Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

Каруна: путь сострадания и любви

Тайны мироздания

Проблемы ЛГБТ и религия

Либеральная религия

Свободомыслие

Микрокосм

Творческий сайт Александра Грайцера "Внутри"

Сайт Александра Грайцера "Мой Израиль"

Музыкальный альбом Александра Грайцера

Тебе принадлежит свобода

 

Священные книги религий мира

Наука и религия

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 62/2009-06-18

Дорогие друзья!

Сегодняшний наш выпуск посвящён продолжению темы отношениям между ЛГБТ и религией. Эту тему я планирую в будущем более-менее подробно освящать в другой нашей рассылке – «Свободомыслие». Однако сейчас произошло сразу два события, связанные с направлением этой рассылки – «Человек и религия в современном мире». Поэтому я решила рассказать о них сейчас здесь.

Первое событие – крупный гей-парад, прошедший в Израиле, в Тель-Авиве.  Поскольку я внимательно наблюдаю ЛГБТ-новости, я не могла не обратить внимание на некое эйфорическое настроение представителей ЛГБТ-сообщества после этого парада, и у меня возник вопрос: как относятся к подобным мероприятиям представители иудаизма, который, как мы знаем, вместе с христианством основывается на Библии? Поискав информацию, я обнаружила, что, хотя в иудаизме, как и в христианстве, так же существуют ортодоксы, но в целом современное иудейское отношение к сексуальным и гендерным меньшинствам гораздо более толерантно и терпимо, нежели традиционно-христианское.  Второе событие, случившееся на днях, непосредственно связано с этой темой: одна из первых активисток ЛГБТ-движения в России Ольга Жук сочеталась в Израиле браком со своей партнёршей, и их брак заключил иудейский раввин. Этим двум событиях, а так же обзору отношения современного иудаизма к ЛГБТ, и посвящается сегодняшний выпуск.

Гей-парад и однополые свадьбы под знаком 100-летия Тель-Авива

(Статья длинная, поэтому даётся с некоторым сокращением, полностью см. в нашем блоге, там же - фотографии)

В Тель-Авиве прошел Парад гордости – шествие представителей сексуальных меньшинств. В этом году гей-парад был посвящен 100-летию города и включен муниципалитетом в список официальных праздничных мероприятий, проводимых в честь этой знаменательной даты.

Красочное действие собрало тысячи участников, среди них были представители израильской ЛГБТ-общины, их друзья и близкие, зарубежные делегации, а также многочисленные зрители. По оценкам организаторов мероприятия, представителей ЛГБТ-общины, в гей-параде в этом году участвовали десятки тысяч человек.

Парад, который проводится ежегодно на протяжении уже 11 лет, начался в парке Меир, куда прибыли журналисты всех крупнейших израильских СМИ.

Собравшихся приветствовали депутаты Кнессета Ницан Гуровиц (МЕРЕЦ) и Дов Ханин (ХАДАШ). Ницан Горовиц заметил: "Еще совсем недавно мы были преступниками, а теперь мы – огромная община. Хотя все происходящее в Тель-Авиве оказывает огромное влияния на события в Израиле, в остальных городах страны сексуальные меньшинства по-прежнему подвергаются притеснениям".

Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи сказал: "За прошедшие 100 лет мы с вами сделали множество шагов вперед и продолжим это движение". Затем мэр подал знак к началу шествия. "Только будьте осторожнее на пешеходных переходах", – заметил Хульдаи, как будто забыв о том, что все дороги на пути участников парада перекрыты.

По улице Буграшов участники парада спустились до улицы Бен-Иегуда, откуда дошли до бульвара Бен-Гурион, чтобы закончить шествие на пляже Гордон. Трудно представить, что этот путь может занять более двух часов. Оказывается, может. Если принять во внимание бесчисленные остановки для приветствий, фотосессий, танцев, покупки прохладительных напитков и перекуров.

(…) "Сложно сказать определенно, чем парад 2009 отличается от предыдущего. Пожалуй, количеством народа. Участников и сочувствующих. Когда парады только начинались, редко можно было увидеть в толпе гетеросексуалов. Думаю, люди боялись, что их примут за одного из нас. Наверное, парады постепенно влияют на общественное мнение. В некоторой степени, быть в нашем обществе теперь считается "модным". Думаю, людей привлекает в гей-парадах атмосфера свободы и раскрепощенности. Для них это – просто праздник, который ничему и никому не угрожает. А мы, в некотором роде, представители этого духа свободы", – говорит Боаз Галингтон (38), житель Рамат-Авива, специалист по оценке биржевых рисков, сотрудник одного из израильских банков и преподаватель Тель-Авивского университета.

"Если забуду тебя, Тель-Авив", или пять пар молодоженов под одной хупой

Под звуки песни Иври Лидера "Захити леэхов" ("Мне выпало счастье любить") пять пар в белых одеждах вошли под хупу (ритуальный свадебный балдахин принятый у евреев – прим. ред.).

"Свадьба века", церемония бракосочетания однополых пар, стала заключительным актом Парада гордости. В ее организации приняли участие мэрия Тель-Авива, ЛГБТ-община и общественная организация "Мишпаха хадаша", выступающая за легализацию гражданских браков в Израиле.

Ведущий церемонии Галь Оховски, известный израильский журналист, представитель ЛГБТ-общины, сказал: "Религиозные люди верят, что все в этом мире совершается по воле Всевышнего. Раз так, то именно по его (а может быть, ее?) воле происходит сейчас эта свадьба".

Молодых приветствовал мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, который выразил надежду, что в Израиле будет введена церемония гражданских браков.

Три пары мужчин и две пары женщин дали друг другу обет верности в присутствии тысяч гостей. Кольцами обменялись Рони Барколь и Дана Кауфман, Итай Гурвич и Таль Декель, Хадар Шахар и Керен Шахар, новые репатрианты из Аргентины Густаво Майа и Фабиан Бахрах, а также Оранит Шарон и Яэль Шрайбер.

Стоя под хупой пара из Латинской Америки рассказала, что репатриировалась в Израиль, потому что хотела "расписаться" именно здесь.

На церемонии влюбленные читали друг другу стихи и обещали построить "дом в Израиле", как предписывает еврейская традиция. Оховски произнес слова молитвы, в которой поклялся вечно любить Тель-Авив, а не святой для евреев Иерусалим, где разногласия между ортодоксальными евреями и их соотечественниками нетрадиционной ориентации нередко сопровождаются противоправными действиями и насилием.

Представитель организации "Мишпаха хадаша" Ирит Розенблум выдала молодоженам нотариально заверенный документ, в котором подтверждается, что данная организация признает заключенный брак действительным. Хотя сама церемония обладает символическим значением для тех, кто оказался в этот день под хупой, с точки зрения израильского закона этот акт ничего не значит.

В беседе с корреспондентом NEWSru.co.il Рони Барколь пояснила, что взаимные обязательства она с "супругой" задекларировала также в специальным нотариально заверенном документе, который признается в израильском суде, хотя и не дает "семье" предоставляемых по закону привилегий.

Неформальные церемонии бракосочетания между однополыми партнерами приобретают популярность в Израиле. Частные торжества проходят без участия раввината.

"У нас тоже скоро будет свадьба, 22 июля, – говорит "муж" Боаза, Шахар Рабан (39), консультант по вопросам моды и стиля. – Мы уже выбрали зал и пригласили друзей и родственников, всего 280 гостей. Вести церемонию будет наша общая подруга. Она, конечно, не раввин, но мы ей доверяем, ее слова идут от чистого сердца. С Боазом мы познакомились по интернету. Встретились в кафе, поболтали. И с тех пор не расставались. Уже 7 лет и 8 месяцев. Когда каждая встреча с человеком, которого уже давно знаешь, приносит в твою жизнь что-то новое, ты понимаешь, что это – настоящее. Наверное, каждый человек хочет обрести понимание и спутника жизни. Когда это приходит, остается только жениться. А как иначе?"... 

Новости Израиля Материал подготовила Мария Горовец

Первая лесбиянка России сочеталась браком под хупой в Израиле.

В конце мая в Израиле сочеталась браком одна из первых активисток гей-движения в России Ольга Жук. Обряд, в котором приняли участие только друзья, провел консервативный раввин Лазар, для которого за последние 15 лет это 15 церемония бракосочетания в LGBT-общине.

Церемония состоялась в конце мая, в парке на улице Кинг Джордж. Обряд проводился консервативным раввином. Ольга Жук (49) является литератором и известной активисткой гей и лесби движения. Она также является организатором фонда Чайковского, первой официальной структуры, занимавшейся поддержкой этой общественной группы. Ольга была одной из двух женщин, участвовавших в создании первого неформального объединения гомосексуалистов, созданного Александром Зарембой в Ленинграде в начале 80-х. Разогнанное в 1984 году КГБ, оно, тем не менее, стало первой ласточкой.

Появление официальной структуры, фонда Чайковского, стало возможным после принятия в 1989 году руководством СССР решения о разрешения открытия общественных организации и партий, не имеющих отношения к компартии. Бумажные проволочки заняли около 2 лет, и сам фонд получил официальные документы только в 1991-м.

Сама Жук говорит, что несмотря на все трудности, в 90-х отношение в lgbt-сообществу было более толерантным, чем сейчас. "В России Путина-

Медведева вообще затруднено создание общественных организаций. А то, что творится в Москве в отношении представителей комьюнити – само по себе кошмар. Видимо, это связано еще и с личностью мэра города, и с тем, что Москва – столица, потому что в Питере таких эксцессов фактически нет", сказала она порталу IzRus. Ольга Жук в свое время пришла к иудейской религии через православие, так как, по ее словам, в той среде, в отсутствии духовных наставников, другой выбор трудно себе представить. Тем не менее, по прошествии многих лет душевных поисков она вернулась к иудаизму. Со своей нынешней супругой она познакомилась в ортодоксальной синагоге в Германии.

"Конечно, - рассказывает Жук, - я бы предпочла сочетаться браком по ортодоксальному обряду. Однако хасидизм смотрит на этот вопрос крайне консервативно. Кроме того, в Германии нет раввинов, проводящих подобные обряды". Через израильских друзей Ольга нашла консервативного раввина, Давида Лазара. "Такие свадьбы – достаточно большая редкость, - говорит Лазар. – За 15 лет, что я сотрудничаю с лесбо-гомосексуальной общиной, и этот брак – 15-й по счету. Впрочем, учитывая то, что всего я провел порядка 120 церемоний, 10%-15% от общего числа - это достаточно много".

Лазар говорит, что это первый раз, когда к нему обращаются русскоязычные представители lgbt-сообщества. "Русские" проводили у меня церемонии и раньше, но из этой общины – первый раз", - говорит Лазар. "У меня относительно заключенных браков, так как я предъявляю к парам достаточно жесткие критерии. Я встречаюсь с парами несколько раз, говорю с ними. Раньше часть прихожан противилась таким бракам. Но в итоге, мы пришли к согласию", - отмечает раввин.

Евгений Каменецкий IzRus (В нашем блоге можно посмотреть фотографии).

Об отношении иудаизма к проблематике ЛГБТ 

Исторически преобладающей точкой зрения среди приверженцев иудаизма было восприятие гомосексуальных контактов как греховных. Традиционно текст Торы толковался, как запрет на любую гомосексуальную половую активность. Однако эта точка зрения в последнее время стала подвергаться сомнению во многих «модернизированных» течениях иудаизма. Различие точек зрения на гомосексуальность в различных течениях иудаизма привело не только к жарким дискуссиям, но и к многочисленным расколам.

Традиционное определение р. И. Якубовича

Взгляд большинства ортодоксальных евреев на гомосексуальность отражён в главе «Гомосексуальность», написанной раввином Иммануэлем Якубовичем в первом издании книги «Энциклопедия иудаизма» от 1968 года, выпущенной издательством «Кетер Паблишинг».

«Еврейский закон [...] отвергает мысль о том, что гомосексуальность — это нечто, что должно быть рассматриваемо просто как болезнь или как нечто морально нейтральное. Еврейский закон отвергает гедонистическую этику, отвергает секс ради удовольствия, даже если он называется «любовью». Еврейский закон осуждает гомосексуальные отношения не меньше, чем другие моральные нарушения, базирующиеся на гедонистической этике, будь то инцест или супружеская неверность, даже если они происходят по любви и взаимному согласию» — р. Иммануэль Якубович, «Энциклопедия иудаизма» (1968 г.)

Пересмотр определения р. Н. Ламма

В 70-ых годах ХХ века некоторые раввины, примыкающие к движению «cовременная ортодоксия», выдвинули новые подходы к феномену гомосексуальности и предложили новое отношение ортодоксальной еврейской общины к гомосексуальности своих членов.

Они пересмотрели традиционные взгляды о том, что все гомосексуалы сознательно выбирают участие в гомосексуальных актах для того, чтобы унизить или отвергнуть Бога («ле-хаш'ис»), или что гомосексуалы являются извращенцами или психически больными людьми.

Более близкое знакомство с последними социологическими, психологическими, медицинскими и биологическими исследованиями, так же как и личные контакты с евреями-гомосексуалами, придерживающимися ортодоксального иудаизма, привело некоторых современных ортодоксальных еврейских лидеров к более толерантной позиции.

В издании от 1974 года «Энциклопедии иудаизма», раввин Норман Ламм, (бывш. ректор и президент Yeshiva University в Нью-Йорке, теолог, один из лидеров «современного ортодоксального» иудаизма), написал cтатью о гомосексуальности. Норман Ламм был более знаком с современными ему научными и психологическими исследованиями (эпохи ранних 1970-х) на тему гомосексуальности. Поэтому он ввёл галахический принцип, названный им «принцип один», обозначающий случай или событие, лежащие вне сферы контроля индивидуума, неподвластные ему.

Раввин Ламм рассматривал гомосексуальность как нечто присущее индивиду и неподвластное ему. В этой концепции гомосексуальные акты — это нечто, совершаемое индивидом под влиянием его внутренних свойств и психологических установок, поэтому раввин Ламм считал, что неверным было бы осуждать или наказывать гомосексуалов за эти действия. Вместо осуждения и неприятия раввин Ламм предлагал концепцию сочувствия, понимания, любви и одновременно «усилий по реабилитации» (т.е. усилий, обращённых на то, чтобы сделать гомосексуалов «нормальными» гетеросексуалами). В то же время, раввин Ламм подчёркивает в своей статье, что ортодоксальный иудаизм по-прежнему считает безусловно греховными гомосексуальные половые акты, чем бы они ни были обусловлены. Он также указывает, что, по его мнению, не все формы гомосексуальности могут быть воспринимаемы и прощаемы как психическое заболевание, как патология, и призывает к использованию термина «извращение» (перверзия) как находящегося в более тесной коннотации с библейским понятием «то́ева», чем более нейтрально звучащий медицинский термин «отклонение» (девиация). Он также выражает опасение, что, если общество станет более терпимым к гомосексуальности, то это может привести к большей агрессивности взрослых гомосексуальных педофилов в отношении несовершеннолетних.

Взгляды, изложенные раввином Ламмом в его статье от 1974 года, суммировали его взгляды, неоднократно излагавшиеся им в более ранних статьях, прежде всего в январском/февральском издании журнала «Еврейская жизнь» от 1968 года. Взгляды раввина Ламма в последние десятилетия получили значительную поддержку и популярность в современном ортодоксальном иудаизме.

В то же время взгляды раввина Ламма жёстко отвергаются ультраортодоксальными последователями иудаизма (харедим). Харедим считают переоценку Ламмом отношения к гомосексуальности манипуляцией традиционными еврейскими законами и ценностями в политических целях, и не проявили никаких признаков повышения толерантности к гомосексуальности в последние десятилетия.

Разные точки зрения на гомосексуальность в ортодоксальном иудаизме

Ортодоксальный иудаизм, следуя Галахе (еврейскому религиозному канону), тем не менее выработал также и иные попытки решения проблемы гомосексуальности.

  • Маймонид (XIII век), постановил, в соответствии с мнением большинства мудрецов Мишны, что еврейского мужчину не подозревают в мужеложестве и скотоложестве. Он, однако, добавил, что те евреи, которые избегают уединения с мужчиной или животным, достойны похвалы.
  • Рабби Иосиф Каро, автор Шулхан арух (XVI в), дословно приводит слова Маймонида, после чего добавляет: «в наше время большой распущенности не следует двум мужчинам уединяться или спать в одной постели». Из этого следует, что в XVI веке гомосексуальность была достаточно распространена среди сефардских евреев (Каро посвятил свой труд обычаям сефардов и лишь 100 лет спустя Шулхан Арух был дополнен обычаями ашкеназов). А во-вторых, Галаха признает, что гомосексуальное поведение зависит от общественного климата, и адекватно реагирует на социальные изменения в еврейских общинах. Впрочем, через 200 лет комментатор Шулхан арухар.Сиркис писал, что не понимает эти слова Шулхан аруха, поскольку не видит в своей общине никаких следов гомосексуальности. Поэтому он не согласился, что данная галаха должна распространятся на его общину, и разрешил двум мужчинам уединяться.
  • Известные случаи проявления гомосексуальности в среде ортодоксальных евреев до последнего времени воспринимались, как «малый грех». Так определил раввин Йосеф-Хаим Зонненфельд, глава иерусалимской Ха-‘эда ха-харедит в начале XX века по поводу Исраэля Якова Де Хаана
  • Рабби Шмуэль Ботеах утверждает, что гомосексуальность не может считаться «отклонением, поскольку словосочетание «сексуальное отклонение», по его мнению, является оксюмороном: секс является делом инстинктивным, а инстинкт не может быть «отклонением». Однако Бог высказал свое «предпочтение» гетеросексуальному варианту, и разрешил для человека только этот тип сексуальной активности. Поскольку Писание предопределило мораль западного общества, к его (Писания) позиции надо относиться серьезно.
  • Известный ультра-ортодоксальный раввин Аарон Фельдман (Балтимор), был подвергнут критике за свое мнение по данному вопросу. По словам рабби Фельдмана, непрактикующие (в оригинале, не выносящие публично б'паресия) гомосексуалы могут внести значительный вклад в еврейскую жизнь. По его словам, еврея оценивают по его делам, а не по его ориентации. Запрещены лишь определенные действия, а не наклонности. Тора требует контролировать свое поведение, даже если это нелегко. Поэтому иудаизм отрицательно относится к гомосексуальной активности, а не к гомосексуальной ориентации.
  • Денис Прагер утверждает, что иудаизм не запрещает гомосексуальную любовь, поскольку она в данном случае естественна. Запрещен лишь гомосексуальный половой акт. С точки зрения иудаизма, евреи просто обладают сексуальностью, без указания предпочтения.
  • «Понимание, сочувствие, симпатия, эмпатия, любовь – это ключевые, важнейшие элементы иудаизма. Это то, чего гомосексуальные евреи, уважающие еврейскую традицию и принадлежащие к нашей вере, ожидают от нас сегодня и в чём они нуждаются» (Раввин Джонатан Сакс, Главный Раввин объединённых еврейских конгрегаций Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии)
  • Раввин Хаим Рапопорт, раввин Лондонской Илфордской объединённой синагоги, член Главного раввината Соединённого Королевства, написал статью «Иудаизм и гомосексуальность: Аутентичный ортодоксальный взгляд», в которой также призывает к пониманию, любви и толерантности, в то же время призывая «помочь гомосексуалам исправиться».
  • «Эда», просветительская организация, пропагандирующая современный ортодоксальный иудаизм, решила проводить регулярные публичные собрания по теме взаимоотношений иудаизма и гомосексуальности для членов ортодоксальной еврейской общины, призывая к терпимости и пониманию по отношению к гомосексуалам, сопряжённым с желанием «помочь им стать лучше».
  • Санди Симха Дубовски, ортодоксальный еврейский кинематографист, в 2001 году снял документальное кино «Страх перед Богом», в котором показал страдания и борьбу гомосексуальных евреев ортодоксальной веры с собственной гомосексуальностью и с традиционным отвержением и неприятием гомосексуальности их верой. Этот документальный фильм был показан в нескольких современных ортодоксальных синагогах и стимулировал дискуссию о том, возможно ли более толерантное отношение к гомосексуальности внутри ортодоксальной еврейской общины.
  • Раввин Стивен Гринберг самоидентифицируется как открытый гей и в то же время ортодоксальный раввин. Его личность служит источником острых противоречий и внутри ортодоксальной еврейской общины, и внутри сообщества евреев-гомосексуалов, поскольку большинство как тех, так и других считает, что открыто гомосексуальному еврею не следовало бы быть ортодоксальным раввином, а ортодоксальному раввину не следует открыто декларировать свои сексуальные пристрастия.

Консервативный иудаизм (Масорти)

В консервативном иудаизме еврейские учёные-знатоки галахического права и религии, заседающие в «Комитете по еврейским законам и стандартам» (КЕЗС), на консенсусной основе принимают решения, определяющие трактовку еврейских законов. В 1992 году КЕЗС принял четыре «тшувот» по теме гомосексуальности. Эти четыре галахических постановления сейчас используются как основные юридические источники по теме гомосексуальности в консервативном иудаизме, и отражают достигнутый внутри консервативной иудейской общины консенсус по этому вопросу.

Текущий консенсус консервативных раввинов определяет, что гомосексуальные отношения не могут считаться соответствующими Галахе (еврейскому закону), не могут одобряться еврейским законом. В то же время в постановлениях указано, что галахический закон не может быть единственным источником для определения отношения консервативной общины к гомосексуальности, учитывая современную научную, медицинскую, биологическую и психологическую информацию о происхождении и природе гомосексуальности. Также постановления отмечают, что более новая информация по теме гомосексуальности может быть достаточной для принятия более толерантного отношения к гомосексуальности и потенциальных юридических новшеств в галахическом законодательстве, поэтому раввины оставляют за собой право в будущем пересмотреть принятое решение.

Однако довольно значительное меньшинство евреев, исповедующих консервативный иудаизм, включая растущее число раввинов, считают, что позиция консервативного иудаизма в отношении гомосексуальности может и должна быть изменена в пользу более толерантного отношения через принятый галахический процесс. Защитники такой точки зрения включают раввинов Элиота Дорфа, Гарольда Шульвейса, Джейкоба Нойснера, Брэдли Шавита Артсона, Рональдо Маталона, Марсело Бронштейна, Симху Рут, Леонардо Гордона, Джоэля Альтера, раввинессу Айелет Коэн.

Раввинское собрание консервативных иудеев выпустило постановление, согласно которому образ Бога отражён в каждом человеческом существе, независимо от его сексуальной ориентации, и выразило озабоченность тем, что евреи, являющиеся одновременно геями или лесбиянками, подвергаются не только давлению антисемитизма, но и постоянным угрозам физического насилия или гомофобным реакциям отторжения, неприятия, ненависти. Раввинское собрание особо отметило, что гомосексуалы являются равноправными и желанными членами всех еврейских конгрегаций, и что рост количества ВИЧ-инфицированных сделал особенно важной и тревожной проблему гомофобии и страданий гомосексуальных евреев. В заключение Раввинское собрание постановило:

"Мы, Раввинское собрание, поддерживая и принимая предпочтение гетеросексуальности как соответствующей нашим традициям, в то же время:

1.       1. Поддерживаем полные гражданские права и равноправное участие геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов в нашей национальной и религиозной жизни;

2.       2. Отвергаем и осуждаем преступления и насилие против гомосексуалов и лесбиянок в нашем обществе;

3.       3. Повторяем и подтверждаем, что, как и все евреи, геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы являются желанными членами во всех наших конгрегациях;

4.       4. Призываем наши синагоги, фракции и отдельных участников нашего движения повысить свою информированность, понимание, внимание и терпимость по отношению к нашим членам, которые являются геями, лесбиянками, бисексуалами или транссексуалами".

Хотя официальная позиция консервативного иудаизма, выраженная в постановлении КЕЗС, подтверждает, что гомосексуальные отношения квалифицируются как нарушение еврейских законов, большинство рядовых членов движения рассматривает нарушение этого запрета как не более серьёзное, чем нарушения тех запретов, которые большинство консервативных иудеев и так не соблюдает, наподобие запрета тратить деньги в Шабат или есть некошерную пищу.

Поэтому консервативные иудеи полагают, что нет никакой логической причины видеть гомосексуальность как что-то отличающееся или более греховное, чем поведение любого другого еврея, не полностью соблюдающего все законы Галахи. В этой связи Комиссия Раввинского собрания по изучению человеческой сексуальности рекомендовала привлекать гомосексуальных евреев, наряду с другими, в конгрегации и общины консервативного иудаизма. Эта рекомендация была изложена в специальном пасторальном письме руководства движения ко всем членам и конгрегациям, посвящённом всем аспектам человеческой сексуальности: «Мой любимый, мой друг: Раввинское письмо об интимных отношениях».

В прессе высказывалось предположение о том, что некоторые консервативные синагоги в Сан-Франциско (и, возможно, где-то ещё) начали проводить церемонии однополых бракосочетаний. В 2003 году КЕЗС решил рассмотреть эту информацию, однако не принял никакого решения – ни запретительного, ни разрешительного.

11-го апреля 2005 года КЕЗС выпустил специальное постановление по поводу однополых браков:

1.       "1. Сердцем Торы является концепция святости («Кдуша»), выраженная в словах «Ты должен быть праведником, поскольку я, Б-г твой, свят для тебя». Из этой концепции вытекают правила, регулирующие духовную, ритуальную, социальную и сексуальную жизнь евреев. «Киддушин», освящающий любовь в гетеросексуальном браке, является краеугольным камнем и сердцевиной еврейской жизни.

2.       2. По различным причинам, еврейский идеал гетеросексуального брака является невозможным и недостижимым для многих евреев. Мы с уважением и эмпатией относимся к различиям этих людей, и призываем их участвовать в жизни наших религиозных общин.

3.       3. Помня о словах Торы: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», мы призываем наше движение сделать наши конгрегации и образовательные институты максимально терпимыми и благоприятствующими ко всем евреям, независимо от их семейного статуса или сексуальной ориентации.

4.       4. Условия заключения однополых союзов (не браков) в наших синагогах, возможность принятия открытых геев и лесбиянок в наши раввинские и канторские школы, допустимость тех или иных сексуальных практик для верующих евреев остаются предметом живых дискуссий внутри КЕЗС, и консенсус пока не достигнут". 

Изменение этой позиции произошло в декабре 2006 года: консервативные иудеи приняли решение о рукоположении в сан открытых гомосексуалов и о благословлении однополых союзов. В результате этого уже в марте 2007 в учебных заведениях консервативного иудаизма появились студенты открытые гомосексуалы.

Реформистский иудаизм

Реформистский иудаизм, крупнейшая и влиятельнейшая ветвь иудаизма в США, принимает точку зрения, что в свете сегодняшних научных данных о природе гомосексуальности как биологически обусловленной сексуальной ориентации, нужна новая, более либеральная и толерантная трактовка еврейского закона. Реформистские религиозные авторитеты пересмотрели и приблизили к современности традиционные ортодоксальные взгляды на все моменты еврейского закона, не исключая и тему гомосексуальности. Движение не запрещает открытым геям и лесбиянкам служить раввинами и канторами, хотя приглашение или неприглашение такого раввина — дело каждой общины.

Реформисты рассматривают запрет в Книге Левита как относящийся к гомосексуальной проституции, а не к однополому сексу или гомосексуальности вообще. При этом они утверждают, что соответствующие тексты в Левит направлены против евреев, принимающих идолопоклоннические культы плодородия и соответствующие храмовые сексуальные практики живших рядом язычников-ханаанитов, а не против евреев, практикующих гомосексуальные половые контакты или являющихся гомосексуалами. Другая точка зрения состоит в том, что гомосексуалы и лесбиянки — это не мужчины и женщины, а особые гендеры, у которых гомосексуальность заложена генетически, Божественным велением. Также есть трактовка, согласно которой «не ложись с мужчиною как с женщиною» относится лишь к интрафеморальному (между бедёр) контакту, такому же, какой происходит у мужчины с женщиной, а не к любым однополым контактам вообще.

В конце 1980-х годов главная иешива реформистского движения, Еврейский Объединённый колледж-Еврейский институт религии, изменила условия приёма студентов таким образом, чтобы позволить открытым геям и лесбиянкам поступать и учиться в иешиве.

В 1990 году Центральная конференция американских раввинов (ЦКАР), главный руководящий орган реформистского движения, официально одобрила отчёт их специального комитета по вопросу допустимости гомосексуальности у раввинов. ЦКАР постановил, что «все раввины, независимо от их сексуальной ориентации, должны получить возможность проявить свои способности на святой должности, которую они для себя избрали», и что «все евреи равны в религиозном отношении, независимо от их сексуальной ориентации».

В 1996 году ЦКАР выпустила специальную резолюцию об однополых гражданских браках. Эта резолюция, однако, проводит чёткое различие между гражданским браком и браком религиозным, и гласит:

"1. «Хотя все мы можем воспринимать гомосексуальность по-разному — как болезненное, патологическое состояние, как генетически обусловленное отклонение (девиацию или дисфункцию) или как вариант нормы, как равноправное сексуальное предпочтение и образ жизни, мы в любом случае не можем принять концепцию отношений двух гомосексуалов как «брак» внутри контекста иудаизма, поскольку ни одного из необходимых элементов «киддушин» (святости), обычно ассоциируемых с бракосочетанием, такие отношения не содержат».

2. Вместе с тем мы, Центральная конференция американских раввинов, поддерживаем полные и равные права однополых геевских и лесбийских пар на гражданский брак.

3. Также ЦКАР выступает против усилий правительства запретить однополые гражданские браки геев и лесбиянок,

4. И также ЦКАР заявляет, что однополые гражданские браки — это вопрос гражданского законодательства, и должен рассматриваться отдельно от вопроса о допустимости заключения однополых союзов при помощи раввина".

В 1998 году Комиссия ЦКАР по сексуальности человека выпустила постановление, принятое подавляющим большинством голосов (11 раввинов выступили за, 1 раввин против, 1 воздержался), которое гласит, что святость еврейского брака «может присутствовать в однополых семейных отношениях между двумя евреями, основанных на любви и взаимном согласии», и что «такого рода отношения также могут служить основой стабильных еврейских семей, тем самым укрепляя еврейскую общину».

Это постановление призывало ЦКАР поддержать реформистских раввинов в исполнении обрядов однополого бракосочетания. В том же 1998 году Комитет Тшувы ЦКАР выпустил длинную «тшуву» (раввинистическое постановление), которое предлагало детальную аргументацию обеих сторон по вопросу о том, может ли реформистский раввин проводить церемонии бракосочетания для однополых пар.

В марте 2000 года ЦКАР выпустила новую резолюцию, гласящую: «Мы постановляем, что взаимоотношения стабильной однополой еврейской пары, основанной на любви и взаимном согласии, заслуживают узаконивания и признания через соответствующий еврейский ритуал. Мы также признаём, что нам известно о значительном разбросе мнений в наших организациях и у наших раввинов по вопросу о допустимости однополых браков в реформистском движении. Поэтому мы постановляем, что мы поддерживаем и уважаем решения как тех раввинов, которые считают для себя возможным проводить церемонии однополых бракосочетаний, так и тех, которые этого делать не будут».

Однако в России дела обстоят не так благополучно: после того как в начале апреля 2006 году единственная женщина-раввин в России Нелли Шульман провела обряд благословения лесбийского союза, в «Объединение религиозных общин современного иудаизма в России» (ОРОСИР) разгорелся скандал, в результате которого глава реформистов раввин Зиновий Коган вышел из его состава, заявив: «При активном участии р. Нелли Шульман усилился отход ОРОСИР от традиционных моральных ценностей иудаизма. Однополые браки противоречат морали иудаизма, в том числе и современного». 

Реконструктивистский иудаизм 

Реконструктивистский иудаизм рассматривает гомосексуальность как нормальное выражение человеческой сексуальности и приглашает геев и лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов присоединяться к реконструкционистским общинам и полноценно участвовать во всех аспектах жизни общин. Реконструктивистский раввинский колледж (иешива) принимает геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов на свои раввинские и канторские программы обучения наравне с гетеросексуалами. Ассоциация реконструктивистских раввинов (АРР) поощряет своих членов проводить церемонии однополых бракосочетаний, однако не требует от своих членов обязательно делать это, оставляя этот вопрос на личное усмотрение каждого раввина.  

Царь Давид и Йонатан (в нашей синодальной Библии - Ионафан)

Среди верующих иудеев, являющихся ГЛБТ, распространена трактовка библейского сюжета о дружбе Давида и Йонатана, сына царя Саула, как истории однополой любви. В Танахе (I Самуил 16:12) говорится, что когда пророк Самуил потребовал, чтобы Ишай привёл к нему своего сына Давида, Самуил был поражён красотой юноши.

После того, как Давид убил Голиафа, он беседовал с царём Саулом. И потом «Душа Йонатана стала привязана к душе Давида, и Йонатан любил Давида как самого себя». Саул забрал Давида на войну и не разрешил ему вернуться домой. Перед этим Йонатан и Давид заключили священный союз, потому что Йонатан любил Давида как самого себя. Далее Тора повествует о том, что Йонатан подарил Давиду свою тунику, свой головной убор, свой меч и даже свой пояс. Давид пошёл туда, куда царь Саул послал его, и был успешен в битве. После этого Саул назначил Давида своим военачальником. Давид был любим всем народом и министрами царя Саула.

Хотя Йонатан был всего лишь сыном и наследником царя Саула, он смог дать Давиду должность, достойную его, поскольку очень любил его.

После смерти Йонатана царь Давид очень сильно скорбил по нему: «Я очень скорблю по тебе, мой брат Йонатан, ты был прекрасен для меня, твоя любовь для меня была восхитительнее любви женщин» (II Самуил 1:26)

Этот стих ничего не говорит о любви Йонатана или Давида к женщинам. Давид был во внебрачной cвязи, а затем в браке с Бат-Шевой (в синодальной Библии - Вирсавией, прим. ведущей рассылки). Талмуд говорит, что внебрачная связь Давида и Бат-Шевы не считается супружеской изменой (то есть не была сексуальной, не было пенетрации), и что Давид был прощён за это. Это была единственная связь Давида, которая осуждена в Торе как порочная, согласно пророку Натану. Из этого вытекает, что связь Давида и Йонатана Торой не осуждалась и порочной не считалась.

Критики этой легенды указывают, что в Торе нет никаких прямых указаний на то, что связь Давида и Йонатана могла иметь гомоэротический и тем более гомосексуальный характер, и говорят о том, что это могла быть и скорее всего была просто крепкая, но совершенно невинная мужская дружба.

В свою очередь, представители ГЛБТ, поддерживающие такое толкование легенды о Давиде и Йонатане, отмечают, что столь нежная и крепкая мужская дружба сама по себе может быть гомоэротической или может скрывать под собой платоническую любовь, и часто является просто эвфемизмом для гомоэротических или платонических отношений двух мужчин.

Конгрегация Симхат Тора

Межконфессиональная конгрегация геев и лесбиянок в Нью-Йорке: см. Конгрегация Симхат Тора

По материалам Википедии

Новости

Блог «Записки еретика» в очередной раз переименован в «Либеральную религию и права ЛГБТ». Тема ЛГБТ будет приоритетной, хотя и не единственной темой этого нашего блога.

Закончена страничка отдельного сайта, где ранее планировалось размещать книги Александра Грайцера, но сейчас планы изменились: там размещён его музыкальный альбом: см. Музыкальный альбом Александра Грайцера

Новости блога "Либеральная религия и права ЛГБТ" (ранее - "Записки еретика"):

Свободомыслие, вып. 31 («Некоторые христианские вопрошатели»: продолжение книги Дж.Робинсона «Быть честным перед Богом»)

В Нью-Йорке однополая пара обманула чиновника и заключила брак

В 2008 году число убийств по причине ненависти к представителям ЛГБТ в США сильно возросло

«Что плохого в дружбе священнослужителя с женщиной? Разве он не человек?»

Первая лесбиянка России сочеталась браком под хупой в Израиле

Фундаменталисты проиграли: суд постановил снять с телеканала "2х2" обвинения в экстремизме

Калифорнийская школа, запретившая школьнице читать доклад о Харви Милке, принесла извинения

Гей-парад и однополые свадьбы под знаком 100-летия Тель-Авива

"Солидарность": мы не геи, геи не мы

Пишите нам нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!


В избранное