Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 23 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

17-23 ноября 2011 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Что будет означать для Свидетелей Иеговы создание искусственной крови?

В начале этой неделе журнал New Scientist сообщил о новом достижении в создании искусственного заменителя крови. Впервые некая созданная в лаборатории кровь была без проблем влита добровольцу. Объем вливания был мизерным — около 10 млн. красных кровяных телец, или 2 мл крови. Тем не менее, это замечательный успех, поскольку предыдущие попытки создать кровь разбивались о соображения безопасности.

«Результаты показывают, что вскоре в нашем распоряжении будет безграничный запас крови», — заявил журналу один из исследователей. Искусственная кровь значительно сократит постоянную нехватку крови, которую испытывают в США и других странах — особенно тех, где более распространены такие болезни, как ВИЧ/СПИД, передаваемые с кровью.

Подобно недавним успехам в создании искусственного мяса, это достижение поднимает важный этический вопрос: согласятся ли Свидетели Иеговы, известные своим нежеланием принимать переливание крови, разрешить эту процедуру, если будет использоваться кровь, полученная не от другого человека, но искусственным путем? Журнал Digital Journal сообщает, что одному Свидетелю Иеговы в Индии смогли сделать операцию по замене коленного сустава — обычно она требует переливания крови, — прибегнув к альтернативному методу, именуемому аутотрансфузией. Один из хирургов сообщил журналу, что во время этой процедуры «кровь пациента проходит через фильтр и собирается в резервуар, присоединенный к замененному коленному суставу. Спустя шесть часов эта кровь вновь вливается пациенту. Это исключает потребность в переливании крови и сводит к минимуму связанный с ним риск».

Но, как правило, Свидетели Иеговы не соглашаются запасать собственную кровь для будущей хирургической операции или на случай внезапной необходимости. Совсем недавно один австралийский судмедэксперт заявил, что Свидетеля Иеговы, умершего от послеоперационных осложнений, можно было бы спасти с помощью переливания крови. Врач сказал, что эта смерть «самым наглядным образом иллюстрирует, к каким последствиям приводит неуклонное следование этому учению, и побуждает меня рекомендовать, пусть даже тщетно, чтобы Руководящий Совет Свидетелей Иеговы и их старейшины подумали над смягчением своего учения».

Станет ли разрешение на переливание искусственной крови, если ее производство удастся наладит в будущем, приемлемым компромиссом? Я не Свидетель Иеговы, так что не могу рассуждать об этом слишком много, но похоже, что это будет приемлемой лазейкой, которая позволит им выполнять требования своей веры, не отказываясь от современной медицины.

Future Tense, 17.11.2011

к оглавлению

Новочебоксарск: заблокирован доступ к сайтам Свидетелей Иеговы

Доступ к сайтам Свидетелей Иеговы был заблокирован провайдером в городе Новочебоксарске, сообщает 22 ноября ИАЦ "СОВА".

Решение, обязывающее провайдеров Республики Марий Эл ограничить доступ к сайтам Свидетелей Иеговы, было принято городским судом Йошкар-Олы 27 сентября, однако об аналогичном решении суда Республики Чувашия неизвестно.

Портал-Credo.Ru, 23.11.2011

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Действительно ли мормонская церковь оставила в прошлом свои расовые проблемы?

Все больше и больше похоже на то, что Барак Обама в следующем ноябре будет бороться за пост президента с Миттом Ромни. Если верить недавним опросам, «мормонская проблема» Ромни, о которой столько спорят, и которая, как считают некоторые, помешала ему стать кандидатом от республиканской партии в 2008 году, вызывает значительно менее резкую реакцию со стороны белых евангелических верующих, от которых, возможно, будет зависеть победа Ромни как на первичных, так и на общих выборах. Однако нерешенным остается один элемент мормонской проблемы, который еще может выплеснуться наружу: неприятная история расовой сегрегации в мормонской церкви.

Элайджа Эйбел

Это давняя история, тянущаяся с самого момента возникновения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) в 1830-х годах. Джозеф Смит-младший, основатель мормонизма, в 1844 году баллотировался в президенты как умеренный сторонник отмены рабства, он сделал священником чернокожего Элайджу Эйбела и хотел удочерить молодую чернокожую новообращенную Джейн Мэннинг Джеймс. Однако в предыдущие годы Смит писал памфлеты против отмены рабства, пересыпанные расистскими выпадами, характерными для христианских апологетов рабовладения в послевоенной Америке. В одном письме, написанном в 1836 году миссионерам на юге США, Смит поносил северян-аболиционистов как разжигателей волнений среди южных рабов, которые, по его словам живут вполне счастливо.

Джозеф Фильдинг Смит

Другие персонажи ранней истории церкви СПД тоже проявляли подобные предрассудки. Мормонский пророк Бригам Янг в 1852 году говорил: «Всякий человек, в котором есть хотя бы капля семени Каинова… не может быть носителем священства». Вплоть до середины XX столетия некоторые мормонские пророки продолжали развивать идею о том, что чернокожие духовно стоят ниже белых и являются навеки проклятыми потомками Хама и Каина (миф, некогда очень популярный во многих американских церквях). В 1931 году президент церкви СПД Джозеф Фильдинг Смит, внучатый племянник Джозефа Смита-младшего, написал широко разошедшийся трактат — все еще доступный в формате Kindle, — в котором утверждал, что чернокожие были «зеваками» во время предземной битвы между Богом и Люцифером. Когда чернокожих послали на землю, их, по словам Джозефа Фильдинга Смита, отметили темной кожей как вечным напоминанием об их предательстве. До самого 1978 года чернокожим не позволялось быть носителями мормонского священства — священного статуса, который дается почти каждому мужчине-мормону, а чернокожие супруги не могли заключать в мормонских храмах целестиальные браки — почитаемый мормонами обряд, якобы соединяющий семьи в вечности.

Вероятно, для самого Ромни этот аспект истории мормонов будет не такой большой проблемой, как для его церкви, которая активно пытается переломить традиционное представление о мормонах, как о почти исключительно «белой» религии. Опорой Ромни в президентской гонке чернокожие не являются, и он четко отмежевался от истории расовой дискриминации, некогда процветавшей в его церкви. На встрече с прессой в 2007 году Ромни со слезами на глазах рассказывал о том моменте в 1978 году, когда он услышал, что церковь сняла полуторавековой запрет и разрешила чернокожим быть носителями мормонского священства: «Я возвращался домой из… юридического колледжа… я услышал об этом по радио, я свернул на обочину и буквально заплакал». С тех пор Ромни наладил отношения с некоторыми чернокожими общинами; статья в газете Salt Lake Tribune за январь 2008 года сообщила, что в 1990-х года, будучи региональным руководителем мормонов в Бостоне, он оказывал помощь малоимущим гаитянам, живущим в штате Массачусеттс, причем объяснялся с ними на французском, который выучил, когда был еще юным миссионером.

Митт Ромни

Но если самому Ромни «черная» проблема не грозит, грозит ли она его церкви? Есть основания считать, что в последние три десятилетия ни одна другая религиозная организация не вела более эффективную работу в среде чернокожих. По прошествии тридцати трех лет после откровения, по всей стране разбросаны анклавы чернокожих мормонов. Руководство церкви может сослаться на стремительный рост в Африке — около 320 тыс. чернокожих членов церкви в нескольких десятках африканских стран. Могут они сослаться и на то, как гуманитарные программы церкви СПД помогали чернокожему населению — в том числе после урагана «Катрина» и землетрясения на Гаити. Церковная рекламная кампания «Я мормон» и официальный церковный сайт Mormon.org пытаются создать новый образ церкви СПД как религиозной Организации Объединенных Наций, объединяющей людей разных рас, народностей и национальностей.

Для мормонского руководства, как и для многих мормонов, все это является свидетельством того, что сегрегация чернокожих осталась в прошлом. Как написал мне в электронном письме представитель церкви СПД по связям с общественностью Майкл Пурди: «Хотя источники учения о доступности священства не вполне ясны, пророки учили, что в какой-то момент священство будет дано всем достойным мужчинам в церкви. Некоторые пояснения на этот счет были даны в отсутствие прямого откровения, и ссылки на эти пояснения иногда появляются в различных публикациях. Эти прежние личные заявления не являются учением церкви». Заявление Пурди следует обычной стратегии, которой церковь мормонов придерживалась в последние годы: он дистанцируется от заявлений прежних руководителей, но не говорит, что эти пророки ошибались.

И все же, по мнению многих чернокожих мормонов, руководство церкви должно сказать больше — особенно потому, что пророки церкви СПД, в отличие от большинства христианских лидеров, могут говорить, ссылаясь на божественный авторитет. (И это может породить дополнительные проблемы: руководство церкви не хочет оспаривать авторитет прежних пророков, поскольку в глазах некоторых это все равно, что оспаривать авторитет Бога.) На уроках воскресной школы, в центрах обучения миссионеров, во время молодежных посиделок мормоны — и черные, и белые — продолжают горячо обсуждать полуофициальный мормонский расистский «фольклор», в котором продолжают жить идеи превосходства одной расы перед другой. (В интервью, данном авторам одного документального фильма о мормонах, апостол СПД Джеффри Холланд говорил о неубывающей популярности этого «фольклора».)

Дариус Грэй

Многие чернокожие мормоны, с которыми я беседовал, слышали в свой адрес расистские эпитеты — чаще всего от старшего поколения белых мормонов, которые по-прежнему придерживаются ныне упраздненных убеждений. Я также беседовал с некоторыми чернокожими родителями-мормонами, чьи дети ушли из церкви именно потому, что над ними издевались или называли «неграми» во время церковных мероприятий и даже в священных стенах храма. Белые мормоны также уходили из церкви по причине живучести расистских учений. По словам Маргарет Янг, преподавателя литературы из Университета им. Бригама Янга, проведенный прошлым летом по всей церкви урок воскресной школы, посвященный отмене запрета в 1978 году, вызвал радостные воспоминания, но также стал иллюстрацией того, как живучи идеи о проклятии темной коже и небесных «зеваках».

Нежелание церкви прямо высказаться по поводу этого неприятного наследства может быть одной из причин его живучести. Автор и продюсер документального фильма Nobody Knows: The Untold Story of Black Mormons («Никто не знает: нерассказанная история чернокожих мормонов») Дариус Грэй, сам чернокожий и член церкви СПД с 1964 года, рассказал мне, что руководство церкви не дистанцировалось в достаточной степени от утверждений своих предшественников. Вместо этого они отделываются заявлениями типа: «Откровение продолжает говорить само за себя», — как выразился в 1998 году покойный президент Гордон Б. Хинкли. Грэй говорит, что этот вопрос требует большего к себе внимания: «Если вы пытаетесь замести прошлое под ковер, все закончится тем, что ковер станет бугристым».

Нынешнее руководство мормонов многое сделало для того, чтобы помочь черным в полной мере стать членами церкви СПД. Многие мормоны, и черные, и белые, ждут того дня — возможно, он наступит уже в нынешнюю избирательную кампанию, — когда это самое руководство прямо заявит о том, почему прежние поколения мормонских лидеров этого не сделали.

The New Republic, 15.11.2011

к оглавлению

РОБЕРТ ШУЛЛЕР

«Хрустальный Храм» продадут католической епархии за $57,7 млн

В четверг судья Роберт Кван (Robert Kwan) постановил, что здание церкви «Хрустальный храм» в Калифорнии, США, будет продано католической епархии округа Ориндж за 57,7 миллионов долларов. Епархия планирует переоборудовать его в католический храм, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Charisma News.

Несмотря на решение, основатель «Хрустального Храма» Роберт Шуллер и его семья верят, что Бог позволит им остаться владельцами здания.

«Ничего еще не решено окончательно пока не истечет срок условного депонирования, - заявила Шейла Шуллер Коулман, дочка Шуллера и старший пастор «Хрустального Храма». - И хотя данное решение меня сильно огорчило, я верю, что еще осталось достаточно времени для того, чтобы Бог совершил Свое чудо. Это Его церковь и Его битва. Мы знаем, кто победит!».

Католическая епархия намерена предоставлять в пользование церкви главное здание и остальные кампусы на протяжении трех лет. Исключение составляет только "Центр семейной жизни" (The Family Life Center), в котором разрабатываются программы для детей и молодежи. Церкви нужно будет покинуть его в течение 18 месяцев.

«Если Божья воля состоит в том, чтобы мы переехали, мы верим, что это будет то место, где Он нуждается в нас. Это не означает, что наше служение ослабеет. Церковь «Хрустальный храм» это не здание, - отметила Коулман. - Церковь состоит из людей, посвященных словом и делом. Бог любит вас , и мы тоже!».

Invictory.org, 21.11.2011

АУМ СИНРИКЁ

Название «Аум Синрике» исчезло , но у гуру все еще есть последователи

Судебные слушания в отношении лидеров «Аум Синрике», по существу, завершились в понедельник, когда Сейичи Эндо стал 13-м членом культа, чей смертный приговор был утвержден Верховным Судом.

Но, как пишет Юн Хунго в газете Japan Times:

… В то время, как главари Аум ожидают петли палача в камере смертников, отколовшиеся от этого движения группы продолжают действовать и проявлять лояльность к гугу Сёко Асахаре.

«Алеф продолжает следовать прежним учениям Аум. Они ведут себя вызывающе», — заявил в понедельник газете The Japan Times Казуюки Фурума, житель токийского района Сэтагая. Фурума возглавляет группу граждан, которая добивается изгнания связанных с Аум групп за пределы района.

После роспуска Аум бывшие члены организации в 2002 году быстро создали новую группу под названием «Алеф». Ее штаб-квартира до 2010 года располагалась в квартале Карасуйяма района Сэтагая, а затем группа приобрела себе новое здание в районе Адачи.

По некоторым сведениям, Алеф отмечает день рождения Асахары особыми празднествами. Также, по некоторым сведениям, стены штаб-квартиры группы украшают фотографии Асахары, а последователям, число которых достигло уже 1300 человек, проповедуются его учения.

Группа Фурумы приложила много усилий для того, чтобы изгнать Алеф за пределы Сэтагая, однако «Хикари-но Ва» («Кольцо радужного света») — отколовшаяся группа во главе с бывшим лидером Аум Фумихиро Йойю, продолжает действовать на территории района.

«Йойю утверждает, что его группа сегодня следует иным убеждениям, и в доказательство тому он называет своего прежнего гуру по фамилии, Асахара, а не титулом. Но мы не очень в это верим», — говорит Фурума.

По его мнению, эта группа сделает, что угодно, чтобы положить конец строгому надзору со стороны государства.

[...]

Кроме того, был принят закон, позволяющий правительству выплатить около 3 млн. йен примерно 6 тысячам пострадавших, причем отколовшиеся от Аум группы должны будут возместить эту сумму государству. Долг все еще не выплачен.

Японская Федерация коллегий адвокатов в понедельник выступила с заявлением, в котором говорится, что, несмотря на значительные выплаты, уже полученные в результате слушаний дел о банкротстве и государственной помощи, «все еще предпринимаются усилия для того, чтобы оказать пострадавшим материальную помощь».

К настоящему моменту только «Хикари-но Ва» согласилась ежегодно выплачивать некую сумму пострадавшим от деятельности Аум, хотя выплаты были скромными: 2,5 млн. йен в 2010 году и 500 тыс. йен в этом году.

Непокорная группа «Алеф», напротив, не соглашается что-либо платить, за что ее критикует даже «Хикари-но Ва».

Religion News Blog, 21.11.2011

к оглавлению

Суд оставил в силе смертный приговор одному из лидеров "Аум Синрикё"

Сейичи Эндо

Верховный суд Японии в понедельник отклонил апелляцию и оставил в силе решение суда низшей инстанции, приговорившего одного из руководителей религиозной организации "Аум Синрикё" Сэйити Эндо к смертной казни, сообщило информационное агентство Киодо.

Это заседание стало последним в судебном процессе по делу секты "Аум Синрикё", устроившей газовую атаку в токийском метро в марте 1995 года, когда погибли 13 человек и 6,3 тысячи получили отравления различной степени тяжести. Суд, длившийся 16 лет, рассмотрел дела 189 обвиняемых, 13 из них, в том числе и бывшему главе секты Сёко Асахаре, вынесены смертные приговоры, остальные получили различные сроки тюремного заключения. Все приговоренные к смертной казни ожидают приведения приговора в исполнение.

Сэйити Эндо признан виновным в том, что участвовал в изготовлении нервно-паралитического газа зарин и подговке газовой атаки в токийском метро 20 марта 1995 года.

"Обладая знаниями в области химии, (Эндо) сыграл ключевую роль в создании зарина, который был использован для атаки в токийском мкетро. Его роль и ответственность крайне важны. До сих пор пострадавшие продолжают испытывать на себе мучительные последствия атаки, семьи погибших тяжело переживают смерть близких", - говорится в заявлении Верховного суда.

"Аум Синрикё" - синкретическая секта, базирующаяся на буддизме ваджраяна. Название в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания". Основана японцем Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото) в 1987 году. Секта обвиняется в заговоре с целью насильственной смены власти, убийствах, незаконном хранении оружия. Деятельность секты была запрещена после газовой атаки в токийском метро. По разным данным, в организации состояло от 30 до 50 тысяч человек. После запрета "Аум Синрикё" возникли две религиозных организации "Алеф" и "Круг света", во многом повторяющие учение этой секты.

РАПСИ, 21.11.2011

к оглавлению

РАЗНОЕ

Лечебный центр в штате Огайо специализируется на помощи жертвам культов

Центр «Уэллспринг» затерян в сельской местности на юго-востоке штата Огайо. Это один из двух лечебных центров постоянного пребывания в США, который специализируется на помощи жертвам эмоциональных и духовных травм, полученных в личных отношениях и в культах.

Энди Рэдвайн родилась и выросла в оном из культов, проповедующих близкий конец света. Она написала сценарий художественного фильма, основанного на ее собственной биографии. Подростком, сбежав из культа, Редвайн прошла курс психологической помощи в Уэллспринге.

Она написала сценарий в 2008 году и опросила еще 100 пострадавших от разных культов. Хотя учение в этих культах было разным, уровень контроля был одинаковым. Как рассказывает Редвайн, культ, в котором была она, диктовал своим членам, во что им одеваться, за кого выходить замуж и даже какую музыку слушать.

Тара Пеннок, еще одна жертва культа, рассказала, что она провела в культе 2 с лишним года. Ей удалось вырваться с помощью родственников, хотя процесс выхода был тяжелым.

«Все еще труднее, если вы выросли в этой группе, потому что вы были изолированы от мира», — говорит Грегори Сэммонс, временно исполняющий должность исполнительного директора Уэллспринга. — «Вы выросли в этой группе, и вы не знаете, что такое нормальная жизнь».

Сэммонс говорит, что лидеры культов используют естественные несчастья, чтобы убедить своих последователей, что Бог гневается на них, и с помощью чувства вины принудить их к послушанию: «Они говорят: „Ты пойдешь в ад. Ты заболеешь. Ты умрешь“», — говорит Сэммонс.

«Член культа словно бы болтается над адской бездной на шелковой ниточке», — говорит Редвайн. — «А лидер культа стоит рядом с бритвой, поджидая, когда ты допустишь промах».

В Уэллспринге не занимаются «депрограммированием» клиентов. Жертвы культов добровольно приезжают в центр на две недели, чтобы пройти интенсивный курс психологической помощи.

По словам Сэммонса, многие их клиенты мучаются беспокойством и симптомами посттравматического стресса, словно они побывали на войне…

[...]

Лечение в Уээллспринге стоит недешево . Но Редвайн говорит, что она так благодарна за помощь, которую там получила, что пожертвовала центру часть доходов от фильма, чтобы и другие жертвы культов могли получить необходимую помощь.

Religion News Blog, 18.11.2011

к оглавлению

Google оцифровал рукописи Мертвого моря

В настоящее время с ними можно ознакомиться на сайте музея Израиля в Иерусалиме.

Музей Израиля в Иерусалиме открылся вновь после произведенной реконструкции, растет количество его посетителей: за один год их было около миллиона. Все они имеют возможность ознакомиться с хранимыми музеем знаменитыми рукописями Мертвого моря, которым более 2 000 лет.

Только за три с половиной дня более миллиона пользователей интернета посетили сайт музея, чтобы ознакомиться с оцифрованными свитками.

Кумранские рукописи (Свитки Мёртвого моря) – название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде. Исследование рукописей подтвердило, что, по крайней мере, некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине.

Кумранские свитки написаны в основном на иврите, частично – на арамейском; встречаются фрагменты греческих переводов библейских текстов. Иврит небиблейских текстов являлся литературным языком эпохи Второго Храма; некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта. Основной писчий материал – пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус, часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди; для последних, позже свернутых в свитки для упаковки в кувшины, пришлось сконструировать специальное устройство для разрезания на фрагменты, так как из-за неизбежный коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. Чернила угольные (за единственным исключением апокрифа Книги Бытие). Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 года до н. э. до 68 года н. э. (период позднего Второго Храма) и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины.

По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (около 29 % от общего количества рукописей), апокрифы и псевдоэпиграфы, литература кумранской общины.

Religare, 22.11.2011

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное