Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Пресса о недвижимости

2002-03-27

Проектировать дома станут только профессионалы.

          Повышенные требования к квалификации сотрудников фирм, занимающихся разработкой проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и капремонт жилых, производственных, социальных и культурно-бытовых зданий и комплексов, ввели федеральные власти. На днях российское правительство утвердило Положение о лицензировании данного вида деятельности.
     
      Как сообщили “МК” в аппарате Белого дома, главы фирм должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее пяти лет. Кроме того, в штате положено иметь не менее половины квалифицированных архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному оборудованию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта. Причем их стаж работы по специальности тоже должен быть не меньше пяти лет. Но это далеко не все. Руководитель организации не реже одного раза в пять лет обязан устраивать курсы повышения квалификации для себя и своих сотрудников. Однако лицензию могут не дать, если у предпринимателя не будет собственных (арендуемых или выкупленных) зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для работы.
     
      Выдается лицензия сроком на пять лет. По истечении этого времени ее действие нужно будет продлевать.

Московский Комсомолец, 26-03-2002

Землю взяли в оборот.

          Московская земля скоро станет предметом купли-продажи. Но до этого ее поделят между собой Москва и Российская Федерация
     
      Момент, когда желающие смогут прикупить себе "немножко Москвы", казалось бы, не за горами. Уже принят целый пакет российских законов, прежде всего - Земельный кодекс, обеспечивающий юридическую основу для создания земельного рынка. Продажа в частную собственность городских земель разрешена теперь на федеральном уровне. Однако почти все территории Москвы, за исключением примерно двух десятков частных владений, пока что принадлежат государству. И до того, как им суждено официально превратиться в товар, предстоит определить их конкретного собственника - в лице либо федеральных, либо московских органов власти. А тут возникают проблемы.
     
      Как будет проходить разделение столичной земли на московскую и федеральную - в обстановке войны или мира? Как городская земля станет продаваться и покупаться, когда с дележом будет покончено? На эти вопросы ответил побывавший в редакции "МН" Олег ТОЛКАЧЕВ, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса по имущественно-земельным отношениям.
     
      - О частной собственности на землю в Москве говорят давно. Но, как выясняется, прежде должен состояться передел земли между двумя госсобственниками - Российской Федерацией и ее субъектом - городом Москвой. Процесс дележа, если судить по потоку взаимных претензий, о котором регулярно сообщает пресса, будет нелегким.
     
      - На самом деле ситуация еще более сложная. Потому что земля может еще быть собственностью муниципального образования или органа самоуправления. Правда, в законе "О разграничении государственной собственности на землю" сказано: в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге муниципальная собственность на землю "в целях сохранения единства городского хозяйства" не оформляется.
     
      - То есть при разделе земель в других российских городах есть третья сторона, которая в Москве может и не появиться?
     
      - Во всяком случае, закон этого не требует. Столица вправе сама решить, наделять или нет муниципальные образования таким правом.
     
      - Как же решится вопрос?
     
      - Это будет определено в новом законе, условно он пока называется "О землепользовании", который заменит нынешний закон "Об основах платного землепользования в Москве". В апреле законопроект рассмотрит правительство Москвы. Сейчас его обсуждают депутаты Московской думы и специалисты - в Москве много знатоков земельного права и применения этого права.
     
      - А вас не cмущает, что вопрос о частной собственности на землю Московской думой рассматривался как минимум дважды. Последний раз - Думой прошлого созыва, еще раньше - ее предшественницей. И все безрезультатно.
     
      - Но тогда же не был принят Земельный кодекс. Теперь он есть. Так что закон, оговаривающий, кому, как, на каких условиях может быть передана в частную собственность городская земля, на этот раз в Москве принят будет.
     
      - Но сначала нужно все-таки землю поделить. Борьба за нее, утверждали многие, должна была начаться после того, как 17 января вступил в силу федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю". Аргументы федералов и городских властей уже озвучены: первые считают, что делить землю в Москве можно точно так же, как и в других городах, вторые - что делать это надо с оглядкой на ее столичный статус. Кто прав?
     
      - В 8-й главе Федерального закона "О статусе столицы РФ" записано, что Москва является собственником всех земельных территорий города, за исключением тех участков, на которых расположены высшие органы власти РФ. Это Президент, его структуры, правительство, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Конституционный суд, две палаты Федерального собрания. И все. А министерства, департаменты, комитеты, предприятия высшими органами власти не являются. С другой стороны, в законе "О введении в действие Земельного кодекса" есть пятая глава, по которой если на земельном участке расположено предприятие федеральной формы собственности, то и земля под ним федеральная.
     
      На первый взгляд есть противоречие. На самом деле его нет, потому что во второй главе того же закона "О введении в действие Земельного кодекса" написано, что пятая глава этого закона действует только вместе с законодательством, которое применимо к городам федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербургу. Вроде бы все ясно? Конечно, определенного рода претензии могут быть. И мы это понимаем. Скажу больше - они определенно будут. Но конфликта как такового нет. Он может возникнуть. Или не возникнуть.
     
      - 4 марта Михаил Касьянов подписал "Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности". Значит, процедура определения конкретного госсобственника городской земли уже разработана? Кто же - представители Москвы или Федерации - будет готовить списки земельных участков, переходящих в федеральную или городскую собственность в столице?
     
      - Документ, о котором вы говорите, не был завизирован городом, он готовился без участия Москвы и базируется на 8-й статье закона "О разграничении госсобственности на землю". В ней написано, что перечни земельных участков по поручению Правительства РФ во всех субъектах Федерации готовит комиссия Минимущества. А она, естественно, "выбирает весь изюм из булки". Списки участков, которые она считает федеральными, комиссия представляет на утверждение правительства. Оно принимает решение. На этом все. Но в отношении Москвы так действовать нельзя.
     
      - Почему же газеты пишут, что в недрах Минимущества подготовлены перечни, включающие 25 тысяч земельных участков Москвы, на которые претендует федеральная власть?
     
      - Я не знаю, кто и как их готовил. В московские земельные органы, во всяком случае, никто не обращался.
      Конечно, теоретически может быть, что в Минимуществе работает некая группа, составляет список на 25 тысяч участков, никого об этом не извещая, и подает его на утверждение. Но если такое вдруг случится, подобные действия будут оспорены в суде. И выиграем этот спор мы.
     
      К тому же трудно представить, как можно подготовить такие списки, если у города есть земельный кадастр и структуры для работы с землей, а у федеральной власти ничего этого нет. А кадастр - это ведь не просто список, не просто описание земельных участков, а еще и история всего того, что на них построено, история недвижимости, аналогичная кредитной истории человека. В которой учтено все, в том числе и деньги какого бюджета сюда вкладывались - федерального, московского, республиканского. Тут много тонкостей.
     
      Я могу предположить, что существует список федеральных предприятий, земли под которыми неплохо было бы оформить. Такую бумагу составить несложно. Но дальше-то что?
     
      - И что же дальше?
     
      - Представителям Москвы и Федерации придется работать вместе. До сих пор мы находили общий язык. А просто так взять и изъять что-то из собственности города не получится.
     
      Министр Газизуллин уже предложил создать совместную комиссию, в которую войдет его первый зам Дмитрий Аратский. В ее работе буду участвовать и я. Будем собираться и отрабатывать принципы разграничения. Отстаивать крайнюю позицию, что все определено в "Законе о статусе столицы" и говорить больше не о чем, думаю, смысла нет. Как и утверждать, что все, на чем стоят федеральные предприятия, является федеральной землей. Решение, скорее всего, будет где-то посередине. Во всяком случае, Москва не собирается выступать с обструкционистской позиции - мол, все наше, никому ничего не отдадим. Мы умеем договариваться. И не станем цепляться, как черт за кочергу, за свое право владения. Но задачу нужно разделить на несколько частей. Например, участки, на которых расположены высшие органы федеральной власти, нужно оформить в федеральную собственность немедленно. И мы это сделаем. Точно так же можно оформить как собственность Москвы все участки, на которых расположено жилье, органы власти города, муниципальные предприятия и памятники, транспортные предприятия... Остальное надо будет обсуждать.
     
      - А вы сами видели эти списки Минимущества, в которых якобы фигурируют 25 тысяч московских участков?
     
      - Не видел. Но подобные идеи мне известны. Я знаю, что из территориального управления Минимущества по Москве землепользователям рассылают предложения перезаключить договор аренды и заключить его с федеральными структурами.
     
      - Кто-нибудь заключил?
     
      - Да ведь не с кем! В Москве еще не созданы федеральные органы, имеющие право заключать договоры аренды.
     
      - Какой тогда смысл рассылать подобные бумаги?
     
      - Трудно сказать. Может быть, хотят попугать землепользователей. Или имитируют бурную деятельность.
     
      - И все же Москва как-то реагирует на такие действия?
     
      - Мы разъяснили арендаторам, что никакого разграничения пока не произошло. Списки не утверждены, постановления не приняты.
     
      - Вы недавно заметили, что у федеральной власти есть два пути - либо поднимать работу с российской землей до уровня, который есть в столице, но это нудно и хлопотно, потому что нужно создавать кадры, систему. Либо заглянуть соседу в карман и попытаться направить денежные потоки в другую сторону. Вы также утверждаете, что Москва намного более эффективно использует свою землю и имущество.
     
      - От работы с землей в прошлом году городской бюджет получил 6,1 млрд. рублей. А вся Российская Федерация - 3,9 млрд. От использования своей недвижимости столица получила 5,9 млрд. рублей. Вся Россия - 4,2 млрд.
     
      - Но по словам руководителя Росземкадастра Сергея Сая, которые он привел в одном из интервью, за прошлый год, по данным Министерства по налогам и сборам, в стране собрано 30,2 млрд. рублей земельных платежей. Москва, сказал он, собрала в 2001-м чуть больше 4 млрд. Чем объяснить такие расхождения?
     
      - 6,1 млрд. собраны и поступили в бюджет Москвы. Это факт. Что касается доходов, полученных от работы с землей по всей России, то эта цифра звучала на заседании коллегии Мин-имущества, на котором присутствовал премьер-министр Касьянов. Ее назвал в своем выступлении первый заместитель министра Юрий Медведев. Он сказал, что сборы от земельных платежей по РФ в 2001 году составили 3,9 млрд. рублей.
     
      Цифру 30,2 млрд. мне комментировать трудно. Может оказаться, что эти деньги крутятся внутри отрасли. Но в бюджет они не попали. А 6,1 млрд. в бюджет Москвы попали. Я за это отвечаю головой.
     
      - Предположим, что проблемы с дележкой московской земли позади. Каким будет механизм передачи ее в частную собственность?
     
      - Продажа свободных участков земли станет проходить, скорее всего, исключительно на конкурсах и аукционах, а предоставлять их кому-то "персонально" будет невозможно.
     
      Никому и ни при каких условиях в частную собственность не будут переданы, например, участки земли, зарезервированные в Генплане для исполнения федеральных нужд или нужд субъекта Федерации. В списках запрещенных к приватизации будут также земли, занятые жильем, транспортом и коммуникациями.
      Каким будет порядок передачи в частную собственность участков, на которые не наложены ограничения? Это определит новый закон о землепользовании, о котором я уже говорил.
     
      - Верно, что один из первых адресов, где земля может быть передана в частную собственность, - московский "Сити" на Краснопресненской набережной?
     
      - Предоставление в собственность участков в "Сити" вполне возможно. Тем более что речь идет не о нарезке "огородов" по четыре сотки, а о привлечении крупных инвесторов к вложению средств в крупные программы развития Москвы.

Московские Новости, 26-03-2002

Жилищный кодекс морально устарел.

          "На сегодняшний день в России действует несколько тысяч законов только федерального уровня, регулирующих жилищные отношения. И ни одного юриста, способного в этой сфере разобраться, я не знаю", - заявил вчера председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
     
      По его словам, статистику по этому поводу в регионах вообще никто не ведет. А около 70 норм (примерно половина) ныне действующего Жилищного кодекса безнадежно устарели. Ведь часть их была принята еще в 30-е годы, когда жильем распоряжался НКВД. Проблема эта имеет единственное решение - принятие нового Жилищного кодекса, правительственный проект которого поступит в Думу уже этой весной. И Крашенинников заверил присутствующих в том, что Дума, может, и согласится принять его за основу.
     
      В частности, комитет по законодательству согласен, что необходимо упорядочить обмен жилья. При этом он должен быть стимулирован, но не приближаться к формуле "уплотнения" булгаковского профессора Преображенского. В системности нуждаются и льготы, коих в кодексе столько же, сколько категорий граждан в России, так что любой из нас может при желании найти себе подходящую. Уже сейчас в рамках постепенно проводимой жилищной реформы усложнена процедура "совместной приватизации" жилья, что должно привести к уменьшению количества судебных разбирательств по этому поводу. Тем не менее говорить об окончании процесса приватизации, по мнению главы думского комитета, еще рано.
     
      О введении же 100-процентной оплаты коммунальных услуг Крашенинников выразился довольно осторожно - это возможно, но влечет за собой множество обязательств как со стороны правительства, так и со стороны местных властей. Ко многим из этих обязательств ни те, ни другие не готовы. Как, впрочем, не готовы к такому повороту событий и граждане.

Время МН, 26-03-2002

Предпродажная подготовка земли.

          ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
     
      Алексей Гордеев: "Сохраняя госконтроль, важно обеспечить целевое использование земель сельхозназначения. Вся конструкция землепользования настроена на то, чтобы развивать не столько рынок земли, сколько аграрный бизнес"
     
      Премьер Михаил Касьянов дал положительную оценку недавно внесенному в Думу законопроекту об обороте земель сельхозназначения. По его мнению, и в парламенте, и среди губернаторов по этому документу "негативной оценки не чувствуется". Существует ли консолидированная позиция по этому традиционно болезненному для нашей страны вопросу, выяснится уже в ближайшие дни - на заседании Госсовета. О том, как в России будет формироваться земельный рынок, корреспонденту "Итогов" рассказал вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев.
     
      - Алексей Васильевич, для чего нужен закон об обороте земель сельхозназначения? Какова конечная цель, что в идеале должно получиться после его вступления в силу?
     
      - Для того чтобы закрепить уже имеющиеся права граждан и юридических лиц на земли сельхозназначения. Но главное - обеспечить такой оборот этих земель, который приведет к сосредоточению их в руках наиболее эффективных товаропроизводителей. Ну а в целом надо вернуть обществу одну из наиболее устойчивых демократических ценностей - право на собственность.
     
      - О каких именно землях идет речь?
     
      - Земли сельхозназначения - это земли, используемые для сельхоздеятельности: пашни, луга... То есть все то, что необходимо для ведения растениеводства и животноводства.
     
      - Земельные собственники у нас вроде бы уже есть. С них и начнем. Каким образом предполагается производить переоформление земельных долей бывших колхозников и рабочих совхозов?
     
      - Сегодня, как правило, уже нет ни колхозников, ни рабочих совхозов. Дело в том, что абсолютное большинство сельхозпредприятий в ходе аграрной реформы приобрело новый статус - товарищества, акционерные общества, кооперативы. В ходе реформы земля была передана гражданам в виде долей. Каждый член такой организации, а также пенсионеры и некоторые другие категории сельских жителей имеют свою земельную долю. Таких владельцев порядка 12 миллионов; по России в среднем земельная доля составляет 7 гектаров на человека. Но статус этой собственности так и не был до конца определен. Не создана и унифицированная система оформления прав на эту собственность. Так что многие граждане, получившие право на землю, так ею и не распорядились, а многие и получать не стали. В новом законопроекте определяется статус земельных долей.
     
      - Но ведь сделки с землей уже велись, хотя закона не существовало. Они будут признаны недействительными?
     
      - В этом законопроекте сформулировано такое понятие, как Договор доверительного управления. Этот как раз тот механизм, который и устраняет существующий ныне парадокс, когда являющиеся по сути собственниками земли те же члены сельхозкооперативов на деле, перед законом, собственниками не являлись. И дабы осуществлять какие-то сделки с землей вынуждены были оформлять не право на собственность, а "договор собственности на право". А это уже юридический нонсенс. Законопроект эту практику не отменяет, а приводит в соответствие с Гражданским кодексом.
     
      - А если кто-то из членов сельхозкооператива захочет выйти из него, что будет с его землей?
     
      - Желающий выйти из такой организации должен в первую очередь предложить купить землю своим сособственникам. Если они отказываются, то тогда эту долю можно продать, не выделяя ее в натуре, на сторону. Если же есть желание выделить долю, то опять же надо обратиться к "сотоварищам" - споры рассматриваются в органах местного самоуправления или потом через суд.
     
      - А как приобрести землю тому, кто прежде ею не владел?
     
      - Законопроект об обороте земель сельхозназначения предусматривает достаточно широкий спектр возможностей для такого приобретения. Во-первых, можно купить земельный участок у его собственника. Во-вторых, арендовать его из государственных или муниципальных земель. Можно также приобрести земельную долю или несколько таких долей и выделить в счет их земельный участок. При этом следует отметить, что нормы законопроекта не распространяются на сделки с участками для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства и т.п. - там уже в полной мере сложился земельный рынок.
     
      - Теперь о самом интересном: какая, на ваш взгляд, стартовая цена у российской сельхозземли?
     
      - Вопрос цены - это вопрос спроса и предложения. Бессмысленно ее назначать, так как ее сформирует рынок. Но при этом, конечно, существует такое понятие, как кадастровая оценка.
     
      - Кстати, в какой сегодня стадии находится кадастровое оформление российских сельхозземель?
     
      - Оно не закончено, но паспортизация такая ведется - в ближайшие 2 - 3 года инвентаризация земель будет закончена. Есть еще одна интересная норма в этом законе: первое право покупки земли имеет государство - на уровне местных органов власти. То есть если кто-то пожелает продать землю, то он должен в первую очередь направить свое предложение в орган власти субъекта РФ. У них преимущественное право покупки. В течение месяца они должны дать ответ: покупают или нет. И в случае отказа земля продается третьему лицу, но по цене не ниже, что была предложена региональным властям. Если же цена снижается, то процедуру опять придется повторить - снова обратиться к властям.
     
      - И все же. Во времена оные перед помещиком, имевшим имение в российском черноземье, европейские князья шляпу снимали - еще бы, миллионщик! Сколько может стоить сегодня гектар русского чернозема?
     
      - Черноземы сами по себе разные, и цена зависит от многих факторов.
     
      - Но насколько велика разница с Европой?
     
      - Нет однозначного ответа. У нас пока отсутствует единый земельный рынок. И оценить, сколько стоит земля, не имея мониторинга, сложно. К тому же цена на землю определяется с учетом многих параметров, например, насколько она далека от райцентра. С дорогами-то у нас зачастую все как в те самые "времена оные", а требования к комфорту - коммуникации, водопровод, газ и прочее - как в XXI веке.
     
      - Противники закона беспокоятся, что в случае свободной купли-продажи земли Родина вскоре на корню будет распродана иностранцам.
     
      - Отвечать на реплики вроде "караул, грабят!" бессмысленно, надо тогда возвращаться к философским вопросам, например, что такое Родина? Мы же хотели этим законопроектом еще раз подчеркнуть, что нужно собрать воедино весь рынок. Сохраняя госконтроль, важно обеспечить целевое использование земель сельхозназначения. Так что вся конструкция, механизм землепользования настроены на то, чтобы развивать не столько рынок земли, сколько аграрный бизнес. Не институт рентных отношений и земельных рантье, а гарантировать приоритет тем землевладельцам, которые организуют бизнес на своей земле. Что тут опасного - иностранцы? Так землю с собой не увезешь. А если взять историю, то Урал, например, в основном осваивался немцами.
     
      - Но закон-то предусматривает какие-то ограничения по продаже земли иностранцам?
     
      - Предусматривает. В части продажи приграничных земель. Их перечень будет определяться указом президента. В других же регионах - свобода.
     
      У меня лично, честно признаюсь, тоже были сомнения, как быть с иностранцами. Но если вдуматься, то становится непонятно, чего мы боимся. У нас 30 млн. га пашни - не сельхозугодий, а именно пашни - брошены! Надо понимать, что земля не является слишком уж ходовым товаром, исключая, конечно, особо ценные земли в южных регионах. У нас подчас предложение превышает спрос. Что - какой-то дядя Сэм захочет купить в Тульской области 100 га? Зачем ему это? Ведь за землю надо деньги платить, увезти ее нельзя, стало быть, потом еще деньги в нее вкладывать...
     
      - При подготовке законопроекта речь шла о том, что каждый потенциальный землевладелец должен будет сдавать "экзамен на крестьянина"...
     
      - Да, шел разговор о квалификационных требованиях. Но в итоге мы отказались от этого - слишком уж формальное действо. С другой стороны, введение такого квалификационного испытания - лишний рычаг чиновничьего вмешательства. А чиновников и так упрекают что ни день в превышении полномочий. Зачем лишний раз давать такую возможность? Достаточно того, что у власти есть более серьезный рычаг воздействия - контроль за целевым использованием земли.
     
      - Кто будет контролировать?
     
      - Субъекты РФ. И будет судебная процедура: если не обрабатываешь землю в течение двух лет, если не ошибаюсь, то в дело вступает суд.
     
      - Кстати, какие в этом законе предусмотрены права региональных властей?
     
      - Мы вообще приоритет госконтроля отдаем субъектам РФ. Даже решение вопроса о введении в действие этого закона. Сегодня есть несколько регионов, где нет частной собственности на землю. И торопиться тут не надо. Сроки - это прерогатива территории. Если нет в Дагестане частной собственности на землю, то пусть она появится тогда, когда там это сочтут нужным. Кроме того, мы даем субъектам право определять максимальный размер участка земли в пределах одного административного района на юридическое или физическое лицо. Далее. То, о чем я говорил, - право преимущественной покупки земли, контроль за ее использованием. Очень тяжкая ноша, которая ляжет на плечи регионов, - оформление сделок с землей.
     
      - Где будут оформляться сделки?
     
      - Существует единая процедура прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этим занимаются регистрационные палаты на местах.
     
      - Земельный банк будет создан?
     
      - Были такие предложения от депутатов, но это больше касается использования земли в качестве залога. Это ипотека. Сейчас идет отдельный закон об ипотеке, там, наверно, это и будет прописано. Но я не готов сказать, будут ли такие полномочия у банков...
     
      - У банков или банка?
     
      - Может быть и несколько банков. А возможно, будет избран и более либеральный путь, когда государство ничего не определяет, а банки, которые захотят заниматься земельной ипотекой, ей и займутся. Кстати, в некоторых странах существует практика, когда залоговыми операциями с землей занимается единый банк, куда поступает сельхозналог, а кредиты под залог выдает либо он, либо - по специальным обязательствам - другие кредитные учреждения.
     
      - Появление какого типа землевладельцев было бы более оптимальным для России: крупных, мелких, средних, одиночек или организаций?
     
      - Официально таких приоритетов не существует. У нас всем - дорога и почет. Но есть и отечественный и мировой опыт, который говорит о том, что выгоднее укрупненные хозяйства. Нас к этому в том числе и бескрайние просторы обязывают. У нас проблема мобилизации и эффективного использования ресурсов очень актуальна. Но это возможно только при такой организации производства, когда оно является крупнотоварным. Или агрохолдинги. Даже на Западе признаются, что мелкие фермеры - это большая головная боль. Надо их поддерживать: в странах ЕС уровень господдержки на гектар пашни в 60 раз выше, чем в России! Потому как эти фермеры - активная часть электората, да и традиция к тому же. Нам тут, как ни парадоксально, даже легче: работаем с чистого листа, собственник только-только формируется, и денег особых нет. Полная свобода выбора - плыви куда хочешь. Главное - доплыть. Агрохолдинги - очень перспективное направление, ведь при такой структуре все: от нулевого цикла до готовой продукции. Здесь целый набор опять же хорошо знакомых нам преимуществ. Ни в одной стране мира производитель толком не понимает, что такое рынок, какие там цены. На Западе фермеру "спускают" квоту, допустим, в 100 тонн молока, и ему цена известна на год вперед, и он не заботится ни о чем, соревнуется сам с собой. Создавая агрохолдинги, мы снимаем с крестьянства эту ношу - рыночную. К тому же агрохолдинги, как показывает опыт, крайне привлекательны для инвесторов.
     
      - Помимо разговоров о земле в последнее время граждан беспокоит еще и "куриная" проблема. Несколько лет назад она уже возникала: Россия вводила мораторий на импорт "ножек Буша-старшего", потом отменяла его. Значит ли это, что в истории с "ножками Буша-младшего" дело вовсе не в нормах ветеринарного контроля, а в конкурентной борьбе западных и отечественных производителей?
     
      - Не люблю этого выражения "ножки Буша"... Мы уже неоднократно подчеркивали, что это вопрос чисто технический, ветеринарный. Контроль тут должен быть строжайший. А за последние два месяца мы обнаружили целую систему нарушений. В 16 партиях американского товара - сальмонелла! При этом качество работы ветслужб в США и оформление сертификатов идет с нарушениями. Наша ветеринарная служба в лице главного ветеринарного врача России приняла, на мой взгляд, единственно правильное решение.
     
      И мне обидно, что Соединенные Штаты перевели этот вопрос в русло политических проблем. Хотя мы неоднократно подчеркивали, что есть проблема - сальмонелла и контроль за качеством, - но ее можно устранить, и мы будем работать, как работали.
     
      - А без американских поставок российские производители способны удовлетворить отчественных покупателей по цене и количеству?
     
      - Надо понимать, что восстановление потенциала любого производства, в том числе и сельскохозяйственного, требует времени. Птицеводство - наиболее окупаемое и краткосрочное производство: каждые три месяца можно расширять цикл. Но мы импортировали почти 2/3 от потребляемого в России мяса птицы. Это даже за год наверстать не получится! И с точки зрения ценообразования сложно.
     
      В США "ножки" - бросовый товар, там они популярностью не пользуются. Хочу отметить, что наши птицеводы в перспективе способны в полной мере удовлетворить отечественный рынок высококачественной продукцией. Собственно говоря, в прежние годы так и было. Но в последнее время потенциал птицеводства существенно снизился. Сегодня много делается для укрепления этой отрасли. Так что если мы и впредь будем наращивать производство такими темпами, то проблема "ножек Буша" будет снята в недалеком будущем.
     
      - Существуют ли, на ваш взгляд, у России перспективы выхода на западные рынки именно экологически чистой сельхозпродукции?
      -
      - По мясу - нет. Но по определенным видам можем. Например, по зерновым, по пиву и морсу. Пиво мы даже
      -
      - в Германию экспортируем!..
     
      - Как продвигаются переговоры со Всемирной торговой организацией с точки зрения интересов российского АПК?
     
      - Здесь должны быть такие же подходы, как и в целом в экономике. Учитывая, что сельское хозяйство - это сфера, зависимая от природных факторов, а стало быть, и результаты ее работы не всегда стабильны, нам нужно думать о том, чтобы добиться равноконкурентных условий. Иначе говоря, при присоединении к ВТО необходимо обеспечить использование в сельском хозяйстве тех же инструментов поддержки отрасли, как и в развитых аграрных странах, и в тех же пропорциях. Важно также выстроить гибкую таможенно-тарифную политику, способную без ущерба для собственного производства в широком масштабе проводить курс на интернационализацию рынка продовольствия.
     
      - "Левые" много говорят об угрозах продовольственной безопасности России. Насколько это отвечает действительности?
     
      - Сегодня о проблеме продовольственной безопасности страны говорят не только, как вы выразились, "левые". Насколько сегодня актуальна эта проблема для России, я думаю, можно проиллюстрировать такими данными. В процессе перехода от планово-распределительной экономики к рыночной, а это очень тяжелый и болезненный этап для субъектов агробизнеса, произошло существенное снижение объемов производства сельхозпродукции и непосредственно продуктов питания. Достаточно сказать, что в минувшем десятилетии производство продукции сельского хозяйства в России сократилось более чем на треть, а продуктов питания - почти на половину.
     
      В силу этого среднестатистический гражданин России стал питаться хуже, чем десять лет назад. В энергетическом исчислении ныне потребление продуктов уменьшилось примерно на треть. Между тем в конце 80-х годов Россия входила в десятку ведущих стран мира по уровню и качеству питания. Сейчас же находится в седьмом десятке. Кроме того, дефицит отечественного продовольствия тут же стал восполняться импортом. В середине 90-х годов его объем составлял свыше 13 миллиардов долларов. Например, доля зарубежных мясопродуктов в розничном товарообороте достигала свыше одной трети от общего потребления. Вот почему с середины прошлого десятилетия так остро встала проблема продовольственной безопасности.
     
      В нашей стране, как известно, принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В контексте этого документа прорабатывается государственная стратегия продовольственной безопасности. При этом мы должны исходить из того, что продовольственная безопасность должна гарантировать максимально полное удовлетворение потребности населения в продуктах питания. Важно также обеспечить физическую и экономическую доступность продуктов питания для всех граждан. Хочу также отметить, что национальная продовольственная безопасность базируется на концепции самообеспечения основными видами продовольствия. То есть основными продуктами - молоком, мясом, овощами, картофелем, зерном - Россия должна обеспечивать себя полностью.
     
      Врез
     
      Уже несколько лет российские крестьяне на бумаге являются владельцами земельных долей (примерно по 7 гектаров на каждого). Но только после вступления в силу закона о сельхозземлях они на деле получат право распоряжаться этой собственностью .
     
      Вице-премьер Алексей Гордеев уверен, что будущее российского сельского хозяйства за крупными производствами - агрохолдингами, которые способны вкладывать в землю серьезные инвестиции .
     
      В последние дни Алексею Гордееву больше приходится заниматься спором с коллегами из США по поводу качества заокеанских куриных окорочков .
     
      СТАТИСТИКА
     
      Вся земля России
     
      Российское законодательство предусматривает 7 категорий земель:
     
      земли сельхозназначения;
     
      земли поселений;
     
      земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
     
      земли особо охраняемых территорий;
     
      земли лесного фонда;
     
      земли водного фонда;
     
      земли запаса.
     
      Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.
     
      Сельскохозяйственные угодья включают:
     
      пашню;
     
      залежь;
     
      кормовые угодья (сенокосы и пастбища);
     
      многолетние насаждения.
     
      Несельскохозяйственные угодья подразделяются на:
     
      земли под поверхностными водными объектами, включая болота;
     
      земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью;
     
      земли застройки;
     
      земли под дорогами;
     
      нарушенные земли;
     
      прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов и пр.).
     
      Учету подлежат также оленьи пастбища, которые, сами не являясь угодьями и представляя собой территории, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя, могут находиться в таких угодьях, как земли под лесами, древесно-кустарниковой растительностью, на болотах и прочих землях.
     
      Государственная статистическая отчетность включает сведения о наличии земель, формируемых на основе информации, содержащейся в государственном земельном кадастре, ведение которого осуществляется территориальными органами Росземкадастра.
     
      Распределение земельного фонда по категориям земель, которые в совокупности составили 1709,8 млн. га (по данным на 1 января 2001 года):
     
      земли лесного фонда - 64,1%;
     
      земли сельхозназначения -23,8%;
     
      земли водного фонда - 1,6%;
     
      земли запаса - 6,5%;
     
      земли поселений - 1,1%;
     
      земли промышленности, транспорта, связи - 1,0%;
     
      особо охраняемые территории - 1,9%.
     
      Алексей Гордеев считает, что законопроект об обороте земель сельхозназначения призван вернуть обществу одну из основных демократических ценностей - право на собственность Подпись к фото В правительстве надеются, что парламентарии и губернаторы поддержат предложения кабинета министров по формированию земельного рынка.

Итоги, 26-03-2002

Коммунальная диспропорция.

          Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников считает, что вводить 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг пока преждевременно. "Такое решение пока и не принято, -- сказал депутат. -- Даже если федеральный центр с будущего года перестанет включать средства на частичную оплату таких услуг в свои трансферты территориям, финансирование будет продолжаться за счет региональных бюджетов". Полностью перекладывать жилищно-коммунальные расходы на плечи граждан, по мнению депутата, безответственно и несправедливо: "Не очень понятно, какие преимущества получат граждане в случае перехода на 100-процентную оплату: ведь само качество жилищных услуг едва ли повысится". Кроме того, Павел Крашенинников считает, что тарифные ставки при 100-процентной оплате все еще не до конца согласованы.
     
      По всей видимости, окончательно вопрос о том, кому и сколько платить за тепло, свет, воду, охрану подъезда и прочие жизненные блага, может быть решен в Жилищном кодексе, проект которого, по словам г-на Крашенинникова, "разрабатывается в недрах правительства". В Думу он может быть внесен уже в течение весенней сессии. И возможно, новый кодекс придаст большую стройность жилищно-коммунальной реформе, которая пока очень диспропорциональна: "Если сводить ее только к 100-процентной оплате услуг, она становится похожа на человека со слишком большой головой".
     
      Г-ну Крашенинникову кажется, что новый Жилищный кодекс позволит упорядочить систему льгот на предоставление жилья. По словам депутата, бесплатно получить квартиру, отстояв десять или двадцать лет в очереди, скорее всего, будет уже невозможно. Тем, кто и сейчас все еще стоит в очереди, квартиры должны быть предоставлены, но этим следует ограничиться. Поскольку приобретать квартиры в собственность большинству людей не по карману, основной формой юридических отношений в жилищной сфере будет коммерческий или социальный найм. К слову, депутат напомнил, что муниципалитет теперь вправе выселить гражданина с занимаемой им по социальному найму площади, если тот не платит за квартиру больше полугода. Делать это, правда, можно только по суду, который должен учитывать все нюансы ситуации. "Если человеку два года не платили зарплату, суд обязан будет принять это во внимание, -- сказал депутат. -- К тому же, если дело и дойдет до выселения, человеку должны будут предоставить другую площадь, по нормам общежития -- 6 метров на человека".

Время новостей, 26-03-2002

Недвижимость:простор для бизнеса.

          Несмотря на то что дефицит складских помещений становится все более заметным, основная масса девелоперов не рассматривает рынок складов как достойный объект для инвестиций. Основным поставщиком помещений под склады остаются пустующие цеха остановившихся производств. Однако наиболее дальновидные игроки рынка недвижимости уже приступили к реализации проектов, связанных с созданием складских комплексов европейского уровня.
     
      Лишь четверть высококлассных складских помещений в Москве отвечает всем современным требованиям, считают специалисты. Их общая площадь не превышает 150 000 кв. м - для такого мегаполиса, как Москва, это крайне мало. Столько планирует построить в Подмосковье для собственных нужд одна лишь IKEA. Дефицит складов приводит к тому, что стоимость хранения грузов зачастую оказывается завышенной.
     
      Несмотря на дефицит качественных складов, девелоперы не спешат развивать бизнес в области их постройки. Это объясняется заметно более продолжительными сроками окупаемости по сравнению с другими инвестиционными проектами в сфере недвижимости. Если для офисной и торговой недвижимости нормальным сроком окупаемости являются 3 - 6 лет, то для складов - уже 5 - 8 лет. Другие специалисты объясняют слабую активность девелоперов неразвитостью рынка, которая делает складские проекты весьма рискованными, - трудно правильно оценить нужды конечных потребителей.
     
      Однако некоторые фирмы смогли добиться успехов в этой области. Например, компания "Кулон" в партнерстве с португальской ESAF успешно реализовала первый проект по строительству офисно-складского комплекса на улице 8 Марта. Сейчас в нем самые высокие ставки аренды в Москве - они достигают $160 за 1 кв. м в год. По словам генерального директора "Кулона" Ивана Потехина, в комплексе из 8000 кв. м складских и 4500 кв. м офисных помещений не осталось ни одного свободного уголка. "Спрос на склады остается высоким, и сейчас мы готовим исходно-разрешительную документацию еще на три проекта", - сообщил он. Из них только один будет располагаться в черте Москвы - на Дорожной улице (8000 кв. м складских и 4000 кв. м офисных площадей), а два остальных - в Подмосковье, на Новорижском шоссе (здесь планируются чисто складские объекты площадью 18 000 и 8000 кв. м). Вообще в последний год все больше компаний предъявляют спрос на складские помещения за пределами МКАД - это и дешевле, и удобнее с точки зрения организации подъездных путей.
     
      Уровень рентабельности строительства складов вполне сопоставим сейчас с проектами по возведению офисных комплексов, считает Потехин. Хотя ставки аренды складов, конечно, ниже, но и инвестиции требуются меньшие - примерно на 25 - 30%, говорит он. При этом многим компаниям хотелось бы иметь расположенные в одном и том же месте склад и офис. Характерным примером такой компании является DHL - один из главных арендаторов комплекса на улице 8 Марта.
     
      "Рынок офисов начинает насыщаться, - говорит Потехин. - А на рынке складов игроков немного, и у нас есть хорошие возможности".
     
      По словам заместителя директора Jones Lang LaSalle Рубена Алчуджяна, основных владельцев и
      арендаторов складских комплексов можно условно разделить на три категории: компании, специализирующиеся на логистике, крупные российские и иностранные производители, торговые сети.
     
      Наиболее эффективно арендованные площади используют арендаторы, относящиеся к первой группе. Их бизнес состоит в оказании максимально полного комплекса услуг по распределению товарных потоков торговым компаниям. Подобные услуги, например, оказывают российско-французская FM Logistics (склад площадью 48 500 кв. м в районе аэропорта "Шереметьево-2", в составе комплекса есть таможенный терминал), JD Logistics (терминалы на Варшавском, Ярославском шоссе, в г. Пушкино Московской области общей площадью около 20 000 кв. м).
     
      Фирмы-производители, такие как Coca-Cola, Mars и пр., предпочитают обычно складировать товар в месте изготовления, а торговцы (" Рамстор", Metro) часто соединяют торговые и складские площади в единое целое.
     
      В Москве всем международным стандартам соответствуют не более десятка складских комплексов, расположенных в привлекательных районах, - ставки аренды в них достигают $150 - 160 за 1 кв. м в год. Менее удачное расположение снижает цену аренды склада до $100 - 120. Отапливаемые помещения без технических наворотов стоят $60 - 100 за 1 кв. м в год, а холодные боксы в неудачных местах - $40 - 70 за 1 кв. м в год.
     
      По словам Алчуджяна, идеальный склад должен быть расположен так, чтобы обеспечивать подъезд большегрузного транспорта (так называемых еврофур), движение которого внутри кольца Московской окружной железной дороги без специального пропуска запрещено. Здание должно круглосуточно охраняться, а к грузам должен быть обеспечен постоянный доступ. Практически всегда есть потребность в автономной электроподстанции и тепловом узле. Перед воротами необходима площадка для маневрирования крупнотоннажного транспорта длиной не менее 25 м. Само здание должно иметь предпочтительно прямоугольную планировку, выровненный пол, потолки высотой от 7 м (предпочтительна высота 9 - 10 м). Внутри помещения должно быть как можно меньше колонн - не более одной на 100 кв. м. Все складские помещения должны располагаться на одном уровне (на первом этаже). На втором и других этажах, если они есть, могут располагаться лишь вспомогательные или офисные помещения.
     
      По оценке Jones Lang LaSalle, на конец 2001 г. общее количество складских помещений европейского уровня составляло в нашей стране 602 000 кв. м. Из них лишь 150 000 кв. м отвечают всем современным требованиям. Учитывая небольшое предложение вновь построенных специализированных складских помещений, основным их источником пока выступают заводы и фабрики, сдающие пустующие цеха.
      Риэлторы полагают, что здесь есть неплохие резервы. По данным аналитиков Московского инвестиционного агентства недвижимости , до 2020 г. может высвободиться 5000 га неэффективно используемых производственных территорий.

Ведомости, 26-03-2002

Нас ждут цивильные помойки.

          В ближайший год-два в Москве появятся новые евроконтейнеры для твердых бытовых отходов.
     
      Представлять они собой будут оцинкованные емкости из штампованной листовой стали с крышкой на пружинах - ее конструкция предусматривает легкое прилегание к "горлышку" контейнера и не менее легкое открывание. К 2010 году их будет около 20 тысяч штук - цивильными помойками оборудуют половину жилых районов Москвы.
     
      По прогнозам столичных властей, внедрение евроведер сулит городу как экологические, так и экономические плюсы. Ежегодный неконтролируемый сброс в окружающую среду всякой грязной мерзости уменьшится на 310 тонн, а затраты на утилизацию мусора снизятся на 1 миллион рублей в год.
     
      Дело в том, что, помимо эстетической, новые контейнеры будут нести и селективную функцию: бытовые
      отходы планируется разделять по "происхождению" для отбора и повторного использования всяких ценных материалов.
     
      Реализация вторсырья принесет столице дополнительные доходы - специалисты-помоечники называют цифру в 33 миллиона рублей в год. Кроме того, специальная "Концепция развития системы санитарной очистки города", рассчитанная на 2002 - 2010 годы, предусматривает создание общемосковской "автоматизированной системы контроля и управления потоками" твердого мусора, которая упростит схему сбора, транспортировки и обезвреживания отходов - на этом город сэкономит 10 - 15 миллионов рублей.

Московская правда, 26-03-2002

От метро до метро...по воздуху.

          Улицу Фонвизина сегодня не узнать - она превратилась в одну большую стройплощадку. По левой ее стороне сносятся пятиэтажки и растут многоэтажные дома. А прямо по бульвару, словно грибы из-под земли, поднялись мощные опоры будущего монорельсового пути, что свяжет надземным транспортом район Тимирязевский с Ботаническим садом. У метро Тимирязевская расположится первая пассажирская станция надземки, остановки будут у Огородного проезда, на улице Королева, у метро "ВДНХ", конечная - метро "Ботанический сад".
     
      Работы вахтовым методом здесь ведет Мостоотряд 114 Мостотреста корпорации "Трансстрой", хорошо знакомый москвичам по сооружению Рижской эстакады и на проспекте Мира.
     
      Бетонирование опор на Фонвизина уже практически завершено - последняя на этом участке вплотную придвинулась к Огородному проезду, за которым уже ведутся работы по монтажу конструкций будущей пассажирской остановки. Вахтовая бригада Александра Мокошина занимается подготовкой стапелей для монтажа пролетных строений. Многотонные стальные балки, изготовленные в Воронеже, свариваются в плети и устанавливаются на ригельные "подушки" опор. Вес одного такого пролета около 75 - 90 тонн в зависимости от шага опор. 180 метров стального пути уже поднято на опоры, и с каждой вахтой монорельс удаляется от метро "Тимирязевская".
     
      - Закончив монтаж пути на Фонвизина, Мостоотряд 114 переходит на улицу Королева, - говорит прораб участка Александр Викторович Коробейников. - Через 1,5 года должен быть сдан в эксплуатацию весь путь от Тимирязевской до Ботанического сада.
     
      Если начать отсчет с июля, когда строители только приступили к возведению опор, то, значит, ждать осталось недолго, и уже к концу года при стечении благоприятных обстоятельств монорельс на этом отрезке надземной дороги будет практически готов к приему транспортных средств.
     
      Обрезиненные ролики вагонов обещают минимальный шумовой эффект при движении по монорельсу.
      Этому же будет содействовать высокая точность изготовления и сборки пролетных строений, выполненных с очень жесткими допусками. Рабочие ведут монтаж осторожно, чтобы не повредить зеленый наряд сквера. За этим ведут строгий контроль надзорные органы. Правда, макушки некоторых деревьев, мешающих монтажу, все-таки пришлось "подстричь".
     
      Голубые вагоны уже изготавливаются на производственной базе Института теплотехники, и первый из них будет опробован в движении на участке Тимирязевская-ВДНХ. Этот участок станет первенцем развития надземного монорельсового пассажирского транспорта в нашей стране.

Московская правда, 26-03-2002

Оконные стекла перестанут пропускать в квартиру грязь.

          Устанавливать особые противодымные окна в домах, строящихся вблизи крупных предприятий, задумали столичные власти. Городская администрация утвердила на днях проект застройки квартала между Новоостаповской улицей и 1-й улицей Машиностроения района Южнопортовый.
     
      Как сообщили "ВМ" в правительстве Москвы, осваиваемая территория практически вплотную примыкает к шинному заводу. Обитатели окрестных домов то и дело сетуют на "технологическую" сажу на подоконниках, а во время известного пожара на складе покрышек (это было в 1996 году, после чего локальные возгорания случались здесь еще несколько раз) в жилищах буквально было нечем дышать. Кое-где, кстати, от проникшего в щели дыма даже закоптились стены. Поэтому проектировщики решили предупредить подобные ситуации и рекомендовали поставить в возводимые многоэтажки стеклопакеты повышенной надежности.
     
      Абсолютно герметичные рамы будут снабжены хитроумным вентиляционным клапаном: он пропустит внутрь только свежий воздух, а почти все уличные шумы останутся за пределами квартиры. В случае же "газовой атаки" окно можно задраить наглухо - и жильцы останутся в полной безопасности.
     
      Как логичное дополнение к этому квартал собираются плотно засадить неприхотливой зеленью, которая также успешно борется с грязным воздухом: под деревья и кустарники отвели солидную площадь - почти в полгектара.

Вечерняя Москва, 26-03-2002

Призрак Мавроди бродит по Питеру.

          В Cеверной столице новоявленные латифундисты строят новые пирамиды
     
      Суды Санкт-Петербурга, районные и городская прокуратуры нынче завалены исковыми заявлениями обманутых пайщиков - тех, кто за свои кровные пожелал решить квартирный вопрос. Внесли деньги, проинвестировав таким образом строительство, а их взяли и обманули, продав жилплощадь во второй раз. Теперь у этих пайщиков - доля далеко не завидная. Многие снимают жилье, кто-то сторожит дачи, чтобы иметь крышу над головой, в общем, выкручиваются.
     
      На сегодняшний день в Петербурге существует 18 очагов конфликта вокруг соответственно 18 многоэтажных жилых домов. Каждый такой инцидент сделал обездоленными десятки сотен людей, доверившихся строительным "пирамидам". Поэтому неудивительно, что толпы обманутых инвесторов пикетируют Смольный и другие структуры государственной власти с требованием защитить их права.
     
      В такую же печальную историю попали активисты официально зарегистрированной общественной организации "Товарищество собственников жилья" (ТСЖ). Их многоэтажный дом состоит из трех корпусов, два из которых уже готовы на 90 и 65% соответственно, под третий вырыт лишь котлован. Однако башенные краны здесь давно бездействуют, нет ни одного рабочего, более того, двери подъездов и окна первых этажей наглухо заварены. Причиной тому - долгая, мучительная тяжба между заказчиком ООО "Инкост" и ЗАО "УНР-86".
     
      В 1993-м городская мэрия выделила участок земли под застройку промышленному гиганту электронного приборостроения ОАО "Светлана". Однако финансовое положение предприятия в те годы было катастрофическим. Тут-то и всплыла организация-посредник - ООО "Инкост", которой и были переданы права заказчика на строительство дома. "Инкост", превратившись волею судьбы в собственника прекрасного участка земли напротив живописного городского парка "Удельный", не вложив в финансирование объекта ни копейки, подрядил для выполнения всего объема работ ЗАО "УНР-86", которое взвалило на себя еще обязанности инвестора. Вот тут-то строителям понадобились деньги дольщиков.
      Желающих долго искать не пришлось.
     
      Когда второй корпус вырос до 12-го этажа, а в первый пайщики уже стали завозить мебель, объект арестовали по решению Арбитражного суда, инициированного "Инкостом". С помощью всевозможных юридических уловок организация-посредник решила отбить жилье у дольщиков. Для этого в первую очередь нужно было добиться расторжения договора со строителями - в этом случае пайщики могут иметь претензии только к УНР. Но у него своя правда: деньги уже вложены в объект и вернуть их невозможно. По результатам аудиторской проверки Генеральной прокуратуры выяснилось, что "УНР-86" вложило в строительство больше средств, чем собрало с дольщиков. При этом "вклад" "Инкоста" - лишь разрешительные документы на застройку территории, доставшиеся на "халяву", за что посредник получит 25% квартир. Как бы то ни было, решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области договор генподряда был расторгнут, на объект наложен арест, кто и когда будет его достраивать - неизвестно.
     
      На сегодняшний день претензий ни к той, ни к другой фирме не предъявишь, поскольку одних прогнали с объекта, другие попросту не являются стороной договора. Юристы, разбиравшиеся в казусах этой истории, не исключают, что между двумя бодающимися организациями на самом деле существует хорошо спланированный сговор, ведь, выбросив пайщиков третьей очереди из этой цепочки, 86 "черных" квартир будут проданы дважды. Соискателям жилплощади предлагается выкупить свои квартиры по цене едва ли не вдвое больше первоначальной. Если они заключили договоры с ЗАО "УНР-86" о долевом участии в возведении дома из расчета 270 долл. за кв. м жилья, то на сегодняшний день среднегородская цена квадратного метра равна уже 400 долл. По сути, людям придется во второй раз покупать свою жилплощадь. При этом не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что деньги дольщиков по законам логики покрутились еще в "офшорах".
     
      Что могут противопоставить этому бесправию люди, большинство из которых, чтобы заработать на жилье в Питере, оставили свое здоровье на Крайнем Севере? Они объединились, они стоят в пикетах, пишут о своей беде во все инстанции, в том числе и президенту России. Но все письма возвращаются в горпрокуратуру и администрацию города, откуда добросовестно приходят очередные отписки, суть которых сводится к тому, что ни заказчик, ни подрядчик не нарушили своих обязательств.
     
      Понятно, что не признать правоту пайщиков невозможно, но и принять какие-то радикальные меры непросто, поскольку нет соответствующих федеральных законов в защиту инвесторов. В определенной степени этот пробел мог бы восполнить город, как это сделали в Москве, где разработан механизм защиты пайщиков. Но в Питере не удосужились принять таких мер. В результате инвесторов отдали на растерзание фирмам, способным лишь "стричь купоны". Непонятно, какими принципами руководствуются городские власти, допуская существование латифундий (систем землевладения) в лице каких-то сомнительных организаций-посредников на своей территории? Кстати сказать, именно "Инкост" приложил руку к аналогичному скандалу со строительной фирмой "Виадук", где точно по такому же принципу "кинули" инвесторов.
     
      По-хорошему во всей этой ситуации следовало бы разобраться Управлению по борьбе с экономическими преступлениями МВД. И был момент, когда убэповцы проявили интерес к данной истории. Вот только объектом их пристального внимания стали… сами пострадавшие!
     
      В тот день в актовом зале одной из школ Приморского района во внеурочное время дольщики проводили собрание товарищества, повесткой дня которого был сбор средств на адвоката для защиты их интересов в суде. Все делали по закону: бухгалтер вел реестр под роспись с учетом госпошлины, каждый взнос находился в отдельном конверте, даже номера купюр на всякий случай переписали. Когда собрание завершилось, вдруг объявились убэповцы. Сначала они, заявив о том, что ищут наркотики и оружие, произвели досмотр сумок. Когда они поняли, что этот фарс не выдерживает никакой критики, то проявили интерес к собранным деньгам. Им объяснили, что это за деньги и по какому поводу собирались. Тогда пайщиков обвинили в том, что они… собирали деньги на взятку чиновнику.
     
      При составлении протокола задержания присутствовал начальник УБЭП Приморского района Игорь Васильев, он отдал указание изъять деньги, а дольщиков доставить в управление. Всю ночь их продержали в УБЭП, допрашивали всех по отдельности. Не выводили даже в туалет. Когда приехавшие следом родственники потребовали освобождения, сотрудники милиции цинично заявили, что, оказывается, никто никого и не держит. Лишь под утро пайщиков выпустили, но деньги назад не отдали. Чтобы вернуть их, им пришлось обратиться в адвокатское бюро.
     
      Оказывается, можно работать оперативно, вот только явно не по заявлению простых граждан, а по наводке, судя по всему, заинтересованных людей, в чьих интересах запугать пайщиков, заставить их отступиться от своей борьбы и подарить квартиры.
     
      Эту ситуацию я обсуждал с рядом опытных юристов, в том числе и с работниками Федерального управления юстиции по Северо-Западу. Один из них высказал толковую мысль о том, что пора бы в России возродить долговые тюрьмы, называвшиеся раньше ямами. Я подумал, что это неплохая идея, тем более что уже есть котлован под третий корпус дома - чем не долговая яма для генеральных директоров "УНР-86" и "Инкоста" господ Ясногородского и Вьюшина?!

Независимая Газета, 26-03-2002

В начало

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.realtinfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш, ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное