Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 19 июня


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

13-19 июня 2013 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНЫ

Первый кол СПД образован в Армении

Здание мормонской церкви в Ереване

В прошлое воскресенье церковь СПД образовала свой первый кол в маленькой христианской стране Армении. Расположенная в горах Кавказа и окруженная Азербайджаном, Ираном, Турцией и Грузинской республикой, Армения — старейшая христианская страна в мире, большинство населения которой принадлежит к Армянской апостольской церкви. Церковь СПД начала миссионерскую работу в Армении в начале 1990-х годов, и первый округ был образован в 1994 году. В 1999 году церковь СПД образовала Армянскую Ереванскую миссию на базе Российской Ростовской миссии. В конце 1990-х и в 2000-х количество членов церкви постоянно росло, и в Ереване и других городах были созданы дополнительные миссионерские приходы. В 2008 году в Ереване был создан второй округ с расчетом на то, чтобы в обозримом будущем образовать в Ереване два кола. В 2011 году два округа были объединены в один, а четыре миссионерских прихода были закрыты в рамках подготовки к созданию более крупных полноценных приходов. В последнее десятилетие церковь СПД столкнулась с проблемой неактивности членов, вызванной поспешными крещениями, которые совершались в 2000-х годах, и эмиграцией активных членов.

Информация о том, какие миссионерские приходы стали приходами нового кола, пока недоступна, и я опубликую ее, когда она поступит. По состоянию на конец 2012 года Армения была 13-й по количеству членов страной без кола — 3024 члена, 11 миссионерских приходов, один округ. Новый Ереванский Армянский кол будет одним из самых изолированных в мире, поскольку ближайшие к Еревану колья расположены в Киеве (примерно в 1000 миль) и в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты (более чем в 1200 миль). В силу визовых ограничений в Армянской Ереванской Миссии, которая действует в Армении и Грузинской республике, будут служить всего 57 миссионеров.

LDS Church Growth , 17.06.2013

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Способности ОТ: Джон Атак об обещании Саентологии сделать вас сверхчеловеком

Джон Атак — автор книги «Кусочек голубого неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Теперь он выпустил в свет новое издание этой книги и по субботам помогает нам разбираться в легендах, мифах и спорных фактах относительно Саентологии, которые вновь и вновь упоминаются в книгах, статьях и в особенности в Интернете.

Джон Мак-Мастер

Когда в 1950 году Л. Рон Хаббард представил «Дианетику», а потом, в 1952 году, реорганизовал свое движение как Саентологию, целью его терапии был «клир» — состояние, в котором человек обладает более высоким IQ, помнит все свое прошлое и иммунитет к болезням. Но только в 1966 году он объявил о появлении первого настоящего клира — человека по имени Джон Мак-Мастер.

К тому времени Хаббард уже говорил о еще более высоких состояния бытия, дающих еще более сверхчеловеческие возможности. Он называл эти высшие состояния уровнями «Оперативного Тетана». Сегодня наивысший уровень, которого может достичь саетолог — ОТ VIII. Достижение этого уровня требует нескольких лет дорогого одитинга и затрат в районе 300 тыс. долларов. Беседуя с посторонними, саентологи обычно отрицают, что уровни ОТ дают людям особые способности, и некоторые независимые саентологи говорят нам, что эти уровни связаны всего лишь с «обретением уверенности» и «познанием себя».

Джон, говорят ли по-прежнему саентологи между собой об уровнях ОТ как раскрытии сверхъестественных способностей?

ДЖОН: Верующие убеждены, что другие саентологи обладают магическими способностями, и в них поддерживают уверенность, что в число этих способностей входит чтение чужих мыслей. Поскольку саентологи верят, что память нематериальна, но хранится в виде «картинок», напоминающих кино, считается, что один «тетан» способен прочесть «ментальные образы» другого тэтана. Относительно последнего уровня ОТ, OT VIII, Хаббард поддерживал еще более необычные убеждения — что его обладатель может управлять «физической материей, энергией, пространством и временем». Саентологам, которых провозгласили Оперирующими Тэтанами, внушается благоговение, хотя демонстрация «способностей ОТ» обычно ограничивается убеждением, что напряжением воли можно переключать сигналы светофора, двигать облака и отгонять пыльных дьяволов. Взамен я предлагаю всем саентологам переместить кусочек фольги по столешнице с помощью одной только силы воли. За тридцать лет еще ни один саентолог не принял этот вызов. Джеймс Рэнди стал бы на миллион долларов беднее, если бы кому-то это удалось.

К тем, кто достиг уровней ОТ, и я говорю это по собственному опыту, приходит осознание, что, если у тебя нет никаких сверхъестественных способностей, выявляемых с помощью любого эмпирического теста, что-то не так с тем, как ты лично применяешь технологию, которая работала всегда — даже когда менялась каждые несколько месяцев и подчас весьма радикально. Хаббард велел всем нам, достигшим уровня клира, вести себя так, чтобы отсутствие у нас отклонений было очевидно, для поддержания доброго имени состояния клира. Во внутренней Морской организации это сводится к высвобождению ужасной злобы в виде постоянного состояния паники, и эта злоба бродит по организации до тех пор, пока люди не выходят наружу и не наклеивают на лица улыбки. Командный офицер Манчестерской организации как-то сказал своим подчиненным, что они недостаточно улыбаются, и велел это исправить.

Однако ожидание, что другие обладают таковыми замечательными способностями, остается, и его подогревают те, кто достиг более высокого уровня. Когда я был на уровне OT V в Сент-Хилле, одна женщина выразила свою благодарность «Рону» за то, что он придумал нечто, что вытащило ее из смятения, в которое она погрузилась 15-ю годами ранее после OT III. Такие результаты нередки. И то, что ее OT III проходил под наблюдением самого Хаббарда, когда она была на первом курсе Класса VIII, не делает эту пилюлю слаще. Кто здесь первый настоящий ОТ, поднимите руку! Или же вправе считать, что саентологи лишь внушают себе и другим, что у них есть способности ОТ?

ОРТЕГА: Как мы помним, в начале своей книги Вы описываете, каким путем пришли к ОТ V. Можете ли Вы что-нибудь добавить к описанию того, как это выглядело изнутри? Было ли это постоянным разочарованием оттого, что у Вас не появляются сверхчеловеческие способности?

ДЖОН: Я провел в Саентологии уже семь лет, когда впервые переступил порог комнаты продвинутого курса в Сент-Хилл. Три года у меня ушло на то, чтобы отремонтировать дом, который мы купили на паях с другом. Мы оба вкладывали каждый пенни, который зарабатывали, в уровни ОТ. В сравнении с нынешними ценами те несколько тысяч, что мы потратили, выглядят скромно, но это были все мои сбережения.

Нужно себе представить, как мы были накручены. Я летал на каждый курс и уровень одитинга. Моя игла почти всегда плавала. Оглядываясь назад, не могу поверить, как мне в действительности повезло, что я получил так мало одитинга и потратил так мало денег.

OT I меня разочаровал. Меня послали в Ист-Гринстед наблюдать за людьми и притворяться ОТ. Я не видел никакой пользы от этого, но супервайзер кейса посчитал, что у меня просто оверран, что слишком долго оставался в процессе, и уговорил меня пойти на ОТ II. Здесь мне пришлось посмотреть нудный фильм Хаббарда о Курсе Клиринга, в котором он объяснял, как он был болен, когда искал ключи к «Банку Шаблона 6» (ранее известному под названием «реактивного ума», но переименованному после ныне упраздненной Ступени IV). Мне это напомнило его лекцию из Дневника Рона за 1967 год, написанную пару лет спустя, в которой бронхит снова его едва не доконал. То, что он предпочел гонять «импланты» и «тетанов тела» отказу от привычки выкуривать по 120 сигарет в день, — еще один пример его фантастической способности искать причину проблем не там, где нужно (что, как он сам нас уверял, является типичным поведением подавляющей личности).

OT II был просто продолжением старого Курса Клиринга (еще один существенный раздел «дороги к свободе», незаметно вышедший из употребления). После многих месяцев «копания канавы» (как это называл Хаббард) в рамках Курса Клиринга, несчастные жертвы проходили через то же самое еще раз. Мне дали список «дихотомий», и предполагалось, что я заново переживу импланты, состоящие из двух взаимоисключающих утверждений (например, «быть или не быть») наряду с воспоминанием об электрическом ударе. Я так и не понял, как я мог быть «природным клиром», но при этом носить в себе эту временную частицу импланта Клиринга, но со временем ты привыкаешь закрывать глаза на подобные загадки в надежде, что когда-нибудь все действительно станет понятно.

Я вновь не ощутил никакой пользы, но к этому времени приехал один мой друг из Бирмингемской организации, чтобы начать свой OT I , и от него исходил почти осязаемый восторг по поводу этих откровений, который я не мог разделить. Мне приходилось ему подыгрывать, намекая на чудеса, таящиеся в OT II. Это был фарс. Я откровенно рассказал обо всем супервайзеру кейса, который порекомендовал мне перейти к OT III — самой сути уровней OT.

В безвкусно обставленной комнате Продвинутого Курса я открыл потертую розовую папку и прочел потускневшие рукописные инструкции Хаббарда. В определенный момент вошел кто-то из сотрудников и спросил: «Это в точности как паразиты сознания Колина Уилсона, не правда ли?» Никогда я не ощущал ничего более похожего на феномен ОТ — я действительно думал о романе Уилсона, в котором говорилось об инопланетянах, питающихся энергией человеческих мыслей. Я был разочарован, мне было трудно это принять, но речь шла о Хаббарде, и я был абсолютно убежден, что он меня не подведет. Как я был наивен. Хаббард всю жизнь только и делал, что так или иначе подводил людей. Но мне еще только предстояло это узнать.

OT III в свое время рекламировали как способ обрести «свободу от поражения». После этого уровня ничто и никогда тебя не достанет. Это была та эмоциональная невозмутимость, которой я жаждал. Более того, Хаббард обещал, что она ведет к высокому уровню «аффинити» по отношению к другим (этого не скажешь по Дэвиду Мискевиджу, который уже три десятилетия как завис на уровне ОТ III. Вот и говори после этого об «улучшении кейса»).

Я провел три дня, гоняясь за тэтанами тела, отделяя их от кластеров и воображая Инциденты Один и Два до посинения. Я не мог понять, почему Хаббард нарушил нерушимый Кодекс Одитора, который требует «не оценивать» преклира. Почему нам просто не назвали дату и не велели найти инцидент? Как и все остальные ОТ III, я никогда не искал слово «херувим», так что у всех нас имело место недопонимание (я не думаю, что ОТ III не работает именно поэтому, но «херувим» — это не маленький симпатичный пухлый малыш, а большой и страшный ангел). Мой друг из Бирмингема лучился радостным предвкушением, и, помня требование Хаббарда никогда не признаваться в неудачах после объявления статуса клира, я скалил зубы в ответ и продолжал притворяться.

Через три для я больше не мог найти тэтанов тела. Экзаменатор подтвердил это, и меня объявили ОТ III. Пару дней спустя я нашел бывшего старшего кейс-супервайзера по Великобритании и признался, что не вижу никакой пользы от этого уровня. Я думал, что меня отправят на этическое слушание, и был очень удивлен, услышав: «Многие так считают. Тебе нужен ОТ IV».

Я взял в долг тысячу фунтов и прошел 12,5-часовой «интенсив» по ОТ — рандаун наркотиков — который должен был гарантированно освободить меня от вредоносных последствий наркотиков за «весь трак» (т. е. с начала времен). Я с разочарованием обнаружил, что все сводится к одним только тэтанам тела. Я сказал бывшему кейс-супервайзеру, что не ощутил никакой видимой пользы от этого уровня, и мне опять было сказано: «Многие так считают. Тебе нужен ОТ V».

Я опять занял более двух тысяч фунтов и купил два «интенсива» по Новому ОТ V. Мой первый одитор по ОТ V не смог открыть в своей комнате окно (привет его способностям ОТ), и в комнате дурно пахло. После первого «интенсива» по 200 фунтов за час я пожаловался, и ко мне приставили главного одитора Великобритании Ричарда Рейсса, который в тот момент был старшим кейс-супервизором по Великобритании (сменив на посту того человека, который уговаривал меня пойти на следующие уровни, — так что за мой успех отвечали два главных британских специалиста по «технологии»). В то время у Рейсса был лишь еще один клиент. Он занимался одитингом с Ваном Моррисоном, который вскоре покинул организацию. Рейсс впоследствии стал старшим кейс-супервайзером Флага и был тем саентологом, который убедил Билла Клинтона, что саентология безвредна, поскольку они с президентом были приятелями в Оксфорде.

Мое плечо болело, потому что я заснул в неудобном положении, но Рейсс настаивал, что боль вызвана моими тэтанами тела, и я наблюдал за тем, как мои деньги утекали в попытке исцелить временную боль в мышцах.

Бывший старший кейс-супервайзер привел ростовщика Ли Лоуренса с чеком на 7000 фунтов и на протяжении 13 часов безостановочно пытался уговорить меня взять эти деньги в долг (под 30 с лишним процентов). Впоследствии я встречал многих, кто поддался на эти уговоры. После невнятных результатов предыдущих уровней ОТ и с учетом того, что я и так задолжал более 3000 фунтов, я твердо стоял на своем, и они ушли, забрав с собой чек.

Я не возвращался к своему «процессингу» ОТ V больше года, а потом отправился в новый Центр продвинутых способностей в Ист-Гринстеде. И мой одитор, и мой кейс-супервайзер прошли подготовку во Флаге. В первый же день я сказал одитору, что все тэтаны тела, которых я «изгнал», не были полноценными личностями, а, скорее, «сущностями» (Хаббард понимал это с первых дней Саентологии). На следующий день я сказал, что они напоминают «ментальные механизмы» или закрепленные «единицы внимания». На третий день я сказал, что я вообще все время притворялся. Одитор, молочно-белая от моих еретических заявлений, прошлась по списку ОТ V и объявила, что никаких сигналов нет, то есть я отныне ОТ V (или, возможно, это был Уровень Продвинутых Возможностей V). Я предположил, что я ПИН, и что «улучшения кейса» не происходит по причине какой-то связи с Подавляющей Личностью. Я был единственным давним членом организации, не прошедшим рандаун ПИН. Одитор спросила, для кого я был ПИНом, и я без колебаний ответил: «Для Л. Рона Хаббарда». При этих словах она заметно побледнела и только что не умоляла меня расширить список возможных подозреваемых. Я сказал, что это ничего не изменит, но все равно подчинился. Она проверила весь список с помощью Е-метра, но, подавив приступ паники, была вынуждена признать, что я действительно «ПИН для Л. Рона Хаббарда». Только через несколько дней я осознал всю поэтическую красоту этой, моей последней сессии одитинга. Я девять лет провел под непомерным влиянием Л. Рона Хаббарда в контексте «реально то, с реальностью чего мы согласились», то есть Саентологии. За все это время я никогда не видел, чтобы кто-то демонстрировал способности ОТ. Но мы все притворялись и делали хорошую мину. Или оправдывали свою беспомощность тем, что наш «уровень необходимости» недостаточно высок. Как только появилась бы нужда, у нас, конечно же, проявились бы и эти способности. Но это было всего лишь самовнушение .

ОРТЕГА : Спасибо за экскурсию, Джон. А жаль, что ты не приобрел способность одним прыжком перелетать через небоскребы.

The Underground Bunker, 15.06.2013

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Пасторов “Посольства Божьего” подозревают в мошенничестве

Вчера во Львове задержали четырех представителей церкви "Посольство Божье", которых обвиняют в присвоении 3 млн грн прихожан.

Подозреваемые убеждали прихожан церкви взять кредит под залог недвижимости, после чего забирали деньги. Всего от деятельности пасторов "Посольства Божьего", по данным правоохранительных органов, пострадали 43 человека.

Четверо представителей церкви "Посольство Божье" во Львове попали под подозрение на основании заявлений от прихожан. Люди написали жалобы в прокуратуру и милицию о том, что отдали деньги пасторам, а теперь банки хотят забрать у них жилье. Представители церкви начали свою деятельность в 2007 году. "На богослужениях пасторы проводили бизнес-тренинги, обещая прихожанам богатство и спасение. К каждому человеку находили свой психологический подход",— рассказал "Ъ" старший прокурор отдела процессуального руководства прокуратуры Львовской области Тарас Иваненко. Он уточнил, что представители "Посольства Божьего" привлекали в церковь наркозависимых, малообеспеченных и безработных, имеющих в собственности жилье или землю.

По словам господина Иваненко, мошенники работали по одинаковой схеме: обработка сознания, а затем вызов на личную встречу с пастором, во время которой подписывались документы на кредит под залог недвижимого имущества прихожанина. Люди подписывали документы, часто даже не читая, поскольку безоговорочно верили представителям церкви. Таким образом пасторы присвоили 3 млн грн. Всего от действий подозреваемых пострадали 43 человека, но следствие допускает, что количество потерпевших возрастет, поскольку на богослужения приходили от 100 до 300 человек.

"Подозреваемых вызвали для дачи показаний 14 июня. Ввиду тяжести совершенных правонарушений 17 июня было принято решение взять их под стражу. В этот момент они находились у себя дома. Никто из них не оказывал сопротивления",— подчеркнул Тарас Иваненко. Прокуратура Львовской области подозревает задержанных в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 4. ст. 190 Уголовного кодекса ("мошенничество, завладение имуществом в особо крупных размерах"; от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества). Сейчас они находятся в СИЗО.

Как известно, проблемы с законом есть и у главы церкви "Посольство Божье", гражданина Нигерии Сандея Аделаджи. В Генпрокуратуре считают его причастным к деятельности группы компаний King`s Capital, которая, по данным следствия, принимала у прихожан "Посольства Божьего" вклады под высокие проценты, а потом перестала выполнять свои обязательства. Среди обвиняемых, помимо господина Аделаджи, еще пять должностных лиц компании. Им инкриминируется совершение преступлений по ч. 1 ст. 255 УК ("создание, руководство и участие в преступной организации"), ч. 4 ст. 190 УК ("мошенничество"), а также ч. 2 и 3 ст. 358 УК ("подделка и использование заведомо поддельного документа"). Слушание дела Сандея Аделаджи в суде началось в 2011 году (см. "Ъ" от 14 сентября 2011 года).

Вчера в пресс-службе церкви "Посольство Божье" осторожно комментировали информацию о событиях во Львове. "Мы знаем, что милиция задержала двоих членов нашей церкви, но мы даже не знаем их имен и не имеем ни малейшего представления, почему это произошло. О задержании еще двоих человек я впервые слышу от вас. Все это похоже на очередную атаку на нашу церковь под надуманным предлогом",— заявили "Ъ" в пресс-службе "Посольства Божьего".

НХМ, 19.06.2013

к оглавлению

Йонги Чо обвинили в уклонении от уплаты налогов

Известного пастора одной из крупнейших в мире харизматических церквей в Сеуле, Южная Корея, Йонги Чо (Cho Yong-gi) обвинили в нецелевом использовании церковных финансов и уклонении от уплаты налогов, передает крупнейшее южнокорейское новостное агентство «Yonhap», - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org.

Как утверждают прокуроры, пастор «Церкви Полного Евангелия Йойдо» Йонги Чо обвиняется в том, что он использовал 14 миллионов долларов, чтобы купить акции, которые принадлежат его старшему сыну Хи Йюню. Стоимость акций была в четыре раза дороже рыночной.

Пастора также обвиняют в уклонении от уплаты налогов на сумму 5,5 миллионов долларов.

Как сообщает Global Post, в декабре 2012 года прокуроры также выдвинули обвинение сыну Чо, который был руководителем газеты «Kookmin Ilbo». Следствие установило, что он был соучастником финансовых махинаций.

«Церковь Полного Евангелия Йойдо» (Ассамблеи Бога) по состоянию на 2007 год насчитывала 830 тысяч человек. Храм церкви в Сеуле является самым посещаемым в мире.

InVictory, 14.06.2013

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Адвентисты за 2 года откроют 40 школ в бывшем СССР

Сорок школ за два года планируют открыть адвентисты постсоветского пространства. Об этом Владимир Ткачук, руководитель отдела образования Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД) адвентистской церкви, заявил на педагогической конференции «Христианское образование: перспективы развития», которая прошла в санатории «Гармония» под Новомосковском Днепропетровской области 14-16 июня.

Такой шаг — часть педагогической стратегии Церкви адвентистов седьмого дня (АСД). В 145 странах мира есть 120 вузов, основанных адвентистами, в которых учится 150.000 студентов, а также 18000 средних и более 6000 начальных школ с 1,8 миллиона учеников. В этих заведениях 85.000 преподавателей и сотрудников. Ежегодно количество обучающихся в адвентистских учебных учреждениях увеличивается на 65.000 человек. В среднем половина учащихся — не адвентисты.

Евро-Азиатский дивизион охватывает двенадцать бывших советских республик и Афганистан. Здесь проживает 115 тысяч адвентистов и работает два конфессиональных вуза (в Российской Федерации и Украине) и восемнадцать школ, которые посещает более 2000 учащихся. По словам Ткачука, «церковь берет ориентир на долгосрочные программы». Перед каждой из сорока конференций (территориальных объединений) ЕАД поставили задачу в течение двух лет открыть христианскую школу. Таким учреждениям церковь предоставляет дотацию в 30% на зарплату учителей.

«Педагогическая конференция «Христианское образование: перспективы развития» призвана объединить педагогов-христиан и создать (в перспективе ежегодную) площадку обмена опытом», — рассказала ее организатор Инна Кампен, руководитель отдела образования Восточно-Днепровской конференции (территориальном объединении) АСД.

Мероприятие собрало 110 участников, из которых 22 выступали с докладами. 17-20 июля 2014 года в Украинском гуманитарном институте планируется конференция педагогов-адвентистов ЕАД.

Александр Вялов, основатель межконфессиональной школы в Харькове, отметил: «Адвентисты — единственная конфессия на постсоветском пространстве, создающая систему (христианского) образования». Как следовало из докладов, это комплекс непрерывного христианского образования и воспитания личности. Лариса Георгинова, проректор Украинского гуманитарного института, подчеркнула нужду в преемственности от дошкольного к высшему образованию с христианским компонентом.

Выступавшие акцентировали вклад всех участников образовательного процесса, основанного на библейских ценностях. Ключевой участник, роль которого часто недооценивается — родители-христиане. Мысль об их первоочередной ответственности за образование и воспитание своих детей стала лейтмотивом мероприятия.

Правовую сторону христианского образования раскрыл Юрий Решетников, заместитель председателя Общественного совета по вопросам сотрудничества с церквами и религиозными организациями при Минобразования и науки. Он побуждал родителей писать заявления о преподавании в их классе факультативного предмета «христианская этика», знакомиться с учебниками, по которым учатся их дети, и выбирать лучшие из доступных пособий. Вступать в родительский коллектив, чтобы быть в курсе событий и оказывать влияние.

Обучение экстерном дает родителям возможность догружать расписание ребенка дополнительными предметами, кружками, т. е. варьировать его обучение. Об этом сообщила Татьяна Литвинюк, директор днепропетровского учебного центра.

Сергей Головин, директор Евразийского апологетического общества, призвал национальных христианских авторов писать учебники, особенно по естественнонаучным предметам. Представил тестовую версию пособия «Физика Божьего творения. Механика», которую в 2012 году выпустил Андрей Горяинов (Симферополь) — инженер-эколог и специалист по физике твердого тела.

Головин рассказал как дети христиан могут свидетельствовать неверующему учителю. Авторитет учителя незыблем, поэтому нельзя спорить с педагогом публично, а обсуждать что-то следует лишь в частном общении. Избегать прямых споров с учителем, а, скажем, дать ему книгу ученого-креациониста. А нерадивому и недисциплинированному ученику даже не сто?ит признаваться в христианских убеждениях.

Докладчики предлагали педагогам-христианам работать с учениками, родителями и педагогическим коллективом школы, влияя на них профессионализмом и гармоничной жизнью. Проводить в государственных школах программы профилактики вредных привычек и вызываемых ими заболеваний. Поддерживать создаваемые христианские школы, отдавая туда своих детей и переходя на работу.

Местная община может закупать учебники по христианской этике для общеобразовательных школ. Комплект для одной школы стоит 7000 грн. Обращаться к депутатам с просьбой закупить эти книги для школ. Побуждать христиан получать педагогическое образование, ехать на краткосрочные миссии в качестве учителей. Открыть в церковном помещении каникулярную школу (дневной лагерь), группу продленного дня, библейский класс, воскресную школу, родительский комитет.

Ведущие мастер-классов делились опытом подобных служений. Это днепропетровский учебный центр, состоящий из группы дошкольного развития, каникулярной школы и музыкальной студии; центры английского языка в Харькове и Днепропетровске; группы продленного дня в Новомосковске и школа молодежного служения под Новомосковском. В июне 2013 года днепропетровский учебный центр получил юридическую регистрацию с правом вести восемь видов образовательной деятельности. Администрация центра работает над получением государственной лицензии.

InVIctory, 19.06.2013

к оглавлению

ПОРФИРИЙ ИВАНОВ

Луганский священник Алексий Слюсаренко защитил в России диссертацию о секте Порфирия Иванова

Порфирий Иванов

5 июня 2013 г. на очередном заседании Учёного Совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась защита диссертации священника Алексия Слюсаренко «Культ Порфирия Иванова: история, учение, последние тенденции развития» на соискание церковной учёной степени кандидата богословия, сообщает пресс-служба Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС).

В обсуждении научного исследования приняли участие профессор А. Л. Дворкин, как научный руководитель проекта, А. В. Кузьмин (Саратовская духовная семинария), протоиерей Лев Семёнов (ПСТГУ) в качестве оппонентов. Выступавшие отметили новизну исследования в части изучения биографии основателя культа, его учения, истории развития культа, современного положения секты. Основные положения диссертации отражены в многочисленных публикациях автора, в том числе в монографии «Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках», вышедшей в Нижнем Новгороде в 2009 г . В документальных фильмах «Царь моржей Порфирий Иванов» (реж. В. Татаринов, сцен. К. Дорошенко), снятым телеканалом «ВГТРК» в 2006 г . и «Холод. В поисках бессмертия» (реж. Г. Ананов, сцен. З. Кравченко), снятым Первым каналом в 2012 г .

Материалы диссертации достаточно успешно апробировались в ходе работы автора на кафедре религиоведения, а ныне на кафедре практической философии и теологии Восточноукраинского университета им. В.И. Даля в Луганске. По итогам дискуссии, Учёный Совет принял решение о присуждении искомой степени диссертанту. С 2009 года отец Алексий является представителем РАЦИРС в Луганской области. Именно в этом регионе зародился, в своё время, известный ныне псевдооздоровительный культ Порфирия Иванова. К слову сказать, отец Алексий стал первым священником УПЦ МП, защитившим кандидатскую диссертацию по богословию в ПСТГУ. Поздравляем нашего дорогого коллегу с успешной защитой диссертации и желаем новых успехов в миссионерской и научной работе.

Украина сектантская, 13.06.2013

к оглавлению

АТЕИЗМ

Прислушаемся к молодым атеистам: как укрепить христианство

Я был знаком со многими атеистами. Покойный Кристофер Хитченс был моим другом — мы спорили, вместе путешествовали и даже устраивали продолжительные изучения Библии. Я был модератором на дебатах с участием Ричарда Докинза и время от времени вступал с ним в спор. Я часами выслушивал аргументы (зачастую неприятные) Питера Сингера и многих ему подобных. Все эти люди — публичное лицо движения, именуемого «Новым Атеизмом», и когда христиане думают об атеизме (если вообще думают о нем), им вспоминаются именно такие люди, чей атеизм, как однажды с гордостью заявил Докинз, носит «воинствующий» характер. Однако Фил, студент университета и атеист, который зашел ко мне в офис, чтобы поделиться своей историей, — человек совсем другого склада.

Визит Фила был частью проекта, начатого в прошлом году. На протяжении своей карьеры я встречал многих студентов, похожих на него. У меня была возможность выступать перед студентами по всему миру — обычно с лекциями в защиту христианской веры. Такие события обычно привлекают множество атеистов. Мне это нравится. По-моему, разговаривать с теми, кто со мной не согласен, гораздо полезнее, чем с теми, чьи собрания слишком напоминают съезд политической партии, и общение с такими студентами обычно отличается вдумчивостью и взаимным уважением. В какой-то момент я задаю им искренний вопрос:

Что побудило вас стать атеистом?

Учитывая, что Новый Атеизм преподносит себя как безупречно научное движение, неудивительно, что отвечающие на мой вопрос обычно объясняют свой выбор чисто рациональными и объективными причинами: один ссылается на свои познания в науке; другая говорит, что на нее повлияло знакомство с догмами той или иной религии; третьи говорят, что религиозная вера нелогична и т. д. Если их послушать, выбор был сделан с нейтрально-философских позиций, лишенных эмоций.

Христианство, при серьезном к нему отношении, побуждает своих последователей вступать в диалог с миром, а не отворачиваться от него. Для этого есть много причин, начиная с заботы о бедных, сиротах и вдовах и заканчивая предложением надежды отчаявшимся. Это означает, что христиане должны быть готовы прислушиваться к другим точкам зрения, сопоставляя с ними свои собственные убеждения, — и, прежде всего, как пишет апостол Петр, делать это «с кротостью и благоговением». Некоммерческая организация, которой я руковожу, Fixed Point Foundation , стремится сблизить друг с другом различные фракции (религиозные и светские) самым ненавязчивым и уважительным образом. Атеисты в особенности привлекают мое внимание. Возможно, потому, что я считаю их философию — если отсутствие веры можно назвать философией — исторически наивной и потенциально опасной. А может быть, потому, что они, как и всякий добрый христианин, всерьез относятся к Большому Вопросу. Но меня интересует, как они решают для себя эти вопросы.

Чтобы получить некоторое представление об этом, мы запустили по всей стране кампанию по интервьюированию студентов, которые состоят членами Светских студенческих ассоциаций (SSA) или Обществ свободомыслия (FS). Эти университетские группы представляют собой атеистический эквивалент христианской организации Campus Crusade for Christ. Они регулярно собираются для общения, поддерживают друг друга в своей вере (в своем неверии) и даже занимаются прозелитизмом. Это не просто нерелигиозные люди, они активно, решительно нерелигиозны.

С помощью нашего веб-сайта, электронной почты, моего аккаунта в Твиттере и моей странице в Facebook мы связались с руководителями этих групп и спросили их, не захотят ли они и их единомышленники поучаствовать в нашем исследовании. К нашему удивлению, мы получили море откликов. Побеседовать с нами вызвались студенты множества университетов, от Стэнфорда до Университета Алабамы в Бирмингеме, от Северо-Западного до Портлендского государственного. Правила вбыли просты: расскажите нам о том, как вы пришли к неверию. Мы не ставили перед собой цель оспорить их рассказы или дискутировать о сравнительных преимуществах наших взглядов. Не в этот раз. Мы просто хотели их выслушать. И то, что они рассказали, нас поразило.

Это возвращает меня к беседе с Филом.

Смышленый, симпатичный молодой человек, он нервно опустился на стул, и моя сотрудница поставила перед ним тарелку с едой. Как его предшественники, он подозревал, что здесь кроется какая-то ловушка. Его пытаются одурачить? От всех студентов беседы с нами требовали смелости, но Филу пришлось тяжелее всего, потому, что он был первым. Но как только он понял, что мы действительно не желаем ему зла, он разговорился, и мы слушали его три часа.

Сейчас он возглавляет в своем студгородке ячейку SSA, но прежде он был президентом молодежной группы в своей методистской общине. Он любил свою церковь («они не просто заученно двигали руками»), своего пастора («рок-звезду в теле пастора»), но больше всего — своего молодежного лидера, Джима («страстный человек»). Библейские занятия, которые проводил Джим, были Филу особенно интересны. Он восхищался тем, что Джим не обходил трудные главы и трудные вопросы: «У него не всегда были удовлетворительные ответы, а иногда и вообще не было ответов, но и от вопросов он не прятался. То, как он преподавал Библию, помогало мне чувствовать себя умнее».

Слушая рассказ Фила, я вынужден был постоянно напоминать себе, что слушаю атеиста, а не воспоминания семинариста о том, кто повлиял на его решение стать пастором. Однако по ходу рассказа мне становилось все понятнее, в какой момент у Фила начались проблемы. Когда он перешел в старшие классы школы, его церковь, пытаясь привлечь больше молодых людей, захотела, чтобы Джим меньше их учил и больше играл с ними. Разногласия по поводу этой новой стратегии и привели к увольнению Джима. Его место заняла Саванна, привлекательная 22-летняя девушка, которая, по словам Фила, «ничего не знала о Библии». Церковь добилась того, чего хотела: молодежная группа выросла. Но лишилась Фила.

По истечении первого часа нашей беседы я спросил: «Когда ты начал думать о себе как об атеисте?»

Он на мгновение задумался. «Пожалуй, к концу первого года в старших классах».

Я сверился со своими записями: «Не тогда ли твоя церковь уволила Джима?»

Эта ассоциация его удивила: «Да, думаю, что так».

История Фила, несмотря на уникальные детали, в целом весьма типична для историй, которые мы слышали от студентов со всех концов страны. Мало-помалу в нашем воображении начал складываться собирательный портрет американских атеистов студенческого возраста, и он разрушил все наши представления об этой демографической группе. Вот, что мы узнали:

Они ходили в церковь

Большинство наших участников избрали свое мировоззрение не по идеологически нейтральным причинам, но в ответ на христианство. Не на ислам. Не на буддизм. На христианство.

Миссия и проповедь их церквей были расплывчаты

Эти студенты слушали много проповедей о «социальной справедливости», о необходимости участвовать в жизни общества и «быть хорошим», но редко видели связь между этими проповедями, Иисусом Христом и Библией. Послушайте, что сказала Стефани: «Связь между Иисусом и жизнью человека была неясна». Эти слова режут, словно бритва. Похоже, она интуитивно поняла, что церковь существует не только для того, чтобы обличать социальные недуги, но чтобы возвещать учения своего основателя, Иисуса Христа, и показывать миру их актуальность. Поскольку Стефани не увидела этой связи, у нее не было причин оставаться в церкви. Мы слышали подобное не раз.

Им казалось, что их церкви дают поверхностные ответы на трудные вопросы жизни

Когда наших участников спросили, что неубедительного они увидели в христианской вере, они говорили об эволюции и сотворении, о сексуальности, о надежности библейского текста, о том, что Иисус — единственный путь и т. п. Одни пришли в церковь, надеясь найти ответы на эти вопросы. Другие надеялись найти ответы на вопросы о собственной значимости, о цели в жизни, об этике. Настроенные серьезно, они часто приходили к выводу, что церковные богослужения в целом были неглубокими, беззубыми и, в конечном счете, неактуальными. Как с полной прямотой выразился Бен, будущий инженер из Техасского университета: «Церковь начинала нагонять на меня скуку».

Они с уважением отзывались о пасторах, которые серьезно относились к Библии

После наших дебатов в 2010 году в г. Биллингс, штат Монтана, я спросил Кристофера Хитченса, почему он не издевался надо мной так же, как над многими другими. Он ответил быстро и с чувством: «Потому что ты в это веришь». Все без исключения студенты, ранее ходившие в церковь, выражали такие же чувства в отношении тех христиан, которые, не стыдясь, исповедовали библейское учение. Майкл, изучающий политологию в Дартмутском университете, сказал нам, что именно поэтому его тянет к христианам, и добавил: «Я не могу считать христианина хорошим и нравственным человеком, если он не пытается меня обратить». Удивительно, но подобные слова звучали чаще, чем можно было бы ожидать. Нечто похожее можно услышать в широко известном замечании иллюзиониста и комика атеиста Пенна Жиллетта: «Я не уважаю людей, которые не занимаются прозелитизмом. Я совершенно этого не уважаю. Если ты веришь, что небеса и ад существуют, и люди могут пойти в ад, или не получить вечной жизни, или чего-то там еще, и ты думаешь, что им не стоит об этом говорить, потому что это поставит тебя в неловкую ситуацию… Как сильно нужно ненавидеть людей, чтобы верить, что вечная жизнь возможна, и не сказать им об этом?» Подобные комментарии должны заставить каждого христианина исследовать собственную совесть и убедиться в том, что он на самом деле верит словам Иисуса о том, что Он «есть путь, истина и жизнь».

Возраст 14-17 лет имел решающее значение

Одна участница сказала нам, что считала себя атеисткой к восьми годам, а другой сказал, что он оставил христианство на втором курсе университета, но это крайности. Для большинства временем, когда они стали неверующими, были старшие классы школы.

Решение стать неверующим зачастую было основано на эмоциях

За небольшим исключением, все студенты поначалу говорили нам, что стали атеистами исключительно в силу рациональных причин. Но по мере того, как мы их слушали, становилось очевидно, что для многих эта перемена была еще и глубоко эмоциональной. Особенно отчетливо это явление было заметно в жизни Мередит. Она подробно объяснила, как изучение антропологии привело ее к атеизму. Но когда разговор зашел о ее семье, она заговорила о тяжелом характере своего отца. «Именно когда он умер я, стала атеисткой».

Я не видел очевидной связи между смертью ее отца и ее неверием. Было ли причиной то, что она любила своего грубого отца — ведь дети, с которыми дурно обращаются, часто любят родителей, — и злилась на Бога из-за его смерти? «Нет, — объяснила Мередит, — меня ужасала мысль, что где-то там он еще может быть жив».

В душе Ребекки, ныне студентки Университета им. Кларка в г. Бостон, детские годы оставили похожие шрамы. Когда власти штата вмешались и забрали ее из семьи (ее мать пыталась покончить с собой), Ребекка молилась о том, чтобы Бог позволил ей вернуться в семью. «Он не ответил, — сказала она. — И я решила, что Он не может быть настоящим». После минутной паузы она продолжила: «Или так, или Он настоящий и просто хочет меня чему-то научить».

Интернет сыграл большую роль в их обращении в атеизм

Когда нашим участникам задали вопрос о том, что, главным образом, повлияло на их обращение в атеизм — какие люди, книги, семинары и т. п., — мы ожидали услышать частые упоминания имен «новых атеистов». Но не услышали. Ни разу . Вместо этого они говорили о каких-то видео, которые смотрели на сайте YouTube или на разных форумах.

***

Тема религии деликатна, и подобное исследование непременно навлечет на себя критику. Прежде всего, конечно, у этой истории есть оборотная сторона. Некоторые христиане возразят, что наше исследование заведомо поставило церкви в проигрышное положение, потому что им не дали возможности оправдаться. Они могут с полным основанием спросить, насколько эти студенты в действительности ценили Библию, свою церковь и окружающих христиан. Но все это не имеет отношения к делу. Если церкви хотят достучаться до этого растущего сегмента американского студенчества, им сначала нужно понять, кто эти люди, а это значит, что их придется выслушать.

Наверное, самым удивительным результатом исследования было то, какое долговременное впечатление эти встречи произвели на нас. Мы увидели в этих студентах прежде всего идеалистов, которые искали чего-то настоящего и, не найдя этого в церквях, предпочли неверие, которое, несмотря на менее величественные обещания, казалось им более честным и достижимым. Снова процитирую Майкла: «Христианство — это нечто такое, что изменило бы твою жизнь и побудило менять жизни других, если ты в него веришь. Я нечасто такое видел».

Искренность не гарантирует правоту . В конце концов, можно искренне заблуждаться, но искренность должна быть спутницей любой истины, в которую мы хотим, чтобы другие поверили. Есть что-то притягательное, даже неотразимое в жизни, основанной на убеждении. Я вспоминаю шотландского философа и скептика Дэвида Юма, которого однажды заметили в толпе, слушающей проповеди Джорджа Уитфилда, знаменитого проповедника Первого Великого Пробуждения. «Я думал, вы не верите в Евангелие», — сказал кто-то. «Не верю, — ответил Юм и, кивнув на Уитфилда, добавил, — но он верит».

The Atlantic, 06.06.2013

к оглавлению

РАЗНОЕ

Для россиян в любой религии главное - ритуалы. 83% всех православных и 58% воцерковленных практически не соблюдают постов

Провозглашенная Конституцией свобода совести дает человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недавно принятый Государственной думой закон о защите чувств верующих пытается Конституцию дополнить и развить, оградив приверженцев разных конфессий от неуместных шуток или разного рода святотатств.

Закон получил одобрение как граждан, так и парламентариев. Однако социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) решили проверить, а что и кого же, собственно, защищает новый документ. Сколь глубока наша вера (если она есть), насколько широки познания россиян в теологии или о ритуалах той или иной религии, в общем - найдется ли у нас что оскорбить, если, не дай бог, кто-то рискнет это сделать.

Священнослужителей результаты опроса вдохновят вряд ли. Назвать наших сограждан глубоко и истово верующими все-таки нельзя. Мы дети светского общества, где церковь отделена от государства, а школа от церкви. В вопросах веры мы больше исполняем ритуалы, чем проникаем в духовную суть религии. И хотя высокая мораль в нашем обществе, как ни крути, имеет в своей основе именно религиозные постулаты, чаще христианские ("не укради", "не убий", "не сотвори себе кумира" и т.п.), в вопросах веры мы люди скорее темные, чем продвинутые. Хоть и достаточно искренние и не склонные лицемерить, особенно в беседе с социологами.

По данным опроса, 64% наших сограждан называют себя православными, 6% -мусульманами, по 1% - относятся к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян в бога не верят. Ни в какого.

На вопрос о том, всегда ли их нынешние религиозные убеждения были именно такими или эти воззрения менялись с годами, четверть россиян честно признали: менялись. У 70% при этом переоценки религиозных ценностей в жизни не случалось.

Но называть нашу страну "глубоко православной" ученые не спешат. Группу тех, кто причисляет себя к этой конфессии, они опросили по специальной методике и разделили на более мелкие подгруппы согласно "глубине" веры и тому, насколько ревностно эти люди отправляют религиозные обряды.

Подгрупп получилось пять: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Кто в них входит? Социологи ФОМ попытались в этом разобраться. Градация вышла следующей.

Воцерковленные (12% от всех православных):

Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда, надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% респондентов, принадлежащих к данной группе, читают эти тексты регулярно. По своей социальной структуре ядро воцерковленных православных граждан в России составляют неработающие пенсионеры, а еще точнее - пенсионерки. Кстати, в этой категории очень популярен нынешний президент - они чаще прочих россиян дают его работе хорошую оценку.

Полувоцерковленные (33% от всех православных):

Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.

Немного воцерковленные (31% от всех православных):

Эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины - 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.

Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных):

Они очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.

По сравнению с 2000-м годом, подчеркивают аналитики ФОМ, количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих). А вот число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть в России происходит рост воцерковленности.

Несколько сложнее оказался вопрос о том смысле, который верующие вкладывают в понятие "личная религия". Социологи ФОМ адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году, и сравнили результаты. Так, в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) - протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) - католики.

Первый вопрос звучал так: "Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?" В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом - способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ "попросить помощи для себя" занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян - в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос, "когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?" как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: "Когда молюсь один". На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция "на природе". Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей - 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия "коллективистская". Вообще не чувствует связи с Богом практически пятая часть православных (17%).

Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал очень личные аспекты религиозных переживаний ("Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь дает ваша вера?"). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В России лишь 6% респондентов выбрали эту позицию. Различие - более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике.

По мнению аналитика ФОМ Катерины Кожевиной, для американцев (в частности, для протестантов) вера помогает установить с Богом "личные отношения" и вытекающую из них взаимную ответственность. Бога они видят не абстрактным, а имеющим яркие персональные черты. У нас же модель скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. А значит, заключает аналитик ФОМ, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.

Судя по данным опросов, для наших православных верующих в религии самое важное - это обряды. А вот священные тексты свыше половины (52%) православных даже никогда не открывали. Хотя именно они-то и составляют основу любой религии. Иногда открывают Евангелие или другие положенные тексты 15% православных, постоянно - лишь трое-пятеро из сотни верующих.

83% всех православных и 58% воцерковленных практически не соблюдают постов. Блюдут их 9 из ста воцерковленных и исчезающе малое количество полувоцерковленных россиян (об остальных группах даже не идет разговор).

Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% - что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных не чуждаются индуизма и верят в "переселение душ" - реинкарнацию. Как ни странно, но именно люди воцерковленные чаще атеистов верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и вступали с ее обитателями в контакт.

Смесь у нас в головах, надо признать, пестрая. Остается только догадываться, как это будет учитывать новый закон, призванный оградить веру россиян от любых "нападок", а религиозные чувства - от "оскорблений". Сложно будет правоохранителям, очень сложно. Хоть уголовный кодекс в церкви освящай для пущей надежности.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 18.06.2013

к оглавлению

Василий Колташов: Болезнь «личностного роста»

Некоторые смеются над этим. Но проблема намного серьезней, чем порой кажется: люди увлекаются «личностным ростом», рассчитывая на успех в карьере и личной жизни, однако они стараются обойти, а не решить свои проблемы. Возможно ли это, и что означает «личностный рост»?

Гуманистическая психология породила «личностный рост» как часть своей системы понимания и изменения человека. Первоначально подход к совершенствованию личности был лишен того прагматизма, что нетрудно наблюдать в наши дни. Но развод практики и теории оказался скорым. И состоялся он в Соединенных Штатах, там же, где впервые появился «личностный рост». С того времени практика «личностного роста» стала не только формально нацеленной на рыночный успех индивида, но работающей как механизм сбора денег с наивных потребителей неясного качества услуг всевозможных «просветителей».

«Воспитание лидеров, как его понимают практики «личностного роста», строится на освоении особого поведения»

Критики эпидемии «личностного роста» в России нередко сравнивают его школы с тоталитарными религиозными сектами. Такая критика далеко не всегда обоснована. И главное, что она почти ничего не объясняет.

Внутренний мир всякого человека имеет индивидуальные особенности. Это и есть – личность. По своему происхождению она социальна. Формирует ее деятельность человека и всего общества. Личность может развиваться, может переживать кризисы и деградировать. Психологи спорят о том, что нужно понимать под развитием личности. Стоит ли, к примеру, трактовать жертвенность в отношении ближних как акт роста или как результат индивидуальной примитивности, неспособности видеть во всякой ситуации источник извлечения выгоды. Опорой «личностного роста» выступает пирамида Абрахама Маслоу, американского ученого-психолога. О ней знают многие, но необходимо еще уточнить: в системе личностной тренировки все ступени пирамиды оцениваются в рамках материального успеха.

Самореализация человека понимается творцами практик «личностного роста» как движение к рыночному успеху. И появление в нашей стране множества тренинговых центров вполне закономерно. Узкое понимание развития личности не чуждо очень многим. Среди них менеджеры и владельцы компаний. Именно они формируют заказ для множества российских тренинг-центров. Именно они не понимают, что отсутствие хороших штатных психологов – немаловажная проблема с не лучшими последствиями для экономики. Стоит ли уточнять, что психологическая грамотность управленческих кадров вообще невысока? Возможно, именно поэтому так популярен именно лидерский аспект «личностного роста».

Воспитание лидеров, как его понимают практики «личностного роста», строится на освоении особого поведения. Из процесса выпадает учет рисков, связанных с ним, как и критическое мышление вообще. Об анализе коллективной потребности коллег в лидерах или конкретных требований к ним речь не идет. Задумывающиеся об этом люди не привлекаются на курсы «личностного роста» индивидуально и не поддаются воздействию при групповой обработке.

Однако это не означает, что практики «личностного роста» неэффективны. Они возникли в 1960–1970-е годы в Соединенных Штатах как средство поддержания и усиления рабочей активности персонала компаний через выращивание в людях завышенных ожиданий. Амбиции насаждаются «личностным ростом» не только в меркантильном направлении, но и с коммерческими – меркантильными – целями. Потребительская жажда становится в руках тренеров орудием, подталкивающим людей работать без мысли о своих реальных интересах.

«Личностный рост» как бизнес-технология помогает уйти от вопроса о повышении материальной заинтересованности наемного работника. Вместо подлинных выгод и возможностей ему внушается стремление быстро подняться по карьерной лестнице. О росте качества труда или развитии способностей человека здесь не приходится говорить. Задача решается иная: организуется эксплуатация психологических проблем и эмоциональной нестабильности людей, тогда как они могут думать, будто бы происходит прогресс устоявшейся личности. В этом смысле «личностный рост» вполне может быть назван неолиберальным методом.

ВЗГЛЯД, 19.06.2013

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное