Легко давать советы по улучшению бизнеса в момент, когда рынок растет и только совершенно неумелый владелец компании сможет привести предприятие к краху. Сейчас -- другое дело, это то время, о котором можно смело сказать "выживает сильнейший". Это время проверки на прочность, когда вскрываются все узкие места в управлении бизнесом. Падение дохода, борьба за каждого клиента, бремя долговых обязательств заставляют нас расширять отделы продаж, уделять больше внимания рекламе услуг. Владельцы компаний вновь становятся
ведущими менеджерами по продажам и руководителями производств. Вдруг обнаруживается, что топ-менеджер на самом деле является просто "замаскированной ямой" и не способен справляться с управлением в кризисный момент. Несколько лет назад мое предприятие попало в подобную переделку.
В 2004 году мне принадлежало 50 % украинского предприятия "Герольдмастер" -- разработчика и производителя наград, моим партнером в этом бизнесе был Анатолий Шиян -- известный разработчик наград и гуру в области технологии производства. Деятельность компании в 2001-2004 годах в основном была ориентирована на государственные заказы, они приносили до 80 % общего дохода компании -- предприятие производило большинство ведомственных наград Украины. Когда в ноябре 2004-го Украина окрасилась в оранжевый цвет и воодушевленные
граждане были увлечены политической борьбой, казначейство Украины полностью остановило финансирование заказов по производству наград, и "Герольдмастер" потерял 80 % своего дохода, что для нас означало полную убыточность предприятия.
Нужно отметить, что к этому моменту я уже покинул пост генерального директора компании и около года выполнял только функции владельца, занимаясь в основном стратегическим управлением, а не оперативным. Так как в этот период я жил в Санкт-Петербурге и принципиально не интересовался политикой, то откровенно прозевал Оранжевую революцию. Обнаружил это явление только в момент, когда из еженедельного отчета руководства узнал, что доход компании рухнул и руководители не имеют никаких планов по тому, как с этой ситуацией
справиться. Пришлось вернуться в Киев и взяться за работу засучив рукава. Оценка происходящего показала, что надежды на то, что финансирование заказов возобновится в ближайшее время, не было, так как политические баталии в стране шли нешуточные.
Первое, с чего пришлось начать, чтобы быстро справиться с ситуацией, -- устроить аврал на предприятии по привлечению повторных заказов. Специфика производства наград заключается в том, что перед непосредственно чеканкой изделий необходимо разработать дизайн и произвести штампы. Этот "подготовительный" этап занимает гораздо больше времени, чем само производство тиража. Поэтому единственной возможностью быстро получить заказы было привлечение клиентов на повторные тиражи изделий. Конечно, это дало нам только короткий
"всплеск" дохода, но позволило взять хоть какие-то заказы и взбодрить руководителей компании, боевой дух которых к этому моменту был низок. К авралу были привлечены все руководители предприятия, включая производственников и административный персонал. Был быстро составлен перечень всех готовых штампов, и каждому из клиентов кто-то звонил и предлагал разместить повторный заказ по специальной цене.
Доход вырос, но на этом этапе я потерял генерального директора, его пришлось снять с поста и уволить -- вместо поддержки экстренных мер он начал отстаивать свою правоту и пытался саботировать мои распоряжения. Не могу сказать, что с радостью вернулся на пост генерального директора -- пришлось менять привычки и образ жизни. Раньше я как владелец тратил на управление компанией примерно 10 часов в неделю, после увольнения директора довелось работать по 10 часов в день.
Моим следующим шагом было введение жесткого контроля над отделом продаж. Менеджеры, привыкшие работать с заказами на десятки тысяч долларов, теперь должны были делать план на относительно мелких заказах от коммерческих компаний и финансово самостоятельных организаций. Для того чтобы получить приемлемый результат, пришлось ввести жесткое еженедельное и ежедневное планирование: каждый из менеджеров составлял точное расписание встреч, звонков, работы с документами. Начальник отдела продаж по нескольку раз в день
контролировал исполнение и требовал результат. Давление было настолько жестким, что, скорее всего, случись такое в "мирное время", мы потеряли бы часть менеджеров. Но за окнами демонстранты размахивали флагами, что, по-видимому, не способствовало оптимистическим идеям найти лучшее место работы. Несмотря на эти действия, компания все равно была на грани -- денежные резервы предприятия практически закончились.
Контактная информация:
------------------------------
Сайт компании: http://visotsky.org
Адрес организации: ул. Большая Васильковская 65, оф. 415
Контактное лицо: Александр Кушниров
Начальнико отдела PR и интернет продвижения
E-mail: dept17a@visotsky.org
Телефон: +38 050 445-24-35