Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 43/2009-03-30

Дорогие друзья!

Сегодня мы хотим продолжить рассмотрение истории прав человека. Но кроме этого, спонтанно появилась небольшая заметка, написанная для журнала "Записки еретика". Эта заметка является реакцией на одну из сегодняшних новостей. Поэтому сейчас я приведу эту новость, затем - свою небольшую заметку и уже после этого - продолжение истории прав человека.

"Беснование" мракобесов РПЦ

Патриарх предостерег от бесовской свободы

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что неверное понимание свободы, наблюдаемое в современном обществе, несет опасность массового беснования, когда миллионы людей "порабощают свой разум дьявольскими мыслями", пишет агентство "Интерфакс".

"Разве сегодня не подчиняют люди свой разум опасным и греховным идеям? Сегодня многие идеологии используют богодарованную свободу человека для того, чтобы человека превратить в зверя, чтобы со ссылкой на свободу раскрепостить греховное, инстинктивное человеческое начало", - заявил патриарх во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя.

Глава Русской православной церкви осудил современную литературу и СМИ, которые стали носителем этой порочной идеологии, трактующую свободу, как возможность жить "как хочется" на основе инстинктивных желаний.

"Стереотипы вкладываются в сознание людей с помощью СМИ, и миллионы людей порабощают свой разум дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми", - сказал патриарх.

Дьявол стал действовать тоньше и разумнее, признал Кирилл. Одержимые им уже не выглядят как явно психически нездоровые люди. Тем не менее, они по прежнему остаются подчиненными злой воле и воздействуют на других людей. В этой связи, считает патриарх, одной из главнейших задач Церкви заключается в том, чтобы "говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного дьявольской силе".

Российская православная церковь за последнее время достаточно плотно начала "наседать" на "свободы современного человеческого общества". Так в феврале этого года епископ Пермский и Соликамский Иринарх выступил с осуждением попыток насадить российским детям и молодежи идеологию толерантности.

По его мнению, в действительности то, что сегодня понимается под этим словом несет в себе "всякие гадости" и не соответствует нравственным и культурным представлениям, а также традициям. Он призвал всех сограждан, в особенности родителей, бороться с попытками привить детям и молодежи идеологию толерантности, с помощью которой некие силы пытаются трансформировать православную культуру под западные мерки и представления.

"Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию", - заявил архиерей.

Сам термин "толерантность" был лукаво подменен на другое понятие - "готовность". Слово "толерантность" обозначает "полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который "во зле лежит", включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям".

Источник: http://point.ru/

Комментарий к "беснованию" мракобесов

Вообще-то я в целом стараюсь соблюдать корректность и редко позволяю себе резкие слова.
Но в некоторых случаях по-другому сказать просто невозможно.

В опубликованных словах партиарха РПЦ - вся слабость института церкви в реальном воспитании нравственности и яркая показательность, что ничем, кроме давления и политики полицейских запретов, этот институт влиять на общество не способен. Причём неспособность эта была уже в дореволюционные времена. Давление и запреты начинались уже тогда. Причина проста: когда церковь стремится к монополии (а в царской России она и не стремилась, а и так была государственной), она делается тоталитарной. Она уже не в состоянии призвать людей так, как это делал Иисус, говоривший: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас... Ибо я кроток и смирен сердцем".

Церковь, жаждущая монополии и власти, по определению не может быть "кроткой и смиренной", ибо кроткие и смиренные по определению не рвутся к власти. К власти же рвутся те, кто готов "расталкивать локтями" и даже "пинать ногами" своих конкурентов. К власти (особенно в странах, лишённых либерального опыта, к каковым принадлежит и Россия) рвутся те, кто готов "стукнуть кулаком о стол" и сказать: "Всё будет так, как я решил, и точка", а несогласным затыкать рот.

Но, быть может, кто-то возразит: "А разве может быть иначе?"
Может и должно. Потому что люди - не быдло.

В чём слабость моральной позиции РПЦ, возможно, спросят некоторые. Разве церковь не должна призывать к нравственности?

Вот тут-то и начинается главная трудность. Что есть нравственность? "Любовь есть исполнение закона" - сказано в Новом Завете. Любовь не растаптывает ближнего, а, напротив, протягивает ему руку помощи. Даже если ближний действительно сделал что-то недолжное. Иисус защитил женщину, которую религиозные ханжи хотели побить камнями за безнравственное поведение. Причём в Евангелии ясно показано, что Иисус защитил её, не требуя от неё никаких условий, то есть не пускаясь в "благочестивое" словоблудие о любви к грешнику и ненависти к греху, о необходимости следовать "традиционной морали", и даже не пытаясь призвать её к покаянию (!!!).

В Евангелии существует множество подобных мест, рисующих портрет Иисуса в виде ненавистного религиозным фундаменталистам гуманиста. Он ест и пьёт с мытарями и блудницами, чем вызывает особые нарекания ханжеских фарисеев. И ещё раз повторю: НЕТ требований к этим людям об изменении их жизни. Некоторые менялись, видя к себе такую безусловную любовь, некоторые наверняка не менялись. Похожа ли политика РПЦ на пример Иисуса? Призыв к нравственности без реальной любви ещё более безнравственен, нежели любой другой грех.

Вторая трудность в том, что есть базовые представления о добре и зле, непреходящие ценности, и есть ценности, свойственные тому или иному времени и культуре. Непреходящие ценности, опять-таки, сводятся к любви к ближнему: "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы он поступал с тобою; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе". Это абсолютно универсальное правило, которому вполне может следовать совершенно нецерковный человек. Вот эти самые непреходящие ценности и необходимо проповедовать. Они и есть основа нравственности.

Церковь же вместо проповеди непреходящих ценностей провозглашает какие-то "традиционные", подчёркивая самим этим словом, что они связаны с традициями, а не с реальной жизнью современного человека. Чего только стоит фраза патриарха, что инстинкты человека греховны!

Между тем, современная наука говорит о том, что даже у животных присутствуют некоторые аналоги морали. На инстинктивном уровне! Инстинкт не может быть греховен. Это был бы нонсенс. Природа устроена очень разумно. (Кстати, лучше бы церковь сосредоточила своё внимание на этом, так как эта идея подводит к вере в Творца).

По мнению патриарха, народ - это бездумное быдло, идущее на поводу у СМИ.
А между тем, христианство учит, что человек является образом Бога, и этот образ сохраняется в любом. Поэтому на человека (любого!) подобает смотреть не как на нечто мерзкое и падшее, а наоборот, - увидеть в каждом (!!!) образ и отблеск Божественного.

Тут, конечно, можно начать полемику с традиционно-консервативными идеями о том, что человек падший, природа его греховна и т.п. Я в этом отношении могу сказать главное: в Евангелии нет подобных идей (они появляются в учении Павла, да и то не так красочно, как рисуют некоторые позднейшие проповедники). Евангелие вообще парадоксально: Иисус любит "безнравственных" людей и очень эмоционально-резко обрушивается на "благочестивых" книжников и фариссев: "гробы окрашенные", "змеи, порождения ехидны" и т.п. С чего бы это?

Помню, в своё время, когда я пыталась писать на христианский форум ЕзусХрист, там особо "продвинутый" "борец с ересями" недоумевал, почему я позитивно пишу о нецерковных людях и негативно о воцерковлённых христианах. В его представлении, вероятно, как и в представлении патриарха, у верующих над головами сияют "нимбы святости", в то время как неверующие и внецерковные люди прямиком направляются в ад.

"Что ты смотришь на соринку в глазу ближнего, а бревна в своём глазу не замечаешь?"
Иисус был измучен и убит такими "благочестивыми" практикующими верующими и "борцами с ересями".
Их наследники во все времена ходили в храмы и надевали на себя рясы, некоторые даже добрались до патриаршего престола...

Елена Преображенская

История прав человека: век Просвещения

Естественное право

Итак, мы убедились: мысль о том, что люди почему-то обладают какими-то правами, не является для человечества совсем уж новой. Концепция индивидуальной свободы как ценности — духовной, но и социальной — в течение по крайней мере двух с половиной тысячелетий была предметом дискуссий среди философов, религиозных писателей, ученых правоведов. Иногда эти дискуссии оставались игрой ума, интеллектуальными упражнениями просвещенных одиночек; впрочем, представления о свободе и несвободе, заложенные в той или иной религиозно-философской системе, исподволь влияли на мироощущение достаточно широких слоев населения. Бывало и так, что (в определенные эпохи и для определенных социальных групп) эти представления воплощались в юридические нормы — права, свободы, привилегии.

Ренессанс, Реформация и Контрреформация, абсолютистские монархии позднего Средневековья с их претензией на божественный источник государственной власти необычайно актуализировали в сознании европейцев проблему личной свободы и общественной справедливости. Но лишь в XVIII столетии, названном Веком Просвещения, было предложено внешне простое решение этой проблемы: мысль о естественном законе, высказанная еще древнегреческими философами и подхваченная многими христианскими богословами (от бл.Августина до Фомы Аквинского), оформилась в стройную теорию естественного права. Теория эта опиралась на выдвинутую просветителями гипотезу о естественном состоянии человеческого общежития в догосударственный период.

Новое натурфилософское обоснование концепции, тесно связавшее «естественный закон» с социальной и правовой идеей гражданского равенства, позволило сформулировать и систематизировать первоначальное понятие об универсальных — неотчуждаемых и неотъемлемых — правах каждого человека, принадлежащих ему от рождения и до смерти.

В Западной Европе и в Северной Америке идея прав человека рассматривалась как антитеза привилегиям феодального общества (и тем самым была органически связана с идеей гражданского равенства) и произволу абсолютистских монархий (и, стало быть, предполагала господство закона). Одновременно эта концепция как бы продолжала средневековую традицию «вольностей» и «свобод», расширяя их действие на всех граждан.

Исторически первыми в перечне гражданских прав и свобод стали свобода совести (естественный результат двух с лишним столетий религиозных распрей и притеснений), и логически вытекавшая из нее свобода слова (первоначально — как свобода проповеди). К тому же времени относится и утверждение свободы собственности (прежде всего — как свободы от произвольных конфискаций со стороны правительства).

Во многих европейских странах шла борьба за участие граждан в управлении государством — или за расширение такого участия. В конце XVIII века под влиянием новых философских учений возможность этого участия была также провозглашена одним из политических прав граждан и расширена вплоть до права на выбор формы правления.

В конце столетия концепция прав человека — это, казалось бы, чисто философское, умозрительное понятие — была одной из главных движущих сил двух великих революций: в Северной Америке и на европейском континенте. И когда старый режим в одних странах был сметен, а в других — вынужден приспосабливаться к резко изменившейся исторической реальности, это понятие послужило теоретической и отчасти правовой основой для нового, демократического общественного устройства. Либеральная идеология и политическая демократия превратились в своего рода «гражданскую религию» западной цивилизации, а права человека стали фундаментом этой новой религии, не покушавшейся, впрочем, на отмену старых религиозных верований.

Предшественниками французских просветителей, на которых чаще всего ссылаются как на основоположников нового взгляда на общество и человека, были английские философы XVII-XVIII столетий — прежде всего Джон Локк и Томас Гоббс. Взгляды этих последних не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях они даже противоположны. Так, Локк считает права и свободы человека первичной ценностью, а законодательные ограничения этих прав и свобод — вторичными, основанными на соглашении. Напротив, Гоббс утверждает, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина — в противном случае наступает хаос и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, распространяется лишь на те случаи жизни, которые не регулируются законом.

Обе точки зрения нашли в дальнейшем своих последователей. Взглядов близких Гоббсу придерживался, например, Шарль де Монтескье, французский философ-энциклопедист, один из создателей современной теории государства. Одним из самых ярких сторонников теории Локка был английский публицист-революционер Томас Пейн, автор знаменитого памфлета «Здравый смысл», участник Американской и Французской революций.

Писатели и философы, радикально изменившие представления человечества о себе самом, вряд ли сами верили в то, что проблемы, над которыми безуспешно бились лучшие умы древности, разрешены окончательно и бесповоротно. Так, Жан-Жак Руссо, предтеча и идеолог Французской революции, чувствовал незавершенность новой общественной философии. Его беспокоило не разрешенное до конца противоречие между индивидуальной свободой и правами личности, с одной стороны, и так называемым. «общим благом» (реализуемым государством) — с другой. Пытаясь снять это противоречие, Руссо выдвинул теорию «общественного договора».

Руссо вновь возвращается к вопросам, которые мучили античных философов — о разнице между естественным неравенством и неравенством политическим. Последнее представляется ему ошибкой истории, следствием порочного пути, по которому пошла человеческая цивилизация, узаконив право собственности. «Золотой век» человечества сменился войной всех против всех, и, чтобы прекратить эту войну, люди учредили политическую власть, основанную на соглашениях. Но, в отличие от Гоббса, Руссо считает современный ему общественный строй результатом извращения этого соглашения, узурпацией власти, переданной суверену на определенных условиях. Возвращение в «естественное состояние», не знавшее собственности и власти, представляется ему невозможным; но возвращения к условиям «общественного договора» он хочет и требует. Иными словами, он объявляет неправомерным безраздельное господство суверена (т.е. верховной власти) над обществом («народом») в целом. Отношения господства и подчинения между властью и отдельным гражданином, по Руссо, также неправомерны, но — лишь как следствие исходной узурпации.

Вопрос о том, до какой степени дозволяется господство над личностью «законной» власти, установленной в соответствии с принципами «общественного договора», остается открытым до тех пор, пока не будут прояснены сами эти принципы. Здесь учение Руссо становится несколько туманным. С одной стороны, свобода личности относится к ценностям «естественного состояния»; с другой — она является частью «общего блага» и в качестве таковой — предметом забот правительства, основанного на «общественном договоре» и выражающего «общую волю». Несвобода — это зависимость одного частного лица от другого; она отнимает гражданина у государства и потому дурна. Зависимость личности от «общей воли» Руссо вообще не склонен рассматривать как несвободу.

По существу теория Руссо — не что иное, как попытка компромисса между принципами естественного права и «теорией соглашения». Вслед за Платоном, Руссо отождествил «общее благо» с «добродетелью», отведя последней роль как бы регулятора и ограничителя личной свободы. Конфликт интересов между личностью и обществом (нацией, государством) разрешается тогда очень просто: в идеальном государстве интересы личности, противоречащие «общему благу», противоречат и добродетели, а потому не могут рассматриваться как законные права. Таким образом, уже в теории Руссо намечается поворот в сторону ценностей коллективизма, национализма и этатизма.

В дальнейшем подобную эволюцию проделали многие философы, социологи и политики — от Гегеля и Фихте до Ленина и Муссолини. Но и на исходе XVIII столетия попытка воплощения руссоистской утопии в жизнь обернулась якобинским террором 1793–1794 гг.

Продолжение следует...

Новости блога "Записки еретика"

4 апреля состоится митинг против строительства мусоросжигательных заводов

30 марта (дата для 2009 г.) - индийский праздник: день рождения легендарного царя Рамы

Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2008 году

Японским геям и лесбиянкам разрешили заключать однополые браки с иностранцами

Кошерная йога

Девять из десяти украинцев называют себя верующими

В России проходят протесты против ввоза ядерных отходов

"Беснование" мракобесов РПЦ (Патриарх предостерег от бесовской свободы)

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное