Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Обзор последних новостей.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 85/2009-11-30

Дорогие друзья! После небольшого перерыва мы продолжаем наши выпуски. Сегодня мы предложим вашему вниманию семь сообщений и статей. Среди них окажется несколько, посвещённых теме защиты и сострадания к животным. Это связано с произошедшими недавно событиями, о которых вы узнаете из публикаций. В связи с большим объёмом информации на эту тему в данной выпуске не будет содержаться продолжения книги об истории экологической этики, так как сами публикации будут говорить на ту же самую тему. Но публикация книги продолжится в дальнейших выпусках. Так же в этом выпуске не будет продолжения нашего сборника с Александром Грайцером, поскольку выпуск насыщен другими вопросами. 

В этом выпуске содержатся: злободневная публикация на тему смертной казни, небольшая заметка о деятельности погибшего священника Даниила Сысоева (освещаемая в официальных источниках в явно приукрашенном виде), а так же четыре совершенно различных сообщения по поводу зоозащиты, три из которых связаны с варварскими религиозными традициями жертвоприношений, и небольшое сообщение о празднике явления Бхагавадгиты, только что отмеченном индуистами. К числу этих сообщений, несомненно, можно было бы добавить новость, которая наверняка всем известна, - начало Рождественского поста православных верующих и периода Адвента западных христиан (католиков и традиционных протестантов) (который имеет ту же самую смысловую нагрузку, что и рождественский пост). Информации об этом вполне достаточно вокруг нас в газетах, по радио, по телевидению и в интернете, так что мы ограничимся своими поздравлениями с началом этого периода практикующих христиан. Далее - объявленные публикации.

О смертной казни

Шестой протокол к европейской конвенции о правах человека Россия подписала в апреле 1997 года. Согласно документу, в мирное время никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Российская Дума до сих пор не ратифицировала этот протокол.

По сообщениям 19 ноября 2009 года Конституционный суд продлил мораторий на смертную казнь до ратификации Россией протокола об ее отмене.

20-23 ноября Аналитический Центр Юрия Левады провел опрос об отношении Россиян к смертной казни. Репрезентативная выборка населения России составила 1600 человек в возрасте 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Исследование показало, что 41% россиян считают необходимым восстановление смертной казни в прежних рамках, а 12% уверены, что ее применение следует даже расширить. 14% думают, что эту форму наказания следует отменить полностью и 24% — за сохранение существующего ныне моратория на ее применение.

Приведённая далее статья была написана до продления моратория, но очевидно, что её содержание по-прежнему актуально. Чрезвычайно полезно прочитать верующим, но интересно для всех. Я сама была в восторге от этой статьи.

Основным заголовоком статьи "Удерживающий, конституционный" автор, вероятно, намекает на слова Нового Завета: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник..." (в христианской традиции - антихрист, предшествующий концу света)(2 Фес. 2, 7-8).

Владимир Можегов. Удерживающий, конституционный… На какую Россию - Ксеркса или Христа – уповают участники спора о смертной казни?

На вопрос, вынесенный "Порталом-Credo.Ru" в последний интерактивный опрос читателей "Vox Populi", я бы ответил так: с религиозной точки зрения можно оправдать всё что угодно, с христианской – оправдать смертную казнь невозможно в принципе (и кто покусится возложить на себя миссию судии-человекобога, решающего кому жить, а кому умереть?). В том-то и вопрос, что христианство не "религия", а, как прекрасно выразил суть дела протопресвитер Александр Шмеман, – суд над религией, безмолвный, вневременный суд Христа, стоящего перед судом Пилата и Синедриона.

"Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф., 7:2), – в этом золотом правиле христианской этики вечное недоумение Пилата и вечный страх первосвященников перед самой простой и очевидной правдой любви. "Око за око, зуб за зуб" – в этой религиозной максиме вся правда религии и государства (закона справедливости – высшего из земных законов). Между правдой Христа и законом религии немало общего, а разница только одна: голос совести не приемлет закона мести. Но "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", как сказал Киплинг, - кроме единственного, пожалуй, случая, когда религия и Христос сходятся на суде Синедриона.

Спор, собственно, вот о чём: на Россию Ксеркса или Россию Христа мы в очередной раз уповаем? Ибо христианство и власть – две вещи несовместные, как гений и злодейство, как сила Бога (свершающаяся в человеческой немощи) и сила человека, закон Бога и закон человека (для которого закон Бога – безумие). Как любовь к врагу. И если естественному человеку сие невозможно, как возможно государству – его естественному закону?

В этом вся историческая трагедия "исторического христианства", заключившего брак с государством и превращенного в религию (государственную, народную, национальную, клерикальную), не устающую мимикрировать под христианство. В истории христианство и его тень живут в одной скорлупке. Впрочем, мимикрировать под христианство религии никогда не удавалось вполне. И первое, чем всегда выдавала себя эта истинная "обезьяна Бога", – благословение насилия. Первое, что сделала Церковь, превратившись в религию (то есть, став законной женой Цезаря), – благословила смертную казнь. Через два тысячелетия, в апогее ХХ века, она уже истово, с упоением, благословляла антихристов Востока и Запада.

А за сто лет до того Вл. Соловьев, призывая из христианского милосердия помиловать осужденных на смерть народовольцев, говорил: "Если русский царь, вождь христианского народа, заповеди поправ, предаст их казни… то русский народ от него отвернется и пойдет по своему отдельному пути". Христианский царь виновных казнил, а философа отправил в отставку. Через четверть века случилось "Кровавое" воскресенье, и монархия была обречена. От расстрела народовольцев до стрельбы по своему народу оставалось полшага. И кто знает, если бы царь в тот раз внял голосу христианской совести, не оказалась бы история ХХ века совсем иной? И большевицкий террор, и гекатомбы Второй мировой не остались бы лишь страшными миражами?

Почти в то же самое время богоспасаемые пределы отчизны потряс "моральный бунт" Льва Толстого. Опростившийся граф был скандально далёк от канонов, но нравственная сила провозглашенной им "милости" и "непротивления" настолько перевесила закон государственной духовной консистории, оказалась настолько яркой и живой на фоне параличного прозябания этой самой консистории, что грозила увлечь за собой всю её ещё живую и способную чувствовать и переживать паству. И консистории не оставалось ничего другого, как провозгласить успешному конкуренту анафему и проклятие.

И вновь покатилось "красное колесо": от восторженных отречений от власти Помазанника к благочестивому принятию "законной власти" антихриста ("да тихое и безмолвное житие поживем…"), от отречения от христианских мучеников к устранению самих Христовых заповедей в таких, например, священных призывов: "Сердце христианина… источает только уничтожающую смертельную ненависть к врагу" (митрополит Сергий (Страгородский), послание от 24 ноября 1941 года).

И сегодня с амвонов и кафедр, среди потоков амбивалентной софистики раздаются громы проклятий и сверкают молнии анафем. То Псковская епархия РПЦ МП анафематствует местного неверующего журналиста-коммуниста за статьи, разоблачающие махинации монастыря с земельной собственностью. То руководство Одесской епархии УПЦ МП за "клевету на Христа" (то есть статью трех одесских журналисток о стоимости церковных услуг в храмах Одессы) призовет молиться о "вразумлении" сих борзописок "скорбями и болезнями". И прочее, прочее, прочее…

За апофеозом "православного" Сталина – бурленье вокруг фильма "Царь" Павла Лунгина со страстными объяснениями в любви Великому Инквизитору (сколько здесь самых искренних чувств и нелицемерного обожания!). Петербургская "Русская линия", опрашивая консервативных российских батюшек, не без удовлетворения констатирует: большинство – за смертную казнь. Вот лишь некоторые примеры.

Руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение" иерей Алексий Мороз: "Я думаю, что в наше время смертная казнь актуальна…". Сотрудник синодального Отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП протоиерей Андрей Ткачев: "Есть случаи, где она уместна". Ректор Института русской культуры протоиерей Николай Головкин: "Смертная казнь необходима, прежде всего, для устрашения…". Настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников): "Смертную казнь следует применять в определенных случаях, так как есть такие люди, которым просто не надо жить...".

Актуальна… Уместна… для устрашения… не надо жить… и прочие "глаголы Жизни вечной" от нескончаемой вереницы "отцов и чад", спешащих положить свой камень в сооружение алтаря законного человекоубийцы.

Да, конечно, апостол Павел не лгал, и государство не напрасно носит на бедре своем карающий меч. Но вас-то, отцы-братия, что заставляет благословлять его тяжкий, скорбный заплечный труд, крестясь в его кровавой купели? Государство ли вам дороже Христа? И не вашими ли сахарными устами вскормлена и выпущена на думские пастбища дщерь, выдохнувшая на днях: "В этот день (то есть день рассмотрения Конституционным судом возможности применения с 1 января 2010 года в России смертной казни) я собираюсь пойти в храм и поставить свечку, чтобы в нашей стране была восстановлена смертная казнь" ( Любовь Слиска, вице–спикер Госдумы от "Единой России").

Вот такое у нас с вами задушевное християнство, господа-товарищи-братья-сестры! Ярко разгорающееся пламя благородной ярости, пылающей мести и всеочищающей святости в стиле Грозного-Распутина-Сталина уже вновь призывно реет на горизонте. Будто качаемся на последних тончайших весах, на верёвочке: ещё немного, ещё чуть-чуть, ещё поднатужимся, чтобы бескомпромиссно встав с последних колен, дожать, наконец, до величайшего из инквизиторов, до человекоубийцы от века. Встань, Хозяин, из земли и прииди к нам! Во имя нас, неусумнившихся, справедливых. Не ради себя просим, ради идеальной небесной отчизны нашей. Как это у Эдуарда Георгиевича Багрицкого? "И если скажет предать – предай, скажет убить – убей!" Чудные слова, и главное, всегда актуальные…

И каким же судом судить, какой мерой мерить? А все той же, одной, бездонной, безукоризненной, не знающей меры мерой собственной святости нашей. И потому обращаюсь к вам, товарищи конституционные судьи, – не дрогните, не поведитесь на этот "сумбур вместо музыки", не устраните этого спичечного барьерчика, не отымите удерживающего от земли. Ведь, быть может, один только этот "мораторий" и удерживает нас от сползания в вакханалию.

Пока ещё есть время над всем этим немного поразмыслить, не правда ли?

Владимир Можегов, для Портал-Credo.Ru

Надежда Кеворкова. На какой войне пал священник Даниил Сысоев

На краю могилы принято говорить о покойном хорошо. Священник Даниил Сысоев был человеком смелым. Он не боялся высказывать публично и нелицеприятно свои мысли о других верах и общинах, об общественных движениях и силах, о молодежных движениях и событиях истории. Ничто человеческое не было для него свято, кроме того, что он полагал суммой православия. В этом смысле он был активным разрушителем того зыбкого общественного договора, который установился в нашем обществе.

Он не боялся смерти, жаждал мученической кончины и алкал райского блаженства. Можно повторить, вслед за его близкими, что он торопился жить и торопил свою смерть. Судить о его посмертии мы не можем. Бог ему судья.

Он был убит ко дню рождения патриарха Кирилла. Можно, конечно, полагать, что это случайное совпадение. Однако покойный призывал в любом событии видеть перст Божий.

Его сторонники заняты не осмыслением его смерти и его дел. Ослепленные горем, они заняты обсуждением того, как им подняться против тех, кого они полагают врагами православия. Их горе можно понять. Только врагов их православия очень много, а друзей почти не видно.

Согласно концепции священника Сысоева враги православия — это весь мир и почти вся Россия. Католики и протестанты, мусульмане и старообрядцы, индуисты, конфуцианцы, йоги и буддисты, коммунисты и монархисты, фашисты и националисты, патриоты и атеисты, ветераны войн и павшие на полях сражений, работяги и крестьяне, те, кто строит ракеты, перекрывает Енисей и погибает в авариях. Да, еще сатанисты и неоязычники. Плюс все православные люди, кто не разделял того православия, которое проповедовал священник Сысоев.

Парадоксально, из всех видов и направлений неправославной мысли священник Сысоев ни разу не осудил только евреев — ни религиозных, ни светских сионистов. Может, просто не успел.

Объектом главной идейной атаки Даниил Сысоев избрал почему-то ислам. Вопреки традиции Востока, вопреки русской народной традиции, наперекор практике жизни миллионов старообрядцев и казаков, вопреки многократным высказываниям покойного патриарха, он развернул настоящий словесный крестовый поход против мусульман — в виде устных и письменных оскорблений этой религии. По недоразумению он называл это "диспутом" и удивлялся, что мусульмане отказались от него.

В мире есть только две глобальных концепции взаимодействия общин: югославская модель взаимного озверения, провоцируемого западными поставками вооружений всем участникам бойни, и ближневосточная традиция добрососедства христиан и мусульман, их единства перед лицом внешнего врага. Как ни горько констатировать, своими книгами и проповедями священник Сысоев вольно или невольно работал на то, чтобы Россия двигалась к югославской модели — то есть к взаимному озверению и распаду страны.

Сысоев постоянно пытался проводить четкую политическую линию, несколько затемненную обилием цитат из Писания. Она сводилась к идее некоего православного надгосударственного клуба и вовлечения православных в глобальную войну с исламом на стороне любых антиисламских сил. Эта концепция противоречит не только установлениям Русской православной церкви, но и внешнеполитической практике РФ. С небывалым для священника упорством он пытался отрицать любые примеры взаимодействия христиан и мусульман на Востоке. С удивительным для православного упорством Сысоев повторял зады антиисламской пропаганды столь ненавистного ему атеистического и протестантского мира.

Хочется надеяться, что эта свежая могила отрезвит многие горячие головы, а наша страна не последует в тот безумный хаос, который уготован ей недальновидной проповедью религиозной войны всех против всех. [Н.К.]

Надежда Кеворкова , "Газета", №221 от 24 ноября 2009

В центре Петербурга устроили кровавую резню в честь праздника мусульман

Средь бела дня в Апраксином дворе мусульмане зарезали стадо баранов в честь начала праздника Курбан Байрам

Ужасающую картину можно было наблюдать в самом центре Петербурга. Люди шли по Апраксиному двору и между 34-м и 36-м корпусами увидели страшную картину: несколько десятков лиц "кавказской национальности" тащили блеющих баранов. Тут же на асфальте, разложили картонки и начали их резать. Кровь хлестала во все стороны, отрезанные головы падали им под ноги. Случайные свидетели в ужасе. Другие участники бойни смотрели на беспредел и... улыбались.

- Я взрослый мужик, и то не смог вынести этого жуткого зрелища, - возмущается водитель Сергей Никешин. - Ничего себе путь сократил через Апрашку! А если бы со мной ребенок был? Это ж психологическая травма на всю жизнь.

Оказалось, что около одиннадцати часов утра на Апрашку заехала фура, внутри которой теснилось целое стадо баранов, голов пятьдесят. Живой груз встречала группа мужчин, явно приехавших в Россию из южных стран. Они вытаскивали из кузова приговоренных «смертников» по одному, и разделывали их.

Управлялись весьма профессионально - даже не испачкали своих пальто и курток. Одни держали баранам ноги, другие – остро отточенными ножами отсекали животным головы. После того, как бараны переставали биться в конвульсиях, с них снимали шкуру.

Если случайно оказвшиеся прохожие поскорее уносили ноги, то "местные" обитатели смотрели на кровавую резню с упоением. Даже женщины с маленькими детьми. Девочка лет пяти бегала по окровавленной земле и собирала в пакет бараньи головы...

- Это в честь праздника баранов режут, - с улыбкой сообщила одна из наблюдательниц. – У нас у мусульман праздник Курбан-байрам сегодня начинается. Отмечать все вместе будем: таджики, узбеки, азербайджанцы. Будем шашлык готовить, плов, кебаб.

- Но зачем же так? В антисанитарии. В центре города, где все видят неподготовленные люди?! Это же место для торговли товрами, а не мясная лавка.
- А что тут такого? - был ответ.

Мимо пробежал маленький цыганенок. Схватил окровавленную голову, нацепил на палку и стал играть, будто это лошадка. Отличная игрушка для ребенка, ничего не скажешь!

Из толпы отделилось несколько человек. У одного из них в руках был нож.
- Ты чего тут выспрашиваешь? - с угрозой произнес один из них, судя по всему азербайджанец. - И чего на камеру снимаешь? Уходи давай, пока не напросился.

Журналист "Комсомолки" позвонил 02 с требованием остановить безобразие и прекратить резню.
- Ваша заявка принята.

Два стража порядка появились лишь спустя двадцать минут (к слову, отделение находится чуть ли не в соседнем от места бойни, здании). Подошли не спеша. Поинтересовались у одного из мясников, что здесь происходит. Получив разъяснения в духе "Праздник, панимаишь", также неспешно удалились. А бараньи головы продолжили падать в пакет маленькой девочки.

- Когда наши сотрудники прибыли по вызову, то там уже резня баранов закончилась, поэтому они ушли, - пояснил дежурный в отделении милиции.

Однако корреспонденты «Комсомолки» оказались немного терпеливее стражей порядка и видели, что после их ухода мясники продолжили свою кровавую работу.

Похоже, даже стражи порядка не знали, что нужно делать в подобной ситуации.
- Мне кажется, что бойцы должны были составить какой-нибудь протокол по антисанитарии, - заявил начальник штаба Центрального РУВД Владимир Белов. – Но точно не знаю, это не моя компетенция. Обратитесь в милицию общественной безопасности.

Однако там с нами говорить не стали. Заместитель начальника милиции общественной безопасности Центрального РУВД Дмитрий Соколов бросил трубку, так ничего и не ответив. Скорее всего, сказать ему было просто нечего.

Узнав о происшествии на Апрашке, шок испытали и защитники животных.

- Прямо в центре города? Это безумие! - поразилась глава «Балтийской защиты животных» Елена Боброва. – Получается, что люди спокойно смотрят, как умирают животные, такие же по сути существа, как и человек. Причем родители еще и детей приводят, чтобы посмотреть на смерть барана, на его боль и истекание кровью. Это не нормально, и недостойно человека. Когда подобная ситуация была в Москве, Лужков своим приказом строго настрого запретил устраивать подобную резню. Я прямо сейчас телеграмму Валентине Матвиенко отправлю, пусть принимает меры.

Комсомольская правда (там содержится статья, фото, видео, а так же комментарий председателя узбекской диаспоры, который я не привожу, так как считаю любые жертвоприношения варварством, вне зависимости от того, в какой форме и где их совершают)

Москвичи просят запретить убийство жертвенных животных в Курбан-байрам

Москва. 27 ноября. ИНТЕРФАКС - В первый день Курбан-байрама в зоозащитные организации Москвы поступило много жалоб от жителей столицы на жестокое обращение с животными.

"Многочисленные обращения людей по поводу жестокого обращения с животными в дни празднования Курбан-байрама происходят не впервые. В прошлом году наша организация также получала звонки от москвичей, возмущенных сценами жестокости и насилия", - заявили в пятницу корреспонденту "Интерфакс-Религия" в Центре защиты прав животных "Вита".

Как рассказал сотрудник центра, "шокированные граждане сообщают о прилюдном ритуальном убийстве и разделке трупов животных, которое происходит повсеместно и массово" в ряде мест Москвы, в частности, в районах расположения мечетей. При этом граждане жаловались и на невнимание к этой ситуации со стороны милиции и ряда телекомпаний, игнорировавших сообщения о жестоких преступлениях.

В Центре "Вита" выступают с призывом "уважать религиозные традиции и этические взгляды других людей, которым чужды насилие и жестокость".

"Мы считаем, что жестокость не может быть оправдана религиозными нормами и традициями или какими-либо другими догмами. Восприятие сцен жестокости и насилия как нормы способствует ожесточению людей и сказывается на благополучии общества в целом", - убеждены в Центре.

Подобные события проходили по всей России.

Подробнее: Центр "Вита"Праздник для одних не должен быть страданием для других

Массовые протесты буддистов против обряда жертвоприношения животных проходят в Непале

Массовые демонстрации буддийских общин с призывом отказаться от жертвоприношения животных во время фестиваля Гадхимаи (Gadhimai), предложив индуистскому божеству вместо этого фрукты и овощи, прошли в Непале. Но организаторы, заявляя, что не намерены уступать "вмешательству" религиозных общин и групп защиты животных, продолжают подготовку кровавого обряда, который проводится раз в 5 лет.

"Мы не намерены отказываться от нашей многовековой традиции. Это наша религия, вера и традиция, которой мы будем следовать, несмотря ни на что", - заявил 20 ноября Associated Press представитель оргкомитета Мотилал Кушва (Motilal Kushwa). По его словам, тысячи паломников из Индии и Непала уже собрались в дистрикте Бара, примерно в 160 км на юг от Катманду, где 24 и 25 ноября предполагается зарезать более 200 тысяч буйволов, свиней, коз, цыплят и голубей.

Организаторы фестиваля придерживаются убеждения, что жертвоприношения животных для богини Гадхимаи ведут к прекращению влияния злых сил и росту благосостояния. Многие из паломников приезжают из штата Бихар в Индии, где в ряде мест жертвоприношения животных запрещены.

Как пишет непальская "My República", 12 ноября в Бара прошла крупная манифестация приверженцев ненасилия, в которой приняли участие активисты из индуистских и буддийских общин, а также члены религиозных общин Krishnapranami, Om Shanti и Baishnav. Организаторы манифестации призывали прекратить варварскую практику, разъясняя, что выступают не против религиозной традиции, но защищают жизни ни в чем не повинных животных.

К кампании протеста присоединился 18 ноября Рам Бахадур Бамьян (Ram Bahadur Bamjan), известный в Непале как "маленький Будда", который намерен посетить район фестиваля чтобы лично обратиться к его участникам с призывом прекратить убийства живых существ.

Животные способны на "высшие эмоции", подобно человеку. Похороны шимпанзе Дороти

Благодаря публикациям в National Geographic и лондонской Daily Mail, трогательная фотография похорон Дороти, шимпанзе из спасательного центра Санага-Йонг в Камеруне, Западная Африка, разнеслась по всему миру через Интернет.

Вот что рассказала автор снимка, фотограф Monica Szczupider.

23 сентярбя 2008 года Дороти, самка шимпанзе, умерла в возрасте сорока с лишним лет от остановки сердца. Она прожила 8 лет в спасательном центре Санага-Йонг (Sanaga-Yong Chimpanzee Rescue Center), который дает приют и заботу шимпанзе, пострадавшим вследствие уничтожения ареалов обитания или от рук африканских торговцев экзотическим мясом (bushmeat).

Родителей Дороти убили охотники, а её продали в качестве "талисмана" в парк развлечений в Камеруне. Следующие 25 лет шимпанзе подвергалась всяческим издевательствам: посадили на цепь, дразнили, на спор приучали пить пиво и курить. В мае 2000 года страдающая ожирением вследствие неправильного питания и недостатка движения, Дороти вместе с десятью другими приматами была спасена зоозащитниками и перевезена в центр Санага-Йонг. По мере того, как состояние её здоровья улучшалось, проявлялась невероятная доброта Дороти. Она заменила мать для осиротевшего шимпанзе по имени Бубуль (Bouboule), подружилась со многими другими обитателями центра, включая альфа-самца Джеки и Наму, еще одного спасенного из парка развлечений.

Моника, автор фото и волонтер Центра, рассказала: "Присутствие и утрату Дороти, без сомнений, ощутили все животные в группе. Руководители Санага-Йонга решили позволить другим шимпанзе присутствовать на её похоронах, с тем, чтобы они поняли, что Дороти больше не вернется. Некоторые из шимпанзе проявляли агрессию, другие были расстроенны и издавали плачущие звуки. Но пожалуй самой поразительной реакцией была продолжительная тишина и полное, почти осязаемое, молчание. А ведь всем известно, что обычно шимпанзе - далеко не тихие существа".

Центр Санага-Йонг был основан в 1999 году ветеринаром Шери Спид (Sheri Speede) - на фото она нежно поддерживает голову Дороти; рядом с ней - сотрудник центра Ассоу Феликс (Assou Felix). Под управлением IDA-Africa (африканского отделения организации "В защиту животных" IDA), эта негосударственная организация стала домом для 62 шимпанзе, живущих на просторной лесистой территории.

Сплоченные глубокой скорбью, более десятка шимпанзе, выстроившись в ряд, в молчании наблюдают из своего вольера, как тело одной из них провозят мимо. (Тут в публикации находится фото). Когда Дороти умерла, остальные обитатели Центра оказались поражены горем. Они поддерживают друг друга за плечи в порыве солидарности.

Жители местной деревни стали настоящими защитниками и сиделками для шимпанзе - а забота очень нужна этим животным. Все они осиротели, когда их матерей убили ради нелегальной торговли экзотическим мясом (bushmeat). Охотники поймали этих шимпанзе совсем малышами, цепляющимися за тело убитой матери, и продавали в качестве домашних игрушек.

До недавнего времени описание сцен, подобных похоронам Дороти, с использованием человеческих эмоций - горе, скорбь, - ученые высмеяли бы, назвав "наивным приписыванием животным человеческих качеств".

Однако появляется всё больше доказательств того, что "высшие эмоции" - такие, как скорбь после смерти любимого существа, а также глубокое осознание такого явления, как смерть, - вовсе не являются прерогативой представителей человеческого вида.

Шимпанзе создают и поддерживают чрезвычайно сложные социальные взаимоотношения. Этих животных часто наблюдали горюющими об утраченных членах семьи - погруженными в тихую скорбь, в подавленном эмоциональном состоянии и поведении.

Подобные сложные эмоции проявляют не только приматы и даже не только млекопитающие. Например, недавно доктор Марк Бекофф (Dr Marc Bekoff), этолог в Университете Колорадо, предоставил материалы, доказывающие, что сороки могут не только скорбеть об умерших собратьях, но даже совершают подобие похоронного ритуала.

Так, каждая из четырех сорок в группе по очереди подходила к телу своего мертвого сородича. Затем две из птиц улетели, вернувшись с пучками травы, которую положили над трупом. После чего сороки замерли в некоем подобии торжественной вахты.

Существует много свидетельств тому, что птицы семейства Corvidae, которое включает ворон, сорок и грачей - выполняют множество сложных социальных ритуалов.

Но наиболее известны своими ритуалами, совершаемые над умершими среди животных нечеловеческой природы - слоны. Они могут проводить целые сутки, охраняя тело умершего собрата, тихонько трогая останки своими хоботами - в состоянии, которое вполне можно назвать глубокой скорбью. Слоны - очень социальные и высокоинтеллектуальные животные, и их великолепная память вовсе не миф. Поэтому неудивительно, что утрата члена семьи вызывает глубокую эмоциональную реакцию.

Эволюция ритуалов над умершими у человека затеряна в тумане времен. Есть доказательства того, что вымершые разновидности гоминида [любые приматы семейства Hominidae, которое включает современного человека (Homo sapiens) и его вымерших предков - прим. перев.], такие как неандертальцы, осознавали значение смерти, хороня своих мертвецов и даже посыпая могилы цветами.

Вид группы шимпанзе, наших ближайших родственников, которые отдают трогательную дань последнего уважения ушедшей любимой сестре, может дать нам представление о том, каким образом эта глубочайшая и фундаментальная эмоция развивалась у наших предков.

источники: 1, 2, эл. рассылка IDA

Перевод – Е. Кузьмина   http://elena-kuzmina.blogspot.com/

Индуисты встречают праздник Гита-джаянти

28 ноября индуисты отмечают праздник Гита-джаянти - день памяти о явлении Бхагавад-гиты, - сообщает NEWSru.com.

В память об этом событии, которое последователи индуизма называют вселенским, в вайшнавских (кришнаитских) и других индуистских храмах будут совершены церемонии поклонения Бхагавад-гите, включая возжигание священного огня, декламацию всех 700 шлок (санскритских строф), дарение Бхагавад-гиты друзьям и родственникам, медитацию на это священное писание и предания, с ним связанные, сообщает пресс-служба Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР).

В Гита-джаянти отмечается годовщина того дня, когда Шри Кришна произнес Свое философское послание человечеству близкому вечному спутнику и другу Арджуне. Само название Бхагавад-гита означает "Песнь Бога". А произошло это событие свыше 50 веков назад на историческом поле Курукшетра, за час до начала грандиозной битвы между войсками родов Куру и Пандавов.

Сейчас на этом месте, ныне известном как Джьотисар-тиртха, установлены фигуры Партха-саратхи, или Кришны в образе колесничего вместе с Арджуной. Обитатели ашрама, ухаживающие за святилищем, утверждают, что дерево, которое растет рядом с ним, - потомок того самого дерева, под которым была поведана Бхагавад-гита.

При посещении Курукшетры паломники предлагают Бхагавад-гите и Кришне с Арджуной на колеснице свои молитвы, подносят светильники находящемуся здесь священному озеру Брахмы (Брахма-саровар), декламируют шлоки Бхагавад-гиты и прославляют ее.

Интригующая предыстория, философская подоплека и остросюжетная развязка Курукшетрийского сражения подробно описаны в древнеиндийском эпосе Махабхарата. Литературно сама Гита считается центральной частью этого великого эпоса об истории человечества, однако с религиозной точки зрения Гита - это самостоятельное произведение, возраст которого, по данным самой Гиты, значительно превышает привычные для современной научной парадигмы мерки, составляя свыше 2 миллионов лет. Теологически Гита входит в разряд Упанишад и называется Гитопанишадой. Бхагавад-гита содержит описание природы Бога (Бхагавана), природы души (атмы), природы времени (калы), природы действия (кармы) и природы материального творения (пракрити).

Основная канва писания сконцентрирована на необходимости предания себя Богу как высшего освобождения.

Ясное толкование Бхагавад-гиты, наряду с толкованием Упанишад и Веданта-сутры, считается непреложным условием для признания авторитетности той или иной богословской школы в индуизме.

За всю земную историю Гиты было сделано более 600 переводов и толкований этого священного текста. Своей нынешней популярности на Западе и в самой Индии Бхагавад-гита обязана переводу и толкования ее выдающимся индийским религиозным деятелем Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) в духе традиции бенгальского вайшнавизма (кришнаизма), возрожденного в Средние века Шри Чайтаньей (1486-1534).

Новости нашего блога ЖЖ "Религиозный гуманист"

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Обзор нашей деятельности

Приглашение к сотрудничеству

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное