Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 35/2009-03-01

Дорогие друзья!

Мы продолжаем читать книгу Александра Грайцера "Гений игры". (Предыдущие главы книги см. на форуме сайта "Путь в бесконечность": Александр Грайцер. Гений игры).

О ЦЕНЕ 

      Существует такое выражение – «За все нужно платить». Это верно. Конечно, мы не платим за подарки и дары. Но зато мы платим за достижения. Как много мы платим за наши достижения! И деньги – это может быть, последнее, чем мы  платим в данном случае.

       Чтобы чего-то достичь, мы вкладываем труд и платим затраченными усилиями. Часто платим огорчениями, болью, надорванным здоровьем и страданиями. Мы платим цену за каждое достижение и за каждый успех. За большие достижения нужно платить очень большую цену.

        А как вы хотели? Чтобы человеку все давалось легко, и он бы не платил полной цены? Вряд ли бы из этого получилось что-либо хорошее. К примеру, когда я учился в школе, а потом в институте, мне легко давалась учеба. Но разве я чему-нибудь толком научился? Нет. Легкость расхолаживала меня, я не прилагал усилий, откладывая их на потом. На последнюю ночь перед экзаменом.

        В последнюю ночь я забивал голову всякими сведениями на скорую руку, сдавал экзамен и тут же забывал прочитанное. Так я учился. Так, впрочем, училась большая часть студентов. Спустя рукава.

       Мы смотрим на окружающих и сравниваем себя с ними. Если нам что-то дается легче, чем остальным, мы превозносимся над ними,  а если, наоборот, дается тяжелее, мы страдаем от комплекса неполноценности. Мы слишком зависим от нашего окружения и позволяем ему господствовать над собой. И если окружение заражено инфантилизмом, то и мы зачастую подчиняемся ему. Но все мы находимся в неравных условиях. У кого-то больше способностей, у кого-то – меньше. У одного есть большие возможности, у другого – их почти нет. Поэтому важно  на самом деле только одно – цена, которую мы платим. Лишь цена свидетельствует о реальности Пути.

         Со мной в комнате студенческого  общежития жил парень, лет на пять старше меня. Он учился играть на гитаре и, глядя, как он неуклюже переставляет пальцы на грифе, я внутренне смеялся над ним. Он очень старался, но у него не получалось. То, что я умел делать запросто, он достигал огромными усилиями.

     Но я тогда ничего еще не знал о значении цены. Не подозревал о том, что мой сосед находится, куда в более выигрышной ситуации, нежели я.

     Есть такое понятие – самоотдача. Ты отдаешь себя без дураков, по серьезному, отдаешь свое время, затраченное на труд, усилия, терпение, и взамен получаешь знания, умения, навыки.…  Отдал – получил. Соответственно, если не отдал, то и не получил. Остался ни с чем.

     Еще есть понятие – сопротивление материала. Такой предмет учат в технических ВУЗах. Но сопротивление есть не только у металлов. Оно есть у всего живого. В человеке есть огромное сопротивление, направленное против его развития. Сопротивление лени, косности, невежества, ограниченности. Сопротивление плоти, которая хочет комфорта. В момент преодоления этого сопротивления, и происходит самоотдача. Тогда открывается второе дыхание, а потом и третье, четвертое…Человек преодолевает себя, значит, он растет духовно, интеллектуально, творчески. Преодолевая себя, человек созидает себя, формирует, воспитывает. Он вкладывает себя в дух, в характер, в совершенствование. 

   Поэтому за всякое полученное знание, умение, опыт человек платит. Платит усилиями, часто ошибками, неудачами и поражениями. Миф о Сизифе, поднимающем в гору камень, который вновь и вновь срывается у самой вершины и катится вновь к подножию горы, прекрасно иллюстрирует эту мысль.

        Сизифа можно считать неудачником и постоянно  проигрывающим. Но что такое поражение? Это ситуация, в которой мы не достигли успеха. Плохо это или хорошо? Смотря, с какой стороны посмотреть.

         Плохо, потому что человек не достиг ожидаемого результата. И, безусловно, хорошо с точки зрения того, что он получил определенный опыт. Ведь если произошла самоотдача, значит, он что-то получил, не правда ли? Опыт понадобится ему в следующей попытке. А характер тогда выковывается, как клинок.

         Сколько раз я заходил в тупик, творя свое очередное произведение! И уже набил себе в этом руку. Опыт, полученный мной в таких ситуациях, говорит, что при тупике ничего страшного не происходит. Отчаиваться не нужно. Тем более не следует опускать руки. Через некоторое время тупик обязательно разрешается и выход непременно находится. Как будто что-то происходит с хрусталиком глаза. Он немного поворачивается, и ты начинаешь видеть то, чего не видел раньше.

          А может быть, что-то происходит с сердцем, с духом? Ты заплатил усилием преодоления себя, и вот теперь получаешь награду в виде открывшегося выхода из тупика. Вернее входа в неведомое ранее. Ты начинаешь видеть то, чего не видел раньше. Уметь то, чего не умел. Делать то, чего не делал. Поэтому один из законов творчества гласит – «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». (Борис Пастернак).

      Всякое поражение чревато, беременно победой. И если ты после поражения, вновь  продолжаешь усилия, это значит, то ты уже победил! Ведь без уплаты цены ты ничего не достигнешь. Вот почему самоотдача, заплаченная цена,  является истинным критерием творчества. Самым верным его критерием.

      И не беда, что самоотдача, как правило, не видна окружающим. Что жюри различных творческих конкурсов оценивают произведения совсем по другим критериям. Зато сам творец прекрасно чувствует, присутствует ли в его труде самоотдача или нет. Окупаются ли его усилия или нет.

      Рано или поздно плоды самоотдачи проявятся наружу и тогда окружающие смогут оценить достоинства творца. Но пусть его самого это обстоятельство особенно не волнует, как не волнуют отзывы читателей.

      «Поэт!… Хулу и похвалу приемли равнодушно, и не оспаривай глупца!» (А. Пушкин). Потому как главным критерием творчества остается самоотдача.

ОБ ОТВЕРЖЕНИИ

    Говорить об отвержении трудно.

   Отвержение – это своего рода болезнь, вроде проказы, за которую в древности человека изгоняли из общества. Ходить с печатью отверженности среди людей, согласитесь, не очень приятное ощущение. Так, какую же интонацию выбрать для рассказа?

   Используешь много патетической краски, - могут обвинить в создании культа собственной личности, в заявке на  памятник из бронзы еще при жизни.

   Выберешь слишком облегченный, поверхностный тон, - погрешишь против истины. Потому что настоящее отвержение, пусть и в небольших масштабах, - это всегда серьезно, больно, порою страшно, во всяком случае, обидно и непредсказуемо. Человек в таких испытаниях, как сказал поэт, натягивается как струна тугого лука. Конечно же для того, чтобы выпустить стрелу! Разве что добавить в рассказ немного юмора.

 Вы помните, например, с каким нескрываемым удовольствием зицпредседатель конторы «Рогов и копыт» Функ повествовал о своих многочисленных отсидках. О том, как он сидел при Керенском. А как прекрасно он сидел при царе Николае! А как он сидел при…ну и так далее. Сидеть в тюрьме, оказывается, выгодное дело!

      Я помню, как я болезненно пережил  чувство отвержения в первый раз. Где-то на Арбате, не помню, в каком году, в каком-то молодежном театре объявили набор в труппу. Там были конкурсные испытания, и соискатели придумывали этюды. Поставил свой этюд и я. То, что я сделал, мне самому понравилось. Потому как в этом был творческий акт, импровизация, элемент новизны, вдохновение. Однако меня не взяли. Ну не взяли, с кем не бывает. Не прошел, как говориться, по конкурсу. Значит, были более достойные кандидаты. Но был один существенный момент. Заседание совета, решавшего судьбу претендентов, длилось очень долго. Пять или шесть часов. Все недоумевали – почему так долго. Никогда так не было. Потом вышла девушка и объявила результаты. Когда ее спросили, - почему так долго решали, - ответила, что почти все время спорили об одной кандидатуре – моей. А значит, в совете были те, кто меня понял и оценил.

     Одно дело, когда отвергают заслужено,, и совсем другое – когда незаслуженно. Тогда сразу возникают мысли о несправедливости жизнеустройства. И  жизнь обесценивается в твоих глазах. Помню, сразу после этого, мне захотелось сделать какую-то гадость. И, кажется, я таки сделал ее. Чем, разумеется, подтвердил правоту тех, кто голосовал против меня. Отвержение ожесточает человека.

   Человек во время отвержения испытывается на прочность. И никто не может предсказать, выстоит он или сломается? А еще человек в такое время особенно подобен горшку на кругу, который лепит рука Мастера. Если получится горшок, созданная форма закаляется на огне в печи и сосуд используется в деле. Не получится – разбивается на мелкие осколки и опять идет в переплавку.

   Потом мне нередко приходилось бывать отверженным. Целая череда отвержений, или точнее сказать, одно большое перманентное отвержение, буквально по пятам преследовала меня, когда я стал верующим. Впав в немилость к начальству в своей первой общине, за то, что критиковал порядки, а точнее, беспорядки, я в дальнейшем вынужден был скитаться по разным общинам. Но молва шла впереди меня. Прослыв бунтарем, разрушителем церкви, возмутителем спокойствия, приходя в какую-нибудь общину, я встречал настороженный взгляд и недоверчивое отношение. Да, и, наверное, я уже сам стал с настороженностью и недоверчивостью относиться ко всякой религиозной организации или структуре.

    Так продолжалось до тех пор, пока я не понял одну истину. Нуждаясь в религиозной общине, я делаю себя слабым и зависимым от нее. Отвержение – это цена истинной свободы и независимости. Цена, которую я должен был заплатить до конца, чтобы подтвердить право личности на свой путь, право быть самим собой. Вас должен отвергнуть этот мир и тогда вы получите доступ к Царству Божьему. Я не хочу быть никем иным, кроме как самим собой. Я не хочу плясать под чужую дуду и петь с чужого голоса. Как поет Андрей Макаревич – «Не надо прогибаться под изменчивый мир, когда-то он прогнется под нас».

     И когда я понял это, мне стало легко. Я научился обходиться сам. Я понял, что те, кто отвергает тебя, просто мстят тебе, мстят чаще всего неосознанно. Мстят за то, что ты не такой как они. Что ты – свободный, позволяешь себе быть иным, таким, каким ты сам хочешь. Они себе такую роскошь позволить не могут. Они сдались на милость победителям.

    Так нищие завидуют богатым, а рабы – свободным. И это нужно просто принять к сведению. Так устроен мир. Отвержение надо понять и принять, тогда оно становиться благом.

   Перестав искать понимание у людей, ты становишься мудрым. Перестав искать поддержку у людей, становишься сильным. Перестав искать одобрение у людей, становишься независимым. Чтобы быть верным Творцу или Творчеству нужно быть свободным, независимым от всего остального. Цена свободы – отвержение. Какая большая цена! Но, что поделать, таковы расценки.

Продолжение следует...

Новости блога "Записки еретика"

Доклад Госдепа США о состоянии прав человека в мире в 2008 году: Россия

Ганс Кюнг: "Церковь рискует превратиться в секту"

Воронежский облсуд оправдал насилие над школьником: его заставляли целовать крест

Ватикан не принял извинений епископа-антисемита

Скандально известный епископ-антисемит изгнан из Аргентины

Скандальный фильм "Фитна" изображает лицо религиозного фундаментализма

Англо-голландский скандал: виноват антиисламский фильм

Миссионер Церкви Объединения выиграл в Страсбургском суде иск против России

Обращение Его Святейшества Далай-ламы по случаю наступления тибетского нового года 25 февраля

Индуисты выразили почтение Шиве и помолились за Гребенщикова

Сегодня (25 февраля) у католиков «пепельная среда» - начало  Великого поста

Транссексуальная американка отстояла свое право быть офицером полиции

Премия Нивано присуждена ВИЧ-инфицированному священнику из Уганды

Премьер-министр Израиля извинился за шутки над Иисусом и Марией

Немного о китайской пропаганде

Всемирный конгресс против гомофобии пройдет в мае в Париже по инициативе правительства Франции

Шон Пенн получил “Оскара” за роль первого американского политика-гея Харви Милка

Гей-парад в Тель-Авиве пройдет в рамках празднования столетия города

Калифорния. Дочь-школьница защищает своих родителей-лесбиянок

К 200-летию Чарлза Дарвина

О вегетарианстве

Об истории дня святого Валентина

Празднование дня всех влюблённых в России

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное