Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 263/2017-11-24

Доброго времени суток. Продолжаю предлагать новую статью по теме Христианство и аборт в современном мире.

Современные позиции по абортам в протестантизме

Протестантские церкви сильно разделены по вопросу абортов и заявляют очень разные позиции. Наиболее консервативные протестанты, многие из которых принадлежат американскому евангелизму и фундаментализму, занимают позицию в защиту права эмбриона на жизнь, рассматривая его статус равным статусу человека, резко осуждают аборты и поддерживают или продвигают их законодательный запрет, либо ограничительные меры. Американский евангелизм (евангеликализм, противопоставленный «основной линии» протестантизма) является второй после католичества ведущей силой пролайф-движения. Однако, в протестантизме не происходит столь категоричного неприятия любых исключений из запрета абортов, какое присутствует в официальном католичестве. Консервативные протестанты допускают немногие исключения[7], в которых аборты признаются допустимыми как меньшее зло[17].

Протестанты «основной линии» в США и многие протестанты в Европе, хотя в целом критикуют упрощенное отношение к проблеме аборта, часто поддерживают право выбора женщин как таковое[7], признавая, что женщины могут находиться в таких обстоятельствах, в которых аборт может быть обоснован, либо, что в таких обстоятельствах никто, кроме самой женщины, не вправе принять решение о рождении ребенка или аборте. Большинство протестантских богословов в Европе не рассматривают эмбрион как самостоятельное существо, по статусу равное новорожденному. Многие европейские специалисты по биоэтике в протестантизме считают, что, до тех пор, пока у эмбриона не развилась нервная система, органы и чувства, его нельзя приравнивать к человеку. Этические основания для защиты при таком подходе увеличиваются по мере развития эмбриона и зависят от его возраста. Это ограничивает допустимость аборта по мере увеличения срока беременности[34].

В этой статье для иллюстрации точек зрения по поводу абортов приводятся примеры заявленных позиций некоторых протестантских церквей различных конфессий.

Баптизм

Одной из самых крупных наиболее консервативных протестантских церквей является Южная баптистская конвенция в США. В 1971 году Южная баптистская конвенция приняла резолюцию, призывающую баптистов продвигать принятие законодательства, разрешающего делать аборт только в случаях изнасилования, инцеста, тяжелой патологии плода и угрозы физического или психического здоровья матери[35]. Однако, в 1980 году эта церковь пересмотрела свою позицию в сторону ужесточения и сделала только одно исключение из запрета абортов — в случае угрозы жизни матери[36].

Северные американские баптисты (объединение Американских баптистских церквей, в прошлом носившее название Северной баптистской конвенции) выступают против абортов «как средства избежать ответственности за зачатие, как основного средства контроля рождаемости, без учета далеко идущих последствий этого деяния». Однако, среди северных американских баптистов не существует согласия относительно того, когда возникает человеческая индивидуальность, могут ли быть какие-либо случаи, которые позволяют делать аборты, должны ли быть приняты законы, защищающие жизнь эмбрионов, или законы, разрешающие женщинам право выбора аборта[37]. Аналогичным образом большое разнообразие взглядов присутствует среди баптистов в Союзе баптистов Великобритании[38].

Пятидесятничество

Другой крупной значительно консервативной церковью является объединение американских пятидесятников Ассамблея Бога. Ассамблея Бога утверждает, что аборт является морально неприемлемой альтернативой контроля рождаемости, и что библейские тексты не подтверждают допустимость абортов после прелюбодеяния, изнасилования, инцеста, а также что недопустимо использовать пренатальную диагностику для решения, оставить ли ребенка. Однако, Ассамблея Бога допускает аборт для спасения жизни матери, аргументируя это тем, что: «В отличие от неродившегося ребенка, мать — зрелый человек с установившимися семейными и социальными отношениями и обязанностями». Пятидесятники отвергают право женщины на аборт и критикуют легализацию абортов как отход от ортодоксальной христианской традиции[39].

Мормоны

Еще одной крупной консервативной религиозной организацией в США является объединение мормонов Церковь Иисуса Христа последних дней (не всегда рассматривающаяся как вполне христианская, но относящаяся к движению реставрационизма). Наряду с южными баптистами и пятидесятниками мормоны являются влиятельной силой американского политического консерватизма. Церковь Иисуса Христа последних дней учит, что аборты могут быть допустимы только в случаях изнасилования, инцеста, угрозы жизни или здоровья матери и такой серьезной патологии плода, которая не позволяет ребенку выжить после рождения[40].

Англиканство

В Англиканском сообществе присутствуют различные позиции по абортам. Церковь Англии осуждает аборты в целом как «великое нравственное зло», но утверждает: «мы не считает, что право на жизнь как право, относящееся к личностям, не допускает никаких исключений, но право на жизнь невинного [младенца] несомненно допускает очень немногие исключения». Церковь Англии признает, что могут быть «строго ограниченные обстоятельства», в которых аборт может оказаться «морально предпочтительнее любой другой альтернативы»[41]. Церковь заявляет, что прекращение беременности может быть морально оправдано в случае, если ее продолжение угрожает жизни матери[42], но по поводу других исключительных обстоятельств, в которых аборт может быть допустим, не делает никаких конкретных заявлений.

Епископальная церковь США занимает более либеральную позицию, признавая право женщины на аборт. Эта церковь утверждает: «Мы считает, что все аборты имеют трагический аспект, призывающий к беспокойству и сочувствию христианской общины. Хотя мы признаем, что в этой стране законным правом каждой женщины является безопасный медицинский аборт, как христиане мы твердо убеждены в том, что, если это право осуществляется, оно должно быть использовано только в крайних случаях. Мы решительно выступаем против абортов как средства контроля рождаемости, планирования семьи, выбора пола [ребенка] или по любым причинам простого удобства». Епископальная церковь США предлагает в качестве альтернативы аборту (в случае нежелания родителей иметь ребенка) отдать ребенка другому члену семьи или на усыновление. Вместе с этим, церковь также заявила, что «законодательство, касающееся абортов, не может устранить корень проблемы» и выразила «безоговорочное противодействие» любым инициативам со стороны властей ограничить право женщины сделать информированный выбор в отношении аборта или ограничить доступ к безопасному осуществлению решения об аборте[43].

Не все американские англикане согласны с либеральной позицией Епископальной церкви. В 2009 году консервативная группа англикан вышла из Епископальной церкви США и Епископальной церкви Канады из-за несогласия с либеральными доктринами (касающимися не только абортов) и образовала Англиканскую церковь Северной Америки. Англиканская церковь Северной Америки отвергает право женщины на аборт, поддерживает право на жизнь эмбриона и утверждает призвание защищать святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти[44]. 

Продолжение статьи следует. 

На иллюстрации: Молодые люди молятся о прекращении абортов (США). Красная лента у рта с надписью «Жизнь» — символ молитвы, используемый в акциях группы Bound4life. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное