Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Избранные новости социально-церковных реалий.


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 83/2009-11-11

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня у нас не совсем обычная ситуация. Дело в том, что на днях я приготовила материалы для очередного выпуска рассылки, но никак не получалось собраться сделать выпуск. Пока я собиралась, произошло событие, частично нарушившее мои планы, а именно - известие о смерти известного академика Виталия Гинзбурга. В этой ситуации я написала небольшую заметку для своего блога ЖЖ, которую сегодня предложу вашему вниманию, а так же небольшую статью о жизни академика из "Los Angeles Times". По этой причине часть материалов, которые были приготовлены для этого выпуска, переносятся на следующий раз (который, вероятно, будет в ближайшем времени, поскольку материалы уже готовы). Однако часть заготовленного - о новых планах правительства по изучению религии в школах - всё же войдёт в этот выпуск, тем более, что данная тема входила в сферу пристального внимания покойного академика. Таким образом, первая половина сегодняшнего выпска будет посвещена памяти академика Виталия Гинзбурга, а вторая - новым планам Министерства образования.

Памяти академика Виталия Гинзбурга (публикация "Los Angeles Times")

Российский физик, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург умер в возрасте 93 лет

Виталий Гинзбург, российский физик, игравший ключевую роль в разработке советской водородной бомбы, а позднее получивший Нобелевскую премию за свои работы в области теоретического обоснования сверхпроводимости, умер в Москве вечером в воскресенье от сердечной недостаточности. Ученому было 93 года и у него уже некоторое время были проблемы со здоровьем.

Выдающийся теоретический физик, часто преуменьшавший свои математические способности, Гинзбург внес важный вклад в ряд областей физики, включая квантовую теорию, астрофизику и радиоастрономию.

Несмотря на свои еврейские корни, Гинзбург был убежденным атеистом. При этом он много выступал против антисемитизма и в поддержку государства Израиль. Под конец жизни Гинзбург активно боролся с тем, что он и ряд других ученых считали «клерикализацией» России.

В своей телеграмме семье ученого президент России Дмитрий Медведев назвал его «ярким и целеустремлённым человеком, крупнейшим физиком нашего времени, чьи открытия оказали огромное влияние на развитие отечественной и мировой науки, а профессиональный и жизненный путь стал примером гражданского служения Отечеству».

Это заявление выглядит несколько иронически, так как Гинзбурга большую часть жизни подвергали остракизму и не допускали к особо секретным сведениям. За границу он не мог ездить до старости, потому что его жена в свое время была ложно обвинена в причастности к заговору с целью убийства Иосифа Сталина. Он часто говорил, что от расстрела его спасло только участие в проекте по созданию водородной бомбы.

Этот проект был удачно завершен благодаря ряду счастливых обстоятельств. В 1948 году стало ясно, что Советский Союз скоро получит ядерную бомбу и сможет конкурировать с Соединенными Штатами. Однако начали поступали сведения, что Америка помимо этого работает также над водородной бомбой, и советские власти решили уделить внимание и данному направлению, хотя оно изначально не считалось приоритетным.

Среди прочих в проекте участвовал физик Игорь Тамм, возглавлявший теоретический отдел московского Физического института имени Лебедева. Вскоре он предложил привлечь к работе своего заместителя Гинзбурга. Сначала ему отказали, однако в итоге научная компетентность Гинзбурга перевесила его еврейское происхождение и наличие жены-ссыльной, и он был допущен к работе.

Физика Андрея Сахарова включили в команду, потому что им с женой и маленьким ребенком было негде жить, а участники проекта получали жилье – в данном случае, комнату в коммунальной квартире.

Их привлечение к проекту оказалось удачным шагом, так как в тот момент у группы как раз иссякли идеи. Вскоре Сахаров предложил чередовать в бомбе слои урана и топлива синтеза, а Гинзбург – использовать в качестве топлива литий-6, который при бомбардировке нейтронами расщепляется на гелий и тритий, высвобождая значительные количества энергии.

«Не думаю, что в этих идеях было что-то особенное, однако вместе они позволили создать водородную бомбу», - заявил Гинзбург в недавнем интервью Американскому институту физики.

В итоге было решено воспользоваться этими двумя идеями, и работа переместилась из Москвы в город, который теперь носит название Саров. Гинзбургу, которого к тому моменту заклеймили как «безродного космополита», не позволили туда переехать. Он остался в Москве делать расчеты. Впрочем, впоследствии его лишили допуска и к этой части работы.

В результате Гинзбург переключился на изучение феномена сверхпроводимости – способность некоторых материалов проводить электричество без потерь на сопротивление. На ранней стадии работы в этой области почти не приносили практических результатов, так как даже самые слабые магнитные поля влияют на способность материала проводить электричество.

Совместно с другим российским физиком – Львом Ландау – Гинзбург вывел систему уравнений, которые верно описывают чувствительность сверхпроводника к магнитному полю и его проводящую способность. На основании работы, проделанной Гинзбургом и Ландау, физик Алексей Абрикосов разработал способы сохранения сверхпроводимости в присутствии сильных магнитных полей. Тем самым он открыл дорогу к разнообразным способам использования сверхпроводимости, в том числе в медицинской диагностике.

За эти заслуги Гинзбург и Абрикосов получили в 2003 году Нобелевскую премию по физике совместно с Энтони Леггеттом (Anthony J. Leggett), объяснившим, почему гелий приобретает свойства сверхтекучести под действием магнитного поля при низкой температуре. Ландау, получивший «Нобеля» за другие работы, на этот раз награжден не был, так как он к тому моменту уже умер, а посмертно Нобелевская премия не присуждается.

Гинзбург успел отчаяться получить эту награду. «Меня почти 30 лет подряд номинировали на Нобелевскую премию, так что, в каком-то смысле, сюрпризом для меня это не стало, - прокомментировал он утренний звонок из Стокгольма. – Но я решил, что мне ее просто не дадут, и уже забыл об этом и думать».

Виталий Лазаревич Гинзбург родился 4 октября 1916 года в Москве. Его мать, умершая, когда ему было четыре года, была врачом, отец – инженером. Из-за вызванного коммунистической революцией хаоса он посещал школу всего четыре года.

Друг семьи помог ему найти работу лаборанта в рентгенологической лаборатории, где в нем впервые проснулся интерес к науке. Развитию этого интереса способствовала популярная книга Ореста Хвольсона «Физика наших дней». В 1933 году стало возможным поступать в Московский университет, сдав конкурсные экзамены. С помощью репетитора Гинзбург за три месяца прошел трехлетний курс старшей школы и сдал экзамены, хотя и недостаточно хорошо, чтобы пройти на очное отделение.

К тому моменту с работы он уже ушел, так что ему пришлось идти на заочное отделение и через год переводиться на очное. В 1938 году он получил диплом физика, в 1940-м – защитил кандидатскую диссертацию, а еще через два года стал доктором наук. Почти всю жизнь он работал в Институте имени Лебедева. Во время войны Гинзбург изучал распространение радиоволн в ионосфере. В армию его не призвали – помешало слабое здоровье.

В 1937 году Гинзбург женился на своей однокурснице Ольге Замше. У них родилась дочь – Ирина Дорман. Через девять лет они развелись.

Во время войны Институт имени Лебедева эвакуировали в город Горький. Там он встретил Нину Ермакову, которая была сослана туда якобы за причастность к заговору против Сталина. В 1946 году они поженились. После войны Гинзбург вернулся в Москву. Его жене разрешили это сделать лишь через восемь лет, так что им пришлось жить раздельно, хотя они часто встречались. Детей у них не было.

Когда коммунистический пыл несколько угас, Гинзбург начал играть более активную роль в делах страны. В частности, он входил в группу ученых, которые участвовали в свержении господства в науке Трофима Лысенко, верившего, что приобретенные признаки наследуются. Это убеждение на десятилетия затормозило развитие российской генетики.

Он также защищал атеизм от нападок священников и верующих и написал несколько книг, посвященных атеизму и религии. В 2007 году в числе десяти российских ученых он подписал открытое письмо к президенту России Владимиру Путину с протестами против растущего влияния церкви на правительство.

«Я считаю, что право исповедовать – или не исповедовать – ту или иную религию – одно из основных человеческих прав, - заявил он в интервью Американскому институту физики. – Однако, когда церковь вмешивается в дела светского образования, предлагая в качестве фундамента науки креационизм, - это совсем другое дело… Я убежден, что светлое будущее человечества связано с прогрессом науки, и считаю неизбежным, что когда-нибудь религии (по крайней мере, те, что существуют сейчас) лишатся своего статуса и будут котироваться не выше астрологии».

У него остались жена, дочь и две внучки.

Оригинал публикации: Vitaly Ginzburg dies at 93; Nobel Prize-winning Russian physicist Опубликовано по-русски: 10/11/2009 inosmi.ru

Елена Преображенская. Памяти академика Виталия Гинзбурга

Позавчера было объявлено, что на 93 году жизни умер академик Виталий Гинзбург, выдающийся учёный, физик, Нобелевский лауреат, известный в России в последние годы жизни как активный борец против клерикализации общества, один из авторов известного письма десяти академиков президенту РФ против введения преподавания в школах церковной идеологии.

Когда я прочитала известие о его кончине, меня охватила грусть (хотя, конечно, 93 года - это весьма почтенный возраст). В прошлом и позапрошлом годах, когда я начинала входить в проблемы антиклерикализма в России, вникать в исторические причины антиклерикализма в мире и, как его побочный продукт, атеизма вообще, позиция покойного академика привлекла моё внимание.

Я стала читать его статьи, пытаясь понять логику мысли убеждённого атеиста, и обнаружила, что рассуждения его были отнюдь не такими глупыми, как рисовали его клерикалы и верующие фундаменталисты. Если сказать коротко, то Гинзбург, как и подавляющее большинство философов-материалистов и атеистов, отталкивал прежде всего ту форму теизма, которая проповедуется в церкви и которая имеет свои корни в примитивных верованиях.

Покойный академик не погружался в многообразие философии, называемой идеалистической, где представлено большое число самых различных представлений, говорящих о Боге или божественном нецерковным языком. Он не был философом, не имел специального гуманитарного образования, он был естественником. Гуманитарное мышление, по-видимому, было чуждо и непонятно для него. В этом нет ничего зазорного, это лишь один из случаев вечного так называемого "спора физиков и лириков".

В своих статьях Гинзбург отрицал антропоморфный надмирный образ Бога, который был отвергнут не только атеистами, но и многими идеалистическими философами, а так же и некоторыми представителями либерального богословия.

Гинзбург не имел представлений о либеральном богословии, его протест против религии - это прежде всего протест против фундаментализма и невежества. Однако, узнавая о том, что не все верующие мыслят примитивно (к примеру, по поводу сотворения мира, признавая эволюционный процесс), он проявлял к ним интерес и уважение, хотя и искренне недоумевал, почему же они при своих прогрессивных взглядах не отказываются от религии.

Высказывался уважительно он (кстати, не он один, но и некоторые другие убеждённые атеисты) о покойном Папе Иоанне Павле II, не соглашаясь с притязаниями церкви на обладание сверхъестественным откровением, но ценя стремление покойного понтифика к диалогу с миром, с наукой и, в особенности, признание и осуждение исторических грехов церкви. Гинзбург даже написал статью по поводу энциклики Папы Иоанна Павла "Вера и разум". А для того, чтобы что-то написать, он должен был вначале эту энциклику прочитать.

Гинзбург снисходительно относился к философии деизма, последователи которой верят в Бога-Творца, но не верят в Его вмешательство в дела мира после сотворения. Он считал, что такая вера не сильно противоречит науке. Он соглашался с тем, что наука не в состоянии ни доказать бытие Бога, ни опровергнуть его, и поэтому как религия, так и атеизм, относятся к области "интуитивных суждений". По поводу философии пантеизма он откровенно признался, что не понимает разницы между ею и атеизмом, хотя пантеисты верят, что материя есть проявление божественного начала.

Одним словом, покойный был типичным представителем советской атеистической школы, зацикленной на отрицании примитивных религиозных стереотипов и не вникающей в глубины философии.

Гинзбург не был воинственным атеистом, он признавал свободу совести одним из основополагающих принципов прав человека. Иногда в его высказываниях проскальзовало нечто вроде сожаления по поводу того, что религия является, по его убеждению, ложью. К примеру, он говорил: "Я бы хотел, чтобы вечная жизнь существовала" или "Я признаю, что верующие люди имеют моральную поддержку в религии, но я этой поддержки лишён" или "Я понимаю, что верующим жить легче, но я не могу поверить в существование Бога". (Высказывания приведены мною не дословно, а приблизительно, по памяти).

В этих словах "не могу поверить в существование Бога" заключено очень многое. Академик Гинзбург был прежде всего честным человеком, он не хотел лгать ни себе, ни другим. Сколько вокруг нас вчерашних атеистов, скопом побежавших креститься, бить себя кулаком в грудь, какие они правоверные, православные, истинно верующие и т.п., но которые, по сути, сменили убеждения, словно одежду, лишь внешне, без подлинного обращения, без глубокого проникновения в учение веры и, прежде всего, в её нравственную суть. Покойный академик не был из числа таковых, и в этом его огромная нравственная заслуга. Он не стал притворяться, не побоялся прямо и открыто сказать о своём неверии, когда говорить такое стало "немодно".

Наконец, главное, о чём мне хотелось сказать. Именно честность позиции Виталия Гинзбурга, его нелицемерие, отказ от хамелеонства и явились причиной его активной борьбы против клерикализации светского общества и, прежде всего, против клерикализации школ и ВУЗов. Открытое письмо Президенту РФ десяти академиков, в числе которых находился Гинзбург, вызвало бурную дискуссию в обществе, дискуссию, которая не затихает и поныне.

За свою антиклерикальную позицию академик Виталий Гинзбург подвергся резкой критике со стороны сторонников клерикализации. За то, что он выступал против введения в школах «основ православной культуры», движение православных фундаменталистов «Народный собор» потребовало от прокуратуры Москвы, ни больше-ни меньше, привлечь его к уголовной ответственности. Однако прокуратура приняла решение не начинать уголовного преследования ученого.

И сейчас "на его костях", как говорится, началась "пляска" тех религиозников, кто на самом деле весьма далёк от подлинной веры. Более умеренные верующие при этом отдают должное заслугам почившего и надеятся, что Бог буден милосерден к нему. Либерально настроенные верующие прямо защищают его от мерзких нападок фундаменталистов.

Я собрала несколько коротких записей, сделанных в память покойного Виталия Гинзбурга, которые показались мне глубокими, и которые сейчас процитирую. Эти записи скажут в память почившего более проникновенно, чем умею сказать я.

Пишет Никола Борисов (nikola_borisov):

"Когда в прошлом году говноатеисты потешалась над гробом Патриарха Алексия II - это было мерзко, ужасно мерзко... Когда сейчас говноправославные потешаются над гробом академика Гинзбурга - это, похоже еще мерзее.

UPD: Вот попытка ответа на такое кощунство. Чтобы не пиарить кощунников, приведу только текст моей отповеди - пусть она будет некрологом великому ученому и гражданину:

Такие люди, как Гинзбург, не могут не вызывать искреннего уважения. (В скобках: а такие люди, которые так мелко, то ли по-шакальи, то ли по-бесовски радуются смерти того, кто им ничего плохого не сделал - не могут вызвать). Особенно своей активной гражданской позицией. Особенно в таком почтенном возрасте. Я не атеист, но я разделяю свободолюбивые взгляды В.Л.

Какие меркантильные цели преследовал престарелый В.Л., по-донкихотски борясь с невежеством и мракобесием на десятом десятке своей жизни? Он и так был обласкан и государством, и междунардным сообществом. На что мог рассчитывать старец, телесные силы которого таяли с каждым годом? Его принципиальная позиция не могла прибавить ему популярности у держащих нос по ветру СМИ.

Троглодиты с хоругвями и муляжами дубинок наперевес, так и не доэволюционировавшие до настоящих людей, требовали привлечь В.Л. не много не мало - к уголовной ответственности... Но он боролся, как мог. Он звонил в колокол. Чтобы хоть кто-нибудь услышал.

Да, мы услышали Вас, Виталий Лазаревич".

Пишет Комарницкий Павел (golossvyshe):

"Умер академик Виталий Лазаревич Гинзбург.
Есть такие люди - "ключевые фигуры Истории". Вот он и есть.
Он прожил 93 года. И ни один не был лишним. До самого конца он был Учёным. Непримиримым борцом с наступающей серостью и средневековьем.

Да, он был полным, окончательным и бесповоротным атеистом. Ну что же... Один такой атеист лучше всех словоблудов-кликуш, бормочущих о "духовности" для прикрытия истинных шкурных целей - жрать от пуза, ничего не давая людям взамен. Как там у классика: "творил Добро, не веруя в него"...
Они уходят, титаны советской эпохи.

Долгая память!"

Пишет Алексей Оскольский (asafich) :

"Мне давно не было так печально из-за ухода человека, с которым я лично не был знаком. Кажется, со времен ухода А.Д. Сахарова… При том, что я не берусь судить о научных достижениях Виталия Лазаревича, не разделяю его мировозрения и совсем не в восторге от его публицистики. Но - щемяще печально, и даже не вопреки…

Виталий Гинзбург напомнил нам, что наука имеет и этическое измерение: для неё всё ещё актуальна оппозиция истины и лжи, а значит добра и зла. Нелишнее напоминание в эпоху симулякров. Научное познание подразумевает борьбу со злом. Виталий Лазаревич исследовал и боролся: для него это было одним Делом.

Да, в своей борьбе он не проводил различия между верой и клерикализмом. Верующий человек в ответ помолится, поймет и простит, клерикал же полезет в драку с воплями про "духовность". Только что-то не встречал я среди клерикалов и прочих креационистов таких светлых и живых людей, каким был и остался Виталий Гинзбург. Светлая ему память!"

Пишет Михаил Глухарев (mlgluharev) :

"Многие люди становятся "атеистами" потому, что не понимают значения слов "бытие Божие". Сердце чувствует Бога, дела - пусть не все, но многие - свидетельствуют о Боге, но разум (который рацио) в упор ничего не понимает и отрицает как бы Бога (на самом деле, нечто другое, но под видом Бога), религию, церковность. Такие люди не становятся богоборцами. Они всё отрицают на словах, но не произносят нарочитую хулу. Разве что в запале объявят "весь этот клерикализм" бессмыслицей. Ну так если понимания нет, язык может и не такое выдать.

Вполне возможно, что именно из таких "атеистов" был скончавшийся недавно академик Виталий Лазаревич Гинзбург. И если это так, - прими, Господи, душу новопреставленного раба Твоего, который не понимал, что есть бытие Твое и потому отрицал Тебя. Вспомни, Господи, добрые дела Виталия Лазаревича, которыми он, сам того не подозревая, засвидетельствовал о Тебе и исполнил волю Твою на земле! Согрешения же, заблуждения и слова худые, сказанные о нас, церковных людях, - прости ему...

Аминь!"

Наконец, приведу слова человека, в искренность которого я обычно не верю. Однако в данном случае, когда речь идёт о смерти, не стану категорично утверждать его лукавство. Просто не знаю, честно он написал или нет, но допускаю, что честно.

Пишет дьякон Андрей Кураев (diak_kuraev
) :

"Вчера скончался выдающийся русский ученый, лауреат Нобелевской премии Виталий Лазаревич Гинзбург. Хороший и честный человек.

Мне очень горько, что его уже нет на земле. Я виноват перед ним и за него пред Богом, в которого Виталий Лазаревич не верил.

Наши редкие и короткие личные встречи убедили меня в том, что Виталий Лазаревич может слушать и понимать собеседника. Когда в последние годы жизни в его круг интересов вошли религиозные вопросы, рядом с ним оказались хищники, которые свою ненависть к Церкви попробовали передать великому ученому. Я убежден, что она для него была все же совсем неорганична. И я полагал, что если бы мы сошлись поближе, если бы у нас мог быть долгий разговор без телекамер, на что-то он смог бы посмотреть иначе. Потому что столь ясный и великий ум не мог бы остаться заложником школьно-безбожных штампов сталинской поры, если бы в его кругозор включили другую информацию.

Но такой встречи не состоялось. Он ждал ее. Но звонки остались звонками. Его болезни, мои поездки, моя боязнь быть навязчивым...

Стариков нельзя обижать. Они могут умереть – и тем самым не дать нам шанса на исправление. Простите меня, Виталий Лазаревич!"

Несколько статей академика Гинзбурга размещаются на моём сайте "Наука и религия" в разделе: Позиция атеиста

Перед размещением следующего материала - о планах Министерства образования по поводу изучения религии - напомню историю. Вначале речь велась лишь о введении в программу предмета "Основы православной культуры", за что активно выступает иерархия РПЦ. Однако эти планы вызвали сильное недовольство не только таких убеждённых атеистов, как покойный академик Гинзбург, но и множества неправославных верующих, как так называемых "религиозных меньшинств", так и представителей традиционных религий (таких как ислам). После продолжительной общественной дискуссии Президент РФ объявил, что поддерживает введение изучения религии в школах, но не одного только православия, а всех традиционных религий России, а так же светской нерелигиозной этики. Казалось бы, это предложение должно было удовлетворить всех, но этого не произошло, так как предполагалось, что школьники сами будут выбирать, какую из традиционных религий им изучать, но из этого возникало серьёзное опасение, что если большинство выберет православие, то меньшинство окажется уже выбора лишённым. Это опасение продолжает сохраняться у многих и сейчас. И вот последние новости по этой теме: Министерство образования утвердило план, который предполагает введение не нескольких предметов по религии на выбор, а одного курса для всех учащихся, включающего в себя различные религии вместе, а так же нерелигиозную светскую этику. Как нетрудно догадаться, этот план вызывает относительное одобрение противников ОПК и недовольство православных клерикалов.

Правительство утвердило план проведения эксперимента по преподаванию основ религии и светской этики

Москва. 5 ноября. ИНТЕРФАКС - План мероприятий по апробации в 2009-2011 годах учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" утвержден правительством России.

Курс включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики.

Этим же документом утвержден перечень регионов, участвующих в 2010-2011 годах в образовательном эксперименте.

Минобрнауки поручено заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации учебного курса с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, а также обеспечить координацию и контроль реализации плана.

Эксперимент, согласно распоряжению правительства, пройдет в 19 российских регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, а также в Еврейской автономной области.

В четвертом квартале 2009 - феврале 2010 годов должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса для общеобразовательных учреждений, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителей, а также мультимедийные учебные пособия.

В 2010-2011 годах предусмотрено тиражирование этих учебно-методических материалов, а также проведение дополнительного повышения квалификации работников образования.

В эти же сроки планируется провести социологическое исследование о ходе эксперимента и подготовить ежегодный доклад в правительство РФ по результатам мониторинга.

В Интернете в 2009-2010 годах планируется создать специализированный сайт поддержки проекта.

По вопросу внедрения нового школьного курса в 2009-2011 годах не реже одного раза в полугодие в федеральных округах будут проводиться специальные совещания.

В течение ближайших двух лет в регионах должны пройти конференции по вопросам распространения опыта апробации курса, а в четвертом квартале 2011 года - всероссийское совещание по обсуждению итогов эксперимента.

После этого должен быть подготовлен итоговый доклад в кабинет министров о результатах апробации нового курса.

Роман Лункин. Проверка на уроках

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Проверки на уроках. Согласно утвержденному правительством плану, родителей и их детей ждет единый экзамен на религиозную культуру и этику

Правительство четко выполнило поручение президента Дмитрия Медведева, которое было дано еще в июле 2009 года на совещании с представителями "традиционных" религий, и объявило о плане мероприятий по введению эксперимента по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Глава государства объявил в июле, что по просьбе избранных им же религиозных лидеров он дал согласие на преподавание религии в школе. А предполагаемой датой начала повсеместного введения в школьное обучение основ религиозной культуры и светской этики был назван 2012 год. Именно поэтому план мероприятий по апробации курса рассчитан на 2009-2011 годы.

Позиция Московской патриархии в этом непростом вопросе вполне проста и понятна, тем более, что и большинство населения, особенно чиновники, против преподавания религии не выступают. Происходит это по разным причинам. Во-первых, люди доверяют православию как своей "исторической" религии, а во-вторых, не видят иного выхода в ситуации, когда очевидно безнравственна окружающая действительность.

Высказывания Патриарха Кирилла и многих его приближенных становятся все более убедительными в отношении продвижения церковных инициатив, так как патриархия перестала продвигать лишь один "истинный" учебник - к примеру Аллы Бородиной, - с одной идеологической линией. Кроме того, после долгих неудачных попыток при усопшем Патриархе Алексии II и под руководством митрополита Климента пропагандировать в рамках Рождественских чтений "Закон Божий" в различных упаковках, патриархия фактически отказалась от идеи такого двойного стандарта. Теперь ясно, что новый курс "Основ православной культуры", который будет написан под руководством протодиакона Андрея Кураева, будет разительно отличаться от "домотканых" пособий Бородиной, где на первых 20 страницах топорно объяснилось: "Если ты русский – ты православный". В новых учебниках примерно то же самое будет сказано умно, интересно, ярко, с учетом сознания современных детей и их родителей, а также русской литературной и исторической традиции.

На совещании в Костроме 28-29 октября епископ Зарайский Меркурий, новый глава Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП, наместник Высоко-Петровского монастыря в Москве, озвучил притязания патриархии в такой форме, которую трудно оспорить с точки зрения демократических норм: "Любая религия, и прежде всего православие, как государствообразующая религия России, призвана воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим. Поэтому цель современного религиозного образования в светской школе не сводится лишь к тому, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, православной культуры, но состоит и в том, чтобы раскрыть суть православной традиции, передать ее внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека. В этой связи мы планируем:
- развивать православное воспитание и распространение практики организации занятий по изучению православной культуры, духовных бесед как в государственных, так и в частных дошкольных учреждениях;
- обеспечивать преподавание Православной культуры в государственной и муниципальной школе: по выбору семьи ребенка, по всем годам обучения в школе, как учебного предмета в школьной программе, в основной части учебного плана…". Наряду с этим, и Патриарх Кирилл говорит о важности личного выбора для каждого ученика и родителя.

В данной ситуации положению министерства образования РФ не позавидуешь, так как оно не может не выполнить требований власти и пожеланий РПЦ МП (все остальные религии неизбежно подтягиваются под то, что удалось получить патриархии). Курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики. Эксперимент, согласно распоряжению правительства, пройдет в 19 российских регионах: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, а также в Еврейской автономной области. Преподавать курс в экспериментальном порядке будут четвероклассникам.

Однако светское министерство образования сталкивается уже с валом проблем, которые вряд ли удастся разрешить в столь короткий срок. Прежде всего, нет квалифицированных учителей, которые могли бы не только преподавать отдельные религии, но и, вероятно, одновременно с этим этику и основы мировых религий, чтобы у учеников возник реальный выбор. Для того, чтобы подготовить учителей, срочно готовится учебно-методическое обеспечение курса – оно должно быть готово уже в четвертом квартале 2009 - феврале 2010 годов. Пока неизвестно, на чем будет основываться курс и какими будут учебники, хотя уже есть светский учебник под редакцией академика Чубарьяна по "Основам мировых религий", отвергнутый Московской патриархией в качестве основного.

Одна из самых важных сторон преподавания основ "традиционных" религий в школах – это реальная невозможность на первых этапах эксперимента свободы выбора для учащихся и их родителей. Сознавая это, к примеру, академик Валерий Тишков заявил в одном из интервью, что "эксперимент был бы более перспективным, если бы в четвертых классах оставили только два курса на выбор – религиозную культуру и основы этики. Но эта идея не была поддержана конфессиями: вдруг получится так, что школьник, например, из православной семьи, который ходит с родителями в церковь, ознакомившись с основами буддистской или иной религии, обратится в другую веру или в его сознании представления смешаются? Но я не считаю эти опасения оправданными". Президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров даже отмечал, что рассматривается возможность дистанционного обучения для тех, кто не захочет изучать одну из четырех "традиционных" религий, для него одного нельзя будет создать отдельную группу.

Любые объяснения того, почему для некоторых в школах не будет выбора, выглядят весьма печально, так как они радикально расходятся с реальным положением вещей и с отношением к представителям "нетрадиционных" религий - особенно если "традиционное" большинство учащихся и родителей выяснит, что в их четвертом классе есть кто-то нежелающий быть, условно говоря, "православным". Академик Никандров предлагает такой выход: "В таких вопросах огромную роль играет влияние семьи и, в частности, родителей, которые должны объяснить ребенку, что такая ситуация сложилась не потому, что в этом регионе притесняют исповедующих какую-либо религию, а потому что таковы условия работы школы. Вообще если ученику все правильно объяснят в семье, и учитель правильно построит обучение, то никаких конфликтов на межрелигиозной почве не будет. Они могут возникнуть, только если недовольство возбуждается искусственно, а такое, увы, возможно вне зависимости от изучения основ религиозных культур". А это обозначает, что преподавание четко определенных религий и разделение в классе учеников по конфессиональному признаку может привести к каким угодно ситуациям.

Выбор регионов для эксперимента вполне понятен – в этом наборе есть и "исламские регионы", и "буддийская республика" (хотя вполне можно было сюда включить, наряду с Калмыкией, и Туву), и Еврейская автономная область, где, вероятно, для абсолютного меньшинства иудаистов будут преподавать иудаизм. Проблемы, как это ни странно, будут возникать не в исламских и буддийских регионах, а именно в тех субъектах РФ, которые формально считаются "православными", но на самом деле конфессиональный состав которых уже давно весьма пестр. Так, в Костроме и Вологде новые православные предметы будут вытеснять программу "Истоки", созданную профессором Вологодского педагогического университета Александром Камкиным. Эта программа представляет собой оригинальный учебно-воспитательный курс обучения моральным и культурным ценностям христианства. Сам Камкин так объяснял цели программы: "Нужно смотреть правде в глаза: меньшинство нынешних школьников вырастут православными верующими. Учить Закону Божьему безразличных к Церкви людей - только еще больше отвращать детей от Православия. Но и неверующих можно познакомить с основными моральными, духовными и культурными ценностями Православия, что мы и делаем". Методика "Истоков" предполагает живое обсуждение и дискуссии учащихся по моральным и мировоззренческим проблемам, сочетание краеведения, местной культуры и истории, с православием. Главное достоинство такого рода курса – он не является идеологическим.

Российская реальность такова, что, конечно, в школы придут учителя, в том числе закончившие епархиальные курсы по ОПК, которых никакие методички минобрнауки РФ не способны изменить. "Сектантом" в классе быть почти невыносимо – ладно, если ребенок из семьи католиков или лютеран, а если из Свидетелей Иеговы, мормонов… В Воронежской области семье первоклассника, избитого после молебна в школе, даже не удалось доказать вину школы в суде. В неудобную ситуацию будут поставлены все, и, независимо от таланта учителя, жестокость в отношении "неверных" может нарушить любые этические нормы. Учитывая массовые кампании в прессе в отношении "сектантов" вообще, не называя имен, попрание обычной этики со стороны родителей или учителей вполне можно оправдать основами религиозной этики.

Вместе с тем, в этом противоречивом и сложном эксперименте, который ожидает Россию, есть и положительный момент. Религию в школе преподавать вполне можно и даже нужно для развития мировоззрения учащихся, а для верующих это вполне естественный предмет, который может присутствовать даже в светской школе. В ходе эксперимента пройдет своего рода массовая проверка, все будут поставлены перед выбором – избрать господствующую религию, нерелигию, "религию вообще" или потребовать изучения своей религии. С точки зрения церковного или светского чиновника, конечно, легче, если все выберут "традиционную" религию, а остальные промолчат или молча согласятся с тем, что они "сектанты". Вполне возможно, что в России, где народ любит социально безмолвствовать, так и произойдет.

Роман Лункин, для "Портал-Credo.Ru"

Новости нашего блога ЖЖ "Религиозный гуманист"

Блог наших рассылок на сайте "Каруна: путь сострадание и любви"

Обзор нашей деятельности

Приглашение к сотрудничеству

Ведущая рассылки Елена Преображенская

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное