Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 111


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 111

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 3 августа  2005 г.

  ******************************

 СБОРНИКИ / КОНФЕРЕНЦИИ

 

 Дорогие коллеги!

Кафедра Истории стран Ближнего Зарубежья Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках серии "ЕврАзия" готовит сборники статей "Религия в странах постсоветского пространства: тенденции последних лет" и "Церковно-государственные отношения и проблема толерантности в странах СНГ и Балтии".

 

 Мы приглашаем к сотрудничеству экспертов в области современной религиозной ситуации, начинающих

ученых, религиозных деятелей и государственных чиновников из стран СНГ и Балтии.

Мы были бы крайне признательны получить от Вас отклик на наше предложение и заявку на публикацию

(которая должна включать в себя ФИО автора, место работы и должность, краткое резюме, тему

публикации и электронный адрес автора) не позднее 15 августа / 10 сентября 2005 г. на электронный

адрес: beliacova@mail.ru Беляковой Надежде Алексеевне

 

Желательно, чтобы объем статьи не превышал авторский лист.

Срок сдачи статьи для сборника "Религия в странах постсоветского пространства: тенденции последних

лет" - 20 сентября 2005 г.

Срок сдачи статьи для сборника "Церковно-государственные отношения и проблема толерантности в

странах СНГ и Балтии" - 20 ноября 2005 г.

 

С уважением и надеждой на сотрудничество,

Выпускающий редактор сборников

Белякова Надежда Алексеевна

 ===========================

     

 Информационный лист  № 1

 

 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Н.КАРАЗИНА

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ВОСТОЧНО-УКРАИНСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И РЕЛИГИИ (Харьков)

ХРИСТИАНСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (Харьков)

КОЛЛЕГИЯ ПАТРИАРХА МСТИСЛАВА

Приглашают к участию в конференции

«Наука и религия в глобальных перспективах»

27-28 октября 2005 г.

г.Харьков, Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина

 

На конференции предлагается обсуждение следующих вопросов:

 

Религиозный ренессанс: воображаемый и кратковременный или реальный и перспективный?

Диалог религий – возможен ли он?

Гражданское общество в Украине; роль науки и религии в его становлении.

Церковь и социальное служение в гражданском обществе.

Взаимоотношения государства, гражданского общества и религиозных конфессий.

Религия и современная научная картина мира.

Будущее религии. Кризис персоналистских концепций Бога.

Будущее науки. Кризис сциентизма и рационализма.

Материалистическое мировоззрение: крах или переход к новой форме?

Возможна ли надконфессионная, пострелигиозная и постсциентистская форма духовности?

Наука – фундаментальные проблемы.

Религия – фундаментальные вопросы.

 

ПРОСИМ ДОПОЛНИТЬ СПИСОК ВОПРОСОВ СВОИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

Ждем также Ваших предложений по персональному приглашению известных специалистов по тематике конференции – докладчиков (в том числе и зарубежных) с указанием их e-mail адресов.

 

По результатам работы конференции будет опубликован сборник научных статей в ВАКовском (специализированном) издании. Публикация статей бесплатная.

 

Проезд и размещение – за счет участников. По вопросам заказа мест в гостинице Харьковского университета или общежития обращаться к Котовой Людмиле Анатольевне по телефону (057) – 707-55-72 или 707-56-61 – деканат.

 

Регистрационный взнос – 15 грн. (75 рос. Руб.) Для студентов и аспирантов регистрационный взнос 0 грн.

 

Для участия в конференции нужно отправить тезисы доклада (2 стр.) не позднее 6 сентября 2005 г. и заявку по форме (см. на обороте) до 10 сентября 2005 г.

 

E-mail: Jаkov.V.Tararoev @univer.kharkov.ua 

 

Требования к оформлению тезисов: объем до 2 стр. (Word 97). Шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Поля со всех сторон 2 см. В левом верхнем углу курсивом имя и фамилия, степень, звание, место работы. Ниже по центру – название статьи жирными буквами.  Эти же требования предъявляются к статьям, подаваемым после конференции.

 

 

 

 

Заявка

на участие в научной конференции

“Наука и религия в глобальных перспективах”

27-28 октября 2005 г.

г.Харьков, Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина

 

 

Ф.И.О.

 

Тема выступления:

 

Научная степень

 

Ученое звание

 

Место работы (учебы)

 

Должность

 

Почтовый адрес

 

Телефон служеб.

 

Телефон дом.

 

E-mail

 

Прошу забронировать для меня место в гостинице университета или общежитии

 

Да______        Нет _____

 

Дата прибытия _______________Дата отъезда ______________

 

 

Дата заполнения_________________

 

Личная подпись__________________

 

 

 

Заполненные анкеты принимаются в электронном виде по адресу:

E-mail: Jаkov.V.Tararoev @univer.kharkov.ua 

не позднее10 сентября 2005 г.

 ================================

 

  CALL FOR PAPERS

 Medieval Children: 1200-1500

 17 (Saturday) -18 (Sunday) June 2006 (will include Friday the 16th if necessary)

 

Keynote Speakers:

Prof. Derek Brewer (English, Emmanuel College, University of Cambridge)

Prof. Nicholas Orme (History, University of Exeter)

 

The Canterbury Centre for Medieval and Tudor Studies, University of Kent at Canterbury, United

Kingdom, is hosting an international conference on Medieval Children 1200-1500.

 

Foregrounding interdisciplinarity, CCMTS welcomes papers employing any literary, historical,

art-historical, demographic, or anthropological approaches and source materials.

 

Possible topics include, but are not limited to:

-----------------------------------------------------------

Parents and children

Incest, child abuse, sexual initiation, and education of children

Fosterage and abandonment

Generation conflict

Christian and non-Christian attitudes compared and contrasted

Perceptions of children

Children as leaders of adults

Children on crusade

-----------------------------------------------------------

Prof. Peter G. Beidler (Lehigh University) has offered to lead a pre-conference

walking tour (about three hours) to Harbledown (УBobbe-up-and-downФ, under the

Blean forest), to pick up the trail that ChaucerТs pilgrims may well have

followed to the West Gate and the Cathedral.  They will pass the spring where

the Black Prince is said to have visited often.

 

Conference Organiser: Christine Li Ju Tsai

Please send a title and 200-word abstract for a 20-minute paper by 31 January 2006 to

C.L.Tsai@kent.ac.uk

Postal address: Canterbury Centre for Medieval and Tudor Studies, University of Kent, Canterbury,

Kent, United Kingdom, CT2 7NZ

 ===================================

 

 Институт философии Российской Академии наук

Российское объединение исследователей религии

Кафедра религиоведения Российской академии государственной

службы при президенте Российской Федерации

Кафедра философии религии и религиоведения Санкт-Петеребургского

государственного университета

Кафедра философии и религиоведения гуманитарного факультета

Пермского  государственного технического университета

 

К проведению Международного симпозиума светских и религиозных ученых

готовится выпуск сборника научных сообщений

 

 «ИДЕЯ НЕНАСИЛИЯ И ЕЕ ПРЕДЕЛЫ».

 

Содержание сборника

Вступление. Мировые реалии нового века и ненасилие как утопия XXI века.

 

Раздел I.  Демон насилия. 

Примерные темы статей: Понятие и исторические уроки насилия. Насилие и идея греховности. Насилие и агрессия. Истоки и  формы насилия. Пресечение насилия. Проблема уголовного наказания и смертной казни.

 

Раздел II. Ненасилие.

Примерные темы статей: Понятие ненасилия – максима и оптима (философско-этическое наследие). Идея ненасилия и «золотое правило нравственности». Идея ненасилия в религиях мира. «Декларация мирового  этоса» - обращение религий мира о ненасилии. Нравственный потенциал ненасилия. Ненасилие и непротивление злу. Практика ненасилия в религиозном опыте. Пропаганда и педагогика ненасилия (мировой опыт). Ненасилие и толерантность. Границы ненасилия и границы толерантности. Защита Отечества и ненасилие. Ненасилие и эвтаназия.

 

Раздел III. Россия на перепутье – ненасилие и возрождение духовности.

Примерные темы статей: Насилие и ненасилие – российский опыт. Идея ненасилия в российской философии и в православном богословии. «Мировой этос» - взгляд из России. Размышления о проявлениях насильственного «беспредела» в современной России и путях их пресечении. Сотрудничество религиозной и светской общественности в возрождении духовности и утверждении ненасилия.

         

Заключение. К торжеству ненасилия: союз знания и веры.

 

                Редколлегия сборника приглашает исследователей названной проблематики направить рукописи статей с резюме (один абзац на английском языке) по означенным примерным темам в срок до 1 декабря 2005 года на дискете и в распечатанном виде. Объем рукописи – до 8 страниц формата А-4,  WORD,  поля 2 см со всех сторон,  интервал 1,5, шрифт 14 Times New Roman. Сноски внизу страницы.  Авторская справка: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, адрес для переписки и телефон (рабочий, домашний), электронный адрес. 

 

 

 

 

Наш адрес: 614600, Пермь, Комсомольский пр. 29а,

Пермский государственный технический университет, Гуманитарный факультет,

кафедра философии и религиоведения,

профессору Писманику Матвею Григорьевичу.

Телефоны  (8-3422)-198-047 (факс), (8-3422)-198-170.

E-mail philosophy@pstu.ru,  pismanyk@pstu.ru

 

По всем вопросам, связанным с оформлением и содержанием статей обращаться

к Середкиной Елене Владимировне: Komati@permonline.ru

  ******************************

     ВЫСТАВКИ

 Рождественский собор в Суздале открывается после реставрационных работ

c 11 июля по 31 декабря

 

История Рождественского собора в Суздале насчитывает почти девять столетий. Княжескую любовь и разорение

вражеских нашествий, свет веры православной и неприятие атеистов - все испытал на себе храм. Последняя глава

этой летописи - реставрация, которая спасла от гибели белокаменный шедевр, гордость русской культуры.

 

Семь последних лет стараниями музея-заповедника в соборе велись восстановительные работы. Семь лет вне его

стен находились иконы, мощи, драгоценные Златые врата… И вот наконец сокровища начали возвращаться в

покинутую ими обитель.

 

Закончен первый этап реставрации. Собор распахнул свои двери для посетителей.

 

История - продолжается!

 

Из истории Рождественского собора

 

Лаврентьевская летопись под 1222 -25 гг. сообщает о создании великим князем Георгием Всеволодовичем

белокаменного трехглавого собора Рождества Богородицы в Суздале на месте церкви, построенной Владимиром

Мономахом в конце XI - начале XII в. Известно, что стены одноглавого собора были сложены из

кирпича-плинфы. Участки плинфы чередовались с рядами валунов. Собор был расписан.

 

При строительстве Рождественского собора стены старого Мономахова собора были "подсечены" и обрушены на

внешнюю сторону. Под наружной белокаменной облицовкой использовалась кирпичная кладка. Аналогов

подобной техники строительства в домонгольский период не встречается ни во Владимиро-Суздальской земле, ни

в других русских княжествах.

 

В 1222-1225 гг. фасады собора украшаются белокаменной резьбой.

 

В 1230-1233 гг. были расписаны фресками стены внутри храма.

 

В 1233 г. пол был выложен поливной керамической плиткой.

 

Многочисленные ремонты и перестройки изменили первоначальный облик древнего собора. В 1445 г. из-за

пожара упали своды. К началу XVIв. здание находилось в крайне плачевном состоянии. Крупные

восстановаительные работы были проведены в 1528-30 гг. епископом Геннадием по повелению великого князя

Василия III. Храм был разобран до аркатурно-колончатого пояса и надстроен из кирпича. Было сохранено

традиционное позакомарное покрытие. Вместо трех глав зодчие на соборе возвели пять. Церковь была покрыта

оловом.

 

Суздальский митрополит Иларион (1682 - 1708 г.) с разрешения царя Феодора Алексеевича также произвел

перестройки в соборе: убрал надгробные камни, ликвидировал хоры, а вместо узких окон сделал большие. Под

новым полом из больших кирпичей ромбической формы был скрыт пол XIII в.

 

Тогда же митрополит Иларион заказал для нового просторного храма иконостас и щедро украсил интерьер

церковной утварью: появились большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари, среди которых выделялся

величиною царь-фонарь - в виде круглого храма с пятью золочеными главами с крестами.

 

В 1794 г. епископ Виктор в Рождественском соборе устроил раки с позолоченными резными балдахинами для

святых мощей. Раки сверху были обложены серебром. В эти новые раки епископ Виктор переложил с особенным

торжеством мощи: 7 июня 1794 г. - Святителя Феодора, а 3 марта 1795 г. - Святителя Иоанна.

 

В 1855-1856 гг. стараниями церковного старосты купца Романа Назарова и его помощника купца Ивана Жилина

артелью Шуйского матера Ивана Быкова была сделана настенная роспись. В это же время на главах СОБРа

появились звезды, были позолочены кресты. С 1870 года все здание собора было окрашено в красно-бурый цвет

масляной краской.

 

В 1894-1895 годах настоятель Рождественского собора протоиерей Михаил Иванович Херасков устроил

калориферное отопление. В 1896 году устанавливаются новые дубовые двери с тамбуром, существующие и

поныне.

 

К концу XIX века в соборе находилось пять престолов: в холодном соборе - в честь Рождества Пресвятой

Богородицы и придельные: на правой стороне (юго-восточная часть собора) - во имя святителей и чудотворцев

Суздальских Феодора и Иоанна, а на левой (северо-восточная часть) - в честь Вознесения Господня; в теплом

соборе - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный в честь Рождества Христова (был упразднен

на рубеже XIX - XX вв.).

 

В таком виде Рождественский собор существовал до революционных событий 1917 г., а в 1920 г. был передан

новыми властями по договору в пользование общине верующих. Однако, 11 июля 1923 г. решением Суздальского

уездного исполкома "Рождественский собор с оградой, колокольней и бывшим архиерейским домом передаются в

распоряжение музейного отдела со всем находящимся в соборе имуществом".

 

Не миновали Рождественский собор и широко проводимые в 20-х, 30-х гг. изъятия церковных ценностей. В сводке

изъятых из церквей ценностей с 29 марта по 1 июня 1922 г. по г. Суздалю и уезду отмечено, что из Городского

собора изъято 7 пудов 16 фунтов 31 золотник серебра и 9 золотников, 65 долей жемчуга, а также 4 комплекта

воздухов. Среди переданных в Госфонд музейных предметов 8-10 июня 1930 г. значатся и 4 серебряные чеканные

ризы с икон местного ряда соборного иконостаса (свв. Петра и Павла, Богородицы, Христа и Рождества

Богородицы).

 

Крайне сложно в этот период было добиться средств для ремонта здания. Так, еще в 1929 г., музеем было

предложено провести капитальный ремонт Благовещенского придела. Сумма, необходимая для ремонта,

составляла согласно смете 1223 руб. 92 коп. Но лишь в 1935 г. после обращения А.Д.Варганова в особый комитет

по охране памятников при Президиуме ВЦИК комитетом был отпущен музею кредит на ремонтные работы.

 

1933 -1934 гг. - Начало научно-исследовательских работ, открытие древней лестницы на хоры в стене западного

притвора. 1938 г. - Открытие фресок XIII в. в дьяконнике.

 

1938 - 1940 гг. - Открытие фундамента собора Владимира Мономаха, первоначального уровня пола собора и

захоронения XII в. в южном притворе. 1945 - 1967 гг. - Очистка фасадов от цементной штукатурки, освобождение

южного притвора от поздних пристроек и восстановление его в первоначальных формах, воссоздание

позакомарного покрытия храма, реставрация фресковой живописи XIII в., раскрытие фресок XVII в.

 

1986 -1992 гг. - Перекрытие глав и кровли собора медью, золочение крестов, звезд и подзоров куполов.

 

1989 г. - Противоаварийное укрепление фресок XVII

 

1993 - 1994 гг. - Гидрогеологические и археологические исследования вокруг

 

собора. Химико-биологические исследования белого камня и живописи в

 

интерьере, инженерные работы по определению состояния фундамента и стен собора.

 

1995 - 2004 гг. - Противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией

разрушительного процесса. Устройство системы водяного отопления по временной схеме. Реставрация фресок и

белого камня.

 

В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем

и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10

сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил патриарх Всея Руси Алексий II.

 

www.museum.vladimir.ru

осударственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Владимирская область г. Владимир, ул. Большая Московская, 43

(0922) экскурсии 32-4263, пресс-секр. 42-1184

 =============================

Яблочный Спас в Суздале

c 2 по 14 августа

 

"Пришел Спас - всему час!" - говорили на Руси. Час - веселому празднику и доброму угощению.

 

В августе наш народ справляет три праздника, посвященных Спасу: "медовый", "яблочный" и "ореховый". Все они

отмечаются в дни церковных праздников. А свои названия получили от лакомств, которые по православному

обычаю разрешалось в эти дни отведывать.

 

С особенным великолепием на Руси отмечали второй Спас - великий двунадесятый праздник Преображения

Господня, который был установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на гору Фавор во время

молитвы при учениках (19 августа). Потому и называли также этот праздник "Спасом на горе" и, как уже

упоминаось, "яблочным Спасом". О нем говорили: "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришел Спас -

яблочко припас".

 

Созревшие плоды носили для освящения в церковь, после чего разрешалось разговеться "спасовским" яблоком.

Время от второго Спаса до Успеньева дня называли "лакомками" в отличие от "Петровок-голодовок".

 

После праздничного освящения яблок совершались молебны в садах и начинался сбор урожая. Народ спешил на

ярмарки: "Вовремя убрать - вовремя продать". К Спасскому празднику приурочивались не только ярмарки, а и

гулянья. Популярным было и "столованье": перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная

трапеза - братчина. Пир заканчивался всеобщим весельем.

lКо второму Спасу относилась и первая встреча осени - "Осенины".

 

Владимиро-Суздальский музей-заповедник решил возродить традицию празднования Яблочного Спаса. 19 августа

в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале запоют колокола на звоннице, возвещая миру радость. В день

престольного праздника состоится молебен и выступит мужской вокальный ансамбль "Благовест"

Иоанно-Дамаскинского певческого Братства.

 

В возрожденном монастырском яблоневом саду заиграет всеми красками и ароматами лакомая ярмарка. Каких

только яств здесь ни встретишь - золотой тягучий мед их глиняного горшочка, яблочки наливные, напитки - почти

хмельные! Веселись-угощайся, люд честной! Дай Бог, и на другой год соберутся гости на яблочный Спас в

Суздале.

www.museum.vladimir.ru

 

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное