Стерна (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992). Давид Стерн (David H. Stern, род. 1935) — мессианский еврейский богослов американского происхождения, проживающий в Израиле.

[13] Комментарии Нового Завета МакАртура (The MacArthur New Testament Commentary, серия из 31 тома, изд. 2006)

[14] Строматы Климента Александрийского (Strom. III, 6) 

[15] Толкование на 1 Тим 3.11 Иеронима Блаженного (PG. XXX. 922)

[16] Толкование на Первое послание Тимофею. Беседа 11 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1905. Т. II Ч. 2. С. 691; PG. LXII. 553.

[17] Толкование на Первое послание Тимофею // Толкование на Деяния и Послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского в трех томах, том 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2014 (по изд. СПб., 1911)

[18] Список авторов взят из англоязычной википедии: R. Gryson, The Ministry of Women in the Early Church, Collegeville 1976; originally Le ministère des femmes dans l’Église ancienne, Gembloux 1972, esp. pp. 117–118; Y. Congar, ‘Gutachten zum Diakonat der Frau’, Amtliche Mitteilungen der Gemeinsamen Synode der Bistümer der Bundesrepublik Deutschlands, Munich 1973, no 7, p. 37–41; C. Vaggagini, ‘L’Ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina’, Orientalia Christiana Periodica 40 (1974) 145–189 ; H. Frohnhofen, ‘Weibliche Diakone in der frühen Kirche’, Studien zur Zeit 204 (1986) 269–278; M-J. Aubert, Des Femmes Diacres. Un nouveau chemin pour l’Église, Paris 1987, esp. p. 105; D. Ansorge, ‘Der Diakonat der Frau. Zum gegenwärtigen Forschungsstand’, in T.Berger/A.Gerhards (ed.), Liturgie und Frauenfrage, St. Odilien 1990, pp. 46–47; A. Thiermeyer, ‘Der Diakonat der Frau’, Theologisch Quartalschrift 173 (1993) 3, 226–236; also in Frauenordination, W. Gross (ed.), Munich 1966, pp. 53–63; Ch. Böttigheimer, , ‘Der Diakonat der Frau’, Münchener Theologische Zeitschrift 47 (1996) 3, 253–266; P. Hofrichter, ‘Diakonat und Frauen im kirchlichen Amt’, Heiliger Dienst 50 (1996) 3, 140–158; P. Hünermann, ‘Theologische Argumente für die Diakonatsweihe van Frauen’, in Diakonat. Ein Amt für Frauen in der Kirche – Ein frauengerechtes Amt?, Ostfildern 1997, pp. 98–128, esp. p. 104; A. Jensen, ‘Das Amt der Diakonin in der kirchlichen Tradition der ersten Jahrtausend’, in Diakonat. Ein Amt für Frauen in der Kirche – Ein frauengerechtes Amt?, Ostfildern 1997, pp. 33–52, esp. p. 59; D. Reininger, Diakonat der Frau in der einen Kirche, Ostfildern 1999 pp. 97–98; P. Zagano, Holy Saturday. An Argument for the Restoration of the Female Diaconate in the Catholic Church, New York 2000; J. Wijngaards, Women Deacons in the Early Church, New York 2002, pp. 99–107.[19] Например: Burer, Michael, and Daniel B. Wallace. «Was Junia Really an Apostle? A Re-Examination of Rom 16.7,» New Testament Studies 47 [2001]: 76-91

[19] Например: Burer, Michael, and Daniel B. Wallace. «Was Junia Really an Apostle? A Re-Examination of Rom 16.7,» New Testament Studies 47 [2001]: 76-91

[20] Например: Belleville, Linda. «Iounian…episamoi en tois apostolois: A Re-examination of Romans 16.7 in Light of Primary Source Materials». New Testament Studies, 51, pp 231-249. doi:10.1017/S0028688505000135. 51 (2005)

[21] Например: Bauckham, Richard. Gospel Women : Studies of the Named Women in the Gospels. Eerdsmans, 2002.

[22] Finlan, Stephen. The Apostle Paul and The Pauline Tradition. Liturgical Press, 2008. ISBN 978-0-8146-5271-8, p. 134

[23] Epp, Eldon. Junia, the First Woman Apostle. Augsburg Fortress, 2005.

[24] Al Wolters, «ΙΟΥΝΙΑΝ (Romans 16:7) and the Hebrew name Yĕḥunnī,» Journal of Biblical Literature, 127 (2008), 397

[25] Nicole, Roger. «The Inerrancy of Scripture.» Priscilla Papers, Vol. 20, No. 2, Spring 2006.

[26] Толкования Иоанна Златоуста на Послание апостола Павла к Римлянам. (По этой теме Беседы 30-31)

[27] Толкование Иоанна Златоуста на Послание Филиппийцам. Беседа 13

[28] Толкование на Послание Филиппийцам // Толкование на Деяния и Послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского в трех томах, том 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2014 (по изд. СПб., 1911)

[29] Давид Стерн. Еврейский Новый Завет. — «Шамаш», 1989 (David H. Stern. Jewish New Testament. — Lederer Messianic Publications, 1989)

[30] Фьоренцо Эмилио Реати. Бог в XX веке: Человек — путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века) — Пер. с итальянского Ю.А.Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002, с. 175 (глава Феминистская теология)

[31] Например: Edwards, B. (2011) Let My People Go: A Call to End the Oppression of Women in the Church. Charleston, SC: Createspace.

[32] Например: Piper, John (1991). Recovering Biblical Manhood and Womanhood. Wheaton, Illinois: Crossway. pp. 31–59.

[33] Апостолькое послание папы Иоанна Павла II Mulieris dignitatem («Достоинство женщины») 1988 г.

[34] Tennant, Agnieszka. Seahorses, Egalitarians, and Traditional Sex-Role Reversal. — Christianity Today, July, 2001

Елена Преображенская (с)

Оригинал (на сайте Независимый исследователь) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное