Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.728 Исторический критицизм и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 189 от 2004-05-17 для 3357 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией


===================
Содержание выпуска:
===================

3.728 Исторический критицизм и Библия
3.729 "Золотая середина" между законом и благодатью
3.730 Вопрос о понимании Троицы в познании Бога


===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.728 Михаил Носов (michaelnosov@???.com) пишет: «В СНГ богословия как отрасли знания, по сути, не существует. Все новое в богословии воспринимается РПЦ как попытки американских империалистов духовно разложить русский народ, подорвать его духовность. Богословие в понимании РПЦ - это изучение истории православия, изучение
жития и деяний святых старцев и литургия. Значение А. Меня в том, что он не побоялся донести труды западных богословов до христиан в СССР. Он донес то, что на Западе было давно известно, но в СССР было воспринято как революционное откровение. За что и был причислен к диссидентам руководством РПЦ.
Что касается протестантского богословия в СНГ, то оно знает и понимает, о чем идет речь, но не хочет. Оно направлено исключительно на подготовку служителей для церквей и сообщает будущим служителям самый необходимый минимум знаний. Все сверх того считается либеральной ересью типа исторического критицизма или критики формы…»

# Что же такое исторический критицизм?

Это попытка оценить достоверность Библии на основании известного нам из внебиблейских источников. При этом, сама Библия даже не воспринимается как один из древних документов. И если в Библии что-то не увязывается с тем, что люди предположили (они это называют научным фактом) на основании дошедших до них исторических и археологических документов, то автоматически считается, что Библия в тех вопросах не права. Точно такой же подход предпринимается и с позиции лингвистики: если современные знания о языке библейского времени, полученные на основании внебиблейских источников, в чем-либо расходятся с тем, что мы видим в Библейском тексте, то автоматически считается, что внебиблейские источники более надежны, чем текст Библии. Но это является совершенным абсурдом хотя бы потому, что Библия - такой же равноправный исторический документ, как и рукописи иных древних авторов. И даже если в угоду человеческой "науке" убрать божественный фактор из Библии, то и в этом случае такое отношение к Библии несправедливо. А тем более, когда человек, так относящийся к Библии, называет себя верующим. Я таких людей просто не могу считать за верующих. Правда, я никогда не пытаюсь судить конкретного человека, потому что только Господь знает истинные намерения сердца.

Исторический критицизм имеет отношение к тексту Библии постольку, поскольку он влияет на отбор и оценку рукописей для очередного перевода. Известно, что Westcott и Hort, опубликовавшие свой "Новый Завет на оригинальном греческом языке", разработали такую схему критического отбора рукописей, при которой Западная школа, имевшая по некоторым данным до 80% рукописей, оказалась в соотношении 1:2 к Александрийской школе. Это привело к тому, что наиболее авторитетные для того же Эразма рукописи оказались полностью дискредитированными для современных богословов.

К сожалению, общая тенденцию ученых мира сего такова: "Библия - не надежный источник информации, и ее нужно проверять по всем остальным историческим сведениям". Но, неужели тот же Иосиф Флавий не мог ошибаться или указывать неверные даты?

Нам в Священном Писании сказано, что Лука "по тщательном исследовании всего сначала" писал "о совершенно известных между нами событиях" (Лк 1:3,1). При этом мы знаем, что все Писание богодухновенно, и что его никогда не изрекали по воле человеков, но будучи движимыми Духом Святым (2Тим 3:16; 2Пет 1:21). Каким верующим может быть тот богослов, которые начинает поправлять Луку и стоящего за ним Святого Духа, ориентируясь на какого-то Иосифа Флавия, которому было нипочем изменить своей стране или переиначить библейскую историю (сравните повествование о библейской истории Иосифа Флавия с историей, которую он изучал из Священного Писания !).

Давайте же будем бодрствовать, чтобы не впасть в искушение.
Василий Юнак

--------------------------

3.729 Евгений (eugene@???.net) пишет: «Доброе утро, брат Василий! Очень благодарен Вам за столь подробное объяснение и комментарий, я абсолютно согласен с Вами по поводу того, что видение имело цель донести до иудеев понимание что и язычники могут креститься, когда верой очищены сердца их. Но я говорил не об этом - я говорил, что в Новом Завете проблема закона поднималась не раз, и апостолы в своих посланиях, например в Деян, не налагали на верующих бремя закона (Деян.15:19-21,23-29)
Я не обсуждаю значение разных отрывков, я лишь взываю к Вам о том, что не надо брать одну сторону и на ней основывая свою теорию, доказывать что это истина. У нас есть учение Христово, Его кровь, милость и прощение, и новая заповедь - Христос Сам сказал - Я есть Истина.
Пусть Господь благословит Вас!
Евгений»

# Приветствую Вас, Брат Евгений!

Вопрос закона и благодати - поистине огромнейший вопрос. И не потому, что он сложен, а потому, что он стал сущностью протестантизма. Исторически в разрешении вопроса о законе и благодати сработал закон маятника: Если что-то слишком наклонилось влево, то чтобы выровнять его, нужно наклонить его вправо гораздо дальше, чем его нормальное положение должно быть. Тогда сила противления оттолкнет его от правой крайности немного влево, но уже не так далеко. Затем начнется угасающее раскачивание, и наконец наш маятник остановится в своем нормальном положении в середине. Так, своими словами я передал закон маятника. А теперь опишу, как он действует в данном случае с доктриной о законе и благодати.

Давайте вспомним Мартина Лютера, ползущего на коленях по знаменитой лестнице в Риме. Он отправился в Рим, чтобы своим ползанием искупить свои грехи, отработать их, своими силами искупить свои грехи самостоятельно. И тут он услышал слова: "Праведный верою жив будет". Осознав сущность этих Божьих слов, он вскочил на ноги, и уже не пытался своими силами искупить свои грехи. Маятник резко качнулся вправо... До сих пор церковь говорила, что беспрекословное исполнение многочисленных предписаний, нет, не Божьих, а церковных, человеческих, могут загладить грехи. До сих пор церковь продавала индульгенции - отпускала грехи за деньги, за огромные суммы обещала выкупить грешника из ада и направить в рай. Естественно, ничего подобного в Библии нет и никогда быть не могло. Все это - никак не Моисеевы законы. Лютер протестовал против этого. Маятник нужно было отвести вправо намного дальше середины - Только благодать и никаких попыток что-либо исполнить самостоятельно!

Но когда немного спустя появляется другой учитель - Кальвин, со своим учением "однажды спасен - навсегда спасен", Богу пришлось этот маятник человеческого отношения к проблеме закона и благодати качнуть в другую сторону - влево, рискуя тем, что опять появятся законники.

Я не стану сейчас приводить всю историю раскачивания маятника в христианском учении о законе и благодати, а просто попытаюсь показать, где проходит эта "золотая середина" между законом и благодатью. В принципе, на нашем сайте уже достаточно это представлено, и буквально каждый из приведенных текстов уже рассмотрен. Но я попробую сделать это еще раз, подходя к данному вопросу с другой стороны.

Крайности - это одно из последствий греха. Крайности - это грех. Говорят, что от любви до ненависти - один шаг, а противоположность любви - это безразличие. В нашем смысле это будет звучать: от законничества до либерализма - один шаг, а противоположность законничеству - пребывание во Христе. Христос был законником? Нет! Христос был либералом? Нет! Смотря на Христа, мы видим, как Он осуждал одну и другую сторону. Он говорил приходящим к нему: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф 23:23). Давайте разберем этот текст внимательно. Это - не единственный текст на эту тему, но он довольно яркий.

О чем говорит в этом тексте Христос? Естественно, о законе. Десятина - это часть того самого закона Моисея, о котором так много спорят, что свое противление закону Моисееву переносят и на Закон Божий. Надеюсь, Вы помните, что один Закон был записан рукою Бога, а другой написан рукою человека по повелению Бога (Исх 31:18 и Исх 24:4); один произнесен лично Богом, а другой пересказан человеком по поручению Бога (Исх 20:1 и Исх 24:3). Полагаю, что Вы можете видеть также и разницу между одним и другим, особенно после слов апостола Павла: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал 3:19). Итак, Христос говорит об одном из постановлений закона Моисея, конкретно - о десятине. Отменяет ли Он требование этого закона? Увы, Он говорит: "сие надлежало делать"! Откачивая маятник вправо, Христос совершенно не желает навести кого-либо на мысль, что теперь можно отказаться от всего. "Сие надлежало делать" - вот учение Христа о Законе Моисея. Но Христос напоминает о благодати - о милости и вере. Практически, здесь Христос приводит ту самую формулу: "Праведный верою жив будет" - "суд, милость и вера", что можно представить как "оправдание, благодать и вера". Однако обратите внимание на связующие слова: "важнейшее В ЗАКОНЕ".

Говоря о фарисейском извращении закона, Господь возвеличивает и прославляет Закон. Именно для этого Он и пришел: "Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон" (Ис 42:21). Ради праведности Своей Господь возвеличивает Закон. А некоторые христиане сегодня ради праведности пытаются потоптать и отменить Закон. Нет, Господь не отменяет Своих законов. Он оставляет человека в рамках закона. Только Он пытается исправить эти рамки закона, которые местами были настолько сужены многочисленными человеческими преданиями, что представляли уже из себя "бремена тяжелые и неудобоносимые" (Мф 23:4). Нет, христос не убирает рамки закона, а только отодвигает их на ПРЕЖНЕЕ положение. Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим [в смысле "ничтожным", "нулевым", "отсутствующим"] наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5:17-19). Вот оно, истинное учение Иисуса Христа о Законе. Ничего АБСОЛЮТНО из каких бы то ни было законов, записанных в ПИСАНИЯХ (а не в преданиях человеческих), Христос НЕ ОТМЕНЯЛ, но большую часть законов, которые были "тенью будущего" (Гал 3:23; Кол 2:17), Он ИСПОЛНИЛ Своею смертью, привел их к завершению. Не весь Закон, а только те его части, которые указывали на Христа, которые предписывали определенные формы и обряды в жизни человека, постоянно напоминавшие ему о грядущем Искупителе.

Конечно, легко одним росчерком пера отменить ВЕСЬ закон, не пытаясь вникнуть в учение и Писание, и сказать: ну, а теперь, уже никаких требований, только верь и всё. Увы, это не есть истинное учение Священного Писания. Да, апостол Павел пишет о законе и благодати несколько неудобовразумительно. Он был философом, а философы и ученые имеют обыкновение говорить мудрено, не совсем понятно для простого человека, хотя при этом они достигают значительных глубин истины. Если изучить внимательно послания апостола Павла, то можно понять истину достаточно полно, однако при этом апостол Петр нас предостерегает: "возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет 3:15-18). Вы обратили внимание? Петр пишет нам, христианам, и напоминает, что мы уже предупреждены о возможном извращении истины, заключенной в посланиях Павла. Петр призывает нас к внимательному исследованию, а не к крайностям, будучи увлеченными отдельными, вырванными из контекста, высказываниями Павла. А противники закона поступают именно так. Потому что сам Павел НИКОГДА не отрицал и не перечеркивал закон, а вот цитирующие его делают это почти повсеместно.

Итак, на данный момент мы имеем два важных предостережения. Во-первых, это слова Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он говорит о неизменности закона и показывает, что благодать - это важная СОСТАВНАЯ часть закона. Во-вторых, у нас есть предостережение апостола Петра в том, что многие слишком поверхностно и выборочно подходят к глубоким изречениям Павла, а потому впадают заблуждение и погибель, извращая Писание. При этом, апостол Петр обращает внимание читателя на возрастание в благодати И познание Иисуса Христа. Очень многие основывают свое учение о законе (а точнее, о беззаконии), исключительно на словах Павла, забывая познавать учение Христа. Разрешите мне здесь, истолковать слова апостола Петра буквально: "чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников" означает призыв быть внимательными, чтобы не последовать учению тех, кто желает быть "без закона", а потому они и беззаконники. Апостол Петр уже тогда видел проблему закона и благодати, которую некоторые выводили из посланий Павла.


----------------------------


3.730 Александр (laikinasis@???.com) пишет: «В своих выпусках Вы говорите, что учение о Троице существует в Библии, хотя само слово не библейское и что понять учение о Троице невозможно. Мой вопрос вот в чём: в Библии требуется познать Бога, как я могу познать то, что невозможно понять? Вот в исламе всё ясно, там один бог, да и в иудаизме, от которого берёт своё начало христианство, тоже один. И их учения просты и ясны обычному человеку, впрочем как и учения христиан, за исключением Троицы. Очень хочется узнать у кого-нибудь - КТО ТАКОЙ БОГ? Я не думаю что это желание - грех. Если можете ответьте мне на мой вопрос.»

# Мир Вам, Александр!
Позвольте сразу ответить на ваш вопрос, кто такой Бог.

«Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.» (Пс.83:12)
«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.»(Иер.10:10)
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»(Иоан.4:24)
«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.»(1Иоан.1:5)
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.»(1Иоан.4:16)

Детально рассматривать сейчас вопрос о Троице мы не будем. На нашем сайте есть целый раздел материалов, посвященных этой теме http://biblestudy.ru/qna/kat6.shtml
Хочу только отметить то, что в вопросе о Троице нам неясна лишь природа Божества. Библия же достаточно подробно рассказывает нам о каждой из личностей Троицы. Поэтому тройственная природа Божества не должна мешать познанию Бога, ведь Он един: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»(Втор.6:4) Един – не означает «один», но предусматривает единство характера Бога. То есть, Отец, Сын и Дух Святой едины в своей любви к человеку, поэтому Иисус ответил своему ученику на его просьбу показать Отца: «… столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Иоан.14:9) Об этом же говорит и Павел: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.»(Иоан.1:18)
Познание Бога действительно необходимо:
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,» (2Пет.1:3)
Но это познание осуществляется через Иисуса Христа, явившего нам всю полноту Божией любви:
«Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса,
потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.» (2Кор.4:5,6)
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.» (Ис.53:11)

При этом, некоторый иррационализм в познании Бога вполне приемлем. Более того, он необходим. Ведь все мы знаем, чем закончилась в Эдеме попытка человека получить абсолютное знание. Иррационализм является важной особенностью библейского повествования. Для нас это несколько непривычно, так как мы обладаем не ветхозаветным семитским, иррациональным, психологическим, а греческим, логическим образом мышления. Позвольте немного затронуть этот вопрос, так как он может быть полезен в понимании некоторых характерных вопросов библейского повествования.

Различия между античной греческой и ветхозаветной системами мышления довольно велики. Познание мира греческий философ осуществлял путем созерцания жизни извне, понятийно-логического ей осмысления (вспомните из институтского курса философии, как любили греческие философы рассуждать на тему придуманных ими же категорий!). Библейский же мудрец не стоит НАД жизнью, а активно участвует в ней, находясь в самом центре действительности. Философ сам приходит к пониманию истины ( точнее говоря, он только думает, что приходит…), а ветхозаветному пророку истина открывается свыше. Причем, откровения Божии представляются в особых, понятийно невыразимых истинах – таких, например, как «свет» и «слава». Тот, кто видел славу Всевышнего, получал знание и о Его природе, которое, правда, он вряд ли смог бы как-то выразить.

Категориальный аппарат античных греков (традицию которых восприняла современность) и людей Ветхого Завета также различен. Греки мыслили пространственными категориями, библейские народы – временными. Что это значит? Грек существовал в конкретной точке космоса, человек Библии – в конкретной точке потока событий. Космос греков неизменен, поток же событий – динамичен. Поэтому грек живет настоящим, прошлое для него быстро становится мифом. Многие ли из нас помнят, как звали его прапрадедушку? Библейские же люди бережно хранили свою родословную.
Поэтому с понимание вечности Бога у людей Ветхого Завета не было проблем.

Разное у греков и людей Библии понятие об эстетике (понимание прекрасного). Греческая эстетика предусматривает пластичность. Для грека главное - видеть, поэтому в античности такое развитие получила скульптура и архитектура. У людей Ветхого Завета получили развитие музыка и поэзия, для них важнее слышать, чем видеть. Евреи прославляли Бога пением и музыкой, греки возводили своим богам храмы и ставили статуи.

Для ближневосточных народов важна была функциональность, прекрасной считалась вещь тогда, когда она соответствовала своему назначению. Если греки разделяли понятия «форма» и «содержание», то в Ветхом Завете вообще не было такого понятия, как «форма», в которой должно было иметься какое-то содержание. Древний еврей воспринимал все целостно, будь то человек или предмет.

Поэтому в Библии вы не найдете описания внешнего вида персонажей, детального описания скинии, а тем более – портрета Бога. Скиния, например, описывается не по принципу «Как это выглядит?», а «Как это сделано и для чего предназначено?» И когда дается описание строительства Храма, постоянно употребляется зачин «И сделал…»

Но как эти особенности мышления влияют на познание Бога, а тем более, на вопрос о Троице? Ветхозаветное мышление имело главную характерную черту – динамику изображения. Оно строилось само в сознании человека, поэтому главное в ветхозаветных текстах – ВПЕЧАТЛЕНИЕ, а не детальное описание. А значит, познавая Бога, вы будете основываться на впечатлениях от прочитанного, а не на неком визуальном представлении. Эта мысль и является ключевой в познании Бога, постигнуть Которого до конца ни у кого их нас не получится. Во всяком случае, сейчас, а не в вечности:

«Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.»(Еккл.3:11)

Ранняя церковь не знала, как выглядел Иисус, и изображала его в виде молодого римского юноши – доброго пастыря с овечкой на руках. Но отсутствие правильного знания о внешности Иисуса не мешало первым христианам искренне и горячо любить Спасителя. Это справедливо и по отношению Отцу и Духу.

---------------------------------


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу alexey@biblestudy.ru или vasily@biblestudy.ru
Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете каждый день сутра получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления втечение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное