Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 20/09/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 20/09/2024
============================================================
Патриарх Порфирий и кардинал Паролин обсудили ситуацию в Косове, запрет УПЦ

20.09.2024 19:59 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109048
------------------------------------------------------------




Фото: spc.rs



Белград, 20 сентября, Благовест-инфо. Патриарх Сербский Порфирий встретился с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином. Встреча прошла в патриаршем дворце в Белграде 19 сентября, сообщает Orthodox Times.



Патриарх Порфирий и кардинал Паролин подчеркнули, что отмечаемое в этом году 100-летие католической архиепархии Белграда - «свидетельство позитивных отношений» между Сербской Православной и Римско-Католической Церквами и заявили о необходимости продолжать сотрудничество на местном и мировом уровне.



Предстоятель СПЦ поблагодарил Святой Престол за позицию по Косову и Метохии и рассказал кардиналу Паролину об опасной ситуации, в которой находятся сербы и христианское наследие в этом историческом сербском регионе. Стороны обсудили возможные шаги по поддержанию мира и продолжению миссии СПЦ в Косове и Метохии.



Также обсуждался принятый недавно Верховной Радой Украины закон, позволяющий запретить деятельность Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием.



Во встрече также приняли участие епископы Бачский Ириней (Булович), Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич) и Горнокарловацкий Герасим (Попович), апостольский нунций архиепископ Санто Ганджеми, сотрудники патриархии, госсекретариата Ватикана и нунциатуры, сообщает официальный сайт СПЦ. Визит кардинала Паролина в Белград приурочен к столетию учреждения Белградского католического архидиоцеза. Во время визита прелат также встретился с президентом Сербии Александром Вучичем.


============================================================


"Возможности глины безграничны"

Круглый стол "Керамическая икона: традиция и современность" состоялся в Москве


20.09.2024 17:33 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109046
------------------------------------------------------------




Фото "Благовест-инфо"



Москва, 20 сентября, Благовест-инфо. Круглый стол «Керамическая икона: традиция и современность» состоялся 17 сентября в Москве, в Культурном центре «Фавор». Известные художники-керамисты Сергей Шихачевский, Мария Фофанова и Ольга Скубченко рассказали о традициях керамического декорирования храмов и о специфике своей работы. Встречу вела искусствовед Ирина Языкова – инициатор серии подобных мероприятий в «Фаворе», посвященных современному христианскому искусству.



«Возможности глины безграничны» – это утверждение С. Шихачевский проиллюстрировал примерами из истории искусства со всех концов света, от самых древних глиняных артефактов до керамических панно Матисса в Капелле Четок в Вансе. В христианском искусстве керамика использовалась широко, в самых разных форматах и жанрах, и у этого есть богословское обоснование, которое выступавший находит и в решениях Вселенских Соборов, и в самом библейском рассказе о создании человека из глины. Керамическое декорирование храмов – это прежде всего облицовка, изнутри и снаружи. Икона же из керамики встречается гораздо реже, ее возможности недооценены, считает Шихачевский.







С. Шихачевский. Икона «Прибавление ума». Фото: zeitnotinfo.ru



У таких икон есть своя специфика и особые возможности – это «сумма выразительных многоуровневых природных средств». По словам Шихачевского, «нет человека, который был бы равнодушен к керамике». Керамический рельеф, в отличие от плоской писаной иконы, придает материальность изображению, образ как бы «идет на нас», и зритель, как правило, заведомо готов к условности керамической иконы. Художник затронул вопрос о так называемой «геоэтнографии» применительно к украшению церковных зданий – о том, насколько храмам в разных широтах подобает разное же оформление. Так, например, мозаика прекрасно подходит для Италии, но неуместна в современных российских храмах, «не отвечает запросу времени», считает Шихачевский. А вот керамическая икона «прекрасно сочетается с нашей архитектурой». «И мы взялись за это», – сказал он от имени своих немногих коллег, которые занимаются керамической иконо
й и не только иконой.







О. Скубченко. «Благовещение». Фото: artmuseum.ru



Каждый из них показал и прокомментировал свои работы. Ольга Скубченко – потомственный скульптор, она создает монументальные произведения, и все они связаны с христианской символикой: это фигуры св. Георгия Победоносца, скульптурные композиции из библейского цикла («Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим» и др.), библейские дерева из глины (олива, пальма, кипарис), многочисленные ангелы и задумчивые рыбы. По словам художницы, она тяготеет к архаике, упрощению форм, условности, неяркой фресковой росписи, чтобы скульптура воспринималась как бы «вне времени, как будто ее откопали археологи». Монументальные произведения созданы не для церковного пространства, они выставлялись во многих городах России рядом с иконами. А к иконе скульптор пришла не сразу: по ее словам, керамическая икона – «цельное, собирательное дело, требует от художника особой собранности, молитвенного состояния». Так появился цикл Двунадесятых п
раздников, Николай Чудотворец и другие иконы.







С. Шихачевский. Иконы с ограды церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото: mitropolia.spb.ru



Сергей Шихачевский тоже из семьи художников, он закончил отделение керамики Строгановки, но потом много лет работал как иконописец, расписывал храмы. На работу с керамической иконой его благословил о. Георгий Дробот, который считал этот вид церковного искусства недооцененным. Одной из первых работ Шихачевского в этом жанре стали керамические иконы для ограды храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах. Художник рассказал, как рождалась каждая из 19 икон, причем на узкой вытянутой поверхности в некоторых случаях надо было поместить двух (Борис и Глеб, Петр и Феврония), а то и нескольких святых (София и Вера, Надежда, Любовь).



Совсем другая задача стояла перед керамистом, когда он работал над церковным мемориалом в Хорватии, в Ясеноваце, на том месте, где во время Второй мировой войны в концлагере были убиты 700 тыс. человек. Центральный образ памятника – Воскресение Христово - Сошествие во ад, это идея самого Шихачевского. Если иконы в Барашах яркие, многоцветные, то тут почти нет цвета, а крест в руках керамического ангела, венчающего композицию, сделан из железа, покрытого кроваво-красной ржавчиной – образ должен быть цельным по замыслу и исполнению.



Более 40 керамических образов для ограды Тихвинского храма в Троицке и большая икона «Прибавления ума» для приходского дома там же, оформление трапезной Московского подворья Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря, другие заказы и произведения (например, известный «Алтарь корабелов») – все это каждый раз требует от автора новых нетривиальных решений, нового осмысления.







М. Фофанова. «Спас Нерукотворный». Фото: marusiagallery.moscow



Профессиональный путь Марии Фофановой тоже начинался с обучения художественной керамике, но после обращения у нее возникло «огромное желание писать иконы», керамика была оставлена на много лет. Но в 2012 г. керамика вдруг возникла снова, оказалось, что в этой технике тоже можно создавать прославляющие Бога и святых изображения. Она показала ряд своих работ, среди которых как маленькие иконы для частной молитвы, так и большие композиции для наружного оформления храма. То, что керамическая икона хорошо сохраняется на улице, – еще одно несомненное ее достоинство, ее надо всячески «продвигать», считает художница.



Участники круглого стола надеются, что такому продвижению будет содействовать выставка их работ, которая, как планируется, откроется 23 октября в Культурном центре «Покровские ворота».



Юлия Зайцева


============================================================


Тюмень: отреставрированную Спасскую церковь передадут епархии

20.09.2024 16:01
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109042
------------------------------------------------------------




Фото: Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области



Тюмень, 20 сентября. Спасскую церковь готовят к передаче в пользование Тобольско-Тюменской епархии, сообщает "Деловой квартал" со ссылкой на Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.



Работы в храме, расположенном в исторической части Тюмени, завершаются. После оформления всех необходимых документов стартует процесс передачи объекта культурного наследия.



Здание не использовалось по назначению почти сто лет. Процесс передачи стартует после завершения и приемки реставрационных работ. В ведомстве уточняют, что это произойдет в «краткосрочной перспективе».



"Идет процесс оформления документов. Сначала подрядчик передаст объект заказчику. Заказчик передаст его в фонд имущества Тюменской области, а уже он — епархии", — рассказал «Тюменскому курьеру» замглавы комитета Александр Кононов.



Подрядчиком реставрации выступало ООО «Дизайн-2000», которое восстанавливало и само здание, и настенную роспись.



По словам Кононова, художники, которые восстанавливали живопись, приезжали в Тюмень из Москвы и Владимира. В Тюменской области таких специалистов нет.



Реставрация храма началась в 2019 г. В 2020 г. в северном приделе был найден гроб с останками, краеведы предположили, что они могли принадлежать купцу и городскому голове Андрею Текутьеву. Эксперты, в том числе из Следственного комитета, это подтвердили.



В 2023 г. останки Текутьева были торжественно перезахоронены в Спасской церкви.



Ранее власти обещали, что усыпальница легендарного городского головы в будущем превратится в туристическую локацию и краеведческую достопримечательность.



Справка



Первое упоминание о Спасской церкви относится к первой четверти XVII века. В 1687 году деревянное здание было уничтожено пожаром после чего вновь отстроено — и вновь горело несколько раз.



Двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 году, точная дата окончания строительства -26 июня 1796 года. В 1797 году храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Престол Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, как и проходящая мимо церкви улица (сейчас улица Ленина). В 1837 году Спасскую церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II, вместе со своим воспитателем — поэтом Василием Жуковским.



В разное время здесь располагались пересыльная тюрьма, архив и библиотека.



*



Андрей Текутьев — известный купец и благотворитель, к концу XIX века считался одним из самых богатых жителей Тюмени. 17 января 1899 г. на заседании городской думы был избран городским головой. Главой города был до 1911 г.



Историки отмечают, что Текутьев многое сделал для города: развивал образование, вкладывался в здравоохранение, хлопотал за проведение Транссиба через Тюмень. На свои средства построил каменный театр и содержал его до конца жизни.



Умер в 1916 г. и, как сообщали современники, был похоронен на территории Спасской церкви, там же, как говорят, была похоронена его жена. В советское время информация о месте его захоронении была утрачена.



В начале 2021 г. губернатор Александр Моор сообщил, что найденные останки Текутьева будут захоронены в церкви, а «тюменцы смогут отдать дань памяти, сказать спасибо человеку, изменившему жизнь города навсегда».



Именем Текутьева в Тюмени назван бульвар возле одноименного кладбища. Рядом с ним когда-то находилась мельница Текутьева, это и легло в основу наименования кладбища, а позже — и бульвара, обустроенного рядом с ним. Недавно там же появился памятник городскому голове.


============================================================


Концерт к 90-летию со дня рождения Александра Меня в католическом соборе Непорочного Зачатия. Москва


15 октября

20.09.2024 15:34
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109044
------------------------------------------------------------
15 октября 2024



Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начало концерта в 21.00



«ПЛАМЕНЬ ОГНЕННЫЙ»



КОНЦЕРТ К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ



АЛЕКСАНДРА МЕНЯ







Хор студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова



Художественный руководитель и дирижер — кандидат искусствоведения, доцент Владимир Красов



Орган — кандидат искусствоведения, профессор Анна Петрова



В концерте прозвучат произведения И. С. Баха, Б. Бриттена, У. Бёрда, Г. Холста, П. Чайковского, А. Гречанинова, А. Кастальского, Д. Смирнова, С. Слонимского, В. Кухты, А. Луккези, Л. Боэльмана и других композиторов для хора а капелла и в сопровождении органа, а также для органа соло. В рамках программы будут демонстрироваться фрагменты публичных выступлений Александра Меня. Концерт открывает серию культурных мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения отца Александра и проводится при содействии Благотворительного фонда «Искусство добра», Фонда наследия Александра Меня и Фонда композитора Николая Каретникова.



ПРОГРАММА КОНЦЕРТА



Доменико Циполи (1688–1726)



«Оffertorium» для органа соло



Бенджамин Бриттен (1913–1976)



Рождественские гимны (A ceremony of carols)(1942), op. 28 для хора а капелла



– 1. Procession



Александр Кастальский (1856-1926)



Литургия Иоанна Златоуста (1905) для хора а капелла



– «Отче Наш»



Петр Чайковский (1840–1893)



Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-1885)



переложение В. Ильина для хора а капелла



– «Достойно есть»



Владимир Одоевский (1803–1869)



«Молитва без слов» для органа соло



Уильям Бёрд (1543–1623)



Месса для трёх голосов



– Kyrie



– Gloria



– Sanctus



Партия органа – Анна Петрова



Дмитрий Смирнов (р.1952)



Концерт «Тебе поем» для женского или детского хора в пяти частях (1998)



– «Тебе поем»



– «Хвалите имя Господне»



Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)



Концерт для органа G dur, BWV 592



– I часть



Густав Холст (1874–1934)



Ave Maria для 8-голосного хора а капелла (1900), op. 9b



Йоганнес Брамс (1833–1897)



«11 хоральных прелюдий для органа» (1896), op.122



– Nr.5. «Schmücke dich, o liebe Seele»



– Nr.8. «Es ist ein Ros’ entsprungen»



Валерия Кухта (р.1994)



Месса для женского хора (2021)



– Kyrie



– Gloria



– Credo



Солистка – Екатерина Шутова



Леон Боэльман (1862–1897)



«Готическая сюита» для органа, ор. 25 (1895)



– «Молитва Деве Марии»



Александр Гречанинов (1864–1956)



Месса для двухголосного женского или детского хора и органа, ор. 165



– Sanctus



– Agnus Dei



Партия органа – Анна Петрова



Сергей Слонимский (1932–2020)



«Видя разбойник» для женского хора a cappella (2008)



Солисты – Екатерина Соколова, Владимир Красов



Спиричуэл «О! what a beautiful сity», аранжировка Ш. Киршнера



Солисты – Ксения Шелудько, Константин Альбрехт



Партия органа – Анна Петрова


============================================================


Татарстан: в полуразрушенном храме совершена первая литургия после закрытия церкви в советское время

20.09.2024 15:12
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109043
------------------------------------------------------------




Фото: tatmitropolia.ru



Казань, 20 сентября. 14 сентября 2024 года, в день церковного Новолетия, в храме Вознесения Господня урочища Елагино (Пестречинский район Татарстана) была совершена первая литургия со времени закрытия церкви советской властью.



Богослужение возглавил благочинный Пестречинского церковного округа Казанской епархии иерей Ярослав Петрущенков, которому сослужили клирики благочиния, сообщает сайт Татарстанской митрополии.



В храме молились добровольцы, которые готовят храм к возрождению и совершению богослужений, жители Пестречинского района, паломники из Казани.



В завершение богослужения состоялся крестный ход вокруг храма. Затем была организована общая трапеза, по окончании которой состоялся трудовой выезд в храм Преображения Господня в урочище Русская Серда.



К возобновлению литургической жизни возрождающиеся церкви Пестречинского благочиния готовят участники проекта «Небо? -Свод!», направленного на оказание помощи старинным храмам, разрушенным в годы гонений на Церковь. В рамках проекта добровольцы трудятся в Иоанно-Предтеченском храме в селе Селенгуши, Вознесенском храме в селе Елагино, Преображенском храме в селе Русская Серда (построены в ХVIII веке) и Троицком храме в селе Верхние Девлизери (построен в начале XX века).



Инициативная группа регулярно организует трудовые поездки, в ходе которых расчищается территория святых мест, сооружаются временные кровли и проводятся иные работы по подготовке зданий храмов к консервации. К работам присоединяются уроженцы сёл, неравнодушные жители республики. После совершения богослужений проектная группа продолжит оказывать храмам трудовую помощь. Добровольцы надеются, что соборная молитва придаст новый импульс возрождению святынь.



Проект «Небо? -Свод!» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Информация о новых трудовых поездках и анонсы богослужений в старинных храмах публикуется в сообществе: https://vk.com/vedut_ruchji.


============================================================


Патриарх Кирилл наградил председателя Управления мусульман Кавказа орденом святителя Алексия

20.09.2024 14:22
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109041
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 20 сентября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде орденом святителя Алексия за вклад в развитие межрелигиозного диалога, сохранение традиционных ценностей в обществе, сообщает ТАСС.



«Во внимание к вкладу в развитие межрелигиозного диалога, сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения Святейший патриарх Кирилл вручил шейх-уль-исламу Аллахшукюру Пашазаде награду Русской Православной Церкви – орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси (I степени)», – сообщается на сайте Русской Православной Церкви.



Глава РПЦ подчеркнул, что шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде является выдающимся религиозным деятелем на постсоветском пространстве. «Вы всегда с открытым сердцем и с добрыми чувствами вступали в диалог с представителями нашей Церкви и лично со мной. Замечательная атмосфера, которая создавалась в контексте этих диалогов, помогала, в первую очередь, достигать согласия по вопросам, которые стояли на повестке дня. И она очень сблизила нас с вами», – сказал он.



Патриарх также отметил значимость добрых отношений, что особенно заметно в то время, когда в мире происходят различного рода опасные конфликты, в том числе и конфликты межрелигиозные.



«Считаю, что добрые отношения с мусульманами Кавказа и в вашем лице – со всей исламской кавказской уммой являются очень важным фактором поддержания мира и добрососедства между народами, которые входили в Советский Союз, а ныне находятся в независимых государствах. И очень важно, чтобы эти независимые государства никогда не становились противниками, но, отталкиваясь от общего опыта совместной жизни, могли бы и дальше идти вперед, помогая друг другу, уважая друг друга и содействуя общему успеху», - добавил он.



Председатель Управления мусульман Кавказа поблагодарил Патриарха Кирилла и выразил признательность от имени азербайджанского народа, от имени мусульман всего Кавказа.


============================================================


Папа Франциск призвал христиан к единству на Пасху 2025 года

20.09.2024 13:44
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109037
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 20 сентября. 19 сентября Папа Франциск принял на частной аудиенции в Ватикане делегатов группы Pasqua Together 2025, в которую входят представители различных христианских конфессий, ассоциаций мирян, церковных движений и общественно-политических организаций, сообщает Vatican News.



В обращении, переданном гостям, понтифик выражает признательность за их вклад в содействие межхристианскому единству. Группа Pasqua Together 2025 реализует совместные проекты в различных направлениях, включая подготовку к празднованию второго тысячелетия Искупления в 2033 году. Особое внимание Епископ Рима уделяет значимости предстоящего года, который станет юбилейным для Католической Церкви: в 2025 году благодаря совпадению календарей все христиане отметят Пасху в один день. По словам Папы, это событие приобретает особое значение в связи с 1700-летием Первого вселенского собора в Никее, где, помимо утверждения Символа веры, обсуждался вопрос единой даты празднования Пасхи.



«Неоднократно ко мне обращались с просьбой найти решение этого вопроса, чтобы совместное празднование Дня Воскресения стало нормой, а не исключением, – отмечает Папа. – Поэтому я призываю тех, кто вступает на этот путь, проявлять настойчивость и прилагать все усилия для поиска возможного единства, избегая всего, что может привести к дальнейшим разделениям между братьями».



Пасха – это не просто календарная дата, а событие, произошедшее благодаря Божьей любви к миру, подчёркивает Папа и призывает христиан помнить о первенстве Бога: Пасха свершилась по Божьей инициативе, она принадлежит Христу, поэтому необходимо следовать за Господом и не замыкаться в человеческих схемах, планах и календарях.



«Мы должны идти вместе, и для этого нам поможет путь апостолов из Иерусалима – места, откуда весть о Воскресении распространилась по всему миру. Именно там мы вновь обратимся в молитве к Князю мира, чтобы Он даровал нам Свой мир», – сказал Папа.


============================================================


Вышла книга профессора Андреа Риккарди о мучениках ХХ века

20.09.2024 12:22
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109036
------------------------------------------------------------
Москва, 20 сентября. В издательском доме «Познание» вышла книга профессора Новейшей истории Третьего Римского Университета, исследователя истории христианства XIX и XX веков Андреа Риккарди «Век мученичества. Христиане двадцатого столетия», сообщает «Богослов.Ru».



Книга посвящена истории христиан ХХ века, убитых за веру. В ней рассказано о судьбах множества христиан, которые не уезжали из своих стран и не прятались, чтобы спасти свою жизнь, о пастырях, не бросавших своих прихожан. Издание рекомендовано к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.



Ранее «Богослов.Ru» публиковал рецензию на книгу Андреа Риккарди «Жить вместе в ХХI веке» доцента кафедры философии РХГА Оксаны Александровны Штайн.


============================================================


Священнослужители и музыканты почтили память пианистки Марии Юдиной

20.09.2024 11:08 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109033
------------------------------------------------------------




Панихида в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке 18 сентября. Фото: страница в сети ВК Натальи Заходякиной



Москва – Санкт-Петербург, 20 сентября, Благовест-инфо. В Москве и Санкт-Петербурге отметили 125-летие пианистки Марии Вениаминовны Юдиной (1899, Невель – 1970, Москва). Панихиду по выдающемуся музыканту отслужили 18 сентября в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Затем, на соседней Большой Никитской улице, в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел концерт. На вечере перед началом концерта выступили епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), проректор консерватории Константин Зенкин и Марина Дроздова – пианистка, музыковед, профессор Музыкальной Академии им. Гнесиных, ученица Юдиной.



Ранее, 10 сентября концерт, посвященный Марии Юдиной, прошел в Мариинском театре. В Москве и в Санкт-Петербурге прозвучали любимые произведения легендарной пианистки – Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта, а также сочинения ее современников.



Два года назад издан пятитомник переписки Юдиной с 1924 по 1970 годы «Я всегда ищу и нахожу новое. Неизвестная переписка Марии Юдиной». Среди ее адресатов — композиторы Стравинский и Прокофьев, дирижеры Гаук, Мравинский и Рождественский, арфистка Эрдели, режиссер Завадский, филолог Лотман, чета Пришвиных.



«Одна из крупнейших пианисток ХХ века, несравненная исполнительница Бетховена, Моцарта, Шуберта, вместе с тем страстная проводница новой музыки, впервые в Советском Союзе сыгравшая многие произведения Стравинского, Берга, Хиндемита, Кшенека, Прокофьева, Шостаковича… «Я знаю лишь один путь к Богу – через искусство», – процитировала слова Юдиной в своей книге ее ученица Марина Дроздова. Крестившись в 20 лет во время учебы в Петербургской консерватории, она всегда до конца жизни открыто носила крест. Еще в юности Юдина, помимо музыкальных занятий, посещала в Невеле философский кружок, где она познакомилась с Михаилом Бахтиным, дружбу и переписку с которым сохранила до конца дней. О влиянии Юдиной писал философ Алексей Лосев: «Она внесла своей личностью целую бурю в мое сознание. Она мне вдруг доказала, что сейчас, вот сейчас, в этой нашей теперешней обстановке, есть что-то такое, чего я не знал, чему я должен удивляться, перед чем ст
рашиться. Она заново открыла то, что я считал для себя давно открытым». «Вы спасетесь через музыку» — эти поистине провид­ческие слова скажет ей известный московский священник протоиерей Николай Голубцов, пишет в книге Марина Дроздова. С 1960-х Юдина посещала Никольский храм в Кузнецах, где служил отец Всеволод Шпиллер. Она общалась с митрополитом Сурожским Антонием (Блумом), с отцом Александром Менем.



«Сегодняшние пианисты, слушая концерты Юдиной в записи, замечают, что она играла медленнее, чем принято в наши дни. Своих же современников она в прямом смысле пронзала – внешне сдержанной манерой исполнения и, по контрасту, мощью, исповедальностью игры», – отмечает в своей книге «Мария Юдина. Религиозная судьба» музыковед Марина Дроздова.



Елена Дорофеева


============================================================


Встреча в Институте Библии. Доклад Е.Рашковского "Библейские темы в культурах народов Славянского ареала". Москва
11 октября

20.09.2024 11:02
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109035
------------------------------------------------------------




11 октября в 19.00 на очередном семинаре в Институте Библии будет заслушан и обсужден доклад доктора исторических наук Евгения Борисовича Рашковского «Библейские темы в культурах народов Славянского ареала». Теоретические положения доклада будут подкреплены презентацией новой книги Е.Б. Рашковского, создававшейся на протяжении почти семи десятков лет: «Славянские ритмы» (М.: А.В. Воробьев, 2024. – 268 с., ил.). В книгу вошли произведения поэтов Беларуси, Болгарии, Польши, России, Тешинской Силезии, Украины, Чехии. Произведения XIV–XXI столетий переведены с белорусского, болгарского, ляшского, польского, украинского, французского и чешского оригиналов.



По мысли докладчика, сами глубины повествований Ветхого и Нового Завета, богатство библейских идей, образов и речений стали неотъемлемой частью становления и исторического созидания культур народов Славянщины, так и созидания европейского и общечеловеческого.



Институт Библии



Встреча состоится в Российском Библейском обществе



Ул. Валовая, д.8, стр. 1, главный вход слева от магазина, 4 этаж.



М. Павелецкая


============================================================


Лекция Юлии Ратомской "Домонгольская архитектура и романика" из цикла "Истории архитектурной дружбы". Москва
25 сентября

20.09.2024 10:55
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109034
------------------------------------------------------------
КЦ «Покровские ворота».



25 СЕНТЯБРЯ (СРЕДА) | 19.00



Цикл лекций Юлии Ратомской «Истории архитектурной дружбы»



1-я лекция. «Домонгольская архитектура и романика»



Древнерусская каменная архитектура, появившаяся после Крещения Руси в 988 году, опиравшаяся на византийские традиции, с XII века обращалась к мотивам и технологиям европейской архитектуры.



Цикл из четырех лекций призван обратить внимание на отдельные архитектурные истории, раскрывающие связи древнерусского зодчества с европейскими влияниями. Широко известные и малоизвестные сюжеты продемонстрируют связи русской и итальянской архитектурных традиций XII-XVI веков, очевидные и раскрывающиеся в последнее время, благодаря научным исследованиям.



1-я лекция. «Домонгольская архитектура и романика»



В XII веке с образованием местных архитектурных школ в отдельных древнерусских княжествах наблюдается присутствие разнообразных романо-готических мотивов в крестово-купольных храмах. Если в черниговском зодчестве итальянский след предполагается, то во владимиро-суздальской белокаменной архитектуре, которую принято называть «русской романикой», прослеживаются конкретные итальянские и немецкие мотивы.



Юлия Ратомская, учёный секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева.



Вход бесплатный, по регистрации.



Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1



Вход с Покровки через арку со шлагбаумом напротив усадьбы Апраксиных, далее направо в Культурный центр «Покровские ворота».



Метро: Чистые пруды, Китай-город, Курская.



Телефон: +7(916) 150 90 84



E-mail: pokrovka_27@mail.ru


============================================================


Выставка, посвященная реставрации Преображенской церкви в Кижах, откроется в Петербурге

20.09.2024 10:01
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109032
------------------------------------------------------------




Фото: pikabu.ru



Гатчина, 20 сентября. Экспозиция «Чудо Преображения», посвященная реставрации главной церкви острова Кижи, откроется в выставочном зале «Смольный» в Петербурге 20 сентября, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Музейного агентства Ленинградской области.



«На выставке будут показаны более 50 экспонатов, которые имеют отношение к реставрации удивительного 22-главого деревянного храма: клиновидные потолочные иконы «неба», плотницкие и столярные инструменты, инструменты резчика иконостасной рамы, предметы из интерьера церкви и облачения священнослужителей», – говорится в сообщении.



Посетители узнают, какой способ реставрации был выбран в начале 2000-х годов и какие старинные секреты плотников открылись их современным преемникам.



Преображенская церковь на острове Кижи (1714 г.) – объект культурного наследия федерального значения, наиболее известный памятник деревянного зодчества Русского Севера. Уже в XVIII веке 37-метровая церковь начала отклоняться по вертикали из-за отсутствия фундамента. В середине XX века деформации бревенчатого сруба стали угрожающими, поэтому в 1980 году Преображенскую церковь закрыли для посетителей, был разобран иконостас, сняты потолки и полы.



Архитекторы и реставраторы пытались найти путь спасения храма на протяжении нескольких десятилетий – рассматривались варианты от полной переборки сруба до создания копии-новодела. Проект реставрации был разработан к 2000 году и только в 2021-м храм вновь открыл свои двери.


============================================================

В избранное