Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Протестантизм и контрацепция (статья 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 213/2016-12-10

Доброго времени суток. Продолжаю изложение по теме отношения протестантов к контролю рождаемости. Вторая статья:

Взгляды на контрацепцию консервативных протестантов

Эта статья написана на основе перевода нескольких частей статьи англоязычной википедии Protestant views on contraception, с небольшими уточнениями и дополнениями к ним.

В то время как в протестантизме в целом преобладает принятие контроля рождаемости, в консервативной части протестантизма встречаются различные точки зрения. Существует небольшое число крайних консерваторов, которые продолжают отвергать допустимость контроля рождаемости и встречают возражения других протестантов с консервативными взглядами. Существует некоторая группа консервативных протестантов, которые по образцу католического учения считают допустимой только естественную контрацепцию. На общем фоне протестантизма число таких протестантов невелико. Многие протестанты консервативных убеждений признают допустимость неабортивных методов искусственной контрацепции, однако между ними нет единства по поводу оценки отдельных методов.

Наиболее активная дискуссия о возможности применения контроля рождаемости и о допустимости его отдельных методов проходит с участием протестантов-евангеликов, часто являющихся социальными и богословскими консерваторами. Евангельский протестантизм (межденоминационное движение, затрагивающее разные протестантские церкви), оказывается более консервативным в целом, чем протестантский мейнстрим. В США, где сосредоточено наибольшее количество евангельских протестантов, протестантизм разделяется на «основную линию» протестантов (mainline protestantism) и «евангеликов» (evangelical protestantism, evangelicalism), которые смыкаются с протестантским фундаментализмом. В Европе евангельский протестантизм менее распространен и подобным образом на общем фоне не выделяется.

Группы протестантов с учетом консервативной части

Некоторые американские протестантские авторы описывают наличие четырех групп протестантов по их взглядам на контроль рождаемости[1][2]. На практике эти группы неравные в отношении числа сторонников.

1. «Дети в изобилии». Это немногочисленная группа евангеликов, представляющая собой фундаменталистское движение Quiverfull, проповедующее отказ от контроля рождаемости. Его представители считают, что только Божественное провидение может управлять количеством детей в браке. Название движения состоит из двух слов: quiver (колчан) и full (полный), взятых из 127 псалма (126 в синодальном переводе), где говорится: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (последнее предложение на английском языке: Happy is the man that hath his quiver full of them). Последователей Quiverfull насчитывается несколько тысяч в мире, большая часть которых находится в США и немного — в нескольких других странах.

2. «Дети в управляемом изобилии». Это группа консервативных протестантов, которые открыты для многодетности, но допускают естественное планирование семьи, как это делает официальное учение католической церкви. Очевидно, что в протестантизме в целом такие протестанты находятся в значительном меньшинстве.

3. «Дети в умеренных количествах». Это группа протестантов, которые в принципе открыты к деторождению, но допускают использование искусственного контроля рождаемости. В рамках этой группы Божественное провидение и ответственное родительство понимаются как взаимно дополняющие друг друга. Такие взгляды в современном протестантизме преобладают и среди протестантов консервативных убеждений их также немало.

4. «Никаких детей». Это группа, представляющая собой чайлдфри (добровольно бездетных) среди верующих, которые находят религиозные основания не сосредотачивать свою жизнь на рождении и воспитании детей. Католическая церковь отрицает право семейной пары иметь сознательное намерение вообще никогда не родить детей и оставляет такое право лишь для безбрачных. В протестантизме даже среди консервативных служителей присутствует позиция признания права семейной пары не иметь детей, хотя оно ограничивается этическими принципами: например, допускается отказ от рождения детей по состоянию здоровья или же в случае осознания особенного призвания, такого как служение детям-сиротам, либо служение в качестве миссионеров в опасных местах и т.п.

Взгляды ранних реформаторов и современных протестантов

Некоторые крайние консервативные протестанты противопоставляют взгляды ранних реформаторов, отвергавших контрацепцию, взглядам современных христиан, принимающих ее. Изменение отношения к использованию контрацепции такие богословы связывают со светским, феминистским и сатанинским влиянием. Так учат, к примеру, известные в американской религиозной среде Мэри Прайд (Mary Pride)[3], Чарльз Прован (Charles D. Provan)[4], Рик и Ян Хесс (Rick and Jan Hess)[5], Рейчел Скотт (Rachel Scott)[6], которые развивают и проповедуют богословие движения Quiverfull.

К примеру, протестантский консервативный богослов Чарльз Прован в своей книге «Библия и контроль рождаемости» (The Bible and Birth Control) (1989) пишет: «Если бы Мартин Лютер был жив сейчас, [разве] он бы не осуждал многих христиан, которые рассматривают детей как плохую вещь и поэтому практикуют контроль рождаемости с тем, чтоб не позволить Богу послать им больше благословения? … Подлинные библейские принципы в целом не изменяются: по этой причине христиане должны с готовностью принимать благословения, которые Бог имеет для нас, и не пытаться препятствовать им»[4].

Чарльз Прован подразумевает библейское понимание рождения детей как благословения Бога. Однако, другие консервативные протестантские авторы, такие как, например, Джеймс Джордан (сторонник библейской безошибочности и вербализма, младоземельный креационист), возражают против такого отношения к контролю рождаемости.

Джеймс Джордан (James B. Jordan) считает, что взгляд Чарльза Прована содержит в себе добавление к библейскому закону того, чего в нем в действительности нет. В ответе на книгу Чарльза Прована он пишет: «Иисус неоднократно осуждал фарисеев за их добавления к Закону Бога. Поэтому мы должны быть чрезвычайно осторожны по поводу того, какой закон мы устанавливаем для людей. Утверждает ли Библия ясно, что контрацепция это грех, или что люди обязаны иметь настолько много детей, насколько это возможно? Если Библия не говорит эти вещи, нам необходимо бояться Бога и страшиться добавить к Его Слову»[7].

Джеймс Джордан считает, что представления ранних протестантских реформаторов на контрацепцию не могут быть надежной опорой для веры, поскольку они находились под сильным влиянием не только Библии, но и аскетической неоплатонической мистики и аристотелевского теологизма, философий, которые они унаследовали от своих католических предшественников, таких как святой Августин и Фома Аквинский. Другой протестантский автор Барт Гарет (Bart Garrett) по этому поводу утверждает: «Они действовали в эпохе и обстоятельствах, в которых существовал нездоровый взгляд на секс как на основу физических удовольствий, которые причиняют духовный ущерб»[8].

Джеймс Джордан также считает, что взгляды ранних протестантских реформаторов не являются надежными в связи с их неприятием Песни Песней Соломона, описывающей страстную сексуальную экспрессию влюбленных. Рассуждая об отказе от использования контрацепции, Джордан приводит примеры технофобии среди протестантов, неприятия некоторыми крайними протестантами достижений современности, и отмечает, что протестанты должны соответствовать слогану «реформированные и всегда реформирующиеся» (ecclesia reformata est semper reformanda), а не кристаллизовать свою позицию в прошедшей эпохе, отвергая противозачаточные средства как связанные с подъемом феминизма, что он называет «ложным выводом происхождения» (genetic fallacy или fallacy of origins)[7]. 

На фото: 1) мероприятие в крупной евангельской церкви (Кампус Саутлейка, Техас), 2) Колчан со стрелами, 3) Чарльз Прован, 4) Джеймс Джордан.

Продолжение следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное