← Июнь 2007 → | ||||||
2
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
22
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости Центра апологетических исследований
НОВОСТИ 14 — 20 июня 2007 года
В Грузии осудили человека за препятствие «Свидетелям Иеговы» «в исполнении религиозного обряда» По решению Руставского окружного суда, за препятствие «Свидетелям Иеговы» в исполнении религиозного обряда на шесть лет заочно осуждён находящийся в розыске председатель НПО «Джвари» (в переводе это слово означает «Крест») Паата Блуашвили. По сообщению газеты «Головинский проспект», следствие началось в ноябре прошлого года, когда в полицию пожаловался член секты Бакур Алавидзе. Он сообщил, что сторонники Блуашвили выгнали иеговистов из арендованного ими здания, что помешало им совершить религиозный обряд. Предварительным следствием установлено, что Блуашвили «часто принимал участие в совершении подобных действий против последователей Иеговы, нанося им физические и словесные оскорбления». В 2003 году он уже получил два года условно, но за шесть месяцев до окончания срока наказания вновь принял участие в разгоне секты. После этого ему присудили предварительное заключение, которое апелляционный суд заменил на полицейский надзор. Однако Блуашвили не явился на судебный процесс, и теперь получил за это шесть лет. — Religare, 19.06.2007 В Узбекистане пресекли проповедь "Свидетелей Иеговы" Суд Кашкадарьинского областного суда Узбекистана пресек деятельность нелегально действовавшей секты "Свидетели Иеговы". В ходе состоявшегося судебного процесса нашли свое подтверждение выводы следствия, обвинившего Рамиля Гареева в совершении преступления, предусмотренного признаками статьи 216-2 (нарушение законодательства о религиозных организациях) Уголовного кодекса республики. Представитель суда пояснил, что Р.Гареев, будучи членом не зарегистрированной в области религиозной организации "Свидетели Иеговы", нарушая положения ст.5 закона "О свободе совести и религиозных организациях", собирал группу граждан в доме одной из местных жительниц. "Он занимался миссионерской деятельностью, запрещенной законодательством Узбекистана", - отметили в суде, в частности, пропагандировал основные положения религиозной доктрины "Свидетелей Иеговы" и распространял сопутствующую литературу. В ходе обыска, проведенного на месте собрания, работниками Каршинского городского отдела внутренних дел были изъяты более 200 экземпляров различной религиозной литературы. Как сообщает "Интерфакс", в соответствии с требованиями действующего законодательства религиозная литература может использоваться только зарегистрированной религиозной организацией в пределах ее юридического адреса. Ранее, в июле 2005 года, Р.Гареев привлекался Каршинским горсудом по уголовным делам к административной ответственности за незаконную миссионерскую деятельность, однако был амнистирован на основании постановления Сената "Об амнистии в связи с 14-летием принятия Конституции Республики Узбекистан". — REGIONS.RU, 14.06.2007 ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ Конфликт между общественным фондом и церковью СПД по поводу памятника жертвам резни в Маунтайн-Мидоуз Потомки 120 переселенцев из Арканзаса объявили, что их просьба о передаче массовых захоронений на месте резни в Маунтайн-Мидоуз под федеральную опеку была отвергнута церковью СПД. Фил Болинджер и Скотт Фэнчер из «Фонда памятника Маунтайн-Мидоуз», зарегистрированного в штате Арканзас, утверждают, что узнали об этом из телефонного разговора с президентом исторического отдела церкви СПД старейшиной Марлином Дженсеном. «Он сказал нам, что президент Хинкли отказал нам. Он решил, что позволить федеральную опеку над местом трагедии не соответствует интересам церкви», — говорит Болинджер, председатель фонда, связанный родственными узами с 30-ю погибшими переселенцами. — «Для меня это был тяжелый удар». Дженсен отказался от интервью, но передал через пресс-секретаря, что церковь не будет требовать установления федеральной опеки над местом трагедии. Аналогичное требование уже было отвергнуто церковью в 1999 году. Потомки переселенцев хотят, чтобы место трагедии передали в опеку третьей стороне, поскольку церковь СПД, по их мнению, участвовала в убийстве. «Неправильно, чтобы могила принадлежала людям, которые участвовали в убийстве», — говорит Болинджер. Считается, что вина за резню, случившуюся 11 сентября 1857 года, лежит на мормонских руководителях южной части штата Юта и небольшой группе индейцев-пайютов, однако степень вины тогдашнего президента церкви Бригама Янга точно не установлена. Караван переселенцев, направлявшихся в Калифорнию под руководством капитана Фэнчера и Джона Бейкера оказался на территории Юты именно в тот момент, когда федеральное правительство усилило давление на церковь мормонов в связи с практикой многоженства и их пренебрежительным отношением к федеральной власти. Переселенцы разбили лагерь возле Солт-Лейк Сити, а потом двинулись на юг, к горным лугам — обычном бивачном месте на старой испанской дороге. На переселенцев напали, и они в течение недели защищали свою жизнь с оружием в руках, пока мормонский старейшина Джон Д. Ли не приехал к ним на лошади с белым флагом в руках, чтобы заключить перемирие. Согласно достигнутому соглашению, переселенцы по одному и без оружия стали покидать долину, но их начали расстреливать в упор, резать и забивать до смерти. Тела убитых хоронить не стали. В живых остались только 17 детей, которым не исполнилось еще шести лет, — слишком маленькие, как говорят некоторые, чтобы запомнить увиденное. Детей разместили в местных семьях, а потом вернули родственникам в Арканзас.
20 лет спустя Ли был арестован, осужден и казнен за убийство — единственный, кто был призван к ответу. В долине есть четыре общих могилы и два памятника — каменная пирамида, известная как «кэрн Карелтона», в самом низу долины и мемориальная стена на холме Дэна Силла, которая возвышается над всей долиной, и на которой написаны имена погибших из 29 семей переселенцев, бывших в том злосчастном караване. Памятник уже занесен в реестр исторических мест Службы национальных парков США, но этот не гарантирует, что памятник не будет переделан без учета общественного мнения, говорит адвокат Фонда Скотт Фэнчер. Члены Фонда считают, что более высокий статус (напр., национального памятника) лучше защитит общие интересы и умиротворит многочисленных потомков убитых, говорит Болинджер. Кроме того, федеральная опека могла бы предотвратить такие ситуации, как та, что произошла 3 августа 1999 года, года в результате ремонтных работ нанятая церковью бригада случайно вскрыла останки не менее чем 28 мужчин, женщин и детей. Была начата судебно-медицинская экспертиза, но ее остановил своим приказом тогдашний губернатор штата Юта Майкл Ливитт — потомок некоторых жертв резни. Во время церемонии посвящения отремонтированного кэрна в сентябре 1999 года Гордон Хинкли заявил, что на церкви лежит нравственный долг хранить память о жертвах, но так и не признал факт причастности церкви к их убийству. — Salt Lake Tribune , 18.06.2007
Толпы стекаются в Мэнти на праздник « Мормонское чудо » Праздник начинается сегодня. В течение следующих 10 дней город посетят 100 тыс. гостей. Они приедут, чтобы посмотреть на спектакль, а также купить продукты и сувениры местного изготовления. Добровольцы за один час расставили для них 14 тыс. стульев. Вот уже 40 лет этот праздник остается главным событием лета. Некоторых участников немного пугают съезжающиеся толпы. Брэйди Асти играет роль молодого Иосифа Смита. Он говорит: «Поначалу как-то страшновато, но как только ты поднялся на сцену и начал играть, все получается само собой». Шестьсот участников объединяют свои таланты, чтобы рассказать историю своей веры, соединяя в одно целое историю пионеров и Книгу Мормона. Для молодого человека, играющего главную роль, спектакль этого года станет первым. Джейкоб Шисс играет роль Иосифа Смита: «На самом деле, я никогда не видел спектакль. Мы только что переехали, и я думаю, это очень здорово, что я могу сыграть роль пророка, такого как Иосиф Смит, и что мы можем стать ближе друг к другу». Другие участвуют уже не первый раз. Многие из них приезжают за много километров, чтобы ощутить себя частью события, на которое съезжаются 100 тыс. человек. — KSL TV , 14.06.2007
Американских мормонов преследует редкое генетическое заболевание Американские медики предупреждают об аномально высоком распространении редкого генетического заболевания в небольшой изолированной от внешнего мира общине мормонов на границе штатов Юта и Аризона. Американские медики предупреждают об аномально высоком распространении редкого генетического заболевания в небольшой изолированной от внешнего мира общине мормонов на границе штатов Юта и Аризона. 10 тысяч последователей Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа святых последних дней проживают в двух населенных пунктах – Хилдале (штат Юта) и Колорадо-Сити (Аризона). Это религиозное объединение, отколовшееся от других мормонов в 30-е годы прошлого века, продолжает придерживаться полигамии и одобряет браки между близкими родственниками. Последнее обстоятельство, судя по всему, и стало причиной высокого распространения в общине редкой рецессивной мутации, вызывающей дефицит фумаразы – фермента, задействованного в реакциях цикла Кребса, обеспечивающих клетки организма энергией. По данным местных врачей, в течение последних 15 лет в общине мормонов было выявлено не менее 20 детей с дефицитом фумаразы. До этого в мире было известно не более 10 описанных случаев этого заболевания. Генетические исследования свидетельствуют о том, что соответствующие мутантные гены встречаются у жителей Аризоны, не принадлежащих к мормонам. В то же время браки между близкими родственниками многократно увеличивают вероятность встречи двух таких генов, что и приводит к развитию тяжелого заболевания. Дефицит фумаразы вызывает нарушения процессов деления и роста нервных клеток. Болезнь проявляется задержкой в развитии, характерным изменением строения лицевого скелета, частыми эпилептическими припадками и эпизодическими периодами комы. - сообщает Medportal.ru — Baznica, 16.06.2007 Том Круз отошел от кино и стал священником Голливудский актер Том Круз, в прошлом один из самых дорогих и востребованных актеров Голливуда, решил немного отойти от дел и сконцентрироваться на своей религии. Напомним, что Том Круз является ярым приверженцем секты сайентологии. В последнее время Том очень много времени уделял своему вероисповеданию. Постепенно он дошел до самой высокой ступеньки сайентологической лестницы и получил титул священника. Теперь актер имеет право проводить брачные церемонии. В ближайшее время новоявленный священник Том Круз сочетает узами законного брака своего друга миллионера Джеймса Паккера и его невесту, манекенщицу Эрику Бэкстер. Джеймс Паккер уже долгое время является приверженцем сайентологии и известен, как самый крупный жертвователь секты. Ожидается, что свадьба Паккера и Бэкстер будет одной из самых дорогих и шикарных церемоний последних лет. Джеймс Паккер арендовал огромный отель для проведения свадебного торжества. Его бракосочетание станет первой свадебной церемонией, которую проведет священник и по совместительству голливудский актер Том Круз. Напомним, что 18 ноября 2006 года в городке Браччано под Римом состоялась церемония бракосочетания Тома Круза и Кэти Холмс. Их свадьба также проходила по сайентологическому обряду. Сайентология - противоречивое учение, созданное писателем-фантастом Роном Хаббардом. В Голливуде у новой религии нашлось немало поклонников, в числе которых Джон Траволта, Кирсти Элли, Мими Роджерс и Джульетт Льюис. Сам Том Круз уверен, что именно в учении Хаббарда кроется секрет его успеха и личного счастья. "Оно помогло стольким людям, - говорит Том Круз. - Я знаю это, потому что я использую его, и я сайентолог". — Kyiv Post (По материалам NEWS.ru.co.il), 19.06.2007
Верховный Суд США отказывает Поместной Церкви в иске против издательства «Харвест Хаус»18 июня 2007 года Верховный Суд США поставил точку в тянувшейся шесть лет тяжбе Поместной Церкви против издательства «Харвест Хаус» и авторов Джона Анкерберга и Джона Уэлдона. Поместная Церковь пыталась добиться пересмотра постановления Техасского апелляционного суда, вынесенного в январе 2006 года в пользу издательства. Сначала Поместная Церковь потребовала назначить повторные слушания, но в требовании было отказано. Верховный Суд штата Техас также дважды отклонил иск. Поместная Церковь утверждала, что «Энциклопедия культов и новых религий» опорочила ее честь и достоинство, обвинив ее (а равно и все прочие группы, упомянутые в книге) в таких преступлениях, как убийство, насилие и контраббанда наркотиков. Техасский апелляционный суд постановил, что «книга не содержит никаких указаний на то, что эти [действия] совершила именно [Поместная] Церковь». Отказав Поместной Церкви в ходатайстве о пересморе дела, Верховный Суд США признал справедливым постановление Техасского апелляционного суда. Шелби Шарп, основной адвокат, представлявший интересы издательства и авторов, заявил, «Техасский апелляционный суд, принимая решение, правильно применил давно существующий закон к фактам этого дела. Позиция, занятая Поместной Церковью, заложила бы абсолютно субъективный стандарт толкования письменных и устных высказываний — стандарт, который поставил бы под угрозу всю систему СМИ». «Мы написали эту книгу», — говорят авторы Анкерберг и Уэлдон, — «чтобы с любовью сказать правду с христианской точки зрения. Независимо от того, что выплыло на свет за последние шесть лет, мы продолжаем молиться и беспокоиться о членах Поместной Церкви. Мы предлагаем им стремиться к духовному различению и сравнивать учения их руководителей с учением Библии». «Мы не в силах выразить нашу благодарность», — говорит президент издательства Боб Хоукинс-младший, — «тем многочисленным людям, организациям и ассоциациям, которые разобрались в сути и значимости происходящего и встали на нашу сторону, оказывая нам юридическую и, что более важно, молитвенную поддержку на всем протяжении этой долгой и упорной битвы. Но более всего мы благодарны Богу за Его верность». — Пресс-релиз издательства «Харвест Хаус», 20.06.2007 Бог сделает вас богатыми ? «Христианство преуспевания» проповедует богатство и успех и стремительно захватывает Южную Африку . Но чьим законам на самом деле следуют некоторые члены этих новых церквей , жертвующие до трети своего дохода ? Алюминиевый купол впечатляет. По ночам на нем горит ярко-синяя надпись «Купол Иисуса». Днем Дурбанский христианский центр (DCC) оживает . Сегодня зал, вмещающий 5500 человек, заполнен на две трети – толпа большая. Пастор Джон Торренс с приличествующим апломбом въезжает на сцену на рычащем «Харлее» — эта «колесница» слегка контрастирует с его шикарным костюмом. Странный трюк для «мужа Божьего»… Однако, въехав на сцену, пастор объявляет, что таким образом он хочет заманить мужчин на мужское собрание. Он приглашает верных последователей на семинары по управлению финансами и недвижимостью на следующей неделе. А потом наступает время проповеди. Успех, говорит пастор, — вот чего Бог хочет для Своих людей. «У тебя нет выбора», — говорит он с американским акцентом, пытаясь вызвать в слушателях прилив энтузиазма. — «Если ты рожден свыше, ты не можешь не быть успешным — успешным в твоем браке, в твоей работе, в машине, которую водишь». Его голос заполняет весь купол, перекрывая выкрики «Аминь» и «Аллилуйя» из зала. «Мне нет дела до того, что ты вырос в плохих социально-экономических условиях: если ты дитя Господне, Бог силой приведет успех в твою жизнь. Скажи: „Приди сейчас, успех, я принимаю тебя прямо сейчас“». В конце концов, говорит Торренс, в успехе нет ничего зловещего или греховного — такие библейские герои, как Иосиф, Соломон и Давид, были богаты. А все, что было хорошо для них, уж точно не может быть плохим для обычного верующего. Верные приверженцы Торренса, представляющие все слои южноафриканского общества, в большинстве своем молодые семьи (многие сидят, обнявшись), к концу службы вскакивают на ноги и начинают распевать слова церковной песни: «Я могу иметь все, что мои глаза видят верой». Добро пожаловать в мир евангелия преуспевания. По всему миру это движение называют по-разному: «Движение Веры», «назови и потребуй», — но его главная идея заключается в том, что Бог хочет видеть тебя, и что чем больше у тебя веры, тем больше твое материальное и духовное благосостояние. Иными словами , Бог хочет , чтобы ты был богат . Родившееся в 1960-х в недрах американского евангелического движения и получившее популярность в 1980-х благодаря телевизионным проповедям, сейчас это движение переживает феноменальный рост в Южной Африке — особенно в харизматическом крыле христианской Церкви. Критики говорят, что евангелие преуспевания — это чистой воды материализм в религиозной обертке. Другие говорят, что это всего лишь современное понимание религии, порожденное нашими капиталистическими временами. Генеральный секретарь Южноафриканского Совета Церквей Эдди Макуи обеспокоен этим «растущим феноменом». Он говорит, что это оппортунисты, «использующие имя Бога для самообогащения. В процессе же самообогащения они заставляют бедняков чувствовать себя виноватыми из-за того, что они не могут жить так, как богатые. Священник, разъезжающий на „Бентли“, приобретенном на деньги бедняков, — это от сатаны». Глядя на это конкретное течение в христианстве трудно не думать о том, что его пасторы и последователи, которые используют церковь превосходную среду для установления деловых связей, не в последнюю очередь движимы жаждой наживы . « Иногда все сводится к самообогащению лидера », — говорит проф . Фика Янсе Ван-Ренсбург, заведующая кафедрой библеистики в Университете Северо-запада. — «Об этом можно судить по числу мошенничеств, которые всплывают на свет». Проф . Ван-Ренсбург говорит, что эта философия может быть «губительной для любого верующего. Это евангелие внушает людям, что отсутствие веры — единственная причина того, почему они не богаты. Библейская же истина такова, что Бог хочет дать Своим детям то, что хорошо для них. И это необязательно будет богатство — то, что будет хорошо для них в конкретной ситуации». Проповедь евангелия преуспевания, похоже, порождена традиционным молчанием христиан о вопросе денег. Неудивительно, что упоминание о деньгах и религии зачастую заставляет людей чувствовать неловкость. Но пастор Торренс, бывший биржевой брокер и фармацевт, не стесняется: «Ничто не касается сердца человека так, как его бумажник. В этом отражается твое поведение и то, во что ты на самом деле веришь». Торренс настаивает, что Бог хочет преуспевания Своих детей, потому что успешные христиане могут использовать свое влияние, чтобы привести в церковь еще больше людей и помогать неимущим: „Иисус называл корнем зла любовь к деньгам, а не деньги как таковые. Деньги — не зло, деньги нейтральны, не хороши и не плохи. Только попадая в руки человека, они становятся хорошими или плохими“». Жена Торренса, Джой, выросла в DCC . Ее отец, основатель церкви д-р Фред Робертс, настаивает на том, что преуспевание помогает прихожанам бороться с давлением современного мира: «Наша философия состоит в том, что у каждого в нашей церкви будет работа, пища и собственное жилье». Как и многие церкви преуспевания, DCC располагает средствами для изменения общества. Бесплатное питание, система социальных пособий и клиника для больных ВИЧ — это лишь некоторые из дел, которыми занимается церковь. «Люди приходят сюда, их жизнь меняется, они обретают надежду», — говорит Джой. Однако проф . Кэлли Огест с кафедры богословия Университета Стелленбош говорит, что эта благотворительность может преследовать скрытые цели. Благотворительность должна иметь своей целью помощь людям и должна быть бескорыстной, говорит она: «Это неправильно, если вы занимаетесь благотворительностью, чтобы завлечь в церковь новых членов. Иисус проповедовал прямо противоположное — нужно служить миру потому, что Иисус любит людей. Ты делаешь это ради Божьей любви, а не для того, чтобы всех завлечь в свою организацию». — Fairlady , 07.2007
Тысячи стекаются на конференцию Крефло Доллара Сотни христиан — некоторые даже из Эфиопии, Сьерра-Леоне, Южной Африки и Судана — вчера вечером пришли на стадион Намбуле, где боролся с бедностью американский проповедник д-р Крефло Доллар. На конференцию под названием «Преуспевание для всех» ( Bonna Bagaggawale ) приехали делегации из Кении, Руанды и Конго. Д-р Доллар и его жена Тэффи приехали во вторник по приглашению пастора Роберта Кайанджи. Предполагается, что Доллар встретится с пасторами и правительственными чиновниками. Ворота стадиона открылись около часа дня, но верные начали занимать очередь еще с восьми часов утра. Их не остановил даже начавшийся в полдень мелкий дождик. Когда в 7 часов вечера конференция началась, все 42 тысячи мест на стадионе были заняты. Музыкальное сопровождение состояло из выступлений хоров и христианских музыкантов из Южной Африки. В их числе был и оркестр «Божий огонь», состоящий из возрожденных солдат угандийской народной армии. — New Vision , Uganda , 13.06.2007 Новый проект ТБН для русских американцев «Новое Начало», так назывался фестиваль, который прошел в Чикаго. Для церквей-организаторов важным было собрать русскоязычных людей для знакомства и совместного отдыха, а еще предоставить возможность участникам рассказать о своем бизнесе. Более 10 тысяч гостей приехали на праздник. Несмотря на неутешительный прогноз погоды, после всеобщей молитвы дождь прекратился. Об этом Агентству ProChurch.info сообщил пресс-центр ТБН. Генеральным информационным спонсором мероприятия стал «Телеканал Благих Новостей», который совместно с компанией “GloryStar systems”, разыграл комплект оборудования с установкой. Два дня гостей развлекали христианские творческие коллективы из разных стран. На открытом воздухе проводили конкурсы и спортивные игры. По словам председателя орг. комитета Олега Цимбалюка, пикник доказал, что Евангельские церкви открыты для общения. Он объединил не только церкви, но и русскоязычное население. — Baznica, 19.06.2007
Московская церковь адвентистов седьмого дня "Международная" собрала деньги на лечение двухлетней девочки, больной раком Благотворительный концерт, во время которого прошел добровольный сбор пожертвований для двухлетней девочки, больной раком, состоялся 16 июня в Московской церкви Адвентистов седьмого дня "Международная, сообщает корреспондент "Портала–Credo.Ru".Собранные 59 500 рублей и 200 долларов США, в тот же вечер был передан родителям двухлетней Алины. Эта семья проживает в городе Алексин Тульской области. Отец ребёнка – 27-летний Сергей – работает на местном предприятии по сборке аппаратуры, мать Татьяна в возрасте 22 лет не работает, занята лечением дочери, единственного ребёнка в семье. В концерте участвовали два вокальных коллектива – капелла "Глина" (Москва, церковь "Международная") и ансамбль "Фарба життя" ("Краски жизни"), состоящий из единоверцев и специально прибывший из Киева для участия в благотворительной акции. В богослужебном зале церкви прозвучали песни духовного содержания и лирические, на русском, украинском и английском языках. Среди присутствовавших, а их было около 400 человек, помимо членов местной общины, находились также представители других религиозных течений и неверующие. В тот же вечер в холле молитвенного дома была организована выставка фотографий, предназначенных для продажи с расчётом передачи вырученных денег в фонд лечения ребёнка. На представленных на выставке 50 фотографиях, в основном цветных, размером 30 на 45 сантиметров , изображены дети, пейзажи, уголки природы – бабочка, сидящая на цветке, семейство грибов в осеннем лесу, чайка над синем морем и др. Каждой фотографии сопутствует соответствующий сюжету стих из Библии. Авторы снимков – фотомастера и любители – члены адвентистских общин москвичи Алексей Астахов, Алёна Гореленкова, Пётр Стуль, Виталий Столяр, Владимир Свечников, а также житель Тулы, сотрудник адвентистской радиостанции Павел Ребанд. Несколько работ присланы единоверцами из Минска и Риги. Как сообщила корреспонденту "Портал-Credo.Ru" Алёна Гореленкова, участвовавшая в организации концерта и фотовыставки, вначале у них появилась идея провести сбор средств для передачи Онкологическому центру, но затем, когда узнали о тяжело больной девочке из Алексина, решили оказать благотворительную помощь этой семье. У Алины был обнаружен рак одного из внутренних органов в октябре 2006 года, вскоре после перенесённой ею ангины. Сейчас девочка находится на лечении в Российской детской клинической больнице. Адвентистская церковь, осуществившая помощь семье, называется "Международной" потому, что её посещают, наряду с коренными москвичами, также иностранцы – сотрудники посольств и фирм. Богослужения проводятся на русском языке с переводом на английский. — Портал-Credo.Ru , 18.06.2007
Англиканская священница служит Аллаху и Христу одновременно По пятницам, вскоре после полудня, преподобная Энн Холмс Реддинг одевает черный платок-хиджаб, и идет на намаз вместе с группой мусульман из района Форрест-Хилл. А по воскресениям, Реддинг одевает колоратку служителя епископальной церкви. Она делает и то, и другое потому, что, по ее словам, является христианкой и мусульманкой одновременно. По пятницам, вскоре после полудня, преподобная Энн Холмс Реддинг одевает черный платок-хиджаб, и идет на намаз вместе с группой мусульман из района Форрест-Хилл. А по воскресениям, Реддинг одевает колоратку служителя епископальной церкви. Она делает и то, и другое потому, что, по ее словам, является христианкой и мусульманкой одновременно. Реддинг, бывшая до последнего времени руководителем формационных программ при епископальном соборе св. Марка, является священником уже более 20 лет. Сегодня она уже готова сказать пастве, что вот уже 15 месяцев является мусульманкой, после того как открыла для себя всю глубину исламской молитвы. Ее заявления вызвали шок и множество вопросов, главный из которых: можно ли быть христианином и мусульманином одновременно? Этот шаг женщины вызвал разноречивую реакцию. Друзья, в основном, поддерживают мисс Реддинг, а вот теологи-ученые в раздумье. Одни считают, что в зависимости от того, как интерпретировать положения этих двух религий, подобный симбиоз возможен. Другие полагают, что обе религии взаимно исключают друг друга. "В обеих религиях есть очень и очень отличающиеся друг от друга положения, - говорит д-р Курт Фридериксон, директор постдипломных программ для пасторов в теологической семинарии Фуллера в Пасадене, штат Калифорния, - и основное среди таких положений - это вопрос об Иисусе". Исторически христианство всегда считало Иисуса Сыном Божиим, Богом воплощенным, истинным человеком и истинным Богом. Мусульмане же, почитающие Иисуса как пророка, отрицают присутствие в нем божественного начала и не считают его Сыном Божьим. "Я не думаю, что возможно соединить обе эти религии - считает Фридериксон - подобно тому, как нельзя быть республиканцем и демократом одновременно". Но мисс Реддинг, которая в скором времени будет преподавать Новый завет в университете Сиэтла, приводит другие аналогии. " Я и христианка, и мусульманка, подобно тому, как я одновременно американка с африканскими корнями и женщина. На 100% я являюсь ими обеими". Реддинг при этом не считает, что ей суждено устранить все противоречия. Даже внутри одной религии люди не могут прийти к согласию по различным деталям веры. "Зачем я буду тратить время, для того, чтобы привести в согласие все христианские верования с верованиями мусульманскими? -говорит дама, - Главное, что на базовом уровне я поняла, что эти две религии совместимы. Это все, что мне нужно". Она утверждает, что почувствовала непреодолимое призвание стать мусульманкой, быть покорной Богу -именно последнее и означает слово ислам. "Это выбор - не вопрос рационального мышления, - продолжает она - все, что произошло - это зов сердца, призыв моего самосознания, стремление к тому, кем я по моему мнению, являюсь. Я просто не могу не быть мусульманкой". Ситуация с Реддинг совершенно уникальна. Сотрудники национальной штаб-квартиры епископальной церкви, говорят, что им неизвестны другие примеры, когда священник одновременно является и последователем другой религии. Теперь местный епископ должен принять решение о том, может ли такой человек и дальше оставаться в служении. Правящий епископ Реддинг, его высокопреподобие Винсент Уорнер, говорит, что он принимает Реддинг как священника епископальной церкви и мусульманку и находит подобный межрелигиозный симбиоз волнующим. Заявление самой мисс Реддинг, первоначально опубликованное в приходском листке, вызвало противоречивые реакции, говорит епископ. Некоторые местные мусульманские лидеры также ошеломлены. " Быть мусульманином и христианином одновременно? Я не представляю как это сработает" - считает Хишам Фараджалла, президент исламского центра штата Вашингтон. Но Реддинг с распростертыми объятиями приняли в центре аль-Ислам в Сиэттле, афро-американской мусульманской группе, с которой она молится. " Ислам ничего не говорит о том, что если ты христианин, ты не мусульманин"- говорит директор центра Айша Андерсон. Реддинг верит, что ее пример позволит смягчить межрелигиозную напряженность и она надеется, что это станет еще одним шагом на пути к созданию института, изучающего иудаизм, христианство и ислам. "То, что произошло со мной-это определенный знак надежды", - говорит она. Мисс Реддинг 55 лет, она не замужем. Очень впечатляют ее бархатистые карие глаза и голос, когда она говорит о религии. У нее есть также классическая певческая подготовка, она пела во время джазовых вечеров, организуемых в соборе св. Марка. Старшая из трех сестер, Реддинг выросла в Пенсильвании в семье интеллектуалов, принадлежавших к местному истэблешменту. Ее отец адвокат, участвовавший в процессе Браун против коллегии Верховного Суда по вопросам образования, на основании этого прецедента последовала десегрегация государственных школ. Ее мать занималась научными исследованиями по программе Фулбрайта. Хотя ее родители и не были особенно религиозными, Энн была в детстве крещена и посещала воскресную школу епископальной церкви. Она всегда чувствовала, Что Бог существует, Бог любит ее, даже тогда, когда дела шли плохо. Она пережила расизм в школе, сексуальное насилие, во времена молодости боролась с пристрастием к алкоголю, ее духовное обновление продолжалось 20 лет. Несмотря на эти трудности, она закончила университет Брауна, получила магистерскую степень двух семинарий. Реддинг защитила докторскую диссертацию по Новому Завету в Объединенной Теологической семинарии в Нью-Йорке. Затем почувствовала призвание к священству и была рукоположена в 1984 году. Чем больше она любила собственную церковь, тем больше у нее возникали вопросы и мнения, представлявшие собой вызов официальной доктрине. Так, она называла христианство "мировой религией привелегий", утверждала, что никогда не верила в первородный грех. И наконец священнослужительница годами, по просту, боролась с учением о божественной природе Иисуса. Она нашла хорошее дело для себя в соборе св. Марка, прибыв в этот главный приход епископальной церкви штата Вашингтон в 2001 году. Реддинг отвечала за программы по формированию и углублению религиозных знаний вплоть до марта нынешнего года, когда ее должность вместе с должностями еще трех служителей была сокращена по причине нехватки средств. Одновременно, декан собора говорит, что увольнение священнослужительницы никоим образом не связан с ее изысканиями в исламе. По иронии судьбы именно в этом соборе произошла первая встреча мисс Реддинг с живым исламом. В конце 2005 года, местный мусульманский лидер был приглашен на беседу в храм. Затем он начал читать намаз прямо перед собравшимися. Реддинг была потрясена. Когда молящийся распростерся ниц, ей представилось, что все его тело было вовлечено в поклонение Богу. Затем весной, на межрелигиозном уроке в храме другой мусульманский лидер нараспев читал Коран и проводил медитацию об открывании сердец. Медитация разбудила в Реддинг певицу: ей показалось, что молящийся говорит с ее сердцем. После этого она начала ежедневно молиться. Через некоторое время скончалась ее мать, и по словам Реддинг. она оказалась в ситуации, когда ничего больше не оставалось, кроме как покориться Богу. Она также не может до конца объяснить, что все-таки толкнуло ее на то, чтобы стать мусульманкой: "Единственное, что могу сказать - это то, что если Бог приглашает тебя, нельзя отвергать это приглашение". В марте 2006 года Реддинг произнесла Шахаду, засвидетельствовав таким образом, что есть только один Бог и Мухаммад - его посланник. Она стала мусульманкой. Перед тем, как засвидетельствовать свою веру, она много читала об исламе. Затем она много училась у местных исламских лидеров, как ортодоксальных суннитов, так и принадлежащих к суфизму-мистической традиции в исламе. Постепенно она начала молиться в общей молитве в центре аль-Ислам, суннитской группе, состоящей в основном из афро-американцев. Иногда ей казалось, что, практикуя ислам, она, как будто возвращается домой. В кругах епископальной церкви, Реддинг общалась преимущественно с людьми белого цвета кожи. "Придя в аль-Ислам я поняла, что в мире гораздо больше людей с иным нежели белым цветом кожи, и это оказалось большим подспорьем". Энн Реддинг обнаружила, что пятикратная ежедневная молитва - один из пяти столпов веры, которому должны следовать все мусульмане - дали ей чувство глубокой связи с Богом, подобного которому она до сих пор не испытывала. Это пошло от осознания того, что я все время как бы нахожусь между молитвами. Она сравнивает это состояние с постоянным нахождением в любви, когда все переживаешь совместно с Богом, жизнь с постоянным поминанием Бога сознательно. Она изменяет буквально все. Друзья, не знавшие, что Энн приняла ислам, говорят ей, что она вся пылает. Помимо установленных молитв, она читает пять раз в день Коран. Сама Реддинг, кстати, утверждает, что ее молитвы ни исламские, ни христианские - это просто мои личные беседы с Богом или Аллахом - она призывает Всевышниего обеими именами. "Я при этом остаюсь все тем же человеком, молящимся одному и тому же Богу" - говорит Энн. По ее мнению, приход в ислам во многом напоминает приход в семью, из которой когда-то ушел. У нас не только общий Бог, но и общий праотец - Авраам. Действительно ислам, христианство и иудаизм восходят своими корнями к Аврааму, иудейскому патриарху, почитаемого духовным праотцом во всех трех религиях. Эти религии разделяют общую веру в одного и того же Бога, и есть много схожих мест в их священных текстах. Но имеется и много существенных различий . Так мусульмане считают Коран истинным словом Божьим, переданном Мухаммаду через ангела Гавриила. Хотя мусульмане и признают, что Тора и Евангелие содержат откровение от Бога, они в то же время полагают, что эти откровения были извращены, либо неправильно интерпретированы людьми. Но самые значительные расхождения между христианами и мусульманами в христологии. Мусульмане верят в непорочное рождение Христа, в то, что он - посланник Аллаха, что он был взят на небо живым, и вернется в конце времен, чтобы сокрушить зло. Мусульмане не верят в Троицу, божественность Иисуса, его смерть и воскресенье. Для христиан же вера в божественность Иисуса, в то, что он был распят и воскрес - есть сердцевина их исповедания, равно как и вера о Троицу - Отца, Сына Св.Духа. А вот воззрения Реддинг были специфическими уже до принятия ислама и представляли собой скорее аллегорическое, нежели догматическое трактование христианства. Она считала, что Троица - это некая концепция Бога, которую не следует понимать буквально. Она не верила в то, что Иисус и Бог суть одно, но в то, что Бог выше Иисуса. То, что по ее мнению делает Иисуса уникальным - он среди всего человечества в наибольшей степени воплотил божественные черты, фактически целиком слившись с Богом. При это он - сын Божий. Потому что все люди наречены сынами Божьими, в каждом из них есть доля божественного. Одновременно она продолжает верить в то, что Христос умер на кресте, а затем воскрес. Она понимает, что все это противоречит учению Корана, но "так это и останется некоей болью и вызовом всю оставшуюся жизнь". Она считает Иисуса своим личным спасителем. В минуты разочарования она, понимая, что Иисус страдал и превозмог страдания, говорит:" Он связал меня с Богом". Пока Энн не может утверждать, что у нее столь же глубинное познание личности Мухаммада. "Мне еще предстоит познать его личность". Некоторые религиеведы вполне понимают ход мыслей мисс Реддинг. Наиболее распростаненным среди христиан является убеждение, что Иисус есть Бог, явившийся на землю однако многие полагают, что его божественность означает лишь реализацию Духа Божия в жизни и делах, считает Юджин Уэбб, отставной профессор сравнительного религиеведения в университете штата Вашингтон. По его мнению, вполне возможно быть одновременно христианином и мусульманином. " Это всего лишь вопрос интерпретации, но многие люди не верят интерпретациям". Ихсан Багбай, преподаватель исламоведения в университете Кентукки соглашается с мнением Уэбба, добавляя, что ислам стремится быть как можно более гибким. Мусульманин может верить в Иисуса постольку, поскольку он верит в посланничество Мухаммада.Но другие ученые настроены весьма скептически. "Богословски, эти вероучения абсолютно несовместимы", - утверждает Махмуд Аюб, профессор исламоведения и сравнительного религиеведения университета Темпл (Филадельфия). - Мусульмане полагают. Что Бог - единственный, единый и неделимый. Для мусульманина утверждать, что Христос - Бог было бы богохульством. Фрэнк Спина, священник епископальной церкви и профессор Ветхого Завета и библейской теологии в Тихоокеанском университете Сиэтла высказался однозначно: "Я не думаю, что это сработает. Ведь для того, чтобы сделать нечто вроде того, что сделала мисс Реддинг необходимо отказаться от самой сути христианства. А эта суть в том, что Христос - не просто великий учитель и пророк, но сам Бог - Творец всех вещей. На этом принципе христианство либо стоит, либо падает, отказавшись от него" . Кроме того, Спина отмечает, что мисс Реддинг как священнослужитель связана клятвой и не может решать подобные вопросы исключительно самостоятельно. Сама Энн вполне отдает себе отчет, что не все христиане и мусульмане воспринимают ее в таком двойном качестве. "Меня это не особенно волнует, -говорит она, - никому не дано отнять у меня мое крещение". И точно также твердо она убеждена, что никто не может отнять у нее тот день, когда она исповедовала мусульманскую религию. Правда она сегодня не может исключить, что однажды ей все-таки придется выбирать между этими двумя религиями. "Скорее всего, я стану стопроцентной мусульманкой и стопроцентной христианкой, когда умру". Ныне Реддинг носит повсюду с собой платок-хиджаб, который нужен ей для того, чтобы совершать пятикратный намаз. По пятницам она встает на совместную молитву с 20 другими верующими в центре аль-Ислам. А по воскресеньям, она молится в церкви Св. Клемента Римского в районе Маунт-Бейкер. Об одном она молит Бога каждый день: о том, чтобы не стать причиной скандала или недостойно поступить по отношению к любой из исповедуемых ею традиций. Ислам, говорит Энн, дал ей возможность глубже прочувствовать христианство. Например, поскольку ислам признает только человеческую, а не божественную природу Иисуса, это еще более усилило мнение о том "что все мы можем, без исключения, быть как Иисус". Дуг Торп, работавший вместе с Энн в формационной группе пытался понять особенности ее выбора. И он обнаружил, что ее духовность только углубилась. Таковой вывод стимулировал его к чтению Корана и раздумьям о собственной вере. "Энн своей персоной символизирует как бы мост между двумя религиями. Нам сейчас крайне нужны такие мосты". В автомобиле Энн Реддинг висит сотканный из бусин крест, рядом с ним болтается кожаный медальон с написанным по арабски словом Аллах. " Это символ того, кем я являюсь, - говорит она, - Смотря на Иисуса через него я вижу Аллаха". (Перевод с английского "Портала-Credo.Ru".) — SEATTLE TIMES , 17.06.2007
Украина ужесточает требования к представителям нетрадиционной медицины Украинским народным целителям теперь придется раскошелиться. Президент Украины подписал изменения в законодательство о нетрадиционной медицине. Теперь народных эскулапов будут штрафовать за нарушения, сообщает ICTV. Сумма штрафа – от 50 до 150 необлагаемых налогом минимумов. Практиковать целителям разрешат только при наличии специального разрешения, выданного Министерством здравоохранения. — Religare, 18.06.2007 Самара: сектанты зомбировали детей в летнем лагере Деятельность сектантов пресечена в детском лагере имени Циолковского под Самарой. После тренингов дети впадали в панику, одна девочка пыталась выброситься в окно, пишет во вторник газета «Комсомольская правда». Дети приехали в лагерь 1 июня. Вместо привычных кружков типа «Умелые руки» в «Циолковском» заработали мастерские с интригующими названиями: «Философия счастья», «Энергия жизни» и «Школа лидеров». «Ребята возвращались в отряд со слезами. Говорили: «Проблемы будем решать в «Золотой пирамиде» (психологическое общество, которое исповедует учение об универсальной энергии Вселенной. – «КП»). И родителей туда приведем», – рассказала изданию вожатая Наталья Сергеева (имя изменено). К вечеру у детей начинался психоз. Все в слезах звонили родителям. Особенно плохо было тем, кто посещал лидерские тренинги. Один мальчик рассказал, что ребят 13-15 лет собрали в круг и заставили положить руки на половые органы друг друга: мальчикам – на девочек, и наоборот. Обменивались какой-то энергетикой. Тревогу в лагере забили вожатые. Студенты второго курса пединститута изумились сразу же по приезде в лагерь. «Когда мы приехали в лагерь, здесь уже были семеро странных людей. Как нам сказали, психологов», – рассказывает Наталья Сергеева. – Начали мастер-классы для вожатых, на которых мы повторяли: «Силы природы, придите на помощь!» Похоже, нас зомбировали. В лагере пахло какой-то травой, раскуривали благовония». По рассказам девушки, «чертовщина» началась с первой встречи с психологами. Ведущие вдруг начинали делать какой-то массаж, хлопать по телу. А потом сообщили, что много спать – вредно. Поэтому вожатские планерки заканчивались глубокой ночью, а будили студентов на рассвете. Конец занятиям положили испуганные родители, которые примчались в лагерь на звонки детей и вожатых. «Моя 12-летняя Юля, рыдая, позвонила мне три раза за вечер, – рассказала Ольга Филиппова (имя тоже изменено). – Просила забрать. Говорят, после странных занятий девочка из ее отряда со словами «Теперь меня здесь ничего не держит» – пыталась выпрыгнуть со второго этажа. Ее забрали домой». В результате родители воспитанников добились, чтобы «психологов» отстранили от работы. Cейчас проверкой детского лагеря занимается ФСБ. Как сообщил психолог Михаил Вершини, название тренингов напоминает секту «Лайфспринг», которая активно работает в Самаре. Стоит человеку 2-3 дня не выспаться, как он начинает впадать в полусон-полуреальность. Люди становятся менее критичны к происходящему и внушаемы. На тренингах, где мальчики клали руки на девочек, и наоборот, детей, вероятно, тоже вводили в трансовое состояние. Это подпадает под понятие «деструктивного психологического воздействия» или «контроля сознания», отметил эксперт. Между тем психологи, работавшие в лагере, отрицают, что делали что-то недозволенное. «Мы применяли лишь игровые моменты, помогая ребятам приспособиться к жизни в коллективе, – утверждает социальный психолог Евгения Камынина. – А вот всякие жуткие вещи с прикосновениями к причинным местам – это чья-то выдумка». — Новый регион , 19.06.07
В России десятки тысяч религиозных групп действуют без регистрации Ссылаясь на данные Минюста РФ, председатель комитета Госдумы РФ по делам религиозных объединений и общественных организаций Сергей Попов сказал, что на сегодня в России зарегистрировано более 60 религиозных направлений и 22 480 религиозных организаций. Более 60 тыс. религиозных групп и объединений действуют без регистрации. — Religare, 14.06.2007 Об опасности сектантства в православии Иерархи и духовенство Русской Истинно-Православной Церкви в своих выступлениях последних лет не раз обращались к теме лже-пастырства и ложного старчества, как одной из насущных опасностей для современного Православия. К сожалению, об этой опасности уместно говорить, касаясь не только Московской патриархии. По-видимому, настало время соборно рассмотреть и обсудить хотя бы некоторые постоянно повторяющиеся ложные пастырские методы. В равной мере необходимо и многим мiрянам дать разъяснение по поводу опасностей ложного старчества, дабы понизить, так сказать, "спрос на старцев" в церковном народе, являющийся для некоторых духовников тяжелейшим пастырским искушением. Ложное пастырство (лже-старчество) всегда заканчивается сектантством. Хотя единого и четкого определения секты на сегодняшний день не существует, с этим понятием связывается определенная однобокость и узость кругозора. "Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать – провинциализм в религии, – пишет о. Александр Ельчанинов. – Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль…, мы имеем дело с сектой. Если наконец отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем мiром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая и животворящая истина, а секта" [1, стр. 191]. Итак, главная черта секты – ее частность, ее, так сказать, "осколочность". И если мы говорим о секте, то речь всегда идет о сужении большого, об осколке великой идеи, об обмелении той полноводной реки, которая уже текла. Вселенское христианство со всем богатством своего богословия и традиций, с Церковным Откровением, Преданием, богослужением и т. д., и является этой широкой и глубокой рекой. О секте же уместно говорить тогда, когда из всей ткани Предания Церкви выдираются лишь отдельные нитки. В целом секта – это выделение малого из большого и попытка превратить выделенное малое в воображаемую полноту. Вот она, характерная общая и опасная черта. Она прослеживается в целом ряде ложных пастырских установок, ведущих к сектантству. Человеку отрезают все жизненные пути, кроме одного: только здесь ты спасешься, только я твой духовник, только в полном послушании мне –правильный путь, только оставив здесь свое имущество, только отказавшись от семьи, или от образования, можно прийти к вере и ко спасению – вот общий набор постоянно внушаемых лжестарческих установок. Обыкновенно в любой секте все это внедряется в сознание человека единовременно или последовательно, постепенно, и внушается не только убедительными словами, но и созданием для человека соответствующих условий восприятия, чтобы не поверить внушаемому было как можно труднее, а то и опаснее. На основании своего пастырского опыта пребывания в Московской патриархии один из современных авторов, игумен Евмений (Перистый) пишет о сектантских методах пастырства так: "В последнее время я много думаю о том, не создаем ли мы, церковные люди, антирекламу Церкви, нашему Господу? Сколько на моей памяти примеров: был нормальный человек, воцерковился – стал зашоренным, категоричным, нетерпимым к ближним своим. Сколько семей на наших глазах развалилось после воцерковления одного из супругов?.. К сожалению, такие настроения, такое видение Церкви свойственны сегодня многим православным людям, оно активно поддерживается теми, кто в Церкви взял на себя роль "учителей закона". Несчастными, жалкими, немощными, безвольными людьми, конечно, легче управлять. Некоторые "душепопечители" так и формулируют цель "спасения душ" своих подопечных: "сломить их греховную волю". Но при этом вместе с греховной нередко сламывается ВСЯ воля человека, доверившегося подобного рода духовному руководителю. Для того чтобы сломить человеку волю, сделать его несчастным и зависимым от "духовного гуру", большого ума не надо, больших талантов не надо. Просто начни "старчествовать"... Мне больно смотреть, как подобного рода наставники превращают мою церковь в серое общество зависимых от ежедневных и безконечных "батюшкиных благословений" людей, которые не способны ни благовествовать Евангелие…, ни даже "без батюшки" хоть как-то обустроить свою личную или семейную жизнь". Добавим, что такое ложное духовничество встречается не только в среде Московской патриархии, и на языке православной аскетики называется прелестью. И далее иг. Евмений приводит верное историческое обоснование своей мысли: "Если бы в истории Христианства господствовала подобная психология безпомощности, если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было безсмысленным и пассивным плаванием по течению, то не прозвучала бы апостольская проповедь, не возникла бы христианская государственность, не строились бы монастыри и храмы. Христианство бы иссякло и не дошло до нашего времени, если бы предыдущие поколения христиан зациклились на собственной никчемности, безпомощности и недостоинстве". [3, стр. 14] Уяснив общую суть понятия секты, имеет смысл рассмотреть конкретные "пастырские" приемы и установки, ведущие православного христианина на сектантский путь. 1. Навязывание мiрянину полного послушания духовнику. Ложность этой пастырской установки свидетельствуется всей историей Вселенской Церкви. Во всех сектах, начиная от монтанистов, новатиан, донатистов, от монашествующих отцов монофизитства, и заканчивая современными сектами, этот принцип является главным. Без него никакая секта не обходится. Для иллюстрации достаточно привести слова основателя современного кришнаизма Свами Прабхупады: "Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто" [2, стр. 66]. Ложность и порочность абсолютного послушания хорошо рассмотрены в трудах свт. Игнатия Брянчанинова, иером. Серафима (Роуза) и многих других авторитетных православных авторов. Конечно, история православного монашества знала принцип послушания как необходимый первый этап для новоначальных иноков. Понятно, что анархия и самовольство ведут к самомнению и гордыне, а врачуются эти духовные недуги послушанием. Но в том-то и дело, что в подлинном пастырском устроении речь идет о послушании Церкви, можно даже сказать: Преданию Церкви, то есть евангельскому и апостольскому слову, святым канонам, урокам церковной истории, причем, добрым урокам. Иными словами, послушник да слушается полноты церковного учения, да плывет по глубокой православной реке. Когда же полнота церковного опыта подменяется единоличной волей наставника, то и наступает "обмеление великой реки и провинциализм в религии", то есть зарождается секта, причем, нередко даже в ограде Церкви – как своего рода "государство в государстве", как болезненная опухоль на здоровом церковном теле... Истинные старцы, подлинные православные наставники не утверждали свое "духовное" лидерство и даже не стремились к нему, а напротив, самой жизнью своей являли образец христианского смирения. Преподобные Феодосий Киево-Печерский или Сергий Радонежский сами первыми брались за тяжкие работы и исполнение неприятных послушаний. В случае конфликтных ситуаций такие старцы уходили сами в леса или пустыни, а не отстаивали свою власть, и в первую очередь духовную власть над своими пасомыми. В житиях и отечниках мы не встретим ни одного примера, когда бы духовной высоты старчества достигали люди, сами не прошедшие подвига послушания, не примерившие на себя те самые бремена, которые возлагали бы на других. Кроме того, в отеческой традиции зафиксировано совершенно разное отношение монашествующих духовников к своим послушникам и к пришедшим мiрским прихожанам. Подлинные старцы, например, Оптинские, зачастую помогали мiрским людям укрепиться в вере и возлюбить благочестие, но это вовсе не предполагало отношений полного послушания. В классических отеческих жизнеописаниях, например, в житии преп. Акакия, иже в Лествице, или в житии преп. Иоанна Дамаскина, мы находим описания весьма сомнительных плодов практики полного монашеского послушания. Там и здесь необразованный и жестокий, своенравный старец, принявший на себя роль духовного "гуру", душевно и физически истязает послушника. Там и здесь послушник выдерживает это истязание и бывает спасен Самим Господом или Пресвятой Богородицей, но это отнюдь не ставится в заслугу жестокому и неискусному наставнику. Напротив, истории эти так подробно описаны в Патериках именно с целью обратить внимание на ложное духовничество. Тем более принцип полного послушания абсолютно не применим со стороны монашествующих духовников к мiрянам. Человек, живущий не в монастыре, а в обществе, обязан принимать ответственные решения самостоятельно, и цель духовного руководства в том, чтобы обучить его ответственности за собственное спасение, а не подавить его волю. Кроме того, духовники из монашествующих не имеют, как правило, должного семейного опыта, по крайней мере, положительного семейного опыта (а иногда, наоборот, имеют собственный негативный опыт неудавшейся семейной жизни), чтобы придавать своим пастырским советам некую обязательность для исполнения. Требование абсолютного послушания несет явно или тайно одну-единственную цель: сломить волю человека, сделать его своим послушным орудием. Это не имеет ничего общего с главной целью православной христианской аскезы: восстановить и освятить человека, созданного свободным по образу Божию и призванного уподобиться Богу, а не стать похожим на своего "духовника". Душевно искалеченный, подавленный человек не может получить подобие Божие, к коему призван. 2. Притязание на имущество прихожан. Большинству сект свойственно такое притязание, когда завербованного человека склоняют пожертвовать свое имущество в пользу секты. Совершается это постепенно, по мере укрепления нового адепта в полном послушании, иногда в несколько этапов. Однако медленно и верно, "не мытьем так катанием", человека обирают. Цель этого обирания, главным образом, заключается не столько в личном обогащении "гуру", сколько в захвате власти над жертвой. Бездомный и обобранный никуда не денется, и будет сидеть у ног руководителя как собака на коротком поводке. Как правило, в оправдание такого безсовестного мошенничества приводится пример первой Иерусалимской Церкви, когда у всех уверовавших было общее имущество. По этому поводу нужно сказать следующее. Во-первых, цель объединения имущества в Иерусалимской Церкви была сугубо благотворительной: помощь бедным, что было вполне согласно с пророческой традицией в иудейском обществе того времени. Иудейство в те годы было знакомо с таким явлением, как отказ от имущества в пользу бедных, достаточно вспомнить пример ессеев. Во-вторых, апостолы, как это видно из слов Петра к Анании и Сапфире, никого не понуждали к такому пожертвованию и не провоцировали отказ от собственности (см. Деян. 5, 4). В-третьих, сами Апостолы реально не распоряжались этой собственностью. Они очень скоро отказались от решения материальных вопросов и перепоручили социальное служение избранному совету из семи дьяконов (см. Деян. 6, 1-6). В-четвертых, такой уклад сразу же внес споры и ссоры в христианскую среду, как свидетельствует указанный отрывок, в том числе трагический эпизод с Ананией и Сапфирой. И поэтому, в-пятых, уже к 60-м годам мы не видим упоминаний о такой практике в Иерусалимской Церкви, и Послание к Евреям, обращенное к этой Церкви, уже ничего такого не подразумевает, хотя в нем есть упоминания о странноприимстве и благотворительности. И, наконец, в-шестых, нигде больше в христианском мiре обобществление имуществ мiрян не практиковалось. Из сказанного следует, что ссылка на христианскую общину Иерусалима некорректна, и этот пример, в силу своей исключительности, не может служить руководством к действию на будущее. Попутно заметим, что в классическом марксизме прямо проповедовалось насильственное разрушение не только государства и частной собственности, но и семьи. Здесь на лицо общность тоталитарного коммунистического строя с тоталитарными сектами, имеющими общую духовную природу. Следует, однако, заметить, что "старец" не всегда требует от пасомого отказа от имущества, дабы таким действием не смутить и не оттолкнуть его от себя. Но полное духовное порабощение может привести к тому, что пасомый сам, "добровольно", отдаст свое имущество и не сможет не сделать этого. Существует давняя православная традиция жертвовать имущество на монастырь при вступлении в него. Это, конечно, есть нечто совсем иное по сравнению с принуждением мiрян к отказу от собственности. Однако такая традиция может служить уловкой для той же цели тотального порабощения человеческой личности. И здесь мы логично переходим к следующему пункту. 3. Побуждение к несвоевременному или незаконному монашескому постригу. Здесь речь может идти о двух категориях лиц. Во-первых, лже-старцы расторгают браки, в том числе венчанные в храме, против желания одного (а иногда и обоих!) супругов, с целью пострижения их в монашество. Во-вторых, нередко они постригают юношей или даже детей. Следует отметить, что разрушение семьи – типичный прием подавляющего большинства тоталитарных сект или лже-старцев. В оправдание такой практики иногда привлекаются слова Спасителя об отказе от семьи ради Царства Небесного (см. Лк. 14, 26; Мк. 10, 29 и пар.). Но, во-первых, мы не можем приравнять тех, кого избрал Сам Христос, с теми, кого избирает глаголемый "старец". Во-вторых, Спаситель однозначно запретил развод по любой причине, кроме прелюбодеяния. А апостольское правило 5-е запрещает клирикам изгонять жен под предлогом благочестия. Иными словами, развод по причине религиозной ревности одной из сторон Церковью не одобряется. В-третьих, нет оснований видеть в словах Спасителя заповедь оставить семью на всю жизнь. Вполне вероятно, что речь шла об оставлении семьи на время Его земного служения. Иначе не понятно, почему после Его воскресения Апостолы вновь получили повеление идти в Галилею и занялись привычным рыболовством. И ап. Павел свидетельствует, что даже апостольское служение, для Петра и прочих, призванных женатыми, не означало разрушения их семьи (см. 1 Кор. 9, 5). Следует особо осудить практику пострижения несовершеннолетних. Призвание к монашескому пути должно быть обращено к состоявшейся и сформировавшейся личности человека-христианина. Юноша и девушка еще не дошли до осознания своих крещенских обетов, своего сочетания со Христом, а им уже навязывают обет монашеский. Причем в безальтернативной форме: иным путем не спасешься. Как всегда в подобных случаях, кто и как спасется или погибнет, знает только "старец". Здесь нечего лукавить: "застриженные" юноша или девушка, духовно незрелые и граждански неправомочные, лишенные собственности, жилья и (как правило) образования – это просто личные рабы старца. Приобретение такого раба и является подлинной целью юношеского пострига, а вовсе не забота о спасении юной души. 4. Лишение образования и профессионального обучения. Столь же вредным и душепагубным делом лже-старцев, часто встречающимся в жизни, является поощрение того, чтобы молодые прихожане отказывались от образования, и даже проповедь необразованности как особого церковного благочестия. Часто это делается под тем предлогом, что "современная школа развращает детей". На самом деле требуется воспитание подростков сознательными христианами, которые могли бы противостоять развращающим внешним влияниям по своей собственной воле. Изоляцией от общения со сверстниками и педагогами такую задачу не решить. Велика опасность, что воспитанный в искусственной изоляции человек, став взрослым и столкнувшись с первыми трудностями, может разочароваться в вере и отпасть от Церкви еще скорее, чем тот, кто не был с юности изолирован от мiра и получил своего рода противоядие от антихристианского влияния. Кроме того, развивающаяся детская голова требует нагрузки и работы, в противном случае она приучится к праздности и различные греховные помыслы породит уже самостоятельно. Церковное воспитание не должно заменять общеобразовательную программу и получение профессии, необходимой для самостоятельной жизни. Обратим внимание, что лже-старцы, выступающие против обучения в средней школе, отнюдь не способны дать подростку настоящего духовного образования. Да и не ставят себе такой цели. Как правило, они и сами не имеют такого образования. Все изучение Православия сводится у них к писаниям современных публицистов или подобных лже-старцев недавнего прошлого, с привлечением, в том числе, к таким писаниям надерганных из Патериков, вырванных из исторического и нравственно-аскетического контекста историй о послушании старцу… Важно и характерно, что борьба с образованием является неотъемлемой частью деятельности тоталитарных сект. Сектант и должен быть человеком крайне узкого кругозора, он должен быть запрограммирован на то, что всё, не известное ему или непонятное, есть зло, с которым нужно сразу вступать в борьбу и никогда к нему не прислушиваться. В сектанте тем самым уничтожается всякая любознательность и самый интерес к сотворенному Богом мiру, такой естественный для любого человека, тем более христианина. Сектантство, как правило, и науку объявляет злом или, по крайней мере, "ненужной мiрской суетой". Так что ставший сектантом человек, даже если он имеет высшее образование или научную степень, готов с легкостью отказаться от приобретенных знаний и научных достижений. Заметим, что проповедь невежества может не быть явной, лже-старцы порой не противятся тому, чтобы их "духовные чада" обучались в школах и университетах. Однако самый дух секты противен естественному заинтересованному отношению к окружающему мiру. И если пасомый вошел в полное подчинение своему "старцу" и без рассуждения выполняет все его указания, он неизбежно становится духовным изгоем, не способным самостоятельно принимать ответственные решения в деле своего спасения. 5. Телесно-аскетический надрыв. Вместо серьезного духовного и общего образования пасомому вменяется тяжкий труд или чрезмерные телесные ограничения, а также епитимии, накладываемые без учета тяжести согрешения, физического и психического здоровья, духовного состояния человека, степени его воцерковленности, жизненных условий и т. д. Это тоже характерный прием, применяемый в ряде тоталитарных сект. Усталым, надорванным человеком легче управлять, и он меньше задает вопросов. Со временем тяжелые послушания и епитимии превращаются в неудобоносимое бремя для человека, и это вводит его в состояние уныния, отчаяния и озлобления. Естественно, что результатом такого состояния может стать отпадение от Церкви. 6. Проповедь сомнительных примеров старчества. В свое оправдание "духовники" сектантского духа приводят примеры подобных себе наставников прошлого. История Церкви и в самом деле богата подобного рода примерами. И все же недолжно забывать, что аскеза не сводится к послушанию и надрыву, монашество не сводится к аскезе, Православие не сводится к монашеству. Даже к некоторым классическим примерам давнего прошлого рекомендуется относиться с рассуждением и не абсолютизировать их. Примером могут служить покаянные темницы египетских монастырей, описанные в Лествице. К чему привела абсолютизация телесного подвига и послушания в истории Египетского монашества, хорошо известно: из этого родилась монофизитская ересь. Впрочем, гораздо опаснее, когда в пример приводятся некоторые наставники недавнего прошлого, никак не являющиеся людьми святоотеческого духа и авторитета. Такие примеры притупляют духовное зрение и нравственное чувство христианина. 7. Апокалиптические запугивания. Одной из важнейших составляющих сектантского воспитания в ряде сект, выделившихся из разных конфессий, является нездоровая сосредоточенность на эсхатологии. Используются разные средства для нагнетания чрезмерной "апокалиптической паники". Иногда даже назначается дата конца света. Однако более умные сектанты этого не делают, а просто побуждают адептов верить, что любая материальная и социальная человеческая деятельность для них совершенно безсмысленна. Конец уже в завершающей стадии, и остается только спрятаться за спину старца. Конечно, христианин должен примечать знамения времени, но важно помнить, что в общем контексте со всем вышеперечисленным, апокалиптическая паника преследует единственную и общую цель: духовное порабощение человека и слом его воли. +++ Таковы общие и универсальные "пастырские" приемы практически в любой тоталитарной секте. Наблюдая полную приложимость и частое применение этих методов в православных общинах самых разных юрисдикций, мы с необходимостью приходим к следующему выводу: секта не зависит от собственной догматики, допуская любую и при этом оставаясь сектой. Религиозное учение секты есть нечто второстепенное по отношению к главному – духовному порабощению личности человека. Внешне оно даже может быть вполне православным. "Православная" секта "всего лишь" не знает, а зачастую и не хочет знать подлинного Предания Церкви и ее истории, но охотно признает православную догматику и это самое, не известное ей, иногда искаженное до неузнаваемости Предание. Но в случае применения вышеназванных "пастырских" установок, никакая формальная "православность" не мешает общине превратиться в секту. Отсюда следует вывод, что православному человеку необходимо иметь хотя бы начальное образование в области сектоведения, и постоянно изучать православную аскетику, святых отцов Церкви, чтобы никто из братьев и сестер не сделался добычей ложного духовника, и само явление ложного духовничества не имело бы почвы для своего развития в церковной среде. Одним только рассмотрением деятельности клириков, для чьей пастырской практики характерны вышеперечисленные черты, вопрос решить не удастся. А между тем именно опасность вырождения в сектантство является одной из важнейших в неофициальном Православии. Но и обычная "ликвидация безграмотности" по сектоведению принесет мало добрых плодов при отсутствии духовного осмысления корней сектантской психологии. Если секта предполагает сужение и обмеление, опошление истины, то, соответственно, ей должна быть противопоставлена широта кругозора и реальная причастность к полноте Предания Церкви. Главная ошибка секты в том, что она не видит ничего, кроме узкого сектора, а главный грех ее в том, что созерцаемую свою узость она провозглашает полнотой. Где проповедуется исключительная ценность своего избранного кружка, там секта уже зародилась. Русская Зарубежная Церковь с самого начала своего основания исповедовала себя частью всей Русской Церкви. Со временем сложно стало судить о границах полноты. Но от нас не требуется решать такую задачу. Границы полноты знает лишь Тот, в Ком обитает всякая Полнота. Самосознание части, и чувство причастности этой части к Целому – вот что от нас требуется. Множество однокоренных слов показывают важность такого ощущения: Причастие – приобщение части Тела Христова (личности христианина) к Телу. Участие – вхождение в часть ближнего. Счастье – пребывание с частью от общей Полноты. Участь – получение своей части, рассматриваемое в отрыве от полноты. Нерусское слово с тем же значением – партия, и однокоренные ему: партийность, партикуляризм. Смысл этих слов столь же наглядно показывает, какое значение в здоровом христианском сознании придается соответствию между частью и целым. Пренебрежение опасностью появления в нашей Церкви лже-старчества и вырождения в секту может привести к тому, что болезнь эта станет неисцельной не только для отдельных священников и людей, попавших под влияние таких прельщенных собою "духовников", но и для целых общин и даже отдельных епархий, как это было нередко в истории Церкви, в том числе и новейшего времени. Это очень важно понимать, учитывая постоянное давление и даже влияние на духовенство и паству апостасийного мiра и ложного "православия", как "официального", так и так называемого "альтернативного". А в итоге, к заражению всего церковного организма. К осознанию этой опасности мы призываем наше духовенство и нашу паству, а также всех православных христиан, независимо от "юрисдикций". Использованная литература: 1. Ельчанинов А. и др. История религии. Москва-Париж, 2005 г . 2. Дворкин А. Сектоведение. изд. 3. Н. Новгород, 2006 г . 3. Евмений иг. О побеждающем Христианстве. издат. Свет Православия, М. 2006 — Канцелярия Архиерейского Синода РИПЦ
ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||