Панельная дискуссия "Бизнес-ангелы для России: то, что доктор прописал?", организованная ОАО "РВК" в рамках первого дня Московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации", позволила совместить теорию с практикой и завершилась заявлением о намерении инвестировать в проект, презентованный экспромтом из зала.
Участники дискуссии представили аудитории собственное понимание особенностей венчурного инвестирования ранней стадии, исходя из личного опыта поделились конкретными практическими рецептами и советами, которые позволят венчурным предпринимателям избежать ошибок в привлечении первичного венчурного капитала и взаимодействии с бизнес-ангелами.
В мероприятии приняли участие: Константин Фокин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА), генеральный директор Центра инновационного развития Москвы, основатель Angels Ontime; Александр Галицкий, основатель и управляющий партнер Almaz Capital Partners; Вадим Асадов, президент и генеральный директор Группы компаний "НейрОК", Андрей Головин, управляющий партнер, директор Golovin and Partners.
Вадим Осадов обозначил рамки, в которых действует большинство бизнес-ангелов - это финансирование проекта с интересной идеей и стоящей за ней командой в пределах от 10-20 до 500 тыс долларов США. При этом большинство софтверных IT-проектов требуют финансирования от бизнес-ангела в пределах 50 тыс долларов США. Для проектов от 50 до 150 тыс долларов США необходимо привлечение известных бизнес-ангелов, которые готовы рискнуть такой суммой, а для более крупных проектов потребуется привлечение группы бизнес-ангелов,
готовых совместно профинансировать интересный проект и разделить риски.
Александр Галицкий обратил внимание на опыт проекта WikiMart, основатели которого нашли пятерых якорных бизнес-ангелов, вложивших первые деньги, и благодаря которым удалось собрать большую группу инвесторов. По мнению Александра Галицкого, установка получить крупное финансирование от одного ангела, характерная для сегодняшнего состояния рынка в России, является неверной: ангелами могут быть только богатые люди, которые не только готовы спокойно потерять свои деньги, но и проявляют интерес к тому, в кого и во
что они инвестируют. При этом 10% рискового капитала - это предел. В то же время бизнес-ангелы не только обеспечивают финансирование, но и помогают сделать меньше ошибок и правильно использовать полученный капитал стартапам.
Тему человеческого фактора в деятельности бизнес-ангелов затронул и Андрей Головин. С его точки зрения, выбор бизнес-ангелов сродни выбору партнера по жизни, второй половинки или супруга. Нельзя рассматривать бизнес-ангела как кошелек. Общение предпринимателя с бизнес-ангелом не должно ограничиваться проектно-денежными отношениями. По словам Андрея Головина, бизнес-ангел - это проводник проекта по жизни, крайне значимый на этапе стартапа. Эту точку зрения подтвердил Александр Галицкий, приведя в пример практику
венчурного фонда Almaz Capital Partners, проявляющего внимание не только к проекту, но и к тому, кто выступал его бизнес-ангелами.
Спикеры панельной дискуссии обратили внимание не только на вопросы привлечения к проекту бизнес-ангелов, но и на необходимость устанавливать критерии и условия выхода бизнес-ангела из проекта. По мнению Александра Галицкого, эти условия заранее должны оговариваться с бизнес-ангелом как существенные условия сделки. Условием выхода, например, может быть привлечение в проект венчурного фонда или старт продаж продукта. Вадим Асадов добавил, что критерии входа и выхода должны предполагать конкретный интерес бизнес-ангела,
который не может инвестировать средства в стартапы, не предполагающие возврат инвестиций на уровне 10 долларов на каждый вложенный доллар. Однако, инвестиции требуют и личного интереса бизнес-ангела к проекту.
Представителям аудитории панельной дискуссии была представлена возможность презентовать проект, который мог бы привлечь внимание бизнес-ангелов. Несмотря на неожиданность такого предложения, презентованный из зала проект Интернет-магазина-агрегатора предложений в области очных и заочных психологических тренингов на условиях предоставления 30% капитала за 30 тыс долларов США привлек интерес собравшихся бизнес-ангелов, и дискуссия завершилась заявлением о заинтересованности в инвестициях. "Я с удовольствием посмотрю
на эту компанию, как раз есть деньги на образовательные проекты", - пообещал Константин Фокин.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Служба по связям с общественностью ОАО "РВК",
Тел: (495) 777-0104, е-mail: pr@rusventure.ru
Контактная информация:
------------------------------
Сайт компании: rusventure.ru
Контактное лицо: Служба по связям с общественностью ОАО "РВК"
Служба по связям с общественностью ОАО "РВК"
E-mail: pr@rusventure.ru
Телефон: +7 495 777-0104