Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 264/2017-11-25

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать статью по теме Христианство и аборт в современном мире.

Лютеранство

Лютеранские церкви имеют различные позиции по абортам. Евангелическая лютеранская церковь в Америке, самая крупная по числу членов американская лютеранская церковь, заявляет, что среди ее членов существуют разные точки зрения об абортах и необходимых законодательствах. Официально заявленная точка зрения этой церкви состоит в том, что женщины имеют право выбора аборта в крайних случаях, таких как угроза жизни женщины, тяжелая патология плода и недобровольные половые акты, особенно изнасилование, инцест, а также «некоторые ситуации, когда женщины настолько подчиняются и угнетаются, что у них нет выбора в отношении полового акта и мало доступа к контрацептивам». Однако, церковь выступает против абортов после достижения плодом жизнеспособности, за исключением угрозы жизни женщины и летальных патологий, указывающих на то, что плод умрет вскоре после рождения[45]. Церковь приняла решение о финансировании абортов в рамках медицинского страхования для пасторов и работников церкви в перечисленных случаях (угрозы жизни женщины, тяжелой патологии плода и недобровольных половых актов)[46].

Лютеранская церковь Миссурийского синода, вторая по величине американская лютеранская церковь, заявила, что аборт аморален, за исключением случаев «трагического неизбежного последствия медицинских процедур, необходимых для предотвращения смерти матери»[47].

Висконсинский евангелический лютеранский синод, третья американская лютеранская церковь, принял резолюцию, в которой утверждает, что Священное Писание «ясно свидетельствует о почитании жизни матери и жизни ее нерожденного ребенка как имеющих равную ценность». Эта церковь рассматривает нерожденных младенцев как людей, находящихся под защитой заповеди «не убивай», а аборт как грех, кроме случая необходимости спасения жизни женщины. В случае угрозы жизни женщины церковь призывает стремиться спасти обе жизни, а, если это невозможно, то спасти хотя бы одну жизнь[48], «в зависимости от того, что возможно»[49].

В Европе лютеране более либеральны в вопросах аборта, чем в США. В частности, Евангелическая церковь Германии, национальное объединение двадцати двух немецких церквей, допускает широкий спектр причин, по которым женщины в случаях нужды могут совершить аборты. В 1991 году поместный синод церкви Боварии принял Розенхеймскую декларацию, в которой, при общей направленности на содействие сохранению зачатой жизни, было заявлено, что «аборт может быть этически оправдан, если продолжение беременности ставит под угрозу жизнь женщины», и «если беременная женщина находится в безнадежном критическом положении, которое не делает продолжение беременности разумным по соображениям ее совести, и критическое положение не может устраниться приемлемым способом»[50]. (В такой ситуации женщина, согласно немецкому законодательству, должна обратиться за помощью в государственную консультацию, и, если выход не будет найден, может сделать аборт до 22 недели от зачатия или 24 недели из расчета от прекращения менструального цикла, но врач имеет право сделать аборт только на сроке до 12 (14) недель, кроме случаев угрозы жизни и здоровья женщины). Розенхеймская декларация была первым заявлением одной из немецких церквей, которое допустило, что женщина может сделать аборт в критической жизненной ситуации, исходя из представлений собственной совести. Со временем эту позицию поддержали другие лютеранские церкви Германии, хотя некоторые консервативные лютеране до сих пор подвергают ее критике.

В 2004 году Евангелическая церковь Германии представила перед Комитетом по равенству Совета Европы Декларацию о роли женщин в церкви («Женщины и религия»), где было сказано, что нерожденная жизнь «достойна защиты», однако, «женщины могут оказаться в такой безнадежной ситуации, что не могут найти иной альтернативы, кроме как прервать беременность». Такие ситуации могут произойти, как сказано в Декларации, «например, из-за возраста женщины, финансовой ситуации, страха ответственности и будущего, ожидаемой инвалидности ребенка, проблемы взаимоотношений, профессиональной ситуации, давления социальной среды или отсутствия желания иметь детей». Евангелическая церковь Германии заявила, что в конечном счете решение женщины заслуживает уважения, поскольку «жизнь нерожденного ребенка может быть защищена только вместе с беременной женщиной, а не вопреки ей»[51]. Таким образом немецкая церковь отвергла консервативный подход, согласно которому женщина должна родить ребенка и заботиться о нем вопреки собственной воле. Дилемма между правами женщины и нерожденного ребенка в такой либеральной трактовке оказывается нерешаемой со стороны, и только сама женщина получает право принять то или иное решение.

Реформатство

Реформатство (ветвь кальвинизма), как и лютеранство, разделено по вопросу аборта. Многие американские реформатские церкви выступают против абортов и поддерживают пролайф-движение.

Реформатская церковь в Америке заявила, что «в принципе аборт не должен практиковаться вообще», но «в сложном обществе» соперничества зла «могут быть исключения». Однако, аборт не следует выбирать для «личного удобства». Церковь призвала пропагандировать «христианские альтернативы аборту» и «поддерживать усилия по конституционным изменениям, чтоб обеспечить юридическую защиту нерожденных». Церковь выступила против государственного финансирования абортов. Также она заявила о необходимости принимать меры по борьбе с бедностью, чтоб женщинам не приходилось делать выбор между отказом от ребенка или рождением ребенка и обнищанием или между заботой о новорожденном и сохранением своего рабочего места[52].

Христианская реформатская церковь в Северной Америке выступает против абортов, за исключением случаев угрозы жизни женщины. Церковь призывает верующих «проявлять христианское сострадание и оказывать поддержку тем, кто переживает нежелательную беременность, и тем, кто подвергся аборту». Верующие также призываются «высказываться против зверства абортов» и поддерживать законодательные меры в защиту жизни и против абортов[53].

В Швейцарии, на родине реформатской ветви протестантизма, изначально восходящей к цвинглианству, церкви признают право женщины на аборт, ограничивая его ранними сроками беременности, кроме случаев угрозы жизни и здоровья женщины, и необходимостью пройти консультацию со специалистом, в соответствии со швейцарским законодательством. Крупнейший швейцарский реформатский теолог Карл Барт не соглашался с тезисом о том, что Бог требует защищать зачатую жизни при любых обстоятельствах, и признавал, что бывают случаи, в которых аборт не является нарушением заповеди «не убивай»[54]. С точки зрения современных реформатских богословов Швейцарии, человеческая жизнь не сводится к жизни биологической и рассматривается шире, чем просто факт зачатия, подразумевая качество жизни человека в различных аспектах. Федерация швейцарских протестантских церквей, объединение двадцати шести церквей, из которых двадцать четыре реформатские, в 1997 году заявила: «Человеческая жизнь в библейском понимании — это не просто биологическая жизнь. Человеческая жизнь больше: это физически-ментально-духовно-социальное единство. … Мы рассматриваем время беременности как ситуацию перехода. По мере дальнейшего развития зарождившейся жизни необходимо уделять большее внимание ее защите». В 2001 году Федерация швейцарских протестантских церквей поддержала установление крайнего срока допустимости абортов[55]. (Этот срок по Швейцарскому законодательству составляет 12 недель из расчета от прекращения менструального цикла, кроме случаев угрозы жизни и физического или психического здоровья женщины).

Право женщины принять решение о рождении ребенка или прерывании беременности на раннем сроке было богословски обосновано в этом направлении реформатства христианской свободой, ответственностью и достоинством женщины, с учетом того факта, что конкретный человек живет, страдает и принимает решения в определенных социально-экономических условиях, и что решения другого человека следует уважать[56]. Федерация швейцарский протестантских церквей выступает за покрытие абортов обязательным медицинским страхованием, объясняя это тем, что изъятие абортов из страховки будет способствовать разрыву между богатыми и бедными. При этом швейцарские церкви призывают к большей поддержке беременных женщин и семей, заявляя, что аборты могут быть предотвращены не путем ограничительных мер, а путем предложения жизненных перспектив тем, кто рождает и воспитывает детей[57]. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное