← Январь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|||
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
||
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
26-09-2008
Адрес
автора: religion.celovekireligia-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Человек и религия в современном мире
НАШИ ПРОЕКТЫ: "Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект "Микрокосм": духовно-образовательный проект "Тайны мироздания": научно-популярный проект "Записки еретика": религиозно-либеральный блог "Внутри": творческий сайт Александра Грайцера "Наука и религия": антифундаменталистский проект |
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выпуск 25/2009-01-20
Дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вашему вниманию обзор по теме религии в современном мире о последних событиях прекращения сотрудничества между ительянскими иудеями и католичеством. В конце прошлого года ассамблея раввинов Италии заявила об официальном отказе от участия в традиционном Дне диалога между евреями и католиками, запланированном на 17 января. Это решение связано с вопросом о молитве на Великую Пятницу, измененной декретом Бенедикта XVI. В ней содержится прошение о том, чтобы Господь "просветил" сердца евреев, "дабы они признали Иисуса Христа Спасителем всех людей". По мнению представителей Ватикана, речь идет об эсхатологической молитве, в которой не содержится призыва к евреям обращаться в христианскую веру. Однако эти заявления не убедили итальянских раввинов. В связи с этими событиями я решила сделать небольшой обзор на тему иудейско-католической проблемы и в более широком плане – об иудейско-христианских отношениях в целом. Введение в иудейско-христианскую проблему Всякий мало-мальски грамотный человек знает, что христианство родилось не само по себе, а в лоне иудаизма, как одна из его сект или ересей (с ортодоксально-иудейской точки зрения). В ранних христианских общинах было немало евреев, о чём говорится, в частности, и в Деяниях апостолов Нового Завета. Однако нередко в нашем воображении присутствует иллюзия, будто бы эти евреи-христиане были такими же обычными христианами, как христиане сейчас. На самом же деле эти верующие продолжали придерживаться всех древних иудейских традиций: они посещали иудейский храм и синагоги, соблюдали субботу, обрезывали своих детей. Они продолжали жить как иудеи, с той лишь разницей, что верили, что Иисус – обещанный их отцам Мессия. Возьмём для примера Деяния, 21, где рассказывается следующее: 17 По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. 18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. 19 Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. 20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. 21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. 22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. 23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. 24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. 25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. 26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Из текста видно, что в ранней церкви не только не требовали от евреев отказываться от иудейского духовного наследия и обычаев, но что апостол Павел специально продемонстрировал явно, что и сам он продолжает соблюдать Закон Моисея. Но от христиан-неевреев не требовалось этого соблюдения. Таким образом, конфликт между традиционными иудеями и иудео-христианами в те времена заключался отнюдь не в отрицании иудаизма как религии и не в христианской догматике, которой тогда не существовало. Конфликт заключался лишь в идее равенства между иудеями и язычниками, о чём много пишет Павел в своих посланиях. Со временем же, однако, церковь стала настаивать, что евреи должны отказываться от своего духовного наследия. Церковные соборы выработали правила, запрещающие христианам соблюдать что-либо из Моисеева Закона, соблюдавшие были подвергнуты анафемам и названы приверженцами «ереси жидовской». Иудеи со своей стороны так же строжайше запретили евреям принимать христианство, ибо это однозначно означало отказ от завета отцов. Таким образом, между христианами и иудеями пролегла огромная пропасть, ставшая источником антисемитизма. Поэтому и сочинения многих христианских авторов, в том числе и канонизированных святых (то есть церковное предание), изобилуют антисемитскими высказываниями. Христиане стали считать иудеев проклятыми и отверженными Богом, хотя в посланиях того же апостола Павла говорится, что они «возлюбленные Божии ради отцов, ибо дары и призвания Божии неприложны». В этой заметке у меня нет намерения рассматривать подробно различия между традиционным иудаизмом и традиционным христианством, так как это очень большая тема. Ограничусь лишь замечанием, что христиане сильно сгущают краски своим отрицанием иудаизма как ненужной религии прошлого, которую христианство собой заменило. И у нас есть все основания полагать, что у апостолов и ранних христиан была иная вера, нежели то, что проповедует традиционное христианство. Очевидно, что раннее христианство не отрицало иудаизм и не настаивало, что должно собою его заменить. Оно лишь открыло широкую дорогу к вере для язычников, минуя Моисеев Закон. И если мне возразят, что апостол Павел, де, сказал то-то и то-то против иудаизма, я задам вопрос: был ли Павел лицемером, демонстрируя соблюдение Закона для иудеев? Если он показывал то, во что на самом деле не верил, то он – никто иной, как лицемер. А если он показал то, во что продолжал верить, хотя и стал христианином (вопреки сложившейся более поздней христианской традиции, будто апостолы считали соблюдение Закона ненужным и даже препятствующим спасению), то это значит, что его послания следует понимать иначе, нежели это делают христиане. Навскидку один пример из послания Галатам, 3: 10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. Традиционное толкование этого текста гласит, что всякий, кто не исполняет постоянно всего написанного в иудейском Законе, проклят, то есть стоит человеку согрешить хотя бы в малости (к примеру, пожелать чужой жены в мыслях), как он тотчас же оказывается под проклятием. Отсюда рождается наиглупейший стереотип, будто бы Закон, Тора, не приносит ничего, кроме проклятия, будто бы в нём нет благодати (милости) Бога. Будто бы человек «под Законом» старается заслужить своё спасение и не может надеяться на прощение своих грехов даже и в случае раскаяния, в то время как христиане, будучи «искуплены от клятвы Закона», уже «не под Законом, а под благодатью», то есть Бог их прощает, а иудеев простить не может. Мог ли Павел иметь в виду нечто подобное, когда многие тексты Ветхого Завета, священные тексты иудаизма, повествуют о прощении грехов тем, кто раскаивается? Так, Давид, пославший праведного Урию на смерть, чтобы скрыть своё прелюбодеяние с его женой, получил прощение, хотя его грехи были крайне тяжёлые, и за них в то время полагалось побивать камнями насмерть. Разве Павел этого не знал? Разве он плохо читал Писание, будучи-то фарисеем и учеником известного раввина Гамалиила? Гораздо логичнее сделать иной вывод: вера и Закон − не противоположности, не взаимоисключающие онтогонизмы, как рисует это традиционное христианство. Согрешающий против заповедей Закона (а иудеи и не думают считать себя безгрешными!) получает прощение через своё раскаяние по милости того же Бога, в которого верят иудеи и христиане, просто потому что Бог милосерден и никого не проклинает – ни христиан, ни иудеев. Очевидно, что и христианские догматы, и вся традиционная доктрина искупления нуждаются в серьёзном пересмотре. Спасение, открытое через Христа, никаким образом не может означать принятие догматов церкви, необходимых для присоединения к ней, в том числе и догмата о божественности Христа, которого ещё не было в ранней церкви (и быть не могло, поскольку он весь построен на понятиях греческой философии и является плодом эллинизации христианства). Спасение, открытое Христом, есть осознание любви Бога ко всему творению, независимо не только от дел Закона, но и от любых форм религии. Когда Павел говорит о «клятве Закона», он не подразумевает, что иудеи прокляты, а говорит о возмездии за грехи (см. Второзаконие, 28), что равным образом относится и к иудеям, и к христианам, и вообще к любому человеку. Однако Бог выше справедливости, потому что «милость (милосердие) превозносится над судом», что открыто в Иисусе Христе уже не только для иудеев, но и для язычников. Когда Павел сравнивает веру христиан-язычников с верой Авраама, речь идёт о том, что вера была и до появления Закона Моисея, а потому язычники обретают милость Бога, минуя соблюдение Закона Моисея, подобно тому, как обрёл милость Бога Авраам, живший намного раньше, чем Моисей. Павел говорит о том, что язычники получили благодать Бога, независимо от соблюдения Закона. Но Павел не говорит того, что иудеи, соблюдающие Закон, прокляты (напротив, он пишет, что «соблюдающий закон жив будет им»). Павел не учит, что Закон, основа иудаизма, есть источник проклятия, как веками учат этому христиане. Павлу даже в страшном сне бы не приснилось утверждать, что иудеи прокляты, потому что они соблюдают Закон вместо того, чтобы креститься и отречься от иудаизма. Даже и само крещение в ранней церкви не носило того церковно-мистического значения, которое имеет сейчас, − это был обряд омовения, принятый в иудейской традиции (не случайно ведь и сам Иисус крестился от Иоанна Крестителя – это было в традиции иудаизма, а о каком-либо крещении апостолов вообще нет никаких упоминаний в Новом Завете). Евхаристия в ранней церкви была лишь совместной трапезой («преломлением хлеба»), подобной иудейской пасхальной трапезе, совершаемой в кругу семьи, как это заповедуется в Торе, и сам Иисус в Страстной Четверг провёл со своими учениками именно такую трапезу. В ранней церкви не было принято обязательного соблюдения всего Моисеева Закона для уверовавших язычников. Но ведь и сам иудаизм вовсе не учит, что язычники должны соблюдать Моисеев Закон. Более того, это даже не приветствуется, так как соблюдение Закона считается особой привилегией одних иудеев. В этом отношении иудаизм гораздо лояльнее христианства: он не утверждает, что все должны стать иудеями для своего спасения, как традиционное христианство настаивает, что все должны стать христианами. Напротив, он учит, что спасается любой человек, вне зависимости от его религии, если он ведёт праведный (в более широком смысле слова, чем соблюдение Моисеева Закона) образ жизни. Так в чём же, в таком случае, проблема? В чём корни иудейско-христианской конфронтации? Очевидно, что этими корнями является ни что иное, как гордыня и жажда власти со стороны христиан. Гордыня – в утверждении, что их религия является единственной истинной и единственной спасающей, в утверждении своего превосходства над другими. Жажда власти (прежде всего со стороны иерархов) – в стремлении заставить всех подчиниться догмам
и традициям своей церкви. Никак иначе невозможно объяснить анафем и гонений как против любых еретиков в целом, так и против так называемой «ереси жидовской», в частности. В этих условиях сложилась молитва об иудеях в Страстную Пятницу, которая звучала так: Помолимся также за неверных иудеев, чтобы Господь и Бог наш снял покрывало с их сердец, дабы они признали Господа нашего Иисуса Христа. В традиционном обряде при совершении этой молитвы священник и молящиеся не делают коленопреклонения после того, как священник говорит «помолимся». Обосновывалось это тем, что в этот момент вспоминается вероломство иудеев в отношении Иисуса, а войны использовали тот же жест коленопреклонения, чтобы издеваться над Ним. После реформ II Ватиканского Собора, в 1970 г. Папа Павел VI полностью устранил традиционную молитву и заменил ее следующей, обнародованной в Служебнике Novus Ordo 1970 г.: В конце прошлого года в аннотации к новой книге консервативного политика и ученого Марселла Перо (“Why We Must Call Ourselves Christian”), Папа Ратцингер написал: «Вы объясняете с большой ясностью, что межрелигиозный диалог в строгом смысле этого слова невозможен». «Подлинный диалог невозможен без того, чтобы заключать одну из вер в скобки» (NYTimes.com). Теперь Ратцингер настаивает на необходимости межкультурного, а не межрелигиозного, диалога. По словам раввина, в ходе контактов с руководством Ватикана не было достигнуто никакого удовлетворяющего евреев решения. Иными словами, молитва в Страстную Пятницу продолжает оставаться вопросом, разделяющим иудеев и католиков. Ватикан со своей стороны настаивает, чтобы из экспозиции музея Холокоста в мемориальном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме была убрана фотография Пия XII, подпись под которой гласит: «Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим». Но споры между иудеями и католиками по поводу личности Пия XII, известного своим ультраконсерватизмом и любимого за это как традиционалистами, так и Папой Ратцингером, – это уже совсем другая история. Этот обзор размещён в нашем блоге "Записки еретика". Другие обновления: Забавный курьёз: Забайкальские депутаты испугались пятницы, 13 Европарламент призвал страны ЕС признать права однополых пар Слово Божие вечно и неизменно (юмор о религиозном фундаментализме) До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей Вы можете написать нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер
|
В избранное | ||