Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 262/2017-11-23

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать статью по теме Христианство и аборт в современном мире. 

Современная позиция по абортам в православии (случаи сложных обстоятельств)

Позиция современных православных церквей во многом аналогична католической, поскольку истоки православного учения, как и католического, лежат в патристике. Православие в общем случае осуждает аборты, приравнивая их к убийству. Однако, современные заявления, сделанные в ряде православных церквей, содержат более мягкую риторику по поводу особо сложных обстоятельств и экстренных случаев, особенно, таких как угроза жизни женщины. Поскольку православные церкви не имеют единого авторитетного центра, подобного папе в католичестве, позиции и заявления разных поместных церквей по некоторым вопросам могут в той или иной мере отличаться друг от друга. В данной статье рассматриваются несколько примеров заявлений, сделанных в разных поместных православных церквях по поводу абортов в сложных обстоятельствах.

Самым исключительным случаем абортов являются аборты, сделанные с целью спасения жизни женщины. В Основах социальной концепции Русской православной церкви по поводу аборта в случае угрозы жизни женщины говорится: «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь»[25]. Официальный документ РПЦ таким образом не говорит, что аборт в случае угрозы жизни женщины является правильным и не должен считаться грехом, а только указывает, что данное обстоятельство должно рассматриваться как смягчающее.

Похожее заявление другими словами содержится на официальном сайте Сербской православной церкви в Америке и Канаде. В заявлении об абортах, подписанном директором религиозного образования митрополии Среднего Запада США Сербской православной церкви преподобным Василием Враничем, утверждается: «Что касается сложных случаев, таких как, когда жизнь матери подвергается опасности беременностью, консенсус православного мнения заключается в том, что решение об аборте, вероятно, может быть сделано, но оно никоим образом не может быть легко оправдано как морально добродетельное. Лица, принимающие такое решение, должны покаяться за него и полагаться на милость Бога»[26].

В некоторых православных церквях, однако, священство занимает еще более мягкую позицию по поводу аборта в случае угрозы жизни женщины, прямо указывая, что аборт для спасения жизни женщины допустим. Такое заявление делает, например, Румынская православная церковь, хотя с оговоркой, что жизнь женщины сама по себе не ценнее, чем жизнь младенца. Официальный сайт Румынского патриархата утверждает: «Если жизнь матери действительно находится под угрозой беременностью или родами, приоритет следует отдать жизни женщины, но не потому, что ее жизнь имеет большую ценность сама по себе [в сравнении с жизнью плода], а из-за ее отношений и обязанностей к другим лицам, которые зависят от нее»[27].

Другим сложным обстоятельством, в котором возникает вопрос об аборте, является случай серьезной патологии плода. Православные церкви в целом не приветствуют аборты, сделанные по причине патологии плода. Однако, заявления православных пастырей об этой проблеме бывают разными. Так, в упомянутом заявлении преподобного Василия Вранича Сербской православной церкви аборты в таких случаях сравниваются с использованием нацистской доктрины евгеники[26]. В то же время на официальном сайте Румынской православной церкви об этом заявлено так: «В случае, когда генетическое исследование выявляет аномалию нерожденного ребенка, рекомендуется дать ребенку родиться, соблюдая его право на жизнь, но решение принадлежит семье после того, как врач и духовный отец проинформировали их обо всех моральных и [других] последствиях. Все эти вопросы должны решаться, исходя из соблюдения значимости присутствия инвалида в жизни каждого человека и общества»[27].

Отдельные православные священнослужители могут иметь гораздо более мягкое отношение к абортам в подобных случаях. Так, английский епископ Русской православной церкви митрополит Антоний Сурожский допускал совершение абортов по медицинским показаниям в случае серьезной патологии плода[28]. В своих интервью он говорил: «Разумеется, бывают случаи, когда аборт неизбежен, но это случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, — да, в таком случае аборт допустим»[29]. Русская православная церковь в Основах социальной концепции не сделала никакого конкретного заявления об абортах в случае серьезной патологии плода.

Другими сложными обстоятельствами являются случаи изнасилования и инцеста. Как правило, православные церкви в общем и целом аборты в этих случаях не одобряют. В частности, заявление преподобного Василия Вранича Сербской православной церкви говорит о том, что зачатый ребенок не виноват в способе зачатия, и предлагает матери в случае ее нежелания растить этого ребенка отдать его на усыновление[26].

По-видимому, на практике отношение к абортам в особо сложных случаях зависит от позиции каждого священника в отдельности. Священник Греческой православной церкви Архидиоцеза Америки Ричард Димитриус Эндрюс на сайте церкви в Сент-Поль Миннесоты пишет: «Что касается беременности с высоким риском, если страшный выбор необходимо сделать, безопасность матери [поставить] выше жизни ребенка приемлемо. Конечно, это решение должно быть принято в консультации родителей с медицинскими и духовными советниками. В случае изнасилования и инцеста юридический, медицинский и духовный совет следует искать немедленно. Однако, мы должны помнить, что только 1-3% абортов совершаются по причинам изнасилования, инцеста, аномалии плода или угрозы здоровья матери и [они] никаким образом не оправдывают другие 97-99% абортов, сделанные для удобства»[30].

Отдельным случаем являются аборты по причине материальной нужды. Православная традиция (как и католическая) относится к бедности самой по себе не как к унизительному или порицаемому положению человека, а как к ситуации, которая может принести близость и благословение Бога. В то же время богатство рассматривается как состояние, потенциально подверженное опасности искушений и эгоизма. Аборты, сделанные ради сохранения материального достатка, подвергаются в православии суровому порицанию. Вместе с тем, в церковной иерархии присутствует понимание того, что аборты, особенно в небогатых странах, нередко совершаются по причине серьезной материальной нужды, и что необходимо создавать экономические условия для рождения детей, а также для их усыновления в случаях нежелания по каким-то причинам или невозможности родителей их растить. В Основах социальной концепции Русской православной церкви по этому поводу говорится: «Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать»[25].

Хотя православная традиция сурово осуждает аборты в общем случае, некоторые современные православные иерархи иногда делают достаточно мягкие и снисходительные заявления об абортах, в частности, мотивируясь желанием показать, что православию чужда доктринальная догматизация по нравственным вопросам, подобная католической. Так, Вселенский патриарх Варфоломей I, будучи на тот момент митрополитом Халкедонским, во время посещения Сан-Франциско в 1990 году отвечая на вопрос об абортах, заявил, что, хотя православие «в целом уважает зачатую жизнь и продолжение беременности», церковь также «признает свободу и независимость всех людей и всех христианских пар». «Мы не входим в спальни христианских пар», — сказал он. — «Мы не можем обобщать [все случаи в одно]. Есть много причин, по которым пара идет на аборты»[31].

Похожее заявление о позиции Восточных церквей сделал Католикос всех армян Гарегин I во время поездки в США в 1996 году: «Мы не делаем догматических заявлений и не навязываем догматические принципы. Это вмешательство и вторжение в свободу совести людей. Когда человек обучается христианством, и его совесть формируется христианскими принципами, этот человек должен иметь свободу проявлять его или ее отношение к конкретным проблемам, таким как аборт или формы абортов. Церковь не вмешивается в такие детали. Иисус никогда, никогда не налагал ничего на своих последователей. «Если вы хотите наследовать Царство Божие, делайте это, не делайте этого». Если хотите, это [отсутствие таких детальных указаний] самая великая характерная черта христианства»[32].

В книге известного французского православного богослова Оливье Клемана «Беседы с Вселенским патриархом Варфоломеем I» 1997 года также подчеркивается противоположный католическому взгляду отказ от централизованных директив в вопросах контроля рождаемости. Там же делается «революционное» заявление об абортах, утверждающее возможность случаев, когда аборт может быть понят как меньшее зло, а также содержится утверждение, возлагающее в определенных случаях большую ответственность за аборт на мужчин или общество, чем на женщину. Так Оливье Клеман описывает позицию патриарха Варфоломея: «Что касается абортов, это всегда драматично для женщины и глубоко ранит ее женственность. По этой причине аборт ради удобства, мы не может отрицать этого, чрезвычайно серьезен и должен решительно не одобряться. Но есть ситуации крайнего бедствия, когда аборты могут быть меньшим злом, как, например, когда жизнь будущей матери находится в опасности. В ряде случаев женщина менее ответственна, чем мужчина, который совершил изнасилование или просто бросил ее, или она менее ответственна, чем общество, в котором дети бедных уничтожаются или калечатся для получения их органов, как это происходит во многих местах. Женщина нуждается в помощи, нуждается в примирении, нуждается в здоровье ее тела, конечно, но также ее души. И, когда еще есть время, ей вместе с ребенком должна быть предложена помощь — это обязанность Церкви, церквей»[33].

Из приведенных примеров видно, что, хотя в целом православная традиция осуждает аборты, в различных поместных церквях современного православия среди иерархов и священнослужителей звучит неодинаковая риторика по этому вопросу и делаются разные акценты, в том числе такие, которые направлены на различение случаев и на смягчение осуждения, а иногда даже на осторожное оправдание абортов в некоторых особых обстоятельствах.

Продолжение статьи следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное