Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 7/2008-11-15

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода». Сегодняшняя часть главы книги касается отношения верующих к культуре. Проблемы, которые описывает Саша, могут показаться совершенно непонятными обычному «мирскому», то есть нецерковному, человеку. Тем не менее, проблемы эти существуют, какими бы глупыми и нелепыми они нам ни казались. Саша описывает специфику стереотипов отрицания всего «земного», «человеческого» и «мирского», то есть, по существу, всего окружающего нас мира, в протестантских общинах. Однако, проблема эта присутствует и в православии. Но если у протестантов она происходит из фундаменталистского прочтения Библии, то у православных она связана со специфическим традиционным пониманием святости. Это очень интересный и важный момент: если в обыденном человеческом сознании святой – это образец духовно-нравственной жизни (каковым он и является), то в церковном сознании широких масс верующих святой – это полностью отрекшийся от мира монах и аскет, который посвящает свою жизнь молитве. Соответственно такому стереотипу святости, многие верующие считают, что всё «мирское» не нужно, что оно – лишь источник сплошных искушений и соблазнов, лишь помеха в духовной жизни, и, следовательно, нужно его избегать: чем в большей степени, тем лучше. Так парадоксальным образом идеал протестантской «духовности», основанной на библейском цитатничестве, находит общую точку соприкосновения с «духовностью» православной.

Сразу оговорюсь: не все протестанты и православные настолько примитивны. Мы говорим лишь о некоторых достаточно распространённых стереотипах. Точно так же, как и в прошлый раз, когда мы говорили о том, что «среднестатистический» верующий – это человек, которому не нужно думать самостоятельно. Но это не значит, что среди верующих нет по-настоящему глубоких и думающих людей. Разумеется, есть. И пусть не обижаются они на нас: мы имеем в виду не таких людей, а тех, кто подвержен массовым стереотипам.

Возвращаясь к идеалу святости, хочу отметить, что святой – это не аскет, хотя аскет может быть святым. Святой – это человек, живущий в согласии с Высшей Волей и Правдой. Такой человек может быть кем угодно: и дворником, и академиком, и священником, и рабочим, и монахом, и семейным человеком, и аскетом. Здесь можно вспомнить образ апостола Павла, что церковь подобна телу, где у каждого члена есть своя специфическая функция, своя роль, и все эти роли важны. Поэтому я категорически против той точки зрения, что святой – это монах, который всё время молится, равно как и с противоположной позицией, что монахи и аскеты вообще не нужны. Всякий нужен и важен на своём месте, и всякий призван быть святым, то есть жить в соответствии с Высшей Волей и Правдой. В Западной (католической) Церкви это уже осознано, и, как видимый знак, канонизировано множество святых мирян самых разных социальных групп.

К чему ведёт нас это рассуждение? Во-первых, к идее важности любой роли в обществе, к освящению любой «мирской» деятельности, а не только службы в храме и молитвы в монастыре. Во-вторых, это подводит к осознанию условности любых делений на «чистое» и «нечистое» (в терминологии Ветхого Завета).

«Я открылся не вопрошавшим обо Мне, - говорит пророк Исайя от лица Бога, - Меня нашли не искавшие Меня… Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путём недобрым…который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя…» (Ис.65). Традиционно считается, что речь идёт о том, что евреи, народ Ветхого Завета, не познал Бога, а христиане, народ Нового Завета, - это те «неискавшие» язычники, которым Бог открылся.

Однако, серьёзно задумавшись над значением этого текста, мы увидим, что речь идёт вовсе не об иудеях и христианах. Ведь есть праведные (по своей жизни) иудеи, как и люди других религий, как и вообще неверующие, и есть совершенно неправедно живущие христиане. (Считать иудеев неправедными, а христиан праведными – профанация Библии, потому что нелицеприятен Бог, но «во всяком народе поступающий по правде угоден Ему». Учение о праведности через веру «независимо от дел» искажает смысл Библии: в ней повсюду речь идёт о поступках, делах, а не об умозрительной вере: «вера без дел мертва». Апостол Павел, говоря об оправдании верой, независимо от дел, имеет в виду не ненужность праведных дел, а необязательность соблюдения всех ритуалов и предписаний Ветхого Завета. В наше время любой иудей согласится, что нееврею совершенно необязательно соблюдать Моисеем Закон, но обязательны праведные дела!).

Итак, в упомянутом отрывке речь идёт не о христианах и иудеях, а о нерелигиозных праведниках: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня» и о религиозных людях, считающих окружающий мир «нечистым», недостойным себя: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя…»

Истина в том, что весь мир чист и свят, потому что Бог присутствует во всём. Каждый человек чист и свят. Каждый человек есть храм Божий. Но если он вступает на путь зла, то сам делает себя нечистым. Абсолютно то же самое касается и религиозных людей: если они вступают на путь зла, никакие ритуалы и обряды не делают их чистыми и святыми. Такой человек пребывает в иллюзии, что он чист и свят только потому, что считает себя верующим, ходит в храм, читает молитвы и участвует в обрядах, и проклинает весь окружающий мир как «порочный», «нечистый», «греховный». Такой человек отгораживается от всего «мирского»: от «нечистых» людей, от «нечистых» «мирских» знаний, от «нечистой» «мирской» музыки и литературы и т.п. Но Бог присутствует во всём: в природе, в науке, в искусстве, в том числе и в храме, но не в храме только. Весь мир есть Его храм, ризы Его. «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающим что-либо нечистым, тому нечисто». (Рим.14).

Продолжение книги Саши Грайцера:

Нужна ли христианину культура?

Рискну предположить, что славянский протестантизм, несмотря на то, что он имеет несомненные достижения в проповедании Евангелия, а также и Биб­лии, так и не создал своей высокой Культуры. Более того, мне кажется, что наш протестантизм относится к культуре с явным подозрением, если не сказать, с пренебрежением, усматривая в ней идолопоклонство. Возможно, это и есть та цена, которую вынужден был заплатить протестантизм за разрыв с ортодоксальным христианством (или хотя бы часть этой цены). Из культуры и искусства вполне можно сделать себе идола, как впрочем и из всего остального (культуропоклонство - есть форма идолопоклонства). Можно, но не нужно. Не лучше ли поклоняться одному Богу, а к культуре относится так, как она того и заслуживает – уважительно, не ставя ее себе за цель, но относясь к ней, как к средству, помогающему человеку развиваться, жить и общаться с себе подобными. Поэтому не лишним будет напомнить, что под широким понятием "куль­тура" вмещается вся среда обитания, созданная человеком, отношение его к Mиpy, обществу и людям, к труду, природе, и к себе самому. Культура - это воспитанность чувств, ума, сердца, то, что названо в Библии плодами духа. Культура - это и умение человека так построить и организовать свою жизнь, производство, отдых и быт, чтобы все это было одухотворено, с максимальным удобством служило главному что есть только в жизни человека – познанию истины. Культура, включающая в себя и искусство, - это создание шедевров, произведений, в которых воплощается опыт, красота, стремление к совершенству и гармонии, которым, конечно, не нужно поклоняться, но на которых можно и нужно учиться, совершенствоваться и стре­миться к лучшему. Царство Божье проявляется на земле как плод совместных усилий Бога и человека и, безусловно, все лучшее, созданное человеком под вдохновением Божьего Духа, входит в это Царство. Культура имеет вектор, на­правление качественного отбора. Это и есть вектор Божий, требующий от человека совершенства и достижения Божьего Царства. Совершенства в полноте во всех его аспектах: духовном, душевном и физическом (материальном). Куль­тура  есть та своеобразная иерархия ценностей, расставляющая все по своим местам, но это иерархия уже не какого-то одного человека, направления, партии и т.д., а всеобщая, историческая, качественная, И недаром же, культура, искусство  объединяют нации, народы, церкви, коллективы. И хотя в культуре и искусстве также есть много слабого, нека­чественного, но внутри нее уже, как зернышко в семечке, заложен критерий устремленности к качеству и совершенству. Те высокие образцы, созданные культурой позволяют определять в какой-то степени, где происходит развитие, а где, наоборот, деградация. Собственно, без культуры уже обойтись невоз­можно. И если ее нет, то на ее месте (свято место пусто не бывает) неизбеж­но появляется бескультурье: невежество, агрессия, грубость, хамство, одним словом, грех. Так, для евреев Моисеев Закон, регламентирующий отношения человека с Богом и человека с человеком и  обществом, являлся механизмом создающим ту культуру (среду обитания) позволившую им выжить и сохранить свою идентичность в течении тысячелетий, в условиях неимоверных испытаний. Поэтому те христиане, которые отбрасывают Закон под предлогом достаточности одной лишь благодати зачастую остаются и без культуры. Они представляют из себя весьма грустное зрелище. Судите сами: один моло­дой служитель (помощник пастора) безапелляционно заявляет, что вся класси­ческая музыка (Бах, Моцарт и др.) - от сатаны и поэтому ни слушать, ни воспроизводить ее категорически нельзя. Пастор другой церкви вдохновенно проповедует о том, что искусство - это дьявольское занятие, выводя проис­хождение слова "искусство" из слова "искус", "искушение", не подозревая, очевидно о том, что искушение не только вводит человека во грех, но и, при условии сопротивления греху, делает человека искусным, умелым, владе­ющим собой. Среди прихожан этой общины есть преподаватели консерватории, представляете - каково им слушать подобное? В одной из церквей в немилость пастору попало слово "философия", определяемое им как тщета бессильной человеческой мысли, которую этот пастор противопоставляет Божественному откровению. (Мол, нужно жить одними лишь откровениями и то, почему-то чужими, пасторскими, а не своими собственными, а самому думать вовсе не следует, это ни что иное, как пустое философствование, вывихи праздного ума…).

Впрочем, лозунг: "Сбросить культуру с корабля современности" не нов и не христианами он придуман. Так что, если мы не наследуем добрых традиций, то неизбежно наследуем им противоположные. Похоже, что для протестантизма сейчас нет более важной задачи, чем увидеть Бога и Его царство за пределами своего узкого мирка, ограниченного законническим пониманием Библейских текстов. Законническое понимание - это как раз то, когда "тщетным, бессиль­ным человеческим умом" без Божественного откровения трактуются Библейские истины. Например, так: читается - "Не любите мира, ни того, что в мире", понимается - "Относись враждебно ко всему, что не принято в нашем собрании". Под категорию "мирского" может попасть практически все, что угодно: от пре­дметов женской бижутерии и одежды до книг (всех за исключением Библии), от некоторых вполне мирных и полезных профессий до космических аппаратов. Уровень "естественного дозволения" различный и зависит от уровня пасторской культуры, и если последний низок (как ему быть высоким при таком-то отноше­нии к культуре?), то вдобавок ко всему перечисленному вам запретят петь веселые песни, танцевать, смотреть телевизор (почему бы заодно радио не запретить?), шутить (это - смехотворство!) и даже улыбаться (святым это неприлично!). Во времена Ветхого Завета танцевать разрешали, а вот во времена Нового, видите ли, нельзя. И аргумент убийственный: на небесах не тан­цуют! - заявят вам вполне авторитетно, с видом человека побывавшего там неод­нократно. А если в ваших руках или в вашем доме обнаружат книжку о другой религии, то вы будете заподозрены в связях с дьяволом и даже в сотрудничество с ним! О посещении кино, театров, консерватории, цирка и прочих культурных заведений я боюсь даже упоминать, предвидя праведный гнев читателей. Я даже догадываюсь, какое библейское основание подводят под свою деятельность наши "борцы с мировой культурой". Из огромного количества библейских стихов они часто цитируют, вырывая из контекста, эти: "...не много из вас мудрых по пло­ти, не много сильных, не много благородных, но Бог избрал немудрое мира, что­бы посрамить мудрое..." Вот они и срамят! А своей "немудростью" гордятся. Могу себе представить, как эти стихи тешат их самолюбие! Для них замечу, что автор этих строк, апостол Павел, был образованнейшим человеком своего вре­мени, знатоком Закона и то, что в его устах звучит, как поощрение к познанию даже необразованных людей и гимном нелицеприятию и милосердию Божьему, в устах некоторых проповедников звучит, как прославление невежества. Иисус сравнивает книжника, наученного Царству Божьему, с хозяином, выносящим из сокровищницы своей новое и старое. (Матфея 13,52). Таким образом, он не отка­зывается от всего доброго, что было, но, наоборот, сохраняя своё богат­ство, расширяет границы Царства. Мир, очищенный от похоти очей и плоти, подчиненный правде Божьей, должен являться вовсе не предметом отвержения, а предметом принятия. И то, что мир пока не таков, должно служить христианам призывом искать Царство Божье и распространять его вокруг, делать этот мир лучше и совершеннее. Греховность мира не должна служить поводом к проклятию и без того проклятого мира, поводом к изоляции от него, а фактически бегству от него под благовидным предлогом неверно трактуемой библейской цитаты. Некоторые же наши "книжники", то есть борцы с книгами, отрицая мир, по сути создают свой ограниченный мирок, который представляют из себя многие наши протестантские общины, мирок, жить в котором очень трудно, ущербно и неуютно. Потому что этот мирок полон идолопоклонства, чинопочитания, всевозможных запретов, духовного насилия и фактического рабства. Многие люди, особенно из среды интеллигенции, там муча­ются и страдают, с болью в сердце вырывая из себя любовь к книгам, фильмам, музыке, культурному общению.

Заключение

Отец приготовил нам Царство. Царство Своего Возлюбленного Сына Иисуса Христа. И Он готовит нас к этому Царству. Поэтому Бог делает нас, по известному выражению, шедеврами человеческой личности, образом и подобием Божьим, Своими сынами и дочерьми. Царство Божье - это Царство свободных людей, поэтому каж­дый представитель его - свободный человек, несущий на себе печать неповторимости и своеобразия личности, плод работы нашего Отца над нами и нашей работы над самими собой. Мы ищем нашего подобия Ему, оставаясь при этом неповторимыми и оригинальными, потому что неповторим и оригинален наш Отец в Своем действовании, в Своем творчестве.

Печать личности на нас - это словно входной билет в Царство, раб такой печати не имеет. Личность, дума­ющая самостоятельно, умеющая брать на себя ответственность, чувствует себя в среде не-личностей, словно Гулливер в стране лилипутов, связанный их маленькими веревочками, которыми они пытались его привязать, когда он спал. Бог сотворил людей свободными. Это Его желание проходит красной нитью в Биб­лии, начиная от первой заповеди: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства..." (Исход 20,2). И далее через всю Библию к заповеди Иисуса Христа: - И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными.

Мы - живые камни в Его Вселенском Храме. Одна из заповедей Закона сурово предупреждает: "Если будешь делать Богу жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных. Ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их" (Исход 20,25). Навязывая что-то человеку извне, покоряя его своей властью, церковные лидеры пытаются формировать паству по своему образу и подобию, посягая в этом на исключительное право Бога. Это - грех непослушания, насилия, фактически воровства, помните, как сказано: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1-е Кор. 3-17). Не учитывая этого фактора, многие цер­кви порождают духовных рабов, не понимая намерения Господа сделать человека свободным. В таких церквях "родители" не понимают своих "детей", из-за чего "дети" бунтуют против своих "родителей". Выходя из ведения Божьего, такие церкви обрекают себя на медленное "вымирание" и Бог вынужден поднимать новые церкви, потому что "Врата ада не одолеют Его Церковь".

Бог ведет Свою Цер­ковь в Царство Божье, поэтому церковь не может быть самодостаточной и замкнутой на самой себе. Церковь должна следовать за Господом и должна войти в Царство. Точно так же, как Бог ввел Израильский народ в Землю Обетованную. И когда он давал им пищу - Небесную Манну, ее хватало только на один день. Манна, сохраненная дольше, становилась непригодной, в ней заводились черви. Каждый день люди должны были зависеть от Бога и питаться Его дарами. Так и Церковь каждый день должна искать Божьей пищи - ведения Божьего. Откровения, полученные вчера и застывшие догмой, для этого уже непригодны. Остановившаяся в своем движении церковь -  потухшие верующие, словно человек, живущий вчерашними заслугами, словно соль, потерявшая си­лу. Или словно Лотова жена, оглянувшаяся назад и ставшая соляным столпом. Такая церковь становится музейным памятником, глыбой, которую трудно обой­ти на пути к Богу. Прикасаясь к ней, человек оскверняется так, словно бы он прикоснулся к мертвецу (Числа 19,13). Подвергая себя длительному воздействию ее среды, человек становится как обтесанный камень, сформированный по образу застывшей догмы. И дай Бог силы человеку найти правильный путь, не разочароваться и не опустить руки, не стать закостенелым религиозным фанатиком-ортодоксом, не воспринимающим уже ничего и никого, кроме себя и  не потушить огонь Богопознания и веры. И идти туда, куда влечет его Господь! 

Это конец главы, но не книги. Продолжение следует… 

Обновления на наших сайтах:  

На сайте «Микрокосм» начато добавление стихов в категорию Духовная поэзия, а так же в категорию молитв размещён (уже давно, но не было сделано объявления об этом) замечательный  Акафист благодарственный "Слава Богу за всё" (язык русский) 

На сайте «Тайны мироздания» в раздел «Подходы верующих-эволюционистов» в категорию Подход Тейяра де Шардена добавлены статьи о нём и его самое известное произведение "ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА" 

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное