Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Религиозный либерал": наше творчество

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 23/2009-01-15

Дорогие друзья!

Публикация книги Александра Грайцера "Гений игры" будет производиться, как и раньше книга "Тебе принадлежит свобода", один раз в неделю по выходным дням (в крайнем случае - в первые дни недели, если я не смогу сделать выпуск в выходные). А в другие дни недели будут выходить выпуски, посвящённые другим темам. Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько важных новостей из прессы, связанные с религиозной тематикой. Эти новости я размещаю в своём ЖЖ-блоге, который теперь носит название "Записки еретика". Поэтому предлагаю вам в начале свою небольшую заметку о значении этого названия.

О НАЗВАНИИ ЖУРНАЛА

Разные люди понимают понятие ереси по-разному. Для иных религиозных фундаменталистов ересью является признание научной теории эволюции, для других – принятие гомосексуальности как варианта нормы, для третьих – женское священство и вообще идея равенства мужчин и женщин как таковая. Для кого-то ересью является либерализм, для кого-то – свобода совести. Для некоторых особо ярых православных фундаменталистов ересью является демократия (вместо монархии).

Нечего и говорить о том, что для многих религиозных конфессий ересью являются другие вероисповедания. Так, для православия ересью является протестантское отрицание таинств или католическое «филиокве», а для католицизма ересью является отрицание папского примата.  Для иудея и мусульманина ересью является христианское почитание Иисуса Христа и вера в Троицу. Список различных ересей можно продолжать очень долго.

Конечно, в строгом смысле слова ересь – это не просто то, что не совпадает с традиционным представлением, но то, что было когда-либо осуждено официальным церковным органом (каковым в православии является Вселенский Собор, а у католиков к нему добавляется ещё и папский авторитет).  Но в этом строгом значении слова ересей не столь много, как это представляют религиозные фундаменталисты. Я же под этим словом подразумеваю не столько строгое, сколько широкое понятие.

Вопросы, которые относятся к строгому значению этого слова, практически не будут рассматриваться в этом журнале. И не потому, что я боюсь отклониться от ортодоксии (я этого не боюсь), а, прежде всего, потому, что вероучительные тонкости меня уже давно совершенно не беспокоят. Для меня догматические и доктринальные проблемы неважны. Можно сколь угодно долго спорить о том, является ли Иисус Христос Богом или человеком, или и тем, и другим, и как в Нём объединяются эти две природы. Или о том, существует ли Троица или Бог един, и как в Троице взаимодействуют друг с другом Её три ипостаси, исходит ли Дух Святой только от Отца или от Отца и Сына и так далее.

Можно сколь угодно долго спорить на разные мудрёные богословские темы. Но разве кто-то становится более праведным лишь оттого, что верит так, а не иначе? Если бы я наблюдала сияние нимбов святости над головами всех «истинно верующих» (неважно, какой конфессии), я бы охотно согласилась, что верить нужно именно так, а не иначе. Но жизнь не только не подтверждает этого, но даже и напротив она часто показывает обратное: «истинно верующие» оказываются гораздо хуже, чем простой человек, который не забивает свою голову всеми подобными премудростями.

Борьба за «истины веры» ограничивает кругозор и ожесточает души этих людей, делает их упёртыми, нетерпимыми, неспособными думать самостоятельно. Они ненавидят современность и живут во временах седой старины, которые представляются им «золотым веком» на фоне нынешнего грешного мира. Поэтому они не хотят эволюционировать, развиваться, двигаясь в будущее, но напротив хотят затащить весь окружающий мир в весьма далёкое прошлое.

В Евангелии есть простой критерий «истинной веры»: «по плодам их узнаете их», - говорит Иисус Христос: не по вероисповедальным символам веры и прочим богословским «истинам», а по делам, по самой жизни. Отсюда подлинная ересь – это не «неправильная» вера и, тем более, не «чужая» («не наша»), а бесплодная вера, вера без дел, которая, как известно, «мертва есть», или, того хуже, вера со злыми делами.

Но коль скоро большинство верующих понимают понятие ереси иначе – как несоответствие доктрине и догме, то и я буду применять это слово в таком значении. И поскольку мой журнал посвящён распространению идей религиозного либерализма, что для многих суть злейшая ересь, то я охотно и с удовольствием назову свой журнал «Записками еретика».

 

Узнав о переименовании моего журнала, мой друг Саша Грайцер прислал мне небольшую статью из книги, которую он сейчас пишет. Вот она.

ЕРЕСЬ О ЕРЕСИ И ЕРЕТИКАХ

Существует поговорка о том, что у истины есть три этапа распространения. Первый этап, когда, услышав ее впервые, люди говорят – ну, это же очевидная ересь! Второй этап начинается тогда, когда человек задумывается – это, конечно же, ересь, но ведь что-то в этом есть! И, наконец, третий этап, когда человек восклицает – ну так, это же очевидно! Кто же этого не знает? Поэтому еретиками не рождаются, ими становятся, в отличие от поэтов и художников, которых можно определить еще в детстве по проявленным способностям.

Еретик – это звание, которое еще нужно заслужить в неотступном поиске и следовании за истиной, подобно тому, как звание генерала нужно заслужить годами безупречной службы. Правда, в отличие от генералов, почести еретикам при жизни не воздаются. Разве что после смерти, да и то не всегда.

Всех еретиков отличает и сопровождает одно обязательное и классифицирующее данный вид качество – еретик обязательно должен быть гоним. Если человека никто не гонит, он по определению - не еретик. Но гнать еретика должны именно за истину, а не за кражу консервов в магазине.

Еретики не появляются просто так на пустом месте. Их не любят, они мозолят всем глаза и мешают. Они как занозы в теле общества, болят и тревожат, не позволяют расслабиться и успокоиться. Не позволяют «нормально» жить.

Функция еретика в обществе, его святое призвание и миссия – это ломать привычные стереотипы для того, чтобы расчистить путь для истины. Эти стереотипы могут быть настолько отвердевшими, укоренившимися, окаменевшими, что истинный еретик должен быть подобен мощному заряду, заложенному под здание общественного благополучия. Точнее, видимости благополучия. Того благополучия, которое одни строят на несчастье других.

Многие величайшие еретики были обвиняемы в богохульстве и попирании святых основ мироздания. Оттого они были гонимы, оклеветаны, распинаемы, убиваемы. Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей – этот прекрасный список лучших еретиков человечества можно продолжать долго. И еретик должен действительно любить истину больше жизни, потому что именно жизнью и своим добрым именем приходится ему часто расплачиваться за свои ереси.

Еретики опаснее преступников. Поскольку преступники только переступают законы. Еретики меняют эти законы. Оттого обществу, стремящемуся к стабильности, более желанен преступник, а не еретик. Отпусти нам преступника Варраву, а Царя Иудейского Христа распни! – кричала толпа Понтию Пилату, предлагавшему ей отпустить по обычаю одного…

Но миссия еретика непопулярна, в отличие от миссии врача, юриста или учителя. Нет таких детей, кто мечтал бы в детстве стать еретиком. Разве вы слышали такой ответ на вопрос родителей – кем ты хочешь стать? Космонавтом, - отвечают дети, - или музыкантом. Ну, на худой конец, - таксистом, как папа. Но вот чтобы – еретиком, - лично я не слышал. Да и никто, вероятно, не слышал. А разве дети гордятся родителями – еретиками? «Мой папа – еретик!» - гордо произносит ребенок в школе. Разве такое бывает? Конечно, нет!

Но, тем не менее, еретики откуда-то появляются, и явно не из того места, откуда появляются обычные дети. Еретиком человека делает жизненный путь и то лишь в том случае, если, как уже было сказано, человек готов платить цену за верность истине.

Никто не хочет быть еретиком. Все хотят быть правым большинством. Но ересь – это истина, которая входит в конфронтацию с догмой, то есть с мнением большинства. И это происходит только благодаря тому, что человек хочет быть верен самому себе, своей природе и своей истине. И который не позволяет своему окружению подчинить себя.

Ересь – это нонконформизм, выраженный в теологических понятиях. Ересь – это верность самому себе – противопоставленная тупому «одобрямс» большинства. Ересь – это протест против большинства, это удар головой о стену. Никто же в здравом уме просто так не будет биться головой об стену. Разве только когда очень припечет. Поэтому в ересь бросаются тогда, когда не остается более ничего другого.

Новости блога "Записки еретика" по теме "Религия и общество"

Палестинские террористы грозятся отрезать голову Мадонне за увлечение мистическим иудейским учением каббалы и симпатию к евреям

Cлужбы по случаю инаугурации президента Обамы проведут женщина-священник и епископ-гей

Епископальная церковь в Колорадо возвела в сан священника лесбиянку

Фурсенко не считает нужным вносить теологию в государственный перечень научных специальностей

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное