Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Христианство и аборт в современности (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 260/2017-11-21

Доброго времени суток. В продолжение начатой ранее темы религиозных взглядов на контрацепцию и аборты написана новая статья о современных взглядах на аборт в христианстве.

Христианство и аборт в современном мире 

Современное христианство не имеет единой точки зрения на аборт. Католическая церковь запрещает аборты во всех случаях. Православные церкви при общем неодобрении абортов в некоторой мере смягчают отношение к абортам в особых случаях, таких как угроза жизни женщины. Протестантские церкви занимают очень разные позиции по абортам от осуждения любых абортов, кроме случаев угрозы жизни женщины, до признания абортов допустимыми в различных непростых обстоятельствах, вплоть до признания права выбора женщины, исходя из ее собственной совести. Однако, как правило, если протестантские церкви допускают аборты, то ограничивают их ранними сроками беременности, кроме экстренных случаев. Практически все церкви отвергают аборт как способ контроля рождаемости, отделяя аборт от контрацепции.

В связи с тем, что аборты исторически рассматривались в христианской традиции как форма убийства, современные консервативные церкви критикуют легализацию абортов государством и формируют движение за право на жизнь эмбриона (пролайф). Однако, часть протестантских церквей поддерживают легализацию абортов и движение за право выбора (прочойс). Такие либеральные церкви считают, что для снижения числа абортов необходимо создавать социальные и экономические условия, однако, выбор должен остаться за женщиной в ее конкретных жизненных обстоятельствах. Разделение христиан в отношении абортов обусловлено разными взглядами на статус плода: консервативные церкви с момента зачатия рассматривают эмбрион как человека, в то время как умеренные и либеральные церкви считают, что эмбрион постепенно превращается в человека, и защита жизни должна усиливаться по мере этого развития.

Современные дискуссии об абортах

Современные дискуссии об абортах отличаются от традиционного церковного осуждения абортов. Традиционная христианская аргументация против абортов отталкивается от исторически авторитетных внутри церквей текстов. В то же время в современном обществе, где церковь чаще всего значительно отделена от государства, и где происходят процессы секуляризации, возникли новые представления, требующие осмысления и какого-либо ответа церквей. В частности, современное общество многих развитых стран мира в целом признало необходимость осуществления равенства полов и прав женщин. Право женщины на аборт, оставаясь для части общества спорным вопросом, тем не менее, рассматривается многими как важный аспект личной свободы. Современное общество стало уделять больше внимания вопросу сохранения здоровья женщины. Развитие науки позволило более эффективно контролировать рождаемость. Значительная часть современного общества, особенно в развитых странах, пришла к пониманию, что детей необходимо воспитывать, обеспечивать, уделять им внимание и заботу, а не просто рождать как на конвейере.

Все эти факторы вместе взятые изменили мышление людей и способствовали снижению социального неодобрения абортов, хотя одновременно вызвали споры. Легализация абортов, происходящая во многих странах мира, стала одним из основных вопросов, которые продолжают возбуждать горячие дебаты за и против, и которые служат толчком для развития движения за право выбора аборта (pro-choice или прочойс), с одной стороны, и движения за право на жизнь эмбриона (pro-life или пролайф), с другой стороны[1].

Традиционные аргументы
Подробно эта тема ранее была описана в статье: Взгляды на аборт в истории христианства

Традиционная церковная аргументация против абортов опирается главным образом на неканонические тексты ранних христиан, такие как Дидахе или Послание Варнавы, и тексты множества отцов церкви как восточной, так и западной ветвей. Многие из этих текстов сравнивают аборт с убийством, и этот тезис уравнивания аборта и убийства стал главным аргументом консервативных христиан против абортов и современного пролайф-движения. Однако, он вызывает возражения тех, кто не рассматривает эмбрион как человека, тем более, что в истории христианства известны споры о том, когда эмбрион становится человеком, и этот вопрос не является однозначным даже для традиционного христианского богословия[1].

Другим непростым для осуждения абортов фактом является отсутствие каких-либо прямых упоминаний абортов в канонических книгах Библии. Ни в книгах Ветхого Завета, ни в книгах Нового не содержится никакой явной заповеди, запрещающей аборты. Существует одно место Библии, которое исторически рассматривается релевантным теме аборта: текст Исход 21:22-23. В русском синодальном переводе этот текст передается так: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу…». Хотя этот текст в традиционной версии говорит о выкидыше в результате драки, иудейская и христианская традиции применяют его в отношении абортов.

В христианской традиции, которая долго пользовалась ошибочным переводом этого текста на греческий язык Септуагинты[1], этот текст часто трактовался как утверждение того, что гибель сформированного плода должна рассматриваться как гибель человека («если ребенок полностью сформировался, то виновный должен отдать душу за душу»). В этой интерпретации, однако, гибель несформированного плода не приравнивалась к гибели человека («если ребенок выйдет вон, хотя он не полностью сформировался, то виновный будет должен заплатить штраф»). Иудейская традиция, пользующаяся оригиналом текста на иврите, где нет упоминания сформированного и несформированного плода, вообще не усматривает в нем намеков на уравнивание гибели плода и гибели человека. Оснований для такой интерпретации, которая приравнивает аборт к убийству, с точки зрения принятой в иудаизме традиции, данный текст не содержит[3][4].

Консервативные протестанты, входящие в пролайф-движение, однако, предлагают другую версию перевода и понимания этого текста. По их мнению, в тексте речь идет не о выкидыше, а о преждевременных в результате драки родах, которые могут привести к рождению живого ребенка, и в этом случае виновный лишь заплатит штраф. Если же младенец умирает, то виновный, согласно этой трактовке, должен быть наказан как убийца. Таким образом консервативные протестанты отстаивают концепцию о том, что нерожденный ребенок должен рассматриваться как человек[5][6]. Этот текст Библии для осуждения абортов часто используется в современном американском евангелизме[7].

На английском языке существуют разные переводы Библии. В ряде новых переводов (напр., New International Version, New Living Translation, New American Standard Bible, International Standard Version, NET Bible и др.) употреблено выражение, указывающее на преждевременные роды (birth prematurely). В некоторых других переводах (напр., English Standard Version) говорится о «выходе» ребенка (children come out) без уточнения, идет ли речь о выкидыше или преждевременных родах. Однако, традиционный английский перевод King James Bible и некоторые другие переводы (напр., American Standard Version, English Revised Version, еврейский перевод JPS Tanakh 1917) употребляют выражение, указывающее на выкидыш (fruit depart). Некоторые английские переводы (напр., New American Standard 1977, King James Bible 2000) прямо говорят о выкидыше (miscarriage) или о прерывании беременности (aborts в Jubilee Bible 2000).

Другие тексты Библии, которые используются в традиционном христианском богословии против абортов, говорят о младенцах в материнском организме: о том, что между младенцами во время внутриутробного развития и матерями существует связь, о том, что Бог знает и видит эмбрион, и что Бог участвует в сотворении человека в утробе матери[8][9]. Ярким примером такого текста является 138 псалом, где, обращаясь к Богу, сказано: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. … Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (138:13-16). В качестве другого примера можно также привести слова, сказанные от лица Бога в книге пророка Иеремии: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (1:5). Аналогичные по смыслу тексты содержатся в некоторых других местах Библии. Релевантность таких текстов теме аборта может быть очевидной для одних и неочевидной для других читателей Библии, но для традиционного христианского богословия такие тексты имеют значение.

Особое место в христианской традиции при обсуждении абортов занимает евангельский эпизод встречи Марии и Елизаветы, повествующий о том, что младенец Иоанн «взыграл во чреве» Елизаветы при приближении Марии, зачавшей Иисуса, а Мария в это время «исполнилась Духа Святого» и произнесла знаменитый Магнификат. Это евангельское повествование вместе с некоторыми другими библейскими упоминаниями о жизни младенцев в утробе матери для осуждения абортов использовал еще ранний христианский апологет Тертуллиан[10]. Известно его рассуждение в трактате «О душе», где он пытался доказать, что неродившийся младенец уже является человеческим существом: «Вот лоно Ревеки волнуется (Быт. 25: 22), а далеко ещё до времени родов. (…) Ликует Елисавета – её толкнул изнутри Иоанн (Лк. 1: 41-45). Прославляет Бога Мария – Христос внутри Её к этому побудил (Лк. 1: 46-55). Матери узнают своих детей, узнанные равным образом ими самими, конечно, живущими, обладавшими не только душой, но и духом. Так, ты читаешь голос Бога и к Иеремии: Прежде, чем Я тебя образовал во чреве, я познал тебя (Иер. 1: 5). Если Бог образовывает человека во чреве, то душу в него вдыхает так, как сделал это вначале: И образовал Бог человека и вдохнул в него дыхание жизни (Быт. 2: 7). Бог мог познать человека во чреве только всего целиком: И прежде, чем ты вышел из лона, Я освятил тебя (Иер. 1: 5), – неужели ещё остающегося неживым телом? Конечно нет: ведь Бог – Бог живых, а не мёртвых (Мф. 22: 32)»[11].

Мнение Тертуллиана о том, что эмбрион должен рассматриваться как человек с самого зачатия исторически не было общепринятым в христианском богословии. Такое использование библейских текстов по теме абортов продолжает применяться в ортодоксальных церквях, но частью христиан оно оспаривается. Согласно евангелию, при встрече Марии с Елизаветой Елизавета находилась уже на шестом месяце беременности и ощутила толчки младенца. В средневековой теологии было распространено мнение, что это происходит, когда плод получил человеческую душу[12]. Аналогичным образом «борьба» Исава и Иакова внутри тела Ревекки может интерпретироваться как событие на поздних сроках беременности, когда плод уже становится достаточно зрелым. Подобные интерпретации приобретают значение для тех современных христиан, которые допускают аборты на ранних сроках, но не на поздних. 

Продолжение статьи следует

На иллюстрации: 1) Демонстрация против закона, запрещающего аборты в Германии (Гёттинген, 1988), 2) Объятия Елизаветы и Девы Марии (икона, церковь св. Георгия в Македонии).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное