Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 293/2019-07-11

Продолжение статьи: Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла

«Много трудившиеся»

В той же 16-й главе Послания Римлянам апостол Павел перечисляет еще несколько женщин, известных своими трудами в церкви: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе.  Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе» (Рим. 16:12). «Приветствуйте … Юлию»(Рим. 16:15), а также (без указания имени) сестру Нирея (там же) и мать Руфа (Рим. 15:13). Из-за краткости этих упоминаний сложно предполагать, какой именно деятельностью занимались эти женщины. (Хотя в некоторых случаях существуют догадки: например, о том, что мать Руфа, вероятно, заботилась о Павле во время его миссионерских поездок, отчего он называет ее своей матерью[3][10][11]).

Очевидно, что в ранней церкви женщины имели возможность проявлять активность в той или иной форме. Иоанн Златоуст в толкованиях этих текстов воздает похвалу христианским жунщинам. Например, читая слова о Мариам, «которая много трудилась» для апостолов, Златоуст пишет: «Что это? Опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, – почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если постараемся узнать, чем украшаются эти женщины, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Пусть слышат это мужчины и женщины: не перстнями, не ожерельями, не евнухами, не служанками, не златоткаными одеждами, но трудами за истину»[26].  

Уильям Баркли, читая перечисление имен 16-й главы Послания к Римлянам, отметил: «Из двадцати четырёх имён – шесть женские. Это следует запомнить, так как Павла часто обвиняют в том, что он преуменьшает положение женщины в церкви. Если мы действительно хотим узнать отношение Павла к этому вопросу, то уместно прочитать отрывок, подобный этому, где с его слов видно, как высоко оценивает он работу, выполняемую женщинами в церкви»[5].

Еводия и Синтихия, «подвизавшиеся в благовестии»

В Послании Филиппийцам апостол Павел упоминает двух женщин, которые были причастны проповеди Евангелия: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» (Фил. 4:2-3). По мнению комментаторов, речь идет о видных в общине женщинах, между которыми произошел какой-то конфликт или разногласие[3][4][5][11]. Апостол Павел призвал их к единству (в современных переводах: «придти к согласию», «мыслить одно и то же», «быть единомышленницами»).

Апостол Павел высоко оценил роль этих женщин, сказав, что они участвовали вместе с ним в благовествовании. Каким было их участие в благовествовании, в тексте не сказано. Толковая Библия Лопухина допускает, что Еводия и Синтихия могли быть дьякониссами[6]. Иоанн Златоуст по поводу этого текста писал: ««Подвизавшимся вместе со мною». Что ты говоришь? Жены подвизались вместе с тобою? Да, говорит; немало и они помогали. Хотя у него и много было сотрудников, но в числе многих содействовали и жены»[27]. Феофилакт Болгарский, предположив, что эти женщины занимали выдающееся положение в церкви и отметив их участие в трудах апостола, заострил внимание на словах о том, что «имена их в книге Жизни»: «Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20) Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге Жизни…»[28].

По мнению консервативного протестантского богослова Уильяма МакДональда, евангелиста, который является выразителем наиболее консервативной части современного протестантизма, невозможно вообразить, что женщины могли проповедовать Евангелие бок-о-бок с апостолом: их соучастие в служении должно ограничиваться гостеприимством или наставлением других женщин и детей[10]. Традиционное богословие, однако, не запрещает женщине учить мужчину. Так, Иоанн Златоуст вспоминал о том, что Прискилла наставляла Аполоса (Деян. 18:24-26), утверждая, что женщина при определенных обстоятельствах может учить мужчину[26]. (Подробнее эта тема должна рассматриваться в отдельных статьях). В переводе Нового Завета мессианского богослова Давида Стерна текст о соучастии Еводии и Синтихии в благовествовании вместе с апостолом излагается такими словами: «они усердно трудились, провозглашая Добрую Весть вместе со мной»[29].

Шотландский богослов Уильям Баркли, комментируя текст апостола Павла, обращает внимание на то, что женщины в Македонии отличались большей свободой в отношении поведения в обществе, чем женщины в Греции, а Филиппы находились в Македонии. В этом, по мнению Баркли, была причина того, что в македонской церкви женщины могли занимать активные роли. В подтверждение Баркли приводит примеры из книги Деяний, свидетельствующие об активной роли женщин в Филиппах, Фессалониках и Верии (Деян. 16:13-15; 17:4,12), а также пишет о том, что были найдены памятники, свидетельствующие, что женщина могла «иметь свое дело» (зарабатывать), и даже были обнаружены памятники, воздвигнутые женщинам общественными организациями. В заключении этого комментария Баркли пишет: «Мы знаем, что во многих основанных Павлом церквах (например в Коринфе), женщины должны были довольствоваться второстепенной ролью. Но, думая о месте женщин в ранней Церкви и об отношении к ним Павла, было бы неплохо помнить, что в македонской церкви они занимали ведущее положение»[5]. 

Продолжение (окончание) статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное