Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№32
октябрь-декабрь 2005

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым»


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


ОТ РЕДАКТОРА

Братья и сестры!

12 апреля этого года в 8 часов 45 минут вечера около 300 тысяч наших соотечественников по всей России собрались на так называемую «Вечерю воспоминания смерти Христа» — пародию на христианское Причастие, ежегодно устраиваемую Свидетелями Иеговы. Из пришедших на это мероприятие только чуть больше половины составили сами Свидетели Иеговы, а остальные полтораста тысяч человек — это наши друзья, близкие и родные, привлеченные активной рекламой Свидетелей, но все еще ничего или почти ничего не знающие об их учении. Именно среди этих, не подозревающих о грозящей им опасности людей Общество Сторожевой Башни будет искать новых членов, и, если не произойдет чуда, в следующем году в России появится еще 4-5 тысяч новообращенных Свидетелей Иеговы — людей, которые празднуют смерть Христа и извращают библейское учение о Его воскресении.

Подобные события служат нам, христианам, напоминанием о том, что проблема культов не разрешится сама собой. В отличие от детских кошмаров, ее нельзя развеять, спрятав голову под одеяло и думая о чем-нибудь хорошем. Господь поручил нам не только знать истину и проповедовать ее, но и защищать ее. Чешский реформатор Ян Гус отлично выразил эту мысль: «Ищи истину, слушай истину, проповедуй истину, люби истину, пребывай в истине и защищай истину — до самой смерти».

Оглавление


ВЕЧЕРЯ ВОСПОМИНАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ

Каждый год Свидетели Иеговы отмечают смерть Иисуса при помощи церемонии, которую называют Вечерей воспоминания. В этом году (2004) она состоится после захода солнца в воскресенье, 4 апреля. Кроме того, каждый год в журнале «Сторожевая башня» (см. номер за 15 марта 2004 года, с. 4-7) появляется статья, которая должна подготовить людей к этому мероприятию. Статья разъясняет, что должно произойти, и как все сделать надлежащим образом.

Совместимо ли учение Общества Сторожевой Башни по данному вопросу с евангелическим христианством? Толкует ли Сторожевая Башня Писание правильно и в надлежащем контексте? В настоящей статье я хочу исследовать их учение об этом очень важном событии и, возможно, предложить некоторые соображения о том, о чем Вы можете поговорить со следующим встреченным Свидетелем Иеговы.

Совершенный человек

Своей смертью он показал, как никто другой, что он верный сторонник владычества Иеговы. Так Иисус доказал, что обвинения Сатаны против людей в том, что они служат Богу только из корыстных побуждений, — ложь (Иов 2:1-5; Притчи 27:11). Иисус был совершенным человеком, поэтому, умерев, он также «отдал свою душу как выкуп за многих» (Матфея 20:28). Когда Адам согрешил против Бога, он утратил совершенную человеческую жизнь и то, что она могла ему дать. Но «так возлюбил Бог мир [человечество], что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (Иоанна 3:16). Поистине «плата греха — смерть, а дар Бога — вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу» (Римлянам 6:23) (с. 4-5).

Согласно утверждению Общества, смерть Иисуса доказывает, что сатана — лжец, поскольку сатана обвиняет людей в том, что «они служат Богу только из корыстных побуждений». Тем самым, Сторожевая Башня делает Иисуса простым человеком — таким же, как и мы с вами! Я с трудом понимаю, какое отношение к вопросу имеет стих Притчи 27:11, но Иов, вне всякого сомнения, был всего лишь человеком. Следовательно, Иисус в глазах общества — тоже всего лишь человек.

Это, конечно же, означает, что Он не может быть Сыном Божьим — даже по меркам богословия Сторожевой Башни. В понимании Свидетелей Иеговы, чтобы быть Сыном Божьим, Иисус должен быть особенным, уникальным творением — не таким же, как все остальные люди. Также следует заметить, что особенное, уникальное творение, придя на землю, не стало бы таким же, как любой другой человек, — благодаря предшествующей жизни на небесах. Как может организация, претендующая на роль Божьего пророка на земле, Общество Сторожевой Башни, приравнивать Иисуса Христа к простому человеку?

Проблема еще более осложняется тем, что в следующем предложении Свидетели называют Иисуса «совершенным человеком». Они явно не продумали богословские следствия, вытекающие из этого заявления. Когда Иисус стал совершенным человеком — человеком без греха? В конце Своей земной жизни, после того, как прожил 33 года, ни разу не согрешив? Или — второй и последний возможный вариант — в момент Своего рождения?

Какое бы толкование мы ни предпочли, возникают проблемы. Писание говорит: «…ВСЕ согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Кстати говоря, в конце абзаца из «Сторожевой башни», который мы здесь разбираем, процитирован параллельный стих, Римлянам 6:23, в котором сказано, что «плата греха — смерть».

Павел вполне отчетливо говорит в Писании, что согрешили ВСЕ, то есть каждый человек, когда-либо ходивший по этой земле, согрешил. Никому еще не удалось этого избежать! Однако нас убеждают в том, что Иисус был совершенным человеком! Но совершенных людей не бывает. Либо Иисус был совершенным, но не просто человеком, либо Он был просто человеком и грешил! Поскольку мы, как и Общество Сторожевой Башни, считаем, что Иисус ни в чем не согрешил, мы вынуждены признать, что Он был не просто человеком. В Нем было нечто, отличавшее Его от любого человека, единственная особенность, неподвластная греху, — Он был Богом!

Общество Сторожевой Башни хочет подвести нас к мысли, что, как Адам за свою непокорность «утратил совершенную человеческую жизнь», так Иисус вернул совершенную человеческую жизнь. Но если Иисус сделал только это, Он смог вернуть совершенную жизнь только Самому Себе. Один человек утратил, один человек вернул. Но то, что сделал Иисус, было предназначено для всех людей, чтобы они могли обрести вечную жизнь и прощение грехов. Это свершение превосходит способности «совершенного человека», потому что свершение Иисуса не теряет силы с течением времени. Мы говорим о том, что делает Бог, а не о том, что сделал простой совершенный человек.

Мы должны задаться и другим вопросом: когда мы получаем эту вечную жизнь? Если я не получу жизнь, простирающуюся за порог смерти, — вечную жизнь — до того, как умру; если я не получу прощение грехов до того, как умру, то другой возможности у меня уже не будет. Не получив прощения грехов и вечной жизни прежде чем сойти в могилу, я никогда оттуда не выйду, потому что окажусь в царстве смерти.
Учитывая особенности богословия Сторожевой Башни, любопытна и ссылка на стих Иоанна 3:16, из которого ясно следует, что обетование вечной жизни предназначено для «каждого». Не для немногих избранных, а для каждого. Как это уместно в статье, в которой говорится о тех, кто принимает от хлеба и вина, и тех, кто пропускает символы мимо себя. Если я знаю, что у меня есть вечная жизнь, я приму символы; если я не принимаю символы, я тем самым свидетельствую, что за порогом могилы для меня нет жизни.

Новый Завет

…так и пролитая кровь Иисуса утвердила новый завет. <…> Чтобы определить, кто имеет право принимать от символов на Вечере воспоминания, нужно понять, в чем состоит новый завет, и какие стороны участвуют в этом завете. В Библии говорится: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… …Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. …Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31:31-43).

Новый завет делает возможными особые отношения с Иеговой Богом: посредством этого завета определенная группа людей становится его народом, а он становится их Богом (с. 5).

Авторы статьи убеждают нас, что понять, кому позволено принимать от символов, можно, лишь поняв суть нового завета. Те, кто вступил в новый завет, могут принимать от символов, а те, кто не вступил, должны пропустить их мимо себя.
Далее мы читаем:

Вечером, когда Иисус был со своими учениками последний раз, он тоже заключил с ними завет. «Я заключаю с вами завет, — сказал им Иисус, — как заключил со мной завет мой Отец, о царстве» (Луки 22:29). Этот завет — завет о Царстве. Число несовершенных людей, взятых в завет о Царстве, 144 000 (с. 6).

Если вы не принадлежите к 144 000, то не можете принимать от символов. Если вы не принадлежите к 144 000, то не являетесь участником «нового завета о Царстве». Вероятно, руководство Общества Сторожевой Башни использует это учение как способ удержать большинство своих членов в зависимости от взаимоотношений с организацией и подальше от непосредственных взаимоотношений с Иисусом — тем самым они лишают своих членов надежды на вечную жизнь.

Чтобы увидеть библейскую картину происходящего, мы должны понять, что именно Библия говорит о завете.

По-гречески завет называется словом диатеке. Специалист по библейскому греческому языку У. Вайн, объясняет это слово так: «…распоряжение собственностью посредством завещания или иным способом. В Септуагинте так переводится еврейское слово, которое означает завет или соглашение… само по себе это слово не подразумевает взаимные обязательства, но, по большей части, обозначает обязательство, взятое на себя одним человеком» (Vine’s Dictionary of New Testament Words: Unabridged Edition. McLean, VA: Mac Donald Publishing Company, pp. 252-253).

Отсюда следует, что мы должны лично знать того, кто устанавливает завет. Выгоды завета, которые можно получить через третьих лиц, попросту недостаточны. Между тем, «великое множество» не имеет этих личных отношений с Христом, о чем свидетельствует тот факт, что им запрещено принимать от символов во время Вечери воспоминания.

Трагическое следствие этого факта для каждого члена «великого множества» заключается в том, что они так и не узнали спасительную истину: на Голгофе Христос искупил их от вины за грех и власти греха, и в Нем они могут стать «новой тварью» (См. 2 Кор. 5:16-21 и Кол. 2:8-15). Тот, кто не является участником нового завета, не имеет права ни на какие блага этого завета. Эти блага невозможно получить через вторые или третьи руки лишь потому, что вы принадлежите к организации, некоторые члены которой являются участниками завета. На основании Библии мы приходим к выводу, что большинство Свидетелей Иеговы, ныне живущих на земле, не имеют никакой вечной надежды, поскольку сами не состоят в заветных отношениях.

Но если «великое множество» или «другие овцы» не являются участниками нового завета, то в каком же завете они участвуют? Очевидно, не в ветхом, потому что ветхий завет упразднен. Так в каком же? У них нет никаких взаимоотношений с Иеговой Богом и никакой надежды — ни в этом мире, ни в следующем. Обратите внимание на этот библейский стих: «Но вы приступили… к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления…» (Евр. 12:22- 24). Для тех, кто не приступил к Иисусу, нет ни ходатайства, ни нового завета.

Как часто?

Стремясь еще более ясно подчеркнуть различия между своим учением и убеждениями христиан, Общество Сторожевой Башни говорит:

Нужно ли отмечать смерть Иисуса каждую неделю или даже, возможно, каждый день? Христос ввел Вечерю Господню и был несправедливо убит в Пасху. Еврейская Пасха отмечалась только один раз в год, 14 нисана. Во время этого праздника отмечалось освобождение израильтян из египетского рабства (Исход 12:6, 14; Левит 23:5). Поэтому смерть Христа, «нашей пасхи», следует отмечать только один раз в год, а не еженедельно или ежедневно (1 Коринфянам 5:7) (с. 6).

На самом деле, последний стих — 1 Кор. 5:7 — ничего не говорит о том, как часто мы должны отмечать Вечерю. Здесь сказано лишь, что Христос, Пасха наша, был принесен в жертву за нас. Однако в том же послании к коринфянам есть и другие стихи, которые Общество полностью игнорирует. Например, в 1 Кор. 11:25-26 говорится о том, что Вечерю следует совершать так часто, «как будете пить». Вовсе не во время ежегодного торжества! Этот стих явно позволяет христианам принимать пищу гораздо чаще. Такой же вывод следует из предыдущего отрывка (1 Кор. 11:17-22), где апостол Павел говорит о регулярном участии членов церкви в Вечере Господней.

Обязательно ли?

Обязательно ли принимать от символов, чтобы жертва Иисуса принесла пользу вам, и чтобы вы получили вечную жизнь на земле? Нет. Ничто в Библии не говорит о том, что после воскресения к жизни на земле такие богобоязненные люди, как Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иосиф, Моисей и Давид, будут принимать от этих символов (с. 7).

Здесь авторы статьи ставят телегу впереди лошади. Мы согласны, что участие в Вечере не является обязательным условием вечной жизни, однако мы принимаем от символов для того, чтобы поддерживать близкие взаимоотношения с Иисусом и знать, что у нас есть вечная жизнь.
Кроме того, Причастие совершается лишь до тех пор, пока Он не придет. Даже если перечисленные праведники должны воскреснуть на земле, это произойдет после возвращения Христа, когда участвовать в Вечере не будет уже никто. Но если я не познал реальность, стоящую за «символами», у меня не будет никакой вечной жизни.

А что, если кто-то не уверен полностью, что он состоит в новом завете и в завете о Царстве? Что, если ему также недостает свидетельства Божьего духа, что он является сонаследником Христа? Тогда для такого человека было бы неправильно принимать от символов. Бог, безусловно, был бы недоволен тем, если бы человек намеренно назвал себя призванным стать царем и священником на небе, в то время как в действительности у него нет такого призвания (Римлянам 9:16; Откровение 22:5) (с. 6).

Если верующий в такой ситуации не чувствует в себе уверенности, христиане предложили бы ему удостовериться, есть ли у него взаимоотношения с Тем, кто умер за него. Я убежден, что такого человека нужно не столько отговаривать от участия в Вечере, сколько побуждать его переосмыслить свою духовную жизнь и надежду. Вместо того, чтобы внушать ему, что Бог будет недоволен его участием в Вечере, как мне кажется, Библия призывает такого человека испытывать себя (2 Кор. 13:5) до тех пор, пока он не убедится, что знает Христа, и не сможет принимать причастие с радостью и уверенностью.

Заключение

Апостол Иоанн подчеркнул важность жертвы Иисуса словами: «Пишу вам [помазанным братьям] об этом, чтобы вы не грешили. А если кто и согрешит, мы имеем помощника у Отца — Иисуса Христа, праведника. И он — жертва умиротворения за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:1, 2). Помазанники могут сказать, что жертва Иисуса — это жертва умиротворения за их грехи. Однако это также жертва за грехи всего мира, благодаря которой вечная жизнь возможна для послушного человека! (с. 7).

На всем протяжении статьи о Вечере воспоминания Общество Сторожевой Башни то и дело отступало от Библии, но этот абзац в самом конце статьи полностью выявляет небиблейскую сущность их взглядов. Где в Библии есть слова «помазанные братья»? Автор цитируемой статьи добавил в текст стиха слова, которых нет в греческом оригинале, пытаясь доказать существование двух классов верующих. Однако в оригинальном тексте нет и намека на это. Иоанн обращался ко всем верующим, не делая никакого различия между классами. Как трагично, что организация, претендующая на роль Божьего «канала», вкладывает в Его уста слова, которые изменяют смысл Писания. Более того — из-за него многие так и останутся в неведении относительно истинного смысла Вечери воспоминания.

Очевидно, что только помазанники могут назвать жертву Христа умилостивлением за свои грехи. Но разве все мы не должны узнать об этом? Конечно, должны Ведь только к Нему может прийти грешник, чтобы принять милость от Бога и познать прощение своих грехов.
Разве недостаточно было бы «великому множеству» знать, что «это жертва за грехи всего мира, благодаря которой вечная жизнь возможна для послушного человека»? Дело не в том, чтобы быть послушным человеку или образу человека. Дело в том, чтобы лично приступить к новозаветной жертве умилостивления, познать прощение своих грехов и тем самым вступить в истинные взаимоотношения с Самим Иисусом Христом.

Вне таких взаимоотношений у нас нет никакой надежды, но если такие взаимоотношения у нас есть, мы с радостью и уверенностью в духе будем вкушать хлеб и пить вино, вспоминая о том, что Иисус сделал для нас, и исполняясь надежды на вечное будущее.

Этот материал был любезно предоставлен британским апологетическим служением Reachout Trust. Прочие материалы этого служения (на английском языке) можно найти на Веб-странице www.reachouttrust.org.

Оглавление


ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ:

Интервью с д-ром Эдмундом Грассом

Вопрос: Это интервью с д-ром Эдмундом Грассом, профессором истории из колледжа Мастерс. Эд, Вы бывший Свидетель Иеговы. Этого нет на Вашей визитной карточке, но это часть Вашей жизни. Расскажите немного о том времени, когда Вы были Свидетелем.

Ответ: В 40-х годах Свидетели ходили по домам точно так же, как они это делают сейчас. В 1940 году мы жили в городке близ Лос-Анджелеса. Однажды к нам домой пришла женщина-Свидетельница, которая рассказала о близости Армагеддона и начала изучать со мной и моей матерью публикации Общества. Мой отец не слишком заинтересовался учением Свидетелей. Мне же в то время было всего семь лет, и я соглашался с тем, что говорили моей матери. Я верил всему, что мне говорили, потому что не знал ничего другого. Я никогда не был в церкви, за исключением одного-единственного посещения воскресной школы. Таким образом, мне неоткуда было узнать о христианстве или о чем-то другом, что могло бы соперничать со словами Свидетелей Иеговы. Время шло, я изучал публикации дома, ходил на собрания в Зал царств, работал на кухне во время конгрессов. Я беседовал с людьми на улицах (по крайней мере, часть времени), ходил по домам — иными словами, вел нормальную жизнь обычного ребенка Свидетелей Иеговы.

В: Это было в начале 40-х годов, не так ли?

О: Да. В первой половине 40-х.

В: В то время шла война, и к Свидетелям Иеговы в Соединенных Штатах относились не слишком хорошо.

О: Акцент делался на том, что до Армагеддона осталось всего несколько месяцев, — об этом было конкретно сказано в журнале «Сторожевая башня» за 15 сентября 1941 года. Я был на конгрессе в г. Сент-Луис, где «Джон» и «Евника» (персонажи из новой книги под названием «Дети»), рассуждали о необходимости отложить свадьбу, поскольку Армагеддон уже близко, и вполне можно отложить все личные дела и посвятить свою жизнь служению. Мы все так думали. Напряжение несколько спало в 1943 году после выхода в свет новой книги, «Истина освободит вас», и новой хронологии, в соответствии с которой 6000 лет должны были закончиться (насколько я помню) в 1972 году. И эта хронология преподносилась не просто как чье-то частное мнение.

В: Итак, Вторая мировая война закончилась, но ничего так и не произошло. Вероятно, Вам было лет 17 или около того, когда Вы начали думать собственной головой. Что происходило в то время?

О: Мы переехали в г. Энсинитас, Калифорния, и мои школьные друзья приходили к нам домой на изучения. В тот момент в город приехал один пастор и начал проводить евангелизационные собрания. Двое моих друзей приняли на этих собраниях Христа. После этого, увидев изменения в своей жизни, они начали рассказывать об этом мне и перестали ходить ко мне домой на изучения. Они сказали мне, что я могу обрести вечную жизнь, если приму Христа. Я, конечно, остался при своем мнении. В конце концов, я решил побеседовать с пастором, который привел моих друзей к Христу. Он рассказал мне Евангелие, а потом помолился за меня в моем же присутствии. Общество Сторожевой Башни, напротив, внушало мне, что рождение свыше получили только 144 000. Остальные Свидетели Иеговы на это даже не надеялись.

Пастор сказал мне, что я могу родиться свыше. Мне пришло в голову, что если в его словах о личных взаимоотношениях с Христом, о рождении свыше, есть что-то здравое, я могу спросить об этом Бога Иегову. Я просто сказал: «Есть ли в его словах какой-то смысл? Я понимаю, что я грешник. Библия говорит, что мы грешники. Если я могу иметь такие взаимоотношения и вечную жизнь через принятие Христа и это новое представление о рождении свыше, Я хочу их иметь». В ответ на эту молитву со мной произошло нечто, с чего начался процесс моего ухода из Общества Сторожевой Башни.

В: Вы начали изучать этот вопрос?

О: В некоторой степени. Я говорил с разными людьми. Я читал Библию, но понял только одно: я могу принять Христа, родиться свыше и обрести вечную жизнь.

В: Итак, Вы пришли к этому пониманию через молитву. Вы узнали о Христе. Очевидно, Вы чувствовали, как Святой Дух действует в вашей жизни, но только спустя некоторое время Вы начали разбираться с богословскими вопросами.

О: Я отложил богословские вопросы в сторону, потому что у меня не было времени с ними разбираться. Вскоре я поступил в христианский колледж. И тогда, изучая Библию на занятиях и в свободное время, я начал глубоко копаться в богословии. Я думаю, очень важно исследовать то, чему тебя научили. Если то, чему меня учили Свидетели, истинно, зачем от этого отказываться? Если они правы, то они правы. Если они ошибаются, то они ошибаются.

В: В какие учения Свидетелей Иеговы Вы продолжали верить?

О: Мне понадобилось четыре года, чтобы переосмыслить все. Например, дата падения Иерусалима. Этот вопрос меня не беспокоил, но когда я начал изучать историю, в учебниках оказалась совсем другая дата. Об одни вопросы я спотыкался случайно, в других разбирался специально. Конечно, прежде всего я взялся за учения о личности Христа, о природе Божества и о спасении верой. Потом я обнаружил, что Общество Сторожевой Башни неоднократно ошибалось, и что оно больше не называет истиной некоторые вещи, которые ранее преподносились как истина.

В: Вы были лишены общения или ушли из Общества добровольно?

О: Меня официально лишили общения через 21 год после моего ухода из организации. Это произошло после того, как я опубликовал две брошюры, которые начали ходить по рукам. Вскоре ко мне домой пришли три джентльмена из местного Зала царства и спросили, не я ли был автором этих брошюр. Я ответил, что на брошюрах стоит мое имя, и я не собираюсь отрекаться от своих слов. К тому времени я уже окончил колледж и семинарию и 11 лет работал преподавателем! О том, что меня лишили общения, я узнал лишь потому, что обратился в Общество за разъяснением какого-то вопроса, а мое письмо вернулось с короткой припиской: поскольку Вы лишены общения, мы не станем отвечать на Ваши вопросы. Потом до меня дошли слухи о том, что я, узнав о лишении общения, якобы «рыдал, как ребенок».

В: Какие истории они потом рассказывали про Вас?

О: Самые разные, типа: «А-а, мы знаем, почему он ушел. Ему просто захотелось власти». В общем, всякую чушь.

В: Они любят выдумывать небылицы. Остались ли у Вас какие-то неприятные воспоминания о том времени, когда Вы в 17-летнем возрасте ушли из Общества Сторожевой Башни? Если да, то какие?

О: Мой опыт не был печальным в том смысле, что я шел от заблуждения к истине. Но он был печальным в том смысле, что мои отношения с матерью порвались. Я для нее был сыном сатаны, что очень осложняло наши взаимоотношения. Те, кого я считал своими друзьями и знакомыми, отвернулись от меня, но я нашел новых друзей и знакомых. Это очень важно. Нужно сознавать, что все, кого ты знал по прошлой жизни, в основном отвернутся от тебя, потому что ты станешь для них persona non grata. Но Бог приведет в твою жизнь новых друзей, во сто крат лучше прежних.

В: У Вас не было проблем с понятием «истины»?

О: Да, это была проблема. «Что такое истина?» «Где ее искать?» Ведь «все, что там, в мире, — от сатаны».

В: Вам казалось, что приходится все начинать сначала?

О: Ну, единственное, что я усвоил после ухода от Общества Сторожевой Башни, — это что Библия непогрешима, и что мне не нужна организация, которая бы толковала ее для меня. Библия — это Божье Слово, и я ищу истину в Библии и только в Библии. Именно это нам внушали, когда я был Свидетелем Иеговы, но в реальности все было совсем иначе. У нас были книги — всё, кроме Библии.

В: Если посмотреть на Ваш опыт с положительной стороны, какую пользу Вы из него извлекли?

О: Этот опыт подготовил меня к тому, чем я, в конце концов, стал заниматься, потому что во мне проснулся интерес к проблеме культов. Иногда я выступал в церквях на тему «Как я был Свидетелем Иеговы». Часто кто-нибудь спрашивал: «А что Вы скажете о мормонах?» Мне приходилось выходить за пределы моего собственного опыта и рассказывать о самых разных группах и движениях, приводить примеры из жизни других людей. Все получилось само собой, и в течение 30 лет я рассказывал людям не только об истории, но и о культах.

В: Итак, феномен культов заинтересовал Вас, и Ваше прошлое в качестве Свидетеля Иеговы помогло Вам в этом. Но когда Вы ушли из Сторожевой Башни, Вы были еще очень молоды. Мучили ли Вас какие-то мысли о Вашем будущем, о Вашей карьере и т. д.?

О: Я не задумывался о карьере. Когда я был Свидетелем Иеговы, я думал, что вот-вот начнется Армагеддон, и меня отговаривали учиться в университете. Они до сих пор это делают! У меня не было никаких планов. Я хотел только закончить школу.

В: Значит, Вы спрашивали себя: «Что мне теперь делать?»

О: Я неудачно пытался поступить в колледж. Проучился один семестр и бросил. Второй семестр я проучился в другом колледже, остался там еще на один год, а потом и доучился до конца. После этого никаких проблем у меня уже не было. Я отучился четыре года в колледже и три года в семинарии. Мне предложили место преподавателя. Они заметили, что меня интересует тема культов, и предложили мне читать лекции о культах в библейском институте. Я согласился. Мне всегда хотелось поделиться своими знаниями с другими людьми. Потом я защитил докторскую диссертацию по богословию (она была опубликована под названием «Апостолы отрицания»). В 1960 году им потребовался преподаватель, чтобы читать лекции по культам и одновременно по геологии, и я получил место преподавателя этих дисциплин. После колледжа я переехал в г. Ньюхолл, где нужен был преподаватель истории, и я, в конце концов, получил историческое образование, так что мое изучение культов было побочным занятием. Я использовал эти знания в своих лекциях.

В: Считаете ли Вы себя, прежде всего, бывшим Свидетелем Иеговы? У меня есть много знакомых, вышедших из культов и даже освободившихся от зависимости — бывших алкоголиков. Последние по-прежнему считают себя алкоголиками. Вы думаете о себе как о бывшем Свидетеле или нет?

О: Нет. Я бывший грешник, который — так случилось — однажды попал к Свидетелям Иеговы. Но если мне представляется возможность, я рассказываю о том, что мне довелось пережить, и дополняю свой рассказ сведениями о событиях, очевидцем которых я сам не был. Я говорю о том, что человек может увлечься заблуждением, и что Христос может избавить человека от любого прошлого и в любой ситуации. Я уверен, что пережитое в юности оставило отпечаток на моем мышлении. Иногда моя жена говорит: «Этого ты набрался от Свидетелей Иеговы».

В: Вы провели среди Свидетелей значительный отрезок своей жизни, но в действительности это был довольно короткий отрезок.

О: И все же он был очень важен, поскольку он дал мне толчок к тому, чтобы начать писать, и определил направление моего служения за пределами университетской аудитории. Мы с коллегами видим, что скромные результаты нашего служения приносят пользу многим бывшим и действительным Свидетелям Иеговы. Письма и звонки, которые мы получаем, очень ободряют. Чувствую, что уже немного отстал от жизни. Другие, в том числе и Вы, продолжают исследования, и если я когда-нибудь вновь возьмусь за перо, мне придется немного подновить свои сведения. Моя книга была хороша для того времени, когда о Свидетелях Иеговы не так много писали.

В: Я знаю, Эд, что Вы по-прежнему помогаете Свидетелям и тем, кто уже вышел из организации, но больше всего времени уделяете преподаванию в христианских учебных заведениях. Мой последний вопрос будет таким: какими проектами Вы планируете заниматься в ближайшие 5-10 лет своей преподавательской деятельности?

О: Я занимаюсь тщательным исследованием Движения второго пришествия и истории слухов о втором пришествии Христа. Все эти идеи, зародившиеся в Движении второго пришествия, были переняты ранними последователями Расселла и Свидетелями Иеговы. По этому вопросу было опубликовано много малоизвестных исследований — я хочу, по крайней мере, сделать на них ссылку, чтобы читатель, при желании, мог получить полное представление о предмете. Я уже проделал всю исследовательскую работу, осталось лишь написать книгу.

В: Замечательно!

О: Я думаю, это важно. Мы должны повторять истину и опровергать ложь по два-три раза в течение жизни каждого поколения, потому что появляется целый пласт людей, которые не знают о событиях прошлого.

Рэндалл Уоттерс

Это интервью д-р Эдмунд Грасс дал в 1990 году Рэндаллу Уоттерсу для журнала Bethel Ministries Newsletter (www.freeminds.org). Текст переведен и опубликован с разрешения г-на Уоттерса. Печатается с некоторыми сокращениями.

Д-р Эдмунд Чарльз Грасс (род. 1993) уже вышел на пенсию. Он был в Обществе Сторожевой Башни в течение 10 лет, начиная с семилетнего возраста. После выхода из культа преподавал различные предметы в американских ВУЗах. Последнее место работы — профессор истории в колледже Мастерс (Санта-Кларита, Калифорния, США). За двадцать лет с 1973 по 2003 год написал десять книг, посвященных разоблачению культов и оккультных учений.

Оглавление


МОРМОНЫ И МНОГОБОЖИЕ

Политеизм (многобожие) — это вера в существование многочисленных богов и поклонение им. Противоположностью этого мировоззрения является монотеизм (единобожие) — вера в существование одного-единственного Бога.

Многие мормоны согласятся с тем, что их церковь верит в существование многочисленных богов, но им категорически не нравится, когда их обвиняют в многобожии. Они говорят, что слово «многобожие» вызывает в сознании образ язычников, поклоняющихся идолам и алтарям странных богов. Как ни странно, многие из тех, кто с отвращением относится к слову «многобожие», не смущаясь, признаются, что верят в многочисленных богов. Однако проблему не решить простой заменой слов.

Одним из важных различий между евреями и жившими вокруг них языческими народами была неизменная вера израильтян в единого Бога. Писание говорит, что это различие было утрачено лишь однажды, когда сердца сынов Израилевых обратились против Бога Авраама, Исаака и Иакова.

Единобожие в Библии

Никакое жонглирование библейскими отрывками не изменит того, о чем Писание ясно говорит как в Ветхом, так и в Новом Завете, — существует только один Бог. Это является неотъемлемой частью Пятикнижия (Втор. 4:35; 6:4; 32:39). В 4-й главе Второзакония Моисей предостерегает израильтян от греха идолопоклонства и твердо провозглашает:

…только Господь есть Бог, и нет еще кроме Него.

Веру в единого Бога исповедал и царь Давид, когда он предстал пред Господом, узнав от пророка Нафана, что не он построит храм Всевышнему. Во 2-й Книге Царств 7:22 Давид говорит:

По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.

В своих псалмах Давид прославляет единого Бога. 10-й стих Псалма 85 звучит так:

Ибо Ты велик, и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

Доказать, что пророк Исаия верил в многочисленных богов, будет крайне сложно. В 43-45 главах своей книги пророк не менее одиннадцати раз провозглашает, что есть только один Бог, и никаких других богов не существует.

Пытаясь принизить значение слов Исаии, мормоны утверждают, что он всего лишь предостерегал евреев от поклонения идолам. Но этот аргумент не просто неубедителен, он бессмыслен. Исаия говорит именно о том, что помимо единственного истинного Бога никаких богов нет и не было — нигде и никогда.

Если в других мирах, как настаивают мормоны, действительно существуют другие боги, наш всеведущий Бог, конечно, знал бы об этом. Но из Исаии 44:8 недвусмысленно следует, что Бог Библии не знает никаких других богов:

Есть ли Бог кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю.

Когда книжники задали Господу вопрос, какая заповедь в Законе первая, то есть самая главная, Он ответил им цитатой из знаменитой иудейской молитвы «Ш’ма» (Втор. 6:4), еще раз подтвердив истинность единобожия. На это один из книжников сказал:

Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что есть один Бог, и нет иного, кроме Него (Мк. 12:32).

Услышав слова книжника, который исповедовал веру в единого истинного Бога, Господь согласился с ним и добавил, что тот недалек от Царства Божьего (Мк. 12:34). Если Господь Иисус Христос сказал, что верующий в одного Бога недалек от Царства Божьего, логично предположить, что верующий в многочисленных богов, напротив, далек от Царства.

Апостол Павел и единобожие

В своем письме в город Коринф, адресованном одной из первых христианских общин, апостол Павел писал об идолах, утверждая библейское единобожие:

Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1Кор. 8:4).

Мормоны пытались увести разговор от этих слов апостола, ссылаясь на следующий стих:

Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так-как есть много богов и господ много…

Это, по словам мормонов, доказывает, что существует не только один Бог. Однако такое толкование вынуждает мормонов закрыть глаза на ключевые слова.

Заметьте, Павел говорит о «так называемых богах». На всем протяжении истории человечества падший человек обожествлял разные предметы: деревья, камни и т. д. В Послании к галатам 4:8 Павел ясно дает понять: многие вещи, которые люди называют богами, на самом деле богами не являются.

Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

В своем неверии люди поклоняются тому, что они называют богом, но что богом вовсе не является. Эти вещи лишь кажутся божественными их помраченному уму.

Кроме того, следующий стих той же 8-й главы 1-го Послания коринфянам исключает любую возможность истолковать слова апостола как-либо иначе:

Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им (стих 6).

Многобожие мормонов

Вне всякого сомнения, учение мормонов утверждает, что существует более чем один Бог. Бригам Янг, второй президент и пророк церкви мормонов, ясно дал это понять, когда сказал:

Сколько существует Богов, нам неизвестно. Но не было такого времени, когда Богов не существовало вовсе (Journal of Discourses, 7:333).

«Драгоценная Жемчужина» — одна из священных книг мормонов — включает в себя т. н. «Книгу Авраама», в которой излагается история сотворения мира. Это повествование очень похоже на соответствующие отрывки из библейской книги Бытия, но в глаза сразу бросается одно серьезное различие. Библия утверждает, что все сотворил Бог (один), а 4-я глава «Книги Авраама» приписывает дело сотворения мира неким «Богам» — на протяжении 31 стиха об этих самых «Богах» упоминается 47 раз.

Мормонский апостол Брюс Мак-Конки так излагал свое понимание Божества:

Три отдельных лица — Отец, Сын и Святой Дух — вместе составляют Божество. Поскольку каждая из этих личностей является Богом, уже с одной этой точки зрения очевидно, что существует множество Богов (Mormon Doctrine, с. 576).

Тем не менее, повинуясь какой-то непонятной логике, в той же самой книге Мак-Конки пишет:

Политеистические представления — это отступнические варианты изначальной истины о Боге, которая была открыта Адаму и древним патриархам… святые [СПД] — не политеисты (Mormon Doctrine, с. 579).

Мак-Конки искажает определение политеиста. Он настаивает на том, что к мормонам это название неприменимо, поскольку они поклоняются одному лишь «Небесному Отцу». Однако не следует забывать, что многобожие, согласно общепринятому определению, — это не только поклонение многочисленным богам, но и вера в их существование. Нельзя избавиться от ярлыка политеиста, изменяя смысл этого слова.

Поклонение Иисусу

Хотя мормоны и утверждают, что они поклоняются одному лишь Отцу, на самом деле в этом вопросе между ними нет единомыслия. Старейшина Бернард П. Брокбэнк1, выступая на 147-й Генеральной конференции в Солт-Лейк Сити, заявил следующее:

Многие христианские церкви действительно поклоняются иному Иисусу Христу, нежели тот, которому поклоняются мормоны, или Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (The Ensign, май 1977, с. 26).

Г-н Брокбэнк недвусмысленно признает, что Иисус мормонов отличается от Иисуса, в которого верят христиане. Он также недвусмысленно признает, что в поклонении Иисусу нет ничего предосудительного. Проблема в том, что мормоны — в отличие от христиан — считают Иисуса не одним из Лиц Троицы, а отдельным Богом, отличным от Бога Отца.

Поклоняться Иисусу призывает и Книга Мормона. В 3 Нефия 11:17 есть рассказ о том, как нефийцы называли Иисуса Всевышним Богом и поклонялись Ему.

Пытаясь обойти это очевидное противоречие, г-н Мак-Конки принимается выдумывать новое определение слова «поклоняться», когда это слово употребляется применительно к Иисусу. В своей проповеди, произнесенной 2 марта 1982 года в Университете им. Бригама Янга, он сказал:

Я отлично знаю, что говорят Писания о поклонении Христу и Иегове, но они говорят это в совершенно ином смысле — в смысле трепета и благоговения перед тем, кто нас искупил (Our Relationship With the Lord, с. 5).

Мы не можем судить о том, насколько Мак-Конки прав в отношении Книги Мормона, поскольку не имеем доступа к золотым листам, с которых она якобы была переведена. Что же касается Библии, поклонение как Отцу, так и Сыну описывается в ней одним и тем же греческим словом проскунео.

Изменения в учении

Анализируя представления Иосифа Смита о Боге, Вы быстро обнаружите, что его воззрения неоднократно и радикально менялись, начиная с 1830 года и до самой его смерти в 1844 году.

Из того, что мы видим в Книге Мормона, явствует, что в начале 1830-х годов Смит исповедовал веру в единого Бога. Эти убеждения прослеживаются в сочинениях Смита вплоть до 1833 года, когда он закончил свой «Вдохновленный Перевод» Библии. Более того, при помощи своего нового перевода Смит «прояснил» смысл стихов, которые, как ему казалось, могли навести на мысль о существовании многочисленных богов. Например, в Библии Короля Якова2 стих Исход 7:11 звучит так:

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону (Исх. 7:11)

Смит исправил этот стих следующим образом:

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя пророком фараону (Исх. 7:11).

Вторая по величине деноминация мормонов, Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (РСПД), отвергает любой намек на то, что их основатель, Иосиф Смит, проповедовал многобожие. В защиту своей точки зрения они ссылаются на приведенные выше стихи из Книги Мормона, Учения и Заветов и Вдохновленного Перевода.

В своей брошюре The Truth and the Evidence («Истина и факты») апостол РСПД Элиа Дж. Коури отставивает монотеистические воззрения своей церкви так:

Примечательно, что в трех образцовых писаниях Церкви: Книге Мормона, Книге Учения и Заветов и Вдохновленном Переводе Священных Писаний — особый акцент ставится на том, что есть только один Бог, Который всегда был и всегда будет… Таким образом, неразумно полагать, что он [Иосиф Смит] когда-либо пытался опубликовать учение о многочисленных богах, полностью противоречащее данному свыше учению, открытому Церкви (с. 21).

СПД из штата Юта и РСПД из города Индепенденс, штат Миссури, разошлись во взглядах на источники авторитета после смерти Иосифа Смита в 1844 году. Едва ли эти группы когда-либо придут к единому мнению. Как бы то ни было, мормоны из штата Юта в своих публикациях четко отмежевываются от монотеизма. Их воззрения попадают в ту же категорию, что и индуизм, даосизм, синтоизм, различные племенные религии африканских народов, а также древние религии греков, римлян, вавилонян и ассирийцев. Претензии мормонов на возрождение истинного христианства безосновательны. Вольно или невольно, мормоны являются политеистами потому, что не хотят признать единобожие, проповедуемое Библией.

— Билл Мак-Кивер

Эта статья представляет собой главу из книги McKeever Bill. Answering Mormons’ Questions (Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 1991).

СНОСКИ:

1. Бернард Парк Брокбэнк (1909-2000) — член Первого Кворума Семидесяти (с 1976 года); заслуженный член Высших Властей церкви СПД в отставке (с 1980 года).

2. Именно этот перевод Библии на английский язык мормоны официально провозгласили эталонным.

Оглавление


ПЕРЕВОД НОВОГО МИРА ПРОТИВ ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЯ

Как часто следует отмечать Вечерю воспоминания, чтобы помнить о смерти Христа? Иисус этого не уточнил. Однако он ввел Вечерю Господню 14 нисана во время Пасхи, которую израильтяне праздновали ежегодно. Из этого можно заключить: Иисус хотел, чтобы Вечерю воспоминания тоже отмечали ежегодно (Сторожевая башня, 1 апреля 2003 года, с. 5).

Свидетели Иеговы, конечно, правы. Господь не давал Своим ученикам точного предписания о том, как часто и в какие дни совершать хлебопреломление. Тем не менее, Свидетели Иеговы не считают нужным делать это чаще раза в год. Но в книге Деяний мы видим, что ранняя Церковь принимала Причастие гораздо чаще:

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба (te klasei tou artou) и в молитвах (Деян. 2:42).

И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб (klontes te kat’ oikon arton), принимали пищу в веселии и простоте сердца… (Деян. 2:46).

Использованная в обоих этих текстах греческая фраза буквально означает «ломать хлеб» или «ломание хлеба» (klao = «ломать»; artos = «хлеб»). Именно эти слова используются в Евангелиях для обозначения причастия:

И взяв хлеб (arton) и благодарив преломил (eklasen), и подал им, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание…» (Лк. 22:19).

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб (arton), благословил, преломил (klosas) и подал им (Лк. 24:30).

В посланиях апостола Павла мы находим ту же мысль:

Хлеб, который преломляем (ton arton on klomen), не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16)

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (arton) и возблагодарив преломил (eklasen) и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, сие творите в мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-24).

По видимому, именно из-за этой четкой связи между понятием «хлебопреломление» и Вечерей Господней Свидетели Иеговы не могли примириться с тем, что хлебопреломление в Деян. 2 является частью повседневной жизни Церкви. Создатели Перевода нового мира нашли простое решение: перевели соответствующую фразу в Деян. 2:42 вне всякой связи с греческим оригиналом:

И посвящали себя тому, чтобы заниматься апостольским учением и делиться друг с другом, принимать пищу и молиться (2:42, НМ).

Однако стих Деян. 2:46 преподнес переводчикам неожиданный сюрприз — в оригинальном тексте этого стиха уже есть фраза «принимали пищу» (греч. metelambanon trofes). Стремясь избежать нелепого повторения, создатели ПНМ перевели фразу klontes te kat’ oikon arton как «ели в своих домах». В результате получилось поистине необыкновенное описание жизни первой Церкви:

И день за днём единодушно пребывали в храме, и ели в своих домах, и принимали пищу с великой радостью и искренностью сердца…

Итак, чем, по версии авторов ПНМ, занимались первые христиане? Каждый день ходили в храм, после чего ели, а потом еще «искренне и с радостью» кушали! Необыкновенно «насыщенная» духовная жизнь! Разве не чудо после этого, что «Иегова ежедневно прибавлял к ним спасаемых» (2:47, НМ)?

Судя по всему, «диетические» образы прочно овладели умами авторов ПНМ. В 20-й главе Деяний Лука рассказывает о том, что в первый день недели ученики собрались «преломить хлеб» (klasai arton, ст. 7). Апостол Павел долго, за полночь говорил, в результате чего юноша по имени Евтих заснул и выпал из окна. Павел убедился, что юноша жив, и вернулся в дом, чтобы закончить начатое хлебопреломление (ст. 11).

В Переводе нового мира эта история превращается едва ли не в фарс. Ученики собираются в воскресенье, «чтобы поесть», а апостол Павел, проверив состояние юноши, вновь поднялся наверх и «принялся за еду»! Трудно отделаться от ощущения, что, по мнению авторов ПНМ, еда занимала очень важное место в жизни апостолов — даже в трагический момент они не забывали подкрепиться!

Для завершения картины следует сказать, что нелепый перевод, который мы видели в Деян. 2, вовсе не случаен — в упомянутых отрывках из 1-го Послания к коринфянам, а также в стихе Лк. 27:35 Свидетели Иеговы переводят греческий текст буквально и правильно:

Сказав это и взяв хлеб (arton), он воздал перед всеми благодарность Богу и, разломив (klasas), начал есть.

— Дмитрий Розет

Оглавление


ИУСТИН ФИЛОСОФ И МУЧЕНИК О КРЕЩЕНИИ И ПРИЧАСТИИ

Отрывки из Первой Апологии

ИУСТИН (Юстин), ФИЛОСОФ, мученик. (ок.100-165), греческий христианский апологет.

Родился в языческой семье в древнем Сихеме (г. Неаполь, Палестина). Поиск истины привел его к философии, но полностью ни одна из систем метафизики Иустина не удовлетворяла. Казалось бы случайная встреча с неизвестным человеком у моря привела его к чтению Библии. Под влиянием книг пророков в нем совершился внутренний переворот: он понял, что истинная мудрость заключена в христианстве. После этого, около 135 г., Иустин приехал в Рим и принял деятельное участие в жизни Церкви. Он продолжал именовать себя философом, но его философия была уже иной, просвещенной светом Евангелия. Иустин внес в христианство новую идею, утверждая, что в язычестве, как и в Ветхом Завете, было предчувствие истины. Он не отвергал того ценного, что нашел у греко-римских мыслителей. Иустин хотел также доказать правительству, что его единоверцы — не группа заговорщиков, а честные граждане, не заслуживающие политических преследований. С этой целью он написал два открытых послания (апологии), первое из которых было адресовано императору Антонию Пию, а второе — Марку Аврелию. Иустин вел также полемику с гностиками, Маркионом и язычниками. По доносу кинического учителя Кресцента Иустин был арестован и умер мученической смертью. Из трудов Иустина многие не сохранились, а некоторые, носящие имя Иустина, ему не принадлежат («Увещание к эллинам», «Послание к Диогнету», «Речь к эллинам» и др.). Из подлинных уцелели лишь две Апологии и «Диалог с иудеем Трифоном».

Для библейской науки сочинения Иустина важны потому, что они 1) содержат ранние свидетельства о Евангелиях и 2) являются образцом христианского понимания Библии, как оно сложилось сто лет спустя после Пятидесятницы. Кроме того, будучи уроженцем Палестины, Иустин знал многие предания о евангельских временах.

§ 61

Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись чрез Христа, — чтобы, если опущу это, не подумали о мне, что я лукавлю в своем объяснении. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «Если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное» (Ин. 3:3-5). А всякому известно, что родившимся однажды не возможно уже войти в утробу родивших. И пророком Исаиею, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов. Сказано же так: «Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавства от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому, оправдайте вдовицу; придите и станем судиться, говорит Господь. И если грехи ваши будут, как багряное, убелю, как волну, и если будут, как червленое, убелю, как снег; если же не послушаете Меня — меч пожрет вас, ибо уста Господни сказали это». И мы получили от апостолов следующее основание для такого действия. Так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени чрез взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни: то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, — в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтие Пилате, и при имени Духа Святого, Который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый.

§ 65

После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться вам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово — значит: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды, и относят к тем, которые отсутствуют.

§ 66

Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его, и от которой чрез уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть — как мы научены — плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили делать и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, — при посвящении вступающего в таинства, предлагается там хлеб и чаша с водою.

§ 67

С того времени мы между собою всегда делаем воспоминание об этом. И достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем заодно друг с другом. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего, чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святого. В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и возсылаем молитвы. Когда же окончил молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также возсылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются чрез диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение.

§ 68

И если это кажется вам согласным с разумом и истиною, то уважьте; если кажется вам пустяками, то оставьте в презрении, как пустяки, и ни в чем невинных людей не осуждайте на смерть, как врагов. Мы наперед говорим вам, что не избежите будущего суда Божия, если пребудете в вашей неправде, а мы воскликнем: пусть будет, что Богу угодно.

Цитируется по изданию Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М.: Университетская типография, 1892 (Репринт: М.: Паломник, Благовест, 1995 [Библиотека отцов и учителей Церкви]). С. 92-93, 97-100.

Оглавление


ЕВАНГЕЛИЕ ИУДЫ: ФАКТЫ И ДОМЫСЛЫ

В последние недели на страницах мировой прессы появилась информация о публикации еще одного апокрифического евангелия, т. н. «Евангелия Иуды». По утверждению Национального географического общества, текст якобы содержит тайные сведения о том, что Христос рассказал Иуде Искариоту в беседах с глазу на глаз в последнюю неделю перед Тайной Вечерей. Кроме того, текст изображает поступок Иуды вовсе не предательством, а героическим и самоотверженным поступком любимого ученика Христова, который всего лишь исполнил указания своего Учителя. Сенсационная информа-ция была тут же подхвачена светскими СМИ, которые поторопились сообщить, что вновь опублико-ванное евангелие поможет переосмыслить роль и значение Иуды. Насколько это утверждение соответствует действительности?

Опубликованный текст представляет собой часть гностического папирусного кодекса (Codex Tchacos), написанного на коптском языке и содержащего, помимо «Евангелия Иуды», также «Первый апокалипсис Иакова» и «Послание Петра Филиппу». Этот кодекс был обнаружен в пещере к северо-востоку от Эль-Минья (Египет) в 1970-х годах, но долгое время был недоступен для изучения. В 1983 году его приобрели за 3 млн. долларов американские ученые, после чего документ несколько раз пе-реходил из рук в руки. В 2004 году Национальное географическое общество профинансировало тщательное его изучение в обмен на право публикации текста.

Первоначально кодекс содержал 62 страницы, однако большинство из них было утрачено или распродано по отдельности, поэтому в настоящее время речь ведется лишь о 26 частично поврежденных страницах. Фрагменты папируса с текстом были предоставлены для инструментального анализа ряду научных лабораторий. Сотрудники лаборатории радиоуглеродного анализа Аризонского университета утверждают, что манускрипт был написан между 220 и 340 гг. н. э. Профессор Стивен Эммель, специалист по коптскому языку из Мюнстерского университета, полагает, что документ был написан в конце 300-х годов, поскольку стиль письма близок к стилю, которым написаны знаменитые документы Наг-Хаммади, датируемые концом IV — началом V века н. э. Фирма «McCrone Associates», специализирующаяся на изучении и датировке образов чернил, также подтверждает, что документ был написан в III-IV веке н. э.

Текст «Евангелия Иуды» носит явно гностический характер — вероятно, он появилось на свет в гностической секте каинитов, которая считала таких библейских героев, как Каин и Иуда, не отрицательными, а положительными персонажами. Учитывая это обстоятельство, а также позднее происхождение рукописи, данный текст едва ли может добавить что-то к нашим знаниям об исторических личностях Иисуса Христа и Иуды. Единственное, о чем достоверно можно судить на его основании, — это убеждения определенной группы людей, которых уже в то время считали еретиками.

Один из ученых, приглашенных Национальным географическим обществом в качестве экспертов, — преп. Дональд Сениор, президент Католического богословского союза в Чикаго и член Папской библейской комиссии, — говорит, что «Евангелие Иуды» и прочие гностические евангелия могут вызвать сомнения в истинности исторического христианства лишь в одном случае: если согласиться с «теорией заговора», положенной в основу романа «Код Да Винчи». Согласной этой теории, активно развиваемой некоторыми современными писателями и либеральными учеными, ранняя церковь не была монолитна в своих убеждениях, но с течением времени «ортодоксальная элита» принудила свободомыслящих, духовных гностиков к молчанию «ради единообразия и единомыслия». О проблемах и противоречиях этой теории немало говорилось в ходе дискуссии вокруг «Кода Да Винчи».

Такова фактическая сторона вопроса. Далее начинаются гипотезы. Поводом для них является мимолетное упоминание о некоем «Евангелии Иуды» в трудах Иринея Лионского:

Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таких же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды (Против ересей, I:XXI, 1).

Многие (хотя и не все) библеисты склонны отождествлять вновь изданный коптский текст с гностическим евангелием II века н. э., о котором упомянул Ириней. Некоторые основания для такой точки зрения, вероятно, есть, однако мы попросту слишком мало знаем о том древнем тексте, чтобы с уверенностью говорить о тождестве. Кроме того, даже если за вновь опубликованным текстом действительно стоит документ II века, он все равно остается гностическим сочинением, появившимся на свет через полвека после окончания новозаветной эпохи.

Президент Южной баптистской семинарии Альберт Мохлер подводит хороший итог всему сказанному: «Похоже, что за публикацией „Евангелия Иуды“ стоят серьезные и ответственные научные исследования. Рукопись была подвергнута самому беспристрастному анализу с точки зрения ее датировки, химического состава и других подобных моментов. В конечном итоге, создается впечатление, что это документ, скорее всего, подлинный — в том смысле, что он действительно появился на свет в еретической секте в III веке н. э. Однако экстравагантные заявления относительно богословского значения „Евангелия Иуды“ беспочвенны, нелепы и исходят из уст людей, которые и раньше призывали к пересмотру наших представлений о христианстве».

— Дмитрий Розет

Оглавление


ОБЪЯВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Весной Центр апологетических исследований планирует издать полноцветный, глянцевый двенадцатистраничный буклет о книге Дэна Брауна «Код да Винчи». С выдержками из текста вы могли ознакомиться в этом номере «Вестника».

Издательская стоимость одного буклета (без стоимости пересылки) 25 руб. Мы предлагаем всем заинтересованным служениям и организациям заранее купить часть будущего тиража по этой цене. Принимаются предварительные заявки на партии от 50 шт.

Внимание: данное предложение действительно на территории России; заявки от зарубежных организаций рассматриваются индивидуально.

Мы будем особенно признательны всем, кто сможет просто пожертвовать какую-то сумму денег на издание буклета — это поможет нам снизить его издательскую, а следовательно, и розничную цену. Таким образом, он станет доступным для большего числа людей. В квитанции укажите только: «Пожертвования», а в сопроводительном письме укажите назначение пожертвований


Подписка на «Вестник ЦАИ» в 2006 году

Наш Центр продолжает бесплатную рассылку «Вестника ЦАИ» пасторам и служителям церквей. Чтобы получать его и в 2006 году, вам необходимо подтвердить свою подписку. Для этого вышлите на адрес Центра письмо с подтверждением и своим обратным адресом. Тому, кто не пришлет такое письмо, «Вестник» в 2006 году высылаться не будет.

Всем желающим Центр предлагает платную подписку на 2006 год стоимостью 100 руб. (4 номера, включая почтовые расходы). Чтобы подписаться, пришлите соответствующее пожертвование на адрес ЦАИ и сообщите свой почтовый адрес.

Как прислать пожертвования

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 782601001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

Недавно, год назад, я с семьей переехал в город, который насчитывает около 20 тыс. жителей, и почти все если не являются «Свидетелями Иеговы», то утверждают на основе Библии «Нового всемирного перевода» (а их в каждом доме с избытком) ложные постулаты и догмы учения Свидетелей Иеговы.

При попытках благовествовать приходится объяснять, что Иисус — Сын Бога, а значит — Бог. Это многие даже неверующие пытаются опровергнуть на основе книг и журналов, которые регулярно разносят Свидетели Иеговы.

Я разговаривал с православным духовенством поселка, но они не желают «метать бисер перед свиньями», и тем самым отпускают невинных людей, ищущих Бога, к «лжеучителям и лжесловесникам, сожженным в совести своей», а по сути — в погибель вечную.
В каждом доме поселка, в КАЖДОМ, скопились килограммы «Сторожеваой башни» и «Пробудитесь!»

Я вас очень прошу выслать мне любую информацию по методам благовестия «сочувствующим» Свидетелям Иеговы, а также «овцам заблудшим».

— А. А., Алтай

Пишет вам письмо бывший Свидетель Иеговы, а нынешний Свидетель Иисуса Христа.

Слава Богу за то, что Господь просветил мой разум и показал истину и ложь, которую скрывает «Сторожевая Башня». Бог послал людей, которые могли привести мне неоспоримые доводы, что Иисус — это Бог, и много того, от чего я не могла просто так отмахнуться. Эти люди были апологеты, которые пользуются вашей литературой, а также христиане, которые явили мне истинную любовь Христа. Слава Богу, непостижимы пути Господа...

Сейчас я являюсь членом христианской церкви... несу детское служение.

Господь позволил мне познакомиться с прекрасным человеком. Она искренне любит Бога и хочет знать Его волю, но является мормонкой. Ей пришло призвание на миссионерское служение, через два месяца она собирается уехать, Но Бог может все изменить, я молюсь за нее и прошу у вас тоже молитвенной поддержки. Пожалуйста, если у вас есть, вышлите как можно быстрее информацию о том, как общаться с такими верующими, как позволить ее разуму думать, задавая апологегетические вопросы. Информация, которую я имею из книг «Обманщики» Д. Макдауэлла и «Во что они верят», — только основы их учения, но есть желание больше понимать их, и почему они так верят.

— Т. Ш., Краснодарский край

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет
Editor@ApolResearch.org

Отдел рассылки: Сергей Гущин
Russia@ApolResearch.org

РОССИЯ 194044 С.-Петербург, а/я 954 Центр апологетических исследований.

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное