Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 272/2018-01-17

Доброго времени суток. Сегодняшний выпуск завершает статью об отношениям к абортам в исламском мире.

Статистика и проблема неразрешенных абортов

Несмотря на то, что аборты в странах ислама в большинстве случаев запрещены, они совершаются в этих странах и не являются очень редкими, напротив, их численность увеличивается в течение последних лет. Хотя культура мусульманских народов достаточно консервативна, общественное мнение в странах мусульманского большинства подвергается некоторым изменениям, и аборт в том числе меньше табуируется. Например, в одном из опросов, результаты которого были опубликованы международным проектом изучения общественного мнения World Public Opinion, выяснилось, что 53% египтян, 55% иранцев и 57% палестинцев выступают против жесткой политики в отношении абортов, проводимой властями их стран[17].

В течение последних лет в большинстве стран Ближнего Востока значительно возросло число молодых людей. Пропорциональная доля молодежи в возрате от 15 до 24 лет достигает в этих странах до трети населения, но число ранних браков снижается. Поскольку молодые люди часто не вступают в ранние браки, они все чаще вступают во внебрачный секс[17][18]. При этом распространенность применения контрацепции варьирует в разных странах ислама. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2005 год, в некоторых странах, таких как Иран или Тунис, уровень распространенности контрацепции достаточно высок (63% и 74% соответственно), но в ряде стран, таких как Судан или Мавритания, достаточно низок (менее 10%)[18]. В целом молодежь подросткового возраста ближневосточного региона часто мало информирована о контроле рождаемости и это становится фактором роста числа абортов, которые из-за законодательных запретов в большинстве случаев проводятся нелегально[17].

По данным ООН, примерно один из десяти случаев беременности в ближневосточном регионе заканчивается абортом[17][18]. Однако, точная статистика нелегальных абортов неизвестна. Согласно исследованиям Международной федерации планируемого родительства, с 1995 по 2000 год в арабском мире было совершено 7 миллионов абортов[17]. По подсчетам той же организации, число абортов составляет половину нежелательных беременностей в регионе[4].

В ряде случаев нелегальные аборты совершаются врачами, но чаще, особенно, в сельской местности, совершаются без помощи квалифицированных медицинских специалистов. Статистика таких абортов скудна, но некоторые исследования все же проводились. Например, Бюро справок народонаселения, американская исследовательная организация, опубликовала в 2008 году данные, согласно которым Демографический центр Каира зафиксировал, что треть из 1300 египетских беременных женщин пытались совершить аборт[19]. Другое исследование, результаты которого опубликованы в издании Общественного здравоохранения США (Public health) в 2000 году, показало, что 41% женщин сельской местности Верхнего Египта сделали по крайней мере один аборт, а у 25% абортов было больше одного[20][21].

Почти все такие аборты совершаются без помощи профессиональных врачей: женщины обращаются к народным повитухам, традиционным целителям или родственникам. Даже для принятия родов далеко не все женщины имеют возможность обратиться к квалифицированным специалистам. По данным Бюро справок народонаселения на 2005 год, только 33% женщин из бедной среды в Египте и Морокко и всего 7% таких женщин в Йемене имели доступ к квалифицированной акушерке. В результате отсутствия профессиональных услуг в странах, в которых нет доступа к безопасным абортам, высок уровень осложнений после абортов, которые фиксируются в случаях попадания женщин в больницы. Например, в Египте, по данным Совета народонаселения Каира, в 1998 году каждое пятое обращение в кабинет акушера было связано с последствиями абортов[18].

Некоторые женщины умирают от осложнений после абортов. По данным министерства здравоохранения Египта, в 2006 году доля материнской смертности из-за абортов составила 1,9%[21]. По данным ВОЗ, в 2003 году около 1,3 миллиона абортов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) были совершены в антисанитарных условиях или неквалифицированными лицами (или то и другое вместе). Осложнения от таких абортов привели к 11% материнской смертности в регионе. По данным Международной федерации планируемого родительства, около 5% всех материнских смертей в регионе MENA связаны с осложнениями после абортов, причем число таких смертей превысило половину всех материнских смертей в некоторых мусульманских странах[4]. По данным ВОЗ на 2000 год, материнская смертность после небезопасных абортов в регионе составляет не менее 6%[18].

Количество абортов и материнская смертность варьируют в различных странах ислама. Согласно ряду опубликованных данных, с 1995 по 2000 год наибольшее число абортов было сделано в Иране (2.590.681), Турции (2.301.966) и Египте (2.079.216), немало абортов также зафиксировано в Ираке (893.285), Алжире (718.670), Морокко (699.692), Саудовской Аравии (699.405), Сирии (653.965), Йемене (606.339). Наибольшее число материнских смертей после небезопасных абортов обнаружено в Иране (5697), далее по убыванию располагаются показатели Египта (2542), Судана (1893), Турции (1536), Морокко (1084), Алжира (1076) и других стран ислама[18]. Однако, реальные цифры могут оказаться больше, чем те, которые попали в поле зрения статистики.

Исследователи также обнаружили связь между отсутствием доступа к аборту, нежелательными беременностями и самоубийствами молодых женщин. К примеру, алжирская психиатрическая служба зафиксировала, что 30% попыток самоубийств были совершены по причине нежелательной беременности, согласно публикации 1998 года. Аналогичные выводы были сделаны в других странах арабского мира[18].

По мнению исследователей и специалистов, которое зафиксировано на международной конференции, посвященной небезопасным абортам и сексуальному здоровью в Дамаске в 1992 году, небезопасный аборт является одной из основных проблем здравоохранения во всех странах Ближнего Востока и Северной Африки. Эта проблема, по мнению участников конференции, может быть решена путем пересмотров законов об абортах, где это возможно, и обеспечения женщин эффективными средствами контрацепции[18].

В настоящее время отношение к абортам в странах ислама продолжает меняться. Некоторые религиозные лидеры издали фетвы, расширяющие возможности делать аборты в рамках ограничений. Однако, фетвы не имеют обязательного характера исполнения и их издание не всегда приводит к изменениям в государственных законах. Но это способствует дискуссиям о проблеме абортов с религиозной точки зрения. Недостатком таких дискуссий, однако, является то, что в патриархальной культуре ислама обсуждение толкований религиозных законов ведут только мужчины. Хотя даже в мусульманском обществе начинают появляться женские организации, как, например, «Женщины и форум памяти» (Women and Memory Forum) в Египте, которые заявляют о своем праве переосмысливать религиозные тексты и историю в свете современных реалий и с феминистской точки зрения. Мусульманские женщины-исследовательницы также пишут работы о репродуктивных правах женщин в исламе, стремясь подчеркнуть принципы справедливости и равенства, а также право женщин на жизнь, здоровье и безопасность[18].

Иллюстрация: Женщины в Египте во время революции 2011 г. 

Список использованной литературы
[1] Juan Eduardo Campo. Encyclopedia of Islam. — Facts on File, 2009. P. 7
[2] Gilla K. Shapiro. Abortion law in Muslim-majority countries: an overview of the Islamic discourse with policy implications. — Health Policy and Planning, Volume 29, Issue 4, 1 July 2014, Pages 483–494
[3] Mohammed Ali Albar. Induced abortion from an islamic perspective: Is it criminal or just elective? — Journal of Family & Community Medicine, 2001 Sep-Dec; 8(3): 25–35
[4] Naureen Shameem. The Future of Abortion Rights in Islam (Open Democracy, 2 September 2013)
[5] Ibrahim B. Syed (President Islamic Research Foundation International, Inc.). Abortion in Islam
[6] Cyril Glasse,‎ Huston Smith. New Encyclopedia of Islam: A Revised Edition of the Concise Encyclopedia of Islam. — AltaMira Press, 2001. P. 18-19
[7] Imam Omar Suleiman (Founder and President of the Yaqeen Institute for Islamic Research). Islam and the Abortion Debate
[8] Islamic teachings on abortion (BBC — Religions)
[9] Cenap Çakmak (Editor). Islam [4 volumes]: A Worldwide Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2017. Volume 1. P. 22-25
[10] K. M. Hedayat, P. Shooshtarizadeh, M. Raza. Therapeutic abortion in Islam: contemporary views of Muslim Shiite scholars and effect of recent Iranian legislation. — Journal of Medical Ethics, 2006 Nov; 32(11): 652–657
[11] Jonathan E. Brockopp. Islamic Ethics of Life: Abortion, War, and Euthanasia. — University of South Carolina Press, 2003. P. 64 (Respect for life). P. 87-88 (The fetus of rape)
[12] Abdulrahman Al-Matary, Jaffar Ali. Controversies and considerations regarding the termination of pregnancy for Foetal Anomalies in Islam. — BMC Medical Ethics, 2014; 15:10
[13] Iran Rejects Easing of Abortion Law (Life Site News com, May 9, 2005)
[14] Robin Wright. Iran Now a Hotbed of Islamic Reforms (Los Angeles Times, December 29, 2000)
[15] Worldwide Abortion Policies (Pew Research Center, October 5, 2015). Data and designations from the United Nations Population Division as of 2013
[16] В каких случаях в Исламе разрешен аборт? (Islam.kz — национальный, духовно-просветительский портал)
[17] Borzou Daragahi (Times Staff Writer). Abortions on the rise in Mideast. (Los Angeles Times, June 29, 2008)
[18] Leila Hessini. Abortion and Islam: Policies and Practice in the Middle East and North Africa. — Journal Reproductive Health Matters (An international journal on sexual and reproductive health and rights). Volume 15, 2007
[19] Rasha Dabash and Farzaneh Roudi-Fahimi. Abortion in the Middle East and North Africa. — Population Reference Bureau, 2009
[20] Yassin K. M. Incidence and socioeconomic determinants of abortion in rural Upper Egypt. — Public Health. 2000 Jul;114(4):269-272
[21] Aswat Masriya. The reality of getting an abortion in Egypt (Egyptian Streets, June 1, 2014)


Елена Преображенская (с)
Оригинал (на сайте Независимый исследователь) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное