Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 14/01/2025


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 14/01/2025
============================================================
В Греции суд оправдал священника, служившего литургию во время пандемии

14.01.2025 18:23
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110136
------------------------------------------------------------




Фото: romfea.gr



Патры, Греция, 14 января. 13 января 2025 года уголовный суд города Патры единогласно оправдал протоиерея Анастасия Гоцопулоса, обвиняемого в нарушении ковидных ограничений, связанных с запретом богослужений. Поводом для суда стало проведение Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 2020 года в храме святого Николая в Патрах.



Как сообщает Global Orthodox со ссылкой на новостной портал romfea.gr, прокуратура поддержала позицию адвокатов священника, которые настаивали на неконституционности постановления Министерства здравоохранения, запрещавшего проведение богослужений в марте 2020 года. Судьи отметили, что запрет противоречил обязанностям священнослужителей и нарушал основные права граждан.



Вынесенный оправдательный приговор сопровождался бурными аплодисментами собравшихся в зале верующих, священников и монахов, выражавших поддержку отцу Анастасию.



В своей речи священник подчеркнул, что не мог принять запрет на проведение литургии: «Отмена литургии, даже временная, означает упразднение самой Церкви. Такие законы действовали в Европе до 311 года, при Диоклетиане, и в Албании при Энвере Ходже. Даже Ленин, Сталин и Мехмед Завоеватель не решались полностью отменить литургию».



Он добавил, что исполнение Литургии – не только обязанность священника, но и необходимое выражение веры, которое не может быть отменено «ни при каких обстоятельствах».



В октябре 2022 года уголовный суд Патр признал отца Анастасия виновным в нарушении ковидных ограничений, приговорив его к восьмимесячному условному сроку. Однако священник подал апелляцию, заявляя, что запрет литургии противоречит Конституции и его священническому долгу.



На суде выступил свидетель защиты, священник и врач отец Евангелос Папаниколау. Он подчеркнул, что литургия никогда не отменялась, даже во время эпидемий, и священник, отказавшийся от её проведения, утрачивает свое призвание.



Верующие из разных регионов Греции и мира направляли письма поддержки и присутствовали на заседаниях, демонстрируя солидарность с отцом Анастасием. Завершая свое выступление после суда, священник поблагодарил адвокатов и всех, кто поддерживал его. Он также выразил благодарность своему обвинителю, сказав, что судебный процесс стал для него «высшей честью» как для священнослужителя.


============================================================


В родные стены
Обретение уникального: фресковый цикл из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря

14.01.2025 17:53 | "Хранители наследия"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=110135
------------------------------------------------------------

============================================================


Нигерия: один священник убит - другой невольно стал убийцей

14.01.2025 17:02 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110134
------------------------------------------------------------




Фото: cath.ch/социальные сети



Абуджа, 14 января, Cath.ch/Благовест-инфо. Два трагических инцидента с участием католических священников произошли в конце минувшего года в Нигерии.



Вечером 26 декабря в штате Анамбра был убит о. Тобиас Оконкво, клирик епархии Мневи. 41-летний священник ехал по шоссе, когда его застрелили неизвестные злоумышленники.



Оконкво служил в священном сане с 2015 года, он руководил школой санитарок и акушерок, а также лабораторией при больнице Лурдской Богоматери в городе Ихиала на юго-востоке страны.



В течение последних десяти лет в Нигерии были убиты тысячи христиан, в том числе священников. Если на севере страны расправы часто совершаются радикальными исламистами, то в других регионах Нигерии священников часто похищают местные бандиты, желающие получить за них выкуп.



В последний день года произошел еще один инцидент со смертельным исходом: священник случайно застрелил ворвавшегося в церковь хулигана.



Вечером 31 декабря несколько подростков ворвались в католическую церковь св. Колумбы в городе Амаимо-Икедру – он тоже расположен в юго-восточной части Нигерии. Хулиганы стали запускать в храме фейерверки, после чего местный священник, имя которого не раскрывается, решил напугать и прогнать их. С этой целью он взял ружье и стал стрелять вверх. Пули рикошетом убили одного подростка и ранили другого.



Архиепархия Оверри, на территории которой произошел инцидент, выразила «глубокое сожаление в связи со стрельбой накануне Нового года» и соболезнования близким погибшего, заверив в молитвах о упокоении его души.



Невольный убийца арестован, ведется следствие.


============================================================


Храм XIX века в Алтайском крае заледенел из-за аварии на водонапорной башне

14.01.2025 16:31
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110133
------------------------------------------------------------




Фото: tolknews.ru



Барнаул, 14 января. Церковь XIX века в Крутихинском районе, которую восстанавливают на средства мецената, покрылась льдом из-за «извержений» водонапорной башни. Реставраторы и жители боятся потерять уникальный памятник, сообщает алтайское сетевое издание «Толк».



Барнаульский архитектор Александр Деринг, который руководит реставрацией церкви в селе Волчно-Бурлинском, рассказал, что получил «фото, полное отчаяния»: строение сковало льдом из-за неисправности на водозаборе. Летом специалисты успели провести в заброшенном храме ряд противоаварийных работ и теперь опасаются, что их усилия окажутся напрасными. Памятник восстанавливают на средства благотворителя, предки которого служили в этой церкви.



Деревянное строение пострадало из-за водонапорной башни, находящейся в непосредственной близости от него. По словам главы Волчно-Бурлинского сельсовета, проблемы могло бы не быть, если бы районное коммунальное предприятие запустило новую скважину: ее пробурили в селе летом, но подключить к башне не успели.



«А в старой скважине, которая качает воду в башню, неисправная автоматика. В итоге башня переполняется, идет сброс воды. Естественно, ветер эту воду сбрасывает на церковь, и начинается обледенение», – пояснил глава сельсовета.







Фото: tolknews.ru



О судьбе церкви «Толк» писал в июле 2024 года: восстановить его на свои средства вызвался москвич Николай Вознесенский – потомок священников, служивших в этом храме. Меценат обратился к Александру Дерингу, который и разработал проект реставрации.



Как отмечает архитектор, обилие влаги вокруг здания его специалисты заметили еще летом, когда приступили к работам. Тогда реставраторы успели провести ряд противоаварийных мероприятий.



По словам Александра Деринга, церковь была возведена в ХIХ веке по типовому для своего времени проекту. В советские годы ее приспосабливали под разные хозяйственные нужды, из-за чего строение сильно разрушилось.


============================================================


Выставка "Между Ветхим и Новым". Москва


6 февраля - 9 марта

14.01.2025 16:06
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=110132
------------------------------------------------------------

============================================================


Выставка "Между Ветхим и Новым". Москва
6 февраля - 9 марта

14.01.2025 16:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=110131
------------------------------------------------------------
Между Ветхим и Новым



06.02.2025–09.03.2025



В конце 2022 года Музей имени Андрея Рублева приобрел созданную в первой четверти XVIII века икону «Сретение Господне». Ее композиция значительно отличается от византийских и древнерусских изводов и восходит к иконографической традиции Западной Европы. Икона экспонируется вместе с гравюрой того же сюжета, входящей в состав иллюстраций новозаветной части Библии Пискатора 1650 года из собрания Государственного Исторического музея. Включенная в издание гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» была выполнена по рисунку выдающегося фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса. Именно она легла в основу композиции музейной иконы - детально скопировав гравюру, иконописец произвел небольшую правку западного образца.



Несмотря на большую популярность Библии Пискатора, ставшей «настольной книгой» русских иконописцев в XVII - первой половине XVIII века, гравюра «Принесение Младенца Христа во Храм» по рисунку Мартена де Воса в России копировалась редко. Икона «Сретение Господне» из собрания музея — одно из наиболее ранних и полных ее воспроизведений в отечественной иконописи синодального времени. Образ, созданный в эпоху правления Петра I, впервые будет представлен широкой публике, как и хранящийся в Государственном историческом музее экземпляр Библии Пискатора.



Куратор выставки - заведующий сектором станковой и монументальной живописи научно-фондового отдела Музея имени Андрея Рублева Ю.В. Устинова.



Адрес: Москва, Андроньевская площадь, 10. Метро Площадь Ильича, Римская, Чкаловская.


============================================================


Православные христиане отмечают Обрезание Господне и память святого Василия Великого

14.01.2025 15:40
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110130
------------------------------------------------------------




Изображение: pravmir.ru



Москва, 14 января. 14 января православные христиане отмечают сразу два праздника: Обрезание Господне и память святого Василия Великого.



Согласно Евангелию от Луки, на восьмой день после Рождества Иисус Христос прошел обряд обрезания. Обрезание у иудеев знаменовало вступление в завет, заключенный Богом с Авраамом. При совершении этого обряда Богомладенца нарекли Иисусом — именно это имя архангел Гавриил назвал Пресвятой Богородице в день Благовещения. Пройдя ветхозаветный обряд, Иисус (что значит Спаситель) показал пример исполнения обычаев народа, среди которого был рожден. В Новом Завете обрезание заменило таинство Крещения, которое становится для христианина рождением в новую жизнь с Богом, пишет журнал «Фома».



Праздник Обрезания имеет статус великого, но не двунадесятого, то есть не входит в число 12 главных церковных праздников. Уже много веков он соединяется с чествованием святителя Василия Великого, прославленного в числе вселенских учителей и отцов Церкви. Из десяти братьев и сестер Василия пятеро были причислены к лику святых. Вместе со святителем Василием 14 января чествуют его мать, святую Емилию.


============================================================


Вышло исследование, посвященное греческому наследию в латинском Средневековье

14.01.2025 14:51
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110129
------------------------------------------------------------
Москва, 14 января. Книга «Греко-латинское Средневековье. От Блаженного Иеронима до Николая Кузанского» вышла в издательстве АСТ и представляет собой уникальное исследование средневековой латинской литературы, которую автор рассматривает через призму влияния греческой культуры, сообщает «Богослов.Ru».



Латинская литература и культура Средних веков постоянно взаимодействовали с греческими. Однако долгое время европейские ученые избегали этой темы, из-за чего создавалось впечатление, что средневековое латинское письмо было более подвержено влиянию арабских источников, нежели древнегреческих и византийских.



Классическая работа Вальтера Бершина — немецкого ученого, филолога, экс-директора Института филологии Гейдельбергского университета — опровергает этот устоявшийся взгляд. Он исследует проникновение греческого языка в латинские тексты (через рукописи, надписи и другие источники), а также анализирует связи между двумя культурами, такие как интерес к греческой философии в поздней античности, изучение греческого языка при дворе Карла Великого или греческие традиции в средневековых монастырях.



В книге обсуждаются латинские авторы, связанные с греческим языком, начиная от Иеронима Стридонского, автора канонического латинского перевода Библии, и заканчивая Николаем Кузанским, который вновь открыл Западу греческую философию. Несмотря на большое количество имен и фактов, книга написана живым и доступным языком. Издание предназначено для филологов, историков и всех тех, кто интересуется культурой Средневековья. Перевод книги выполнен Андреем Виноградовым — российским историком, специалистом по Византии и раннему христианству.


============================================================


Церковь в Марфине: "нарядная игрушка" и надгробие крепостного зодчего

14.01.2025 14:02 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=110126
------------------------------------------------------------




Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Церковь Рождества Богородицы – самая старая сохранившаяся постройка усадебного комплекса в Марфине. Храм был построен в 1707 году и является, таким образом, единственным зданием времен владельца Бориса Голицына. В честь супруги князя подмосковная усадьба и получила свое имя. Воcпитателю и сподвижнику Петра I принадлежали также подмосковные Дубровицы. Там по его заказу итальянскими мастерами был построен роскошный храм Знамения Пресвятой Богородицы. Князь Голицын богато украсил Знаменскую церковь скульптурами и каменной резьбой. Скромный храм в Марфине, напротив, построили без участия иностранцев. Его возвел крепостной зодчий Владимир Белозеров.



В сборнике советского историка Сергея Безсонова «Крепостные архитекторы» утверждалось, что князь Борис Голицын до смерти засек зодчего Белозерова за отказ поставить внутри марфинской церкви столбы. Доказательством этого будто бы служила надпись на старой надгробной плите Белозерова, сохранившейся возле церкви.



Впервые легенда о засеченном крепостном встречается еще в дореволюционной литературе о Марфине. В статье Петра Вейнера (1910 год) рассказывалось, что князь Голицын приехал как-то весной в усадьбу, увидел храм, построенный не так, как он желал, и приказал тут же высечь зодчего. Правда, по версии Вейнера, Белозерова погубил не отказ поставить столбы внутри храма, а напротив, сами эти столбы. Приводилась в статье и зловещая строчка с надгробного памятника «раб князя Голицына засечен…»







Архивное фото надгробия Белозерова в Марфине



Историк Юрий Шамурин в статье о Марфине (1914 год) уделил этой легенде еще больше внимания. Она навела его на пространные рассуждения о противоречивом устройстве русской души. Шамурин называл усадьбу Марфино «невероятным сплетением жестоких забав и наивного веселья, празднеств и преступлений». Он обличал лицемерную религиозность барина, который погубил зодчего, будто бы ревнуя о благолепии храма. В конце жизни князь Борис Голицын принял монашеский постриг в небольшой пустыни во Владимирской губернии, быть может, раскаиваясь в этом преступлении. Шамурин писал: «у стен легкой белой церкви… вспоминается все то страшное, проклятое, кровавое, что дремлет в низинах русской души».



Шамурин признавался, что сам слов на плите крепостного Белозерова не разобрал. Однако текст надгробия на лицевой стороне достаточно хорошо читается: «1707 года ноября 30 на память святого и всехвального апостола Андрея Первозванного преставился раб Божий боярина князя Бориса Алексеевича Голицына человек его Володимир Иванов Белозеров и жил 59 лет». В этой надписи нет ни слова о том, что Белозеров был засечен и даже сам он назван не «рабом Голицына», а «рабом Божьим».



Искусствовед Алексей Греч называл Богородице-Рождественскую церковь «нарядной игрушкой», спрятанной среди деревьев усадебного парка. Он тоже видел надгробие Белозерова, но мрачных мыслей храм на него не наводил, а предание об убийстве зодчего Греч считал неосновательным. Зато он записал другую легенду – будто в середине XVIII века новый декор храма изготовил великий мастер Василий Баженов. Достоверно известно лишь то, что в первой половине XIX века при владельцах Паниных главный усадебный дом был перестроен по проекту архитектора Михаила Быковского в готическом стиле. Тогда же, вероятно, была частично переделана и Богородице-Рождественская церковь.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



В 1770-е годы рядом со старой церковью был построен второй небольшой храм в честь апостолов Петра и Павла. Рядом с этим храмом «иже под колоколы» сохранилось еще одно старое надгробие – последнего владельца усадьбы Марфино графа Владимира Панина и его скончавшейся в младенчестве дочери Натальи.



Другая дочь Панина, Софья, прожила долгую жизнь и скончалась в 1956 году в Нью-Йорке. Она была известным общественным деятелем, создательницей знаменитого Лиговского народного дома в Санкт-Петербурге – образовательного центра для рабочих. В 1917 году Софья Панина была арестована советским правительством. Она оказалась в тюрьме как раз накануне рождественских праздников и провела для арестантов вечер с чтением Евангелия и повести из «Легенд о Христе» Сельмы Лагерлеф. За прежние заслуги перед рабочим классом графиня вскоре была освобождена.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



Софью Панину за ее близость к рабочим, а также за антимонархические взгляды называли иногда «красной графиней». Однако советское правительство она не признавала. Вскоре после освобождения из тюрьмы Панина уехала в области, занятые белогвардейцами, а после их поражения – за пределы России. Много лет спустя в Нью-Йорке Софья Панина отмечала, что идея ее народного дома в Петербурге для рабочих основывалась на принципах, «согретых от отцов и дедов унаследованной православной верой».



Знаковая фигура в истории прихода Богородице-Рождественской церкви села Марфина – священник Алексей Алексеевич Соколов. Он был настоятелем церкви на протяжении 36 лет. Соколов родился в семье сельского диакона, но рано остался сиротой, поэтому воспитывался с детства в Вифанской семинарии. После окончания духовного образования в 1847 году был рукоположен митрополитом Филаретом Дроздовым в священный сан и направлен служить в село Марфино. На этом приходе он оставался всю жизнь вплоть до кончины в 1881 году. Отец Алексей Соколов рано овдовел. В 1863 году стал благочинным, а через год был избран членом Московского общества духовного просвещения.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



В 1872 году в Богородице-Рождественской церкви села Марфина торжественно отмечалось 25-летие служения отца Алексея. После литургии от священников благочиния о. Алексею Соколову была поднесена в дар икона Алексия, человека Божия. Стечение народа в Марфино на юбилей служения отца Алексея Соколова было как на Пасху. Два сельских старосты с хлебом и солью встречали настоятеля у выхода из храма. Хлеб от крестьян деревни Фоминой был особо украшен лепными словами «отцу духовному во здравие тела», а чеканной работы солоница была выполнена из серебра. От тогдашнего владельца усадьбы Марфино графа Виктора Никитича Панина священник получил в дар золотые часы, а от графини Натальи Павловны Паниной – 12 серебряных чайных ложек.



Одно из пожеланий марфинскому священнику Соколову звучало так: «Дай Бог, чтобы он привел нам и еще через 25 лет засвидетельствовать любовь и благодарность вам». Но пожелание это, увы, не исполнилось. Через несколько лет отец Алексей скончался. Его место занял прежний диакон Петр Павлович Писарев. Еще будучи диаконом, он создал в Марфине хор певчих, состоявший из пяти взрослых крестьян и пяти мальчиков сельской школы.



В 1887 году сельская школа в Марфине была закрыта, а вместо нее создано церковно-приходское училище. Здание школы было таким ветхим, что учеников вскоре перевели в помещение при усадьбе графини Натальи Паниной. В 1892 году Панина построила на свои средства новое школьное здание. Она обставила классы мебелью, обязалась за свой счет поставлять дрова, а затем передала школу в подчинение земству. Наталья Павловна была бабкой «красной графини» Софьи Паниной и той самой хозяйкой усадьбы, которая дарила священнику серебряные ложки на юбилей.



Антон Саков



14 января 2025


============================================================


Фильм о святой Женевьеве Парижской покажут на телеканале "Спас"

14.01.2025 13:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110125
------------------------------------------------------------




Фото: pravmir.ru



Москва, 14 января. Премьерный показ документального фильма «Женевьева. Святая из Парижа» состоится 15 января на телеканале «Спас». Это первый фильм о почитаемых западных святых, имеющих особую связь с Россией, сообщает «Патриархия».



Святая Женевьева (Геновефа) жила в V веке. Святитель Герман Осерский сразу увидел в ней особые качества подвижницы. Жизнь святой была полна чудес: по ее молитвам происходили исцеления, многим она предсказывала будущее. Слава о ней распространилась далеко на Восток, откуда свои приветствия и просьбы помолиться передавал ей преподобный Симеон Столпник, что свидетельствует о подлинном единстве Церкви той эпохи.



Святая Женевьева стала свидетельницей крещения франков, миссионером и советником короля Хлодвига. Своими молитвами неоднократно защищала Париж от голода, войн и эпидемий. Тем ужаснее картина осквернения и сожжения ее мощей во времена Французской революции.



Святая стала близка русским эмигрантам, оказавшимся во Франции после революции. Некоторым она являлась и уверяла в своем заступничестве, многие обрели место вечного покоя на посвященном ей кладбище под Парижем – Сен-Женевьев-де-Буа. Благодаря молитвам к святой в Париже появился русский православный храм. С недавних пор имя Женевьевы вошло в православные святцы.



Съемки фильма проходили в местах, связанных с жизнью и почитанием этой святой – в храме Трех святителей в Париже, на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на Монмартре и в месте рождения святой – в Нантере.



Премьера фильма «Женевьева. Святая из Парижа» состоится в среду, 15 января в 20.30 в эфире и на платформах телеканала «Спас». Фильм также будет показан 16 января в 11.00, в день памяти святой Женевьевы.


============================================================


Русский музей представил выставку произведений на библейские сюжеты в Псково-Печерском монастыре

14.01.2025 12:48
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110124
------------------------------------------------------------




Фото: ppmon.ru



Псков, 14 января. Русский музей представил выставку «Вслед за Христом. Священное Писание в русской живописи конца XIX – начала XX века» в картинной галерее архимандрита Алипия (Воронова) в Печорах. В ее составе более 40 произведений знаменитых мастеров отечественной живописи из собрания Русского музея. Среди авторов картин – Василий Суриков, Генрих Семирадский, Владимир Маковский, Андрей Рябушкин и другие известные художники. Выставка посвящена 100-летию со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, сообщает «Псковское агентство информации».



Создание произведений на темы из Ветхого и Нового Завета являлось обязательной частью обучения в художественных Академиях. Во второй половине XIX века на ежегодных выставках в Императорской Академии художеств демонстрировалось большое число произведений на библейские сюжеты. Многие из этих полотен исполнялась учениками Академии для получения очередного академического звания. Таковы представленные в экспозиции картины «Блудница перед Христом» (1879), «Овчая купель (Исцеление расслабленного)» (1885), «Давид, играющий на гуслях перед Саулом» (1873), «Исцеление двух слепых» (1888).



На выставке представлены произведения Павла Жуковского и Вильгельма Котарбинского «Богоматерь над телом Спасителя (Рiеtа)» (1876), «Водружение креста» (1887). Посетители выставки смогут познакомиться с примерами русской церковной живописи, эскизами росписей и мозаик крупных церковных построек, для украшения которых приглашались лучшие художники.



В 1870-е – начале 1880-х годов большая группа художников принимала участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве. В их работах, которые можно увидеть на выставке, отразились характерные тенденции искусства того времени, в котором академическая традиция соседствовала с набиравшим силу реализмом. В работах Генриха Семирадского «Тайная вечеря» (1877-1878) и «Крещение господне» (1878) чувствуется ориентация на классическое итальянское искусство. Василий Суриков в своих эскизах росписей, посвященных четырем Вселенским соборам (1876), стремился к максимальной исторической и психологической достоверности. Владимир Маковский трактовал религиозные сюжеты в бытовом ключе («Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию», 1875-1876).



Одним из наиболее крупных проектов в области храмового строительства на рубеже XIX – XX веков было возведение храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас-на-Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II. К наружному и внутреннему украшению церкви мозаиками были приглашены известные мастера. Для создания общей гармонии мозаичного ансамбля художникам было рекомендовано работать, придерживаясь стиля, выработанного Виктором Васнецовым при создании росписей Владимирского собора в Киеве, где академическая и реалистическая традиции органично сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. На выставке представлены эскизы и оригиналы для мозаик, созданные такими известными мастерами как Василий Беляев, Николай Бодаревский, Николай Бруни.


============================================================


Храм Иоанна Предтечи на Ширковом погосте

14.01.2025 11:23 | "Российские древности"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=110122
------------------------------------------------------------

============================================================

В избранное