Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 20/01/2025


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 20/01/2025
============================================================
OPEN DOORS: 380 млн христиан в мире подвергаются преследованиям

20.01.2025 17:59
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110199
------------------------------------------------------------




Фото: opendoors.org



Амстердам, 20 января. Международная правозащитная организация Open Doors в начале года обновила данные своего отчета за 2024 год. Отчет обращает внимание на масштабы и ужесточение гонений на христиан по всему миру. Северная Корея и Сомали продолжают занимать первые места среди стран с самым высоким уровнем преследований, а общая численность подвергаемых гонениям христиан достигла 380 млн, что на 15 млн больше, чем в прошлом году, сообщает «Седмица» со ссылкой на сайт Open Doors



Северная Корея, вернувшаяся на первое место в списке, сохраняет репутацию государства с самым жестоким отношением к верующим. Здесь обнаруженные христиане подвергаются арестам, ссылкам в трудовые лагеря и даже смертной казни. Несмотря на это, около 400 тыс. жителей продолжают тайно исповедовать свою веру. В отчете также отмечается роль Китая: в этой стране государство контролирует религиозные сообщества, а беженцев из Северной Кореи нередко высылают обратно на родину, где им часто грозит опасность.



Центральная Азия стала новым очагом тревоги: Кыргызстан впервые за 12 лет вошел в число 50 стран с худшими условиями для христиан. В этой стране фиксируется самый высокий прирост преследований за год, сопровождающийся закрытием церквей и усилением давления на верующих. Соседний Казахстан также демонстрирует ухудшение ситуации.



Африканский континент остается регионом с наиболее масштабным насилием против христиан. Из 4476 зарегистрированных убийств верующих за их религиозную принадлежность, 3100 произошли в Нигерии, что делает эту страну одной из самых опасных для христианской жизни. Экстремисты из племени фулани продолжают совершать нападения на христианские фермерские общины, уничтожая целые поселения.



В Йемене, поднявшемся на третье место в рейтинге, гражданская война усугубила преследования. Хуситы, поддерживаемые Ираном, и дальнейшая радикализация сделали страну чрезвычайно опасной для верующих: люди могут молиться только в своих домах, многие общины уходят в глубокое подполье.



На Ближнем Востоке и в ряде африканских стран христианская церковь либо исчезает, либо вынуждена скрываться. В Алжире закрылись все протестантские общины, в Афганистане христианство почти полностью переместилось в подполье. Даже в Китае, где зарегистрированные общины ранее пользовались относительной свободой, власти усилили идеологический контроль.



На сайте организации приводятся истории верующих, которые не отказались от своих убеждений, несмотря на преследования.



Правозащитники призвали мировое сообщество заняться проблемой преследований христиан, сделав религиозную свободу приоритетом. Руководитель Open Doors заявил, что преследование христиан используется для создания нестабильности во многих регионах, и эти сведении представлены в докладе. Он считает, что свобода должна быть «частью разговора» при попытках достичь мира и стабильности.



Международная правозащитная организация Open Doors основана нидерландским христианским миссионером Анне ван дер Бейл, известным тем, что в разгар холодной войны ввозил Библии в коммунистические страны Европы и Китай. После исчезновения Советского Союза и разрушения коммунистических режимов в Европе Open Doors переключила свое внимание на Ближний Восток и страны исламского мира.


============================================================


Началась реставрация Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом

20.01.2025 15:42
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110198
------------------------------------------------------------




Фото: monasterium.ru



Ростов Великий, 20 января. В Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре начались реставрационные работы, обитель ждет полная реконструкция, сообщает «Коммерсантъ».



В настоящий момент работы уже ведутся в храме святого Иакова Ростовского и в соборе Зачатия святой Анны, в котором сохранились фрески 1689 года. Специалисты укрепят фундамент, несущие конструкции и отремонтируют кровлю, главы и кресты.



В планах также восстановление гостиницы для паломников и перестройка хозяйственного двора. Правительство региона обещает помочь с проектированием набережной под стенами монастыря, монтажом архитектурной подсветки и обустройством причала, чтобы паломники могли прибывать в обитель по озеру Неро.



«Полная реконструкция монастыря займет несколько лет, но договорились с подрядчиками, что все этапы они будут проводить в максимально сжатые сроки без ущерба для качества», – сообщил Михаил Евраев.



Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом, который был в нем похоронен. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов. Монастырь является центром почитания двух святых – святителя Иакова Ростовского и святителя Димитрия Ростовского.


============================================================


Патриарший экзарх Африки освятил воды озера Виктория

20.01.2025 15:01
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110196
------------------------------------------------------------




Фото: exarchate-africa.ru



Кисуму, 20 января. Патриарший экзарх Африки митрополит Зарайский Константин 19 января, в праздник Богоявления – Крещения Господня, совершил чин великого освящения вод озера Виктория в Кении, сообщает сайт экзархата.



Митрополит Константин совершил литургию святителя Василия Великого на берегу озера. Ему сослужили председатель Миссионерского отдела экзархата Африки иерей Георгий Максимов, благочинный церковного округа Хомабей иерей Ангелос Орибе и клирики благочиния.



По окончании богослужения был совершен чин великого освящения вод озера Виктория.



Виктория – озеро в Восточной Африке, на территории Танзании, Кении и Уганды. Расположено на экваторе, в тектоническом прогибе Восточно-Африканской платформы на высоте 1134 м. Площадь — 68 тыс. кв. км, объем — 2760 куб. км. Это второе по площади пресное озеро мира.


============================================================


Храм Богоявления Господня в Дорогомиловской ямской слободе

20.01.2025 14:15 | Московский Сретенский монастырь
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=110195
------------------------------------------------------------

============================================================


Отдел византийского и восточнохристианского искусства появится в Лувре

20.01.2025 13:42 | The Art Newspaper Russia
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=110194
------------------------------------------------------------

============================================================


Ватикан урегулировал использование ИИ на своей территории

20.01.2025 13:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110193
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 20 января. «Руководящие линии в области искусственного интеллекта», разработанные Папской комиссией по Государству Граду Ватикан, вступили в силу 1 января. Правила действительны на территории Ватикана, а также в экстерриториальных зонах, указанных в 15 и 16 параграфах Латеранских соглашений, сообщает Vatican News.



Документ открывается перечислением причин, которые продиктовали необходимость принятия норм в столь инновационной области. «Наука и техника, – говорится в предисловии, – это продукт человеческой креативности, понимаемой как дар Божий; благодаря им появились средства для преодоления многочисленных зол, которые угнетали и ограничивали человека». Вместе с тем «научно-технический прогресс может представлять риски для выживания и опасность для общего блага». Именно это привело к созданию норм в области применения ИИ с тем, чтобы обеспечить этичность принимаемых в этой сфере решений.



Итак, Губернаторство Града Ватикан, исполнительный орган города-государства, установило определенные правила, на основании которых, как указано в конце документа, в течение 12 месяцев будут изданы законы для их актуализации.



Основной принцип осуществления любой деятельности, связанной с ИИ – экспериментов, развития технологий, применения, – заключается в уважении достоинства человека. Системы и модели ИИ должны также гарантировать безопасность Государства Града Ватикан, защиту и конфиденциальность персональных данных, неприемлемость какой-либо дискриминации, экономическую устойчивость и заботу о творении. Согласно новым руководящим линиям, любая деятельность, связанная с ИИ, должна быть антропоцентрична, поскольку «призвание искусственного интеллекта – быть на служении человеку, защищать автономию и правомочие человека в принятии решений».



В документе перечислены случаи, когда запрещено использование ИИ: это запрещается, в частности, для таких целей, как «общие выводы антропологического порядка с дискриминирующими последствиями для человека»; запрещено использование ИИ для манипуляций, которые могут нанести людям физический или психологический ущерб; недопустимо применение ИИ и в том случае, когда доступ к нему исключает людей с инвалидностью или ведет к социальному неравенству. Запрещено применение искусственного интеллекта для любых целей, противоречащих миссии Римского Папы, единства Католической Церкви и нормального осуществления деятельности Губернаторства Града Ватикан.



Особое внимание в документе уделяется применению систем ИИ в ватиканском Управлении здравоохранения и гигиены. Во-первых, пациенты всегда должны быть проинформированы об использовании этих новых технологий, во-вторых, это использование не должно ограничивать и обуславливать решения врача или наносить ущерб его репутации.



Использование систем и моделей ИИ на территориях, подвластных Губернаторству, должно сопровождаться соблюдением всех законов об авторских правах и не может наносить ущерб чести, репутации, имиджу и авторитету Папы Римского, Католической Церкви и Государства Града Ватикан.



Далее отмечается, что системы ИИ могут применяться для обучения персонала, для улучшения условий труда и защиты здоровья работников. А вот в области юриспруденции ИИ можно будет использовать исключительно для улучшения организации работы или для поиска: истолкование же законов, оценка фактов и судебные доказательства находятся в исключительной компетенции судей.



Губернаторство Града Ватикан учреждает специальную Комиссию по искусственному интеллекту, состоящую из пяти членов и возглавляемую генеральным секретарем.


============================================================


"Таинственный фермент мысли Аверинцева"
Издательство ПСТГУ выпустило первый том собрания сочинений известного христианского ученого

20.01.2025 12:08 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=110192
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Москва, 20 января, Благовест-инфо. Вечер, посвященный выходу в свет первого тома собрания сочинений выдающегося филолога и культуролога Сергея Аверинцева (1937-2004), состоялся 16 января в Культурном центре «Покровские ворота». Издание первого в России собрания сочинений Аверинцева в шести томах начато в год 20-летия его кончины. Первый том включает работы, посвященные античной литературе, риторике, культуре и рецепции Античности.



Настоящим праздником назвала этот вечер его организатор Джованна Парравичини, сотрудник «Покровских ворот»: по ее словам, «случилось то, что не имело большой вероятности случиться» – осуществление этого издания казалось невероятным по множеству причин. «Невероятным, но совершенно необходимым», – отозвался Егор Агафонов, старший редактор издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), выпускающего собрание сочинений Аверинцева. Редактор отметил, что необходимость такого издания все очевидней становилась со временем: «Наш долг перед Сергеем Сергеевичем не только мемориальный. Наша задача – не просто выпустить очередное академическое собрание сочинений… Его тексты воспитывают, это чтение животворящее, открывающее необыкновенный простор, сокращение которого мы так болезненно переживаем сегодня». Агафонов говорил о «таинственном ферменте мысли Аверинцева», в котор
ом можно выделить две составляющие: это стремление к пониманию сути, объединяющей разные культурные и духовные явления, а также открытость и широта видения, которые он распространял на восточное и западное христианство, на русскую и европейскую культуры.



«Понимание как взгляд не в зеркало, а в окно» – этими словами Аверинцева, отражающими его творческий метод, Джованна Парравичини озаглавила вечер. Ольга Седакова, поэт, филолог, многолетний сотрудник Аверинцева, автор его творческой биографии «Труды и дни», которая открывает первый том, пояснила суть этой «этики высказываний» своего учителя, для понимания которой нужен контекст. По ее словам, в 1960-70-е гг. символ зеркала, восходящий к Серебряному веку и европейскому модернизму, был «едва ли не центральным» в нонконформистской культуре в СССР: «Познание превращалось в интроверсию, познание себя, стремление в зазеркальный мир». Аверинцев же решительно отказывался от этого и предлагал «открыть окно, увидеть другой мир и другого, забыв на время о себе». Это стало не просто творческим методом, но «совершенно новой манерой мыслей»: «этика общения с другим как именно с другим» поз
воляла Аверинцеву вступать в диалог не только с героями своих повествований («Наш собеседник – древний автор», назвал он одно из своих выступлений), но и с читателем. И об этом ощущении собеседования во время чтения Аверинцева говорили и другие участники.







Изображение: sttikhon.timepad.ru



Седакова отметила также особое отношение Аверинцева к «большим концепциям, которые вошли в культуру», но с которыми он был принципиально не согласен. Он проявлял по отношению к ним не терпимость, а «внимательное вслушивание в мотивы высказывания», стремился понять, на какой вопрос отвечают сами для себя его оппоненты. И еще очень важный этический принцип, который видит Седакова в творчестве Аверинцева: «Он не переставал говорить о высоких вещах», что во второй половине ХХ века было почти невозможно из-за девальвации глубоких смыслов, засилья идеологии тоталитарных режимов с их «парадами», с их «жреческой речью, излагавшей неоспоримые истины». Ирония, шутки, «извините за пафос» – все это говорит об исчезновении доверия к подлинности, но Аверинцев не мог с этим смириться и научился говорить «о подлинном» с открытой интонацией, располагавшей читателя и слушателя к общению, считает Седакова.



«Сергей Сергеевич Аверинцев – особое культурное явление», – считает профессор РГГУ Нина Брагинская, филолог-классик. Она сравнивает его с такими «властителями дум», как Фаддей Зелинский, Вячеслав Иванов, и объясняет, что изучение античности было для советских ученых «своего рода убежищем». Тем удивительней, что за диссертацию «Плутарх и античная биография» Аверинцев, который не был комсомольцем, получил премию Ленинского комсомола – возможно, это в какой-то мере защитило автора и позволило ему продолжать исследования, предполагает Брагинская. А «Поэтика ранневизантийской литературы» (войдет во 2-й том собрания сочинений) тоже была «ни на что не похожа»: даже названия глав этой книги («Бытие как совершенство – красота как бытие», «Унижение и достоинство человека», «Порядок космоса и порядок истории» и т.д.) показывают, что это не отвлеченно-академ
ическое исследование, а повествование о смысле христианской культуры, и многие в 1970-80-е гг. искали в ней запрещенное знание о Христе.







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Как сегодня воспринимают наследие Аверинцева молодые ученые, никогда его не слышавшие, не наблюдавшие вживую его застенчивой манеры читать лекции? Максим Калинин, преподаватель НИУ ВШЭ, исследователь древней сирийской культуры, видит в текстах Аверинцева «очень ясно транслируемую систему ценностей», о чем бы он ни писал, и неизменное «уважение к читателю». Аверинцеву удавалась особого рода популяризация знаний о древних культурах – «не упрощенная актуализация», но такая, которая обращена к читателю, способному услышать главное, что позволяет говорить о социальной смелости ученого-просветителя. Калинин считает, что наследие Аверинцева побуждает молодых ученых сказать что-то в ответ ему, изучая древние тексты как свидетельство.



Молодые преподаватели ПСТГУ Александр Кольцов и Петр Пашков были участниками цикла reading-семинаров, которые проходили в КЦ «Покровские ворота» в преддверии публикации собрания сочинений Аверинцева. Кольцов сообщил, что намерен изучать со студентами на богословском факультете ПСТГУ подход Аверинцева к богословию культуры, «его интуицию о том, что Божественное являет себя через культуру». Для Пашкова Аверинцев очень ценен и как ученый, и как личность: «Он показал, как можно жить по-христиански, он был настоящим филологом, т.е. занимался служением понимания».



Издатели ПСТГУ сообщают, что планируемый шеститомник представит наиболее полную и выверенную подборку трудов Аверинцева — как широко известных, так и труднодоступных ныне текстов. Издание отразит все многообразие творческих и духовных интересов выдающегося русского филолога, оно будет включать его научные труды и переводы, энциклопедические статьи, публицистику, стихи и проповеди на духовные темы. Первый том собрания сочинений включает работы, посвященные античной литературе. Кроме монографии о Плутархе и статей, объединенных автором в сборнике «Риторика и истоки европейской литературной традиции», в него вошли публикации, посвященные греческим и римским авторам, а также отдельным вопросам истории философии, поэтики и книжной культуры. Завершает том подборка переводов, в том числе — III книги «Риторики» Аристотеля, текст которой сопровождается подробным комментарием С. С. Аверинцева.



Юлия Зайцева


============================================================


Гала-концерт "Звезда Рождества". Москва
22 января

20.01.2025 11:38
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=110191
------------------------------------------------------------
Гала-концерт «Звезда Рождества»



Зал Зарядье, ул. Варварка, 6, стр.4



22 января 19:00



Самое масштабное событие московского благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» — заключительный концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Владимир Иванович Федосеев — давний друг Милосердия



Программа



I отделение



С. Рахманинов | Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Солистка — Екатерина Мечетина



П. Чайковский | Фрагменты из музыки балета «Щелкунчик»



Марш



Трепак (Русский танец)



Вальс цветов



II отделение



Н. Римский-Корсаков | «Похвала пустыне», вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»



А. Бородин | «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (при участии Московского Синодального хора)



П. Чайковский | Торжественная увертюра «1812 год» (при участии Московского Синодального хора)


============================================================


Скончался епископ Виктор (Пьянков)
В 1990-е годы - викарий Московской епархии и глава Хозяйственного управления МП

20.01.2025 11:17
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110190
------------------------------------------------------------
Москва, 20 января. 17 января 2025 года в г. Геленджике Краснодарского края на 81-м году жизни скончался епископ Виктор (Пьянков), пребывавший на покое с 1999 года, сообщает Патриархия.Ru.



Епископ Виктор (в миру Пьянков Виктор Владимирович) родился 19 октября 1944 г. в городе Первоуральске Свердловской области.



В 1971 г. архиепископом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым) пострижен в монашество, рукоположен во диакона, затем во иерея.



В 1971-1983 гг. служил на приходах Рижской епархии.



В 1977 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию.



В 1980 г. возведен в сан игумена.



В 1980-1983 гг. исполнял послушание благочинного Мадонского округа Рижской епархии, в 1982-1983 гг. был также секретарем Рижского епархиального управления.



В 1983 г. принят в число братии Данилова мужского монастыря г. Москвы с поручением должности эконома.



В 1986 г. возведен в сан архимандрита, назначен начальником управления по строительству и реставрации Данилова монастыря.



С 1987 г. — начальник реставрации и строительства Ленинградского епархиального управления. В августе 1988 г. назначен настоятелем собора благоверного князя Александра Невского г. Таллина.



20 февраля 1990 г. избран епископом Тапаским, викарием Таллинской епархии. Хиротонисан 25 марта 1990 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры.



20 июля 1990 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, с поручением должности председателя Хозяйственного управления Московского патриархата.



21 апреля 1994 г. освобожден от должности председателя Хозяйственного управления по состоянию здоровья. 18 июля 1999 г., согласно собственному прошению, почислен на покой.


============================================================


В праздник Крещения Патриарх Кирилл совершил литургию в Богоявленском соборе в Елохове

20.01.2025 10:06
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110189
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 20 января. 19 января, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господня, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы, сообщает Патриаршая пресс-служба.



Предстоятелю сослужили: настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, руководитель Административного секретариата Московской патриархии архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; личный секретарь Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; и.о. благочинного Богоявленского округа Московской (городской) епархии протоиерей Максим Батурин, духовенство г. Москвы.



По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где архиепископ Фома в сослужении епископа Алексия и духовенства совершил чин великого освящения воды.



По окончании богослужения было возглашено уставное многолетие, после чего архиепископ Фома поздравил собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе верующих с престольным праздником.


============================================================

В избранное