Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Религиозный либерал": наше творчество

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 25/2009-01-20

Дорогие друзья!

Сегодня я предлагаю вашему вниманию обзор по теме религии в современном мире о последних событиях прекращения сотрудничества между ительянскими иудеями и католичеством.

В конце прошлого года ассамблея раввинов Италии заявила об официальном отказе от участия в традиционном Дне диалога между евреями и католиками, запланированном на 17 января. Это решение связано с вопросом о молитве на Великую Пятницу, измененной декретом Бенедикта XVI. В ней содержится прошение о том, чтобы Господь "просветил" сердца евреев, "дабы они признали Иисуса Христа Спасителем всех людей". По мнению представителей Ватикана, речь идет об эсхатологической молитве, в которой не содержится призыва к евреям обращаться в христианскую веру. Однако эти заявления не убедили итальянских раввинов. В связи с этими событиями я решила сделать небольшой обзор на тему иудейско-католической проблемы и в более широком плане – об иудейско-христианских отношениях в целом.

Введение в иудейско-христианскую проблему

Всякий мало-мальски грамотный человек знает, что христианство родилось не само по себе, а в лоне иудаизма, как одна из его сект или ересей (с ортодоксально-иудейской точки зрения). В ранних христианских общинах было немало евреев, о чём говорится, в частности, и в Деяниях апостолов Нового Завета. Однако нередко в нашем воображении присутствует иллюзия, будто бы эти евреи-христиане были такими же обычными христианами, как христиане сейчас. На самом же деле эти верующие продолжали придерживаться всех древних иудейских традиций: они посещали иудейский храм и синагоги, соблюдали субботу, обрезывали своих детей. Они продолжали жить как иудеи, с той лишь разницей, что верили, что Иисус – обещанный их отцам Мессия.

Возьмём для примера Деяния, 21, где рассказывается следующее:

17 По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. 18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. 19 Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. 20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. 21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.

22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. 23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. 24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.

25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. 26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

Из текста видно, что в ранней церкви не только не требовали от евреев отказываться от иудейского духовного наследия и обычаев, но что апостол Павел специально продемонстрировал явно, что и сам он продолжает соблюдать Закон Моисея. Но от христиан-неевреев не требовалось этого соблюдения.

Таким образом, конфликт между традиционными иудеями и иудео-христианами в те времена заключался отнюдь не в отрицании иудаизма как религии и не в христианской догматике, которой тогда не существовало. Конфликт заключался лишь в идее равенства между иудеями и язычниками, о чём много пишет Павел в своих посланиях.

Со временем же, однако, церковь стала настаивать, что евреи должны отказываться от своего духовного наследия. Церковные соборы выработали правила, запрещающие христианам соблюдать что-либо из Моисеева Закона, соблюдавшие были подвергнуты анафемам и названы приверженцами «ереси жидовской».

Иудеи со своей стороны так же строжайше запретили евреям принимать христианство, ибо это однозначно означало отказ от завета отцов. Таким образом, между христианами и иудеями пролегла огромная пропасть, ставшая источником антисемитизма. Поэтому и сочинения многих христианских авторов, в том числе и канонизированных святых (то есть церковное предание), изобилуют антисемитскими высказываниями. Христиане стали считать иудеев проклятыми и отверженными Богом, хотя в посланиях того же апостола Павла говорится, что они «возлюбленные Божии ради отцов, ибо дары и призвания Божии неприложны».

В этой заметке у меня нет намерения рассматривать подробно различия между традиционным иудаизмом и традиционным христианством, так как это очень большая тема. Ограничусь лишь замечанием, что христиане сильно сгущают краски своим отрицанием иудаизма как ненужной религии прошлого, которую христианство собой заменило. И у нас есть все основания полагать, что у апостолов и ранних христиан была иная вера, нежели то, что проповедует традиционное христианство. Очевидно, что раннее христианство не отрицало иудаизм и не настаивало, что должно собою его заменить. Оно лишь открыло широкую дорогу к вере для язычников, минуя Моисеев Закон.

И если мне возразят, что апостол Павел, де, сказал то-то и то-то против иудаизма, я задам вопрос: был ли Павел лицемером, демонстрируя соблюдение Закона для иудеев? Если он показывал то, во что на самом деле не верил, то он – никто иной, как лицемер. А если он показал то, во что продолжал верить, хотя и стал христианином (вопреки сложившейся более поздней христианской традиции, будто апостолы считали соблюдение Закона ненужным и даже препятствующим спасению), то это значит, что его послания следует понимать иначе, нежели это делают христиане.

Навскидку один пример из послания Галатам, 3:

10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. 13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, 14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Традиционное толкование этого текста гласит, что всякий, кто не исполняет постоянно всего написанного в иудейском Законе, проклят, то есть стоит человеку согрешить хотя бы в малости (к примеру, пожелать чужой жены в мыслях), как он тотчас же оказывается под проклятием. Отсюда рождается наиглупейший стереотип, будто бы Закон, Тора, не приносит ничего, кроме проклятия, будто бы в нём нет благодати (милости) Бога. Будто бы человек «под Законом» старается заслужить своё спасение и не может надеяться на прощение своих грехов даже и в случае раскаяния, в то время как христиане, будучи «искуплены от клятвы Закона», уже «не под Законом, а под благодатью», то есть Бог их прощает, а иудеев простить не может.

Мог ли Павел иметь в виду нечто подобное, когда многие тексты Ветхого Завета, священные тексты иудаизма, повествуют о прощении грехов тем, кто раскаивается? Так, Давид, пославший праведного Урию на смерть, чтобы скрыть своё прелюбодеяние с его женой, получил прощение, хотя его грехи были крайне тяжёлые, и за них в то время полагалось побивать камнями насмерть. Разве Павел этого не знал? Разве он плохо читал Писание, будучи-то фарисеем и учеником известного раввина Гамалиила?

Гораздо логичнее сделать иной вывод: вера и Закон − не противоположности, не взаимоисключающие онтогонизмы, как рисует это традиционное христианство. Согрешающий против заповедей Закона (а иудеи и не думают считать себя безгрешными!) получает прощение через своё раскаяние по милости того же Бога, в которого верят иудеи и христиане, просто потому что Бог милосерден и никого не проклинает – ни христиан, ни иудеев.

Очевидно, что и христианские догматы, и вся традиционная доктрина искупления нуждаются в серьёзном пересмотре. Спасение, открытое через Христа, никаким образом не может означать принятие догматов церкви, необходимых для присоединения к ней, в том числе и догмата о божественности Христа, которого ещё не было в ранней церкви (и быть не могло, поскольку он весь построен на понятиях греческой философии и является плодом эллинизации христианства). Спасение, открытое Христом, есть осознание любви Бога ко всему творению, независимо не только от дел Закона, но и от любых форм религии.

Когда Павел говорит о «клятве Закона», он не подразумевает, что иудеи прокляты, а говорит о возмездии за грехи (см. Второзаконие, 28), что равным образом относится и к иудеям, и к христианам, и вообще к любому человеку. Однако Бог выше справедливости, потому что «милость (милосердие) превозносится над судом», что открыто в Иисусе Христе уже не только для иудеев, но и для язычников.

Когда Павел сравнивает веру христиан-язычников с верой Авраама, речь идёт о том, что вера была и до появления Закона Моисея, а потому язычники обретают милость Бога, минуя соблюдение Закона Моисея, подобно тому, как обрёл милость Бога Авраам, живший намного раньше, чем Моисей.

Павел говорит о том, что язычники получили благодать Бога, независимо от соблюдения Закона. Но Павел не говорит того, что иудеи, соблюдающие Закон, прокляты (напротив, он пишет, что «соблюдающий закон жив будет им»). Павел не учит, что Закон, основа иудаизма, есть источник проклятия, как веками учат этому христиане. Павлу даже в страшном сне бы не приснилось утверждать, что иудеи прокляты, потому что они соблюдают Закон вместо того, чтобы креститься и отречься от иудаизма.

Даже и само крещение в ранней церкви не носило того церковно-мистического значения, которое имеет сейчас, − это был обряд омовения, принятый в иудейской традиции (не случайно ведь и сам Иисус крестился от Иоанна Крестителя – это было в традиции иудаизма, а о каком-либо крещении апостолов вообще нет никаких упоминаний в Новом Завете). Евхаристия в ранней церкви была лишь совместной трапезой («преломлением хлеба»), подобной иудейской пасхальной трапезе, совершаемой в кругу семьи, как это заповедуется в Торе, и сам Иисус в Страстной Четверг провёл со своими учениками именно такую трапезу.

В ранней церкви не было принято обязательного соблюдения всего Моисеева Закона для уверовавших язычников. Но ведь и сам иудаизм вовсе не учит, что язычники должны соблюдать Моисеев Закон. Более того, это даже не приветствуется, так как соблюдение Закона считается особой привилегией одних иудеев. В этом отношении иудаизм гораздо лояльнее христианства: он не утверждает, что все должны стать иудеями для своего спасения, как традиционное христианство настаивает, что все должны стать христианами. Напротив, он учит, что спасается любой человек, вне зависимости от его религии, если он ведёт праведный (в более широком смысле слова, чем соблюдение Моисеева Закона) образ жизни.

Так в чём же, в таком случае, проблема? В чём корни иудейско-христианской конфронтации? Очевидно, что этими корнями является ни что иное, как гордыня и жажда власти со стороны христиан. Гордыня – в утверждении, что их религия является единственной истинной и единственной спасающей, в утверждении своего превосходства над другими. Жажда власти (прежде всего со стороны иерархов) – в стремлении заставить всех подчиниться догмам и традициям своей церкви. Никак иначе невозможно объяснить анафем и гонений как против любых еретиков в целом, так и против так называемой «ереси жидовской», в частности.

История молитвы об иудеях

В июле 2007 г. Папа Римский Бенедикт XVI (Ратцингер) разрешил католическим священникам служить старую мессу, которая была реформирована II Ватиканским Собором. Либерально-настроенные католики были обеспокоены возможным сворачиванием достижений II Ватиканского Собора (а наиболее важным в литургической реформе был перевод Мессы с латыни на национальные языки). Помимо них одна из самых негативных реакций на эту инициативу исходила от иудеев, которые были недовольны молитвой об их обращении, которая предписывается в старой Мессе на богослужение Страстной Пятницы. В Пепельную Среду (первый день католического Великого Поста) 2008 г. Папа Ратцингер изменил традиционный текст дореформенной молитвы. Фактически это было не первое, а четвёртое изменение, связанное с молитвой об иудеях. (Католические традиционалисты предоставляют подробную информацию об истории этой молитвы).

В своём введении в иудео-христианскую проблему я постаралась показать, что христианская традиция отошла от обычаев и представлений ранней иудео-христианской церкви, в которой евреи не отказывались от своей религии и не прекращали соблюдения Моисеева Закона. Со временем же, когда христианство существенно распространилось среди Римской Империи, а затем стало государственной религией Византии, церковь утвердилась в антисемитизме. Церковные соборы выработали правила, запрещающие христианам соблюдать что-либо из Моисеева Закона, против «иудействующих» были провозглашены анафемы, а сами они названы приверженцами «ереси жидовской». При крещении евреев над ними произносилась фраза: «отрекись от иудейской неверности, откажись от иудейского суеверия».

В этих условиях сложилась молитва об иудеях в Страстную Пятницу, которая звучала так:

Помолимся также за неверных иудеев, чтобы Господь и Бог наш снял покрывало с их сердец, дабы они признали Господа нашего Иисуса Христа.
Помолимся.
Всемогущий и вечный Боже, не отказывающий в Своей милости даже неверным иудеям, услыши молитвы, которые мы приносим за слепоту народа сего, дабы они признали свет Твоей Истины, Христа, и были избавлены от своей темноты. Ради того же Господа нашего Иисуса Христа, Живущего и Царствующего с Тобою, в единстве Духа Святого, во все веки веков. Аминь.

В традиционном обряде при совершении этой молитвы священник и молящиеся не делают коленопреклонения после того, как священник говорит «помолимся». Обосновывалось это тем, что в этот момент вспоминается вероломство иудеев в отношении Иисуса, а войны использовали тот же жест коленопреклонения, чтобы издеваться над Ним.

В 1955 г. произошел основательный пересмотр обрядов Страстной Седмицы, осуществленный будущим автором новой мессы Аннибале Буньини. Среди прочего в молитву об обращении иудеев было включено коленопреклонение.

В 1959 г. слово «вероломные», «неверные» устранено. Оно было вычеркнуто из молитвы Папой Иоанном XXIII, инициатором реформ II Ватиканского Собора (1962–1965). Употреблено слово perfidis, которое на английский не переводится, а транслитерируется как perfidious (вероломные). Латинское слово очень похоже на английское perfidious, но значение латинского слова иное.

Традиционалисты сообщают, что ранее главный раввин города Рима Эудженио Марией Дзолли, обратившийся в христианство в 1945 г., упрашивал консервативного Папу Пия XII, чтобы тот убрал слово «неверные» perfidis из молитвы об иудеях в Страстную Пятницу: «Иногда бывший главный раввин и правящий Папа имели частные беседы. Позже Дзолли рассказывал Деззе (священник, крестивший его, впоследствии кардинал), что он умолял Папу устранить из торжественного богослужения Страстной Пятницы упоминание о "вероломных евреях". Пий отказался это сделать». (Robert G. Weisbord and Wallace P. Sillanpoa, The Chief Rabbi, the Pope, and the Holocaust: An Era in Vatican-Jewish Relations, p. 171).

Молитва Иоанна XXIII, содержащаяся в Служебнике 1962 г., гласит:

Помолимся также за иудеев, чтобы Господь и Бог наш снял покрывало с их сердец, дабы они признали Господа нашего Иисуса Христа.
Помолимся. Преклоним колена. Встаньте.
Всемогущий и вечный Боже, не отказывающий в Своей милости даже иудеям, услышь молитвы, которые мы приносим за слепоту народа сего, дабы они признали свет Твоей Истины, Христа, и были избавлены от своей темноты. Ради того же Господа нашего Иисуса Христа, Живущего и Царствующего с Тобою, в единстве Духа Святого, во все веки веков. Аминь.

После реформ II Ватиканского Собора, в 1970 г. Папа Павел VI полностью устранил традиционную молитву и заменил ее следующей, обнародованной в Служебнике Novus Ordo 1970 г.:

Помолимся и об иудеях – о первых, к кому обращены были слова Господа Бога нашего, чтобы возрастала в них любовь к имени Его и верность Его Завету.
(Молитва в молчании.) Затем священник продолжает:
Всемогущий, вечный Боже, Ты дал обетование Аврааму и его потомкам; услышь милостиво прошения Твоей Церкви и удостой народ, который Ты первым взял Себе в удел, прийти к полноте спасения. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Обратите внимание, что упоминание об обращении иудеев в христианство вообще устранено. В молитве сказано, что они могут сподобиться «полноты спасения», продолжая «возрастать в любви к имени Его и верности Его завету», то есть, оставаясь верными завету с Богом в лоне иудаизма. Это неслыханное новшество было бы невозможно без официального признания католичеством, что спасение осуществляется не только в лоне католической церкви, но и вне её пределов (или, как более ухищрённо говорится в официальных документах, вне видимой церкви, подразумевая, что невидимо церковь простирается за видимые границы).

Согласно традиционной христианской сотереологии, спасительная благодать пребывает в лоне «единственной истинной церкви Христовой», то есть не только для нехристиан, но и для христиан, не принадлежащих к «единственной истинной церкви», этой спасающей благодати не существует, поскольку она передаётся лишь в «действительных» таинствах. Эта доктрина лежит в основании политики «спасения» всех путём «обращения» в лоно «единственной истинной церкви» и всевозможных видов борьбы (от моральной до физической) против «ложных» церквей и религий. (Сказанное относится равным образом как к католикам, так и к православным, каждые из которых свою церковь считают «единственной истинной»). Поэтому II Ватиканский Собор совершил поистине революционное преобразование вероучения, утверждая, что природа церкви не связана физическими границами, и что спасающая благодать обитает не только в католической церкви, но проникает и за её пределы, в том числе даже и в среду нехристиан. (А как, собственно, это может быть иначе, если Дух Господень вездесущ? Удивительно, что потребовалось 20 столетий, чтобы кто-то из христиан (да и то отнюдь не все) понял это). Иудеи же после II Ватиканского Собора стали называться не «вероломными», «неверными», находящимися «в темноте», а «старшими братьями» христиан.

Однако вся эта радужная картина отныне в прошлом, поскольку нынешний понтифик склонен к традиционному фундаментализму. Этому есть множество подтверждений его деяниями, и иудейско-католическая проблема является лишь одной из многих.

Итак, 7 июля 2007 г. Папа Ратцингер обнародовал motu proprio, озаглавленное Summorum Pontificum, которое дозволяет использование Служебника 1962 г., который представляет собой старый обряд Мессы. Считается, что это было сделано для примирения с отколовшимися после реформ традиционалистами. Но традиционалисты всё равно утверждают, что содержащиеся в Служебнике 1962 г. обряды Страстной Седмицы вовсе не традиционны, а представляют собою плод творчества модерниста А. Буньини. Иудеи же заявили, что дозволение Служебника 1962 г. это «шок» для иудейско-католических отношений. Тогда Ратцингер заменил молитву за иудеев Служебника 1962 г. на следующую:

Помолимся также за иудеев, чтобы Господь и Бог наш просветил их сердца, дабы они признали Иисуса Христа Спасителем всех человеков.
Помолимся. Преклоним колена. Встаньте.
Всемогущий и вечный Боже, желающий, чтобы все человеки спаслись и пришли к познанию истины, милостиво даруй, чтобы когда полное число язычников войдет в Церковь Твою, весь Израиль был спасен. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Текст этой молитвы основан на словах Павла XI главы послания Римлянам:
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; 26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. 27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. 28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. 29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

Текст Павла, как и слова молитвы, подразумевает, что иудеи имеют свой собственный завет с Богом, дарующий им спасение. Обрисованная картина такова: нееврейские народы («полное число язычников») входят в церковь, в это же время приходит Христос, и весь Израиль спасается. Таким образом, новый текст молитвы призывает молиться, чтобы иудеи признали Иисуса Христа Спасителем всех людей. Но как бы и не настаивает на принятии иудеями христианства в настоящее время (именно это говорят представители Ватикана недовольным иудеям), «пока не войдёт полное число язычников», словами Павла, хотя и подразумевает, что Христос спасает и их тоже.

Но этот компромиссный вариант слов молитвы оказывается неудовлетворительным ни для иудеев, ни для католических традиционалистов. Для иудеев он неудовлетворетелен, поскольку для них неприемлема традиционная христианская доктрина спасения, и они читают в этой молитве прежнюю политику навязывания им чужой религии (см. введение в иудейско-христианскую проблему). Хотя в молитве уже не содержится оскорбительных слов «неверные», «вероломные» и «темнота», но есть всё же слова о «просвещении», «дабы признали Иисуса Христа Спасителем», то есть фактически тот же призыв обращения в христианство. Для иудеев это действительно плохой знак возвращения католичества к старой политике, поскольку, как было сказано выше, ранее в молитве 1970 г. (реформированного обряда) все слова об обращении иудеев в христианство были устранены. И это возвращение, казалось бы, к традиционной христианской доктрине, для иудеев совершенно не является чем-то незначительным, учитывая многие века христианского антисемитизма и взаимной вражды. Для сравнения представьте, к примеру, что мусульмане вдруг ввели официальную молитву об обращении всех христиан в ислам. Какова была бы реакция христиан на это?

Традиционалистов новая молитва Папы Ратценгера не может удовлетворить, поскольку, напротив, они в ней усматривают идею возможности спасения без присоединения к церкви (что, как они знают, утверждает непризнанный ими II Ватиканский Собор): «полное число язычников» должно войти в церковь, о вхождении в церковь иудеев в молитве не говорится.

Другие христианские фундаменталисты, естественно, ликуют, что Папа фактически вернул молитву об обращении иудеев ко Христу. Но они вряд ли знают, что в полном тексте молитв старого обряда также содержатся призывы к «обращению» (ясно, что в лоно «единственной истинной церкви Христовой») не только иудеев и неверующих в Бога «язычников», но так же и православных и протестантов. Ведь дореформенная Месса – это не только старый обряд и латынь вместо национальных языков, но и старое мышление, старые стереотипы, старые доктрины, которые на самом деле никто в католичестве не отменял. О них просто стали умалчивать, как бы забыли. Но «истинные» католики, конечно, о них знают. Знает о них, несомненно, и Папа Ратцингер, но не просто знает, а именно хочет возродить. Ведь свой понтификат он начал с издания доктринального документа, утверждающего, что только католическая церковь является «единственной истинной церковью Христовой».
 
Конец диалога

В конце прошлого года в аннотации к новой книге консервативного политика и ученого Марселла Перо (“Why We Must Call Ourselves Christian”), Папа Ратцингер написал: «Вы объясняете с большой ясностью, что межрелигиозный диалог в строгом смысле этого слова невозможен». «Подлинный диалог невозможен без того, чтобы заключать одну из вер в скобки» (NYTimes.com). Теперь Ратцингер настаивает на необходимости межкультурного, а не межрелигиозного, диалога.
 
19 ноября 2008 г. в газете La Stampa опубликована статья Джакомо Галеацци о предстоящем прекращении сотрудничества между еврейской общиной Италии и Римско-католической церковью (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Президент Ассамблеи раввинов Италии Джузеппе Ларас объявил на конференции Палаты по религиям и миру о прекращении в День иудаизма, отмечаемый итальянскими евреями 17 января, любых совместных инициатив с католической церковью. Несмотря на изменение старой молитвы Ратцингером, проблема лишь усугубилась. «В этом году, – говорит Ларас, – День иудаизма не будет отмечаться вместе с католиками, как это было в прошлом. Сотрудничество будет прекращено, поскольку так и не был урегулирован "спор", возникший в феврале этого года по вопросу о молитве в Страстную Пятницу».

По словам раввина, в ходе контактов с руководством Ватикана не было достигнуто никакого удовлетворяющего евреев решения. Иными словами, молитва в Страстную Пятницу продолжает оставаться вопросом, разделяющим иудеев и католиков.

Главный раввин Венеции Элия Энрико Рикетти, глава традиционно самой богатой еврейской общины Италии, в своем письме, опубликованном в издании иезуитов Popoli, цитирует недавние высказывания Ратцингера, откровенно критикуя его позиции. Бенедикт XVI, отмечает Рикетти, считает диалог бесполезным, «потому что в любом случае утверждается главенство христианской веры: очевидно, что мы идем к отмене последних 50 лет истории Церкви».

Таким образом, пишет в заключение Рикетти, разрыв сотрудничества между итальянским иудаизмом и католической церковью «является логическим проявлением церковной мысли, выраженной ее высшим руководством». Когда диалог будет восстановлен при взаимном уважении сторон, итальянские раввины «вновь приступят к выполнению той роли, которую они осуществляли в последние 50 лет».

На прекращение сотрудничества между иудеями и католиками повлиял и спор о беатификации (первый этап канонизации в католицизме: фактически беатификация – это канонизация на региональном уровне) Папы Пия XII. «Мы не вмешиваемся во внутренние дела церкви, – заявил Президент Ассамблеи раввинов Италии Ларас. – Однако мы настаиваем на праве формулировать свое историческое суждение. Во время Шоа (термин, употребляемый евреями вместо термина Холокост) Папа Пичелли (Пий XII), вне всякого сомнения, мог более активно протестовать против деятельности наци-фашистских режимов».

Ватикан со своей стороны настаивает, чтобы из экспозиции музея Холокоста в мемориальном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме была убрана фотография Пия XII, подпись под которой гласит: «Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим».

Но споры между иудеями и католиками по поводу личности Пия XII, известного своим ультраконсерватизмом и любимого за это как традиционалистами, так и Папой Ратцингером, – это уже совсем другая история.

Этот обзор размещён в нашем блоге "Записки еретика".

Другие обновления:

Забавный курьёз: Забайкальские депутаты испугались пятницы, 13

Европарламент призвал страны ЕС признать права однополых пар

Слово Божие вечно и неизменно (юмор о религиозном фундаментализме)

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное