Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 21/01/2015


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 21/01/2015
============================================================
Патриарх Кирилл призывает преподавать ОРКСЭ со 2 по 10 классы

21.01.2015 22:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60849
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеется, что в 2015 году начнется процесс расширения преподавания школьного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ), сообщает "Интерфакс-Религия".



"К перспективам расширения школьного курса ОРКСЭ на другие классы в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, начнется", - сказал патриарх в среду на открытии международных Рождественских чтений в Государственном Кремлевском дворце.



Как подчеркнул он, дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах "значило бы свести на "нет" все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников".



"Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?" - задал он вопрос.



Патриарх напомнил, что концепцией ОРКСЭ, подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение его преподавания на 2-й - 10-й классы, но с окончанием эксперимента по внедрению курса, признанного успешным, его расширение "было как будто "заморожено".



"Соответственно, и разработанная программа подготовки педагогов в объеме бакалавриата по данному направлению, несмотря на решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России, тормозится в том числе из-за недостатка бюджетных мест в вузах для подготовки молодых педагогов. Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования", -
заявил он.



По словам патриарха, другая проблема - это ограниченное финансирование преподавания ОРКСЭ. Так, продолжил он, из бюджета отпускаются средства только на одну ставку, в то время как в большинстве школ преподаются два или даже три модуля, и "в лучшем случае деньги изыскиваются из фонда внебюджетных средств, что, конечно, ставит под угрозу свободу выбора модулей в рамках ОРКСЭ".



"Не до конца решенными остаются вопросы финансирования православных школ и гимназий, а ведь в них учится немало детей из малообеспеченных или многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других наших юных сограждан, нуждающихся в общей заботе. Многие воскресные школы по той же причине не обеспечены кадрами и потому не могут претендовать на высокий уровень обучения", - посетовал также предстоятель.



Курс ОРКСЭ был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве
обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.



Недавно в Русской Церкви высказались за преподавание курса со 2-го по 10-й классы и сообщили, что разрабатывают соответствующую образовательную программу.


============================================================


Доклад Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

21.01.2015 22:33 | "Патриархия.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=60847
------------------------------------------------------------




21 января 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».



Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Уважаемые представители государственной власти!



Дорогие участники и гости XXIII Международных Рождественских образовательных чтений!



Сердечно приветствую вас и поздравляю с началом работы Рождественских чтений.



Наша нынешняя встреча, посвященная теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», открывает юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя.



В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам.



Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более 1000 лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую
судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды.



Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.



Но вдумаемся: если бы выбор делался только ради тактических, политических целей смогла бы Русь стать великой страной-цивилизацией, смогла бы преодолеть глубокие внутренние кризисы и тяжелейшие внешние испытания? — Определенно, нет. Иначе так бы и осталась навсегда небольшим и второстепенным государством, балансирующим между сиюминутными политическими страстями и экономической выгодой. Вне всякого сомнения, выбор, сделанный князем Владимиром, был обусловлен причинами иного порядка.



В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец довольно подробно описывает жизнь крестителя Руси. Владимир, как мы помним, был младшим сыном князя Святослава, победителя Хазарии, и внуком княгини Ольги, первой из русских правителей, ставшей христианкой. Князь Владимир много времени провел в походах, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью. Очень скоро князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является
отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало, да и не могло отвечать высоким духовным запросам, в нем не было некой мировоззренческой универсальности.



С этого момента начинаются активные духовные поиски князя Владимира, которые, как сообщает нам летописец, побуждают его призвать к себе представителей всех знакомых ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Пообщавшись с мусульманами, иудеями, христианами западной и восточной традиции, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве.



Послы, вернувшись домой, поведали князю Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле. «Не знали, — с восторгом рассказывали эти достойные мужи князю, — на небе или на земле мы: ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Потрясенные красотой православного богослужения, испытавшие реальное действие благодати Духа Святого, послы объявили Владимиру:
«Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».



Выслушав послов, Владимир решает принять святое крещение и отправляется в греческий город Херсонес, или по-славянски Корсунь. Нам сложно даже представить себе, насколько трудным был этот шаг для князя. Думаю, каждый из своего личного опыта знает, как сложно порою противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некое общественное мнение, противостать которому означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно, сопровождаемый
отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала людские инстинкты, она сопровождалась бурными застольями и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и его культуру, психологию и само мировоззрение; однако великий князь делает решительный шаг в другую сторону.



«И вот сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую». Такими замечательными словами описывает митрополит Иларион — автор выдающегося произведения древнерусской литературы «Слово о законе и благодати» — произошедшие с князем Владимиром духовные перемены.



Святой князь Владимир не случайно именуется Церковью равноапостольным. Не будучи святителем по сану, он стал светильником для всех окружающих, являя пример доброй и благочестивой христианской жизни. Князь Владимир принял святую православную веру и, словно бесценный дар, преподнес ее своему народу.



Принятие христианства приобщило наших предков к богатейшей сокровищнице христианской цивилизации Европы и Ближнего Востока. Подобно дикой маслине мы некогда привились к большому древу народов (см. Рим. 11:17) и на протяжении веков жадно впитывали в себя живительную влагу веры Христовой, напитывали свой разум, сердце и душу соком спасительных евангельских истин. И со временем не в ветвь лишь только, но в могучее плодоносящее древо преобразился Русский мир — единое духовное пространство
восточнославянских стран-наследниц исторической Руси. И к этому миру потянулись и увидели в нем опору и поддержку другие братские православные народы, сам факт исторического выживания которых был в значительной мере определен этой поддержкой, питаемой жертвенностью и бескорыстием Православной Руси.



И сегодня наши братья, с полыхающего военными конфликтами ближневосточного региона, помня о прошлом, именно с Русским миром связывают свои надежды на мирное будущее.



Нынче справедливо говорится о необходимости создания многополярного мира, об образовании нескольких центров силы на международной арене. И действительно, любая, в том числе и политическая система устойчива, в том случае, если она сбалансирована. Поэтому разумный баланс сил и интересов обеспечивает предпосылки к миру и стабильности. Однако с духовной и религиозной точки зрения полюсов всегда только два: плюс и минус, добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он
находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».



Огромным вызовом для нас, живущих в XXI веке, является эта ценностная доминанта. Сохраняем ли мы способность, несмотря на радикальные перемены, произошедшие во всех сферах человеческого бытия, актуализировать ее в потоке быстротекущей повседневной жизни? Можем ли мы утверждать, что полюс Божественной правды, добра и нравственной чистоты продолжает быть нашим мировоззренческим и ценностным выбором. Другими словами, готовы ли мы, действительно, продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?



Но на многосложном пути своего исторического развития наше общество не раз становилось и доныне становится перед мировоззренческой дилеммой: сохранить верность тем идеалам и ценностям, принесенным на земли восточных славян равноапостольным Владимиром, сберечь благословенное духовное единство наших народов, за которое так ратовал князь, или же поддаться соблазну свернуть с этого пути, «сдать» свой духовный суверенитет силам иного полюса, отказаться от своей национальной и культурной идентичности,
лишь бы сохранить возможность удовлетворять свои материальные потребности, лишь бы избежать неких санкций и ограничений.



Цивилизационный выбор совершается и ныне. И дай Бог, чтобы он был во благо нашим народам, чтобы каждый, в том числе и те, кто облечен властью и представители деловых кругов, сознавали свою особую ответственность за судьбу страны и народа. Дай Бог, чтобы, заглядывая в прошлое, мы извлекали правильные уроки для нашего настоящего и будущего.



Переживания моего сердца и горячие молитвы с народом Украины, где общественно-политические противоречия и злая человеческая воля привели к братоубийственной вражде на Донбассе, которая приносит неизмеримые страдания в первую очередь мирным жителям. И сегодня вновь обращаю к сторонам этого конфликта свой призыв: братья, остановитесь, оставьте злобу и взаимные обиды, примиритесь!



Мое сердце и молитвы также с народами Сирии, Египта, Ирака, где наши братья-христиане сейчас подвергаются гонениям и преследованиям. Трагедию христиан в этих регионах мы воспринимаем как свою собственную, ведь совсем недавно, еще в прошлом веке мы пережили такие же гонения за веру, и память об этих страшном времени всегда будет жить в наших сердцах. Убежден, и об этом я не раз заявлял на самом высоком уровне: отток христиан с Ближнего Востока грозит обернуться цивилизационной катастрофой для этого региона.
Ведь христианство не импортированная религия. Оно здесь зародилось, здесь его колыбель. Уничтожение, вытеснение христиан является фактором, который постоянно будет нарушать покой и разрушать сложившийся веками баланс сил в этом регионе, способствуя его дальнейшей радикализации.



От конфликтов страдают и многие христианские памятники и святыни. Особое беспокойство вызывают участившиеся случаи разрушения и насильственных захватов православных храмов, в том числе и представителями раскольнических групп на Украине. Здесь же подвергаются притеснениям и представители духовенства Русской Православной Церкви. Православная Церковь не имеет другого более действенного инструмента в противостоянии насилию, кроме евангельского слова, обращенного ко всем, кто несет ответственность за принятие
решений, и ко всем, кто неравнодушен к чужой беде. В прошедшем году в связи с гражданским конфликтом на Украине были приняты заявления участниками собрания Предстоятелей Православных Церквей в неделю Торжества Православия в Фанаре, Священным Синодом Русской Православной Церкви, Синодом Украинской Православной Церкви. 14 августа я обратился с письмом о ситуации на Украине к Предстоятелям Православных Церквей с призывом вознести свои молитвы о мире. Прошу и всех вас не оставля
ть усердной молитвы о прекращении братской усобицы на Украине.



Прежде чем перейти к следующей части своего выступления, хотел бы упомянуть еще нескольких значимых юбилейных дат, которые приходятся на 2015 год. В этом году исполняется 15 лет со времени проведения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, важнейшим деянием которого было прославление в лике святых более тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской. Призываю педагогов, священнослужителей, специалистов по работе с молодежью активней обращаться к теме подвига новомучеников и исповедников, разъясняйте
молодому поколению смысл и значение их жертвенного подвига — в память вечную да будет праведник, по слову Священного Писания (Пс. 16:6). Думаю, развить эту тему можно было бы, в частности, в творческих произведениях наших детей: в школьных сочинениях, рисунках и исследовательских работах.



В этом году мы также будем торжественно отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Празднования в честь Великой Победы побуждают нас с чувством особого трепета и благодарности вспомнить о героизме наших воинов в годы войны. Они отстояли нашу свободу и право самостоятельно выбирать свой исторический путь. Это особенно актуально в современных условиях, когда некоторыми политическими деятелями ставится под сомнение сама необходимость осуждения нацистской идеологии, предпринимаются попытки ложной
трактовки событий и итогов Второй мировой войны. Церковь во все времена будет поддерживать борьбу против национализма и фашизма, против превозношения одной нации над другой, против искажения национальной истории в угоду политической конъюнктуре, против нивелирования богозаповеданных нравственных ценностей и уничтожения исконных духовных и культурных традиций народа.



Особую значимость в связи с этим приобретает развитие такого важного направления церковной деятельности, как религиозное образование, духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание наших современников. И в данной области необходимо продолжать сложившееся конструктивное церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие. Хотел бы коротко сказать об основных достижениях в этой сфере и обозначить некоторые задачи на будущее.



В 2014 году осуществлялась апробация документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, были приняты новые документы в сфере дошкольного образования, а также церковной общественной аккредитации образовательных организаций и педагогических работников. Прошу епархиальных Преосвященных обратить на это внимание. Повышение уровня профессиональной подготовки и в целом профессионального развития педагогов становится сегодня важной сферой взаимодействия Церкви, государства и общества. Впервые по нормам
нового закона об образовании стало возможным проведение в епархиях церковной аккредитации педагогов, преподающих учебные предметы, курсы, модули по православной культуре. Сейчас это добровольная аккредитация по желанию самого педагога, но и в таком формате она создает условия для того, чтобы в каждой епархии сложился круг педагогов, лично мотивированных на преподавание православной культуры при самом тесном сотрудничестве с Церковью.



С этим связан и вопрос расширения преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» по годам обучения в школе. Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа? Напомню, что концепцией курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение преподавания «Основ
религиозной культуры и светской этики» на 2-й — 10-й классы.



Однако с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто «заморожено». Соответственно, и разработанная программа подготовки педагогов в объеме бакалавриата по данному направлению, несмотря на решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, тормозится в том числе из-за недостатка бюджетных мест в вузах для подготовки молодых педагогов. Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области,
не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования.



Другая проблема — это ограниченное финансирование преподавания ОРКСЭ. Так из бюджета отпускаются средства только на одну ставку, в то время, как в большинстве школ преподаются два или даже три модуля. В лучшем случае деньги изыскиваются из фонда внебюджетных средств, что конечно ставит под угрозу свободу выбора модулей в рамках ОРКСЭ.



Должен сказать, что к перспективам расширения школьного курса ОРКСЭ на другие классы в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, начнется. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на «нет» все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и
обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников.



Вместе с тем, восстановление традиционного духовно-нравственного компонента обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе — это не только дело Церкви и государства. Это дело всего нашего народа, всего нашего общества, но, конечно, прежде всего, людей, занятых в сфере образования и педагогики. Призываю представителей власти всех уровней, специалистов, ученых, педагогов, полномочных представителей Церкви, а также родительскую общественность и общественные организации активно
участвовать в этом процессе и использовать свой потенциал для информирования сограждан о важности производимых перемен. Предложения, замечания, заявки, присылаемые на официальные интернет-ресурсы, сегодня являются серьезным фактором влияния при планировании работы государственных структур федерального и муниципального уровней. Православные общественные организации могут и должны обращать внимание властей на решение данных вопросов.



Остается актуальным вопрос обеспечения жизни педагогов, трудящихся в сфере православного образования. «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк. 10:7), — говорит Господь. Сегодня же не до конца решенными остаются вопросы финансирования православных школ и гимназий, а ведь в них учится немало детей из малообеспеченных или многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других наших юных сограждан, нуждающихся в общей заботе. Многие воскресные школы по той же причине не
обеспечены кадрами и потому не могут претендовать на высокий уровень обучения. Пользуясь случаем, выражаю благодарность тем настоятелям, особенно в глубинке, которые, несмотря на трудности, находят возможность в доступных формах вести просветительскую работу с детьми и подростками. Призываю педагогов во взаимодействии со священноначалием находить пути повышения качества вашей работы.



Немалую помощь в просветительских начинаниях может оказать участие членов Церкви, в том числе православного педагогического сообщества, в грантовых конкурсах, проводимых государством, а также различными организациями и фондами. К сожалению, мы еще недостаточно используем эту возможность.



Хотел бы выразить благодарность педагогам и всем делателем на ниве просвещения, принимающим участие в конкурсах «Православная инициатива» и «За нравственный подвиг учителя». В материалах, представляемых на эти конкурсы, содержатся богатый опыт педагогической работы и инициативы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Призываю всех вас более активно участвовать в этой работе и побуждать ваших воспитанников участвовать в таких
замечательных конкурсах, как «Красота Божьего мира», «Лето Господне», «Свеча России», «Гренадеры, вперед!», в олимпиаде по Основам православной культуры, олимпиаде «В начале было Слово…» и других творческих конкурсах, которые проводятся при поддержке Русской Православной Церкви.



2015 год объявлен Годом литературы в Российской Федерации. Полагаю, что в рамках тематического Года особое внимание можно было бы уделить развитию навыков литературного творчества у подрастающего поколения, стимулированию интереса к серьезному чтению. Полагаю, что необходимо знакомить наших молодых современников как с замечательными памятниками древнерусской литературы, с произведениями писателей-классиков, так и с творчеством современных литераторов, в особенности лауреатов и номинантов Патриаршей
литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.



Особо хотелось бы отметить духовно-просветительское значение выставок «Православная Русь. Моя история. Романовы» и «Рюриковичи», подготовленных Патриаршим Советом по культуре при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Это направление совместной работы необходимо развивать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.



Пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность Министерству культуры России за помощь и всемерное содействие в подготовке и организации нынешних Чтений. Надеюсь на продолжение нашего плодотворного сотрудничества и в дальнейшем.



В год 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира — крестителя и великого просветителя Руси — особые усилия мы должны направить на активизацию миссионерской работы в нашей Церкви. Сегодня работа по духовно-нравственному просвещению ведется среди самых разных общественных групп, в том числе военнослужащих, студентов, педагогов, деятелей культуры, сотрудников органов внутренних дел, казаков, медицинских работников, подопечных социальных учреждений, заключенных. Необходимо в разы
увеличить количество, а главное, уровень подготовки штатных миссионеров на приходах и в благочиниях. Важно, чтобы миряне, привлекаемые к участию в данной деятельности, получали необходимый уровень квалификации в образовательных центрах при духовных семинариях в объеме полубакалавриата, что соответствует двухгодичному обучению в семинарии. Учебный комитет уже начал выдачу высшим духовным учебным заведениям свидетельств на право реализации образовательных программ подготовки церк
овных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы.



Важное место в просветительской деятельности Церкви занимает катехизация. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы люди, пришедшие на катехизические беседы порой только потому, что это является неотъемлемым условием совершения Таинств крещения и брака, захотели воцерковиться, регулярно участвовать в Таинствах, найти свой путь к жизни в Церкви. Катехизация должна открыть для них духовную силу и красоту христианства, помочь встретиться с Богом. Поэтому катехизаторы помимо личного опыта жизни в Церкви должны
иметь соответствующие знания и практические навыки ведения катехизической работы. Наши духовные учебные заведения призваны уделять этой теме соответствующее внимание, в том числе и адаптируя к учебному процессу программу по дисциплине «Организация и ведение катехизической деятельности», разработанную Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.



Несколько слов хотел бы сказать и о задачах нашего духовного образования. Одной из таких важных задач является не только возможность предоставления базового богословского образования, но и последующего повышения его уровня. Так, в качестве примера, приведу постоянно действующие курсы повышения квалификации священнослужителей г. Москвы в Новоспасском монастыре и готовящуюся Сретенской духовной семинарией программу конференций и круглых столов, где выпускники этой семинарии могли бы, в плане повышения своей
квалификации, обсуждать насущные проблемы пастырской практики. Полагаю, что подобного рода начинания при участии Учебного комитета могли бы быть восприняты и другими учебными заведениями нашей Церкви.



Важной областью церковно-государственного взаимодействия является участие священнослужителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Выполнению этой задачи служит, в частности, формирование в Вооруженных Силах Российской Федерации института военного духовенства. Как показывает опыт, это взаимодействие уже приносит свои добрые плоды.



Вспоминая подвиг святого равноапостольного князя Владимира, мы благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ — народ Святой Руси, непоколебимо хранящий православную веру. Только она одна и помогла народу сему не сбиться со своего исторического пути, не потерять нравственных ориентиров, не заблудиться во тьме мирских соблазнов и сохранить стремление соединять свою временную человеческую волю с волей вечного и неизменного Бога.



Все мы желаем изменить мир вокруг себя, сделать его лучше, чище, добрее и справедливее. В Евангелии мы находим совершенно ясное указание, по какому вектору должно быть направлено такое усилие человека, жаждущего преображения окружающей действительности. Этот вектор — Христос. Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Что это значит? Это значит, что мы должны прилагать усилия к тому, чтобы следовать за Христом и
устраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими идеалами. Преображая себя, свой внутренний мир, возрастая духовно, мы сможем силой Божественной благодати преобразить и мир вокруг нас, подобно тому как равноапостольный князь Владимир, встретившись со Христом в Херсонесской купели крещения, смог преобразить жизнь своего народа, изменив весь ход его истории.



Молитвенно желаю всем организаторам и участникам Чтений, дабы предстательством святого равноапостольного великого князя Владимира Всещедрый Податель всяческих благ укрепил нас в трудах на благо Святой Руси, даровал крепость сил душевных и телесных, а также Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах.



Да хранит всех вас Господь. Благодарю за внимание.


============================================================


Предстоятель Русской Церкви возглавил открытие XXIII Рождественских чтений

21.01.2015 22:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60848
------------------------------------------------------------




Москва, 21 января. 21 января в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», сообщает патриаршая пресс-служба.



Церемонию открытия и пленарное заседание возглавил председатель Международных Рождественских чтений Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



В президиуме Чтений присутствовали: председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; руководитель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; министр
культуры РФ В.Р. Мединский; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, сопредседатель рабочей группы по проведению Рождественских Парламентских встреч С.В. Железняк; первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк; статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая.







В зале находились более 6 тысяч человек — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, главы митрополий, епархиальные архиереи, представители Поместных Православных Церквей, члены оргкомитетов по проведению юбилейного года святого равноапостольного великого князя Владимира и Международных Рождественских чтений, члены Межконфессионального совета России, представители правительства Москвы, главы и представители дипломатических ведомств, полномочные представители
Президента РФ в Уральском, Сибирском, Южном федеральном округах, главы региональных органов власти, руководители федеральных организаций, ректоры и представители 130 российских и зарубежных вузов и общеобразовательных организаций, священнослужители и педагоги.







В форуме принимают участие более 15 тысяч человек из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. В рамках XXIII Международных Рождественских чтений пройдет более 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов, на которых участники обменяются накопленным опытом, представят новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодежного, тюремного служения, связям с соотечественниками,
взаимодействия Церкви и общества, работами со СМИ, и по многим другим направлениям.



На открытии чтений с основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



Затем полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов огласил приветствие президента Российской Федерации В.В. Путина и выступил с сообщением по теме форума.



К собравшимся обратилась председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко.



Министр культуры Р.Ф. В.Р. Мединский огласил приветствие председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и зачитал свой доклад.



Затем выступила первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк.







Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх огласил приветствие мэра российской столицы С.С. Собянина.



С докладами также выступили президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая и митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.



В ходе церемонии демонстрировались видеоматериалы, посвященные таким темам, как просветительское служение Церкви, взаимодействие Церкви и государства, конкурсы «За нравственный подвигу учителя» и «Красота Божьего мира», а также видеоролики «Москва встречает участников Рождественских чтений» и «Князь Владимир. Крещение Руси».



В завершение официальной части состоялся концерт.



Трансляция пленарного заседания осуществлялась не телеканале «Союз» и на сайте Патриархия.ru.


============================================================


Комментарий президента ФЕОР относительно запрета Латвии на проведение в штаб-квартире ЮНЕСКО выставки о Холокосте

21.01.2015 20:28 | Пресс-служба Федерации еврейских общин России
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=60846
------------------------------------------------------------




Фото: http://en.wikipedia.org/



Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал запрет Латвии на проведение в центральном зале штаб-квартиры ЮНЕСКО историко-документальной выставки в Париже, посвященной жертвам Холокоста.



26 января в 17.00 в центральном зале штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже должна была открыться выставка «Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста – 70-ой годовщине освобождения концлагеря Освенцим войсками Красной армии.



Накануне стало известно, что Латвия, председательствующая в Евросоюзе, заблокировала проведение мероприятия. Согласно правилам ЮНЕСКО, разрешение Латвии было необходимо для проведения выставки, так как ее содержание напрямую связано с событиями, случившимися на территории страны.



Президент ФЕОР Александр Борода так прокомментировал это решение: «Холокост – трагедия для всего цивилизованного мира, а не только для еврейского народа. Это страшнейший период в истории XX века, и мы просто не имеем морального права его забывать или игнорировать. Ни одна выставка, ни одно памятное мероприятие не способны передать весь ужас тех событий, но организуя и посещая такие выставки и акции памяти, мы заявляем, что помним и чтим жертв Катастрофы, презираем убийц и их идеологию,
погубившую миллионы жизней.



Запрет страны, председательствующей в Евросоюзе, на проведение выставки, рассказывающей о трагических судьбах детей, это, без всякого сомнения, еще один шаг в сторону усиления ревизионистских тенденций, еще одна попытка перечеркнуть нелицеприятную для прошлого страны страницу истории. Это пусть и непрямая, но поддержка коллаборационизма, который процветал в странах Балтии в годы Второй мировой войны.



Такие попытки забыть и переписать события и итоги Второй мировой войны снова говорят нам о том, что трагедия еще не осмыслена в должной мере и, к сожалению, не завершена».


============================================================


Митрополит Иларион выразил соболезнование председателю Немецкой епископской конференции в связи с кончиной монсеньора д-ра Альберта Рауха

21.01.2015 18:41
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60845
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выразил соболезнования председателю Немецкой епископской конференции кардиналу Рейнхарду Марксу, архиепископу Мюнхенскому и Фрайзингскому, в связи с кончиной директора Института Восточных Церквей в Регенсбурге монсеньора д-ра Альберта Рауха, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.



"Примите глубокие соболезнования в связи с кончиной основателя и многолетнего директора Института Восточных Церквей в Регенсбурге монсеньора д-ра Альберта Рауха.



Всю свою творческую жизнь и душевные силы о. А. Раух посвятил делу сближения между Римско-Католической Церковью и Восточными — в первую очередь, Православными — Церквами. Еще до II Ватиканского собора, положившего начало православно-католическому диалогу, студент Папского Григорианского университета в Риме А. Раух выступил с идеей создания специального института по изучению византийского богословия и литургики. Благодаря тесному взаимодействию с видными православными иерархами и богословами о.
А. Раух уже в 1972 году смог возглавить Институт Восточных Церквей в Регенсбурге, которым руководил вплоть до последних дней жизни.



Прошедшие годы были отмечены плодотворным сотрудничеством Института Восточных Церквей с Московским Патриархатом. Предстоятели Русской Православной Церкви неоднократно давали высокую оценку трудам о. А. Рауха, личными усилиями которого многие студенты нашей Церкви прошли научную специализацию в Институте Восточных Церквей и других богословских учебных заведениях Католической Церкви. Его заслуги были по достоинству отмечены наградами Русской Православной Церкви – орденом святого благоверного князя
Даниила Московского и орденом преподобного Сергия Радонежского.



Навсегда сохраню самые теплые воспоминания об о. Альберте Раухе, с которым был хорошо знаком. Да упокоит Всемилостивый Господь его душу в селениях праведных! Вечная ему память!" - сказано в послании.


============================================================


Перед началом работы Рождественских чтений Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

21.01.2015 18:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60844
------------------------------------------------------------




Москва, 21 января. 21 января, перед началом работы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает патриаршая пресс-служба.



Патриарху сослужили: постоянные члены Священного Синода — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; председатель Оргкомитета Международных Рождественских чтений, председатель Синодального отдела религиозного
образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; собор иерархов Русской Православной Церкви — более 100 архиереев, в том числе члены Высшего Церковного Совета и члены Оргкомитета Международных Рождественских чтений; духовенство, участвующее в Рождественских чтениях.







На богослужении присутствовали полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, координатор Межфракционной группы Государственной Думы в защиту христианских ценностей С.А. Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонов.



За Литургией пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев), молились участники XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.



После сугубой ектении предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.



За Литургией Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Илию Тягина, клирика московского храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове.



Перед причастием митрополит Меркурий огласил послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.







По окончании Литургии Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом.



Патриарх поздравил с днем рождения митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и вручил главе Оргкомитета Международных Рождественских чтений панагию и крест, созданные по случаю 700-летия преподобного Сергия Радонежского.


============================================================


Служба "Милосердие" организовала антикризисную акцию в поддержку благотворительных организаций

21.01.2015 17:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60843
------------------------------------------------------------




Москва, 21 января. Сотни человек за прошедшую неделю неделю приняли участие в благотворительном флешмобе «Курс милосердия», запущенном православной службой помощи «Милосердие» и одним из крупнейших порталов о благотворительности Милосердие.ру, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на пресс-службу православной службы помощи «Милосердие».



Согласно правилам акции, участники обязуются в течение года регулярно поддерживать какую-либо благотворительную организацию посильными пожертвованиями и призывают к подобному шагу своих друзей.



«Многие российские благотворительные организации уже ощутили на себе последствия экономического кризиса и сейчас нуждаются в поддержке, как никогда, — говорит Владлена Калашникова, руководитель отдела по привлечению средств православной службы помощи «Милосердие». — Мы призываем россиян поддержать нашу антикризисную акцию и помочь тем, кому еще труднее».



Организаторы подчеркивают, что флешмоб призван поддержать некоммерческие организации различной направленности — от поддержки детей-сирот и одиноких стариков до помощи бездомным животным и экологических движений.



В службе «Милосердие» уверены, что небольшая, но регулярная помощь какой-либо некоммерческой организации позволит многим ощутить уверенность в условиях нестабильной экономической ситуации. Основной девиз акции — «Переживем кризис, помогая тем, кому еще труднее».



В социальных сетях к флешмобу уже подключились сотни человек, которые берут на себя обязательства регулярно делать пожертвования в какую-либо благотворительную организацию. Среди НКО, которые уже обрели регулярных жертвователей благодаря «Курсу милосердия», — благотворительный фонд «Старость в радость», общественная организация «Содействие больным саркомой», фонд «Здесь и сейчас», благотворительный проект «Нужна помощь» и другие. Только в
социальной сети Facebook общий охват сообщений с хэштегом #курсмилосердия исчисляется десятками тысяч просмотров.



На сегодня в православной службе помощи «Милосердие» признают, что дефицит бюджета на 2015 год составляет треть от общего бюджета службы. Помощь Друзей милосердия — неравнодушных людей, которые небольшими пожертвованиями поддерживают службу, однажды уже спасала социальные проекты «Милосердия» от закрытия во время кризиса 2008 года. На сегодня в службе «Милосердие» 5054 Друзей милосердия — с их помощью в декабре 2014 года службе удалось собрать примерно 7 млн
рублей. Стать Другом милосердия может каждый, оформив регулярные пожертвования на специальной странице службы.


============================================================


Храмоздательство: "разумный синтез между традицией и временем"
В рамках ХХIII Рождественских чтений прошла конференция "Храмовое зодчество: традиции и современность"

21.01.2015 16:05 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=60842
------------------------------------------------------------




Фото: Анна Гальперина, "Православие и мир"



Москва, 21 января, Благовест-инфо. Целый комплекс разнообразных мероприятий состоялся в рамках секции «Современное храмовое зодчество», которая является одним из направлений проходящих в эти дни в Москве ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений. 19-20 января в Центральном доме архитектора был проведен смотр-конкурс проектов и построек православных храмов: 45 авторов представили более 200 работ. Жюри возглавил архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного
управления Русской Православной Церкви (ФХУ РПЦ). 20 января он, а также митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий и многие архитекторы выступили на конференции «Храмовое зодчество: традиции и современность».



«В последние годы у нас развиваются разные направления церковного искусства: иконопись, фресковая живопись, декоративно-прикладное искусство и т.д. Но в плане архитектуры – у нас некоторое торможение. Есть некоторые передовые архитекторы, мастерские, но только их усилий недостаточно», – посетовал в начале своего доклада архиепископ Марк. По его словам, в сведениях о строящихся храмах в большей степени фигурируют деньги, технологии, кубометры бетона, количество окон-дверей, «но,
к сожалению, не всегда услышишь слова, связанные с темой красоты». Он сформулировал важный принцип, которым нельзя пренебрегать при проектировании новых храмов – «красив ли храм, будет ли он вписываться в окружающее пространство».



Архиерей, курирующий строительство новых храмов в Москве, поставил перед архитекторами ряд задач. Во-первых, необходимо проектировать храмовый комплекс целиком, учитывая не только внутреннее убранство храма, но и внебогослужебные потребности прихода (помещения для воскресной школы и др.), а также особенности и стоимость его эксплуатации. Во-вторых, нужно искать «разумный синтез между традицией и временем», не копируя слепо старинные образцы. Кроме того, идея массового типового строительства
быстровозводимых храмов нуждается в пересмотре: не говоря о том, что далеко не все из них совершенны по форме, многие оказываются даже дороже, чем строительство по индивидуальному проекту. Архиепископ отметил, что минувший год был «поворотным»: почти 70 храмов начали свою жизнь в столице не после завершения всех этапов строительства и украшения, а с возведения временного строения на выделенном участке, формирования общины вокруг него и начала богослужения. Во главе
таких общин, как правило, ставят «дерзновенных молодых священников», которые сплачивают общину, устраивают школы, секции, хоры и т.д.



Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что современные храмы могут стать «иконой (в смысле - образом – ред.) наших городов». Достойные образцы храмового зодчества появятся тогда, когда Церковь и профессиональное сообщество архитекторов будут работать в диалоге и взаимопонимании.







Эта тема была продолжена в докладе митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. «Мы, настоятели храмов и игумены монастырей, должны доверять цеху мастеров», -- сказал он. Необходимо «встречное движение» заказчиков со стороны Церкви и архитекторов, их общая заинтересованность в поиске новых решений и в сохранении и реставрации уже имеющегося архитектурного наследия. Митрополит поставил вопрос о подготовке кадров архитекторов-реставраторов: «Их не готовят! Их нет! Только в
моей епархии нужно полсотни таких специалистов, которые бы осуществляли надзор за зданиями храмов, за противоаварийными работами, реставрацией, правилами эксплуатации и т.д.». Он подчеркнул, что «Церковь так быстро развивается», что за ее потребностями не успевают ни архитекторы, ни система подготовки кадров.



«Архитекторы должны воцерковляться, а Церковь должна профессионализироваться», -- так выразил мысль о взаимодействии епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, архитектор по светскому образованию. По его словам, «мы стоим на пороге создания нового пласта церковного искусства». Учитывая это, необходимо не просто разрабатывать разного рода проекты и их анализировать, но «искать художественный образ нового храма». Небольшие провинциальные города, поселки нуждаются в
«христианском минимализме», в «максимально универсальной» (но не типовой – прим. ред) архитектуре, считает епископ.



Протоиерей Андрей Юревич, главный архитектор ФХУ РПЦ, проанализировал итоги уже проведенных работ по «Программе-200». Он критически отозвался о проектах модульных и типовых храмов, которые вовсе не удешевляют строительство, и настоятели столичных храмов избегают подобных проектов. Однако это вполне можно использовать в других епархиях. Для Москвы же необходимо продолжать поиски в направлении невысоких, но вместительных, выразительных по форме и силуэту храмов. О. Андрей продемонстрировал
несколько удачных проектов на основе базилики, а также обосновал целесообразность строительства целых храмовых комплексов (когда храм окружен построенными по его периметру внебогослужебными помещениями).



Далее на конференции выступили: главный редактор журнала «Храмоздатель» Сергей Чапнин, председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов, председатель экспертного совета Гильдии храмоздателей Михаил Кеслер. Конференция завершилась награждением победителей конкурса проектов православных храмов.



22 января в рамках данного направления Рождественских чтений в Центральном доме архитектора в 19-00 состоится презентация первого выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».



Юлия Зайцева


============================================================


Френсис из Конго
История военврача началась как политическая, и даже героическая, но сейчас его жизнь полна героикой другого рода - он пытается выжить, и понять страну, в которую занесла его судьба

21.01.2015 15:09 | "Милосердие.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=60841
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск поддержал "Марш за жизнь", который пройдет в Париже

21.01.2015 14:32 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60840
------------------------------------------------------------
Париж, 21 января, Apic/Благовест-инфо. Папа Римский Франциск выразил свою поддержку «Маршу за жизнь», который пройдет 25 января в Париже. Как и в прошлом году, понтифик направил через нунциатуру во Франции письмо президенту Фонда Жерома Лежёна – одного из организаторов этой манифестации в защиту права на жизнь.



В своем послании Папа напоминает, что жизнь человека всегда священна, неприкосновенна и должна быть защищена. Он призвал участников марша неустанно трудиться ради формирования цивилизации любви и культуры жизни.



По статистическим данным, опубликованным на прошлой неделе, в 2011 году во Франции было зарегистрировано 210 000 абортов. С 2008 года наметился рост доли медикаментозных абортов.



С другой стороны, сегодня, 21 января, в Национальной ассамблее должны начаться дебаты по поводу закона об эвтаназии.



Именно в этой связи защитники права на жизнь с момента зачатия до естественной смерти решили активизировать свою деятельность.


============================================================


Древний очаг грузинской культуры в Болгарии
Знаменитый Бачковский монастырь был основан грузинским полководцем

21.01.2015 13:12 | "Тбилисская неделя"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=60839
------------------------------------------------------------

============================================================


Патриарх Кирилл впервые выступит с трибуны Государственной думы

21.01.2015 13:05
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60838
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. 22 января впервые Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступит в большом зале пленарных заседаний Государственной думы перед народными избранниками по вопросам церковно-государственных отношений. Выступление запланировано в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Помимо религиозного лидера в Госдуму приедут представители правительства, участники общественных и молодежных объединений.



Предполагается, что патриарха встретит спикер ГД Сергей Нарышкин, вместе они осмотрят выставку «Русская икона: традиции и современность», после чего намечены выступления Патриарха, Сергея Нарышкина, представителей от правительства и Совета Федерации.



По словам собеседников «Известий», близких к Московскому патриархату, в своем выступлении предстоятель планирует затронуть широкий спектр вопросов. Прежде всего, возможно, разъяснит свою позицию по присоединению Крыма, поднимет вопросы реституции (возвращения церковной собственности, незаконно изъятой в советский период), скажет о важности мобилизации триады — государства, гражданского общества и религии.



Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов рассказал «Известиям», что вопрос об этой встрече прорабатывался еще с 2013 года.



— Было принято решение еще в конце 2013 года, когда готовились парламентские встречи на январь 2014 года — тогда стало ясно, что сначала Патриарх поедет в Совет Федерации, в начале 2015 года — в Государственной думу, — рассказал он. — После выступления в зале пленарных заседаний продолжится уже работа по секциям, наш комитет отвечает за секцию, которая называется «Церковь, государство и общество. Задачи XXI века».



Зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов пояснил «Известиям», что депутаты ожидают от религиозного лидера постановки общенациональных проблем.



— Есть специфические вопросы, которые касаются комитета. Например, не решены вопросы, которые связаны с проблемами паломничества, необходимо принять какое-то решение по тоталитарным сектам. Патриарх Кирилл все-таки фигура общенационального масштаба, наверняка он будет высказываться по вопросам национального бытия, — добавил он.



Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков подтвердил, что религиозный лидер, действительно, впервые будет посещать нижнюю палату парламента.



— Это важное и знаковое событие, потому что вообще в целом диалог Церкви с законодательной властью идет регулярно, у нас есть многочисленные точки соприкосновения с разными комитетами Госдумы. В этом есть свой смысл, потому что нижняя палата парламента — это место, где принимаются решения в интересах нашего народа, и Церковь не должна оставаться в стороне, — сообщил он.



Относительно того, что скажет депутатскому корпусу Патриарх, Александр Волков отметил, что «разговор будет не на политические темы, речь будет о ценностных и смысловых вещах».



— Перед людьми, которые принимают важные решения в жизни нашей страны, он будет говорить о смысловых и ценностных аспектах общественной жизни, думаю, что в своем выступлении он затронет историю и текущую общественную ситуацию в России. Будет высказана оценка Церкви различных вопросов общественной жизни, заявлены темы, которые представляют общенациональное значение, — добавил он.



Ранее, в 2014 году, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Совет Федерации. Тогда предстоятель призвал сенаторов бороться с разрушительными идеологиями — «от потребительства до псевдорелигиозного экстремизма», носители которых «пытаются оказывать давление на власти республик, краев и областей», а также «укреплять институт семьи и на государственном уровне пресекать попытки изменить российское законодательство, признающее браком союз мужчины и женщины».


============================================================


В Дагестане появились мобильники для мусульман

21.01.2015 12:52
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60837
------------------------------------------------------------
Махачкала, 21 января. В Дагестане появились в продаже специальные телефоны для мусульман, пишет "Российская газета". Первую партию аппаратов BQ Istanbul уже раскупили. В память устройства встроен Коран на двух языках: арабском и русском в четырех наиболее популярных переводах.



По отзывам республиканских пользователей, удобное меню позволяет быстро переключать суры, выбирая нужный для прочтения стих. Также в телефоне предустановлено приложение "будильник намазов". Это приложение обрабатывает данные о стране и городе, в которых находится пользователь, после чего определяет время совершения намаза и пять раз в день напоминает о его наступлении звуковым сигналом. Представлен телефон в традиционных цветах ислама: черном, алом и зеленом.



- Мы привезли первую партию, около 200 телефонов, и ее уже раскупили. Сейчас заказали еще 300 штук. Клиенты уже есть, - признается продавец магазина сотовых телефонов Магомед Исалдибиров.



У нововведения уже появились противники. Некоторые пользователи в социальных сетях успели раскритиковать такие мобильные.



- С телефоном мы бываем где угодно. Учитывая, что там есть Коран, аппарат требует особого уважения. К нему нельзя подходить без омовения, нельзя заходить с телефоном в уборную. Так что такой гаджет не всегда уместен, - считают они.


============================================================


В Пафнутьевом Боровском монастыре откроется цех фасовки "Народных обедов"

21.01.2015 12:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60836
------------------------------------------------------------




Москва, 21 января. 24 января в Пафнутьевом Боровском монастыре в Калужской области откроется новый цех фасовки «Народных обедов» для малообеспеченных семей, одиноких стариков и бездомных – совместный проект благотворительного фонда «Банк продовольствия «Русь» и службы помощи «Милосердие».



Планируется, что в ходе первой фасовки добровольцы смогут упаковать 3 000 порций «Народных обедов», в состав которых войдут: перловка, сушеный лук, морковь и соевый гуляш. Расфасованная продукция пойдет на приготовление обедов в благотворительной столовой для бездомных и нуждающихся, будет раздаваться малоимущим семьям через социальные службы региона, а также будет направлена по деревням и селам области.



Обратиться за «Народным обедом» нуждающиеся смогут лично в благотворительной трапезной на территории монастыря, сообщили "Благовест-инфо" в службе "Милосердие".



«Фасовать обеды в Боровске будет молодежь, - рассказывают руководители благотворительного фонда «Банк продовольствия «Русь» Роман и Михаил Златкины, - именно на эту категорию решили опереться наши коллеги из монастыря. А раздавать обеды будут, в первую очередь, семьям Например, в регионе проживает одна семья, в которой больше 20 детей разного возраста».



Цех в Боровске станет четырнадцатым по счету в России. За год существования проекта расфасован 1 миллион порций «Народных обедов» от Москвы до Владивостока. Ингредиенты благотворительный фонд «Банк продовольствия «Русь» закупает оптом у российских производителей. Себестоимость одной порции еды обходится Фонду всего в 4 рубля .



Сделать пожертвование и накормить 10, 20 или 100 человек любой желающий может через сайт благотворительного фонда «Банк продовольствия «Русь» .



Цех фасовки бесплатных «Народных обедов» в Свято-Пафнутьевом монастыре будет работать два раза в месяц. Открытие цеха предварит молебен на начало доброго дела, который будет совершен по благословению наместника монастыря архимандрита Серафима (Савостьянова).



Первая фасовка «Народных обедов» пройдет 24 января в 13:00 в Царской трапезной Свято-Пафнутьевого Боровского монастыря по адресу: Калужская область, город Боровск, улица Дмитрова, строение 1.



«Народный обед» - это благотворительный проект, созданный в 2013 году Благотворительным фондом «Банк продовольствия «Русь» и службой помощи «Милосердие» для продовольственной помощи людям в трудной жизненной ситуации. Первый цех был запущен в декабре 2013 года в трапезной Марфо-Мариинской Обители милосердия. Сегодня цеха фасовки постоянно работают в Москве, Екатеринбурге, Гатчине, Тихвине, Воронеже, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Твери,
Смоленске, Владивостоке, Хабаровске, Сергиевом-Посаде. В Ростове-на-Дону в июне 2014 года был открыт первый экстренный цех, где фасовка велась в ежедневном режиме на протяжении 2,5 месяцев, основными добровольцами и получателями еды в цехе были беженцы из Украины.


============================================================


Убийство 16-летней грузинки было совершено по религиозным мотивам, убеждена ее мать

21.01.2015 12:29 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60835
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 21 января, Благовест-инфо. Гражданин Ирана Мохаммадамин Руинтания, приговоренный в Грузии к высшей мере наказания за убийство в 2013 году 16-летней Мариам Кочалидзе, задержан на родине за убийство 8-летнего ребенка.



Как сообщается, Руинтания был задержан спустя пять часов после убийства восьмилетнего мальчика. Он признался в убийстве не только мальчика, но и грузинской девушки Мариам Кочалидзе.



23 июля 2013 года тело Мариам Кочалидзе было обнаружено в районе батумского бульвара под утро. По информации местных СМИ, девушка не вернулась домой поле прогулки. Родные начали поиски и обратились в полицию. Девушку нашли с перерезанным горлом, сообщает frontnews.ge.



По данным МВД, Руинтания покинул территорию Грузии сразу же после совершения преступления через КПП "Сарпи" на грузино-турецкой границе. Грузинская сторона подключила Интерпол к его поимке.



Мать убитой девочки Жужуна Беридзе убеждена, что это было ритуальное убийство. По её словам, убийца перерезал девочке горло из-за крестика. «Он унёс собой только крестик Мариам, срезал его с нитки. Тем самым обозначил, что совершил убийство именно из-за крестика. А зачем положил камень ей на грудь? Разве это не свидетельствует об убийстве по религиозным мотивам?».



Жужуна Беридзе назвала ещё несколько деталей, подтверждающих, по её мнению, религиозный характер этого преступления и потребовала расследования дела убийства её дочери по статье о лишении жизни по религиозным мотивам, сообщает interpressnews.ge.


============================================================


Решение о досрочном освобождении архиепископа Иоанна (Вранишковского) обжаловано

21.01.2015 12:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60834
------------------------------------------------------------
Скопье, 21 января. Решение о досрочном освобождении архиепископа Охридского Иоанна (Вранишковского) обжаловано, сообщает "Седмица" со ссылкой на македонское издание «Дневник».



19 января 2015 г. Главная прокуратура республики Македония по организованным криминальным преступлениям приняла решение обжаловать решение об условно досрочном освобождении владыки Иоанна (Вранишковского). Об этом сообщила пресс-секретарь прокуратуры Е. Ненадовска.



Владыка Иоанн (Вранишковский) 19 января этого года должен был быть досрочно освобожден из тюремного заключения по решению Главной прокуратуры по коррупции и криминальным преступлениям, принятому в начале января текущего года. Основанием для этого решения, как сообщалось, стало выполнение заключенным основных требований для применения к нему положений закона об «условном освобождении».



Глава Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви архиепископ Иоанн (Вранишковский) был приговорен к пяти с половиной годам тюремного заключения за финансовые злоупотребления, которые он якобы совершил во время своего пребывания в юрисдикции непризнанной православным миром Македонской Православной Церкви и управления Повардарской-Велеской митрополией. Из назначенного срока он отсидел уже 36 месяцев, то есть более половины.



Формально прошение о его освобождении подал руководитель тюремного изолятора «Идризово», где владыка проходил наказание. Но предварительно, в преддверии Рождественских праздников, о его помиловании просил Синод Македонской Православной Церкви с формулировкой, чтобы не лишать заключенного «надежды на помилование». Это решение Македонского Синода последовало после состоявшихся 20 декабря 2014 г. встреч главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита
Волоколамского Илариона с самим заключенным и с главой Македонской Православной Церкви архиепископом Стефаном. После этих встреч македонские иерархи приняли решение, которым поддержали предложение Московской Патриархии выступить посредником в возобновлении и благополучном развитии переговоров между Македонской Православной Церковью и Сербской Православной Церковью. Скорейшее освобождение владыки Иоанна (Вранишковского) было обязательным условием со стороны Сербской Церкви для возобно
вления переговоров о статусе Македонской Православной Церкви, провозгласившей в 1967 г. в одностороннем порядке свою автокефалию.


============================================================


При вскрытии киота Спасской башни Кремля иконы в нем не нашли

21.01.2015 11:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60833
------------------------------------------------------------
Москва, 21 января. Реставраторы вскрыли заложенный кирпичом киот на внутренней стороне Спасской башни, обращенной вглубь Кремля, выяснилось, что находившиеся там иконы безвозвратно утрачены.



"Во вторник состоялось вскрытие киота, который был заложен кирпичной кладкой. Он пустой, иконы не сохранились", - рассказал "Интерфаксу" доктор исторических наук, официальный представитель ФСО Сергей Девятов.



По его словам, взятые пробы свидетельствуют о том, что стенопись на этом участке башни уничтожена полностью.



С.Девятов напомнил, что аналогичный киот располагается на внешней стороне Спасской башни, и там реставраторами ранее была обнаружена и восстановлена икона Спаса Смоленского.



В киоте, обращенном внутрь Кремля, согласно историческим документам, должен был находиться Печерский образ Божией Матери, над ней - образ Спаса Нерукотворного, а справа и слева от лика Богородицы находились изображения двух московских святителей - Петра и Алексия. Иконы, по оценкам экспертов, относились к XVII веку.



Собеседник агентства предположил, что иконы были утрачены в период богоборчества.



Он сообщил, что вскрытие киота проводили специалисты Центральных научно-реставрационных мастерских по запросу российских историков, в том числе декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова.



В 2010 году на внешней стороне Спасской башни был обнаружен образ Спасителя, в честь которого башня и получила свое название. В том же году над воротами Никольской башни Кремля под слоем кладки был найден образ Николая Чудотворца.



Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены, однако документально подтвержденных данных о том, что иконы уничтожены, не было. Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть и с внешней стороны Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, с внутренней стороны Троицкой и Боровицкой.



В 2007 году Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой восстановления кремлевских надвратных икон. Идея получила благословение патриарха Алексия II.


============================================================


Армянский епископ обратился к Патриарху Кириллу с призывом ходатайствовать о передаче солдата Пермякова армянским правоохранителям
Военнослужащий подозревается в убийстве семьи из 7 человек в Гюмри

21.01.2015 10:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=60832
------------------------------------------------------------




Ереван, 21 января, Благовест-инфо. Глава Ширакской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Микаел Ачапаян обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с призывом ходатайствовать о выдаче подозреваемого в убийстве армянской семьи в Гюмри солдата-срочника Валерия Пермякова правоохранительным органам Армении. Обращение епископ передал через помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими архимандрита Андрея (Ваца).



В интервью одному из армянских телеканалов епископ Ачапаян сказал, что пока не получил ответа из Московской патриархии. Он подчеркнул, что для граждан Армении крайне важно, чтобы преступника, уничтожившего целую семью, судили на территории Армении. "Это очень важно, это справедливое требование армянского народа. Здесь не рассматривается национальный вопрос, а речь идет о зарождении волны возмущения против несправедливости. Ведь нам не важно, русский, бурят или татарин совершил это чудовищное злодеяние.
Убийство совершено здесь, а значит судить и наказывать преступника должны на том же месте", – сказал в интервью епископ.



Архимандрит Андрей (Вац) 20 января подтвердил "Благовест-инфо" информацию об обращении Ширакского епископа к Патриарху Кириллу. "Да, такой вопрос ставился владыкой Микаелом. Мы глубоко скорбим и выражаем искреннее сочувствие всему армянскому народу. Эта трагедия касается не только армян, это и наша боль. После случившегося в день похорон убитой семьи 15 января в гарнизонном храме 102-й Российской военной базы прошла панихида по невинно убиенной в городе Гюмри семье Аветисян. И сегодня
военнослужащие базы собрались в храме на панихиду по погибшему малышу – последнему члену этой семьи. Мы разделяем боль армян, но Патриархия не юридическая организация и не может вмешиваться в процесс следствия", – сказал архимандрит Андрей.







Как настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси в Республике Армения и помощник командира военной базы отец Андрей обратился с пастырским словом к собравшимся на панихиду военнослужащим базы, выразив глубокую скорбь по невинно убиенной семье и подчеркнув, что «зло не имеет ни национальности, ни гражданства, поскольку отцом зла является диавол – враг Бога и человека! … Военнослужащий, как никто другой, знает цену жизни человеческой». Панихиды также были отслужены в
большинстве войсковых храмов Южного военного округа. Это явилось свидетельством духовного единства войскового духовенства, разделяющего боль братского армянского народа.







После задержания подозреваемый в чудовищном убийстве солдат Пермяков содержится в гауптвахте 102-ой российской военной базы. С преступником после его заключения имел встречи и архимандрит Андрей. Он рассказал "Благовест-инфо", что Пермяков попросил книги. "Я ему передал Евангелие и Новый Завет. Судя по его состоянию, он не совсем осознает содеянное. Что-то он начинает осознавать, он признает свою причастность к содеянному, но понимает ли свою вину... Очень трудно судить о духовности человека,
выросшего не в традиционной православной среде. Кроме того, еще идет следствие и надо во всем разобраться до конца", – отметил архимандрит.



Отец подозреваемого Павел Пермяков является пастором протестантской церкви "Вера, Надежда, Любовь" с центром в городе Балей Забайкальского края, откуда и был призван Валерий Пермяков.



Трагедия в Гюмри произошла 12 января. Солдат-срочник, служащий 102-ой российской военной базы Валерий Пермяков около шести утра самовольно покинул пост, забрав с собой закрепленный за ним автомат. Он отошел от базы на три километра, зашел в ворота одного из частных домов города Гюмри, разбил прикладом стекло в двери, зашел в дом, расстрелял в собственных постелях шестерых членов семьи Аветисян. Выживший в этот день седьмой и самый маленький член семьи – шестимесячный Сережа прожил после этого еще семь
дней. Спасти его жизнь пытались совместно армянские и российские врачи, однако раны, полученные от штык-ножа Пермякова, оказались не совместимыми с жизнью. Сегодня в Гюмри пройдут похороны младенца.



Наринэ Киракосян


============================================================

В избранное