← Июнь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Человек и религия в современном мире
НАШИ ПРОЕКТЫ: Каруна: путь сострадания и любви Творческий сайт Александра Грайцера "Внутри" Сайт Александра Грайцера "Мой Израиль" Музыкальный альбом Александра Грайцера Тебе принадлежит свобода
|
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 63/2009-06-28
Дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вам один из материалов из прессы, заключение изрядно затянувшегося чтения по истории прав человека, а так же объявление о создании нового сайта Александра Грайцера и о создании нового раздела на моём сайте "ЛГБТ и проблемы религии". Обо всём - по порядку. Первый материал - это письмо протоиерея Павла Адельгейма организаторам пресс-конференции «Инквизиторам-нет!» по поводу ситуации в РПЦ и в защиту светского государства. Павел Адельгейм, насколько я знаю, - "гонимый" священник РПЦ. В подробности этих "гонений" я вникать не стану, хотя что-то когда-то и читала мельком, но сейчас суть не в этих его "гонениях", а в содержании интересного для нас письма. Письмо было опубликовано на сайте "Славянского Правового Центра". Письмо протоиерея Павла Адельгейма организаторам пресс-конференции «Инквизиторам-нет!» по поводу ситуации в РПЦ и в защиту светского государства. Следующий материал - окончание цикла статей по истории прав человека, которые мы читали ранее на протяжении длительного времени (см. эти материалы на сайте "Каруна": Обзор истории прав человека ). История прав человека в России (окончание) После падения советского и восточноевропейского коммунизма вопрос о правах человека стал одной из центральных проблем общественной жизни этих стран. И, разумеется, мы сразу столкнулись с теми же трудностями, с которыми сталкивается последние полвека общественная мысль во всем мире. Каково соотношение между «фундаментальными» и «вторичными» правами человека, и правомерна ли в принципе подобная иерархия прав? Что такое «права человека второго поколения», и актуальна ли для нас эта проблематика? Как должно формулировать — и должно ли вообще — социально-экономические права? Все ли так называемые «коллективные права человека» можно свести к применению прав и свобод каждой отдельной личности? В частности, как все же быть с «правом народов на самоопределение» — вопрос, не просто актуальный на территории бывшего СССР, но буквально сочащийся человеческой кровью. Каковы должны быть пределы терпимости и толерантности демократической власти по отношению к антидемократической активности экстремистских политических течений? И что вправе предпринимать демократия для своей защиты, не переставая быть самой собой? Может ли либеральное законодательство ограничивать свободу вероисповедания, ссылаясь на необходимость защиты личности от «тоталитарных сект»? Какие ограничения прав граждан допустимы в борьбе с преступностью? Список этих вопросов можно продолжать и продолжать. Ясно одно: это те же самые вопросы, которые волнуют свободный мир вот уже более полувека, с тех пор, как ослабла напряженность вокруг главного вопроса: останутся ли на планете свобода и демократия как таковые. То, что нас эти вопросы начали волновать позже, понятно: мы только что столкнулись с реалиями свободы, о которой раньше знали лишь понаслышке. В России, в некоторых других республиках бывшего СССР, в большинстве стран Центральной Европы свобода и права человека зафиксированы сегодня в конституциях и других основополагающих правовых документах, подтверждены подписями этих стран под важными международными соглашениями (Россия, в частности, став членом Совета Европы, обязалась тем самым соблюдать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод). Скептики скажут: ну и что? Разве Конституция СССР 1936 г. не декларировала права граждан во вполне либеральном и демократическом духе? Разве подпись Советского Союза не стояла под Заключительным Актом Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству? Все это не помешало ни массовому террору 1930–1940-х гг., ни преследованиям диссидентов в 1970-е гг. Важно не то, что декларируется, а то, что реально выполняется. Скептики, в принципе, правы. Каково же истинное положение вещей? Мы не думаем, что наш ответ на этот вопрос может всерьез дополнить то мнение, которое наверняка сложилось у большинства наших читателей на основе их собственного жизненного опыта. Заметим лишь, что реальное положение со свободой, правами человека и другими либеральными ценностями в посткоммунистических странах представляет собой широкий спектр вариантов — от жестко авторитарных и даже полутоталитарных государств, в которых правам и свободам уделено примерно то же место, что и в сталинском СССР, до стран, где стандарты свободы уже приближаются к развитым демократиям западного мира. В этом нет ничего удивительного: такова реальность и всего современного мира. Однако характерно, что те страны бывшего «соцлагеря», где положение с правами человека особенно неблагополучно, либо идут по пути формального ограничения прав значительных категорий населения (т.е. повторяют путь довоенных тоталитарных государств некоммунистической ориентации или, например, ЮАР до середины 1980-х гг.), либо же пытаются воспроизвести социально-экономическую и политическую модель СССР времен «развитого социализма». До сих пор история показывала, что оба пути ведут в тупик. Значит ли это, что в более или менее недалеком будущем эти страны (как и другие государства, не имеющие коммунистического прошлого, но остающиеся и по сей день несвободными и недемократическими — скажем, Заир или Судан), вынуждены будут, независимо от их национальных и культурных традиций, прийти к свободе и демократии? Мы не беремся предсказывать завтрашний день человечества. Это — о том, что касается практического положения вещей. А как обстоят дела с мнениями и идеями? Ни для кого не секрет, что пиетет к понятию прав человека, весьма высокий и довольно массовый в России еще несколько лет назад, в последнее время заметно ослаб. Одновременно резко упало влияние на умы либерального и демократического мировоззрения. Обществу открыто (что отчасти утешает) предлагается целый спектр самых разнообразных тоталитарных идеологий: от ортодоксального коммунизма до мистического интегрального фашизма. Особое место среди разнообразных тоталитарных идеологий занимает комплекс идей, объединенных термином «державность». Строго говоря, это не столько идеология, сколько определенная традиция государственного управления, иногда дополняемая умеренными дозами довольно эклектичной национально-патриотической и этатистской риторики. Тем не менее, антилиберальный потенциал этой традиции нельзя недооценивать: во-первых, он укоренен в российской политической культуре, и, во-вторых, опирается на мощный государственный управленческий аппарат. Мы не имеем возможности привести сколько-нибудь внятный пример идейного обоснования державности ее апологетами — опять-таки потому, что среди них преобладают не идеологи, а практики. Мы можем предложить читателю лишь фрагмент из книги Сергея Ковалева, одного из самых известных в России критиков державных идей, отрывок, где автор пытается разобраться не столько в идеологии, сколько в социологии державности: "...Ни российское чиновничество, ни его советскую ипостась — номенклатуру, не следует понимать как своекорыстный слой взяточников и самодуров, управляющих от имени деспотического правительства; это понимание было бы слишком примитивным. Русская бюрократия за века своего существования в качестве властной элиты выработала собственную идеологию и собственную концепцию государства. Российский, и особенно советский, чиновник состоит в специфических отношениях с политической властью. Он не просто управляющий. Он представляет всемогущее Государство и сам наделен частичкой этого всемогущества. Здесь — причина неизменной поддержки тотальной, нераздельной и несменяемой власти со стороны гигантского управленческого аппарата. Как менеджер, чиновник не может не видеть неэффективности этатизма, доведенного до абсурда; но как жрец Левиафана он не может допустить и мысли о релятивизации идеи государства. После революции византийское обожествление государства было подхвачено большевиками, несмотря на то, что оно не очень вязалось с классической теорией. Ныне марксистские ризы отброшены, и в сознании властной элиты торжествует гегелевская Абсолютная Идея под псевдонимом «державности». Хочу напомнить: термин «державность» происходит от слова «держава». Первоначально так назывался круглый металлический шар, символизировавший, между прочим, земную сферу; этот шар держали в руке российские само-держцы (неточный перевод греческого «авто-кратор», т.е. само-властец), восседая на троне во время торжественных церемоний. И знак власти, и само титулование московских царей восходит к византийским базилевсам, законными наследниками которых считали себя московские владыки. Лучшего символа, чем эта византийская древность, наши современные «державники» не придумали. Сегодня концепция всевластного и вездесущего сакрализованного государства не в состоянии обслуживать даже простейшие общественные нужды. У номенклатуры остались всего две возможности. Первая: измениться вслед за окружающим миром, превратиться, насколько это возможно, в подконтрольных обществу менеджеров — но при этом отказаться от претензии на особую роль в общественной жизни. И вторая: объявить сложившиеся в российском обществе отношения священной особенностью национального менталитета и национальной культуры. И неизбежно погибнуть, отстаивая эти дряхлые святыни; погибнуть — по возможности, вместе со страной, — но не допустить, чтобы народ научился делать различие между двумя понятиями: «Отечество» и «Ваше Превосходительство» (по известной формуле Салтыкова-Щедрина)". "... Может быть, правы славянофилы, которые считают либеральную перспективу для России невозможной — хотя бы потому, что либерализм не укоренен в нашей культурной традиции? Концепции либеральной демократии были действительно разработаны в Западной Европе. Там же возникли и основы современной физики. Но можно ли считать современную физику «западнической» на том основании, что сэр Исаак Ньютон жил в Англии? Конечно, философские концепции и общественные институты заимствуются не так легко, как естественно-научные открытия. Любой народ в своем политическом развитии выбирает пути и формы, сообразуясь со своим характером и национальными традициями. ...Некоторые специфические черты русской национальной традиции: склонность к сакрализации власти и патерналистским ожиданиям... и в самом деле не способствуют развитию России в направлении либеральной демократии. Но в русском национальном характере и особенно в русской культуре заложена и противоположная социально-психологическая модель. При благоприятных обстоятельствах и определенных усилиях со стороны интеллигенции, именно на основе этой модели можно будет сформулировать и реализовать «русскую идею». Не ту, о которой уже второй век невнятно толкуют нам националисты, а настоящую русскую идею, достойную великого народа с великой культурой. С моей точки зрения, это — идея права, основанного на правах личности, как единственного пути к общественной справедливости. Отсутствие или неразвитость правовых норм, гарантирующих свободу личности, было несчастьем России в течение всей ее истории. в русской литературе, в российском национальном сознании это несчастье обернулось высоким статусом такой категории, как справедливость, острым ощущением неразрывной связи ее с нравственностью. Русский менталитет отвергает возможность безнравственной справедливости или несправедливой нравственности. Однако пафос человеческого достоинства и личной свободы в российской национальной традиции сосуществовал с откровенным пренебрежением к процедурному праву, которое так важно, мне кажется, для западноевропейского сознания. Достаточно вспомнить, как классическая русская литература — Достоевский или Толстой — описывает судебную процедуру: иронически, уничижительно, враждебно. Стремление к абсолютной, божественной справедливости заставляло их отвергать саму идею справедливости земной, человеческой, секулярной. Это стремление, в сочетании с пренебрежением к кодифицированной процедуре, привело к тому, что в качестве средства для установления справедливости в обществе часть русской интеллигенции ухватилась за устаревшие социологические теории двух немецких профессоров. Причем для русских революционеров речь шла вовсе не только о так называемой социальной справедливости! Попытка установить общественную справедливость вне права и против права обернулась кровавым кошмаром и семидесятилетним господством одного из самых несправедливых и тиранических режимов в истории России и человечества. ... Мысль о верховенстве права, ставшая логическим и эмоциональным стержнем диссидентского сопротивления, не была заимствована с Запада: она непосредственно вытекала из нашего жизненного опыта и наших понятий о нравственности, сформировавшихся под влиянием прежде всего русской культурной традиции. Мы жили в полной изоляции от мирового опыта и, конечно же, непрерывно «изобретали велосипеды». Но это только доказывает, что правовая идея имеет глубокие корни в нашей культуре и сознании. По крайней мере, столь же глубокие, как и российский правовой нигилизм. в свое время Сахаров (перефразируя, кажется, Плеханова) писал, что Россия всей своей историей выстрадала идею прав человека. Эта идея по своему ценностному потенциалу вполне способна консолидировать нацию. ... Любой национальный идеал останется сегодня мертворожденной утопией, если он не будет органической частью идеала общечеловеческого. ... Споры о том, что мы должны «заимствовать» из мирового опыта, представляются мне пустыми. Нам не надо ничего «заимствовать». Мы — часть единого человечества, и общечеловеческие достижения и ценности, равно как и общечеловеческие проблемы, принадлежат нам в той же степени, что и датчанам или мексиканцам. Вопрос не в этом, а в том, что мы можем внести в мировой опыт. А ведь кое-что мы в него уже внесли. И этот вклад не имеет никакого отношения к дряхлым ценностям византинизма. А вот к обогащению теории и практики либеральной демократии — имеет, и самое прямое. Когда в 1976 г. несколько московских интеллигентов основали Общественную группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений, циники полагали, что это всего лишь очередной изысканный способ советских диссидентов уязвить свое правительство. Сейчас международное Хельсинкское движение, возникшее первоначально как сеть поддержки советских Хельсинкских групп — одно из самых авторитетных правозащитных движений в мире. Вскоре Президент США Дж.Картер провозгласил права человека основным приоритетом американской политики. Это было сделано под несомненным влиянием борьбы за права человека в СССР. Многие «реалисты» и «прагматики», и на Западе, и на Востоке, полагали, что это — или пропагандистская декларация, или идеалистическая выходка неопытного политика. Сегодня права человека — одна из приоритетных проблем международной политики во всем мире. Таким образом, Россия уже в 1970-е гг. внесла большой вклад в постановку проблемы прав человека как одной из фундаментальных основ нового мирового порядка. Мировое сообщество неизбежно придет к радикальной перестройке самих основ международного права, к превращению его в эффективную и внутренне непротиворечивую правовую систему, основанную на правах человека... И Россия, если она выберется на магистральную дорогу развития человечества, а не завязнет в византийско-ордынском болоте, вполне может стать локомотивом этого развития. Наш исторический опыт и наши культурно-психологические особенности — в первую очередь, наше специфическое отношение к праву не столько как к инструменту согласования интересов, сколько как к модели общечеловеческой справедливости — делает нас вполне достойными великой задачи". (С.Ковалев. Полет белой вороны) Вместо послесловия Итак, мы совершили беглый экскурс в историю интересующего нас вопроса и отчасти коснулись современного положения дел. Стала ли в результате яснее природа той концепции, которую мы намеревались исследовать? Как нам кажется, отчасти — да.
Мы убедились в том, что судьба цивилизации (во всяком случае, европейской цивилизации) вот уже две с половиной тысячи лет тесно связана с развитием идеи свободы личности. Мы выяснили, что около двух веков назад эту идею удалось сформулировать на языке права. Результатом стала концепция прав человека, которая тогда же легла в основу большинства правовых систем, применяемых в Западной Европе и Северной Америке и распространившаяся на многие другие регионы земного шара. Мы поняли, что о реализации этой концепции можно говорить лишь постольку, поскольку общество гарантирует каждому своему члену равное пользование правами человека. В этом — и только в этом! — смысл гражданского равенства.
Мы обнаружили, что с момента своего возникновения и по сей день идея свободы подвергается ожесточенной и часто убедительной критике. Особенно — с тех пор как она стала основной движущей силой прогресса. Наше столетие внесло в историю новый и уникальный опыт — опыт существования тоталитарных политических режимов. Эти режимы отличались от деспотий прошлого тем, что не просто не знали ценностей индивидуальной свободы или игнорировали их — нет, они сознательно построили свою политическую практику (а иногда — и теорию) на антииндивидуализме и отрицании за отдельным человеком каких-либо прав. К концу века тоталитарные идеологии, в основном, потерпели крах; но это совсем не значит, что им не суждено возродиться в будущем.
Мы почти совсем не коснулись в этой брошюре такой важной темы, как универсализм либеральной концепции, ее применимость в любых культурных, национальных и религиозных традициях. Это объяснимо: полемикой на данную тему можно было бы заполнить сто таких брошюр, как эта. Здесь нам удалось лишь дать самое общее представление о характере данной проблемы применительно к России. Кроме того, мы высказали предположение, что окончательное разрешение вопроса в целом прямо и непосредственно связано с выбором человечества между единством и разобщенностью.
Сегодня окончательный выбор еще не сделан. Это обстоятельство еще раз подчеркивает: права человека — не законченная, а становящаяся концепция. В полном объеме она будет реализована лишь в рамках будущего единства человеческого рода. Или — не будет.
Наши новости
1. На моём сайте "Проблемы ЛГБТ и религия" сегодня был создан музыкальный раздел, где размещаются интересные, с моей точки зрения, видеоролики по тематике сайта. См. раздел: Музыка
2. Александр Грайцер открыл ещё один свой сайт, который назвал "Видение". Поскольку никакой специальной статьи об этом сайте он не оставил, я размещаю его текст с этого сайта: Мир вам, друзья! Сначала - немного об этом сайте. Сайт «Видение» является логическим продолжением первого моего сайта «Внутри». Картина "Внутри" без картины "Снаружи", согласитесь, - не полная. Чем связаны друг с другом и чем отличаются эти два сайта? Тем же самым, что объединяет внутренний мир человека с внешним, с окружающей его действительностью. Мостом между внутренним и внешним является видение или понимание. То, как человек смотрит на мир, что он видит в нем. Может быть, кто-то и думает, что все люди видят этот мир одинаковым, видят перед собой одну и ту же картинку. На самом деле, это не так. Внутреннее отношение к окружающему у людей различно. Отношение к увиденному окрашивает его в определенный цвет и влияет на то, что человек видит перед собой, на что он обращает внимание, а на что - нет, что он замечает, а что - игнорирует. Каждый человек видит мир по-своему и по своему его оценивает. Что важно для одного, совсем не интересует другого. Что находит прекрасным один, безобразно для второго. У одного – на душе скребут кошки, и мир представляется исчадием ада, у второго в духе поют ангелы, - и мир видится Божьим Царством. Ведь человек видит мир снаружи в соответствии с тем, что находится у него внутри, видение обусловлено его оценкой и системой ценностей. Ведь видение - не просто картинка перед глазами человека, не просто сон, пусть даже вещий, но это в конечном итоге, основа понимания. Развитое видение, прошедшее процесс развития, становится пониманием и мирровоззрением человека. Первый сайт автора – «Внутри» - был посвящен по большей части тому, что находится внутри человека (духовному пути), то есть, формированию определенного видения мира. Этот же сайт наоборот, более посвящен самому видению, тому, что я вижу вокруг себя. Каким и в каком свете предстает предо мной окружающий меня мир. То, что я понимаю в нем. То, что мне открыто. Мой взгляд на сайте "Внутри" был обращен внутрь себя. На этом сайте мой взгляд обращен наружу. Но и здесь мне не обойтись без кратких и уже целенаправленных объяснений того, как человек может получить новое видение или изменить свое видение, а в конечном итоге, и свою жизнь, если его собственная жизнь перестала его удовлетворять. Этот сайт посвящен умению или искусству жить и видеть мир. Умению понимать его, как величайший дар Творца, как огромный полигон для самой выработки умений и совершенствования человека. На сайте вы найдете материалы, в которых окружающий мир представлен как выражение творчества и искусства видеть удивительное в мире. Его красоту и свежесть. Его необычность и оригинальность, эксклюзивность, как сказали бы в мире искусства. Его повседневное чудо и непрекращающееся Бытие. Приятного и, главное, полезного вам видения! С уважением, Александр Грайцер Адрес нового сайта: http://sonariy.ucoz.ru/ 3. Новости блога "Либеральная религия и права ЛГБТ" (старое название "Записки еретика") "Ужастики" фундаменталистов: "изгнание демона гомосексуальности" Размышление лирическое, в миноре, о религии снаружи и вере внутри Свободомыслие, вып. 32 (продолжение книги Дж.Робинсона «Быть честным перед Богом»: «Теология и мир». В одном из городов Индии будет проведен первый гей-парад В столице Мексики прошёл многотысячный гей-парад Барак Обама пригласил гей-активистов на специальный прием в Белый Дом по случаю 40-летия Стоунуолла Президент Ирана признает, что в его стране все-таки есть геи Документы о беатификации папы Пия XII подписаны не будут Государство должно оставаться светским, считают российские сенаторы Усиление церкви вернет Россию к тоталитаризму Канада. Семья оштрафована на $13 000 за нетерпимость к геям Власти Ирландии узаконили "гей-партнерства" Европейцы требуют признать гей браки Многодетные отцы-геи из Эссекса ждут очередного прибавления в семействе Пишите нам нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! |
В избранное | ||