← Октябрь 2004 → | ||||||
1
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://biblestudy.ru
Открыта:
02-01-2001
Адрес
автора: religion.biblestudy-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
3.772 Имена Бога –"Бог Всемогущий" и "Господь" в Исх.6:2-8
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
===================
Содержание выпуска:
===================
3.772 Имена Бога –"Бог Всемогущий" и "Господь" в Исх.6:2-8
3.773 Употребление имени Бога «Элохим» и вопрос о Троице
3.774 Учение о бессмертии души и загробном воздаянии
===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================
3.772 Сергей (s_akter@???.ru) спрашивает: «И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] "Бог Всемогущий", а с
именем [Моим] "Господь" не открылся им… (Исх.6:2-3)
Почему Вы считаете, что Аврааму, Исааку и Иакову он не открыл своего Имени, а сейчас его можно открывать всем! Оно и сейчас сокрыто, его-то в Библии раввины и ищут до сего дня...»
# Бог имеет много имен. Но имена его не являются именами, подобными нашим – Сергей, Алексей, Василий и т.д. Как писал об этом Иустин Мученик: «Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец, Бог, Творец. Господь и Владыка - это не суть имена, но названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном, Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил, - хотя и называется Христом, потому что помазан, и потому что через Него Бог устроил все, но и это самое имя содержит неизвестное значение, так же как и наименование: «Бог» не есть имя, но мысль, всаженная в человеческую природу,
о чем-то неизъяснимом.» (Apol. II. 6) Итак, имена Бога – выражения его характера.
Самым древним именем Бога является архаичное «Эл». От этого имени произошли многие еврейские имена: Эласа (Бог сотворил), Элдага (Бог позвал), Элдад, (Бог возлюбил), Элад, (Бог засвидетельствовал), Елеазар, Лазарь (Бог помог).
Позже от «Эл» образовалось «Элохим» имя верховного, превосходящего всех, Божества.
Имя «Элохим» имеет грамматическую форму множественного числа. Форма единственного числа – «Элоах» почти никогда не использовалась (за исключением книги Иова и еще нескольких текстов в других книгах), однако можно предположить, что именно она послужила основой для исламского «Аллах».
Авраам действительно именовал Бога как «Эл Шаддай» - Бог Крепкий, Бог Всемогущий. Это одна из древних форм имени Бога. Наиболее же распространенным именем Бога является JHWH (транслитерация еврейских букв латинскими) – священный тетраграмматон. Это то имя, под которым Бог открылся Моисею в Исх.3:14
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.»
Это имя – откровение божественной имманентности, его произношение являло собой переживание встречи с Всевышним: "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. (Пс.90:14)
Поэтому его нельзя произносить напрасно. (В моих словах нет ни малейшего намека на кабалистику. Это относится не только к священной тетраграмме, но и просто к любому слову, которое у нас ассоциируется с Богом.) Евреи избегали произносить и, даже, лишний раз писать это имя. Поэтому в большинстве своем оно было заменено словом «Господь» - «Адонай». Там, где стояло «Господь Бог», в таком случае получилась бы тавтология, и в данных случаях следовало читать «Адонай Элохим»
Древнейшие тексты представляли собой лишь консонантную основу – согласные буквы. Гласные, в виде огласовок, были добавлены позже. Во многих случаях, огласовка слова «Адонай» была перенесена на тетраграмматон и получилось гибридное написание имени Бога, среднее между этими двумя вариантами. Оно вообще никак не прочитывалось, так как предназначалось лишь для написания. Но европейские ученые его прочли буквально и получили неведомое древним евреям слово «Иегова». Сегодня это новое слово повсеместно используется для именования Бога Отца.
Рассмотрение вопроса об именах Бога может послужить темой для весьма обширного исследования, выходящего за рамки нашей рассылки. Поэтому давайте вернемся к тексту Исх.6:2-8.
Имя Бога «Господь» (в оригинале – тетраграмматон) не было само по себе открытием для израильтян. Важно то, что Бог ни разу не открывался им с этим именем, то есть не являл данную сторону Своего характера. До Исхода Бог не проявлял себя соответственно этому имени и открывался патриархам – Аврааму, Исааку, Иакову под именем Бог Всемогущий (Эл Шаддай). Дело в том, что Бог много сделал для них, однако они не дожили до момента исполнения самых важных из данных Им обетований. Моисей же должен был стать свидетелем исполнения всех замыслов Бога относительно Его народа.
Поэтому в ответе Бога Моисею есть доля укора. Бог как бы спрашивает Моисея: «Зачем ты усомнился в Моих словах? Ведь я открылся тебе во всей полноте своего имени…»
В принципе, можно добавить, что в Новом Завете Бог вновь открылся людям в новом имени – в имени Иисуса Христа:
…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил.2:10)
Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд … и на имя Его будут уповать народы. (Матф.12:18-21)
И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. (Иоан.17:26)
Что же это за имя? Сродни ли оно тому сакральному имени Божества, которое, по иудейскому преданию, лишь раз в год, шепотом произносил первосвященник, входя во святилище, и которое, по вашим словам, до сих пор ищут раввины?
Нет, это имя открыто каждому:
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1Иоан.4:16)
--------------------------------
3.772 Геннадий (vovanina@???.com) пишет: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.>> (Быт.1:26)
Прочитал эту рассылку (выпуск 200) второй раз где вопрос о Троице. Как правило, в правильно поставленном вопросе 80% ответа. В этой цитате есть ответ, какой Бог, из какого количества "кого-то" он состоит и над кем и чем он владычествует. слово бог здесь в единственном числе "и сказал", и слово человек в единственном числе (во множественном "люди") но про действия которые будут сделаны написано во множественном числе - "сотворим", "владычествуют". В евангелиях Иисус говорит о том, что прежде чем что либо предпринимать нужно всё просчитать, проверить, чтоб потом над тобой не смеялись - "начал строить и не достроил". Речь идет о точности такой что бы достичь цели. Точность - истинность, правда. Евангелия разделяют ложь и правду, следовательно там предусматривается абсолютная точность "правда, свет, истина" и соответственно абсолютная ложь, отец которой диавол (человекоубийца). Бог един (напечатано в книге которая называется "Библия"), следовательно соответственно Быт.1:26 человек тоже един и его будущие действия следует комментировать во множественном числе (здесь не напечатано "сотворили человека" но "сказал"). В этой книге нигде не напечатано что бог триедин, что он состоит только из трёх составляющих (ни больше, ни меньше). Но если говорится о чём то (о ком то) во множественном числе то это как минимум две единицы.
"Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога ИСТИННОГО и да будем в ИСТИННОМ Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть ИСТИННЫЙ Бог и жизнь вечная" (1Ин 5:20)»
# Приветствую Вас, Брат Геннадий!
Вы правильно мыслите, но имеете не достаточно предпосылок. Вы используете исключительно правила русской грамматики и русский перевод библейского текста, забывая, что библейский текст писался в оригинале на другом языке. Ко всему прочему, Вы, вероятно, не знаете трудностей перевода с одного языка на другой, и не принимаете во внимание ограниченности человеческого языка как такового.
Для того, чтобы показать сложность этого вопроса приведу только один факт. "Бог" по древне-еврейски - "Эл". Но в библейском тексте употребляется слово "Элохим". А "Элохим" - это множественная форма. Буквальный перевод должен бы звучать: "И сказал Боги: сотворим человека по образу нашему". Верно, глагол поставлен в единственном числе, а существительное – во множественном. И так - во всех местах употребления слова "Элохим".
И если Вы начнете исследовать этот вопрос, то у Вас возникнет еще масса вопросов дополнительно. Однако, сразу скажу: слово "Троица" действительно выдумано некоторыми христианами в борьбе с теми, кто впадал в иную крайность. Я практически не использую это слово, так как оно не библейское. Но в то же время, Библейские тексты действительно называют Богом трех различных личностей, ставя между ними знак равенства, но допуская их физическую обособленность. Так, Сын Божий, в Котором обитала вся полнота божества телесно, умирая на кресте, вопрошал Отца: почему Ты оставил Меня. А о Духе Святом, о котором также ясно показано, что Он является божественной личностью, говорится, что Он не может прийти, если Христос не уйдет, потому что Он посылается Христом.
Итак, Троицы нет - это человеческое изобретение. Но есть Единый Бог, представленный в личностях Отца, Сына и Духа. При этом заметьте, что само слово "Единый" также несет в себе множественность! А это слово довольно часто идет вместе с упоминанием Бога.
Потому, я желаю Вам Божьих благословений в познании Его и в познании Иисуса Христа, ибо в этом заключается вечная жизнь наша (Иоанн 17:3).
Василий Юнак
-----------------------------------------
3. 773 Александр (alex78_2@???.ru) пишет: «Вы говорите что ад не вечен в ответе на вопрос"Ад грешникам - это навечно", но ведь Цековь на V Вселенском Соборе отвергла подобное утверждение известное как ересь Оригена. Ад - это последствия человеческой свободы. Уничтожить вечность ада - это значит насильно привести человека в рай, значит уничтожить его свободный выбор, надо прежде превратить его в неразумное животное. Если человек всю жизнь ненавидел Бога, то что, после смерти он помучается и снова будет с Богом? Зачем же тогда верить в Бога и исполнять Его заповеди если даже самые отъявленные грешники все равно рано или поздно будут в раю? И еще вы пишете:"Господь не может мучить людей бесконечное число веков", сама постановка утверждения неправильная: Господь никогда никого не мучит и не мучал, потому что "Бог - есть любовь", вся проблема в том что люди мучаются сами и для того чтобы избавить их от мучений нужно прежде отнять у них свободу, что сделать Бог не может, иначе он уже не будет Богом. Если вы отрицаете вечность ада, тогда почему бы не отрицать вечность рая?
# Мир Вам, Брат Александр!
Позвольте сперва возразить Вам – то, чему мы учим, не имеет ничего общего с т.н. «оригенством», осужденным на V Вселенском Соборе. Вообще, по-моему, тема «оригенства» как-то выпадала из общей канвы этого собора, на котором обсуждались достаточно тонкие христологические вопросы – главным образом, отношение к монофизитству. Однако, в христологии Оригена были значительные расхождения с Несторием, поэтому непонятно, каким образом вопрос об оригенстве вообще проник на этот собор.
Собственно, вопрос, был ли осужден Ориген на V Вселенском Соборе, не имеет однозначного ответа. Единственным свидетельством этому является упоминание Оригена в 11-м анафематизме 8-го заседания собора: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями и всех других еретиков, осужденных и анафематствованных св. кафолической и апостольской церковью и вышеуказанными четырьмя св. соборами, и всех мудрствовавших и мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам и до кончины пребывавших в их нечестии, - таковой да будет анафема."
Многие вполне обоснованно считают, что имя Оригена было вставлено туда намного позднее. Я тоже придерживаюсь этого мнения.
Что же представляло собой «оригенство»? Главным образом - это учение о предсуществовании и переселении душ - метемпсихозе. Хотя некоторые фрагменты из трактата Оригена «О началах» и можно расценить как размышления на тему реинкарнации, но самому Оригену мысль о переселении душ явно претила: "Мы ни в коем случае не допускаем идею метемпсихозы, ни падения человека чрез прехождение в тело некоего бессловесного животного, и если иногда мы остерегаемся вкушать мясо, конечно мы это делаем не по тому мотиву, по которому это делал Пифагор" (Ориген. Против Цельса VIII,30).
Дело в том, что Ориген был богословом аскезы. Его своеобразный ригоризм привлекал собой палестинских монахов. Суждения, в которых обвинялся Ориген, принадлежали именно им – монахам, а не самому Оригену. Но так как они выступали от его имени, то осуждение постигло давно уже умершего Оригена.
В принципе, я мог бы еще многое сказать в защиту Оригена, неправедно обвиненного в ереси, но Вы спрашиваете главным образом об аде. По видимому, говоря о ереси Оригена, вы имели в виду 9-ый пункт письма Юстиниана к патриарху Мину, где тот излагает предполагаемую вину Оригена: «Если кто считает, что наказание демонов и нечестивцев - временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е. что будет восстановление демонов и нечестивых людей, - анафема.» Но адвентисты ничему подобному и не учат, скорее, это осуждение следует отнести к католическому учению о чистилище.
Ваши вопросы обусловлены тем, что существование вечного загробного воздаяния в аду кажется вам естественным, так как вы верите в бессмертие души. Мы же не верим в это, так как о бессмертии души в Библии нигде не говориться. Наоборот, Библия явно говорит о том, что душа смертна, и ни в одном из более 1500 случаев употребления слова «душа» – о её бессмертии или сознательном состоянии после смерти. Наоборот:
"Мертвые ничего не знают" (Еккл 9:5)
"Выходит дух его в тот день исчезают все помышления его" (Пс 145:4)
"В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл 9:10)
"Нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли" (Еккл 9:6)
"Ни мертвые восхвалят Господа"(Пс 113:25)
Душа не является некой идеальной субстанцией, отделяющейся от тела в момент смерти.
Библия говорит нам о наличии у человека тела, души и духа, составляющих его «полноту»:
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:23)
Тело человек сотворено из праха земного:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)
Получив от Господа дыхание жизни, прах стал человеком – «душею живою». Поэтому само слово душа в основном контексте Библии означает просто «жизнь».
В более узком контексте душа, по-гречески psuche представляет собой ту часть человеческого сознания, которая проявляется чрез инстинкты, чувства и желания.
«Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.»(Иуд.1:19)
«Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…»(Иак.3:15)
Дух, по-гречески рпеита, является более высоким принципом ума и мыслей, которым человек одарен и чрез который Бог может сообщаться посредством Своего Духа:
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.» (Рим.8:16)
Поэтому Библия четко разделяет душевность и духовность:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1Кор.2:14,15)
«… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1Кор.15:44)
Что же происходит после смерти? Человеческое сознание погружается в состояние, подобное сну, о чем говорил Христос:
«Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Иоан.11:11-14)
«сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.» (Матф.9:24)
Когда же настанет время воскресения, люди пробудятся ото сна смерти: «… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.» (Иоан.5:29)
Ранняя христианская церковь довольно долго держалась этой библейской концепции. В труде Иустина Мученика «Разговор с Трифоном-иудеем» явно видна позиция раннего христианина – душа не бессмертна. Иустин вспоминает свои прежние убеждения относительно человеческой души, почерпнутые им из учения платоников, взглядов которых он сам придерживался до обращения. Из диалога Иустина-платоника со старцем-христианином видно, что именно истина о состоянии души человека повлияла на решение Иустина принять христианство. И это совершенно справедливо.
Позвольте привести выдержки из этого трактата – слова старца-христианина, обратившего Иустина:
«Но другие, отправляясь от мысли, что душа бессмертна и бестелесна, думают, что не могут подвергнуться наказанию, если сделали что-либо злое, так как бестелесное не доступно страданию; если же душа бессмертна, то она не нуждается в чем-либо от Бога.»
«— Иначе не следует называть ее бессмертною, ибо если она бессмертна, то и безначальная.
— По мнению некоторых платоников, она безначальная и бессмертна.
— И самый мир ты называешь безначальным?
— Некоторые утверждают это, но я не согласен с ними.
— Справедливо делаешь. Ибо какое основание думать, чтобы тело, имеющее такую твердость и силу сопротивления, сложное и изменяемое, ежедневно разрушающееся и обновляющееся, не произошло от какой-либо причины? Если же имеет начало, то и души необходимо получили начало и могут перестать существовать: ибо они произведены для людей и прочих животных, даже если, по твоему мнению, они произошли отдельно, а не вместе со своими телами.
— Кажется, это справедливо.
— Итак, они не бессмертны.
— Нет, потому что и самый мир, как мы видели, получил начало.»
« — Мне нет дела, — отвечал старец, — до Платона и Пифагора, и вообще ни до кого, разделявшего их мысли. Но истина вот в чем: ты узнаешь это из следующего. Душа или сама есть жизнь, или только получает жизнь. Если она есть жизнь, то оживотворяет иное что-либо, а не самое себя, так же как движение движет скорее иное что-либо, чем само себя. А что душа живет, никто не будет отрицать. Если же живет, то живет не потому, что есть жизнь, а потому, что причастна жизни: причастное чего-либо различно от того, чего причастно. Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более. Ибо душе не свойственно жить так, как Богу; но как человек существует не всегда, и тело его не всегда соединено с душою, но когда нужно разрушиться этому союзу, душа оставляет тело и человек уже не существует, так и от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она взята».
Обрати внимание на то, как точно передал библейскую концепцию тот древний старец. Душа не есть бесплотный дух – она есть сама жизнь, то есть свойство человека. А именно «дыхание жизни» - pneuma по-гречески и «руах» - по-еврейски. Как сказано в Писании:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)
Как написано у Иустина: «так и от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она взята». Здесь он практически повторяет свидетельство Екклесиаста:
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Еккл.12:7)
Так на чем же основывается убеждение многих христиан в том, что душа бессмертна, и в момент смерти, сохраняя сознание, отделяется от тела и переносится в загробный мир? На весьма сомнительных поздних апокрифах явного языческого происхождения – в основном, апокалипсисах Петра, Павла, Богородицы - последний вообще целиком посвящен описанию адских мучений. Приведу самый известный фрагмент из Апокалипсиса Петра (самое раннее свидетельство о появлении в христианстве языческого учения об адских муках):
«Я увидел и другое место, напротив этого, очень мрачное. То было место наказания. Наказываемые там и наказывающие ангелы имели темное платье в соответствии с воздухом того места. Были там некоторые, привешенные за язык. То были хулившие путь справедливости, под ними горел и мучил их пылающий огонь. И озеро было там какое-то, полное пылающей грязи; там находились люди, извращавшие справедливость. К ним были приставлены ангелы-мучители. Над этой бурлящей грязью были еще и женщины, повешенные за волосы. То были женщины, которые наряжались для прелюбодеяния; а те, которые сочетались с ними в скверне прелюбодеяния, висели за ноги, а головы у них были погружены в грязь, и они говорили: "Мы не думали, что попадем в это место"...
И я увидел убийц и их сообщников, брошенных в некое узилище, полное злых гадов; те звери кусали их, извивающихся там в этой муке, и черви их облепили, как тучи мрака. А души убитых, стоя и наблюдая наказание убийц, говорили: "Боже, справедлив твой суд". (Апокалипсис Петра. 21-25)
Дальше идет полная персоналия грешников с соответствующими им наказаниями. Описано все это в том же духе. Надо сказать, эти выдумки порой казались слишком мрачными даже самим их сочинителям:
«Узрев это, восплакала Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Лучше было бы человеку не родиться. И сказал архистратиг: Истинно, Пресвятая, не видела Ты наказаний великих». (Апокалипсис пресвятой Богородицы. 9).
«И стал я сетовать, и восплакал о природе человеческой. И сказал мне ангел: "О чем ты плачешь? Не милосерднее ли ты Бога? Ибо Бог, сожалея о людях в святости Своей, ждет их обращения и покаяния. Те же, соблазняемые собственным вожделением, приходят сюда и терпят вечное наказание"». (Апокалипсис Павла. 33)
Собственно, эти мрачные истории предназначались для запугивания людей. Если человек не хочет избрать доброе, то пусть ведет себя, как подобает хотя бы из страха. Чувствуется, что сочинитель этих историй явно не сдерживал свою фантазию, будучи захлестнут гневом:
«И видел я жен, одетых в белые одежды, слепых, насаженных на вертела огненные, и ангел, не знающий пощады, бичевал их, говоря: "Теперь узнали, где пребываете, - когда же читали о том в Писании, то не верили". И сказал мне ангел: "Жены сии погубили себя, а вместе с собой и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: "Взыщи за нас с матерей наших!" И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их в просторное место, родительниц же их - в вечный огонь"». (Апокалипсис Павла. 40)
Эти описания весьма непохожи на свидетельства Библии как по смыслу, так и по своей направленности (у их автора было не иррациональное мышление авторов Библии, а логическое, философское). Но тот, кто все это сочинил, и не склонен был подражать Слову Божьему. Он подражал известным языческим мифам, произведениям античной классической литературы – Одиссее, Энеиде, мифам Платона, пифагорейским сказаниям.
А именно:
Энеида. Книга 6
Днем и ночью сидит Тизифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережет преддверия Дита.
Слышится стон из-за стен и свист плетей беспощадных,
Лязг влекомых цепей и пронзительный скрежет железа.
…
Кносский судья Радамант суровой правит державой;
Всех он казнит, заставляет он всех в преступленьях сознаться,
Тайно содеянных там, наверху, где злодеи напрасно
Рады тому, что придет лишь по смерти срок искупленья.
Мстительным гневом полна, Тизифона с насмешкою злобной
Хлещет виновных бичом, и подносит левой рукою
Гнусных гадов к лицу, и свирепых сестер созывает.
…
Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берёг их и близким
Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы),
Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
Казни здесь ждут. Но казни какой - узнать не пытайся,
Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
Катят камни одни, у других распятое тело
К спицам прибито колес. На скале Тесей горемычный
Вечно будет сидеть. Повторяя одно непрестанно,
Громко взывая к теням, возглашает Флегий злосчастный:
"Не презирайте богов и учитесь блюсти справедливость!"
Этот над родиной власть за золото продал тирану
Или законы за мзду отменял и менял произвольно,
Тот на дочь посягнул, осквернив ее ложе преступно,-
Все дерзнули свершить и свершили дерзко злодейство.
Если бы сто языков и столько же уст я имела,
Если бы голос мой был из железа,- я и тогда бы
Все преступленья назвать не могла и кары исчислить!"
А вот 11 песнь «Одиссеи»:
Я и Тантала увидел, терпящего тяжкие муки.
В озере там он стоял. Достигала вода подбородка.
Жаждой томимый, напрасно воды захлебнуть он старался.
Всякий раз, как старик наклонялся, желая напиться,
Тотчас вода исчезала, отхлынув назад; под ногами
Черную землю он видел, - ее божество осушало.
Много высоких деревьев плоды наклоняло к Танталу -
Сочные груши, плоды блестящие яблонь, гранаты,
Сладкие фиги смоковниц и ягоды маслин роскошных.
Только, однако, плоды рукою схватить он пытался,
Все их ветер мгновенно подбрасывал к тучам тенистым.
Я и Сизифа увидел, терпящего тяжкие муки.
Камень огромный руками обеими кверху катил он.
С страшным усильем, руками, ногами в него упираясь,
В гору он камень толкал. Но когда уж готов был тот камень
Перевалиться чрез гребень, назад обращалася тяжесть.
Под гору камень бесстыдный назад устремлялся, в долину.
Снова, напрягшись, его начинал он катить, и струился
Пот с его членов, и тучею пыль с головы поднималась,
Пожалуй, следует отметить, что все истории о загробном воздаянии имеют явную генетическую связь. Их сочинители помещали в ад ненавистных им людей. В греческих историях это герои мифов, в образах которых видны намеки на современников сочинителя. В позднем «аде», описанном Данте, автор уже не прибегает к образам, а напрямую расправляется со неприятными ему личностями.
Все истории об вечных адских муках, якобы ждущих грешников в вечности, преследуют чисто утилитарные цели – воздействие на людей, с целью ограничить внешние проявления греха. Каждый грешник в них найдет описание того, что ждет его после смерти, если он не исправится. Библия не разделяет такой подход, так как Бог желает не внешнего приличия людей, а их глубокого и основательного обращения, «рождения свыше». Поэтому Христос не обращал людей в страх примерами загробного воздаяния, а явил им пример собственной любви:
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.» (Иоан.15:9)
Поэтому, я думаю, нет никакого смысла предпочитать свидетельства Библии древним мифам, легендам и неканоническим писаниям, в которых искажается суть любящего Бога.
--------------------------------------
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе" |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.biblestudy |
Отписаться |
В избранное | ||