← Ноябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
26
|
27
|
||
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости 16 ноября
НОВОСТИ 10-16 ноября 2011 года Судмедэксперт призывает Свидетелей Иеговы пересмотреть запрет на переливание крови
Судмедэксперт призвал руководство Свидетелей Иеговы пересмотреть запрет на переливание крови после смерти женщины при обстоятельствах, которые он описал как «наглядную иллюстрацию последствий непреклонного следования этому учению». Свидетельница Иеговы, скончавшаяся от осложнений после хирургического вмешательства, скорее всего, выжила бы, если бы согласилась на переливание крови. Таков был вердикт судмедэксперта Рода Чандлера в связи со смертью 49-летней Джудит Луизы Аллен из г. Гленорхи, Тасмания. Сайт News.com сообщает, что женщина скончалась в Королевской больнице г. Хобарт от внутреннего кровотечения после операции. Судмедэксперт, по сообщению газеты Tasmania Mercury, указал следующие причины смерти:
Джудит и ее супруг Саймон принадлежат к числу Свидетелей Иеговы, которые утверждают, что их убеждения не позволяют им принимать переливание крови. Как сообщает сайт News.com, персонал больницы пытался убедить мужа Джудит позволить перелить его жене кровь, когда после операции у нее началась кровопотеря, но г-н Аллен отказался дать согласие, сославшись на свои убеждения. Его жена умерла наутро после операции . Выражая свое профессиональное мнение, судмедэксперт Род Чандлер заявил:
Далее судмедэксперт сказал :
Газета Tasmania Mercury сообщает, что в Тасмании проживает более 2400 Свидетелей, объединенных в 24 общины. Старейшина секты, Грэм Мартин, давший интервью в ответ на заявление судмедэксперта, сказал, что многочисленные научные исследования подтверждают возможность «бескровного медицинского вмешательства» в ситуациях, когда религиозные убеждения не допускают переливания крови. Старейшина Мартин сказал, что есть …
— Digital Journal, 10.11.2011
«Твердая позиция» в отношении переливания крови Один из руководителей Свидетелей Иеговы выступил в защиту права этой религии делать собственный выбор в вопросе переливания крови. Старейшина Грэм Мартин назвал заблуждением мнение о том, что смертность среди Свидетели Иеговы выше в результате отказа от переливания крови. «Все больше медицинских исследований указывает на обратное», — заявил вчера г-н Мартин. По его словам, все больше людей в мире отказываются от переливания крови по культурным и медицинским соображениям. Однако Свидетели Иеговы, сказал он, — единственная группа людей, которая приняла это решение по медицинским причинам. […] Г-н Мартин сказал, что не будет комментировать случай с г-жой Аллен. «Тем не менее, общеизвестно, что Свидетели Иеговы продолжают занимать твердую позицию в отношении переливания крови, основанную на ясном учении Библии, что христиане должны „воздерживаться от крови“». Г-н Мартин заявил, что, по некоторым данным, переливание крови не помогает в некоторых ситуациях. «Помимо отсутствия данных о пользе этой процедуры, есть все больше публикаций, демонстрирующих, что переливание влечет за собой негативные последствия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе», — сказал он. — The Mercury, 12.11.2011
Новые материалы Свидетелей Иеговы запрещены в Сахалинской области Иск прокуратуры Макаровского района Сахалинской области о признании экстремистскими девяти материалов Свидетелей Иеговы был удовлетворен судом 11 ноября, сообщает ИАЦ "СОВА". Были запрещены следующие материалы: "Кто такие Свидетели Иеговы", "Кто такой Иегова? ", "Страданий скоро не будет! ", "Огненный ад Божье воздаяние? ", "Кто такой Иисус Христос? ", "Кто в действительности правит миром? ", "Выживет ли этот мир? ", "Ответственны ли мы перед Богом? Или всё находится в руках судьбы? ", "Утешение страдающим депрессией". Все эти материалы – небольшие трактаты, опубликованные на нескольких разворотах буклета небольшого формата, содержащие тезисные рассуждения на заявленные темы. Трактат о депрессии вообще не содержит ничего, кроме советов побольше гулять, заниматься спортом и читать Библию. Один из этих материалов, "Кто в действительности правит миром", ранее уже был рассмотрен судом и не был признан экстремистским. Повторное его рассмотрение судом, а тем более запрет, являются незаконными. О запрете, который, по сообщению прокуратуры, уже вступил в силу, Свидетели Иеговы узнали, как и все, из сообщений СМИ. Соответствующие жалобы в ближайшее время будут направлены в суд. — Портал-Credo.Ru, 14.11.2011
Мормоны
Радио Азаттык представляет новую свою рубрику: «Карта религий в Казахстане». Начинаем, чисто случайно, с мормонов. Наши репортеры посетили в Алматы воскресное богослужение мормонов и побеседовали с некоторыми руководителями общины. Во время одной из конференций в Алматы я познакомился с Марианной Гуриной, руководителем общественной организации «Улагатты жануя» («Благополучная семья»). Во время разговора в кулуарах конференции по вопросам благополучия семьи обнаружилось, что она в этом отношении придерживается ценностей мормонской церкви, а сама не только мормонка, но и одна из руководителей церкви мормонов в Казахстане. Марианна Гурина опровергла расхожее мнение о том, что мормоны придерживаются многоженства (полигамии). По ее словам, вероучение и религиозная практика мормонов главной ценностью признает благополучие семьи – моногамной. Она пригласила корреспондентов нашего радио Азаттык посетить воскресное богослужение в церкви мормонов в Алматы, чтобы мы смогли удостовериться в истинности ее слов. Вскоре два корреспондента нашего радио Азаттык побывали на богослужении мормонов и побеседовали с руководителями местной общины. МОРМОН-ТУРОК ФАРХАД Мы не без труда нашли церковь мормонов в Алматы. Оказалось, что это не храм в общепринятом смысле – с куполами или со шпилями. Скорее всего, церковь похожа на молельный дом. Причем это не отдельное строение, а всего лишь отдельный подъезд, но на два этажа. Территория церкви огорожена металлической решеткой, на которой прикреплены две таблички на русском и казахском языках: «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Ниже названия следует пояснение: «Казахстанский Алматинский приход». Когда мы вошли в церковь мормонов в Алматы, то обнаружили, что идет богослужение. Нас встретила Марианна Гурина. На вопрос о том, можно ли присутствовать на богослужении, она ответила утвердительно. Комната для богослужения напоминает конференц-зал, с трибуной для оратора и креслами для присутствующих. Слева от трибуны, с задней ее стороны, сидели трое мужчин: в центре – президент местной общины мормонов, а слева и справа от него – два его заместителя, называемые первым и вторым советниками. Состав руководителей оказался интернациональным: президент – уйгур, первый советник – казах (Марат Имангазиев – с ним нам удалось затем побеседовать), второй советник – кореец. Справа от трибуны, позади нее, стоит электропианино. Однако в этот день не было света, поэтому когда в завершение богослужения прихожане стали исполнять гимн мормонов, то им пришлось петь без аккомпанемента – капеллой. Пение было негромким, но звучным. При этом хор, как мне показалось, был разделен на четыре голоса – два мужских и два женских. Негромкий, но явственно звучавший бас приятно дополнял другие голоса. Когда мы вместе с Марианной Гуриной вошли в зал богослужения, прихожанка рассказывала о своих религиозных ощущениях во время одной из поездок по религиозным делам. Были и другие выступления, в частности своего рода популярная лекция о том, что такое откровение и как оно проя вляется в религиозной практике мормонов. Однако на нас – корреспондентов радио Азаттык – особое впечатление произвело выступление молодого турка, примерно 27 лет, по имени Фархад. Речь Фархада нельзя было назвать ораторской – в отличие от выступлений других прихожан. Он говорил довольно медленно, местами делая паузу, чтобы найти подходящие слова и выражения. Как говорит Фархад, после того, как он из мусульманина стал мормоном, многие его друзья не только отвернулись, но и объявили своим врагом. По его словам, он очень переживает из-за этого, однако подобная ситуация, наоборот, прибавляет силы, укрепляет уверенность в правоте сделанного выбора. Тут же захотелось записать своего рода исповедь Фархада на диктофон, однако Марианна Гурина сказала, что руководство общины просило не записывать богослужение или пытаться брать интервью у прихожан, чтобы «не стеснять их». Также не было дано разрешения на видео- и фотосъемку происходящего в церкви. Богослужение мормонов закончилось короткой проповедью одного из прихожан, после чего был исполнен гимн мормонов. МОРМОН-КАЗАХ МАРАТ После богослужения удалось поговорить с первым советником президента алматинской общины мормонов Маратом Имангазиевым. Он произвел впечатление общительного человека, однако отказался от фотографирования. Марат Имангазиев родом из Талдыкорганской области. В 1990-х годах переехал в Алматы. Одно время работал водителем сотрудника представительства ООН в Казахстане, который оказался мормоном. Мормоном также были все члены его семьи. Как говорит Марат Имангазиев, его сын Максат подружился с сыном этого работника ООН и впоследствии захотел стать мормоном. По словам Имангазиева, он поначалу был против. Однако сын упорно стоял на своем, да и самому Марату Имангазиеву (по мере того как он общался с мормоном и видел, какие прекрасные отношения царят в его семье) религия мормонов казалась всё более привлекательной. В конце концов сын Марата Имангазиева, а затем и он сам стали мормонами. – Потом и остальные члены моей семьи стали мормонами. Вы могли видеть мою жену во время сегодняшнего богослужения, – говорит Марат Имангазиев. На вопрос о том, были ли у него, как у Фархада, проблемы при переходе из мусульман в мормоны, Марат Имангазиев ответил: – Были, конечно. Поначалу от меня почти все друзья отвернулись. Однако затем всё нормализовалось. Со всеми прежними друзьями у меня в настоящее время прекрасные отношения. В компании друзей единственное отличие состоит в том, что я, в отличие от них, не курю и не пью спиртного. По его словам, в настоящее время он уже не работает водителем, а содержит свое крестьянское хозяйство в Алматинской области, а также работает администратором в одной из коммерческих структур. Как говорит Марат Имангазиев, у него есть мать, которой уже за 70 лет. По его словам, она поначалу была против того, чтобы он перешел в мормоны, однако впоследствии смирилась. – Мама живет с нами. Она мусульманка, намаз не совершает, однако держит Оразу, пост. Никаких проблем в нашей семье нет из-за того, что моя мама мусульманка, а мы все остальные - мормоны, – говорит Марат Имангазиев. По его словам, в его семье нет проблем не только во взаимоотношениях со старшим поколением, но и с детьми, которые растут воспитанными, усердными и очень способными к обучению детьми – особенно в овладении иностранными языками. Затем речь зашла о финансовых вопросах. По словам Марата Имангазиева, он не получает денег за свою деятельность в качестве первого советника президента местного мормонского прихода, поскольку выполняет эти обязанности на общественных началах. Оказывается, Марат Имангазиев, как каждый взрослый прихожанин, отчисляет в центр мормонов, который находится в США, одну десятую часть своего заработка – так называемую десятину. Кроме того, он каждый месяц делает традиционное пожертвование, которое в Алматы установлено в размере полторы тысячи тенге. По его словам, пожертвования остаются в местной церкви и направляются для оказания помощи нуждающимся прихожанам. Когда речь зашла о денежных взносах, то Марат Имангазиев и Марианна Гурина показали чеки, как доказательство того, что эти взносы проходят через кассу и движение финансов максимально прозрачное. Как говорит Марат Имангазиев, взносов прихожан было бы недостаточно, чтобы содержать арендуемое помещение для местной общины мормонов. По его словам, деньги на эти цели поступают из центра мормонов из США. Марианна Гурина подтвердила его слова. Как говорит Марат Имангазиев, число мормонов в Алматы около трехсот человек, однако приход зарегистрирован как республиканское религиозное объединение. На вопрос о том, не боится ли он, что церковь мормонов в Алматы будет закрыта властями, поскольку по новому закону республиканские религиозные организации должны насчитывать не менее пяти тысяч человек, Марат Имангазиев смиренно ответил: – Мы надеемся, что бог нам поможет. По словам Марата Имангазиева, недавно в Казахстане побывали два американских конгрессмена, которые встречались с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а затем посетили местную общину мормонов. МОРМОНЫ – НЕ МНОГОЖЕНЦЫ Марианна Гурина рассказала нам свою историю прихода в лоно церкви мормонов: – Тринадцать лет назад, будучи председателем родительского комитета в школе, я начала предлагать родителям-мужчинам выступить в качестве Деда Мороза. Все отказались, кроме одного – американца. Который почти не умел говорить по-русски. Однако у него всё получилось. После этого случая я стала приглядываться к его семье. Меня потрясли прекрасные и гармоничные отношения между членами его семьи. Он оказался мормоном. Вскоре и я стала мормонкой, кстати, первой в Казахстане. Как говорит Марианна Гурина, церковь мормонов в Алматы, которая насчитывает около трехсот человек, как республиканская религиозная организация зарегистрирована в декабре 2000 года и официально она является руководителем этой организации. – Однако согласно традиции мормонов я, как женщина, не могу быть президентом местного прихода, – говорит она. По ее словам, расхожее мнение о многоженстве мормонов не соответствует действительности: – Конечно, был период, когда такое практиковалось, однако этот период был недлительным. После Гражданской войны в США руководство мормонской церкви решило, чтобы оставшиеся в живых мужчины помогали женщинам-мормонкам, потерявшим мужей. Однако потом обнаружилось, что подобная помощь привела к образованию других семей. После этого было решено прекратить практику многоженства. Тем не менее по сей день некоторые маленькие секты, отколовшиеся от основной мормонской церкви, пытаются придерживаться этой практики. Однако наша церковь решительно осуждает многоженство. Для нас главная ценность – это семья. Мормонские семейные пары создаются раз и навсегда. Как говорит Марианна Гурина, мормоны категорически против гомосексуализма и лесбиянства в своей среде, поскольку по их вероучению «бог создал мужчину для женщины, а женщину для мужчины». – Юноши и девушки смолоду готовятся к семейной жизни. Юноша должен в 19 лет пойти на двухгодичную миссионерскую службу, при этом он может заниматься гуманитарной деятельностью в других странах. Он должен за короткое время изучить язык страны, куда его направят. Он должен сам о себе заботиться, в том числе и готовить пищу. Закалившись морально и физически, научившись рачительно относиться к деньгам, он возвращается и женится. В семьях мормонов, как правило, много детей. Жены традиционно не работают, однако они высокообразованные люди, помогают своим детям в обучении, в том числе и музыке, – говорит Марианна Гурина. По словам нашей собеседницы, мормоны традиционно успешные люди: – Толковость, исполнительность, честность и другие положительные человеческие качества мормона, что называется, видны за версту. Поэтому когда работодатель узнает, что этот человек – мормон, то он его с удовольствием берет на работу. Поскольку знает, что никогда об этом не пожалеет. Поэтому у мормонов, как правило, успешная деловая карьера. Наглядный пример этому – история Марата Имангазиева. Марианна Гурина не стала скрывать того факта, что она уже 15 лет, как разведена с мужем. Вместе с тем она полагает, что именно то обстоятельство, что она и ее дети стали мормонами, позволило детям стать «образованными, активными и порядочными людьми». – Мой бывший муж, – говорит Марианна Гурина, – продолжает общаться с детьми. Поначалу он ворчал, говорил, зачем это я в «секту затягиваю еще и детей». Теперь же говорит, что я поступила правильно. У меня уже две внучки. Дети выросли, так что я теперь могу полностью сосредоточиться на общественной работе. В церкви мормонов Марианна Гурина показала нам класс для девочек, где их готовят к будущей семейной жизни в качестве верных жен и заботливых матерей. Четыре приветливые девочки-подростки – две армянки, уйгурка и казашка – по нашей просьбе спели гимн, посвященный семье. Я обратил внимание на то, что у всех юбки ниже колен. Когда мы уже собирались уходить, то в фойе, показывая на девушку- шатенку, Марианна Гурина произнесла: «Знакомьтесь, это моя дочь. Она здесь проводит занятия». Мы, корреспонденты, представились ей, она в ответ, взмахнув ресницами (как мне показалось, не накрашенными), весело сказала: «А это я – мамина дочь». Тут я вспомнил, что она практически выросла без отца. Хотел было сфотографировать ее, однако мать воспротивилась этому: – Мы против рекламы самих себя. Лучшая реклама – это наши дела. Марианна Гурина разрешила сделать снимки некоторых фотографий и картин, висевших на стенах. На прощание она подарила нам мормонские брошюры о целомудрии, слагаемых семейного счастья и другие, журнал мормонов «Лиахона» и две книги: одна – с гимнами, другая – под названием «Книга мормона». – Если будет время, почитайте. Это очень полезные книги, – сказала Марианна Гурина. — Радио Азаттык, 15.11.2011
Борис Фаликов: Томская прокуратура пошла войной на «Махабхарату»
В Томске случилась трагикомическая история. Трое сотрудников местного университета объявили Бхагавадгиту экстремистской книгой. На всякий случай поясню. Бхагавадгита (с санскрита — "Божественная песнь"), часть индийского эпоса Махабхарата — одна из самых почитаемых священных книг индуизма. Переведенная на множество европейских языков, включая русский, она является своего рода визитной карточкой этой религии и индийской культуры в целом. Поэмой восхищались Гете, Толстой и Эйнштейн, но вот сотрудники Томского университета, ознакомившись с шедевром, испугались не по-детски. И заявили, что Гита сеет религиозную и национальную рознь. Все бы ничего, Россия — страна большая, и чудаков в ней много. Но беда в том, что некоторые из них облечены властью. Скромные сотрудники Томского университета провели экспертизу Гиты по просьбе местной прокуратуры, которая и возбудила дело по запрещению опасной книги. За что же прокурорские взъелись на священный текст? Все очень просто. Бхагавадгиту почитают российские кришнаиты, а они, как известно, опасная секта, о чем еще в 1994 году предупредил Архиерейский собор РПЦ и призвал к бдительности. Вот прокурорские и бдят. А вместе с ними бдит и местное управление ФСБ — как бы секта не увлекла в свои сети бедных томичей. Простейший способ решить проблему — объявить кришнаитов экстремистами и запретить. Но для этого нужно доказать, что они опираются в своей пропаганде на вредные книжонки. В результате этой незамысловатой дедукции "Божественная песнь" и стала предметом судебного разбирательства. Судить собрались конкретную книгу "Бхагавадгита как она есть", переведенную с санскрита Свами Бхактиведантой Прабхупадой. Это он в 1970-е годы перенес на Запад одну из школ индийского вишнуизма; школа существует по сей день под именем Международного общества сознания Кришны. В результате этой непростой операции вишнуизм претерпел, конечно, трансформацию, но в общем и целом уцелел. Свидетельство тому — популярность, которой он пользуется у индийской диаспоры, стремительно растущей в наш глобальный век. Приезжае т к нам какой-нибудь индийский коммерсант, а тут, гляди-ка, стоят родные храмы — помолиться есть где. А заодно попросить Кришну, чтобы помог в трудном общении с местными чиновниками. Да и русские ребята, которые молятся рядом, тоже помогают поверить, что в этой стране все же есть люди, с которыми можно найти общий язык без финансовых потерь. Перевод Прабхупады не блещет литературными достоинствами. К тому же он двойной: автор перевел Гиту на английский, а его безымянные помощники на русский. Недостатки двойного перевода всегда очевидны. И первый отечественный перевод Гиты тоже был сделан с английского и напечатан в типографии Николая Новикова в 1788 году. Я бы не рекомендовал знакомиться по нему с Гитой. Совсем другое дело блестящий перевод Всеволода Семенцова, которому удалось не только передать религиозные глубины, но и переложить санскритские шлоки звучным русским стихом. Однако перевод Прабхупады и не претендует на литературные достоинства. Автор преследует совершенно иную цель — перевести, а главное, откомментировать священный текст в духе бенгальского вишнуизма. Конечно, он имеет в виду современную аудиторию, но не столько подстраивается под нее, сколько врачует нравы. И местами его обличения звучат грубовато. Такой стиль характерен сегодня для многих харизматических проповедников традиционалистского толка. Какой-нибудь православный старец запросто даст Прабхупаде сто очков вперед. Логика таких проповедников понятна, они хотят встряхнуть грешников, погрязших в неверии. Чтобы у тех отверзлись уши, а заодно и души. В комментариях Прабхупады на этот обличительный пафос накладываются еще отсылки к индийской архаике. Нам они могут показаться малоцивилизованными. Однако, сравнивая неверующих людей с собаками, свиньями и верблюдами, Прабхупада следует букве самих священных текстов. Такие же сравнения можно найти и в иных традициях. Просто современные христиане (в отличие от мусульман) стараются их избегать, а Прабхупада нет. И, наконец, главное. Для правильного понимания священных текстов необходимо знать контекст, в котором звучит то или иное речение. Так ведь и из Нового Завета можно легко надергать человеконенавистнические цитаты. Например, вычитать в Евангелии от Матфея: "Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человека домашние его". И сделать вывод, что Иисус призывает к разрушению семьи. Однако именно на этом и построили свою "научную экспертизу" сотрудники Томского университета. И, кто бы сомневался, обнаружили в Бхагавадгите "признаки разжигания розни". Ясно, что подобная экспертиза не просто малограмотна. Она является заказом прокуратуры и ФСБ. "Заказом" в том специфическим смысле, в котором это слово употребляется в уголовной лексике. Однако горе-эксперты не проявили профессионализма и в этом специфическом смысле. Когда на судебных слушаниях в Томске высадился десант востоковедов и религиоведов из Москвы, они сразу стушевались и пошли на попятную. Экспертизу пришлось отменить — и тут же была заказана новая. Только вовсе не специалистам, а группе верных "экспертов" из другого сибирского университета, которые уже успели отличиться на поприще борьбы с сектами. Ее результаты легко предсказуемы. Трагикомическая история в Томске свидетельствует, само собой, о бескультурье силовиков, искореняющих экстремизм там, где его отроду не водилось, и ни при каких обстоятельствах не готовых признать собственные ошибки. Как же — на кону честь мундира. Другого от них никто и не ждет. Но гораздо опаснее, что имитация правосудия сопровождается у нас имитацией экспертной деятельности. Для осуществления которой в интеллигентской среде изыскиваются люди не только малограмотные, но и не обремененные "моральными предрассудками". Эта гремучая смесь и позволяет им обвинить в экстремизме памятник мировой литературы или помочь засадить на долгие годы невинного человека. — Московские новости, 11.11.2011
В России появится еще одна исламская социальная сеть Открытие в России сайта социальной сети для мусульман "SalamWorld" запланировано на весну 2012 года. "SalamWorld" - это социальная сеть будущего поколения, которая благодаря своей уникальной архитектуре и возможностям позволит мусульманским ученым и общественным деятелям показывать миру достоинства ислама и возможности мусульманского мира, используя новейшие информационные технологии", - заявили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в среду в Совете муфтиев России, который примет участие в развитии этой сети. "SalamWorld" - это международный проект, инициаторами которого является группа мусульман из России, Казахстана, Турции, Германии, Египта, Малайзии и других стран. Первая исламская соцсеть - "World Muslim" - была запущена в русскоязычном сегменте Интернета в 2009 году. Сейчас на сайте зарегистрировано 14 тыс. пользователей - в два раза меньше, чем к моменту открытия. — Интерфакс, 16.11.2011
Об опасности религиозных сект говорили в Алматы Сегодня в Алматы представители Духовного управления мусульман Казахстана, ученые-историки, студенты Казахского национального педагогического университета имени Абая встретились за круглым столом. Тема разговора – «Берегись сект».
По мнению участников встречи, с одной стороны радует, что молодежь повернулась лицом к религии, духовности, но с другой стороны - беспокоит то, что некоторые из них поддаются влиянию различных религиозных течении и сект. К сожалению, молодые люди не всегда понимают, что цель любой секты – разрушить стабильное общество, в котором царит мир, покой и согласие. Поэтому, руководство университета, в целях повышения религиозной грамотности молодежи, решило почаще проводить подобные встречи. Сотрудники отдела пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана рассказали студентам об истинных ценностях традиционного ислама. Сакен ОРУМБАЕВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК: Поэтому этот круглый стол так и называется - Берегись сект. Эти секты, которые расплодились по всему Казахстану, под вывеской тех или иных религиозных течений одурманивают голову молодежи, особенно студенческой молодежи, они ведут не в том направлении, не в том русле, в котором надо воспитывать казахстанский патриотизм. Я думаю вот эти ценности, которые выработал ислам были донесены до студенчества, чтобы они хорошо ориентировались и разбирались, кто есть кто в этом государстве, кто куда тянет, понимать, что наше благополучие связано не с псевдорелигиозными и тем более оккультно-мистическими сектами и группами, а с правильным мусульманским или духовным воспитанием. — Caspionet.kz, 10.11.2011
На Дворцовой покажут силу мысли В 11 часов 11 минут утра 11 ноября над Дворцовой площадью исчезнут все облака. Их разгонят — исключительно силой мысли — русские последователи японца Масару Эмото. Сам мэтр обещает «отправить свои слова прямо в небо Петербурга из далекого уголка Азии». Если акция пройдет успешно, такую энергию надо направлять в мирное русло. Например, облегчить жизнь горожанам зимой - теоретически методику разгона облаков можно использовать и для борьбы с непогодой. Нет, не 1 апреля, - 11 ноября небо Петербурга волевым усилием очистят от облаков. Об этом «Фонтанке» любезно сообщил инициатор проведения акции Clearing could game Федор Замалеев. Те, кто придет на Дворцовую площадь, мысленно прикажут облакам исчезнуть, после чего те немедленно послушаются и растают. Вдобавок, по мысли организаторов, у нашего города появится шанс попасть в Книгу рекордов Гиннесса — на площади будут присутствовать представители Международного агентства рекордных достижений, которые зафиксируют максимальное в мире количество людей, одновременно разгоняющих облака. Последние несколько дней выдались на удивление ясными и не по-осеннему теплыми. Но 11 ноября погода обещает не подвести. По данным портала gismeteo.ru, 11 ноября в Петербурге облачно и небольшой дождь. Так что условия для разгона облаков будут идеальными.
Ассоциации с народными пословицами и поговорками, а также частушками на тему разгона облаков неуместны — акция будет проходить на строго научной основе. «Эту технологию сформулировал японский исследователь Масару Эмото, - рассказал "Фонтанке" Федор Замалеев. - Она основана на том, что вода — это источник всего сущего, и при информационном воздействии на нее воспринимает информацию и выполняет ее. А облака — это тоже вода, поэтому достаточно просто пожелать, чтоб они стерлись, и они исчезнут. Объяснять, почему это происходит, вовсе не нужно, нужно просто принять это как данность». Чтобы участникам было легче достигнуть правильного настроя. Замалеев предлагает посмотреть тематический видеоролик. «Это будет не развлекательная акция, - уверяет Замалеев. - Это — попытка собраться вместе людям, которые понимают, что происходит. Идея нашего мероприятия — чтобы каждый человек узнал про методику и однажды попробовал сам это сделать». Автор технологии, господин Масару Эмото, о запланированном разгоне облаков осведомлен и всячески поддерживает эту идею. «Я счастлив узнать, что в красивейшем городе мира состоится первый в мире, уникальный эксперимент, в котором его участникам на собственном опыте суждено проверить чудесные свойства человеческого сознания, чудесные свойства окружающего нас мира, - заявил он на официальном сайте Clearing cloud game и пообещал: - Я всем вам желаю удачи и отправлю свои слова на небо Санкт-Петербурга из далекого уголка Азии в этот же самый день и время». В каком виде появятся эти слова, он не пояснил, но если вдруг в небе над городом засветятся иероглифы, то просим читателей не удивляться — всех предупредили. «Обучение очистке неба от облаков 11 ноября имеет очень большое значение. И это только первая глава грандиозного процесса обучения людей», - считает Масару Эмото, которого, как с сожалением отметил Федор Замалеев, «научный мир пока не признает. Впрочем самого мэтра отсутствие признания не смущает. «Все инновационные открытия прошлого, изменившие картину реальности, всегда вызывали шок, удивление, непонимание окружающих, тем не менее становясь бесспорной истиной научного познания. Вы стоите у порога величайшего открытия непреложных законов Вселенной. И этот эксперимент навсегда войдет в историю человечества, как и все смелые, искренние открытия, изменившие историю», - обещает он. Организаторы рассчитывают собрать не меньше сотни человек и уверяют, что акция согласована и даже Эрмитаж разрешил им занять Дворцовую площадь. Правда, в администрации Центрального района «Фонтанке» ответили, что мероприятие будет проходить в форме флешмоба, для чего никаких разрешений не требуется. Интересно, что районные власти ничего не слышали о грядущем разгоне облаков, - по их данным, на 11 часов утра 11 ноября на Дворцовой назначен флешмоб в честь... конца света. Напомним, это уже не первая попытка прорыва к новым горизонтам, предпринятая в Санкт-Петербурге в этом году. В феврале шагнуть в будущее и навсегда побороть квадрат Малевича, «поставивший крест на нашей живописи», предложил Сергей Давитая. Он стремился дать людям возможность прорваться «через отверстия Пуанкаре по методу Перельмана» сквозь черную пелену двадцатого века прямо в третье тысячелетие, но столкнулся с непониманием — члены совета по сохранению культурного наследия запретили ему обтянуть черной тканью Конногвардейский манеж. Ну а без этой меры переход в будущее состояться никак не мог. В октябре редакции «Фонтанки» любезно предоставил чертежи вечного двигателя Виктор Зотин. Он пожелал рассказать миру, чтобы навсегда избавить мир от нефтяной зависимости. Но, если судить по ценам на нефть, идея в жизнь еще не воплощена (если не подумать страшное - это происки бизнес-сообщества). Что касается технологии разгона облаков силой мысли, то в Петербурге она может найти обширное применение. Теоретически взаимодействие с водой можно перенести и на сосульки — по мысленному приказу они начнут исчезать сами собой. Более того, овладев технологией в совершенстве, можно будет, наверное, бороться и с протечками кровли — воде нужно будет только приказать течь в обратную сторону. Да и снег — это тоже вода, соответственно, и он должен подчиняться приказам. Правда, Масару Эмото о подобном применении своей методики не задумывался — видимо, проблемы ЖКХ в Японии не столь остры, но нет никаких сомнений, что наши соотечественники сумеют развить и творчески применить его замыслы. А вот если вице-губернатор Сергей Козырев покажет себя человеком, способным чутко воспринимать достижения прогресса, то, вне всякого сомнения, он направит все подведомственные ему структуры 11 ноября на Дворцовую площадь для обучения. Обращаться за комментариями к представителям науки «Фонтанка» не стала - слишком большой резонанс акция может вызвать, все желающие принять участие не поместятся на Дворцовой. А вот в Википедии нашлось немало информации о ее организаторах: Масару Эмото родился в 1943 году в Иокогаме. Известен экспериментами, направленными на доказательство того, что вода якобы обладает способностью «воспринимать информацию» от окружающей среды. Основной метод «доказательства» состоит в «воздействии» на воду произносимыми и написанными словами и изучении структуры кристаллизации такой воды, которая, по его заявлениям, изменяется в зависимости от смысла этих слов. Начиная с 1999 года Эмото издаёт книгу «Послание воды», содержащую фотографии кристаллов с пояснением, какая информация была «послана» воде. Принимал участие в создании фильма «Великая тайна воды», который в 2006 году получил премию ТЭФИ как лучший научно-документальный фильм — несмотря на жесткую критику научой общественности. Что касается самого Масару Эмото, то Википедия скептически именует его «известным псевдоученым». И сообщает, что в 2003 году Джеймс Рэнди, основатель Фонда Джеймса Рэнди, публично заявил, что заплатит Эмото Масару миллион долларов, если его результаты будут подтверждены при помощи двойного слепого метода (при котором ни экспериментаторы, ни испытуемые не посвящены в детали эксперимента). Пока еще деньги остаются в фонде. — Фонтанка.ру, 10.11.2011Разгонявшие облака в 12.12 разошлись ни с чем Попытка около сотни людей силой мысли разогнать облака над Дворцовой потерпела фиаско. В небе над Петербургом по-прежнему плотная облачность, несмотря на усилия сотни человек, на плотное кольцо вокруг Александровской колонны и мантру «Ом». Как сообщает корреспондент «Фонтанки», в 12.12, убедившись, что ничего не получилось, русские последователи японца Масару Эмото начали расходиться. Впрочем, некоторые участники акции остались на Дворцовой, достали гитару и затянули песню про Атлантов. Добавим, что в Самаре сегодня в 11 утра некий "пророк-мессия" Амонус должен был воскресить покойников на городском кладбище. Посмотреть на это собрались родственники умерших и местные СМИ. Однако чуда не произошло. Как объяснили неудачу организаторы, утром не произошло явления божества Амона Ра, который не дал Амонусу обещанный дар. — Фонтанка.ру, 11.11.2011Церковь пожаловалась на Кашпировского в прокуратуру Представители Тульской епархии Русской православной церкви обратились в региональную прокуратуру с просьбой проверить деятельность Анатолия Кашпировского, получившего известность благодаря телевизионным "сеансам психотерапии". В Туле, как сообщает агентство, в начале ноября появились афиши, сообщающие о платных выступлениях Кашпировского в доме культуры железнодорожников 24 ноября. Глава миссионерского отдела Тульской епархии священник Павел Картушин обратился с письмом к прокурору региона Олегу Чернышу, в котором заявил, что из сообщений СМИ и научной литературы "известно о пагубном влиянии так называемых сеансов Кашпировского на здоровье человека". В качестве одного из примеров исследований, доказывающих пагубное влияние сеансов Кашпировского, священник приводит работы ученого Лебедева, который показал, что 63 процента авторов писем, смотревших передачи экстрасенса, отметили резкое обострение заболеваний. Представитель церкви предполагает, что деятельность Кашпировского подходит под статью 238 Уголовного кодекса РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Священник видит также признаки преступлений по ряду других статей. — Фонтанка.ру, 15.11.2011
Сегодня более 100 млн христиан во всем мире подвергаются преследованиям за свою веру Опубликован очередной том ежегодного издания о современных преследованиях христиан – «Мученики 2011 – книга о преследованиях христиан сегодня». По оценкам правозащитников из организации «Open Doors», сегодня более 100 млн христиан во всем мире подвергаются преследованиям за свою веру, сообщает "Седмица". Христиане составляют наиболее многочисленную группу жертв преследований за религиозные убеждения. Ежегодник содержит широкий спектр аналитических статей, отчетов, справочной информации от авторов, которые принадлежат к разным конфессиям, организациям и профессиональным группам. Основное внимание в данном номере уделяется североафриканскому региону — Магрибу, а также жизни христиан в Египте, Эритрее, Нигерии, Ираке, Индии и Малайзии. Кроме того, ежегодник содержит ряд документов, представляющих собой этический кодекс миссионера. Эти документы разработал в 2006 г. Всемирный Совет Церквей. Миссионерская деятельность здесь описывается как фундаментальная характеристика Церкви. Цель документов – способствовать внутрицерковной рефлексии о текущей практике миссионерства, поискам новых путей для свидетельства о вере. — НХМ, 16.11.2011 Газета “Los Angeles Times”: Апокалипсис откладывается Недостатка в тех, кто верует в надвигающийся конец света, не будет никогда. 21 октября конец света не наступил, несмотря на предсказания известного деятеля Христианского радио Гарольда Кемпинга (Harold Camping). Он уже подвергся осмеянию, но, пожалуй, стоит еще раз задуматься о том, что сообщил нам Кемпинг. Я, например, не могу не задаться вопросом: что если апокалипсис уже произошел? Или если не «настоящий» апокалипсис, то что-то вполне себе апокалиптическое. То, что случилось 900 лет назад. Тысячи людей ожидали апокалипсиса и получили его — хотя не в том виде, в каком ожидали. Что если это произошло вновь? Но сначала займемся Кемпингом. Его прогноз «последних дней» был выстроен по классической модели. Сначала он предрек, что 21 мая тысячи христиан будут призваны на небо. Но день настал и прошел, и мало что изменилось — ни тебе душ, забираемых на небеса, ни землетрясений, ни рек крови. 22 мая он сказал, что испытал потрясение, добавив: «Выходные прошли напряженно». Но Кемпинг был далек от разочарования. Он перенес конец света на более поздний срок. Оказывается, он предсказал лишь Восхищение — важный предмет веры для многих евангельских христиан. Они считают, что в день Восхищения спасенные восходят на небо, а прочие остаются на Земле ожидать последнего суда. Не отказываясь от мечты, Кемпинг видоизменил ее. Восхищение, провозгласил он, произошло тайно — суд свершен, но вердикт не был оглашен во всеуслышание. Тем не менее, 21 октября Земля самоликвидируется, настаивал он. Это был далеко не первый случай, когда предвкушающим апокалипсис пришлось повременить. Все помнят, какой ерундой оказалась «проблема 2000 года». Но немногим запомнился «эффект Юпитера» 1982 года, когда прорицатели говорили, что необычный парад планет, при котором Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Плутон выстроятся почти на одной линии по одну сторону от Солнца, что приведет к землетрясениям и ядерным катастрофам. Евангелический проповедник Хэл Линдси (Hal Lindsey) утверждал, что с этого начнется «обратный отсчет Армагеддона». Таких примеров множество и в наше время, и в минувшие века. Некоторые средневековые инциденты на удивление напоминают модель Кемпинга. Например, в Х веке неизвестное число христиан считало, что конец света настанет в 1000 году, который, по их подсчетам, должен был стать шеститысячным от сотворения мира. Свое предположение они основывали на словах Писания о том, что для Бога тысяча лет как один день. Соответственно, если Бог создал мир за шесть дней, еще через шесть дней (то есть, через шесть тысяч человеческих лет) он его уничтожит. С приближением зловещей даты люди отправлялись в Иерусалим, где, по их мнению, все и должно было случиться. Они считали, что там на престоле воссядет антихрист, но затем Христос победит его на Елеонской горе. Когда ничего подобного не произошло, подлинные энтузиасты, как Кемпинг 1011 лет спустя, модифицировали свою хронологию. Апокалипсис должен был произойти через тысячу лет не после рождения Христа, а после его смерти — то есть в 1033 году. И вновь предсказание сподвигло множество людей совершить паломничество, и вновь пилигримы были разочарованы. Озадаченные предсказатели сверились со своими календарями и постановили, что Христос вернется на Пасху в тот год, когда Страстная пятница, день его смерти, совпадет с днем, в который было возвещено о его грядущем рождении, то есть 25 марта. Это выпадало на 1065 год. Двенадцать тысяч паломников отправились в Иерусалим, дабы увидеть зрелище, которое, по их мнению, теперь уже было неминуемо. Но, не достигнув своей цели, они подверглись нападению турецкой армии. Пережившие его увидели, что Пасха прошла без происшествий. Апокалиптические разговоры вновь начались 30 лет спустя, в 1095 году. Сообщалось, что в Иерусалиме антихристиане (фактически мусульмане), возглавляемые, вероятно, антихристом, терзают верных. Явно приближались последние дни. Папа призвал к военному походу в Святую землю. Отшельник Петр размахивал письмом, упавшим с неба, в котором предупреждалось о приближении «времени народов». На призыв откликнулись тысячи людей. Около ста тысяч мужчин, женщин и детей — без королей, без единого лидера, без ясной практической цели — отправились в Святую землю, готовые сражаться за Божье дело и решить судьбу мира. Позже это было названо «крестовым походом бедноты». По крайней мере, сражения на этот раз произошли. 15 июля 1099 года уцелевшие паломники взяли Иерусалим, перебив его защитников. По улицам текли реки крови. Сражались люди, мнившие себя будущими святыми. А королем Иерусалима впервые стал христианин. Крестоносцы хотели апокалипсиса — и получили его. И в последующие годы христиане, участвовавшие в кровопролитии, считали, что приближают последние дни, за которыми последует конец света. Надежда на конец света не умирает. Теперь взоры нового поколения энтузиастов прикованы к 2012 году — они считают, что именно в этом году календарь майя предвещает конец света. И вполне вероятно, что в стране, где размыты границы между политикой и религией, где политические силы оформляют свои аргументы в категориях борьбы добра со злом, где немалое число граждан верит в то, что наш президент тайно замышляет разрушение собственной страны, у этой новой мечты о последних временах найдется достаточно последователей. А что если ожидания верующих вновь будут перечеркнуты? Пророчества редко объявляются несбывшимися — обычно переносится срок их исполнения. — НХМ, 14.11.2011
Философ Владимир Мацкевич о религиозности белорусов (СМИ)
В церковь регулярно ходит небольшое количество людей, а посещение храмов по большим праздникам не свидетельствует о религиозности белорусов. Скорее, это свидетельствует об их консерватизме, а может даже о суеверие… О том, религиозная ли нация белорусы, в разговоре с Еврорадио рассказал философ Владимир Мацкевич. На Рождество количество посетителей храмов в Беларуси возрастает ... О чем это свидетельствует? Мы действительно религиозная нация? Посещение храмов по большим праздникам не может свидетельствовать о религиозности. Скорее, это свидетельствует о консерватизме, может даже о суеверие. К тому же, многие праздники являются календарными и очень плотно привязаны к образу жизни. Каждый сезон имеет свои отличительные праздники. Даже если меняются идеологии и религии, то каждая последующая религия приспосабливает календарные праздники для своих нужд. Новый год, Рождество, Каляды - это все разные слои традиций. Каляды - это языческая традиция, которая тянется из давних дохристианских времен, Рождество пришло на смену Калядам, а потом уже в советское время ввели широкое празднование Нового года, и это все приходится примерно на одно время. Поэтому, когда на Пасху или Рождество люди ходят в церковь, это не говорит об их религиозности. К тому же, в христианстве есть еще такое название - "воскресное" или "праздничное" христианство. Это когда люди все время никак не заботятся ни о Боге, ни о душе, но время от времени, когда ходят все, то и они посещают церковь. Если посещение храмов не свидетельствует о религиозности, то в чем наша религиозность? Как можно охарактеризовать веру белорусов? Нет оснований говорить, что белорусы слишком религиозная нация. Скорее - амбивалентна, нация с традиционным образом жизни. Но не надо и отрицать наличие религиозности. В 1990-е годы был взрыв религиозности, люди потянулись в церковь. Церкви всех конфессий возобновились ... Но с тех пор новой волны восстановления религиозности не было, она даже немного уменьшилась. Я думаю, что не более четверти всех прихожан всех конфессий является носителями религиозного сознания. Не более четверти относят себя к какой-либо конфессии? Нет, просто относит себя, ведь это не повод считать человека религиозным. Например, подсчет православных ведется по самоопределению людей. Скажем, моя семья много поколений была православная, поэтому я якобы тоже православный. Так может говорить человек, который вообще в церкви был один раз в жизни, когда его крестили. В меньшей степени это касается католиков, и еще в меньшей степени - протестантов, часть из которых принимает крещение в сознательном возрасте. Поэтому, статистика здесь очень условная. И ее условность касается неопределенности понятий - религиозности, идентичности, воцерковленности ... Это все разные вещи. В церковь регулярно ходит, живет жизнью церкви небольшое количество людей, время от времени посещает и отправляет праздники большее количество людей, а часть вообще не обращает на это внимания. Есть такое мнение, что белорусы не очень верующие, но терпимы к каждой вере народ? Действительно ли это так? Нет, это не совсем так. Белорусы действительно с давних пор привыкли жить рядом с евреями, исповедующих иудаизм, с католиками ... Еще сто, сто пятьдесят лет назад большая часть была униатами. Поэтому наличие в окрестностях различных конфессий - явление для Беларуси традиционное. Но я бы не сказал, что терпимости к этому было очень много. Представители разных конфессий жили плотными группами, но не очень стремились вступать в контакт. Это можно наблюдать и по сей день. Не могу сказать, что терпимость к другим конфессиям характерна для представителей всех конфессий. Скорее, это просто приходится принимать как явление жизни. Но контакты между ними очень малы. Браки между верующими различных конфессий (не просто теми, кто исходит из тех или иных конфессиональных общин, а верующими) не очень распространены. И настороженность всегда есть. Не надо исключать и того, что в разных конфессиях бывают кучки фанатичных поклонников, которые очень нетерпеливо относятся друг к другу. До сегодняшнего времени можно слышать различные негативные высказывания относительно других конфессий. Насчет негативных высказываний ... Рассматриваются ли до сих пор католичество и протестантизм как проводники враждебного влияния Запада? О католицизме так сказать невозможно, потому что это для нас почти традиционное явление. Разумеется, как католицизм, так и православие пришли сюда извне, но ведь можно считать их нашими отличительными религиями. То же самое можно бы было сказать и о протестантизме, если бы люди были более опытными и образованными - распространение реформации в Великом княжестве Литовском в XVI веке было очень сильным. С тех пор протестантские центры так и остались. Другое дело, что потом они соединились ... В конце XIX, в начале ХХ веков, а тем более в советские времена различные протестантские течения переплелись между собой, и, скорее, позаимствовали западные вероисповедания (баптисты, например). Понятно, что исторически это не так ... Но какое само отношение людей? От православных часто можно слышать, что протестанты - это сектанты. Можно слышать некоторые враждебные выпады в сторону католиков ... В сторону православных также есть критика со стороны других конфессий. Но нет сильных оскорблений, потому что это доминирующая религия, и поэтому это даже опасно. Если обратиться к статистике, то за последнее время интерес белорусов к религии возрос. Тем временем мы остаемся одной из самых нерелигиозных стран ... В разных странах жителям задавался один и тот же вопрос: "Насколько важное место в вашей жизни занимает религия?». И Беларусь согласно этим опросам попала в Топ-11 самых нерелигиозных государств. Почему так? Цифры всегда относительны. Если даже наметился рост религиозных ценностей, то это не значит, что мы сразу стали религиозными. Рост же может начинаться с очень низких показателей. По моим наблюдениям, из тех мест, где мне довелось бывать и жить - действительно, Беларусь значительно меньше религиозная страна, чем Латвия или Армения, Польша, Литва или Украина. Почему так происходит? С одной стороны, у нас советизация пустила более глубокие корни. С другой стороны, на протяжении всего тысячелетия существования христианства в нашей стране, мы как были одной из последних языческих территорий, так со временем и остаемся наименее религиозной территорией. А язычество не воспитывает высокой религиозности - там царит обрядность, ритуальность. Эта ритуальность и стала наиболее отличительным признаком, характеристикой религиозности в Беларуси. Если речь идет про обрядность, то это поверхностная религиозность, она не затрагивает глубины сознания человека. И поэтому когда пошла секуляризация и советский атеизм, то они наиболее и укрепились в Беларуси. Есть исторические основания для того, чтобы мы были не такой религиозной нацией. Более того, очень отличаются западные регионы Беларуси и восточные. По всем показателям наименее религиозная Могилевская область. А наиболее религиозные - Гродненская и Брестская. При чем по самым разным конфессиям. Так, белорусы дольше, чем остальные страны Европы сохраняли языческие традиционные культы. До сих пор у нас сохранилось много ритуалов - то же колядование ... Коляды, Купалье, та самая Масленица ... Слои язычества, после новый слой христианства, ну и добавилась еще советская обрядность. Советская власть стремилась не просто уничтожить религию, а заменить ее идеологией. И когда стало понятно, что марксизм как идеология не может распространиться на все сферы жизни, то брак, рождение, многие жизненные вещи советская власть наполнила своими ритуалами, заимствуя технологию от христианства. И сегодня это в таком миксе существует - все вместе ... Какие у нас отношения между религией и властью? Плохие. Власть стремится управлять процессами социальной жизни церквей и даже исключительно конфессиональными вещами, определяя, кто там более традиционный, кто менее традиционный ... Отдает преференции одной религии, одной конфессии и притесняет другие. Думаю, что она даже не делает добра той конфессии, которую выделяет для себя как главную. Как бы режим не стремился сделать православие фундаментом своей идеологии - пока что ничего из этого не получается. Потому что религия не может быть государственной идеологией. А у нас пытаются рассматривать религию как источник идеологии? Пытаются. Надо сказать, что православие дает для этого основания, сохраняя в себе часть византийских принципов. Естественно, власть не может обратиться за этим к католицизму или протестантизму. У католиков совсем другие отношения к государству - у них есть мировой центр ... У протестантов также другие отношения, они жестко руководствуются принципом отделения церкви от государства. Поэтому никакой протестантской идеологии для государства не может быть. Много ли среди белорусов атеистов? Я думаю, что по всему миру атеистов очень мало. Большая часть людей, которые называют себя атеистами – это агностики, которые понимают, что они не знают ответов на вопросы ... Так и живут, не имея ответов, так как не придают им большого значения. Агностиков гораздо больше, а еще больше людей равнодушных, которые вообще не стремятся решать духовные проблемы. Им хватает ежедневных материальных забот. Равнодушие и незаинтересованность в духовных вопросах – это очень распространенное явление. А атеизм - это почти другая религия. Нужно быть большим поклонником такой логики, в которой Бога вообще нет. — Invictory.org, 10.11.2011
Подмосковный Подольск: полиция требует сообщать о всех случаях невостребованного проникновения сект" в учебные заведения Призыв сообщать о случаях "проникновения в школы представителей религиозных сект", учения которых "не востребованы учащимися и их родителями", распространила 10 ноября, в "День милиции", пресс-служба УВД "Подольское", сообщает ИАЦ "Сова". На сайте УВД было опубликовано заявление Кристины Малько, утверждавшей, что гарантированную Конституцией свободу совести "нельзя трактовать как обязанность гражданина выслушивать и воспринимать пропаганду со стороны религиозного объединения идей и взглядов, чуждых российской национальной культуре". Общей канвой заявления были рассуждения об "экстремизме" и "дискриминации". Автор заявления, в частности, считает дискриминацией все то, что приводит "к разрушению национально-культурной идентичности русского народа, подавлению внутреннего иммунитета русского народа к агрессивной экспансии и навязыванию идеологий, направленных на замещение православного христианства и существующей системы нравственных ценностей", в частности, "создание искусственных препятствий" для преподавания "Основ православной культуры" в российских школах и "попытки вторжения в систему образования религиозных сект". — Портал-Credo.Ru, 15.11.2011
Александр Щипков: Верующих не стало больше
— Александр Владимирович, позвольте начать с общего вопроса. Так было в 90-е годы второе Крещение Руси или нет? — Было, но исключительно в метафорическом смысле. Это образное выражение пришло на смену уже основательно заштампованной "дороги к Храму". Единственное Крещение Руси состоялось более тысячи лет назад, а все что потом — это уже христианская история нашей страны со всеми ее сложностями, издержками, темными страницами и многочисленными победами. В православии человек получает крещение раз и навсегда. Крестили — всё, ты теперь член Церкви. Думаю, что о церковном организме, о Поместной Церкви можно говорить точно также. Потому что в обратном случае возникает вопрос, а что же такого случилось в 1991-ом или в 1988-ом годах? Дух Святой сошел на Россию? Я бы так не сказал, потому что иначе произошло бы какое-то масштабное просветление, которого на самом деле не случилось. Часто публицисты, говоря о "втором крещении", уверяют, что именно политические изменения повлияли в 91 году на духовное и религиозное состояние граждан. А это в принципе не верно. Наша духовная внутренняя религиозная жизнь не может зависеть от политических процессов, а только от тех, которые идут внутри каждого христианина и внутри Матери-Церкви. Конструируя модель "второго крещения" и увязывая её с политикой, мы попадаем в ловушку. И можем дальше наделать много неправильных выводов. — Но ведь можно вспомнить тот ажиотаж вокруг Церкви, который царил в первые постперестроечные годы. Толпы желающих креститься каждое воскресенье… Число людей одевших тогда крестик возросло в разы. — Думаю, верующих после 1991 года больше не стало. Равно как не стало их меньше. Здесь моя позиция понравится, конечно, не всем, однако, у меня есть свой собственный подход к расчетам в этой области. Вот смотрите, в советские годы официальная статистика показывала, что неверующих — 85%, а верующих — 15%. После 1991-го года социологи начали рисовать кривую стремительного роста: якобы число религиозных людей к концу 92-го года выросло до 60%, а вскоре и до 80-85%. Возникает логичный вопрос: а откуда эти "новые верующие" взялись? Что за причина породила этот религиозный взрыв? Я изучал провинциальные авторефераты 60-70 годов по научному атеизму, где приводились результаты региональных замеров. Эти цифры заметно превышали общие показатели по СССР (85 на 15). Например, на Орловщине - 20% верующих, а на Ставрополье, в районе повышенной религиозности - 40%. Наверняка эти цифры в полтора-два раза были приуменьшены в угоду идеологии. Эти цифры натолкнули меня на мысль, что советская атеистическая социология прекрасно знала уровень общей религиозности в СССР. И этот уровень соответствовал 85% процентам. Советской пропаганде ничего не оставалось делать, как просто перевернуть данные. А сегодня цифры встали на место, вот и всё. Вывод простой: не было никакого взрыва религиозности, не было никакого "второго крещения". Более того, я уверен, что и во всем остальном мире, в любой религиозной традиции уровень религиозности примерно такой же – 85 на 15. Я говорю об этом уже двадцать лет, коллеги социологи помалкивают и продолжают писать диссертации о причинах несуществующего феномена – религиозного взрыва 88-92 годов. На самом деле куда более интересная и важная тема — качество веры у этих 85%. Вот здесь – непаханое поле и для учёных, и для Церкви. - И что Вы можете сказать о качестве веры, о её нынешнем состоянии? - Из советской эпохи русский человек вышел с раненым религиозным сознанием. Ни в коем случае нельзя ни смеяться над его суеВЕРИЕМ с элементами язычества, ни высокомерно осуждать его за это. Этих людей не надо приводить к вере, они уже верующие, уже православные. Им нужно просто помочь. С ними надо работать абсолютно по-другому: просвещать, объяснять особенности православного учения и любить их. Для этого, собственно, нам и нужны новые и новые храмы. Я являюсь горячим сторонником храмостроительства. Противники спрашивают - где для них верующие? Я отвечу – в соседних домах. Вера качественно меняется на глазах, становится осмысленнее, тверже, и людям нужны храмы в шаговой доступности. — Вы говорите, что качество меняется, что на это повлияло? Ведь уровень образования растет медленно, этот процесс меряется десятилетиями... — Главный источник перемен сегодня — отсутствие страха. Ведь все годы советской власти наша вера была придавлена страхом. За нее надо было платить, и платить были готовы, в принципе, все, но разную цену. Один был готов заплатить жизнью, став мучеником, другой — сесть в лагерь, став исповедником, третий — потерять престижную работу, четвертый — пойти на конфликт с семьей. Самый робкий тайно крестил своего ребенка. Но это тоже было рискованно и опасно, можно было схлопотать "выговор по партийной линии" или лишиться очереди на квартиру. Кто помнит, сколько все это стоило, понимает, что отсутствие этого страха - колоссальное достижение. — Выходит, если опять начнутся гонения, все придет на круги своя и нынешние достижения Церкви пропадут впустую? — Конечно, если за религию снова начнут преследовать, то пойдет волна отречений от веры. Человек — слабое существо. Но всё же выросло целое поколение, для которого вера — неотъемлемая часть жизни. Это поколение будет готово отстаивать право верить и право передавать веру своим детям. И это качественное изменение никуда не денется. Я глубоко убежден в том, что многие действия Патриарха Кирилла объясняются его долгом успеть сделать как можно больше за то время, которое Господь отвел нашей Церкви на свободу. Ведь политические изменения могут произойти с такой же катастрофической быстротой, как и в 1917 году. Кто бы мог подумать в 1916-ом, что все так резко изменится? Ведь тогда был пик патриотизма, страна почти побеждала в войне, шел Собор, бурлила богословская мысль! Каких только объяснений я не читал по поводу увеличения количества епархий – экономических, политических, аппаратных. А ведь это делается в первую очередь для укрепления Церкви Христовой. Ведь чем больше и мощнее епископат, тем сложнее его уничтожить, тем сложнее прервать апостольскую цепь хиротоний. Просто больше времени уходит на уничтожение епископата. На нынешние двадцать лет свободы я смотрю как на некую временную передышку, которую мы должны максимально использовать для укрепления Церкви. — И все-таки это рассуждения уже с высоты дня сегодняшнего, а как все это виделось тогда, в первые годы свободы? Оправдались ли тогдашние ожидания? — Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что сам я принадлежал к очень специфической социальной прослойке "православного подполья". В 70-80-е мы были молоды и мыслили радикально, стараясь, как говорил Солженицын, "жить не по лжи": работали кочегарами и свободно ходили в храм. Я вылетел из института за свои взгляды, ушёл рабочим на завод и тем самым получил полную свободу: мог практически ничего не бояться, свободно ходить в церковь, читать что хочу и говорить, что думаю. Поэтому, лично для меня случившийся к концу 80-х переход не стал слишком резким. Но, конечно, масштаб событий я ощущал. Помню прославление Иоанна Кронштадтского, первый массовый крестный ход в Ленинграде. Тогда как раз впервые вышли на улицу те самые "перевернутые" 85%. Это было невероятное событие, половина Петроградки была запружена народом. — Сегодня тогдашнее увлечение христианством называют модой. — Это ошибка. Вера и мода — вещи несовместимые. Вера — это то, что у человека внутри, а мода — внешняя оболочка. Мода может существовать на храмовую архитектуру, песнопения, иконопись или на платки, рюкзачки за спиной и так далее. А сама вера - либо она есть, либо её нет. Существуют расхожие представления о "настоящих и ненастоящих" верующих. Для первых даже используются особые клише: "ярый католик", "ортодоксальный иудей", "правоверный мусульманин". О православном говорят: "глубоко верующий". Но есть ли прибор, способный измерить глубину веры? Ведь вся глубина заключается в одном единственном знании: Бог есть. У человека, вчера принявшего Христа, такая же глубина веры, как и у Патриарха. А вот религиозный опыт у них разный. Его приобретают временем, страданиями, испытаниями… ему научаются, и с годами приходит то, что называют степенью воцерковлённости, то есть вхождением во Церковь и пониманием себя как части церковного организма. — Однако именно в 90-е на волне роста числа верующих внутри них началось деление. Эти "старые", а эти "новые". Эти "интеллигенты", а эти "из народа". И даже приходы церковные стали разделяться по категориям: военный, интеллигентский и так далее. Это какая-то специфика эпохи или так было всегда? И насколько это в принципе верно? — Думаю, всегда было что-то подобное, просто в 90-х процесс разделения стал заметнее. Количество приходов резко увеличилось, стали приходить новые люди, рукополагаться новые священники: бывшие политработники, офицеры, инженеры. Они приносили с собой частичку своего мира, и тем самым меняли сложившийся уклад. Дело в том, что Церковь при советской власти представляла собой параллельный мир, в котором мы находили прибежище. А нынче церковная жизнь изменилась кардинально. Мы уже не параллельная реальность, мы стали основной реальностью этого мира вместе с новыми членами Церкви и обновленным клиром. - Однако порой возникает непонимание между старой паствой и новым клиром... - Это проблема становления приходской общинной жизни, и решиться она может, по моему мнению, через выборность духовенства. Сейчас это невозможно по целому ряду обстоятельств, но, конечно, идеально, когда община из своей среды выбирает человека для священнослужения, обращается к правящему архиерею, и после испытания его рукополагают именно для этой общины. — А что бы Вы назвали главной проблемой Церкви за последние двадцать лет? — Очень трудный вопрос, но я рискну на него ответить. У нас сегодня говорят о сращении Церкви и власти, мол, союз с властью разрушит Церковь. Всё это полная ерунда! Искушение властью больше надумано, чем существует в реальности. На самом же деле главная угроза для Церкви не во власти, а в деньгах. Искушение деньгами, стремление заработать на религии — вот что сегодня действительно угрожает Церкви, а все остальные проблемы (в том числе в отношениях с властью) — лишь производные от этого. — Портал-Credo.Ru, 15.11.2011
В Архангельской области начата широкая кампания по противодействию "сектам" В Архангельской области начата широкая кампания по противодействию "сектам". Об этом было заявлено на пресс-конференции 14 ноября, в которой приняли участие епископ Архангельский и Холмогорский РПЦ МП Даниил, заместитель губернатора Архангельской области Роман Балашов и профессор Александр Дворкин, сообщает "Православие на Северной земле". Участники пресс-конференции рассказали об очередном заседании правительственной комиссии по противодействию "деструктивным религиозным культам". Как отметил Роман Балашов, рассмотрение вопросов противодействия "деструктивным культам" на уровне региона является следствием "многочисленных обращений граждан в органы власти и прокуратуру Архангельской области". Заместитель губернатора рассказал, что на сегодня уже выработаны конкретные решения, которые будут в ближайшее время реализованы в Архангельской области с целью противодействия "деструктивным культам". Рассмотрение данного вопроса на совете по обеспечению правопорядка стало первым подобным опытом в Северо-Западном федеральном округе РФ. Главная среди первоочередных задач, которые ставит перед собой руководство Архангельской области, заключается в подробном информировании населения о "сектах": каковы признаки сектантской деятельности, как может человек, сталкиваясь с такой организацией, распознать в ней "секту". Второй момент, по словам Романа Балашова, связан с недопущением использования государственных муниципальных учреждений для любых видов деятельности деструктивных "сект". Будет проводиться работа с директорами учреждений здравоохранения, культуры и образования. Третья задача – обеспечить максимально эффективную и конкретную правовую помощь гражданам в случае нарушения закона. Круг экспертов по деятельности "сект" в Архангельской области на данный момент отсутствует. В своей работе руководство области рассчитывает на поддержку со стороны общественности. — Портал-Credo.Ru, 15.11.2011
ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||