Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 24 апреля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

18-24 апреля 2013 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНИЗМ

Среди ученых-мормонов возник раскол

В результате того, что изучение мормонизма расширилось и превратилось в академическую дисциплину, ученые-мормоны расходятся во мнении от том, какой путь им избрать в будущем: изучать более широкий и сложный пласт истории и вероучения своей религии, или же по-прежнему фокусироваться на защите ее уникальных писаний. Следует ли им писать о мормонизме с позиции беспристрастного наблюдателя или хорошо подкованного верующего?

Спустя год после того, как сторонники этих двух направлений публично разошлись в своих взглядах на руководство альманахом Mormon Studies Review, обе группы начали издавать собственные публикации с разными редакционными советами и разными целями.

К первому, более многочисленному лагерю принадлежит Институт религиозных научных исследований им. Нила А. Максвелла, действующий под эгидой Университета им. Бригама Янга. Эта группа продолжает издавать Mormon Studies Review, в совете попечителей которого собрался весь цвет мормоноведения: Ричард Бушман из Колумбийского университета, Кэтлин Фрэйк из Университета Вандербильта, Тэррил Гивенс из Ричмондского университета, Грэнт Харди из Университета Северной Каролины в Эшвилле, Филипп Барлоу из Университета штата Юта, — и развернула амбициозную издательскую программу, включающую в себя три отдельных журнала.

Ричард Бушман

Кэтлин Флэйк

Тэррил Гивенс

Грэнт Харди

Филип Барлоу

«Самое замечательное в новой версии Review — это энергия и многообразие подходов к вере, — говорит Блэйр Ходжес, представитель института по связям с общественностью. — Множество вопросов все еще не было задано, так что поле готово к жатве».

Дэниел Питерсон

Другую, более традиционную сторону представляет Дэниел Питерсон, который был редактором Review с момента его создания 23 года назад до прошлой весны, когда его неожиданно уволили.

«Настало время придать Review другое направление, — писал 17 июня в электронном письме Питерсону исполнительный директор Института им. Максвелла Джеральд Брэдфорд, которого в тот момент не было в США. — Для того, чтобы обеспечить надлежащие изменения в Review, нам придется попросить редактировать это издание кого-то, кто находится в тренде мормоноведения и имеет сходные со мной представления о возможностях альманаха».

Питерсон, специалист по исламоведению и арабистике, штатный профессор BYU и ведущий ежедневной колонки в принадлежащей церкви СПД газете Deseret News, по-прежнему преподает в школе и редактирует институтский бюллетень Middle Eastern Texts Initiative, но недоумевает и рассержен по поводу своей отставки.

Он также обеспокоен целями, которые, как он полагает, преследуют его оппоненты.

«Я никогда не возражал против [обективных исторических] исследований, — говорит Петерсон, — но первоначально наши цели носили более явный мормонский характер».

В течение месяца с момента увольнения Петерсон и еще несколько ученых, прежде сотрудничавших с Review, создали собственное интернет-издание Interpreter: A Journal of Mormon Scripture. С тех пор это издание публиковало не менее одной статьи в неделю, и к настоящему моменту материалов почти накопилось на четыре тома страниц по 250 каждый.

В первом же томе Interpreter вышедший на пенсию антрополог из BYU Джон Соренсон критикует утверждения не-мормонского археолога Майкла Коу о древней Америке, в которой происходят события Книги Мормона.

По словам Питеясона, это хорошо вписывается в цели нового журнала, которая заключается в том, чтобы «продолжать прежний подход FARMS, т. е. исследования, движимые явной верностью писаниям».

Питерсон был членом группы, которая в 1979 году создала Фонд исследований древности и изучения мормонизма (FARMS), чтобы «продвигать и координировать изучение Книги Мормона и делать результаты таких исследований доступными для широкой публики».

В 1998 году FARMS в составе института им. Максвелла вошел в подчинение BYU, и Review вместе с ним. Авторы публикуемых в альманахе статей отвечали своим критикам, опровергая их аргументы и ставя под сомнение их мотивы. В этом, по их мнению, и заключалась суть апологетики.

Однако в последующие годы в университетах по всей стране появились исследователи-мормоны, которые включили в круг своих интересов не только писания и древнюю историю, но и историю США, сравнительное изучение религий и религиоведение. Одни ВУЗы, такие как Университет штата Юта в г. Логан и Клэрмонтский университет последипломного образования в Южной Калифорнии ввели в свои штаты должности полновременных преподавателей мормоноведения, а другие, в том числе Ютский университет, предлагают студентам факультативы и занятия по этой теме.

Теперь институт им. Максвелла, по словам Ходжеса, пользуется всеми этими ресурсами: «В настоящий момент наибольшая проблема, возможно, состоит в том, чтобы угнаться на многообразием и объемом научных исследований, посвященных мормонизму».

Одно из периодических изданий института, Journal of the Book of Mormon and Other Restoration Scripture, будет посвящен конкретно священным текстам СПД. Второе, Studies in the Bible and Antiquity, будет исследовать как мормонские писания, так и древнее христианство и прочие религии, говорит Ходжес. The Review предложит читателю обзор и анализ всех публикаций в сфере мормоноведения, написанных как мормонами, так и не-мормонами.

Откажется ли институт от своей прежней роли конфессиональных апологетов, отвечающих на критику со стороны? Необязательно, говорит Ходжес.

Цель нового издания, по его словам, состоит в том, чтобы «поощрять и защищать веру, что иногда подразумевает ответы на критику». Однако, говорит Ходжес, «это нужно делать так мягко, как только возможно. Мы хотим культивировать этику гостеприимства — даже в разногласиях».

The Salt Lake Tribune, 25.04.2013

В Риме строится самая большая в Европе мормонская церковь

Рим продолжает подтверждать свою репутацию города религиозной терпимости. После недавнего открытия в итальянской столице крупнейшего на европейской территории буддийского храма, сегодня здесь объявлено о начале строительства первой в Италии и самой большой в Европе мормонской церкви.

Как сообщается, помимо самого храма на участке площадью 58 тыс. квадратных метров предусмотрено строительство помещений для культурного и религиозного центра, а также библиотеки. Проект предполагает, что комплекс на 60% будет обеспечиваться энергией из альтернативных источников, благодаря установке солнечных панелей и других энергосберегающих инфраструктур.

Как отметил мэр Рима Джанни Алеманно, "строительство этого комплекса стало новым свидетельством открытости Рима - центра христианства - любым религиям и конфессиям".

Ожидается, что постройка храма должна будет завершиться в 2014 году. Все расходы берет на себя Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Ее адепты живут, в основном, в США.

Седмица. Ru / Древо-инфо. Ru, 22.04.2013

Речь, конечно, идет не о церкви, а о храме — особом сооружении, куда допускают только достойных мормонов для совершения особых обрядов, необходимых для достижения божественности. Однако новость уже устарела: о строительстве храма было объявлено еще 4 октября 2008 года, а место под храм было "посвящено" 23 октября 2010 года. В настоящий момент основные строительные работы уже закончены, и идет облицовка стен гранитными плитами. Открытие храма ожидается в 2014 году. Храм в Риме станет 142 по счету.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

ВЕТВЬ ДАВИДОВА

20 лет назад ФБР танками уничтожила секту "Ветвь Давидова"

Танки входят
в г орящий поселок сектантов

19 апреля 1993 года завершилась беспрецедентная спецоперация ФБР США по уничтожению секты "Ветвь Давидова".

Секта "Ветвь Давидова" образовалась в 1934 году, отделившись от Церкви адвентистов седьмого дня. В 1935 году сектанты обосновались близ города Уэйко в штате Техас в местности Маунт Кармел.

В 1959 году вдова основателя секты Флоренс Гутефф заявила о том, что 22 апреля текущего года произойдёт второе пришествие Иисуса Христа, и велела всем давидианцам собраться в ожидании этого события. Все приверженцы секты собрались в Маунт Кармел, однако пророчество не сбылось.

После провала пророчества руководство сектой перешло к Бенджамину Родену, а после его смерти - к его вдове Луизе. Луиза считала, что ее сын Джордж не подходит на роль главы секты, поэтому воспитала нового преемника, Вернона Хоуэлла, позднее взявшего себе имя Дэвид Кореш.

В 1984 году между Джорджем Роденом и Дэвидом Корешем произошел конфликт. Секта раскололась на две ветви. Конфликт длился до 1987 года. Его апогеем стала история с воскрешением мертвой сектантки. Джордж Роден эксгумировал гроб с трупом одной из умерших сектанток, и вызвал Хоуэлла на поединок: кто из них двоих сможет воскресить покойницу — тот и будет лидером давидианцев. Хоуэлл вызов не принял, а вместо этого обратился в правоохранительные органы, обвинив Родена в осквернении могил.

Прокуратура отказала в возбуждении дела за отсутствием состава преступления. Тогда 3 ноября 1987 года Хоуэлл-Кореш в сопровождении семерых вооруженных соратников проник на территорию Маунт Кармел, намереваясь произвести фотосъёмку упомянутого трупа. Лазутчиков обнаружили, началась перестрелка, в которой приняли участие и подоспевшие шерифы.

2 апреля 1988 года состоялся суд над "Роденвилльской восьмеркой" — так СМИ окрестили Хоуэлла и его сторонников. Семеро из них были оправданы.

В 1989 году член секты Вэйман Дэйл Эдэйр решил, что является мессией, и пришел к Джорджу Родену, чтобы сообщить ему об этом. В ходе дискуссии Роден зарубил мессию топором. Суд признал Родена виновным в убийстве, совершенном на почве умственного расстройства, и принял решение о принудительном лечении убийцы в психиатрической больнице. Ввиду того, что Роден оставил тысячи долларов неуплаченных налогов, поместье Маунт Кармел выставили на аукцион. Хоуэлл-Кореш собрал необходимую сумму, и, выкупив поместье, стал его законным владельцем.

К 1992 году значительная часть земли, принадлежащей секте, была продана, за исключением участка площадью около 31 гектара. На оставшемся участке был реконструирован главный храм, в котором поселились члены секты. Храм был построен из фанеры.

В мае 1992 года заместитель шерифа округа Мак-Леннан сообщил о том, что в Маунт Кармел свозят значительное количество стрелкового оружия. Агенты ФБР обнаружили по торговым накладным, что в Маунт Кармел были доставлены полуавтоматические винтовки AR-15, детали огнестрельного оружия и боеприпасы на сумму, превышающую 43 тысячи долларов.

Кроме того, местные жители сообщили агентам ФБР, что неоднократно слышали выстрелы из автоматического оружия на территории секты, а также мощные взрывы. Опросив бывших сектантов, вернувшихся к нормальной жизни, агенты выяснили, что Кореш вступает в сексуальные связи с несовершеннолетними лицами женского пола.

В декабре 1992 года руководство ФБР пришло к выводу, что имеющихся улик недостаточно для того, чтобы оформить ордер на обыск и арест. 11 января 1993 года в дом, расположенный напротив Маунт Кармел въехали агентов, которые выдавали себя за студентов местного вуза. Однако агентов моментально разоблачили, так как они использовали для передвижения очень дорогие автомобили.

28 февраля агенты ФБР начали операцию по проникновению в храм сектантов. Воспользовавшись болтовней агентов, местные СМИ подробно осветили предстоящую операцию.

Согласно плану операции, три вертолёта Национальной Гвардии Техаса должны были барражировать над территорией Маунт Кармел, отвлекая внимание сектантов от действий наземных спецподразделений. Однако, когда фургоны с агентами приблизились к подъездной дороге, ведущей к поместью, вертолётов ещё не было. Вертолёты появились над задним сектором Маунт Кармел почти одновременно с фургонами, которые подъехали к фасаду поместья. Проведение отвлекающего манёвра было сорвано. Когда вертолёты находились на расстоянии около 350 метров от резиденции, по ним был открыт огонь, и они были вынуждены вернуться на аэродром.

Когда к Маунт Кармел приблизились фургоны с федеральными агентами, по ним также был открыт огонь. В результате перестрелки погибли 4 агента и 16 получили ранения. Сектанты потеряли 5 человек.

После перестрелки поместье было взято в осаду силами ФБР.

Сотрудники ФБР установили связь с находящимися в поместье сектантами. Первоначально было заявлено, что сектанты мирно покинут поместье, если обращение Дэвида Кореша будет транслировано по радио. Однако после трансляции Кореш заявил, что "Бог сказал ему оставаться и ждать". Кореш также говорил, что должен завершить работу над религиозными текстами. Затем была достигнута договорённость, что из поместья выйдут 19 детей в возрасте до 12 лет, после чего в поместье осталось 98 человек.

На 51-й день осады, 19 апреля, начался штурм с применением танков, которые стали таранами пробивать стены и обстреливать поместье снарядами со слезоточивым газом. Впоследствии министр юстиции Джанет Рино объясняла начало штурма тем, что поступили сообщения о насилии над детьми со стороны сектантов. На самом деле таких сообщений не было.

В поместье начался пожар, однако из горящего здания вышло только 9 человек. Оставшиеся, включая Кореша, погибли в огне. Всего в ходе атаки было убито 4 федеральных служащих. Погибло 82 члена секты, в том числе дети до 3 лет.

По результатам уничтожения секты ни один федеральный служащий не был наказан.

БАБР, 22.04.2013

к оглавлению

ФАЛУНЬ ГУН

В столице пройдет акция последователей Фалуньгун

Возле посольства Китайской Народной Республики в Киеве состоится акция приуроченная к 14 годовщине апелляции последователей Фалуньгун в Пекине (ул. Грушевского 32). Об этом сообщили организаторы акции.

Напомним, в 1992 году в Китае возникла секта "Фалуньгун", позже признана деструктивной и запрещена в КНР.

Многие секты в Китае в прошлом носили антиправительственный характер и выливались в повстанческие движения.

Час пик, 24.04.2013

к оглавлению

ОРДА

В Челябинске ликвидирована религиозная секта «Орда»

Прокуратура Челябинска направила в суд заявление о ликвидации религиозного объединения «Орда».

Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в пресс-службе областной прокуратуры, в ходе проверки установлено, что в одном из частных домов на северо-востоке Челябинска собираются сторонники учения и пропагандируют исцеление от различных заболеваний посредством обращений к духам предков и битья плетью (камчевание). После посещения таких сеансов у южноуральцев ухудшалось состояние здоровья. Нарушая действующее законодательство, организатор «Орды» без медицинского образования или диплома целителя ставила медицинские диагнозы и предлагала чудодейственное исцеление от недугов. Заявление прокурора находится на рассмотрении.

Напомним, в феврале текущего года религиозная секта с таким же названием была ликвидирована в Кизильском районе. В ходе проверки выяснилось, что «кружок» по виду деятельности копирует запрещенные когда-то на территории Башкортостана и Казахстана организации «Орда» и «Ата жолы».

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

Современное неоязычество в свете свидетельств Ибн-Фадлана

С распадом Советского Союза в обществе наблюдалось усиление интереса ко многим религиям, и в том числе к неоязычеству. Последнее сейчас представлено в России сектами различных идейных направлений, общей чертой которых является ненависть к христианству, обвиняемому в уничтожении величия русского народа. Язычеству же, напротив, усваиваются качества гуманности, благородства, чистоты, а также умение пребывать в гармонии с природой. В данной работе протоиерей Сергий Стаценко приводит разбор письменного свидетельства государственного чиновника Ахмеда ибн-Фадлана из арабского Халифата, датируемого 922 годом, с целью показать истинное лицо русского язычества.

Как это не прискорбно сознавать, современное общество особо не стремится принимать христианские нормы как образ жизни. Слишком велики нравственные требования для современного человека, привыкшего жить в своё удовольствие… Но тяга к духовности, которая не может быть заглушена в человеке всевозможными страстями, вдруг начинает порождать уродливые формы религиозной жизни, от которых, казалось бы, мы избавились в давние времена окончательно и бесповоротно. Речь идёт о язычестве или, будет правильнее сказать, – неоязычестве.

В «русском» исполнении неоязычество представлено сектами различных идейных направлений, общей чертой которых является ненависть к христианству. Христианство обвиняется ни много ни мало – в «уничтожении величия русского народа», в «отрыве от природных корней», в «спаивании народа» и во многом другом. Сегодня на суд читателей выпадает возможность самим ознакомиться с подлинным лицом русского язычества – с его якобы врождённым «благородством», «органичностью» и «добротой».

Секуляризация и неоязычество

Процессы секуляризации (отхода от религиозной жизни), которые победным маршем захватывают позиции на всё больших географических и политических территориях, относящих себя к современной цивилизации, несут с собой ряд издержек, в том числе «ассиметричное» отношение к различным религиозным взглядам.

Поясним. «Расцерковление» нашего общества началось не в одночасье. С точки зрения истории основы этого явления были заложены ещё во времена Ренессанса в Западной Европе, а затем стали постепенно, совершенствуясь в формах, распространяться в глобальном масштабе. Вначале секуляризация разворачивалась в пределах христианского мира, а затем с успехом шагнула за его пределы.

Кто-то усматривает в секуляризации массу положительных черт, например, право свободы выбора собственных религиозных взглядов. Кто-то пытается активно бороться с потерей обществом религиозных ориентиров. Но на текущий момент мы имеем уже довольно значительную часть населения нашей планеты, которая не живёт и не желает жить согласно заповедям, ниспосланным Свыше.

Усугубляет нашу настороженность к этим процессам не просто вытеснение религии из всех сфер нашей жизни, но то, что при этом по отношению к различным религиям проглядывается определённая избирательность.

Проиллюстрировать это можно на примере современного так называемого «Русского мира», то есть сообщества, которое выросло из православной культурной традиции. При всей фундаментальности внешнего авторитета Русской Православной Церкви, в сообществе наблюдается равнодушное отношение к христианскому духовному наследию. Более того, называя себя православными, люди живут по принципам, совершенно противоположным христианским. Попытки представителей Церкви высказаться на публичном уровне о необходимости соблюдения хотя бы элементарной морали встречают жёсткую реакцию, агрессию, которой трудно найти объяснение. Понятно, что христианские принципы самоограничения мешают обустраивать личный комфорт и удовлетворять свои повышенные запросы и элементарную похоть, но вместо ожидаемого игнорирования и замалчивания церковного мнения мы сталкиваемся со шквалом необоснованных обвинений и откровенной ругани.

Вместе с тем проглядывает обратная тенденция, когда светские СМИ культивируют терпимое и вполне благожелательное отношение к нетрадиционным и экзотическим религиозным взглядам, особенно если в них присутствует риторика «единения с природой», «восстановления гармонии во Вселенной» и т.д., и т.п. [1]  На этой почве в последнее время в России всё больше разрастается движение, которое в научных кругах обозначают словом «неоязычество», а сами новые язычники называют себя «возобновителями традиций предков». При этом вина за утрату древней традиции целиком и полностью возлагается на христианство, которое якобы огнём и мечом уничтожило аутентичную религию предков современных русских, исполненную «красоты, благородства и гармоничного сосуществования с природой». «Христианство (диссидентское ответвление иудаизма) за тысячу лет своего господства на Руси подорвало древнюю духовную крепость русича. Не благодаря, а вопреки христианству была создана Великая Россия» [2] .

Данное движение породило в России массу языческих сект, привлекающих адептов в первую очередь «близостью с природой». Форма и разновидности этих организаций крайне разнообразны: начиная от почитателей Порфирия Иванова и его учения «Детка» или родовых поместий секты В. Пузакова (Мегре) «Анастасия» и заканчивая разновидностями «русского ведичества». Все вместе они едины в своём крайнем неприятии христианства.

«...За тысячелетие своего господства на Руси христианство извратило русский характер, высосало из души нашей радость, смех, пляски, восторг перед природой, благодатное почитание родителей и предков. Способствовало спаиванию народа тем, что освящало алкоголь: якобы без вина, освящённого попом, невозможно причаститься к Христу. Христианство погрузило Русь в мракобесие, лишило её воли, убило жажду жизни и волю к размножению, подавило долг защиты Земли, поставило Русь в духовное подчинение Израилю. Навязало в боги сумасшедшего обрезанного приблудного еврея» [3] . «...Любые разговоры о русском национальном возрождении во главе с Иисусом Христом являются бредом сумасшедшего или злоумышленной осознанной ложью» [4] .

Тезис русских неоязычников о «красоте, благородстве и гармоничном сосуществовании с природой» в подобных движениях «подтверждается» путём создания различных литературно-исторических фальсификатов типа «Велесовой книги» и «сохранённых от христианской инквизиции преданий предков». «Древние умели ощущать, понимать и поддерживать свою родственную связь с животными, со стихиями, со всем миром, а христиане это ощущение и понимание утратили» [5] .

«Велесова книга»

В новейшей истории, связанной с противостоянием возрождающегося язычества и христианства, в роли одного из главных идейных источников язычества выступил текст, который в научной среде получил название упоминавшейся «Велесовой книги». Большинство современных исследователей относят этот «шедевр» к довольно грубо исполненным фальсификатам. Ввиду важности, которую усваивают неоязычники данному документу, на нём можно заострить несколько больше внимания, чем принято в подобных случаях.

Легенда, сопровождающая появление «Велесовой книги», говорит, что деревянные дощечки были вывезены из России во время гражданской войны полковником Добровольческой армии Ф.А. Изенбеком [6] . В эмиграции к оригиналу книги получил доступ Ю.П. Миролюбов, который, по его словам, долгое время занимался копированием текста дощечек. Сам оригинал книги не подлежал выносу из дома полковника. После смерти Изенбека в 1941 году оригинал книги бесследно исчезает.

Дальнейшая история книги связана с именем Миролюбова. В 50-х годах XX века начинается публикация книги. Популяризаторы книги обратились к советским учёным с просьбой дать своё заключение по фотографии одной из дощечек из «Велесовой книги». Вердикт советской исследовательницы Л.П. Жуковской, ведущего специалиста по исторической палеографии и фонетике раннедревнерусских рукописей был однозначным: «Фотография на самом деле сделана не с дощечки, а с прориси на бумаге»; содержание «Велесовой книги» и её язык свидетельствуют о подделке, о чём говорят особенности используемого языка [7] .

В более позднее время тему появления и содержания «Велесовой книги» различные публицисты начинают муссировать в советской и постсоветской печати, в книгах и в периодике. «Велесову книгу» делают своим знаменем неоязычники-«ведисты». Эффект «ведичности» усиливает способ письма, применяемый в книге, где псевдооригинальный шрифт (на основе кириллицы) крайне неестественно сочетается с верхней горизонтальной чертой-деванагари, используемой в индийском письме. На поддельность книги указывает и масса анахронизмов; отсутствие у автора знаний о правилах языка, естественного для того времени; слишком явные параллели с творчеством Ю.П. Миролюбова, созданные до публикации «Велесовой книги»; отсутствие самих оригинальных табличек и фотографий с них, а также многое другое.

«Академическая наука считает Велесову книгу поддельной и созданной в новейшее время автором, не имевшим представления о славянском языкознании (Л.П. Жуковская, Б.А. Рыбаков, О.В. Творогов, А.А. Алексеев, И.Н. Данилевский, В.И. Буганов, В.П. Козлов, А.А. Зализняк, Ф.П. Филин, В.В. Виноградов, Н.Ф. Котляр, С.С. Аверинцев, А.Л. Монгайт, А.Г. Кузьмин и др.). ...Несмотря на то, что в научных работах "Велесова книга" рассматривается как подделка, данное сочинение продолжает привлекать внимание широкого читателя. Выходят новые издания "Велесовой книги". Сведения о ней и других аналогичных фальсификатах входят в учебные пособия как достоверные исторические сведения... В качестве примера можно назвать типовой учебник по истории государства и права России... по которому учатся почти все студенты юридических факультетов российских вузов. Изучение "Велесовой книги" включено украинским Министерством образования в программу по литературе для 8-9 классов с углублённым изучением украинской литературы. В официально действующих "Основных ориентирах воспитания учеников 1-12 классов общеобразовательных учебных заведений Украины" предлагается считать "Велесову книгу" культурно-национальным фактором воспитания и "великим сокровищем народной педагогики"» [8] .

Свидетельства ибн-Фадлана

В полемике с христианством имеющиеся летописи, рассказывающие о подлинном лице русского язычества, неоязычники с негодованием отвергают по причине «христианских подтасовок в подлинной истории Руси». Любые научные доводы, облекаемые ярлыком «предвзятости», отметаются с ходу. Поэтому на таким образом расчищенном идеологическом поле можно засевать любые сорняки, что не без успеха и делают глашатаи возрождающегося язычества.

Но, к счастью, существуют достоверные свидетельства, которые стоят вне географии христианского мира и вне зоны влияния его на умы. Речь идёт о свидетельствах иноверных очевидцев, которых сложно обвинить в сочувствии как к христианству, так и к язычеству.

В данной работе ставится задача показать лицо русского язычества, дистанцируясь от христианских летописных свидетельств, но опираясь на относительно недавно открытый исторический документ, основанный на мусульманской интерпретации увиденного. Речь идёт о письменном свидетельстве путешественника, государственного чиновника Ахмеда ибн-Фадлана из арабского Халифата, направленного в Волжскую Булгарию с миссионерскими и политическими задачами приблизительно в 922 году по современному летоисчислению.

История открытия этого источника такова. В 1923 году наш земляк, житель Туркестана, впоследствии обосновавшийся в Турции, Ахмед-Заки Валиди Тоган (Ахмед Валидов, член Туркестанского кружка любителей археологии) в иранском городе Мешхеде находит наиболее полную версию рассказа о путешествиях Ахмеда ибн-Фадлана в Булгарию. В 1937 году фотокопии рукописи передаются в Советский Союз, где публикуется перевод с обширными комментариями в 1939 и в 1956 годах.

О степени достоверности свидетельств Ибн-Фадлана говорит отечественный исследователь этого вопроса А.П. Ковалевский, который пишет в конце своего специального исследования: «...Ибн-Фадлан относился весьма добросовестно к описанию всего того, что он видел и слышал. Правда, текст его рассказа дошёл до нас далеко не в полном виде и не свободен от искажений. Однако путём длительного и внимательного изучения многое может быть восстановлено» [9] .

Замечательно, что описание Булгарии – «страны славян», составленное Ибн-Фадланом, легло в основу книги М. Крайтона «Пожиратели мёртвых», а затем в основу сценария голливудского фильма «13-й воин», где описание обычаев русов представлено в смягчённой, цензурированной форме под образом викингов.

О «благородстве» русского язычества

Свои наблюдения о русах [10]  арабский путешественник [11]  начинает вполне ласкающим слух современных потомков утверждением: «Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны».

После привычного для средневекового путешественника описания одежд русов, украшений их женщин и рассказов о градациях в материальном достатке русов-купцов, Ибн-Фадлан начинает высказывать свои наблюдения и эмоциональное отношение в резком контрасте с первоначальным восторженным, как кажется, вступлением: «Они грязнейшие из твари Аллаха, (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы». Для правоверного мусульманина, ежедневная пятикратная молитва которого должна сопровождаться ритуальным омовением, грязь и смрад, а также пренебрежение нормами гигиены, представляли шоковое явление.

«Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле [12] , а это большая река, и строят на её берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять или двадцать, меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ними (сидят) девушки восторг для купцов. И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и (таким образом) застаёт его сочетающимся с ней, и он (рус) не оставляет её, или же (удовлетворит) отчасти свою потребность».Невольно проскальзывает сарказм при воспоминании утверждений неоязычников о благородстве и чистоте жизни русов-язычников. Очевидно, именно половой распущенностью купцов, торгующих своими наложницами, можно упомянутые «чистоту и благородство» проиллюстрировать вместе с неоязычеческой умильной «природной гармонией». Подобно животным, не стыдясь друг друга, купцы удовлетворяют свою похоть на глазах у покупателей невольниц, что, похоже, «гармонию» только развивает...

«И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит её своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и своё лицо и все свои волосы. И он моет их и вычёсывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюёт в неё и не оставляет ничего из грязи, но (всё это) делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несёт лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестаёт переносить её от одного к другому, пока не обойдёт ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюёт и моет своё лицо и свои волосы в ней».

Комментарии к этому сюжету, думаю, излишни. Остаётся лишь чувство брезгливости и недоумения от подобной формы «гигиены», продиктованной не иначе как пресловутой «гармонией с природой».

«И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и несёт с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдёт к высокой воткнутой деревяшке, у которой имеется лицо, похожее на лицо человека, а вокруг неё (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений стоят высокие деревяшки, воткнутые в землю.

Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: "О, мой господин, я приехал из отдалённой страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов, и соболей столько-то и столько-то шкур", пока не сообщит (не упомянет) всего, что он привёз с собою из числа своих товаров  – "и я пришёл к тебе с этим даром"; потом (он) оставляет то, что было с ним, перед этой деревяшкой, "и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы он купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу". Потом он уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то он опять приходит с подарком во второй и третий раз, а если всё же оказывается трудным сделать то, что он хочет, то он несёт к каждому изображению из (числа) этих маленьких изображений по подарку и просит их о ходатайстве и говорит: "Это (эти) жёны нашего господина, и дочери его, и сыновья его". И он не перестаёт обращаться к одному изображению за другим, прося их и моля у них о ходатайстве и униженно кланяясь перед ними. Иногда же продажа бывает для него легка, так что он продаст. Тогда он говорит: "Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне следует вознаградить его". И вот, он берёт известное число овец или рогатого скота и убивает их, раздаёт часть мяса, а оставшееся несёт и бросает перед этой большой деревяшкой и маленькими, которые вокруг неё, и вешает головы рогатого скота или овец на эти деревяшки, воткнутые в землю. Когда же наступает ночь, приходят собаки и съедают всё это. И говорит тот, кто это сделал: "Уже стал доволен господин мой мною и съел мой дар"».

Не правда ли, описание идолопоклонства русов более чем классично, и известно каждому ещё из школьных учебников? Из христианского духовного наследия – из библейского Ветхого Завета – известен прецедент кормления идола, который был разоблачён пророком Даниилом [13] . В этом же тексте Ибн-Фадлан без насмешек, с непосредственностью объясняет, куда исчезают жертвы идолам, которые приносили язычники-русы.

«И если кто-нибудь из них заболеет, то они забивают для него шалаш в стороне от себя и бросают его в нём, и помещают с ним некоторое количество хлеба и воды, и не приближаются к нему и не говорят с ним, но посещают его каждые три (?) дня, особенно если он неимущий или невольник [14] . Если же он выздоровеет и встанет, он возвращается к ним, а если умрёт, то они сжигают его. Если же он был невольником, они оставляют его в его положении, так что его съедают собаки и хищные птицы. И если они поймают вора или грабителя, то они ведут его к толстому дереву, привязывают ему на шею крепкую верёвку и подвешивают его на нём навсегда, пока он не распадётся на куски от ветров и дождей ».

Здесь более чем наглядно показана языческая «гуманность».

«И ещё прежде говорили, что они делают со своими главарями при их смерти такие дела, из которых самое меньшее – сожжение [15] , так что мне очень хотелось присутствовать при этом, пока (наконец) не дошло до меня известие о смерти одного выдающегося мужа из их числа. И вот, они положили его в его могиле и покрыли её крышей над ним на десять дней, пока не закончили кройки его одежд и их сшивания. А это бывает так, что для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут его (мёртвого) в него и сжигают его корабль, а для богатого поступают так: собирают его деньги и делят их на три трети, одна треть остаётся для его семьи, одну треть употребляют на то, чтобы для него скроить одежды, и одну треть, чтобы приготовить набид, который они будут пить в день, когда его девушка убьёт сама себя и будет сожжена вместе со своим господином; а они, всецело предаваясь набиду, пьют его ночью и днём, так что иногда один из них (кто-либо из них) умирает, держа чашу в своей руке. И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и его отрокам: "Кто из вас умрёт вместе с ним?" Говорит кто-либо из них: "Я". И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки».

В «Книге Велеса» особым образом выделяется мысль: «Боги русов не берут жертв людских и ни животными, единственно плоды, овощи, цветы, зёрна, молоко, сырное питьё (сыворотку), на травах настоянное, и мёд, и никогда живую птицу и не рыбу, а вот варяги и аланы богам дают жертву иную – страшную, человеческую, этого мы не должны делать, ибо мы Даждьбоговы внуки и не можем идти чужими стопами...» [16]  Данное утверждение «даждьбоговых внуков» опровергается личным свидетельством арабского путешественника, который пишет как очевидец и о человеческом жертвоприношении (девушки), и о приношении животных. Заявлять про данный рассказ, что это, мол, выдумка недоброжелателей, едва ли отважится кто-либо из учёных. Даже сейчас в языческой Индии пережитки обряда самосожжения вдовой умершего мужа часто повторяются под названием обряда сати. В этом контексте неоязычникам, претендующим на духовное родство с индийской культурой, сложно подобрать контраргументы против свидетельств Ибн-Фадлана.

«И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: "Кто умрёт вместе с ним?" И сказала одна из них: "Я". Итак, поручили её двум девушкам, чтобы они оберегали её и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками. И принялись они (родственники) за его дело, кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему. Когда же пришёл день, в который будет сожжён он и девушка (с ним), я прибыл к реке, на которой находился его корабль, и вот, вижу, что он уже вытащен на берег и для него поставлены четыре подпорки из дерева хаданга (белого тополя) и другого дерева, и поставлено также вокруг корабля нечто вроде больших помостов (амбаров?) из дерева. Потом корабль был протащен дальше, пока не был помещен на эти деревянные сооружения. И они начали уходить и приходить, и говорили речью, которой я не понимаю. А он (мёртвый) был далеко в своей могиле, так как они ещё не вынимали его. Потом они принесли скамью, и поместили её на корабле, и покрыли её стёгаными матрацами и парчой византийской, и подушками из парчи византийской, и пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма (?) большая (и толстая), мрачная (суровая). Когда же они прибыли к его могиле, они удалили в сторону землю с дерева (с деревянной покрышки) и удалили в сторону это дерево и извлекли его (мёртвого) в изаре, в котором он умер, и вот, я увидел, что он уже почернел от холода этой страны. А они ещё прежде поместили с ним в его могиле набид и некий плод и тунбур. Итак, они вынули всё это, и вот, он не завонял и не изменилось у него ничего, кроме его цвета. Итак, они надели на него шаровары и гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчёвый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку (калансуву) из парчи, соболевую. И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку (кабину), которая на корабле, и посадили его на матрац, и подпёрли его подушками и принесли набид, и плод, и благовонное растение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали её на две части, и бросили в корабле. Потом принесли всё его оружие и положили его рядом с ним (букв. к его боку). Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом они разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нём (корабле). Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нём (корабле)».

Те же примитивные представления о необходимости материальной поддержки умершего в загробной жизни, которые свойственны язычеству вообще, были развиты и у язычников-русов. К сожалению, вопреки обману или самообману современных русских язычников, были у русов в X веке приношения в жертву как животных, так и человека.

«А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причём с ней соединяется хозяин (данной) юрты и говорит ей: "Скажи своему господину: "право же, я сделала это из любви к тебе"».

Здесь хотелось бы спросить современных язычников, как бы они расценили в случае их смерти необходимость для их жён или подруг «поминальных» половых контактов со своими друзьями «из любви» к умершему? А как бы отнеслись к необходимости её последующей жестокой смерти? Это к вопросу о «доброте и гуманности» русского язычества...

«Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они уже раньше сделали наподобие обвязки больших ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой, обозревая окрестность, и говорила нечто на своём языке, после чего её спустили, потом подняли её во второй раз, причём она совершила то же действие, что и в первый раз, потом её опустили и подняли в третий раз, причём она совершила то же, что сделала те два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала её голову и забросила её (голову). Они взяли эту курицу и бросили её в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: "Она сказала в первый раз, когда её подняли, вот я вижу моего отца и мою мать, и сказала во второй раз, вот все мои умершие родственники сидящие, и сказала в третий раз, вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовёт меня, так ведите же к нему". И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает её. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе перед этим служили ей, а они обе – дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом её подняли на корабль, но ещё не ввели её в палатку (кабину), и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причём старуха побуждала её к питью его и чтобы войти в палатку (кабину), в которой находится её господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку (кабину), но всунула свою голову между ней и кораблём, старуха же схватила её голову и всунула её (голову) в палатку (кабину) и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук её крика, причём взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили её на бок рядом с её господином и двое схватили обе её ноги, двое - обе её руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи верёвку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала её двум (мужам), чтобы они оба тянули её, и она подошла, держа в руке кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между её ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили её веревкой, пока она не умерла. Потом подошёл ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажёг её у огня, потом пошёл задом, затылком к кораблю, а лицом своим (...), зажжённая деревяшка в одной его руке, а другая его рука (лежала) на заднем проходе, (он) будучи голым, пока не зажёг сложенного дерева (деревяшек), бывшего под кораблём. Потом подошли люди с деревяшками (кусками дерева для подпалки) и дровами, и с каждым из них деревяшка (лучина?), конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить её в эти куски дерева (подпал). И принимается огонь за дрова, потом за корабль, потом за палатку, и за мужа, и за девушку, и за всё, что в ней находилось, подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение его (огня).

И был рядом со мной некий муж из русов, и вот, я услышал, что он разговаривает с переводчиком, бывшим со мною. Я же спросил его, о чём он говорил ему, и он сказал: "Право же он говорит: «Вы, о арабы, глупы»... Это (?) он сказал: «Воистину, вы берёте самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус, и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»". Тогда я спросил об этом, а он сказал: "По любви господина его к нему (вот) уже послал он ветер, так что он унесёт его за час". И вот, действительно, не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в мельчайший пепел. Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились ».

Послесловие

Ещё раз необходимо повторить, что свидетельства «внешних» порой бывают гораздо более непредвзятыми, чем попытки прояснить истину «внутри семьи». Так случилось и с описанием подлинного лица язычества, которое бытовало у наших предков – русов, с помощью записок посла из далёкого мусульманского халифата. Свидетельство Ибн-Фадлана уместно почитать многим из наших современников, чтобы открыть для себя много нового и, главное, избавиться от национального чванства и иллюзий.

Данная работа не стремится только развенчать неоязыческие мифы о благородстве религии предков. Речь идёт всё же о более глубокой идее – о действительно облагораживающем влиянииединобожияна языческие народы.

Нелицеприятному показу исторического русского язычества уделено здесь внимание постольку, поскольку религиозная свобода на территории стран бывшего Союза привела к разгулу новых версий языческих суеверий в наибольшей степени именно среди русских людей. Память о великом значении христианства в жизни нашего Отечества неблагодарно забыта ими в угоду человеческим страстям и гордыне, которые удобнее всего персонифицируются в разного рода божках, идолах и фетишах. Опасность подобного «возрождения» подстерегает сегодня и другие народы, учитывая описанную в начале данной работы тенденцию в СМИ к культивации язычества в современном мире.

Христианская апологетическая наука утверждает, что все народы некогда исповедовали Единого Бога. Но со временем почти у всех народов, вследствие склонности большинства к потаканию своим человеческим страстям и невежеству [17] , знание о Всевышнем вытесняется идеей о богах рангом поменьше, с которыми удобнее «договариваться» о бытовых нуждах и испрашивать санкцию на безнравственность [18] .

Так, зороастризм, за короткое по историческим меркам время «скатившийся» в политеизм, отличался допустимостью инцестов [19]  и жестокостью по отношению к окружающей природе [20] .

Аравия до принятия ислама представляла собой нравственную пустыню. «...Большинство арабов до Ислама утопали в невежестве и заблуждениях... Духовный спад и невежество были особенностью этого периода. Племена вели междоусобные войны, а народ был увлечён азартными играми, употреблением вина, ростовщичеством... Жестокость и насилие, обычаи невежества (джахилийи) были нормой жизни арабов до Ислама. Они заживо закапывали новорождённых девочек, выгоняли жён из дома во время месячных» [21] . И это на фоне всеобщей половой разнузданности, когда муж мог отдавать жену на сожительство с другим мужчиной, а также не считалась зазорной «свободная любовь» женщины со многими мужчинами, где она путём гаданий определяла отца ребёнка. «Непристойность и прелюбодеяния преобладали почти во всех социальных слоях, кроме немногих мужчин и женщин, достоинство которых им препятствовало... Казалось, что большинство арабов не чувствовало себя виноватым в совершении этих непристойностей» [22] .

По свидетельству того же Ибн-Фадлана, тюркские племена, сквозь земли которых он проезжал, не отличались от русов ни гигиеной, ни религиозными взглядами, среди которых встречались и фаллические культы [23] .

Очевидно, что прошлое каждого народа таит негативные явления, связанные с его погружением в язычество, и любому даже крайне предвзятому исследователю сложно спорить с тезисом о том, что все эти явления в духовной и бытовой культуре народов начинают исчезать с принятием идеи единого Божества. Для наших русских предков религией единобожия стало христианство. Еще раньше для коренных народов Средней Азии идея единого Бога открывается в исламе. Только лишь идея возвращения к единому Богу – не важно, в древности или в современности, – может преобразить в лучшую сторону как отдельного человека, так и целый народ, нацию.

В этом смысле современное неоязычество, как движение полу-идейное, несущее все приметы умственной и нравственной деградации, думается, служит или по крайней мере должно служить предостережением современным народам, проживающим и в России, и в Средней Азии, да и во всём мире.

Сноски:

[1]  В качестве типичного образчика подобных опусов см. Василь Василичъ. Ведическая культура славян-ариев // Интернет-сайт родноверов «АВЕГА»: http://avega.net.ua/avega/index.php/prashchury/70-2011-01-02-18-22-27.html .

[2]  Синявин И. Стезя правды. «Введение», п. 3. Электронная версия в Интернет-библиотеке «Либрусек»:  http://lib.rus.ec/b/164435/read .

[3]  Синявин И. Стезя правды. Глава 47 «Христианство». Электронная версия в Интернет-библиотеке «Либрусек»:  http://lib.rus.ec/b/164435/read .

[4]  Авдеев В. Преодоление христианства. М., «Капь», 1994. Гл. 32. Электронная версия в Интернет-библиотеке «Либрусек»:  http://lib.rus.ec/b/156714/read .

[5]  Истархов В.А. Удар Русских Богов. Глава 18 «Немного о русской религии», раздел «Картина космических сил. Русские Боги». Электронная версия в Интернет-библиотеке «Либрусек»: http://lib.rus.ec/b/91778/read .

[6]  См. Что думают учёные о «Велесовой книге». Сборник публикаций. СПб, «Наука», 2004.

[7]  Творогов О.В. Язык «Велесовой книги». С-Пб, «Наука, 2004 // Что думают учёные о «Велесовой книге». Сборник публикаций. СПб, «Наука», 2004. С. 51.

[8]   http://ru.wikipedia.org/wiki/Велесова_книга

[9]  Ковалевский А.П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. М. 1950. Т. 35. С. 265-293. Электронная версия доступна на сайте «Восточная литература»: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ibn_Fadlan/kov.phtml?id=1606

[10]  Текст «Записки» Ибн-Фадлана приводится по: Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.] Под редакцией И.Ю. Крачковского.

[11]  Оригинальное название творения «Книга Ахмада ибн-Фадлана ибн-Аль-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хамада, клиента Мухаммада ибн-Сулаймана, посла Аль-Муктадира к царю славян».

[12]  Река Волга.

[13]  См. книгу пророка Даниила, 14 главу.

[14]  В комментариях к тексту Ибн-Фадлана советского издания 1939 года приводится наиболее вероятный вариант «...И они даже не посещают его во всё время...». Прим 911. С. 140.

[15]  Обряд сожжения покойных у славян подтверждает и академик Б.А. Рыбаков в своём исследовании «Язычество древних славян». См. п.18 заключения. Здесь же обозначены хорошо узнаваемые у Ибн-Фадлана формы погребения князя русов: «При археологических раскопках на окраинах поселений скифского времени встречены остатки огромных ритуальных кострищ со следами жертвоприношений собак, коней и с вырезанными из земли фигурами лебедей». Электронная версия:  http://lib.rus.ec/b/78185/read

[16]  4 дощечки.

[17]  «Технология» деградации человека от исповедания единобожия к язычеству рассказывается в Библии в послании апостола Павла к Римлянам, 1 глава.

[18]  Оценку происхождения и сущности язычества проводит профессор Московской Духовной академии А.И. Осиповв своей книге «Путь разума в поисках истины. Основное богословие». М., Издание Сретенского монастыря, 2002. Глава VI «Язычество».

[19]  См. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи (перевод Стеблин-Каменский). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. Электронная версия: http://lib.rus.ec/b/105100/read#t51 . Глава VI «При Селевкидах и Аршакидах», раздел «Родственные браки».

[20]  Там же. Глава V «Под властью Ахеменидов», раздел «Религиозные обычаи».

[21]  Жизнь на Аравийском полуострове до Ислама. Размещено на:  http://www.islamdag.ru/istoriya/7270 . Главы «Религиозная жизнь», «Быт бедуинов до Ислама».

[22]  Сайфур Аль-Мубаракпури. Арабские племена до ислама. Размещено на:  http://islamic.narod.ru/proish16.htm

[23]  Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. С. 60-67. 

Богослов.ру

к оглавлению

РАЗНОЕ

В Америке растет число "бывших" христиан

Несмотря на то, что большинство населения Америки считают себя христианами, ряд исследований указывает, на то, что среди взрослого населения США растет количество "бывших христиан", пишет Сhristianpost.

Согласно сведениям, предоставленным калифорнийской компанией Ventura, опросившей 43 000 человек, 70% взрослого населения Америки относят себя к христианам.

Однако по данным Barna Group, только 63% назвавших себя христианами людей глубоко вовлечены в религиозную жизнь, 28% – в средней степени и 9 % – почти ни как не проявляют религиозности в своей жизни.

При проведении исследования учитывались 15 факторов, среди них, такие показатели как процент людей ни разу не молившихся за прошедший год (18%), не читавших Библию за прошедшую неделю (57%), не считающих, что вера является важной частью их жизни (13%), не посетивших церковь на протяжении года (33%).

Президент Barna Group на сайте организации объяснил цель работы так: "Мы хотели показать масштаб секуляризации, основываясь не только на мнении самих респондентов о себе и о своей религиозности. Поэтому при опросе мы учитывали такие факторы как знание основ веры и следование её предписаниям".

"За десятилетия наших исследований, мы столкнулись с интересными фактами. Так, многие, называющие себя атеистами, утверждают, что совершают молитву, а прихожане с многолетним стажем не исповедуют фундаментальных основ своей веры. Люди, с легкостью называющие себя христианами, в действительности живут как атеисты", – отмечают в Barna Group.

Religare, 18.04.2013

к оглавлению

Сергей Худиев: об опасностях борьбы с сектами

Сергей Худиев

Как сообщается в новостях, Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций создает рабочую группу по изучению деятельности представителей нетрадиционных религий — в просторечии именуемых сектами — на территории России. Это сообщение пришло в годовщину трагического штурма поместья «Гора Кармель» в США — когда погибли десятки членов религиозной секты «Ветвь Давидова»

Лжепророк Дэвид Кореш как-то убедил своих последователей, что вот-вот разразится последняя битва сил добра и зла, сектанты засели в поместье «Гора Кармель» и стали закупать оружие. Когда представители властей явились, чтобы задать вполне понятные вопросы, по ним открыли огонь.

Власти осадили поместье, и, после 50-дневной осады, пошли на штурм. Штурм привел к пожару, в котором погибли 79 членов секты. Когда у выживших сектантов спросили, почему же они не оставили своего безумного лидера во время осады и не перебежали к полиции, те отвечали, что все действия властей во время осады  подтверждали «пророчества» Дэвида - он же предсказывал, что силы зла явятся, просыпаемся - а они под окнами.

Это — один из самых ярких, но не единственный пример того, как религиозные психопаты приобретают жуткую, поистине демоническую власть над своими последователями, к их не только душевной, но и, нередко, вполне физической погибели. Вспомним Дэвида Джоунса, который заманил в джунгли Гаяны и там полусклонил-полупринудил к самоубийству около тысячи своих адептов, Секо Асахару с его газовой атакой — эта секта проехалась и по нашей стране — и множество лжехристов и лжепророков поменьше, которые, хотя не достигли такого размаха в убийствах, тем не менее несут ответственность за поломанные жизни людей, да и немалый материальный ущерб — обратим внимание хотя бы на мошенников из «Кингз Кэпитал», действовавших под прикрытием неопятидесятнической общины «Посольство Божье».

Поэтому желание депутатов присмотреться к деятельности религиозных (и квазирелигиозных) сообществ понятно и совершенно оправдано. В некоторых случаях государство может и должно вмешиваться, и у него должны быть инструменты для этого.

Однако тот же случай с «Ветвью Давидовой» побуждает задуматься об опасностях, которые тут могут возникнуть.

Представители государства, очевидно, хотели, как лучше — и они боролись с по-настоящему опасной сектой. Но их необдуманные действия привели только к укреплению власти Кореша над своими последователями, и, в итоге - к десяткам жертв.

Поэтому нам стоит рассмотреть побочные эффекты, которые могут возникать при борьбе с сектами - и то, как она может повлиять на самих сектантов, и то, как она может повлиять на общество в целом.

И их стоит предвидеть; потому что бессмертное изречение Виктора Черномырдина “хотели как лучше, а вышло как всегда” описывает как отечественный, так и мировой опыт - а в английском языке есть похожая поговорка про благие намерения.

Секты часто носят отчетливо апокалиптический характер - конец света наступает вот-вот, мир поделен на избранных, которые переживут все бедствия и войдут в рай на земле (это члены секты и только они) и отверженных (всех остальных), которые погибнут в ходе последней битвы.

Преследования сект превосходно вписываются в эту картину - “сыны тьмы ополчаются на сынов света, мы же вам говорили”. “Всемирная империя лжерелигий преследует истинных рабов Бога”. “В Библии ясно сказано, что истинные верующие будут гонимы, мы, как видите, гонимы - следовательно, мы и есть истинные верующие”. Преследования убеждают сектантов, что они находятся на правильном пути, и что им следует и дальше доверять своему руководству. Более того, боль и обида, вызванная преследованиями, побуждает людей искать поддержки и утешения - и, как Вы думаете, у кого они будут ее искать? Правильно, у собратьев и наставников в той же секте; чем более враждебным будет выглядеть окружающий мир, тем более секта будет становиться единственным источником любви, тепла и человеческого участия.

Борьба с сектами — это та область, где интересы государства и Церкви пересекаются — но не вполне совпадают. Государство озабочено предотвращением посюстороннего, материального ущерба, оно должно защищать жизнь, здоровье и имущество людей. Церковь, полностью поддерживая его в этом, обращена к другому — к вечному спасению.

В глазах Церкви лжеучение есть лжеучение, даже если его нельзя упрекнуть в нанесении физического ущерба.

Соблазнительно позвать городового для вразумления еретиков — тем более, когда городовой, по своим соображениям, и так к ним присматривается. Но у этого есть неизбежный побочный эффект - кто тут еретик, а кто нет, в итоге будет решать именно городовой. Множество Православных мучеников пострадали от христианских византийских императоров - которые впали в ересь и взялись насаждать ее силой государственной власти.

Случаи, когда само по себе исповедание истинности Православной Веры вызывало обвинение в “экстремизме” уже были - и если мы признаем за городовым право преследовать людей за их религиозные взгляды, мы сами окажемся в опасности. Механизмы преследования, созданные в ходе борьбы с сектантами, могут быть очень скоро развернуты против нас. В Европе существует мощная тенденция к насаждению светлого царства абортов шаговой доступности и гомосексуализма начиная с детских садов, тенденция, связанная с подавлением - за «гомофобию» и другие ужасные злодеяния - всех, кто с этими нововведениями не согласен. Как повернется развитие событий у нас, мы не знаем - и приучать городового к преследованиям за религию не стоит.

Что же стоит делать? Есть известный стишок про то, как солнце поспорило с ветром, кто быстрее сможет заставить путника снять плащ. Холодный ветер дул изо всех сил, но путник только сильнее кутался в плащ. Но когда пригрело солнце, он сам снял его и убрал в мешок. Члены сект - люди с глубоким и искренним интересом к духовной жизни; чтобы присоединиться к очень непопулярному меньшинству, с перспективой различных неприятностей, надо достаточно серьезно относиться к Богу. И это люди, к которым православное свидетельство должно быть обращено в первую очередь.

Многие люди пришли в Церковь из сект. К обращению их побудила встреча с дружелюбными православными - православными, которые пили с ними чай, терпеливо и грамотно отвечали на их вопросы, и, не только своими словами, но и своим поведением растапливали тот лед недоверия, который сформировался отчасти под влиянием учения секты, отчасти под влиянием враждебности внешнего мира.

Православная вера - истинна; и там, где она возвещается искренне и с усердием, сам Бог, “Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:4)” помогает свидетельству церковных людей.

Государство, несомненно, может и должно преследовать деяния, опасные для физической жизни, здоровья и имущества граждан. Однако его не следует поощрять преследовать ересь как таковую. Борьба с ересью должна совершаться мечем слова Божия, а не дубинкой полицейского — и ее должна вести Церковь, а не государство. 

Радонеж, 19.04.2013

к оглавлению

В Беларуси создаётся центр помощи пострадавшим от деструктивной религиозности

В Беларуси создается некоммерческий Центр защиты здоровья семьи и личности, который будет оказывать системную консультационно-реабилитационную помощь пострадавшим от нездоровых форм религиозности (жертвам деструктивных культов и сектантских искажений традиционных религий) и квазирелигиозных групп (например, коммерческих культов, представленных «пирамидами» сетевого маркетинга), их родным и близким. Об этом сообщается на Белорусском православном информационном портале СОБОР.by

По данным Информационно-консультативного Центра им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого, действующего при Минском Епархиальном Управлении, в Беларуси документально зафиксирована деятельность 398 организаций, относящихся к новым религиозным движениям (НРД). Из них 101 организация вписывается в такие религиоведческие категории как культовое движение, секта, культ. Кроме того, в Республике действует 297 клиентурных культов. Из всех НРД официально зарегистрированы в Беларуси как религиозные организации только 13. При этом среднее количество НРД, ежегодно появляющихся в стране, начиная с 1988 года, составляет 14 организаций.

Новыми религиозными движениями распространяется 421 периодическое издание, 96 из которых выпускаются в Беларуси. Помимо этого, рекламируют свою деятельность через белорусские СМИ 258 целителей, гадалок, экстрасенсов, колдунов, магов, хиромантов и 28 астрологов.

«Центр защиты здоровья семьи и личности, который создается при партнерской поддержке Центра им. преп. Иосифа, игумена Волоцкого, призван вести полноценную работу, связанную с консультированием «культистов» и их близких по вопросам преодоления культовой зависимости и последствий «культовой травмы», — говорит координатор нового проекта Олег Нагорный. — В основе консультирования подход, который был сформирован в процессе частного некоммерческого консультирования с учетом российского, украинского, европейского и североамериканского опыта».

По словам координатора проекта, особенность данного подхода заключается в отказе от шоковой интервенции. Вместо этого пострадавший мягко включается в систему оздоравливающих коммуникаций с близкими или проблемной группой.

Параллельно помощь в решении специфических проблем психологической, духовной и социальной жизни обратившимся будут оказывать дружественные Центру психоконсультанты, священнослужители и социальные педагоги. Консультантом Центра по духовно-богословским вопросам со стороны Православной Церкви является настоятель миссионерского прихода храма святителя Николая Японского в Минске иерей Павел Сердюк.

Правмир, 19.04.2013

к оглавлению

В Усть-Каменогорске начал работу единый call-центр по оказанию помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений

Государственный социальный заказ информирования населения о сути религиозных течений и оказания помощи пострадавшим от действий различных сект получило общественное объединение «Единство», имеющее большой опыт в этой сфере.

По сути, Центр информирования и помощи, чем до этого было «Единство», продолжил свою работу уже в рамках госсоцзаказа и стал администратором проекта. Созданное городским активистом Сергеем Лебедевым пять лет назад общественное объединение все эти годы активно занималось профилактикой среди населения религиозного экстремизма. За помощью может обратиться любой человек, пострадавший от деяний деструктивных культов. Здесь им окажут бесплатную консультативную, психологическую и правовую помощь.

По словам С.Лебедева, создание объединения стало велением времени. За последние годы мир «наводнили» различного толка псевдопроповедники, тоталитарные секты, религиозно-экстремистские организации. Для казахстанского общества все эти веяния представляют реальную опасность и угрозу стабильности.

Пять лет работы ОО «Единство» в этой сфере дают результаты, говорит С. Лебедев. Люди уже не идут бездумно на различные семинары, тренинги как местных, так и заезжих «целителей человеческой души». Так, благодаря обращениям горожан в центр правоохранительными органами была пресечена деятельность зарубежных миссионеров, которым пришлось покинуть нашу страну по решению суда и заплатить штраф за незаконную миссионерскую деятельность.

Общественные активисты «Единства» готовы внимательно выслушать всех, кто считает, что его личные права и интересы определенным образом нарушены в результате обращения к нетрадиционным религиозным организациям. В call-центр можно бесплатно позвонить с любой точки Казахстана по тел. 8-800-080-26-17.

КАЗИНФОРМ, 23.04.2013

к оглавлению

Сектанты наводняют детсады в Болгарии

Представители различных деструктивных религиозных движений проникают в детские сады якобы для занятий с детьми различными танцами или гимнастикой, но, в конечном счете, принимаются проповедовать детям религиозные доктрины и вербовать в секты их родителей. Об этом идет речь в недавнем расследовании болгарских журналистов.

Самый последний известный случай в болгарской столице – 85-й детский сад «Родина». Дети здесь обучались так называемой «паневритмии» - системе культовых песнопений и ритуальных танцев, практикуемых в секте «Белое братство». Правда, эта практика была своевременно пресечена, в отличие от предыдущего аналогичного случая трехлетней давности. Тогда сразу в нескольких школах Софии в нескольких столичных школах, где ученики долгое время практиковали распевание мантр под руководством сектантских «учителей».

- Вначале дети только учатся только петь и танцевать, но потом наблюдается изменение в их поведении, рассказала журналистам Станислава Кьосева из болгарского Центра изучения религиозных движений.

В Дирекции по вероисповеданиям говорят, что осведомлены о вскрытых фактах. По словам руководителя этого ведомства Эмиля Велинова такие случаи – редкость. По мнению специалистов дирекции, проблема заключается в том, что родители школьников сами не уличают сектантов. В случае с 85-м детским садом доказано, что фонд, под прикрытием которого детей учили «паневритмии», не имеет соответствующего разрешения на работе в дошкольных учреждениях, и ему грозит отзыв разрешения даже на основной вид гуманитарной деятельности.

Украина сектантская, 21.04.2013

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное