Часто ленивые и неверующие прихожане выпрашивают у батюшки разрешение на нарушение
поста, ссылаясь на гастриты, язвы, рецепты врача. И неверующие священники часто
без страха Божия позволяют во время поста есть рыбу, молочное, совершенно не
имея права на такое разрешение, ибо каноны Церкви под страхом сурового наказания
запретили нарушать пост. “Если не постится епископ, священник, диакон (клир),
чтец, певец, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если мирянин
– да будет отлучён” Апост. правило 69, Пётр Алекс. 15. Больным, старым, очень
и очень малым детям разрешается нарушение поста, т. е. послабление его в виде
разрешения вкушать только елей (растительное масло) (Тим. 9-10). Пахомий Великий
(15 мая): “Пост против воли не поможет, в болезни нет поста”. Симеон Столпник
(1 сентября): “Не подобает постом убивать – это грех”. “Уведали мы также, что
в Армянской стране, и в иных местах, в субботы и воскресные дни святой Четыредесятницы,
едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие,
чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и
воздерживалась, как от всего закалаемого, также и от яиц и сыра, которые суть
плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать:
то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены” VI Всел. 56, Типикон,
гл. 32, Лаод. 50, мал. треб. Номок. пр. 85.
В православной Церкви установлено четы-ре поста продолжительных:
1. ВЕЛИКИЙ ПОСТ – 7 недель до Пасхи. Необходимо знать, когда будет Пасха. Перед
самым Великим Постом – сырная неделя – масленница, сплош-ная, т. е. в среду и
в пятницу разрешено есть всё, кроме мясного, как и во все дни этой недели. Перед
масленницей – неделя блудно-го сына. На этой неделе в субботу – родитель-ская
суббота мясопустная. Перед этой неде-лей сплошная неделя мытаря и фарисея – разрешено
вкушать и мясо.
Долго ожидали люди пришествия в мир Спасителя. Их вздо-хи и стенания нигде так
сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого не оплакано такими
горькими слезами, как в Триоди постной, проникновенно побуждаю-щей к покаянию
и сокрушённой молитве, что-бы с чистым сердцем встретить светлый Праздник праздников
– Христово Воскресение. Великий пост установлен в честь соро-кадневного поста
Иисуса Христа, вскоре по-сле Своего Крещения удалившегося в пусты-ню и постившегося
там (Мф. 4:2). Упоминание о Четыредесятнице часто встречается в древ-них письменных
памятниках: “Правила св. Апостолов”, составленные по источникам, от-носящимся
к 2-3 векам, 69 правило. Игнатий Богоносец – 1 век, Виктор, еп. Римский – 2 век,
Дионисий Ареопагит, Ориген – 3 век, Иероним и Кирилл Александрийский, Василий
Великий и Григо-рий Нисский – 4 век, Ипполит Римский – 3 век.
Древние христиане соблюдали пост четыредесятницы с особой строгостью, воздержи-ваясь
даже от вкушения воды до девятого часа (по-нашему – до третьего часа дня) – хлеб
и овощи. Устав большой, гл. 32, лист 74 говорит об особой строгости поста в первую
неделю и в последнюю: понедельник и вторник – не есть и не пить, среда – однажды
сухоядение (без варёного), четверг – не есть и не пить, пятница – единожды. Если
же кто слаб или не может поститься двух дней, то во вторник и в четверг есть
хлеб с водой. Нарушающий пост отлучается от причастия на два года (“Настольная
книга священнослужителя” стр. 535, том 1). В Великом посту растительное масло
и вино разрешается только в субботу и воскресенье, рыба же – только в Вербное
вос-кресенье (за неделю до Пасхи) и на Благовещенье – 7 апреля, если оно не на
Страстной неделе. Если же Благовещение до пят-ницы – разрешено только растительное
масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради
Христовых страданий. Строгость поста различна: 1) не есть и
не пить; 2) разрешено однажды в день сухоядение; 3) разрешено елей и вино; 4)
разрешение на рыбу (и зна-чит на всё, что впереди сказано). В великую пятницу
и в субботу перед Пасхой, если мо-жешь, не вкушай весь день.
2. Второй ПОСТ по продолжительности – РОЖ-ДЕСТВЕНСКИЙ ИЛИ ФИЛИППОВ. Начало с
28 но-ября (здесь и далее все даты по новому сти-лю) и по 6 января включительно.
Уже в 4-5 веках церковная практика знает все 4 поста. С 12 века постной пищей
стала считаться рыба, хотя древние христиане постились намного строже. Всякая
радость считалась на-рушением поста, и даже церковное “лобза-ние мира”, по словам
Тертуллиана (2-3 век) считалось с постом несовместимым. Во все среды и пятницы
в течение года пост строгий, как и в Великий пост, но в отдельные среды и пятницы
разрешено есть рыбу или только елей, что ниже будет подробно указано. Сплошные
седмицы: пасхальная, следующая за Пятидесятницей, т.е. за днем Троицыным, Святки
– от Рождества Христова до Крещения кроме Богоявленского сочельника, седмицы
мытаря и фарисея и сырная масленица (сплошные).
В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ (Устав Большой гл. 32) от дня св. Филиппа (28 но-ября)
до дня св. Николы Чудотворца (19 де-кабря), в понедельник, среду и пятницу сухоядение;
во вторник и в четверг, в субботу и в воскресенье – разрешается рыба. От дня
же Николы до Рождества Христова в субботу и в воскресенье – рыба, во вторник
и четверг – вареное с маслом и вино пием (Номоканон, лист 83). Упоминание о Рождественском
посте встречается в четвёр-том веке – Амвросий Медиоланский, Августин, папа Лев,
Иоанн Златоуст. Продолжительность его определена на Константинопольском Со-боре
1166 года при патриархе Хрисоверге. Особая строгость – 6 января – Рождественский
сочельник – не вкушать и не пить до появле-ния звезды – и потом еда с елеем.
Во все посты воздержание и в супружеском общении. Так же и 18 января – Крещенский
сочельник.
3. ПЕТРОВ ПОСТ начинается всегда через неделю после Троицы, с понедельника до
12 июля. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св. Апостолов,
которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко
всемирной про-поведи Евангелия и таким же образом приго-товляли своих преемников
на это служение (Деян. 13 гл). Продолжительность его от шести недель до восьми
дней. В пост Апостолов раз-решена рыба во вторник, четверг, субботу, в воскресенье
– дважды в день (никогда и ни в одном уставе не было разрешения на три еды в
день – но и не запрещено) (Большой устав, гл. 32-34, Номоканон, пр. 223. Кормчая
лист. 19, Номок. пр. 214). Если же кто по немощи телесной не может со всею похваль-ной
строгостию соблюдать пост, то разреша-ется только вино, и то с сокрушением сердца,
удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель –
мзду об-рящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего
больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель
и от гордыни ума.
4. УСПЕНСКИЙ ПОСТ (Госпожинки) с 14 по 28 августа, – по строгости как и Великий
Пост, рыба раз-решена только 19 августа, – в Преображение Господне. По уставу
Номоканона (лист. 83) раз-решено во вторник и четверг масло. Успен-ский пост
был уже в 5 веке. Если сам празд-ник Успения придется в среду или пятницу, разрешение
бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разре-шается
мясо, монахам – рыба.
Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления
ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились. Иулиан (13
июля). Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не
подражания по силе его. По 40 дней постились в Новозаветное время Мамант (2 сентября),
Марина и Кира (28 февраля), Ипатий (31 марта) – 50 дней не пил и не ел, Паисий
Великий (19 июль) – 70 дней.
Как у Христа есть подвижники и мучени-ки, так есть и у сатаны. Иустина (2 октября).
Волхв постился 40 дней, учась волшебству. На боль-шее же число дней никто не
посягал. Анти-христ же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший
себя богом земли, среди прочих “чудес” своих, как на-хождение под водой длительное
время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней. Знаменательно,
что диавол в этой цифре обнаружил себя полно-стью: Пс.108 – псалом проклятия
на нече-стивцев, 108 бусинок на буддистских чётках-лестовках. Сектанты и еретики
крепко подви-заются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать
плоть свою, которая есть храм Божий (1 Кор. 3:17), но любой врач скажет, что
люди страдают не от постов и воздержания, а от объядения. Пост – духовная страда,
весна души. Было чудо с Исаакием Печерским (14 февраля) после его по-ражения
от сатаны, когда он ни хлеба, ни ово-щей не ел два года, но затем одержал победу
над диаволом постом и молитвой.
Однодневные посты, кроме среды и пятни-цы, также и в сочельники (6 января и 18
января), на Усек-новение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), на Воздвижение
Креста Господня (27 сентября); в сочельники разрешается вкусить с маслом после
появления звезды. В период от Пасхи до Троицы во все седмицы в среду и пятницу
разре-шается рыба. По другим правилам и после Крещения Господня до недели блудного
сына разрешается рыба в среду и в пятницу. В те-чение же всего года рыба в среду
и пятницу не разрешена ни по одному уставу.
Теперь почти все считают, что раститель-ное масло (елей) можно есть в любой день,
что это так и разрешено. Такое представление – от незнания устава. Ниже даётся
устав на полный год, с разрешением на масло и вино на отдель-ные среды и пятницы,
в связи с памятью от-дельных святых в этот день.
Январь (даты по новому стилю): 2 января – масло (в указанные числа разрешено,
а в не-указанные не разрешено) 6 января, 20 – рыба, 24, 31 – масло.
Февраль: 2, 7, 9, 13 – масло, 15 – Сретение, среда, пятница – рыба, в остальные
дни – мясо; если масленица, то по уставу сырной недели. 16-если на неделе мытаря
и фарисея – рыба, 17, 22, 24, 25 – масло.
Март: 9, 18, 22 – масло.
Апрель: 12 – масло, 14, 30 – масло, если после Пасхи, то с рыбой.
Май: 6, 8, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 27, 28 – ры-ба.
Июнь: 2 – рыба, 3 – если в пятидесятницу – рыба, если в пост., четверг, вторник
– рыба, среда-пятница – масло. Если праздник храмовый, то в любой день – рыба.
5, б, 8, 10, 15, 22 – рыба.
Июль: 6, 7, 9, 12 – рыба (если разрешена рыба, значит разрешено и масло), 13
– масло (в неуказанные здесь числа, попадающие на среды и пятницы, не разрешается
даже мас-ло) . 18, 21, 22, 23 – масло.
Август: 2, 6, 10, 16 – масло, 19 – рыба, 28 – мясо. Если же в среду и пятницу,
то рыба и вино, 29 – масло.
Сентябрь: 3, 5, 8, 11, 12, 14, 20 – масло. 21 – Рождество Богородицы. Если в
среду или в пятницу – рыба, 25, 27 – масло.
Октябрь: 8 – масло, 14 – Покров Богороди-цы – рыба, 17, 18 – масло.
Ноябрь: 4, 8, 10, 11, 18, 19, 21, 26, 29, 30 – масло.
Декабрь: 4 – рыба, 5, 6, 8, 10, 13, 17, 19, 20, 22, 26, 28, 30 – с маслом едим,
хваля Бога.
Церковь помогает христианину в подвиге по-ста, создавая условия, располагающие
его к посту и покаянию. В великопостное время в храме все иное, необычное, и
состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка
храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному
сокрушению о грехах, очищению совести. Священнос-лужители облачаются в тёмные
ризы; цар-ские врата открываются реже, освещение ос-лабляется. Во время поста
часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего...”
(с поклонами земными – голова, руки, колени касаются земли). В Ве-ликом Посту
такие поклоны начинаются вече-ром в воскресенье (по церковному уже начи-нается
следующий день), и до утра в пятницу. Полная литургия, как самая торжественная
из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям; по средам
же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров,
имею-щая покаянный характер.
Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью и духовной углубленно-стью
богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста на
великом повечерии читает-ся канон Андрея Критского, способный и са-мую ожесточенную
душу смягчить и располо-жить к покаянным чувствам. На пятой неделе Великого Поста
вечером в среду читается раз в году полностью канон Андрея Критского с земными
поклонами. Принято, что на следующий день тем, кто молился с земными поклонами
весь канон, разрешается вкушать растительное масло ради их труда. В субботу вспо-минается
чудо св. великомученика Феодора Тирона, спасшего своим явлением христиан от осквернения
идоложертвенной кровью и повелевшего вместо осквернённой пищи упот-ребить вареную
пшеницу с мёдом. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество
Православия – праздник и моление об обращении заблудших.
Издревле принято завершать великопост-ный подвиг исповедью перед духовником и
причащением святых Христовых Таин. Че-ловек должен подготовиться к исповеди и
исповедываться неспешно, с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой
образ жизни. Причастие вливает в христианина большую духовную силу. Поэтому желатель-но
и исповедь и причастие повторить несколько раз в течение Великого поста, и в
каждый пост и в дни Ангела. Апполос Великий гово-рит: “Иуде подобен непостящийся
в среду и пятницу”.
Несколько молитв на русском языке к Ве-ликому посту:
1. “Покаяния отверзи...” – “Податель жиз-ни, открой мне двери к покаянию, ибо
дух мой с раннего утра стремится к Твоему святому храму, имея свой телесный храм
весь осквер-нённый. Но Ты, как милосердный, очисти Твоей благоутробной милостью”.
2. “На спасения стези...” – “Богородица, наставь меня на путь спасения, ибо постыд-ными
делами я осквернил мою душу, и в лено-сти провёл всю мою жизнь. Но Твоими молит-вами
избавь меня от всякой скверны. Раз-мышляя о множестве содеянных грехов, я, окаянный,
страшусь судного дня. Но, надеясь на Твое милосердие, как Давид, взываю к Те-бе:
помилуй меня. Боже, по великой Твоей милости”.
3. “Господи и Владыко живота...” – “Госпо-ди и Владыка моей жизни! Не дай мне
духа праздности, уныния, начальствования и праз-днословия. Дух же целомудрия,
смиренно-мудрия, терпения и любви дай мне, рабу Тво-ему. Так, Господи, Царь мой,
дай мне узреть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен
во веки веков. Аминь.”
Праведники делали по несколько тысяч земных поклонов в день. По силе определи
себя, и хотя бы сто поклонов сотвори на благо плоти и души. Святые отцы, заповедавшие
поклоны, думали о душе, но современные ис-следователи подсчитали, что в поклоне
гармо-нично участвуют все до единого сочленения тела. Святые многими скорбями
и потом ут-руждали плоть свою, чтобы дать свободу духу в служении Богу любви.
“Вот мы ревём, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, спасения,
но оно далеко от нас” – Ис. 59:11; и вся глава сия помогает осознать вели-чие
сокрушенного духа, когда его услышит Бог, и простит, и приблизит к Себе.
Пост и милостыня – вот крылья молитвы.