Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 266/2018-01-12

Доброго времени суток. Поздравляю всех подписчиков с прошедшими праздниками и желаю всяческих успехов, добра и радости! В продолжение давно начатой темы о религиозных взглядах на контроль рождаемости и аборты предлагаю новую статью об отношении к абортам в исламе. 

Ислам и аборт

Ислам глобально осуждает аборты, но многие мусульманские правоведы согласны с тем, что в некоторых случаях аборт допустим. Таким исключительным случаем все школы исламского права признают угрозу жизни женщины. Многие правоведы допускают также другие значительные основания для абортов, но единого мнения об этом нет. Статус плода в исламе рассматривается в зависимости от его возраста, поэтому аборты при их необходимости допускаются на ранних сроках. Общепринято, что аборт абсолютно запрещен после 120 дней с момента зачатия, но в случае угрозы жизни женщины часть правоведов допускают аборт на более поздних сроках. Большинство правоведов допускают аборты по обоснованным причинам на сроках до 40 дней и многие — на сроках до 120 дней от зачатия, а о сроках между 40 до 120 днями преобладающие мнения правоведов внутри разных школ исламского права различаются. В разных школах исламского права взгляды на допустимость абортов складываются по-разному и ислам не представляет какое-либо монолитное мнение.

Страны с мусульманским большинством населения имеют неодинаковые законодательства об абортах. Ни одна страна ислама не запрещает аборт в случае угрозы жизни женщины. Часть стран ислама разрешает аборты в некоторых других исключительных случаях, но власти каждой страны определяют такие случаи самостоятельно. В целом большинство мусульманских стран имеют жесткие консервативные законы об абортах. Исключение составляют семь постсоциалистических стран с мусульманским большинством населения, а также Бахрейн, Тунис и Турция, где разрешен аборт по требованию или по многим причинам. Несмотря на жесткие законодательные запреты большинства стран ислама, в этих странах совершаются нелегальные аборты. Часто такие аборты делаются без помощи квалифицированных специалистов и приводят к заболеваниям и даже смертям женщин.

Взгляды на эмбриогенез и аборты в свете авторитетных текстов ислама

Первостепенным духовным руководством в исламе является Коран. Коран не содержит каких-либо прямых упоминаний абортов, но содержит аяты, запрещающие несправедливые убийства (Коран 17:33, 25:68) и убийства детей (6:137, 6:140, 6:151, 17:31, 81:8-9)[1][2][3]. Особенно релевантным теме абортов рассматривается запрет убивать детей. В историческом контексте эти запреты были направлены против убийства новорожденных, поскольку среди аравийских племен до принятия ислама была распространена практика убивать ненужных детей, особенно девочек. Однако, богословы ислама нередко распространяют запрет убивать детей и на нерожденных. Среди таких текстов содержится запрет убивать детей из-за страха бедности (6:151, 17:31), что по традиции часто применяется в исламе к абортам по экономическим причинам.

Коран утверждает, что творение человека в некоторый момент времени включает получение телом души от Бога (15:29, 32:9). Этот момент применительно к размножению людей рассматривается как граница, после которой аборт особенно недопустим. Однако, в исламе существует представление о нескольких критически важных периодах, разделяющих этапы творения человека в утробе матери. Коран содержит текст, который интерпретируется знатоками ислама как описание этапов творения человека[2][3][4][5]: «И уже Мы создали человека [Адама] из эссенции глины [из глины, взятой от всех земель]. Потом поместили Мы его [потомка Адама] каплей [мужским семенем] в надежное место [в матку матери]. Потом Мы создали из (этой) капли сгусток крови, и (затем) создали Мы из (этого) сгустка крови кусочек плоти, и (затем) создали Мы из (этого) кусочка плоти кости, и (затем) облекли Мы (эти) кости мясом. Потом Мы вырастили его как другое [новое] создание (вдохнув в него дух). Благословен же Аллах, лучший из творцов!» (Коран 23:12-14, цит. перевод с комментариями Абу Аделя).

Широким признанием в исламе пользуются хадисы (предания о жизни Пророка Мухаммеда), в которых этапы творения человека описаны с указанием сроков: «… что касается вашего творения, каждый из вас собран в матке матери в течение первых сорока дней, а затем стал сгустком в течение других сорока дней, а затем — куском плоти в течение других сорока дней. Тогда Аллах посылает ангела написать четыре слова: он пишет его дела, время смерти, средства к существованию, и, будет ли он несчастен или благословен. Затем душа вдыхается в его тело … » (Сахих аль-Бухари, том 4, книга 55, номер 549)[3][6][7][8].

Основываясь на этих хадисах, знатоки ислама выделяют четыре этапа внутриутробного творения человека или развития эмбриона[2]:
1. Нуфта (капля) — объединение спермы с яйцеклеткой и проникновение в матку (от зачатия до 40 дней),
2. Алака (сгусток крови) — развитие кроветворного сгустка (от 40 до 80 дней после зачатия),
3. Мудга (эмбрион) — сгусток формируется в группы плоти (от 80 до 120 дней после зачатия),
4. Халкан Ахар (душа вдыхается в тело) — «одушевление» плода (от 120 дней до рождения).

В соответствии с таким представлением о творении человека в исламе распространена вера, что человек получает душу от Бога около 120 дня после зачатия[3][4][9], и все школы ислама согласны с особой недопустимостью абортов после этого срока[1][2][7]. Часть правоведов допускает как исключение после 120 дня аборт только ради спасения жизни женщины[3][6][7]. Аборт в случае угрозы жизни женщины понимается в исламе как «меньшее из двух зол» — принцип, содержащийся в законах шариата[4][8]. Жизнь женщины в исламе считается более ценной, чем жизнь плода: «Когда две запретные вещи придут [на человека] вместе, тогда меньшее будет принесено в жертву большему»[5].

Однако, не все правоведы ислама считают, что именно 120 дней после зачатия являются той границей, после которой аборт недопустим. Некоторые авторитеты ислама в средние века считали, что тело человека почти завершило развитие уже на 40 или 42 день после зачатия[7]. Существует другой хадис, в котором говорится: «Когда нуфта входит в матку и пребывает там в течение 42 ночей, Бог посылает ангела, чтоб дать ей форму и создать слух, зрение, кожу, кости и плоть. Затем ангел спрашивает: «Боже, это мальчик или девочка?» и Бог определяет все, что вознамеревается. Затем спрашивает, каковы его средства к существованию, и Бог определяет» (Сахих Муслим, Китаб аль-Кадар)[3]. Исходя из этого хадиса, некоторые авторитеты ислама считают, что душа дается человеку уже на 40 день после зачатия[9]. Однако, это мнение менее распространено, нежели то, что душа дается на 120 день.

Некоторые современные мусульманские авторы отмечают, что на 42 день после зачатия органогенез эмбриона достигает зенита, когда гонада начинает дифференцироваться в яички или яичник (в зависимости от пола эмбриона), а также формируется и начинает функционировать мозговой ствол. Высшие функции мозга в это время все еще формируются, и кора головного мозга не имеет синапсов с низшими центрами до начала 20-й акушерской недели, вычисленной от последнего менструального цикла. Это, по мнению некоторых мусульманских авторов, эквивалентно сроку около 120 дней после оплодотворения. Но более точно 120 дней от момента зачатия соответствуют 19 акушерским неделям, исчисляемым от последнего менструального цикла. Такие сопоставления традиционных взглядов ислама с научными представлениями о сроках эмбрионального развития приводят некоторых современных авторов к выводу, что хадисы указывают на этапы формирования центральной нервной системы[3].

В исламе существует также ряд хадисов, которые показывают, что статус эмбриона возрастает со сроком беременности. С этим представлением в исламе связано мнение, что чем позднее делается аборт, тем грех тяжелее[3]. Большинство правоведов ислама допускают аборт при наличии достаточно обоснованной причины на сроке до 40 дней от зачатия. Некоторые правоведы допускают аборт до 80 дней и многие допускают аборт до 120 дней от зачатия. Но в отношении сроков между 40 и 120 днями правоведы не имеют единого мнения[2][7]. Мнения правоведов о допустимости абортов и о сроках, когда аборт может быть допустим, часто различаются в зависимости от школы, к которой они принадлежат, хотя разные мнения присутствуют и в рамках одной и той же школы. 

Продолжение статьи следует. 

Иллюстрации:  1) Североафриканский Коран XI века в Британском музее, 2) Сборники хадисов

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное