Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 270/2018-01-15

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать к ознакомлению статью об отношении к абортам в исламском мире.

Изнасилование

В случае изнасилования женщины аборты в исламе традиционно не разрешались, поскольку ребенок, рожденный после изнасилования, считался законным. Однако, в недавнем времени произошло несколько прецедентных случаев разрешений абортов после изнасилования, связанных прежде всего с ситуацией массовых изнасилований во время войн. Существуют данные, что такие разрешения делались исламскими духовными лицами в 1990-х годах во время вторжения Ирака в Кувейт и во время войны в Боснии[6][8], когда многие мусульманские женщины подвергались изнасилованию солдатами вражеской стороны[11]. Однако, большинство правоведов остались на позиции, что аборты после изнасилования в исламе не допускаются. Правоведы, допускающие аборты после изнасилования, ограничили возможность прервать беременность сроком 120 дней от зачатия[2].

В 1998 году Высший исламский совет Алжира издал фетву, разрешающую аборты после изнасилования, объясняя это тем, что религиозные экстремисты могут использовать изнасилования как орудие войны[2][4][8]. Также в 1998 году великий шейх аль-Азхара, крупного мусульманского центра в Египте, Мухаммад Саид Тантави издал фетву, разрешающую аборт незамужним женщинам, которые подверглись изнасилованию[2][4], хотя по закону аборт в Египте допускается лишь в случае угрозы жизни женщины. В 2004 году Мухаммад Саид Тантави одобрил законопроект, легализующий аборт после изнасилования[6][8], однако, закон не был принят. Мухаммад Саид Тантави считал, вопреки традиции, что аборт после изнасилования может совершаться даже спустя 120 дней от зачатия. Такое мнение вызвало возражения других знатоков ислама. В частности, муфтий Египта Али Гомаа осудил это как нарушение запрета Корана «убивать невинные души», указав, что младенец после 120 дней от зачатия уже получил душу[6].

В 1999 году великий муфтий Палестины Икрима Саид Сабри постановил, что мусульманские женщины, изнасилованные во время войны в Косово, могут принимать медикаменты, прерывающие беременность[2], объясняя это тем, что в противном случае дети, рожденные этими женщинами, могут в будущем стать врагами мусульман[11]. В современной культуре ислама прецеденты разрешений абортов после изнасилования не вполне мотивированы интересами самих женщин. Великий египетский шейх Наср Фарид Вазел утверждал, что вместе с правом доступа к аборту изнасилованные женщины должны иметь доступ к хирургии, восстанавливающей девственную плевру, чтобы вернуть брачную правоспособность[2], поскольку в культуре народов ислама заложен традиционный взгляд, что женщина, вступающая в брак, должна быть девственной. По мнению некоторых защитников прав женщин, современные фетвы об абортах необязательно направлены на увеличение свободы женщин, но могут служить для поддержки патриархальных устоев[4].

Социальные и экономические основания

Большинство правоведов ислама считают, что аборт может разрешаться только по медицинским причинам и отвергают допустимость абортов по социальным и экономическим. Аборт по экономическим причинам традиционно считается недопустимым в исламе на основании аятов Корана, запрещающих убивать детей из-за опасения бедности. Хотя эмбрион на ранних сроках не приравнивается к человеку, запрет убивать детей по экономическим причинам широко применяется в исламе к нерожденным детям[2][6]. Исключения из этого принципа в исламе встречаются нечасто.

Некоторые исследователи отмечают, что исключение из запрета абортов по экономическим причинам сделал Шейх Ахмед Харид, который разрешил делать аборт в случаях, когда семья не может нанять няню для кормления младенца[2][4]. Однако, отсутствие деталей не позволяет понять смысл такого решения (возможно, это касается случая, когда младенца не может кормить мать).Шиитская школа зейдитов выделяется среди других школ ислама разрешением абортов по социальным причинам[3], однако, она не является крупной.

Некоторые современные правоведы других школ поддерживают аборты по социально-экономическим причинам в контексте быстрого роста населения в странах мусульманского большинства, проблем перенаселения и нищеты. Иранский аятолла Юсеф Саанеи, известный реформизмом, сделал в этом отношении наиболее смелое заявление. Признав, что ислам в целом запрещает аборт, он сообщил: «Но ислам также является религией сострадания и, если имеются серьезные проблемы, Бог иногда не требует, чтобы его творение применяло его закон. Так, в некоторых условиях, таких как нищета родителей или перенаселение, аборт допустим». Такой подход аятолла Саанеи объяснил переосмыслением законов ислама в свете достижений науки и реалий времени[8][14].

Продолжение статьи следует.

Иллюстрации: 1) Женщины в Афганистане, одетые в паранджу (бурку), 2) Аятолла Юсеф Саанеи (фото из wikimedia)

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное