Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире Протестантизм и контрацепция (продолжение)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 211/2016-12-08

Доброго времени суток. Продолжаю публиковать статью об отношении к контролю рождаемости в протестантизме.

Библия и контрацепция

Для протестантов главным авторитетом веры является Библия, тексты которой, однако, интерпретируются различным образом. Существуют всего два места Библии, исторически связанные с возражениями против контроля рождаемости[1].

«Плодитесь и размножайтесь»

image
В первой главе первой книги Библии Бытия в изложении истории сотворения мира говорится о творении первой пары людей: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (1:28). Аналогичные слова содержатся также в 9 главе и обращены к Ною и его сыновьям, спасшимся от великого потопа: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (9:1), «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (9:7).

В прошлом немало христиан считали, что использование контрацепции является нарушением слов Бога: «плодитесь и размножайтесь». Сейчас сторонников такой точки зрения мало. Распространенной интерпретацией этих слов является их понимание как просто благословения Бога размножаться, данное людям. Согласно такой наиболее распространенной точке зрения, благословение не является командой каждому человеку родить как можно больше потомства и не означает, что люди не могут планировать количество и время рождения детей[6].

Однако, в рамках этого представления остается вопрос, может ли семейная пара вообще не заниматься деторождением. В католической и православной традиции сексуальный союз в браке сам по себе не отделяется от цели деторождения (количество детей ограничиваться может, но полный отказ от детей считается грехом). В протестантизме же есть разные точки зрения по поводу этого и в основном больше свободы. Существует мнение, что благословение размножаться прозвучало на заре существования человечества, но спустя долгое время, когда на земле много людей, не все семейные пары обязаны иметь детей. С этим вопросом связывается, в частности, тема о перенаселении земли, а также тема о неодинаковых призваниях и дарованиях верующих.

Повествование об Онане

В 38 главе книги Бытия содержится повествование об Онане, еврее, который должен был заключить брак с женой умершего брата, чтобы рожденные у них дети (по обычаю, называемому «закон левирата»), считались продолжением рода его умершего брата. Библейский текст говорит: «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его» (38:9-10).

Исторически этот библейский отрывок часто приводится в христианской традиции как пример осуждения Богом сексуальной активности без цели деторождения. Его применяют, чтоб заявить греховность прерванного полового акта (буквально текст говорит о том, что Онан совершал эякуляцию на землю). Также этот текст традиционно применяется для осуждения мастурбации (мастурбация также завершается излиянием спермы без возможности зачатия). Противники использования контрацепции, особенно в католичестве, следуя взгляду святого Августина, распространили интерпретацию этого текста на осуждение всех видов искусственной контрацепции.

Однако, многие современные христиане понимают текст об Онане иначе: основываясь на его историческом контексте, указывающем на нежелание Онана исполнить «закон левирата»[7]. В такой интерпретации грех Онана понимается не как любой прерванный половой акт и не как любое «излияние семени» без цели деторождения, а только как отказ от соблюдения древнего обычая стать физическим отцом ребенка, который по традиции будет считаться сыном брата. Такая интерпретация не только не имеет связи с вопросом о контроле рождаемости, но и само требование «закона левирата» противоречит современной культуре и нравственности[1].

Проблема начала человеческой жизни и методы контрацепции

Хотя подавляющее большинство протестантов признают право семейной пары контролировать рождаемость, не все протестанты одинаково понимают, какие методы контрацепции допустимо использовать.

Вопрос о приемлемости различных методов контрацепции имеет отношение к концепции о начале человеческой жизни. Традиционно протестанты верят, что человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и считают неприемлемым любое предотвращение дальнейшего развития зародыша. Протестанты с такими взглядами допускают только те методы контрацепции, которые препятствуют зачатию, такие как барьерные контрацептивы, предотвращающие встречу яйцеклетки и сперматозойда, и гормональные контрацептивы, подавляющие овуляцию. Эти методы универсально принимаются во многих протестантских деноминациях, таких как англиканство, баптизм, конгрегационализм, лютеранство, методизм, пресвитерианство, квакерство[4].

Однако, те методы контрацепции, которые препятствуют беременности после овуляции, рассматриваются как абортивные и неприемлемые протестантами, которые верят, что человеческая жизнь начинается с оплодотворения[4].

Часть более либеральных протестантов считает, что человеческая жизнь начинается не с оплодотворения, а с одушевления, время которого неизвестно. Эти протестанты допускают возможность прерывать развитие беременности в определенных обстоятельствах, когда это можно понимать как «меньшее зло», хотя считают, что это прискорбно. Протестанты разделены по данному вопросу[4]. 

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное