← Август 2005 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 112
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 112
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
10 августа 2005 г.
******************************
9 августа праздновалось 1700 лет св. вмч. Пантелеимона
Великомученик и целитель Пантелеимон http://www.days.ru/Life/id1727.htm
http://www.strana.ru/stories/01/12/25/2268/256180.html
9 августа - День славы русского воинства, а Православная церковь в этот день вот уже в 1700 раз поминает святого великомученника Пантелеимона. Многим он известен более как целитель, который посвятил свою жизнь страждущим, безвозмездно излечивая всех обращавшихся к нему. По преданию, мощи Пантелеимона также обладают чудотворными свойствами. Но этот святой не только целитель, он является и небесным покровителем ратников. С его именем в России связаны две крупнейших морских
победы - при Гангуте и Гренгаме. О святом и различных предсказаниях, связанных с его именем Стране.Ru рассказал полномочный представитель Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон Олег Ульянов.
Тайна имени Пантелеимон
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, "скорого помощника" в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (сегодня это турецкий город Измит - Страна.Ru), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 года, совершаются ежегодные
праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и мусульман. Там же, в храме при митрополии, хранится книга "Кондак", куда занесены автографы всех, кто когда-либо получил исцеление от своих болезней после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание связано отчасти и с его именем - Пантелеимон, - которое переводится с греческого как "Всемилостивый".
Примечательно, что назван так святой был вовсе не от рождения и
даже не при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, - Крещения страданием (страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований - Страна.Ru). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантелеон - "Равный Льву" - вдруг было переменено при кончине.
Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с
чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, вытекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усекновении главы великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим.
Пророчество древней маслины
По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь святого, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча. Но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический
отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость, как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Тот, кто брал и ел эти чудесные маслины, исцелялся от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал
срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От "воскресшей" маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее
маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.
В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений. Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на маслине не сгорел.
Это
было не единственным ее чудом. Маслина, выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, - тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.
Еще один отросток этой маслины был высажен на Афоне в болгарском монастыре Зограф, и, когда недавно дерево, росшее в русской обители, стало внезапно высыхать во время ремонтных работ, братия Зографа передала в Свято-Пантелеимонов
монастырь молодой побег, словно возвращая бесценный дар. Дело в том, что с чудесной маслиной великомученика Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний сродни тому, что со священным Мамврийским дубом Авраама, будто, когда он высохнет, придут последние времена. Так и маслина великомученика Пантелеимона своим иссыханием словно укажет на угасание русской обители и оскудение иноческого подвизания на всей Святой Горе Афон.
Надо сказать, что, после векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне
возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734-1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, "егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны". В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел. Считанные часы оставались до его кончины. Тогда он обратился ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел
афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне.
И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и - чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много трудился над его обновлением, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была
некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века, приобретшего вскоре всемирную известность и великую славу. Получается, что святой радел не только о всех болящих, но и о месте своего земного почитания, в стенах Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон.
Откуда взялись полоски на морском воротнике
На самом деле известно немало монастырей, посвященных великомученику Пантелеимону, и они находились в очень тесной связи друг с другом.
Так, в Охридской архиепископии, откуда, по мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона, основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий город Салоники - Страна.Ru) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное преемство "пантелеимоновских" монастырей. Тем более, что именно из Солуни к нам на Русь пришли первые славянские
просветители равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют - "солунские братья".
Известно, что монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили по афонскому уставу, по сей день именуются "северным Афоном", "уральским Афоном" и так далее. Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш "Антоний Великий" русского монашества - преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение
на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Так, великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как
целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.
Особым центром почитания Пантелеимона стал Санкт-Петербург, когда под командованием Петра I русские войска одержали две важнейшие морские победы над шведами на Балтике при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году в день памяти великомученика - 27 июля (9 августа н.ст.). Память о первой победе русского флота при Гангуте до сих пор сохраняется на синем воротнике матроски в виде одной из трех белых полосок. В память о
небесной помощи Великомученика русскому флоту при Гангуте и Гренгаме в Петербурге повелением Петра был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.
Далее см. http://www.strana.ru/stories/01/12/25/2268/256180.html
см. также http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=15 http://www.strana.ru/stories/01/12/25/2268/256180.html
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=1103
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=6376049&s=260003063
*******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
SOCIETY OF CHRISTIAN PHILOSOPHERS
MIDWEST REGIONAL MEETING
April 20 – 22, 2006 at the
University of Notre Dame
Theme: Christianity and Mystery
Keynote Speakers:
William Wainwright
(Emeritus, University of Wisconsin, Milwaukee)
Richard Cross
(Oxford University)
Merold Westphal
(Fordham University)
Papers are invited on any topic of interest to Christian philosophers.
Papers should be of such length as to be read in 30 minutes or less.
Two copies, suitable for blind review, should be submitted, along with
a one-page abstract containing the author’s name and affiliation as he
or she would like it to appear on the program.
Papers should be submitted to Thomas Flint, Department of Philosophy,
100 Malloy Hall, University of Notre Dame, Notre Dame, IN, 46556.
Submission Deadline: November 30, 2005. Notifications will be sent by
January 31, 2006.
******************************
ВЫСТАВКИ
В МУЗЕЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА "АРХЫЗ – ДРЕВНИЙ ЦЕНТР ХРИСТИАНСТВА
1 августа 2005 г. в музее Храма Христа Спасителя (отдел Музейного объединения "Музей истории Москвы") открылась выставка "Архыз – древний центр христианства". Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, отмечающим 100-летие в этом году, при участии музеев Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики
Архыз (Карачаево-Черкессия) в переводе с карачаевского – красивая девушка ("ариу кыз") – солнечная долина, расположенная вдоль Главного Кавказского хребта с востока на запад в предгорной зоне бассейна реки Большой Зеленчук с живописной, чистой, поистине божественной природой. Более тысячи лет назад на рубеже I-II тысячелетий н.э. Архыз стал одним из центров раннего христианства. Здесь находятся остатки крупного средневекового Нижне-Архызского городища, на территории которого сохранились три великолепных храма. Они построены мастерами византийской школы в середине Х века – за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси.
На выставке представлены археологические находки, материалы алано-византийского периода, макеты памятников архитектуры, рисунки XIX в., современные фотографии, отражающие историко-культурное и природное богатство ущелья Нижний Архыз с древнейшими на территории России христианскими храмами и наскальным образом Христа Спасителя.
На открытие выставки присутствовали: вице-президент Республики Карачаево-Черкессия Молдаванова Вера Михайловна, министр культуры Республики Карачаево-Черкессия Бороков Рамазан Хамидович, министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Тхагавитов Юрий Мухамедович, министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Мецаев Казбер Кайсырович и другие официальные представители краевых, областных и республиканских администраций Северо-Кавказского округа.
Генеральный спонсор выставки – ЗАО "Висма" (минеральная вода "Архыз"). Вход в Музей Храма Христа Спасителя и на выставку свободный.
http://pravoslavie.ru/news/050803133238
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=7988
Источник: ресурс Украина православная
По благословению архиепископа Львовского и Галицкого Августина издана книга священника Ростислава Яремы «Автокефалистские расколы в Украине (УАПЦ и УПЦ КП) в 1990-е годы». В ней собраны документальные материалы и приведены малоизвестные современному читателю факты безблагодатного рукоположения и перерукоположения, возникновения различных группировок, которые называют себя церквями. Брошюра рассчитана на широкий круг православных читателей, пытающихся самостоятельно разобраться в «механике»
возникновения околоцерковных раскольнических группировок в течение последних четырнадцати лет. Особую познавательную ценность имеет представленная на страницах издания «Схема церковных расколов в Украине». В ней наглядно отображена историческая ретроспектива автокефализации раскольников, их дробление и трансформация в существующие ныне «церковные» объединения.
Один из сложнейших вопросов современной украинской действительности – церковный раскол, систематизирован и изложен автором так, что даже невоцерковленному
читателю легко понять: раскол – это смертный грех, приводящий к гибели души, отлучению от Божьего благословения и Истинной Церкви. Брошюра издана на русском и украинском языке
===========================
Александр Гуревич, ст. научный сотр. Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. НОВЫЕ КНИГИ О РЕЛИГИИ В ВГБИЛ. Поступления за июль 2005 года
Бабанин В. Ковчег Завета. - М.: АСТ; Сова, 2005, 256 с.
Бломберг К. Интерпретация притчей / Пер. с англ. - М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005, 380 с.
Исследование посвящено проблемам интерпретации евангельских притчей в свете современной новозаветной библеистики. Автор рассматривает проблему соотношения аллегории и метафоры в притчах Иисуса, разные типы притчей, вопрос аутентичности новозаветных аллегорических толкований. Исследование Крейга Бломберга - это продолжение традиции изучения евангельских
притчей, начатой классическими работами Чарлза Додда и Иоахима Иеремиаса. Крейг Л. Бломберг (доктор философии, Абердин) – профессор Нового Завета в Денверской семинарии. Его перу принадлежит также труд "Историческая достоверность Евангелия".
Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. - М.: Академический Проект, 2005, 432 с.
Рассмотрены подходы и взгляды на эту проблему таких русских религиозных мыслителей, как К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и П.А. Флоренский, а также эволюция смертнического материализма в материализм бессмертнический и современную концепцию практического бессмертия человека.
Димитрий (Туптало), св. митр. Творения: В 3 томах. - М.: Братство св. Игнатия Ставропольского, 2005. В книгу вошли: житие, главы из книги М.С. Попова "Святитель Димитрий Ростовский и его труды", многочисленные поучения, беседы, слова, послания, речи, художественные произведения.
Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. - М.: Драккар, 2004, 215 с.
Работа посвящена одной из важнейших и интереснейших тем православного богословия - тайне Боговоплощения.
Курбатов В.Я, Царев Б.И. Восхождение к истокам. - М.: Синергия, 2004, 432 с.: Иллюстр.
Подарочный альбом о паломничествах по христианским святым местам Малой Азии.
Мартыненко К. Иконы на страже Земли Русской: Современная православная икона. - Саратов: ГУП Саратовский полиграфкомбинат, 2004, 192 с.: Иллюстр.
В альбом вошли репродукции написанных в течение многих лет художницей Ксенией Мартыненко икон Пресвятой Богородицы и других работ, написанных по прочтении Жития святых.
Опричное братство: Антология. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2005, 416 с.
Издание содержит сборник материалов по истории опричнины - попытки создания царем Иоанном IV, прозванным Грозным, полумонашеского братства воинов-единомышленников для "выгрызания крамолы" и "выметания измены" со Святой Руси. Отсюда и знаменитые символы опричников, облаченных в черные одежды: собачья голова и метла, притороченные к седлу.
Платон (Левшин), митр. Азбука добродетели. - М.: Храм Сошествия Св. Духа, 2005, 496 с.
Представляемые читателям избранные места из сочинений митрополита Московского Платона (1737-1812) Православная энциклопедия. Том 9. - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2005, 655 с.
Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. - М.: Путь, 2005.
Соколов И. И. Лекции по истории Греко-восточной церкви: От торжества православия в 843 г. до 1453 г.: В 2 томах. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.
Соловки: Монастырь на островах / Сост. А. Андреев, С. Шумов. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2004, 448 с.
Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: В 4 томах. Т. 4. Окраины Москвы. Инославие. - 3-е изд., испр. и доп. / Сост. П. Г. Паламарчук. - М.: АСТ; Астрель, 2005, 664 с.: Иллюстр.
Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). - СПб.: Сатис; Держава, 2005, 296 с.
******************************
ИНТЕРНЕТ
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/archiv.cgi?item=5r050614145821
Николай Скабаланович ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРИСТИАНСКИМ ПОДДАННЫМ И ИХ РЕЛИГИИ (ОТ ЗАВОЕВАНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ДО КОНЦА ХVIII В.) ЧАСТЬ 1
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/archiv.cgi?item=5r050620140510
Николай Скабаланович ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРИСТИАНСКИМ ПОДДАННЫМ И ИХ РЕЛИГИИ (ОТ ЗАВОЕВАНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ДО КОНЦА XVIII В.) ЧАСТЬ 2
=========================
Уже почти пять лет существует замечательная страница Натальи Львовны Пушкаревой.
На ней, помимо статей Н.Л. Пушкаревой и списка ее работ, можно ознакомиться с он-лайн версией книги о знаменитых россиянках: http://pushkareva.narod.ru/zr/index.htm
Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)
История России богата именами выдающихся правителей, полководцев. дипломатов, просветителей. деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших.
В том, что это ошибочно, помогает убедиться пристальное изучение исторических источников.
Уже начальные века русской государственности (до XII в.) тесно связаны со значительными деяниями наших женщин. Среди основателей стольного города Древней Руси - Киева - летописный свод XII в. называет не только князя Кия и его братьев, но и «сестру их Лыбедь». Имя же великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся государственных деятелях прошлого.
Много ли было в те стародавние времена, когда жила эта «вещая» правительница, княгинь, боярынь, обладавших, подобно ей, всей полнотой власти в своей земле, своей «вотчине»?
Бесспорно, нет. В Х - XI вв. обладание собственным имуществом, землями, а тем более управление целым княжеством женщиной - случай редкостный. Древнейший свод русских законов - «Русская Правда» -запрещал обеспечивать женщин собственностью. да и в древнерусских семьях стремления к этому долго не было: ведь передать часть родовой земли женщине означало обогатить чужой род, в который она вступала, выходя замуж. Регентство Ольги, как и сам пример передачи власти в руки женщины, было явлением исключительным. Однако к XIII в. уже большинство женщин привилегированного класса стали обладать личной собственностью. Княгини, боярыни имели по закону те же правомочия на распоряжение личным имуществом, что и их отцы, мужья.
Право на владение собственной землей дало женщинам самостоятельность и в личном плане, и в обществе. Несмотря на призывы церковной нравоучительной литературы быть терпеливыми, тихими. покорными, «не вымать ся из власти» мужчин в доме, в русском обществе появились энергичные деятельницы
>> Вел. кн. Ольга
>> Анна Ярославна
>> Добродея-Зоя
>> Вел. кн. Евдокия Дмитриевна
>> Марфа Борецкая
>> Вел.
кн. Софья Палеолог
>> Вел. кн. Елена Глинская
>> Феодосия Морозова
>> Алена Арзамасская
>> Царевна Софья Алексеевна
>> Царевна Наталья Алексеевна
>> Наталья Борисовна Долгорукая
>> Екатерина II
>> Кн. Екатерина Дашкова
>> Прасковья Жемчугова
=============================
Федеральный образовательный портал ЭКОНОМИКА , СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ Раздел Социология религии http://ecsocman.edu.ru/db/sect/2115.html
Размещены дайджесты и статьи:
Последние поступления (ПОЛНОСТЬЮ СМ. НА САЙТЕ – РЕДАКТОР БЮЛЛЕТЕНЯ):
30.07.2005
Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области [статья]
Ю.Ю.Синелина
Социологические исследования. 2005. N 3. С. 96-107.
В октябре 2003 г. автор провела опрос населения Ярославской области для изучения состояния его религиозности. Чтобы объективно оценить близость людей к Церкви, были использованы такие показатели, как посещение храма, приход на исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов (по пятибалльной шкале). На основе полученных данных выделены группы людей с разной степенью воцерковленности («воцерковленные», «полувоцерковленные», «начинающие», «невоцерковленные», «нулевая группа» и «неверующие»). Доля респондентов, называющих себя православными (77%), превосходит долю тех, кто относят себя к верующим (58%). Это означает, что часть опрошенных связывают себя скорее с православной культурой, чем с православной верой. В сельских районах пропорция верующих - 66%, в Ярославле - 55%. Для количественной оценки интереса православных верующих к оккультизму (магия, астрология, гадание, медитация и т.д.) введен показатель суеверного поведения, значение которого определяется по шкале с четырьмя позициями. Оказалось, что суеверное поведение наиболее характерно для групп «воцерковленных» и «начинающих», и менее всего свойственно «неверующим». Среди суеверных людей большинство составляют проживающие в сельских районах женщины. На этом основании автор предположила, что живучесть магических практик связана с близостью к земле, к природе. Церковь, обращая внимание на склонность верующих к оккультизму, не считает, что это вытесняет веру в Бога.
27.07.2005
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ("круглый стол") [статья]
З.И.Пейкова, А.И.Прусак
Социологические исследования. 2001. N 8. С. 96-103.
В августе 2000 г. состоялся юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Собор ознаменовался принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» – первого в истории РЦП официального программного документа такого рода. В «круглом столе», посвященном обсуждению документа, приняли участие видные ученые. В статье опубликованы фрагменты выступлений, отражающие наиболее важные аспекты обсуждаемой проблемы.
Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян [статья] Е.С.Элбакян, С.В.Медведко
Социологические исследования. 2001. N 8. С. 103-111.
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
Идеология труда в России [статья] Н.Г.Шамшурина
Социологические исследования. 1994. N 8-9. С. 181-184.
В тексте рассматриваются основные постулаты православной концепции труда и трудовой этики. Анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха, «Домостроя», творений отцов Церкви и др. источников показывает, что православие как исконное христианство рассматривает хозяйственную деятельность в качестве одного из основных средств, необходимых для совершенствования человеческого существования, а труд – высшего мерила богоугодности человека. Эти установки сохраняют определенную актуальность и в наши дни.
12.06.2005
Религиозный модернизм и постмодернизм [статья]
А.С.Ваторопин
Социологические исследования. 2001. N 11. С. 84-92.
Автор рассматривает социологию религии через призму социального модернизма и постмодернизма. Социологический подход к анализу модернизационных процессов в религиозной сфере выявляет отношение той или иной религии к модернизируемому обществу. Религиозный модернизм определяется как парадигмальное понятие, устанавливающее взаимосвязь между религией как целостной духовно-социальной подсистемой и обществом как модернизирующейся системой.
12.06.2005
Религиозная обстановка в Калуге [статья]
А.А.Авраменко
Социологические исследования. 2001. N 11. С. 92-100.
Статья представляет результаты комплексного социологического исследования, проведенного в 2000 г. в Калуге Научно-исследовательским институтом социально-политических исследований и консультирования. Опрашивались постоянные жители по вероятностной квотной выборке (N=1028). Анализировались мнения городской элиты, местных экспертов по делам религий и сект, а также представителей различных конфессий и сект.
***************************************
ДОКУМЕНТЫ
Русская Православная Церковь http://www.mospat.ru Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года), ниже публикуются четыре документа, совместно выработанные Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и одобренных Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Работа комиссий продолжается. 1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. 2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. 3. Об отношениях Церкви и государства. 4. Комментарий к совместному документу "Об отношениях Церкви и государства". |
|
|
Далее см. http://www.mospat.ru/print/week/id/9552.html
******************************
НОВОСТИ
http://www.religare.ru/news20177.htm
Синайский кодекс" совсем скоро будет доступен в Интернете
Группа ученых из Великобритании, Европы, Египта и России оцифровала пергамент, известный как "Синайский Кодекс". Полагается, что это одна из 50 копий, выполненных по приказу римского императора Константина после того, как он обратился в христианство.
"Это совершенно уникальный манускрипт, не похожий ни на какие другие. Его страницы очень большие, 34-37 сантиметров, и каждая содержит текст, написанный на греческом языке в четыре колонки", – рассказал Скотт Маккендрик, глава отдела ранних и средневековых манускриптов Британской библиотеки.
Важность завершившейся оцифровки манускрипта очень велика, потому что он представляет собой огромную культурную и историческую ценность, отмечает "Би-би-си". Оригинал его настолько ценен, что за последние 20 лет его видели лишь четверо ученых. Об этом сообщает "Интерфакс"
========================
Археологическая экспедиция Киргизско-Российского (Славянского) университета обнаружила
на северном побережье высокогорного озера Иссык-Куль средневековый христианский
монастырь. На карте, составленной путешествовавшими по Великому Шелковому пути
венецианскими купцами в средние века, указано, что именно возле этих монастырских
стен захоронен апостол Матфей.
Далее >> http://pravoslavie.ru/news/050808120508
=========================
В Египте в ходе реставрационных работ в монастыре Святого Антония близ городка Заафарана на побережье Красного моря найдено отдельное здание с кельями и общим залом, относящееся к 4-5 векам н.э., передает РИА "Новости".
"Эта находка - самое древнее материальное свидетельство монашеской жизни в Египте и во всем христианском мире", - заявил накануне журналистам отец Максимус, участник реставрационных работ.
Монастырь основал в 356 году н.э. объявленный впоследствии святым Антоний. Выходец из богатой семьи из Среднего Египта, он продал все свое наследство и роздал деньги и имущество бедным, а сам удалился в горы Калала на Красном море, где вел отшельнический образ жизни.
В пещерах-кельях постепенно образовалась большая монастырская община, насчитывавшая сотни анахоретов. После смерти Антония, прожившего согласно летописям 105 лет, вокруг пещеры, где он провел восемьдесят лет, был выстроен монастырь-крепость.
Монастырь, в котором насчитывалось семь церквей, был окружен толстыми стенами высотой десять метров со смотровыми башнями.
Над могилой Антония была выстроена церковь, носящая его имя.
Монастырь неоднократно подвергался набегам бедуинов, которые причинили много разрушений и сожгли библиотеку. В 15-м веке монастырь был брошен, и монахи вновь возвратились в его стены в 17-м веке.
Окруженный живописными горами монастырь считается одним из самых красивых в Египте. Внутри его сохранились средневековые росписи, а в пещерах - настенные рисунки.
Устав монастыря позволяет дать кров на одну ночь и пищу гостям, которые должны в ответ помочь монахам деньгами и продуктами питания.http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=35704&cf=
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||