Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 26/2009-01-25

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги Александра Грайцера "Гений игры".

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО

И ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИМ ЗАНИМАЮТСЯ? 

      Я убежден, что  каждый человек, так или иначе, творит. Не в одном, так в другом. Понаблюдав за людьми, можно убедиться, что творить, быть творцом является глубочайшей потребностью каждого человека.

    Ведь любое дело можно превратить в творчество. К примеру, сделать домашнее задание по математике ученик может по-разному. Списать у соседки-отличницы, или открыть оригинальный способ решения задачи. Но почему большинство, по крайней мере, многие предпочитают списывать и ходить проторенными тропами, вместо того, чтобы войти в царские врата, приготовленные исключительно для Творца?

    Ответ одновременно прост, как смех ребенка, и сложен, как вся наша жизнь. Чтобы предпочесть худшее – лучшему должны быть веские причины, не правда ли?

   Считается, что ученик списывает, потому что не знает. Но это еще не причина для отказа от творчества. Потому что незнание, как мы выяснили, должно быть причиной для познания, то есть для творчества. А причиной для списывания является то, что человек не знает  и знать не хочет. Почему он знать не хочет? – это тоже весьма интересный вопрос. Ведь по своей натуре, творческой натуре, ребенок любопытен и любознателен. Он все хочет знать!

   Нормальные дети так достают своими вопросами родителей и взрослых, что те готовы лезть от них на стенку!

   А не хочет он знать, потому что, у него отбили всякую охоту к познанию. Вместо поощрения ученика, поддержания и развития его инициативы от него требуют делать то, что он не хочет делать. Что ему не интересно. Вместо прилашения в увлекательное путешествие познания, его пичкают готовыми и мертвыми для него формулами! Над ним фактически совершают насилие. Факт, что над каждым ребенком целенаправленно трудится целый коллектив педагогов вместе с родителями, чтобы убить в нем индивидуальность и жажду творчества. И сделать его послушным колесиком и винтиком сложившейся системы общественных отношений. Системы враждебной творчеству. Как они это делают, мы поговорим подробнее позже, а пока отметим, что нетворческий подход к делу со стороны учителя рождает такой же нетворческий подход и  ученика.  Вот почему ученик хочет побыстрее сбросить с себя ненавистное бремя, чтобы наконец-то заняться тем, что ему нравиться. То есть, заняться творчеством! Посмотрите, с каким вдохновением он, вместо того, чтобы делать уроки, гоняет мяч на пустыре с мальчишками! Или запускает воздушного змея! Или обливает водой товарищей из пластиковой бутылки! Или совершает еще что-нибудь в этом роде. Просто потому что он – гений игры!

    Вообще, творчество – это, прежде всего, конечно, игра. С красками и звуками, словами и смыслами... да вообще, со всем, чем угодно. А что такое игра? Это та же самая человеческая деятельность, только лишенная насилия практическим результатом, полезностью, корыстью. Иными словами, бескорыстная деятельность.

   И потому эта деятельность свободная, окрыляющая человека. Уберите корысть из человеческих отношений, и вы получите мир игры. Удивительный мир творчества!

    Творчество само по себе самодостаточно и не терпит конкурентов! Оно не станет делить вас с корыстью. Как хорошая жена  не будет мириться с существованием любовницы. Никаких других целей и задач! – настаивает творчество. Да не будет у тебя иных Богов! - творчество властно требует от человека полной самоотдачи!

    Итак, научитесь у детей – каждый из них творец! Свободная игра сил приносит радость! А сколько в ней смысла, там, за пределами нашего рутинного привычного смысла!

    Или посмотрите на любого человека. Каждый является таковым лишь в той мере, в какой он творит.  А человек, так или иначе, творит. Иначе он – робот, бездушное существо, раб обстоятельств или их жертва.

   Посмотрите, с каким наслаждением трудяга, отпахавший неделю на заводе и замученный производственной маетой,  рыбачит с удочкой на речке. И дело здесь не только в отдыхе для тела. Отдыхает его душа. Ибо есть что-то творческое в созерцании, как волна играет с поплавком. Или как бабочка

танцует вокруг  цветка. Все это, весь мир природы существует просто так, не для чего. Просто, как выражение любви Творца.

   Мир свободы и красоты властно привлекает человека к себе.

  Игра – это деятельность чистой любви. И любви даже не к какому-то отдельному предмету, а само проявление этой чистой бескорыстной любви.

   Каждый из нас в глубине души мечтает побездельничать, чтобы пережить это состояние бескорыстной любви! Благодати, как сказали бы теологи. В этот момент душа человека окрыляется и воспаряет над суетой будней.

   Потому что человеку тесно, как в клетке, в созданном им мире практических задач и результатов. Человек нуждается в том, чтобы выйти на свободу, в том числе и от самого себя. Ему важно увидеть мир не как вечное поле брани и борьбы за существование. Не как поприще для самоутверждения и реализации своих амбиций, а именно, как чистую сферу бытия. Или сферу приложения своих творческих сил. Или уютное место обитания и желанного отдыха!

   И поэтому творчество побеждает там, где человеку удается преодолеть закон земного тяготения, выйти, как говорят философы, из-под власти необходимости в царство свободы. Потому что через творчество реализуется главная задача человека – он растет, растет душевно и духовно. Он творит, созидает самого себя. Он живет!

ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСТВА

(ИЛИ О ТОМ, НУЖЕН ЛИ ТВОРЧЕСТВУ ЗРИТЕЛЬ?)

    Вообще писать я начал еще в школе, как только выучил буквы алфавита. Нет, вру. Тогда я начал лишь читать. Да и то, по слогам. Алфавит же я учил так, что до сих пор не могу в правильной последовательности перечислить все буквы. К счастью, собственно для творчества это не имеет большого значения. (О значении для творчества инструментария – знаний, навыков, умений,  думаю, мы поговорим позднее, а пока – о главном).

    Творчески писать, то есть писать то, что думаю я сам, а не учительница, я начал где-то в старших классах. Помимо обязательных школьных сочинений, я, как и подавляющее большинство моих сверстников, писал стихи.

   Сейчас бытует такое мнение, будто стихи, особенно написанные в юношеские годы,  не представляют  никакой ценности. Ведь ныне, в эпоху поголовного практицизма, даже на хорошие, стоящие стихи едва найдется почитатель. Что же говорить о километрах страниц из школьных тетрадей, исписанных графоманской чепухой?

    Однако вопрос – будет ли у вас читатель и зритель? – для творчества совсем не главный. Конечно, каждому было бы приятно, чтобы с его творчеством познакомились люди. Еще лучше, если бы оно помогло кому-нибудь стать лучше, добрее и мудрее.  Вообще было бы отлично, если бы творчество стало приносить  солидный доход и в конечном итоге сделало бы из вас состоятельного и популярного человека. Но, собственно, к творчеству это не имеет отношения. А имеет отношение или к бизнесу, или к рекламе, или  к воспитанию подрастающего поколения и эстетического вкуса.

    Тогда, что же имеет отношение к творчеству? Что в творчестве имеет решающее значение? И что составляет сам предмет творчества?

    Путь человеческой души и духа к совершенству.

     А значит, реальное значение имеют ступеньки или этапы этого пути.

Поэтому для творчества даже не важно, ступала ли ранее на эти ступеньки нога человека, или вы – первый, кто побывал в этом месте. Это важно для истории, для ценителей и почитателей.

   А для творчества важно, чтобы вы взяли свой рубеж. Главное, чтобы вы сами были в этом месте впервые. Творчество – это соревнование с самим собой, но не с другими. И поэтому в творчестве нет конкуренции между творцами. Конкуренция есть на рынке, но не в Храме.

  Цель творчество вовсе не в том, чтобы продать свой товар и получить материальную прибыль. Цель творчества - получить прибыль духовную.

   Как сказал классик –

           Цель творчества – самоотдача,

           А не шумиха, не успех.

                                          (Б. Пастернак).

     Творец творит вовсе не для того, чтобы стать знаменитым, богатым или успешным. Творец творит, потому что он хочет творить, любит творить, не может не творить! Творит, потому что так его ведет путеводная звезда, свету которой он хочет быть верен. Вот почему на творческом пути он получает все – и познание, и спасение, и развитие, и искупление, и оправдание, и исцеление! То, что не идет ни в какое сравнение с деньгами или материальными ценностями. Творчество – это смысл его жизни. И уже не столь важно, есть ли у него зрители или почитатели. Не о них собственно забота. Появятся они – хорошо. Не появятся – не смертельно. Главное – вот это стремление к звездам, к идеалу, к совершенству! Ухватить его, задержать, зафиксировать!

     Даже великие бизнесмены, настоящие бизнесмен, занимаются бизнесом не ради денег, когда поднимаются в своем деле до уровня творчества. Это парадоксально, но это так.

    Идея творчества – духовна, а значит, находится  неизмеримо выше потребностей тела и желудка. Итак, основным и важнейшим законом творчества является истина о том, что творец творит для себя! Конечно, не для утешения своего эгоизма и авторских амбиций, а  ради своего развития и совершенствования. Только в этом случае творец получит от творчества радость и удовлетворение. Потом, его произведением, кончено, могут восхищаться другие (или наоборот, хулить его). Потом его произведение может принести ему хорошие деньги.

    Но это уже второстепенно.

Продолжение следует...

Новости блога "Записки еретика":

И вновь о фундаменталистской политике Папы Римского, католических традиционалистах и антисемитизме (Папа Римский Бенедикт XVI отменил указ об отлучении от церкви 4 священнослужителей-традиционалистов, связанных с обществом Пия X)

Епископ-гей на церемонии инаугурации: "Благослови нас Бог на борьбу с дискриминацией!"

Оркестры геев и лесбиянок приняли участие в инаугурации Обамы (ВИДЕО)

Экуменическое богослужение по случаю инаугурации Барака Обамы

Почему турецким мусульманам нельзя, а русскому духовенству можно?

Что бы это значило? (Возбуждено уголовное дело против бывшего епископа Чукотского Диомида)

Клерикальная цензура заблокировала «Портал-Credo.Ru» накануне выборов главы РПЦ МП

Кросс-пост по просьбе фрэндов

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное