Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Статьи о реалиях религиозной и социально-нравственной жизни.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 82/2009-11-05

Здравствуйте, друзья! Сегодня я предложу вашему вниманию небольшое интервью Михаила Ситникова потталу "Кредо" о празднике, который отмечался в России вчера, две собственные заметки из моего блога ЖЖ, связанные с новостями, а так же продолжение нашего с Александром Грайцером сборника "Религия без любви". Напоминаю, что все новые публикации в нашем блоге вы можете просматривать по ссылке в конце каждого выпуска.

Член Союза журналистов России, религиозный публицист МИХАИЛ СИТНИКОВ: «Нужно не праздники придумывать новые, а просто менять принцип, чтобы априори у нас стало уважение к другому человеку»

"Портал-Credo.Ru": Сегодня отмечается непонятный для большинства россиян праздник, который плавно и незаметно эволюционировал из праздника Октябрьской революции 7 ноября, через "День примирения и согласия", в "День народного единства". Как бы Вы прокомментировали эволюцию этого праздника и сам нынешний праздник?

Михаил Ситников: Сам факт эволюционирования одного привычного праздника в какой-то другой – замена дня 7 ноября, ставшего как бы неуставным для нынешнего идеологического ориентира власти, - основывался не столько на поиске действительно какого-то исторического знака, с которым можно было бы отождествить некий единый импульс народа, сколько на заполнении "пустого места" в привычный всем день или близкий к нему. День, который ассоциировался бы с привычными осенними выходными, когда можно погулять, куда-то отъехать, выпить – когда можно отпраздновать – короче, повод. Это, во-первых.

Во-вторых, почему именно такие формы принимает эта замена: "День примирения и согласия", "День народного единства" и т.д.? Тут, по-моему, легко догадаться, потому что всё, что расшифровывает эти формы, их смысл и содержание – оно происходит у нас на глазах. Люди всё больше и больше начинают видеть, что советский период потихонечку, в какой-то видоизменённой форме, тянется до сего дня. Остаётся та же номенклатура, та же, даже ещё более разросшаяся коррупция, остаются те же доминирующие у людей стремления. Прежде всего, чтобы просто никто не трогал, чтобы можно было бы обогатиться, быть сытыми и чтобы мы как народ всегда были правы, всегда чувствовали себя "пупом Земли" и т.д.

Для этого нужно как-то помирить всё это многообразие людей, из которых каждый видит свою значимость для себя и внутри себя в разных формах. Один считает, что главный смысл и его главная правота заключается в том, что он – русский. Другой – в том, что он русский-православный, третий – что он принадлежит к великой, могучей державе, четвёртый – что он "вертел на мизинце" весь остальной мир, культуру и весь этот проклятый Запад... Всё вместе это выливается в эдакую подачку людям со стороны власти, для того, чтобы они могли как-нибудь занять себя. Занять своё самоутверждение, а самоутверждение в то же время оказывается, в общем-то, иллюзорным.

На самом деле, каждый человек хочет иметь семью, быть сытым, чтобы вокруг не стреляли, не воровали, чтобы его не обманывали. Каждый человек хочет, чтобы у него в душе что-то светилось, было бы что-то тёплое, была какая-то отдушина. А на улице он бы встречал не озлобленных и опасных для него милиционеров, которые, как известно сейчас, то избивают, то воруют, то сами организуют какие-то преступления. Чтобы он встречал доброжелательных по отношению к нему людей.

Но для этого нужно не праздники придумывать новые, а просто менять принцип, смысл чего, наверное, заключается, прежде всего, в априорном уважении к другому человеку. Менять принцип мировосприятия. Априори уважать другого человека, до тех пор, пока он не ошибся и не преступил. А тогда он уже будет отвечать по закону, в соответствии с какими-то критериями здравого смысла. Но самое главное – изначально воспринимать другого с уважением, потому что он такой же, как ты, но просто другой.

А как получилась такая эволюция: от 7 ноября к тому, что происходит 4 ноября в последние годы, когда это превратилось в вакханалию "Русских маршей" не только в Москве, но и во многих городах? В вакханалию вульгарного шовинизма и национализма.

– Это тоже объяснить довольно легко. Некое проявление идеологических зарядов в людях, когда-то, в советское время, в период празднования 7 ноября, было упорядочено жесткой, развитой тоталитарной системой. Сейчас тоталитарная система пока не развита, а находится в стадии становления, когда этот же предлог, который раньше требовался для упорядоченного выражения этого сценического действия, выражается неупорядоченно. Каждый делает, кто во что горазд. А во что он горазд? Естественно, зеленый свет даётся тем, на кого делает ставку ныне строящийся режим. Он еще строится, а не построен, не сложился и находится в очень такой критической фазе – стоит на ребре. Куда его толкнешь – туда он и пойдёт. Мне кажется, только поэтому. Сейчас кто выгоден власти? Те, кто громче всего кричит под любым идеологическим флагом, не важно каким он будет: русский националистический, или какой-нибудь бурно религиозный, или какой-нибудь ненавистнический на национальной или культурной основе. Просто даст возможность превратить в более-менее монолитную массу, что называется толпой. Ленин очень правильно назвал ее "массой".

И тогда этой толпой легче управлять.

Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru"

Об актуальности развития ЛГБТ-тематики в религии

На сайте Gay.ru уже второй раз размещается объявление о запланированной в ноябре конференции ЛГБТ-христиан в Москве. Хотя я сама не планирую своё участие в этом мероприятии, я хочу обратить внимание читателей на важность развития ЛГБТ-тематики в религии.

Причины, по которым я думаю воздержаться от участия в конференции две. Во-первых, это мероприятие заявлено как сугубо христианское. Мои же представления несколько шире христианства, что, наиболее вероятно, может вызвать противоречия даже с ЛГБТ-христианами (я разделяю этическую и нравственную составляющую христианства, но не доктринальную).

Во-вторых, несмотря на то, что я поддерживаю проект организаторов конференции Nunciare et recreare, у нас возникли некие разногласия, касающиеся не религиозных вопросов, а, так сказать, стратегии и тактики ЛГБТ-активизма в целом (что, к сожалению, оказало негативное влияние на взаимоотношения). Мне ближе так называемое "радикальное" крыло, которое не боится оказываться в конфронтации с властями, требуя и добиваясь соблюдения прав ЛГБТ (кто знает, тот поймёт, о чём и о ком идёт речь). Я не хочу сейчас развивать эту тему, но, напротив, хочу сосредоточиться на том, насколько важно развитие либеральной религии, которым хотят заниматься организаторы конференции.

Напомню, что в в постсоветском пространстве, как в интернете, так и в обществе в целом, практически отсутствует информация (не считая эпизодических новостей, обильно поливаемых фундаменталистской руганью), широко распространённая в цивилизованных странах, о возможности совмещения гомосексуальности и религии. В Рунете первым сайтом, посвещённым этой тематике, был Nunciare et recreare. Затем создан сайт ЛГБТ-верующих Украины , а так же и мой сайт "Проблемы ЛГБТ и религия"

Актуальность развития этой тематики велика, как минимум, по трём причинам.

Во-первых, именно религия, присутствующая в России и постсоветских странах преимущественно (я бы даже сказала "только") в форме фундаментализма, является оплотом самой яростной и непримиримой гомофобии, разжагающей ненависть по отношению к представителям ЛГБТ. Появление информации о либеральных формах религии и исповедующих её или поддерживающих её верующих является, по сути, одним из необходимых видов борьбы с гомофобией и воспитанием толерантности.

Во-вторых, гомосексуалами или трансгендерами иногда оказываются воцерковлённые и искренне верующие люди, а так же и те, кто пребывает в духовном поиске, испытывая потребность приобщения к какой-либо конфессии. Но по причине известного нам категоричного непринятия гомосексуальности и трансгендерности со стороны представителей религиозных конфессий в постсоветском мире эти люди оказываются либо изгнанными из общин, либо ушедшими из них из-за отчуждения и разочарования. Вследствие этого они находятся в одиночестве и нередко переживают моральные травмы. Одновременно они могут переживать непонимание со стороны тех представителей ЛГБТ-сообщества, кто чужд религии, что усугубляет их одиночество.

Эти люди остро нуждаются в духовной поддержке и в общении с единомышленниками. Подобное общение и поддержку они могут получать лишь от либерально настроенных верующих, каковых в постсоветских странах пока очень немного. Поскольку я занимаюсь этой темой, мне пришли письма от таких ЛГБТ-верующих, так что я рассуждаю не только теоретически, но и практически. Эти люди в идеале нуждаются в организации соответственных религиозных общин, что невозможно, пока практически нет поддерживающих их либеральных верующих.

Наконец, в-третьих, среди гомосексуалов и трансгендеров в постсоветском пространстве преобладает крайне негативное отношение к религии по вполне понятным причинам ненависти к ним со стороны фундаменталистов. И это является ещё одной причиной необходимости развития представлений в обществе о либеральных формах религии.

Потому что человек не должен превращаться в неверующего только из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Каждый должен иметь свободный выбор религии или неверия, но этот выбор не должен оказываться вынужденным и фактически навязанным влиянием религиозного фундаментализма.

В демократическом обществе человек свободно выбирает вероисповедание или его отсутствие. В тоталитарном обществе он этого выбора лишается. В постсоветских странах у представителей ЛГБТ практически нет возможности исповедовать религию. (Если только кому-то вдруг случайно не повезёт найти терпимого священника, что, думаю, бывает у нас крайне редко, который не станет оказывать на него давление. Либо если такой ЛГБТ-верующий не изберёт жизнь в целибате, что не всем по силам даже и в случае искренней веры).

Поэтому я лично поддерживаю развитие либеральной религии и обращаюсь к здравомыслящим верующим делать то же самое.

Итак:

20-22 ноября 2009 года в Москве запланировано проведение Международной межконфессиональной Конференции ЛГБТ-Христиан "Принимая силу". Подготовка к ней вступила в завершающую стадию.

Перед участниками Конференции, по словам ее организаторов, стоит цель - "объединиться и возвысить свой голос для изменения существующего положения... при котором ЛГБТ-христиане отлучены от своих церквей".

"...Данная Международная межконфессиональная Конференция ЛГБТ-христиан призвана стать глотком свободы для многих ЛГБТ-христиан и показать как ЛГБТ-сообществу, так и обществу в целом, что ЛГБТ-христианам есть, что предложить как Церквям, так и ЛГБТ-сообществу, и обществу",
- говорится в официальном пресс-релизе.

"Мы приглашаем к участию в этой конференции всех, кому не безразлично положение ЛГБТ-христианн на постсоветском пространстве: богословов, священников, гей-активистов и просто верующих, всех, для кого христианская вера - это образ жизни...", - призывают организаторы форума.

Связаться с ними можно по адресу - conferencelgbt2009@gmail.com - сообщается на Gay.Ru.

Одновременно на уже упомянутом выше сайте Nunciare et recreare появилось сообщение о том, что ЛГБТ-Служение “Nuntiare et Recreare” готовит издание хрестоматии текстов о вопросах Христианства и ЛГБТ. Хрестоматия представляет собой сборник основополагающих текстов по теме «Христианство и ЛГБТ». Тексты ранее не издавались на русском языке и значительная их часть специально переведена для издания в данной хрестоматии.

Книга призвана познакомить читателя с альтернативным традиционному гомофобному подходу взглядом на соотношение христианской духовности и богословия с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью. Хрестоматия позволит перевести разговор о христианстве и гомосексуальности с уровня бытовой фундаменталистской гомофобии на уровень серьёзной богословской дискуссии, которая ранее для российского читателя была недоступна.

Функция книги включить в русскоязычное пространство новые тексты, новую аффирмативную парадигму. Русскоязычная богословская мысль не прошла тот путь в отношении ЛГБТ, что был пройден на Западе, поэтому, в какой-то мере, необходимо воспроизвести этот путь в Хрестоматии, чтобы было понятно, что из чего вырастает. Эта книга должна стать своеобразным фундаментом для построения диалога с христианскими церквями по вопросам ЛГБТ.

Издатели просят помощь волонтёров-переводчиков, которые одинаково хорошо разбираются как богословской терминологии, так и в терминологии связанной с ЛГБТ. Если у вас есть желание и возможность принять в этом проекте участие, пишите по e-mail: nuntiare@gmail.com

От себя замечу, что и я бы тоже была очень рада сотрудничеству (со мной лично) людей,  владеющих иностранными языками, для распространения, как минимум в интернете, информации о различных ЛГБТ-направлениях в религии (необязательно только в христианстве) и о соответствующих богословских, научных и психологических обоснованиях.

При этом я не считаю очень важным для сотрудничества со мной знание богословия, так как считаю не менее, а может быть, и более насущным перевод текстов, доступных для восприятия широкой публики. Подкорректировать язык перевода богословскими или религиозными терминами в случае необходимости я смогу. Со мной можно связаться через мой блог ЖЖ http://liberalismens.livejournal.com/, а так же через мой рабочий эмейл e-preobrazhenskaya@yandex.ru.  

Так что те, кто солидарен с нами в понимании актуальности и важности этой работы, приглашаются к сотрудничеству!

О причинах религиозного экстремизма

30 октября 2009 года стало известно о том, что Управление ФСБ России по Свердловской области провело экспертизу материалов Живого Журнала жителя Снежинска Челябинской области А. Софронова «Православiе или смерть!». Экспертиза установила, что материалы, содержащиеся в блоге, направлены на возбуждение национальной, расовой и религиозной ненависти либо вражды.

А. Софронов является членом «Русской Катакомбной Церкви ИПХ» под омофором вл. Амвросия (Сиверса) и позиционирует себя «истинно Православным Христианином, Забайкальским Казаком, Русским националистом». По факту публикаций в этом ЖЖ было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ. В сентябре 2009 года была начата экспертиза текстовых материалов Архиерейского Собора РосПЦ(Д).
Об этом сообщает Информационно-аналитический центр "Сова".

Блог А. Софронова «Православiе или смерть!» на данное время пока что по-прежнему присутствует в ЖЖ по адресу: http://asofronov.livejournal.com/ и действительно содержит явно экстремистское содержание.

Но что интересно и показательно, так это то, что в своём экстремизме этот верующий ссылается ни на что иное как на Библию. И если быть до конца честными, то в этом он прав: Библия, будучи книгой двух-трёх тысячелетней давности,  действительно содержит экстремистские идеи, справедливо осуждаемые в наше время.

Вот весьма показательный постинг А. Сафронова - А наш Бог - не добренький слезливый толерантный старикашка!, где автор пишет со ссылками на священное писание:

"Наш Бог - Расист! (Быт. 6:2-4; 9:25-27; Iсус Нав. 3:10; 6:20; Мф. 15:22-28; Рим. 9:13)
Наш Бог - Экстремист! (Лук. 11:39-52; Iоанн. 2:14-16; 8:44; Апок. 3:15-16)
Наш Бог - Террорист! (Быт. 7:10-11,17-24; 11:7-8; 19:10-29; Исх. 7:20-21; 8:6,17,24; 9:6,10-11,23-25; 10:13-15,22-23; 12:29-30; 14:23-28; III Царств 17:1; 18:17-40; IV Царств 1:9-12; 2:23-24; Апок. 16:2-11,18-21; 18:2-23; 19:20-21)

Вам не нравится наш Бог?! Вы хотите толерантного божка? (Лк. 19:12-14,27)

"Обаче враги Моя оны, иже не восхотеша Мене, да Царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною". (Лк. 19:27)"
 

Для тех, кто не помнит Евангелие, привожу перевод последней цитаты: "Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною". (Слова из притчи Иисуса Христа).

Интересно, что не так давно в России были начаты две акции с призывом признать Библию экстремистской литераторой.

Кандидат технических наук Анатолий Долженко и методолог по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Евгений Труфанов потребовали признать Ветхий завет экстремистской литературой. Эта новость была опубликована в "Комсомольской правде", после чего массово растиражирована всеми СМИ.

Долженко и Труфанов подали заявление с требованием запретить Ветхий завет в прокуратуру Ленинского района Ставрополя. На этот шаг они пошли после того, как Долженко купил книгу в магазине, нашел в ней множество призывов к убийствам, ведению войн и геноциду. По мнению заявителей, Ветхий завет фактически призывает к уничтожению всех национальных культур, кроме одной.

В частности, Труфанова и Долженко возмутили цитаты:
«Не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними во все времена»;
«И так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя»;
«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евсеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой».

По мнению заявителей, такая книга не должна издаваться, тиражироваться и распространяться в России. Кроме того, ее надо запретить пропагандировать в учебных заведениях. В случае если российские власти отклонят данные требования, ставропольцы намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Долженко и Труфанов подчеркивают, что запрет Ветхого завета особенно важен в связи с введением изучения религиозных культур в школах.

Одновременно с этой необычной инициативой начали массово подавать в прокуратуру заявления с требованиями признать Ветхий Завет экстремисткой литературой родноверы и атеисты. (См. сообщение об этом: Акция «Ветхозаветний экстремизм» http://teh-nomad.livejournal.com/45109.html).

Организаторы этой акции объясняют свои действия совершенно иначе, чем Долженко и Труфанов, и не ставят цели запрета Библии. Они утверждают:

"Смысл этой акции не в том, чтобы запретить Библию, как это делали коммунисты. В данном заявлении требование о запрещении Библии отсутствуют. Никакие книги (даже Библию) запрещать нельзя. Смысл в другом:
1. Показать суть Ветхого завета Библии, поскольку смысл Библии не только не понимают. Её просто напросто не читают.
2. И это главное: показать всю абсурдность, нелепость и антиконституционность федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». И всех других путинских «законов» по введению цензуры, которая по нашей российской Конституции ЗАПРЕЩЕНА и других попыток удушить СВОБОДУ слова и снова ввести в России преступный гебешный тоталитарный режим."

Я нашла изложение аргументации инициаторов акции. Это изложение длинное, его можно прочитать по ссылке: http://slavyanstvo.mirtesen.ru/blog/43905403285. Верояно, это не единственное место, но это то, что было мной найдено. В заключении этого изложения авторы пишут:

"Идеологические доктрины, принципы и установки иудаизма, взятые из Ветхого Завета, пропагандируют с одной стороны еврейскую расовую исключительность и превосходство (так называемую богоизбранность), с другой стороны – неполноценность всех остальных народов мира и всех других религий мира.
Ветхий завет содержит пропаганду ненависти к иноверцам и инакомыслящим.
Ветхий завет возбуждает и разжигает религиозную, расовую и межнациональную ненависть, рознь и вражду.
Ветхий завет содержит прямые призывы к убийствам иноверцев и инородцев.
Ветхий завет содержит прямые призывы к уничтожению национальных культур и религий.
Ветхий завет пропагандирует преступные деяния по незаконному захвату власти и присвоению чужого имущества.
Ветхий завет смакует исторические факты жесточайших садистских преступлений иудеев против человечности.
Ветхий завет пропагандирует идею мирового господства иудеев над всем миром с целью построения всемирного рабовладельческого строя.
Ветхий завет формирует и программирует сознание иудеев и делает из них международных преступников.
Легко видеть, что пропаганда иудаизма полностью подпадает под признаки и статьи 282 УК РФ и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО ТРЕБУЕМ:

Признать Ветхий Завет Библии экстремистской литературой". 


Надо сказать, что А. Софронов, с рассказа о котором начато моё повествование, оказался более последовательным, чем родоверы и атеисты: оправдывая свою позиция, он ссылается не только на Ветхий, но и на Новый Завет. Хотя, конечно, очевидно, что Ветхий Завет такими экстремистскими идеями изобилует в гораздо большей мере и гораздо более прямым текстом.

"И к чему она это всё пишет? - подумаете вы, - Не иначе как ведёт атеистическую пропаганду". Однако моя идея состоит вовсе не в том, чтобы полить грязью святую книгу и призвать к атеизму. Моя идея в ином, и я об этом пишу уже несколько лет.

Моя идея состоит в том, что верующим необходимо радикально менять всю богословско-философскую парадигму мышления, отказываясь от фундаменталистских стереотипов, согласно которым Библия от корки до корки каждой своей буквой является посланием Самого Бога, а потому безупречно-непогрешима. 

Именно в случае следования этой фундаменталистской парадигме  мы и получаем то, что олицетворяет собою бедолага А. Софронов, который на самом деле является искренним верующим, но абсолютно "недалёкого ума", малообразованным и некультурным человеком.

Таких людей, честно говоря, просто жалко (как жалко и ту несчастную Светлану Шестакову, которую будут судить за возбуждение религиозной вражды курсом ОПК). Очевидно, что они просто поступают в соответствие с тем, чему их научили и во что они свято поверили. 

Предположим, его или её осудят, но что это изменит радикально? Ведь корнем такого мышления является та самая фундаменталистская парадигма, которой придерживается множество других верующих. И, замечу, отнюдь не только тех, кого обзывают "сектантами" или "раскольниками", но и в самой РПЦ. Разница лишь в том, что в патриархии РПЦ, в отличие от "сектантов" и рядовых верующих православия, люди вовсе не "недалёкого ума", малообразованные и некультурные, а хитрые и лукавые лицемеры. 

Этот А. Софронов по простоте душевной, по искренней своей вере, пишет прямым текстом: "Наш Бог - не толерантный добренький слезливый старикашка! Наш Бог - расист! Наш Бог - экстремист! Наш Бог - террарист!". Черпает он такую уверенность не где-нибудь, а в фундаменталистском прочтении Библии. Других вариантов её прочтения, отношение к этой книге как запечатлению истории духовной эволюции (слово "эволюция" подразумевает развитие и изменение, а не раз и навсегда данные незыблемые основы), ему и ему подобным просто неизвестна.

Но огромное число верующих, не одних "сектантов", но и РПЦМП, придерживается вышеназванной фундаменталистской парадигмы. Только не говорят об этом столь прямо и откровенно, а лукавят, прикрываясь фразами о "традиционной русской культуре" и "традиционных моральных ценностях". Именно с этой  парадигмой мышления связаны и нетерпимость к инаковерию, и ненависть к "западным" либеральным ценностям, к принципам прав человека, к достижениям демократии и к свободе совести.

И, как говорится, чего греха таить, не в одной РПЦ, но и в протестантизме, иудаизме, исламе наблюдается то же самое. Речь идёт об универсальных особенностях фундаментализма. Примером могут служить недавние выступления РОСХВЕ (пятидесятников) против телеканала 2x2 с фактическими требованиями введения цензуры (не буду искать ссылку, надеюсь, что все знают) и агрессивная поддержка гомофобии (см. в качестве примера Открытое заявление РОСХВЕ).

Таким образом, мы видим, что проблема состоит не в каких-то там злостых православных "раскольниках" какой-то там катакомбной церкви, членом которой является А. Софронов, которые смело себе позволяют доводить до логического завершения фундаменталистскую парадигму, опираясь при этом на священное писание (и, можно не сомневаться, что и на предание тоже, ибо в высказываниях многих канонизированных святых содержится не меньше экстремизма, чем в Ветхом Завете). Проблема не в каких-то отдельных людях. Проблема в самой сущности фундаментализма, который для подавляющего большинства верующих России является единственно известной формой религии.

Суды мало что изменят. Искренние верующие, хотя и заблуждающиеся, будут лишь чувствовать себя гонимыми за правду, подобно Христу, апостолам и ранним христианам, и укрепляться в этой своей вере, считая окружающий мир "антихристовым". Поэтому мозги менять надо, мышление людей, причём начиная с господствующей церкви, то есть РПЦ.

Единственно возможным путём оздоровления религиозной среды может стать просвещение, которое уже давно в большей или меньшей мере происходит в западных церквях - тех самых, которые яростно поносятся нашими "блюстителями чистоты веры и морали". А наиболее важным средством этого просвещения является библейская критика (научное изучение Библии).

И до тех пор, пока этого не происходит, пока нет просвещения, а понятие библейской критики считается еретическим, не нужно удивляться проявлениям экстремизма на религиозной почве. Экстремизм этот питается самой Библией, а так же огромным сводом духовной литературы прошлых веков, включая тексты почитаемых святых.

И в заключение сравните высказывания двоих известных людей, отказавшихся от религии, с высказываниями православного А. Сафронова, обвинённого в экстремизме:

"Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом..." (Марк Твен).

"Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган". (Ричард Докинз)

"А наш Бог - не добренький слезливый толерантный старикашка! Наш Бог - Расист! Наш Бог - Экстремист! Наш Бог - Террорист!" (А. Сафронов).

Мои заметки, написанные ранее на эту тему:
О нравственной ценности библейской критики
Диалоги с фундаменталистом (особенно показательно)
Две религиозные логики
Об извращениях сути Евангелия в фундаментализме, и о религиозной гомофобии в частности
Интересы личности - критерий гуманизма, или ответ Папе Римскому
Легенда о Прометее
Библейские корни нетерпимости и насилия в вере
О причинах фундаментализма и тоталитаризма в вопросах веры
Косвенно затрагивается тема:
Ограничена ли милость Бога? (Кто во что верит)
Между апофатикой и антропоморфизмом: верно ли представлять Бога по подобию человека?

Е. Преображенская, А. Грайцер. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЛЮБВИ. Когда религия становится безумием (продолжение)

(Начало и последующие части выкладываются в блоге наших рассылок на сайте "Каруна" в разделе Религия без любви. В дальнейшем сборник будет выложен на некоторых других наших сайтах). 

2. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

В мире нас окружает множество церквей и различных религиозных общин. Что могут они предложить современному человеку? Представим себе картину: человек отправляется на поиски Истины (в данном случае – в Интернет, но это же может произойти и в жизни за пределами Интернета). Давайте посмотрим: что встречает человек на своём пути?

Александр Грайцер. Путешествие в Формуляндию. Или история о том, как поклонение перед формой привело к преступлению против духа.

Приглашение в путешествие 

Где-то там, на пересечении действительности и мечты, в виртуальной Галактике, под солнцем гения технического прогресса в эру высоких технологий, находится страна Формуляндия, или как ее еще называют, Форумляндия.

Ее жители мало чем отличаются от обычных людей. Можно даже сказать, что это те же самые люди,  разве только что  более откровенные и естественные. В удалении от глаз людских, перед мониторами компьютеров им не нужно играть сложных ролей и стараться выглядеть лучше, чем они есть. И они позволяют себе роскошь быть самими собой, такими, какие они есть.

Некоторые из них  ощущают себя властителями мира, так как  информация со всего мира стекается к ним и разворачивается на рабочем столе прямо перед их носом, как армии и дивизии на марше. Другие чувствуют себя самыми умными, обладая доступом в хранилища лучших библиотек мира. Третьи - самыми праведными...

Одним словом, все - совсем как в обычной жизни. Но это виртуозное владение компьютерной мышкой все-таки что-то делает с человеком, приближая его  к самому себе, и одновременно -  ко всему остальному миру.

Пользование компьютером – это вам не пассивное и потребительское созерцание телевизора, лежа на диване и плюя семечками в потолок. Это возможность влиять, творить,  участвовать, жить полноценной жизнью в огромном социуме. И все это  практически напрямую из внутреннего мира человека. Так мышь съедает гору.

В этой вот стране невиданных возможностей однажды очутился и я. Впрочем, расскажу обо всем по порядку.

Начало тяжбы или о взаимовыручке форумлян

 ...Блуждая по огромной Всемирной сети Интернета и наслаждаясь реалиями виртуального мира, однажды я натолкнулся на сайт исторического, как он сам себя называет, христианского форума, одного из многих христианских форумов, появившихся в интернете.

Учитывая сравнительно свежую дату открытия человечеством существования виртуальной реальности,  жизнь виртуального форума, которая продолжается целых девять лет, действительно, кажется патриархально-древней. По крайней мере, заслуживающей уважения и подразумевающей наличие стойких традиций и сложившегося уклада.

Собственно, мое внимание к форуму привлекло вовсе не это, а другое  обстоятельство - в одной из тем я увидел обсуждение своей статьи "Дар свободы". Прочитав всю ветвь высказываний и мнений, мне, как автору статьи, естественно захотелось поучаствовать в обсуждении. Кое-где расставить иные акценты, кое-что объяснить, кое с чем поспорить. Так я оказался в Форумляндии. 

Вообще-то я хотел проследовать через нее транзитом, однако едва стоило мне схлестнутся в полемике и вымолвить пару речений, как я незамедлительно был обвинен во... лжи одним из участников. 

С детских лет и течением всей своей жизни убежденный в том, что лгать -  нехорошо,  прослыть лгуном  - много хуже, а обвинить другого во лжи  напрасно - хуже и первого и второго вместе взятых, я оказался в полном недоумении – а, собственно говоря, за что я удостоился такой непростительной чести?

Ясно, что любой другой человек в данной ситуации, просто бы обошел неприятное место стороной. Но мне, представьте себе,  нужно было обязательно вляпаться, выискивая на свой любопытный нос приключений.  Так я застрял в Форумляндии надолго.

Есть места,  в которое легко попасть, но трудно выбраться, и Форумляндия явно принадлежала к их числу. Она засасывала как болото. Приманивала своей сладостью, как мед, и обмазывала дерьмом и перьями, как хула.

Автор обвинения упорно не желал объясняться, а еще один обитатель Форумляндии, придя в тему, активно стал выгораживать моего обвинителя и, как говорят еще также в стране моего исхода, стал "шить мне дело", обвинив во всем вашего покорного слугу.

Первая высылка

Ругаться с властями – дело не благодарное. Очень большая вероятность, остаться в должниках. Поэтому я вообще предпочитаю с ними не связываться. Еще с армейских времен, я привык держаться золотого правила в жизни – быть подальше от начальства и поближе к кухне.

Однако мне, задетому за живое, пришлось-таки обратиться к администрации за сатисфакцией. Все-таки Форумляндия - страна виртуальная, в ней живут и посещают ее огромное количество людей и перспектива прослыть среди всех них лгуном - меня никак не устраивала.

Но моему удивлению суждено было расти еще, когда я увидел, что  со стороны правительства этой страны не было  никакого желания, ни разбираться в этом деле, ни искать и наказывать виновных, ни  защищать честь, права и достоинство поруганной, то есть, моей стороны. Когда же я стал настаивать, требуя объективного разбирательства, меня просто выдворили за ее пределы, что на языке форумлян называлось так - забанили.

Странное дело, - помнится, отметил тогда я сам для себя, -  оклеветать человека в этой стране – проще пареной репы, а вот добиться справедливости – тяжко.

О народе Форумляндии

Мне бы успокоится, вспомнить о своих незавершенных делах, подумать о семье и близких. Тем более что из Форумляндии меня выдворили. Но не тут-то было! То ли упрямство, то ли любопытство в очередной раз превозмогли, и как только окончился срок бана (высылки), я вновь как штык в красноармейском полку, был в Форумляндии.

Но теперь я решил действовать благоразумнее. Для начала стал присматриваться к туземцам.

Форумляндский народ доверчивый и простой, можно даже сказать, что примитивный. Какашку, завернутую в красивую обертку, они с радостью примут за конфетку. И тут же съедят прямо с оберткой. Чем нередко пользуются всякие проходимцы. Форумляне выглядят практически незащищенными.

Поначалу мне непонятно было, чем регламентируются отношения среди форумлян. Законы, как таковые в Форумляндии отсутствуют. Нет ни конституции, как в большинстве государств мира, ни даже Торы в качестве действующего закона, как в Израиле.

Правда, сами форумляне настаивают на том, что они руководствуются в своей жизни Библией. Зная сей документ не понаслышке, я сразу обратил внимание на то, что форумляне очень любят говорить о нем, но не очень  любят его соблюдать.

Вообще любимым занятием форумлян являются споры о правильном толковании Библии и выяснение вопроса, кто из них лучше и правильнее ее понимает. У них даже есть такое соревнование, вроде олимпийских игр или чемпионата – кто окажется более истинным? Или можно сказать так – кто находится ближе всех к Богу? Эти соревнования проходят ежедневно и ежечасно круглый год и практически никогда не кончаются.

Сама Форумляндия административно поделена на территориальные единицы - католичане, правословляне, протестантяне, которые только и делают, как воют друг с другом, примерно, так как грузины воют с осетинами. Каждый из них бьется за свою территорию и стремится присоединить к себе территорию соседа.

Продолжение следует...

Новости нашего блога ЖЖ "Религиозный гуманист"

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Обзор нашей деятельности

Приглашение к сотрудничеству

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное