Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 271/2018-01-16

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Ислам и аборт".

Законы об абортах в мусульманских странах

К странам мусульманского большинства относятся страны, в которых мусульмане составляют более половины населения. На основании ряда исследований к таким странам можно отнести 47 государств, если не учитывать спорные территории, такие как Западная Сахара и Майотта, и частично признанное государство Палестина с территориями военного конфликта в секторе Газа и Западном берегу Иордана[2]. Многие страны с подавляющим большинством мусульман имеют очень консервативные законы об абортах, но ни в одной мусульманской стране нет полного запрета абортов (в отличии от нескольких стран католического большинства в мире).

Согласно данным Отдела народонаселения ООН на 2013 год, в пятнадцати странах мусульманского большинства аборты разрешены только в случае угрозы жизни женщины. Такими странами являются: Афганистан, Бангладеш, Бруней, Джибути, Египет, Гвинея-Бисау, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, Мавритания, Сенегал, Сомали, Сирия, Йемен[15].

Согласно этим же данным ООН на 2013 год, в четырех странах мусульманского большинства аборты допускаются только по двум причинам: в случаях угрозы жизни женщины и ее физического здоровья, либо серьезной патологии плода, либо изнасилования или инцеста (в законах об абортах и их исследованиях эти два случая объединяются). В Мальвидах аборты легализованы в случае угрозы физическому здоровью женщины, в Омане — в случае патологии плода, в Мали и Индонезии — в случаях изнасилования или инцеста, помимо случаев угрозы жизни женщины[15].

В одиннадцати странах мусульманского большинства по тем же данным на 2013 год аборты легализованы по трем причинам: в девяти из этих стран к случаю угрозы жизни женщины добавлены случаи угрозы ее физическому и психическому здоровью, но в двух странах — другие исключения. Угроза физическому или психическому здоровью женщины, помимо угрозы жизни, являются основанием для абортов в Гамбии, Малайзии, Нигерии, Сьерра-Леоне, Объединенных Арабских Эмиратах, Коморских островах, Морокко, Пакестане, Саудовской Аравии. В Чаде аборты легализованы в случаях угрозы жизни женщины, ее физическому здоровью и патологии плода. В Судане аборты легализованы в случаях угрозы жизни женщины, патологии плода и изнасилования или инцеста[15].

В четырех странах мусульманского большинства по тем же данным на 2013 год аборты легализованы по четырем причинам. В Иордании, Кувейте, Нигере, Катаре аборты разрешены в случаях угрозы жизни женщины, ее физическому или психическому здоровью, а также патологии плода. В двух странах, Буркино-Фако и Гвинее, аборты разрешены в пяти случаях: к случаям угрозы жизни женщины, ее физическому или психическому здоровью и патологии плода добавлен случай изнасилования или инцеста[15].

В девяти странах мусульманского большинства приняты либеральные законодательства об абортах: аборты легализованы по требованию без объяснения причин или по большому числу причин или с незначительными ограничениями. Большинство этих стран являются постсоветскими: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан (Киргизия), Таджикистан, Туркменистан (Туркмения), Узбекистан. К ним отчасти примыкает Албания, которая входила в число стран социалистического лагеря (которая, к тому же, хотя преимущественно мусульманская, но имеет значительное христианское население). Однако, есть три страны ислама, не имевшие отношения к социалистическому блоку, в которых разрешен аборт по требованию: Тунис, Бахрейн, Турция[15] (но в Бахрейне перед абортом требуется пройти консультацию, а в Турции на аборт необходимо согласие мужа для замужних женщин и родителей/опекунов для несовершеннолетних). При этом в Тунисе аборт был легализован достаточно давно: еще в 1973 году, что раньше, чем в таких западных странах, как Франция, Германия и США[2].

Существует некоторая динамика расширения случаев легализации абортов в странах мусульманского большинства. Так, согласно исследованию, опубликованному в академическом журнале Оксфордского университета Health Policy and Planning в 2011 году, на момент выхода этой публикации в Индонезии, Нигерии, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах аборт разрешался только в случае угрозы жизни женщины. На Коморских островах, в Иордании, Морокко, Пакистане, Саудовской Аравии аборт разрешался только в двух случаях: угрозы жизни и физическому здоровью женщины, также в Судане — только в случаях угрозы жизни женщины и изнасилования. В Кувейте, Нигере и Катаре аборт был разрешен в трех случаях: угрозы жизни и физическому здоровью женщины и патологии слода. В Буркино-Фако и Гвинее аборт, помимо этого, был также разрешен в случае изнасилования[2]. Во всех перечисленных странах на момент проведения исследования ООН, опубликованного в 2013 году, число исключений из запрета абортов увеличилось, хотя ни одна новая страна не добавилась в список стран, где разрешен аборт по требованию. Во всех мусульманских странах, в которых аборты разрешены лишь в строго ограниченных случаях, не разрешен аборт по социальным или экономическим причинам[15].

За нарушение запрета аборта современные законодательства стран ислама карают тюремным заключением или крупными штрафами как врачей и других лиц, способствующих проведению аборта, так и совершающих аборт женщин. В то же время традиционные законы шариата предписывают в случае аборта только выплату выкупа за утрату ребенка («выкуп за кровь», называемый гурра или гуррат), и его размер зависит от срока беременности, либо совершать строгий пост (каффарат). Косвенно это указывает на то, что статус плода в исламе не эквивалентен статусу человека. Даже тогда, когда плод считается получившим душу, аборт в исламе не приравнивается к обычному убийству[9][11].

В странах мусульманского большинства с либеральными законами об абортах духовные авторитеты ислама сохраняют строгое осуждение абортов, совершенных после 120 дней от зачатия, кроме случаев угрозы жизни женщины, но об абортах на более ранних сроках могут иметь разные, в том числе достаточно мягкие мнения. К примеру, национальный духовно-просветительский постал об исламе в Казахстане сообщает, что аборты до 40 дней от зачатия нежелательны, но разрешаются при условии совместного желания супругов, а после 40 дней до 120 допустимо делать аборты только по медицинским показаниям: в случаях угрозы здоровью женщины или патологии плода[16]. 

Продолжение (окончание) статьи следует.

На иллюстрации: Протестная акция Революционной ассоциации женщин Афганистана в Пакестане против исламского фундаментализма (1998) (фото из wikimedia).  

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное