Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Протестантизм и контрацепция


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 210/2016-12-07

Доброго времени суток. Сегодня предлагаю вашему вниманию новую статью о религиозных взглядах на контроль рождаемости. Эта статья будет разделена на части для удобства чтения в рассылке.

Протестантизм и контрацепция

Хотя протестантские реформаторы выделяли как ценность единение супругов в браке (в отличии от традиционного католичества, для которого основной целью брака много столетий было деторождение), основоположники протестантизма и протестантские церкви в целом до XX века не одобряли контроль рождаемости. Отношение протестантизма к контролю рождаемости изменилось только в XX веке. В современном мире подавляющее большинство протестантов в той или иной мере считают допустимым использование контрацепции в браке.

Англиканская церковь

Первые изменения в отношении христиан к контрацепции произошли в Англиканской церкви. Еще в 1908 году епископы Англиканской церкви, собравшиеся на Ламбертской конференции, описывали контроль рождаемости в негативном свете, утверждая, что это "не может упоминаться без отвращения". В официальном заявлении по этому вопросу говорится, что "Конференция с тревогой отмечает растущую практику искусственного ограничения семьи и настоятельно призывает всех христиан отказывать в поддержке использования любых искусственных средств ограничения как деморализующих личность и враждебных национальному благополучию"[1][2].

К следующей Ламбертской конференции епископов, которая прошла в 1920 году, некоторые группы верующих в Англиканской церкви стали расширять взгляд на сексуальность, рассматривая сексуальные отношения мужа и жены как благо само по себе, выражение их любви друг ко другу. Эти группы англикан также отмечали, что люди ограничивают число своих детей для того, чтоб иметь больше возможностей сделать их успешными[2]. Тем не менее, итоговое заявление Ламбертской конференция 1920 года осуждает "любое преднамеренное культивирование сексуальной активности как цели самой по себе"[3].

Однако, уже на следующей Ламбертской конференции в 1930 году прозвучало признание возможности морального оправдания использования контрацепции[3]. Конференция заявила, что "там, где ясно чувствуется моральное обязательство ограничить или избежать родительства, полное воздержание является основным и очевидным методом", но если в такой ситуации существует морально здравый аргумент избегать воздержания, то "Конференция согласна, что другие методы [контрацепции] могут использоваться, при условии, что это делается в свете христианских принципов"[1][2].

Ко времени Ламбертской конференции 1958 года использование контрацепции стало принятой практикой большинства англикан. На этой конференции было подтверждено, что ответственность за принятие решения о количестве детей и частоте их рождения возложена Богом на совесть родителей, и они могут это делать "такими способами [контроля рождаемости], которые приемлемы для мужа и жены"[2].

На следующей Ламбертской конференции 1968 года епископы Англиканской церкви обсудили энциклику папы Павла VI Humane Vitae, где папа заявил, что каждый сексуальный акт должен оставаться открытым передаче жизни. Епископы Англиканской церкви оценили беспокойство папы об институте брака и семейной жизни, но не согласились с тем, что все методы контрацепции, кроме основанных на воздержании и на вычислении фертильных и стерильных периодов у женщин, противоречат воле Бога[2].

Для понимания большей гибкости англиканства по сравнению с католичеством в этом вопросе и других нужно понимать отличия источников духовного авторитета официального учения этих церквей. В то время как в католичестве папа считается источником власти в нравственных и доктринальных вопросах, англиканство указывает в качестве авторитета три источника: "Писание, Традицию и Рассуждение" (Scripture, Tradition and Reason). Последнее время все чаще эти три источника дополняются четвертым - обращением к "человеческому опыту" (human experience). В частности, изменение отношения Англиканской церкви к использованию контрацепции объясняется опытом живущих в браке христиан[2].

Признание контрацепции среди протестантов

После первого признания в 1930 году Англиканской церковью возможности использования искусственной контрацепции происходит неуклонный рост ее принятия среди протестантов различных деноминаций. Протестантские церкви по всей Европе приняли современные методы контроля рождаемости в течение следующих 25 лет[4]. В США и Канаде тоже протекало признание контрацепции.

В частности, об одобрении современных методов контроля рождаемости заявили[5]:
* Генеральный совет конгрегационалистских христиан в США (General Council of Congregation Christians) в 1931 году,
* Генеральный синод Объединенной церкви Канады (General Synod of United church of Canada) в 1936,
* Конференция методистов Великобритании (Methodist Conference of Great Britain) в 1939,
* Британский совет церквей (British Council of Churches) в 1943,
* Комитет Церкви Шотландии (Committee of Church of Scotland) в 1944,
* Епископы Лютеранской церкви Швеции (Bishops of Lutheran Church of Sweden) в 1951,
* Генеральный синод Нидерландской реформаторской церкви (General Synod of the Netherlands Reformed Church) в 1952,
* Лютеранская церковь аугсбургского исповедания в Америке (скандинавская) (Augustana Evangelical Lutheran Church) в 1954,
* Генеральная конференция Методисткой церкви США (General Conferance of the Methodist Church in the United States) в 1956,
* Объединенная лютеранская церковь Америки (United Lutheran Church) в 1956,
* Национальный синод Реформаторских церквей Франции (Nationai Synod of the Reformed Church of France) в 1956,
* Церковь Финляндии (Evangelical Lutheran Church of Finland) в 1956,
* наконец, Всемирный совет церквей в 1959 году.

В 1960-х годах противники использования контрацепции постепенно исчезают из протестантского мейнстрима, утрачивая реальное влияние в протестантских церквях. Протестанты по всему миру в основном стали благосклонно принимать контроль рождаемости[4]. В настоящее время большинство протестантских деноминаций в той или иной степени допускают искусственный контроль рождаемости. 

Продолжение следует.

На фото: 1) Кентерберийский собор, 2) Протестантская церковь изнутри (церковь гугенотов). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное