Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.731 Включительная система исчисления времени на Древнем Востоке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 190 от 2004-05-31 для 3502 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

===================
Содержание выпуска:
===================

3.731 Включительная система исчисления времени на Древнем Востоке
3.732 Приветствие «Радуйся!»
3.733 Крещение Иоанна и крестное знамение
3.734 Имеет ли место отмена закона в Новом Завете ? Завет и завещание.
3.735 Мешает ли соблюдение заповедей спасению ?

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.731 Виктор (v__soft@???.ru) просит подробно объяснить мнимое противоречие в пророчестве Христа о своем воскресении в Матф. 12:40

# В Писании сказано: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" ( Матфея, 12:40).   Как считают атеисты: «Фактически Иисус Христос находился в сердце земли, то есть во гробе: одну ночь с пятницы на субботу (Иоанна,19:14), один день в субботу и еще одну ночь с субботы на воскресенье. В воскресенье задолго до восхода солнца (Иоанна, 20:1; Лука, 24:1; Матфея, 28:1 ) Иисус Христос воскрес. Итак, во гробе Он пробыл не три дня и три ночи, а всего один день и две ночи.»

Тем, кто акцентирует внимание на этом кажущемся противоречии, следовало бы обратить внимание на то, что даже самые рьяные противники Христа отнеслись очень серьезно к Его словам и совсем уж не склонны были видеть в них противоречие – ведь фарисеи просили Пилата поставить стражу у гроба Иосифа Арамафейского как раз накануне воскресения. Несоответствие же в длине временных периодов объясняется очень просто - в древности на Ближнем Востоке использовалась включительная система исчисления времени, отличная от привычной нам с вами. Что она из себя представляла ? Для всех, и для нас и для древних, характерно называть словом «день» и светлую часть суток, и сутки целиком. Но для людей древности было характерно употреблять особую форму для наименования календарного дня - «день и ночь». Для обозначения такого «дня-ночи» в греческом языке даже имелось особое слово - nychthemeron. Пример его применения можно найти здесь: «…три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];»(2Кор.11:25) Как вы поняли, особенностью такого исчисления было то, что для обозначения хотя бы одного прошедшего часа дня можно было спокойно сказать «прошел ночь и день».

Как же обстояло дело с применением данной системы в древнем Израиле и где еще, кроме Евангельского текста, используется такая система? Самый первый пример мы находим в книге Бытие, где говорится о дне как о «вечере и утре». Особенно явно включительная система видна в исторических хрониках, где отрезок времени царствования какого-либо из царей округляется до целого числа лет (естественно, включительная система исчисления касается не только суток, но и лет). Внимательно прочтите следующие тексты, и вы увидите, как израильтяне использовали включительную систему. В нашем понимании, через три года после 4-го года Изекии и 7-го Осии должен был наступить 7-й год Изекии и 10-й год Осии. Здесь же мы встречаемся с принципиально иным подходом:

«В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее, и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.» (4Цар.18:9,10)

Летописец, говоря о прошествии трех лет, включил в их число 4, 5 и 6 года.

Из-за подобного подхода к исчислению имеется некоторая неясность в точном определении некоторых важных моментов, например, точного возраста Земли.

Давайте рассмотрим еще ряд примеров:

Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. (Быт.7:6) В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; (Быт.7:11)

Потоп наступил на шеститсотый год от жизни Ноя, следовательно, в привычном нам исчислении ему было 599 лет ( ведь если ребенок прожил несколько месяцев, мы еще не говорим, что ему исполнился один год). Библия говорит, что Ною было 600 лет.

Та же ситуация и с днем обрезания: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт.17:12) «…в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его» (Лев.12:3) «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лук.2:21)

А теперь давайте рассмотрим примеры, более близкие к нашему, где говорится именно о трех днях:

«И отдал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;» (Быт.42:17-19)

«И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел народ. … Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.» (3Цар.12:5,12)

Если бы нам было предложено прийти через три дня, то мы бы прождали эти дни и пришли на четвертый. Еврей же пришли на третий день. Так и Христос, сказав, что он пробудет в «сердце земли» три дня и три ночи, воскрес не через 72 часа, а на третий день. Соответствие данного исчисления времени исчислению, имевшемуся в книге Ионы, на основе сравнения с событиями которой Христос изрек пророчество о времени своего воскресения, подтверждает и апостол Павел:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» (1Кор.15:3,4)

---------------------------------

 

3.732 Миша Братанов (misha_bn847@???.by) пишет: «У меня есть один вопрос, над которым я ломаю голову. Когда Иуда Искариот там, в саду предавал Иисуса Христа. Матф.26:49 «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.» Что он имел в виду? Какой был у него смысл, что говорил он этими словами, радуйся, Равви! ? Как это можно объяснить с точки зрения 1 Иуды, 2 Иисуса Христа, 3 Апостолов?»

#"Радуйся" - это характерное приветствие в эллинистическом мире. Вот примеры употребления его в Библии:

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.» (Иак.1:1)

«…написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.»(Деян.15:23)

«Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу - радоваться.»(Деян.23:26)

«Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.» (Матф.28:9)

Это же слово используется и в следующих стихах:

«И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.»(Матф.26:49)

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матф.27:29)

-------------------------------

 

3.733 "V Levin" (levin.yakut@???.ru) пишет: « Здравствуйте! Можете ли Вы вкратце рассказать: Иоанн Креститель, он ли первый начал крестить известным нам движением руки, или крещение его было только водою и к кресту отношения не имело? И откуда взялось само понятие "крестить", и когда возник обычай крещения рукой (перстами)? Вячеслав»

# Нет, брат Вячеслав, Иоанн Креститель крестил в водах Иордана. Его крещение было связано с проповедью покаяния, что и символизировало погружение в воду.

Вот что пишет об этом иудейско-римский историк Иосиф Флавий (хотя его свидетельство отражает точку зрения нормативного иудаизма времен конца 1 в х.э. и во многом не соответствует истинному положению вещей):

«Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода»

Обычай осенять себя крестным знамением произошел из бытовавшей среди славян и народов Европы практики отгонять злых духов сотворением магических символов. С приходом христианства эта практика незаметно трансформировалась – новообращенные язычники не видели ничего особенного в том, чтобы защитить себя привычным и естественным для себя способом. (Многие христиане и сегодня имеют привычку плевать через плечо или стучать о стол костяшками пальцев, защищаясь от «сглаза») Тем более, новый спасительный символ креста зачастую казался бывшим язычникам лишь новым, более мощным магическим знаком. Видимо, они не осознавали, что вера во Христа сильнее каких-либо жестов, символов и амулетов.

-------------------------------------

 

3.734 Таисия Новикова (taya@???.ru) пишет: «Позвольте поделиться своими мыслями. По-моему, мы всегда должны различать Ветхий и Новый Завет. Существует определённый промежуток времени, в который Бог говорит делать то и не делать это. Само слово "Завет" означает завещание. Вы знаете, что завещание в определённый момент составляется, потом меняются обстоятельства, и завещатель всвязи с новыми обстоятельствами составляет новое завещание. Сыны этого века скажут вам, что действительно только последнее завещание, а все предыдущие мы можем читать, рассматривать, изучать и видеть, что происходило и что изменилось, но силу имеет только последнее завещание. Также и с Ветхим и Новым Заветом. Гал.3:13 Христос искупил нас от клятвы закона.Гал.3:15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утверждённого завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Т.е., пытаясь соблюдать закон, мы отменяем то, что в Новом Завещании и делаем свои поправки, хотя так не делается даже у людей.»

# Вы подметили очень важный аспект Завета:

"Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему" (Гал 3:15). "Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив" (Евр 9:16,17).

Что мы видим здесь? Два важнейших момента: (1) после утверждения завещания уже НИЧТО не может измениться в нем; и (2) Божье завещание (Завет) утвержден СМЕРТЬЮ Господа.

Какой вывод мы из этого должны произвести? Вывод один и довольно категоричный: с момента смерти Христа в Завете НИКАКИХ изменений произойти не могло, и не произошло! И об этом свидетельствует тот же апостол Павел, на которого так многие противники Божьего Закона ссылаются.

Дорогие друзья, я уже писал о многом, и еще напишу буквально по каждому тексту из Послания к галатам или Послания к римлянам или по любому другому тексту, который применяется в поддержку идеи того, что закон якобы был отменен в Новом Завете. Увы, этого нет, не было, и быть не могло. А вот люди, противящиеся закону Божьему, и пытающиеся умалить или вообще убрать его, достигли определенных результатов. За ними последовали множество христиан, так что сегодня люди практически убеждены, что закон нам не нужен, коль скоро мы находимся под благодатью.

Я сейчас читаю одну книгу под названием "Наука или философия?", в которой автор показывает эволюцию отступления от веры в Бога-Творца и переход к вере в эволюционную теорию развития жизни на земле. Ситуация практически идентична: Люди незаметно для себя убрали Бога с поля зрения, и теперь большинство ученых и даже многие христиане приняли эволюционную модель. Но ведь истина не изменилась! И у эволюционистов по-прежнему нет никаких подтверждений своей теории. Они, разве что, научились противиться библейским утверждениям, и делают это довольно профессионально. В вопросе закона и благодати дела обстоят точно так же: Библия не изменилась, равно как и завещание Христа, в котором Он утверждал, что ни одна черта из закона не исчезнет до тех пор, пока все не будет исполнено. Да и апостол Павел не отменил закона Божьего. А вот люди приняли лжеучение беззаконников и большинство христиан сегодня искренно верят, якобы Библия на самом деле поддерживает беззаконие. Однако, истина не изменилась - после смерти Завещателя уже ничто не может быть изменено в завещании!

Что же такое Новое Завещание? Нет, это не текст книги под названием "Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа". Эту книгу так назвали люди. Когда писались эти слова, тогда этой самой книги еще не было, а было только Писание "Танах", которое известно нам сегодня как "Ветхий Завет". Значение "Нового Завета" надо брать не из заглавия современной книги, не выдумывать самому, и даже не заимствовать у маститых богословов. Его надо найти в том самом Писании, которое есть Слово Божье. Прочтите Иеремии 31:31-34 и Евреям 8:8-12. Там говорится, что Новый Завет отличается от Ветхого не отсутствием Закона, а именно присутствием закона в сердце каждого верующего, равно как и прощением грехов и познанием Господа.

- Соблюдение закона НЕ ЕСТЬ отмена завета: "Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал 3:17). Попытка спастись соблюдением закона (а это не то же, что просто соблюдение закона) попросту ставит человека ВНЕ завета, но отменить сам завет это не способно.

- Соблюдение закона не есть "свои поправки". Потому хотя бы, что соблюдать закон нам предписано Самим Христом (Мф 5:19-48; Мф 19:16-22; Мф 23:3).

В Писании сказано: «потому что конец закона – Христос…» Однако следует и продолжить: " к праведности всякого верующего"(Рим.10:4). А что такое праведность? Это исполнение закона. Только некоторые пытались предложить свою праведность там, где нужно было принять Христову. Но суть одна - праведность. Противоположность праведности - беззаконие.

Ни пища, ни обряды, ни даже соблюдение десяти заповедей не спасает. Потому что ни одно наше дело не способно загладить наш прошлый грех. Спасает только Христос. Но я соблюдаю закон вовсе не ради спасения, я потому, что я УЖЕ спасен Христом. Я просто исполняю Его повеление "иди, и впредь не греши!"

Желаю и Вам делать то же. Да благословит Вас в этом Господь. Василий Юнак

-----------------------------

 

7.335 Таисия Новикова (taya@???.ru) пишет: «Я знаю, что христиане многие говорят, что мы живём по заповедям. Но! Или они не достаточно хорошо знают заповеди(я имею в виду 10 заповедей), или они не искренни... - Почитай отца и мать... Если вы мне скажете, что вы ни разу не злились на своих родителей, не ругались с ними или ещё чего похуже, я вам не поверю, т.к. я живой человек и с этим знакома. Т.е. с исполнением этой заповеди тоже могут быть проблемы... - Одна заповедь, которая представляет ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ПРОБЛЕМУ... Не пожелай... Вы можете управлять своим разумом? Нет! Допустим, вы соблюдаете 9 заповедей, но с этой заповедью "не пожелай" у всех - сплошная проблема. Вы видите, что сосед купил новую машину (2-ю за год) и вы подумали: "а моя-то совсем старая..." Вот вы уже и пожелали. С обрядовыми заповедями ещё сложнее, в них просто можно запутаться. Теперь, что говорит Новый Завет обо всём этом. Мне нравиться особенно послание к Галатам. Гал.2:16...человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Гал.2:21 Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос умер напрасно. Гал.3:10 А все утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (др. перевод "под проклятием") Ибо написано:"проклят всяк, кто не исполняет ПОСТОЯННО ВСЕГО, что написано в книге закона.

# А вот этого не стоит делать - не надо выбирать в Библии только то, что нравится или только то, что понятно. Об этом апостол тоже предупреждал: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем" (2Тим 4:3-5).

Те, кто претендуют на исполнение заповедей, обычно знают, что это такое. Ответ дал Христос: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк 18:8). Кстати, эти слова являются введением в притчу о молитвах фарисея и мытаря. Кто говорит, что он без греха - пусть первый бросит камень. Однако, разве мы спасаемся исполнением закона? Для чего нужен закон? Да, возникают проблемы и с пятой заповедью, и с шестой: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака', подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной" (Мф 5:21,22). Но неужели теперь нам нужно удалить заповедь, чтобы не было проблемы? О, это был бы гениальный выход: отмени закон - и греха нет, грешников нет, все святы, никаких проблем! За что же умер Христос?

Нет, Сестра, не правильно Вы понимаете роль закона. Не внимательно Вы читаете слова апостола Павла. Почему Павел называет закон детоводителем ко Христу? Потому что глядя на заповедь, я вижу, что я грешен. А если я грешен, то мне надо идти ТОЛЬКО ко Христу, который очищает меня! Вот, где начинает действовать благодать. А отмена закона - это не благодать, а революция во вселенной. Именно этого и хотел сатана, чтобы не было никаких ограничений, чтобы никто не мог осудить меня за неуважение родителей, за обиду на ближнего или даже за убийство...

Павел писал:

"Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим 7:7-12).

В этих словах есть достаточная доля философии, которая запутывает не знакомого со учением Библии человека. Однако, сущность видна каждому, кто вдумчиво читает: "Если бы не было закона, то не было бы и греха. Пока я не знал закона, я не был грешником, но как только закон стал мне известен, то грех, который я совершил, стал виден, а потому я стал повинным смерти. Но тем не менее, закон свят, заповедь свята, праведна и добра." Разве это не понятно? Разве Павел отрицает закон? Он признает его святость. Он признает его полезность и важность. А что делать с грешником, который по закону заслужил смерть? Это уже другой вопрос, и апостол достаточно говорит и о нем, вспоминая о благодати Господа.

С обрядовыми заповедями действительно сложнее, если не понимать смысла обрядового закона, что он был "тенью будущего" и полностью указывал на служение Христа.

Кроме того, разве благодать это мешает Закону? Разве я пытаюсь спастись своими заслугами? Разве я не прихожу ко Христу за спасением, прощением, оправданием?

Но здесь есть другая сторона: Если тот же Христос, который прощает меня, говорит мне: "Иди, и впредь не греши", то значит ли это, что я могу быть под благодатью и больше не исполнять закон? Или я все же имею обязанность перед Христом "НЕ ГРЕШИТЬ"?

Я здесь не говорю о том, КАК не грешить. Я только говорю о том, что христианин имеет обязанность НЕ ГРЕШИТЬ. А это значит - не нарушать Закона. А какого Закона, если мы под благодатью? ...

Как я уже говорил раньше, это довольно обширная тема. Я готовлю по ней ряд статей, которые будут не ответами на отдельно представленные стихи, вырванные из контекста, а на всю тему о законе в виде последовательного комментария на соответствующие главы Послания к римлянам и Послания к галатам, равно как и на прочие тексты из Нового Завета.

--------------------------


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете каждый день сутра получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления втечение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное