Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 9 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

3-9 ноября 2011 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Бесплатное проживание в старом бруклинском отеле — но только для избранных

Гостиница "Боссерт"

В будние утренние часы в вестибюле этой гостиницы стоит обычный шум — семьи из всех уголков света возбужденно изучают карты, а работники отеля в защитного цвета брюках и футболках-поло отвечают на вопросы и загружают чемоданами багажные тележки. Но это необычный вестибюль. И не только потому, что пять канделябров и мраморные колонны высотой в три этажа кричат о его принадлежности к давно ушедшей эпохе. На стойке регистрации никто не оплачивает счета.

В городе, где ночь в гостинице стоит в среднем 400 долларов, отель «Боссерт» на ул. Монтэгю в районе Бруклин-Хайтс — это сказочная сделка. При условии, что вы — Свидетель Иеговы. Добропорядочные члены этой религиозной группы — те, кто ходил с проповедью по домам или служил миссионером за рубежом, — имеют право бесплатно провести ночи и трижды бесплатно поесть в этой гостинице, некогда популярной у высшего общества.

«Мне даже не верится», — говорит, рассматривая канделябры, 47-летняя Лори Джекобсен из г. Сими-Вэлли, штат Калифорния, впервые приехавшая в Нью-Йорк со своими сыновьями 12 и 14 лет. Ее супруг Марк тем временем расспрашивает портье о том, как попасть на обзорную экскурсию по центру города. Семья Джекобсен месяц назад подала заявку в свою местную общину, как это делают все, кто хочет погостить в отеле. Если бы не «Боссерт», говорит г-жа Джекобсен, «мы бы никогда не смогли приехать сюда всей семьей».

Некогда известный как «Уолдорф-Астория в Бруклине», этот 12-этажный отель в классическом стиле был построен в 1909 году Луи Боссертом, крупным торговцем древесиной, и его история во многом отражает историю организации Свидетелей Иеговы, которые появились в этом районе Нью-Йорка в том же году.

Вестибюль

Сегодня многие приезжают сюда, чтобы осмотреть международную штаб-квартиру организации, расположенную у Бруклинского моста. Гостиница «Боссерт» — один из 34 объектов недвижимости в Бруклине, которыми владеет, и за состоянием которых тщательно следит Общество Сторожевой Башни Нью-Йорка, деловое подразделение организации. По словам риэлторов, стоимость сети офисов, парковок и жилых зданий оценивается примерно в 1 млрд. долларов.

Возможно, логотип Сторожевой Башни у Бруклинского моста более известен, чем «Боссерт», однако здание этой гостиницы, построенное из красно-коричневого песчаника, и не особенно заметное на фоне дорогих магазинов и шумной улицы, является гораздо лучшим отражением владеющей ею непритязательной, тесно сплоченной религиозной группы и ее будущего.

Сегодня, 100 лет спустя, Свидетели Иеговы, скорее всего будут переезжать из Бруклина. Они приобрели для строительства новой штаб-квартиры участок земли площадью в 102 га в г. Уорвик, километрах в 80 к северу от Нью-Йорк Сити. Сейчас Свидетели ожидают разрешения построить на этом участке комплекс из семи зданий, и это разрешение может быть им дано уже в начале весны.

В преддверии переезда Свидетели распродают восемь объектов недвижимости в районе Бруклин-Хайтс, в том числе каретный дом и несколько жилых зданий. Сделка с компанией R . A . L ., которая намеревалась превратить «Боссерт» в жилой дом, как это уже было сделано со зданием One Brooklyn Bridge Park , сорвалась в 2008 году.

«Сейчас мы не занимаемся активным поиском покупателей», — говорит Ричард Девайн, главный представитель Свидетелей Иеговы.

Организация приобрела пришедшую в упадок гостиницу в 1983 году, к 1988 году сделал там капитальный ремонт, а летом 2010 года открыла в ней отель на 224 комнаты. Пять обитателей, которые жили в гостинице в 1983 году, так и продолжают в ней жить, говорит Девайн.

Моника Гриер

«Мы просто довесок», — говорит, смеясь, одна из этих обитателей, 83-летняя Моника Гриер. Уроженка Англии, она въехала в двухкомнатный номер на 11-м этаже в 1956 году со своим мужем Джорджем. Она благодарна за мирную жизнь, которая воцарилась в здании, и вспоминает женские стоны, которые слышала прежде, когда часть гостиницы превратили в доходные номера на одну ночь. До прошлого лета в коридорах отеля стояла тишина, которая нарушалась только во время специальных мероприятий Свидетелей Иеговы.

Когда в 1988 году муж г-жи Гриер скончался, она решила остаться в гостинице. Сначала она платила 300 долларов в месяц, сегодня платит уже 800. Она говорит, что работники отеля с ней вежливы и не пытались обращать ее в свою веру.

80-летняя Дейзи Даймонтопулос, с 1965 года живущая на 10 этаже, рассказывает то же самое. «Я католичка, но их это не волнует», — говорит она. — «Я вещаю на стену рождественские украшения. Они заходят ко мне, я захожу к ним».

Обе женщины надеются и дальше жить в гостинице, чем бы она ни стала в своем новом воплощении.

Местные власти говорят, что отъезд 1400 Свидетелей Иеговы, которые живут и работают в Бруклине, в том числе 20 сотрудников отеля «Боссерт», окажет заметное влияние на демографию района. Свидетели влияют на нее мало. Полновременным сотрудникам организации в Бруклине не позволено заводить детей, собак и машины, потому что их работа требует полной отдачи. И когда Свидетелей в районе станет меньше, и на их место придут новые жители, это скажется на жизни города.

«В настоящий момент у нас недостаточно школ, чтобы справиться с наплывом новых жителей с детьми», — говорит Джуди Стэнтон, исполнительный директор Ассоциации Бруклин-Хайтс. По ее словам, озабоченность вызывает и поддержание порядка, поскольку Свидетели Иеговы много внимания уделяли благоустройству территории, в том числе близлежащих тротуаров и парков. Тем не менее, городские кварталы могут стать более оживленными, хотя золотая эпоха истории «Боссерта», которую он пережил в начале XX века, вряд ли вернется.

В те дни экс-президенты, мэры, губернаторы и дебютантки стекались в роскошный ресторан отеля, построенный в виде двухъярусной прогулочной палубы океанского лайнера. Они танцевали в бальном зале при свете тех самых хрустальных канделябров, которые теперь освещают вестибюль. Именно здесь в 1955 году бейсболисты из команды «Бруклин Доджерс» праздновали свою единственную за всю историю победу в Мировой серии.

Доступ на крышу закрыли в 1849 году, а когда здание перешло к Свидетелям Иеговы, она и вовсе обвалилась, превратив верхний этаж отеля в ничем не примечательный банкетный зал, хотя потрясающая панорама Нижнего Манхэттена, открывающаяся из его окон, осталась прежней. Большинство комнат теперь невелики и просто обставлены, однако вестибюль по-прежнему довольно роскошен.

Конечно, в Нью-Йорке ничего нельзя получить действительно задаром. Деятельность организации поддерживается частными пожертвованиями, это касается также и гостиницы, где, рядом со стопкой брошюр в вестибюле, расположен ящик для пожертвований.

Семья Джекобсен пожертвовала 300 долларов.

27-летняя Лиза Гибертини и ее 29-летний супруг Остон из г. Портланд, штат Орегон, лишь недавно въехали в гостиницу и еще не решили, сколько пожертвовать. «Мы так благодарны за возможность здесь остановиться», — говорит г-жа Гибертини. — «Так и хочется что-нибудь пожертвовать. Если мы этого не сделаем, номер не будет готов к приезду новых постояльцев».

The New York Times, 04.11.2011

к оглавлению

Осужден глава алтайских иеговистов

Главный иеговист Алтая распространял материалы оскорбляющие представителей христианства. Он приговорен к ста часам общественных работ.

Горно-Алтайский городской суд вынес в четверг обвинительный приговор в отношении руководителя местной религиозной организации "Свидетелей Иеговы" Александра Калистратова.

Он признан виновным в совершении действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии (ч.1 ст.282 УК РФ), и приговорен к 100 часам обязательных работ, сообщает пресс-служба прокуратуры Республики Алтай.

По данным следствия, с октября 2008 года по 31 декабря 2009 года А.Калистратов лично и с помощью единоверцев распространял среди населения республики книги и журналы "Свидетелей Иеговы", пропагандирующие религиозную и социальную рознь, возбуждающие ненависть в отношении христианской (православной, католической) религии, ее представителей и священнослужителей.

Religare, 03.11.2011

к оглавлению

Эксперт российского Института прав человека Лев Левинсон: «Дело Калистратова - это первый уголовный процесс против Свидетелей Иеговы после их андроповских преследований в Советском Союзе»

- На днях суд в Горно-Алтайске принял решение по делу о лидере местной общины Свидетелей Иеговы Александре Калистратове. Приговор в этот раз обвинительный. И неважно, что он достаточно мягкий — 100 часов общественных работ, — дело тут в принципе. Как Вы можете это прокомментировать?

Лев Левинсон

- Приговор у нас выносится "именем Российской Федерации", поэтому приговор, вынесенный этим судьей, позорит всю Российскую Федерацию. Точно так же как предыдущий оправдательный приговор от 14 апреля, вынесенный судьей Соколовской, для меня лично — и, я думаю, для многих - служил доводом в пользу того, что в российской судебной системе происходят позитивные изменения, и среди судей российских есть те, которые руководствуются законами совести.

По этому поводу были разные соображения — говорили, что было решено не доводить дело до обвинительного приговора, что судье "дали отмашку". Но второй приговор говорит о том, что судья Соколовская вряд ли была "проинструктирована" на оправдательный приговор — это было именно независимое судейское решение, тем более что оправдательный приговор был вынесен "в связи с неустановлением события преступления".

"Черную книгу" составлять, конечно, в очередной раз не хочется, но если бы "Черная книга правосудия" в России была, то такие судьи, как тот, который вынес обвинительный приговор Александру Калистратову, в нее бы вошли.

Мягкость приговора не оправдывает судью. Если бы у Калистратова была какая-то объективная вина — хотя тут об этом смешно говорить, — то был бы не такой мягкий из всех возможных вариантов наказания приговор.

- Каковы могут быть последствия этого приговора, независимо от его жесткости или мягкости?

- На сегодня приговор еще не вступил в законную силу. Естественно, он будет обжалован. И если добиться его отмены, прекращения уголовного дела и полного оправдания Калистратова не удастся, то это прямая дорога в Европейский суд с предсказуемым решением уже.

- А каковы будут последствия внутри России?

- Весьма вероятно, что за этим решением последуют аналогичные, потому что все внимание было приковано к этому процессу. Мы знаем, что в других регионах уже есть возбужденные уголовные дела против Свидетелей Иеговы — наверное, пять штук на разных стадиях. И, конечно, судьи по этим делам ждали и смотрели на алтайский процесс, потому что это первый процесс после андроповских преследований Свидетелей Иеговы в Советском Союзе в 1982-83 годах. С тех пор их больше ни разу по уголовной статье не признавали виновными. Конечно, только с 1990 г. их стали регистрировать и дали им права, но даже в конце советской эпохи — при Черненко, при Горбачеве — ни одного обвинительного приговора, насколько я знаю по литературе, уже не было, то есть это напоминает хрущевско-андроповские времена.

- Что касается международного резонанса, кроме того, что нашей стране придется в очередной раз платить, как это будет выглядеть с точки зрения имиджа России?

- Россия ведет себя здесь хуже Турции. Сколько против Турции было процессов по партийным делам, по национальным преследованиям курдов, по полицейским злоупотреблениям — сыпались десятками. Они тоже исправно платили и тоже ничего не меняли. Но Турция все-таки не такая сверхдержава и не постоянный член Совета Безопасности и так далее.

Россия позволяет себе снисходительно относиться к решениям Европейского суда, что подтверждает практика исполнения этих решений. Деньги это не такие уж и небольшие — это уже в кругленькую сумму выливается. Но на уровне наших всяких управленческих и военных расходов это, конечно, копейки. "Деньги платим, а дальше наше дело".

Мы знаем по последствиям решения по делу московских Свидетелей Иеговы, что заплатить — заплатили, а какие-либо решения административные, судебные за этим не последовали.

- Таганрогское дело еще...

- И таганрогское дело. И это касается не только свободы совести. Очень редки случаи, когда исправляются причины нарушения, а не только выплачивается ущерб потерпевшей стороне.

- Значит, сейчас следует ожидать волны процессов подобного рода?

- По логике вещей, все может развернуться именно так. И тут нет особой надежды на то, что решение Европейского суда повлияет на политику российских властей — вряд ли это возможно. Даже встроенный в систему госаппарата, в систему власти уполномоченный по правам человека в РФ, занимающий последовательную правозащитную позиции по данному вопросу — здесь ему надо отдать должное и высказать благодарность, — в докладах и при встречах с президентом, которые фиксировались, поднимал тему религиозных меньшинств, религиозных преследований в России как основную. Но это тоже мало пугает и мало к чему обязывает российские власти.

Портал-Credo.Ru, 08.11.2011

к оглавлению

Отменено вступившее в силу постановление о привлечении к ответственности 64-летней вдовы – последовательницы Свидетелей Иеговы

Тверской областной суд в порядке надзора отменил вступившее в силу постановление о привлечении Любови Белимовой, которая является членом религиозной организации Свидетелей Иеговы, к ответственности по статье 20.29 КоАП РФ ("массовое распространение экстремистских материалов"), сообщает официальный сайт "Свидетелей Иеговы в России".

Напомним, что в октябре 2010 года старший помощник прокурора Заволжского района г. Твери Юрий Орлов, явившись в дом к 71-летней Валентине Фомушкиной, без ее согласия изъял всю имеющуюся у нее духовную литературу — 471 наименование брошюр, журналов и книг, включая Библию. Женщина, которая по состоянию здоровья не может выходить из дома, была лишена единственной возможности доступа к богослужебным текстам. Изъятую же литературу прокурор представил как вещественное доказательство в деле против другой пенсионерки, Любови Белимовой. Он указал, что она "распространила" всю эту литературу Фомушкиной в течение нескольких месяцев. Мировой судья Наталья Каричкина постановила наложить на Белимову штраф в 1000 рублей, а изъятую богослужебную литературу— включая Библию —уничтожить.

Данное постановление было обжаловано, но почти безрезультатно: районный суд лишь сократил перечень подлежащей уничтожению литературы, оставив в силе наказание в виде штрафа. Информация о данном решении была распространена в СМИ. Однако 18 октября председателем облсуда было вынесено реабилитирующее постановление. Пояснив, что является "массовым распространением", а что нет, он постановил "производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Белимовой Любови Пантелеймоновны состава административного правонарушения".

Портал-Credo.Ru, 08.11.2011

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Может ли президент Монсон признать, что Иисус грешил, и остаться истинным пророком?

Аарон Шафовалофф

Аарон Шафовалофф беседует со Стивом, мормонским апологетом, на Храмовой площади Солт-Лейк-Сити. В этом 11-минутном видеоролике Аарон и Стив обсуждают вопрос о том, как далеко может зайти мормонский пророк, оставаясь при этом истинным пророком.

Похоже, у Стива есть свои представления о том, что значит богохульствовать. Если некий человек (пусть даже мормонский пророк) говорит неправду, преподнося ее как собственное мнение, это не считается богохульством. Но если пророк преподносит свои заблуждения как официальное учение, то пророк богохульствует.

Чуть позже он, похоже, теряет в этом уверенность, когда Аарон ссылается на учение об Адаме-Боге, которое проповедовал Бригам Янг. « Это уже ближе к богохульству…», — говорит он .

Мой вопрос. Разве не будет богохульством и то, и другое? Только в одном случае это личное богохульство конкретного человека, а в другом — богохульство, проповедуемое в церкви.

Мормонская церковь в своих публикациях говорит: «„Господь никогда не позволит мне или кому-либо другому, занимающему пост Президента этой Церкви, вести вас по неправильному пути. Этого нет в плане . Этого нет в замысле Божьем . Если бы я попытался это сделать, Господь устранил бы меня с моего места“ (Учения Президентов Церкви: Уилфорд Вудрафф [2004], стр. 217)» (Основы Евангелия [2009], гл. 9, с. 44)

Мой вопрос. Позволил бы Господь кому-то другому (например, остальным четырнадцати апостолам или многочисленным прочим носителям священства, выступающих в местном собрании или на Генеральной конференции) увести одного человека или группу людей по неправильному пути? Или учение Вудраффа применимо только к президенту церкви ?

Кроме того, у Стива есть собственное представление о том, что значит повести кого-то по неправильному пути. Если ты проповедуешь 10 разных учений и заблуждаешься в каком-то одном, это еще не значит, что ты ведешь кого-то по неправильному пути. Согласно его объяснениям, чтобы вести кого-то по неправильному пути, нужно заблуждаться во всех 10 учениях и лишиться священства — по сути, нужно стать отступником… это означало бы разрушение церкви… чего, по его словам, никогда более в церкви повториться не может.

Уилфорд Вудрафф

Мой вопрос. Разве ты не ведешь людей по неправильному пути, если учишь их тому, что не соответствует действительности, так что они верят в это учение и начинают жить в соответствии с ним?

Жаль, что Стив не развил свою мысль относительно христианских символов веры, которые были ошибочны, но все-таки приобрели популярность [отметка 8 мин. 20 сек.], и относительно того, основаны они на Библии или являются чьим-то частным мнением (в последнем случае они, по его собственному определению, не являются богохульством).

«Учение должно быть официальным, чтобы его можно было считать богохульством…» [отметка 9 мин . 20 сек .]..? Аарон пытается задавать наводящие вопросы . Стив отвечает без всякой уверенности .

Еще давным-давно Джозеф Смит говорил: «„Поднимаясь по лестнице, вы должны начинать снизу и подниматься ступень за ступенью, пока не придете наверх. Это справедливо и в отношении Законов Евангелия: вы должны начинать с первого и продолжать, пока не научитесь всем законам возвышения. Но прежде чем вы научитесь им, пройдет много времени, после того как вы пройдете через завесу [умрете]. Не все будет понято на этом свете. Изучение нашего спасения и возвышения будет большим трудом даже по другую сторону могилы“ (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p . 348)» (Основы Евангелия [1997], с. 303).

На титульной странице «Основ Евангелия» 1997 года перечислены все издания этой книги, вышедшие из печати: 1978, 1979, 1981, 1985, 1986, 1988, 1992, 1995 и 1997 года. Однако в «Основах Евангелия» 2009 года указаны лишь издания 1978 и 2009 года. К счастью, у меня есть издание 1978 года, и я могу удостовериться, что эту учение там было. Судя по всему, оно было и во всех промежуточных изданиях.

Создается впечатление, что все учение о вечном прогрессе основывалось на этих словах Смита. Многие люди последовали в этом за пророком .

Чисто гипотетически… если это учение неверно, и мормоны поклоняются ложному богу, разве это не лучший пример богохульства и ведения людей по неправильному пути? И не могло ли это стать причиной того, почему данная конкретная цитата была вычеркнута из «Основ Евангелия» 2009 года?

— Tony Poldrugovac

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Оскароносец Пол Хаггис говорит, что массовый исход людей из Саентологии его не радует

Пол Хаггис

Полу Хаггису рассказали, что его обличения в адрес Саентологии побудили других людей покинуть эту церковь с неоднозначной репутацией. Однако сам оскароносный режиссер настаивает, что не собирался подталкивать других верующих к отказу от учения, в числе приверженцев которого есть такие влиятельные обитатели Голливуда, как Том Круз и Джон Траволта.

«Для меня это личное решение, и если другие хотят принять свое личное решение, это их право. Я не устраивал никаких крестовых походов», — сказал 58-летний кинематографист, в начале этого года раскритиковавший Саентологию в пространной журнальной статье. — «Я думаю, что все мы должны жить в соответствии со собственными принципами, я пытался следовать своим, а другие могут следовать своим».

[…]

Несмотря на готовность рассуждать о трудных темах, Хаггис сказал, что его не интересует возможность снять фильм о Саентологии, которую он покинул в 2009 году, и своих проблемах, с ней связанных. «Я не думаю, что это интересно», — сказал он, однако признался, что более глубокие вопросы, с которыми он сталкивался в процессе взаимоотношений с организацией, могут всплыть в будущих сценариях: «Мы всегда отталкиваемся от того, что переживаем, и никогда не знаешь, как это отзовется в будущем».

Хаггис подробно изложил свои претензии к организации в статье, опубликованной в феврале на сайте журнала «New Yorker». В этом тексте объемом 25 тыс. слов говорилось о том, как Хаггис поднялся «на самые верхи» религии, основанной в 1952 году Л. Роном Хаббардом.

Хаггис говорит, что разочаровался в организации, когда его дочь Кэти, признавшаяся в своих лесбийских наклонностях, подверглась остракизму, когда его жене велели прекратить общение с родителями, ушедшими из организации, и когда он наткнулся на новостные статьи, в которых говорилось о физическом насилии руководителей организации над подчиненными.

По словам Хаггиса, вскоре после выхода в свет этой статьи, некоторые люди отвернулись от него, и он потерял по крайней мере одного друга.

Global News, 07.11.2011

к оглавлению

Апелляция саентологов заслушана в Париже

Французское отделение Саентологии вернулось в суд, чтобы обжаловать вынесенное в 2009 году постановление, в котором суд признал организацию виновной в «мошенничестве в составе организованной преступной группы».

Парижский уголовный суд оштрафовал две главные саентологические структуры — Парижский центр знаменитостей и книжный магазин SEL — соответственно на 400 и 200 тыс. евро с отсрочкой исполнения приговора на два года. Кроме того, были оштрафованы и некоторые члены организации. Суд пришел к выводу, что они воспользовались доверчивостью нескольких бывших членов организации с целью получения больших денежных сумм.

Тем не менее, Саентологии, которая во Франции считается культом, было разрешено продолжать свою деятельность.

Вчера, в первый день слушаний по апелляции адвокаты саентологов неожиданно попросили отложить разбирательство на 3-6 месяцев по причине давления, которое государство якобы оказывало на судей. Речь идет о разосланном в сентябре циркуляре по поводу «сектантских злоуотреблений», который, по словам адвокатов секты, был нацелен против Саентологии.

В ходатайстве было отказано. Однако адвокаты продолжали настаивать, ссылаясь, помимо прочего, что речь в деле идет об очень давних событиях. Решение суда по этому поводу ожидается сегодня или в следующий вторник.

Адвокат обвинения, Оливье Морис, назвал тактику защиты «неуместной и коварной».

В преддверии судебных слушаний 2009 года возникли дебаты в связи с тем, что какой-то пункт в новом французском законодательстве не позволял полностью распустить организацию, признанную виновной в мошенничестве, однако ожидалось, что деятельность организации все-таки запретят. Однако суд, вынося приговор, заявил, что в случае запрета «есть опасность, что организация продолжит действовать незаконно».

The Connexion, 08.11.2011

к оглавлению

Парижский суд отклонил ходатайства Саентологической церкви

Как сообщает агентство «Ассошиэйтед Пресс», Парижский апелляционный суд отверг ходатайство Саентологической церкви об отказе — по причине слишком затянувшейся тяжбы — в судебном разбирательстве относительно предъявленного организации обвинения в мошенничестве:

Отказ в этом ходатайстве означает, что слушания в связи с апелляцией будут продолжены. Они должны закончиться 1 декабря. Суд рассматривает правомерность обвинительного приговора, вынесенного в 2009 году французскому отделению церкви, его книжному магазину и шестерым его руководителям.

В октябре 2009 года французский суд признал Саентологическую церковь и шестерых ее членов виновными в организованном мошенничестве, но все же не стал запрещать деятельность церкви.

Агентство «Франс Пресс» сообщает:

Причиной предыдущего разбирательства стала жалоба двух женщин, одну из которых, по ее словам, в 1998 году мошенническим образом склонили отдать 20 тыс. евро в обмен на саентологическую продукцию, в том числе «электрометр» для измерения психической энергии. Вторая женщина утверждала, что ее работодатель, исповедующий Саентологию, принудил ее пройти тест и записаться на курсы — также в 1998 году. Когда женщина отказалась, ее уволили.

Судья Жан-Кристоф Хуллен несколько лет изучал деятельность организации, и в своем обвинительном заключении высказался против некоторых ее сторон, нацеленных, по его словам, на изъятие у членов группы больших членов денег и введение их в «состояние покорности». Судья также высказался против «одержимости» саентологов материальной выгодой и практикуемой в организации торговли витаминами, которая стала причиной обвинения в незаконной фармацевтической деятельности.

Организацию и книжный магазин оштрафовали на 600 тыс. евро (830 тыс. долларов). Четыре члена организации получили условные сроки заключения от 10 месяцев до 2 лет. Еще два члена организации были оштрафованы.

Religion News Blog, 08.11.2011

к оглавлению

На Архангельскую епархию подали в суд

С иском о защите деловой репутации обратился Образовательный центр «Праксис-Карьера». Еще в сентябре директор организации Райля Фофанова направила на имя епископа Архангельского и Холмогорского Даниила претензию с требованием в десятидневный срок удалить с епархиального сайта все критические материалы о деятельности сайентологов в Архангельске.

В связи с отказом Архангельской епархии удалить статью, руководитель «Праксис-карьеры» решила добиться этого через суд. Она требует компенсацию ущерба в размере 500 тысяч рублей. Как пишет сайт Архангельской епархии, поданный иск является очередной попыткой сайентологов запугать и заставить молчать своих критиков.

Беломорские новости, 09.11.2011

к оглавлению

АУМ СИНРИКЁ / АЛЕФ

Жители Токио требуют роспуска новой секты "Аум Синрикё"

Жители токийского района Адати вышли в субботу на улицы с требованиями роспуска религиозной секты "Алеф", известной ранее под названием "Аум Синрикё".

Около 50 членов этой секты проживает в одном здании в районе Адати, что представляет собой ее самый крупный объект.

Азиатский репортер, 06.11.2011

к оглавлению

РАЗНОЕ

Феномен сект: В поисках бога

Cегодня украинское законодательство по вопросам религии -  одно из самых либеральных в Европе.

120 религиозных течений, 1800 религиозных общин – это только официально зафиксированные в Украине религиозные организации. А еще есть сотни религиозных структур, которые работают под видом общественных организаций. Действуют и вообще никаким образом не зарегистрированные религиозные структуры. Почему их так много в Украине? И что они несут людям? Ответ на этот вопрос искал обозреватель НБН.

«Секта отобрала у меня семью – незаконно вывезла жену и троих детей за границу. По закону жена не могла вывезти детей за границу без моего согласия. Но вмешалась секта, которая и помогла всю мою семью ночью переправить в Беларусь. Теперь моим детям внушают, что я плохой, и не разрешают со мной даже разговаривать. А все потому, что однажды я воспротивился законам секты, в которой был более 12 лет», – рассказал корреспонденту НБН бывший адепт религиозного течения «Шелковцы» Константин Мельник.

«По законам этой секты мы не могли жить там, где хотели, а только в том месте, которое укажет руководитель. Точно так же мы не могли работать там, где хотели. Не имели права даже родственников пригласить домой, если не спросим разрешения у апостола», – объясняет Константин особенности этой религиозной организации.

Со слов Константина, каждый «шелковец» отдавал руководителям церкви даже не традиционную для церквей десятину, а четвертьнажитого. Многие переписывали на них и свое жилье.

После того, как Константин решил поменять место жительства, ослушавшись апостола, шелковцы предали его анафеме: его бывшие «коллеги» по секте убегали от него как от прокаженного, с ним никто не разговаривал (так учит их учение), а жена потребовала развода, запрещая видеться с детьми.

«Божеские люди» шелковцы, которые пришли на суд вместе с женой Константина, начали требовать для ее мужа расстрела (!).Мужчина рассказывает, что людям, которые усомнились в вере шелковцев или обидели ее лидера, на богослужениях читаются молитвы на смерть. (!).

Константин очень подавлен, все время тратит на то, чтобы вернуть семью и раскрыть жене глаза на ту веру, которую еще недавно он считал лучшей. Однако жена твердит, что он отступник, и их дети будут расти не в семье, а «с божеской помощью». Чтобы вернуть семью, Константин стал собирать видеодоказательства зомбирования людей лидерами этой секты, а также, как по указанию лидера этой организации к нему был применен так называемый «Закон изоляции». Свою видеосъемку Константин предоставил правоохранителям. Однако милиция не стала вмешиваться в проблему Константина Мельника, называя происшедшее семейным конфликтом.

«К шелковцам меня привел товарищ в момент, когда я переживал жизненные трудности. Сначала в секте все было хорошо: меня окружили заботой, внушали, что без веры нельзя жить, и что именно шелковцы – настоящая религия, которая даст человеку покой и счастье. Потом нам запретили смотреть телевизор, читать книги, общаться с людьми не нашей веры. Работать нам разрешали только уборщиками или дворниками», – вспоминает Константин.

Со слов Константина, лидер этой организации – Юрий Фляум – называет себя первосвященником и царем, живет в Самарканде и является очень богатым человеком.

По Киевской области главным является некто «служитель Саша».Почти что стиль «модерн»Украинские исследователи религии толерантны к новым религиозным течениям (так они называют секты), объясняя их все большее количество тем, что религия уходит от старых, классических, канонов и обновляется в своем подходе к людям и их общении с Богом.

Со слов президента Украинской Ассоциации исследователей религии, доктора философских наук, профессора Анатолия Колодного, традиционные церкви не учитывают особенностей нового времени, технического прогресса и пр., а, значит, того, что учение о Боге и Иисусе (Творце, Создателе) должно осовремениваться. В их толковании, наш народ идет в течения-секты потому, что классические церкви не занимаются решением важных социальных проблем, к примеру, реабилитацией алкоголиков и наркоманов, в то время как секты таких людей усиленно подбирают (яркий пример – «Посольство Божье» с его пастырем Сандеем Аделаджей).

Минус традиционной церкви ученые видят и в том, что священники не ходят в народ, а люди часто приходят к Богу с человеком, который его приведет к нему за руку. Пример – Свидетели Иеговы. Преимущественно они и пристают к людям на улице, совершают культпоходы по чужим квартирам и домам с вопросами типа: «Как вы относитесь к Богу?».

Положительным моментом новых течений религиоведы считают и то, что богослужения в таких религиозных организациях проходят не в традиционных для Украины церквях (под куполами), путем молитв, составленных сотни лет тому, а через песни, танцы и выступления со сцены церквей всех желающих. Конечно, при условии, что желающего выступить одобрит первое лицо этой организации-церкви (назовем его вождь). Ну и конечно, улыбки, теплые слова приветствия (психологи называют это «бомбардировка любовью») действительно удерживают людей в таких сектах.

Это не принято в традиционных церквях. Да и церквями собственно новые религиозные течения называют все места, где собираются их сторонники – от домов с крестами и архитектурными изысками до тесных квартир и натянутых шатров, без всякой традиционной церковной символики.

Примечательно, что каждое течение считает, что оно – единственно правильная религия. Поэтому, очень быстро прихожане новых церквей тоже становятся уверенными, что через другие религии человек к Богу прийти не может (!). К примеру, один из пострадавших от финансовой деятельности группы компаний «Кингс Кэпитал» Александр Б. искренне уверял обозревателя НБН, что пастор просто ошибся (а не целенаправленно наживался на своих прихожанах). И это при том, что Александра не сегодня-завтра лишат нажитого имущества, в том числе и жилья. Верит он и в то, что «Посольство» – единственная церковь, куда стоит ходить людям. А наши исторические православные церкви, которыми славится Киев и которые имеют тысячелетнюю историю, в его понимании – греховные церкви.

Новшества во всех этих новых течениях-церквях исследователи религии объясняют одним: абсолютизированием какого-то элемента из Библии. К примеру, берется момент человеческой смерти – и трактуется каждым по-своему. Одно течение считает, что душа человека вечна, после телесной смерти будет жить в другом измерении, и вернется в тело после второго пришествия Христа. Другое течение считает, что вместе с телом умирает и душа (такое – у Адвентистов седьмого дня). Либо еще вариант: тот, кто наиболее активно занимается миссионерством (пересказывает Библию, таким образом донося людям учение о Боге), после смерти попадает в 144 тысячи, которые наследуют Царство Божье и будут царствовать на небе с Христом в духовных телах (такое – у Свидетелей Иеговы. Поэтому они и ходят по нашим домам, агитируя прийти к ним в церковь).

Учитывая то, что Библия – книга большая, а разных элементов, которые можно из нее взять (чтобы абсолютизировать) – много, то новых церквей-течений у нас может появиться еще больше.

Посредники на пути к Богу

Существование Творца, Создателя, Высшей Силы, Высшего Разума (по Библейскому – Бога) признают уже даже многие именитые ученые, доказав это биологическими и физическими методами. К примеру, исследовав возникновение Вселенной и строение молекулы ДНК.После не так давно закончившейся эпохи атеизма, теперь ученые склонны думать, что генетический код и энциклопедические объемы информации, которые хранит в себе человеческая молекула ДНК, опровергают возможность простого совпадения. Они считают, что такая сложная частичка-молекула не могла возникнуть сама по себе, и может быть только чьей-то разработкой.

Ну а простые граждане просто хотят верить. В Высшую силу и Высший разум, который помогает всем, и который очень справедлив по отношению ко всем людям. И поэтому они ищут церковь – своего рода посредника, или же место, где они могут мысленно обратиться к Богу.

В этой связи хочется напомнить, что же такое церковь и религия вообще. Из Википедии: религия — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Веря в сверхъестественное и направляясь к людям, объединенным этой верой, т. е. в религиозную общину, многие не видят того, что «бомбардировка любовью», излечение от наркомании и пьянства, «уроки» о том, как разбогатеть или же душевный покой после ряда жизненных невзгод, которые они находят во многих таких общинах-церквях – это всего лишь начальный этап элементарного затягивания людей в сектантство: тотальное подчинение воле лидера, жизнь которого далека от прописанных в Библии канонов и норм.

Известно, сколько критиков религии было у нас в эпоху атеизма. К примеру, выражение Карла Маркса «Религия – опиум для народа» – вошло даже в наши школьные учебники (советского периода), как полное отрицание не только религий, но и Высшего Разума (Бога). Правда, сегодня этому выражению уже дают другое трактовку (опиум не как отрицание, а как успокоение).

Однако, наш современник известный американский публицист Кристофер Хитченс (один из немногих, делающих подобные заявления открыто) и сегодня называет религию основной причиной возникновения таких явлений, как тоталитаризм и фашизм. Хитченс считает, что, поскольку такие режимы и сегодня продолжают возникать в нашем мире, то это свидетельствует о склонности людей к культу вождя и о склонности вождей к злоупотреблению властью.

Где ищем Бога?

Довольно часто после первого этапа – «бомбардировки любовью» – во многих сектах начинаются тотальное попрание прав и свобод людей, а в некоторых сектах даже совершаются тяжкие преступления. Конечно, все под видом «общения с Богом». Но в Украине это всплывает, к сожалению, лишь тогда, когда пострадавшие от религиозной «новизны» начинают забрасывать правоохранительные органы жалобами.

Пример – 618 пострадавших (и их количество растет) и нанесенный им материальный ущерб на сумму свыше 52 миллионов гривен. Этих людей «учили» богатеть на бизнес-служениях в «Посольстве Божьем» пастора Аделаджи: агитировали закладывать свое жилье под кредиты в банки, полученные деньги отдавать бизнесменам (которых рекомендовал пастор), а бизнесмены якобы должны были отдавать людям проценты и погашать кредиты.

Или, к примеру, многим известно, чем закончилось «общение с Богом» в созданной неким проповедником Моисеем «православной канонической» церкви: изнасилованием несовершеннолетних девушек, распитием напитков с психотропным воздействием, и, как результат – растоптанными судьбами пострадавших и возбуждением уголовного дела против лидера.

«В производстве следственного управления ГУ МВД в г. Киеве находится уголовное дело, возбужденное против Кулика О. И. (отец Моисей) по признакам преступлений, предусмотренных ст. 181 (посягательство на здоровье людей под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов и ст. 152 – изнасилование», – подтвердили НБН в МВД Украины.

Дело было возбуждено два года назад – в 2009 г. И сразу же «патриарх» скрылся за границей. Соответственно, до установления его местонахождения – дело остановлено.

«Не знаю, ищут ли Кулика, так называемого патриарха Моисея, наши правоохранители, но все знают, что он постоянно из-за границы по скайпу общается со своими прихожанами, которые остались у него в Киеве, – объяснила НБН бывшая прихожанка этой церкви Неля Кошель. – И к нему за границу ездят эти адепты. Недавно женились некоторые молодые, так Кулик всех их вызвал за границу, якобы для того, чтобы благословить эти браки. При общении по скайпу требует, чтобы все смотрели ему только в глаза. Таким образом, гипнозом внушает им разную чушь. И это страшно, ведь из-за таких его внушений рушатся семьи – дети отказываются от родителей и наоборот. Также люди отказываются от своего имущества, переписывая на Кулика и его храм».

Нежелание думать и нести ответственность

Как реагирует на такое количество сект и их «познание Бога» традиционная церковь, НБН рассказал епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата, пресс-секретарь Киевской Патриархии – Евстратий Заря:

- Секты были всегда. Процесс их появления начался еще с древних времен. Много сект возникает и сейчас. Это происходит тогда, когда какой-то человек, имея определенный талант и амбиции, на религиозной почве создает вокруг себя некую организацию, в которой он сам выступает в роли лидера, главного идеолога, власти. Они проявляются на разной почве. К примеру, несколько лет назад в Пензенской области люди из такой секты закрылись в землянке и сообщили, что они никуда не выйдут, таким образом ожидая конца света. Это людям внушил их вождь, который создал данное «околоправославное» течение. А люди ему слепо верили. Впоследствии медики направили этого вождя на принудительное психиатрическое лечение. В принципе, секты могут появиться в любой конфессии – в христианстве, мусульманстве, иудаизме. Есть синкретические секты, которые синтезируют разные вероучения. Яркий пример такого течения – Белое братство – дикая мешанина христианства и восточных религий.

- И как православная церковь смотрит на эти секты?

- Часто люди незнающие называют сектами незнакомые им религиозные направления. Это ошибка. На самом деле есть несколько традиционных направлений протестантизма – пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, другие, которые просто несколько отличаются от христианства. В них нет специфических особенностей сект, а именно – тоталитарного построения своей жизни и своего духовного учения (когда идет полный контроль над всеми аспектами жизни людей – АВТ.). То есть, когда и жизнь, и учение крутится вокруг вождя и все подчиняется только ему. Такие вожди называют себя пастырями, пророками, гуру, патриархами, кем угодно. И для общины данное лицо является единственной истиной, голосом Божьим.

- Объясните, пожалуйста, для людей далеких от тонкостей религии, как им определить секту? И чем конкретно отличаются традиционные направления протестантизма от сект?

- Главная особенность сект, которая отличает их от религиозных организаций, даже не совсем для нас традиционных, это то, что там тоталитарное построение жизни, которое контролируется руководством. Все, что говорит руководство – это обязательное исполнение. И именно это в таких религиозных организациях и является опасностью для граждан. С таким явлением мы столкнулись на примере Аделаджи. Когда он, используя влияние на людей в своей общине, давал им указание сдавать деньги в определенные финансовые фонды. Для людей любой традиционной организации это было бы не более, чем пожелание. А в сектах – это указание, директива к действию. Дальше: они старательно избегают критики и формируют не критическое мышление о себе. По типу: «все, что у нас – это превосходно. А все, что вокруг нас – зло».

- На Ваш взгляд, почему люди, в частности, в Киеве, который богат старинными церквями, идут в какие-то шатры, иные сооружения, называемые церковью?

- Первое: в определенный период нашей истории был государственный атеизм. Выросло несколько поколений людей, которые ничего не могли знать о Боге. Эти люди, достаточно образованные в разных сферах светских знаний, в религиозных вопросах оказались беспомощными. Но людям свойственны духовные искания. Этой неосведомленностью, но желанием что-то узнать о Боге, сегодня и пользуются те, кто под видом религиозных организаций фактически создает тоталитарные секты. А человек, не имея знаний, не может критически оценить, куда его втягивают.

Второе: секты обобщенно говорят о себе, не уточняя, какого вероучения и направления они придерживаются. Называют себя, к примеру, просто христианами. И люди не знающие ничего о религии, туда идут.

- Разных религиозных направлений исторически очень много. А теперь еще стало много тоталитарных сект. Допустим, первые шаги в секты люди делают неосознанно. Но почему они и дальше остаются в них? Если уж мы для примера брали «Посольство», то, по утверждениям их бывших прихожан, еще недавно в их церковь ходило почти 10 тысяч людей по всей Украине...

- Возникает вопрос: как можно подчинить человека чужой воле? Вы знаете, что свобода предусматривает ответственность. А если человек отдает право на принятие решения кому-то – он передает и свою ответственность. В этом и заключается феномен всех тоталитарных обществ: они снимают ответственность. Подавляя свободу личности, дают определенную стабильность. Воспроизводится тот же феномен, что и в советской системе, когда за тебя думала партия. Способствует этому и сложность нашей сегодняшней жизни. И то, что идет все большая отчужденность людей.

Человек, который не находит себе места в обществе, у которого есть проблемы финансовые, с работой, сложности в общении с родными и близкими, на христианских собраниях попадает под действие достаточно простых психологических техник. Заметьте, если в советское время пропагандировался коллективизм, то сейчас – крайняя индивидуализация. А на христианском собрании человека радостно встречают, выслушивают. К примеру, на собраниях у них идет коллективное пение, раскачивание. Это все – достаточно простые психологические техники. Таким образом, люди вводятся в определенное психологическое состояние.

Также и поведение руководителя. С точки зрения психологии, из чьей-нибудь речи человек воспринимает только 30% информации. Остальные 70% восприятия зависят от способа ее подачи: голоса, интонации, жестикуляции. Плюс, обладая определенной харизмой (яркой внешностью, необычным голосом, другими качествами, способными оказывать влияние на людей – АВТ.) лидер влияет на людей. Таким образом, в сектах и культивируется дух замкнутого коллектива, единой семьи – насаждается комплекс осажденной крепости. Лидер внушает людям: «мы все вместе спасенные, просветленные, а остальные – грешные. Там вражда и все плохо, а у нас все хорошо». И в этом коллективе многие люди находят себя – они чем-то заняты, выполняя какую-то работу. Многие считают, что делают угодное Богу. Человека начинают отучать думать. А чтобы его потом вытащить из секты – нужно, главное, заставить человека критически думать.

- Почему это явление стало у нас настолько распространенным?

- В Украине существует религиозная свобода. Она пришла вместе с независимостью Украины. Раньше государство жестко контролировало любые проявления религиозной жизни. А сегодня украинское законодательство по религии одно из самых либеральных в Европе, а, возможно, и в мире. Поэтому официально зарегистрировать религиозную организацию очень просто. И закон не ставит никаких преград на пути регистрации. Наверное, это связано с тем, чтобы облегчить появление и возможность регистрации новых общин после советского диктата.

- Такое впечатление, что в Украину едут миссионеры чуть ли не со всего мира, и что сегодня у нас больше всего сект. Это так?

- Нет. В США – около 10 тысяч религиозных организаций. У нас значительно меньше. Правда, в США существует механизм защиты личности от посягательств на ее свободу под видом религиозной деятельности. В Америке можно легко остановить негативное воздействие таких организаций, используя законодательный механизм. Правда, если человек хочет быть обманутым, никакой закон от обмана его не защитит.

А в демократических странах Евросоюза при регистрации общины нового направления, вероучения, предусмотрен более сложный механизм. И предварительное изучение этого вероучения – не несет ли оно в себе элементы экстремизма, занятия мошенничеством и т. п.? В Украине же такого механизма нет.

- Подскажите обычным людям, которые хотят прийти к Богу: как не стать фанатом-сектантом?

- Обычным людям надо не забывать, что Бог создал нас способными к здравому размышлению. У нас есть разум, и разумом нужно пользоваться. А свою душу нельзя доверять первому встречному. Потому что вместе с душой можно потерять и деньги, и квартиру, и семью, и душевное здоровье. И если уж хотите пойти в какую-то нетрадиционную для нашей страны религиозную общину – нужно узнать о ней больше от разных людей.

Господь сказал: не судите никого. Для этого существует закон и суд. Поэтому и мы судить не будем. Хотя и видим, что скандал вокруг неправедных дел Аделаджи возник совсем недавно. А ведь началось все намного раньше. Так же и с патриархом Моисеем (Куликом). А мы ведь предупреждали задолго до возникновения этих скандалов: рождаются тоталитарные секты! Но, как видим, пока человек не преступил закон – государство не могло вмешаться в их богослужения.

Нередко секты втягиваются в дела криминального характера, заводят связи с влиятельными людьми, пользующимися авторитетом, в том числе в криминальной среде. Это дает им защиту от закона. Но правоохранительные органы должны отслеживать деятельность организаций, которые под видом религиозных наносят вред здоровью, благосостоянию и даже жизни людей. Независимо от того, в каком облике предстает мошенник – в религиозном или в виде коммерсанта – долг государства его выявить и наказать.

ИА «Наш Район», 04.11.2011

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное