Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 39/2009-03-15
Дорогие друзья!
Сегодня, как обычно по выходным дням, мы продолжаем публикацию книги Саши Грайцера "Гений игры". (Предыдущие главы см. на сайте "Путь в бесконечность": Александр Грайцер. Гений игры).
ЧАСТЬ 4
РИСУНОК
(Об инструментах творческого процесса)
О ФОРМЕ
Чтобы опыт, который вы накопили, или содержание, которым вы обладаете, стал фактом творчества или произведением искусства, нужно придать ему соответствующую форму. Процесс придания материалу формы, собственно и называется искусством.
Ваша история, ваши мысли и чувства должны быть выражены в определенной форме,проявляющейся в стиле подачи, виде и жанре творчества. Точно так же, как характер человека – это форма его
Личности. В этом разделе мыпоговорим о том, что имеет отношение к форме, то есть, охарактере произведения, о видах и жанрах творчества, о языке и о стиле.
Вы хотите написать статью или сочинить рассказ? Написать песню или создать симфонию? Снять фильм или поставить спектакль? Вылепить скульптуру или нарисовать картину?
Выбрав вид искусства – кино, литературу, поэзию, театр, телевидение, скульптуру и т.д., вы можете подумать над жанром.
Что вам больше подходит - драма, комедия или трагедия? Батальное полотно или скромный портрет? Едкая сатира или лирическая элегия? Репортаж, а может быть, просто анекдот?Жанр зависит от вашего отношения к содержанию. Что вы хотите сказать или выразить? Поплакать или посмеяться? Поразмышлять над жизнью или настроить душу на возвышенный лад? Воздать хвалу Творцу и творчеству, гневно осудить
и заклеймить недостатки, или помиловать и оправдать? Ваше отношение к содержанию выражается через форму так же, как слезы проступают через глаза, а смех – через голосовые вибрации.В творчестве, в искусстве вопрос формы – это главный вопрос. Форма в искусстве – это его смысл. Она неотделима от содержания, и разрушив форму, вы разрушите и содержание.
Чтобы убедиться в этом, разбейте сосуд, в котором содержится вино, и вы разольетесамо вино. Лишите табуретку ее формы, и табуретка перестанет быть табуреткой и станет грудой досок или металла. Изменяя форму предмета, мы изменяем сам предмет.
Поэтому через форму творец выражает свое видение. Форма – это видение, то каким вы видите объект творчества.
У каждого человека – свое видение. Одно и то же явление люди воспринимают по-разному. Они все иначе видят. У человека, допустим, умерла теща. Один будет скорбеть по этому поводу, а другой, наоборот, порадуется. Один согнется под бременем горя, а другой свободно вздохнет, избавившись от тяжкого бремени. Один будет считать расходы на похороны, экономить каждую копейку, а второй отдаст все, лишь бы похоронить по-человечески.
Жизнь полна всяческих разнообразнейших форм, потому что она полна разнообразнейшими отношениями к ней. Но каждый раз появляются все новые и новые.
Молодое вино требуетновых сосудов для хранения, потому что старые сосуды не могут удержать его силы. Молодежь не хочет одеваться так, как одеваются ее родители, потому что молодежь уже иная. У нее другие ценности, другое мировоззрение, иной менталитет. Жизнь не стоит на месте. И поэтому искусство постоянно развивается. Строгую классическую форму сменяет авангардизм. И черный квадрат Малевича
“вырастает” из Моны Лизы.
Вообще это мучительный процесс, когда творец, полный идей и содержания, ищет для него подходящую форму. Хотя иногда это происходит легко. Говорят, что Менделеев увидел свою знаменитую таблицу химических элементов во сне. Но неизвестно, сколько времени он перед этим думал о ней, сколько лет вынашивал саму идею.Кто-то получает необходимую форму в виде откровения или озарения. Или видит форму
будущего творения внутренним взором. Кто-то интуитивно чувствует ее, как беременная женщина чувствует толчки своего плода. Другой пытается найти форму экспериментальным путем, методом проб и ошибок, исписывая груды бумаги или изводя километры пленки.
Процесс создания произведения вообще напоминает роды. Сначала душа оплодотворяется идеей. Потом следует вынашивание замысла, которое может длиться очень долго, годами или даже десятилетиями. И, наконец, сами роды, создание произведения, которое появляется на свет и громко возвещает о себе, как младенец-крикун на родильном столе.
Если форма выбрана правильно, она легко заполняется содержанием. Те, кто занимаются творчеством, знают это. Многие писатели, художники, ученые, артисты говорят о том, что в процессе творчества их будто кто-то или что-то ведет. Замысел, словно скелет, который быстро обрастает мясом в процессе воплощения. Найти оптимальную форму – это обрести целостность. Это все равно, что исцелится от болезни или разрешится от бремени. Женщина,
когда рождает, терпит скорбь, но, родив, забывает боль от радости. Так и творец, создав точную форму в муках творчества, вновь становитьсяцельным и единым. Он достиг гармонии. И на какой-то момент ему показалось, что он достиг совершенства. Стремление к совершенству – вот стимул творца! А совершенная форма – его награда.
СОТВОРЕНИЕ ФОРМЫ
Прекрасный образ творца, используемый в Библии – это гончар, изготавливающий свой сосуд. Сосуд – это форма, в которой идеальным образом вмещается содержание. Но прежде чем приступить к изготовлению сосуда, гончар подготавливает материал для изготовления формы – глину.
Мастер работает с породой (материалом), добавляя в нее воду, строго соблюдая пропорции. Если добавить слишком много воды в породу, глина станет слишком мягкой и не будет “держать” форму. Но если воды слишком мало, то материал останется слишком тверд и плохо будет поддаватся обработке.
Когда я обратился к Богу, я был буквально растоплен Божьей любовью и благодатью. Став мягким и поддатливым, как глина, я был приготовлен для того, чтобы рука Высшего мастера вылепила из меня нужный Ему сосуд.
Однако, когда форма сосуда вылеплена, она подвергается обжигу на огне, чтобы выпарить из нее воду, и сделать форму крепкой и способной “нести” нужное содержание. Роль огня играют всевозможные испытания, лишения и трудности, встречающиеся на пути человека. Испытания посланные ему промыслом Творца. Таким образом, человек является в руках Творца своеобразным произведением искусства. Рука Мастера лепит его непостижимым образом, потому
что порода человека обладает самостоятельной волей и может идти наперекор своему Создателю. Порою материал трудно поддается обработке и оказывает Творцу серьезное сопротивление. В результате форма получается непригодной для употребления. И мастеру не остается ничего другого, какразбить сосуд и отправить его на переплавку.
Поэтому быть мягкой, податливой глиной в руках Творца способен тот, кто ищет истину и выражает ее своей жизнью.
Сайт "Путь в бесконечность" переименован в "Каруна: путь сострадания и любви". Теперь он будет направлен на проповедь сострадания и любви. Добавлены материалы:
Добавлено два документальных фильма (небольшие по времени) о Льве Толстом и о Махатме Ганди. Оба - с кадрами хроники. А так же добавлен неплохой музыкальный ролик: антивоенная песня. См. в разделе Видеофильмы и видеоролики.
На главной странице сайта размещён видеофильм «Что такое активное ненасилие?»
До следующих виртуальных встреч!
Будьте успешны и счастливы!
Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы наФорум
Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей